426063, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул.
Восточная, 12, телефон/факс (3412)68-03-70, электронная почта:school-57@udm.net
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ
№ 57»
_______________________А.И.
Дудин
«____»______________________2012г.
П Р О Г Р А М М А
Школьной
научно-экологической смены с дневным
пребыванием детей.
|
Автор: Иванова Марина Александровна,
учитель биологии и экологии
МБОУ «СОШ № 57»
|
Ижевск, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Период каникул –
активная пора социализации детей. Значительное расширение поля взаимодействия
дает новые возможности для личностного роста каждого ребенка и его
самосовершенствования.
Во время каникул
необходимо создать педагогические условия для обеспечения полезной,
содержательной занятости детей, способствующие формированию положительных
качеств их личности на основе использования многообразия форм активной
деятельности и общения.
Наиболее
эффективными и приемлемыми формами в каникулярное время являются – профильные
лагеря.
Экологическая
культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Формирование
экологического мировоззрения людей гораздо легче и эффективнее происходит на
ранних этапах развития личности, когда закладываются основные представления о
природе и обществе.
Актуальность:
Актуальность
программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как
в области общего, так и дополнительного экологического образования.
Работа
экологического лагеря позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к
начальному этапу исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на
альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках
профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов
обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает
образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее
полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе;
вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает
умения реальной природоохранной деятельности.
Одной из
эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская
деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с
природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается
наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических
вопросов. Ориентированность школ на экологическое воспитание детей в природной
обстановке позволяет обучающимся активно приобщаться к исследовательской работе
по изучению природных сред и экосистем своего родного края, побуждает к участию
в экологических конкурсах, олимпиадах, научных студенческих конференциях,
летних лагерях, экологических экспедициях, обмениваться результатами
исследований через современные телекоммуникационные средства.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.
- формирование экологических знаний и культуры
подрастающего поколения в ходе практической деятельности (обеспечение массового
учета показателей экологического состояния территорий на уровне биогеоценозов).
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
1. Научиться делать выбор и
характеристику объектов школьного экологического мониторинга.
2. Изучить методы экологического
мониторинга почв, биоты, воздушной и водной среды.
3. Отработать на практике методы
экологического мониторинга.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I Подготовительный этап:
1 Подбор
педагогических кадров
2 Комплектование
отряда
3 Разработка и
оформление документации
4 Оборудование
кабинетов
II. Организационный этап:
1 Знакомство
2 Выявление и
постановка целей развития коллектива и личности
3 Сплочение
обучающихся
4 Формирование
законов и условий совместной жизнедеятельности
5 Подготовка к
дальнейшей жизнедеятельности по Программе
III. Основной этап
1 Содружество
детей и взрослых
2 Коллективная
и индивидуальная исследовательская деятельность
3 Личностный
рост воспитанников
4 Мониторинг
жизнедеятельности коллектива, развития личности воспитанников
IV. Заключительный этап:
1.
Психолого-социально-педагогический анализ результатов
Программа включает в себя:
1. Занятия (лекции, практикумы,
семинарские занятия)
2. Научно-исследовательская
работа учащихся под руководством воспитателей-кураторов
3. Экскурсии, походы одного дня.
4. Трудовые десанты по очистке
берегов рек, пруда, территории школы и микрорайона и т.д.
5. Интеллектуальные игры,
конкурсы, развлекательно-познавательные мероприятия, спортивные игры и т.д.
Работа в лагере
строится в два этапа: 1-ая половина дня исследовательская работа /
теоретическое занятие, 2-ая – культурно - досуговая программа / обработка
полевого материала. Ежедневно ребята заполняют календарь наблюдений и событий.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
1. Материально-технические условия
предусматривают: финансирование за счёт средств бюджета и наличие приспособленной
базы (школы) на 16 детей, наличие спортивный базы.
2. Кадровые условия. В соответствии
со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- директор школы, обеспечивающий
организацию лагеря.
- начальник лагеря, руководителя
программы, координирующий работу по выполнению программы.
- воспитатели, обеспечивающие выполнение
программы лагеря.
3. методические условия
предусматривают: наличие необходимой документации, программы деятельности и
плана работы на поток, проведение и организацию работы в лагере с дневным
пребыванием.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ДАННОГО ПРОЕКТА.
1. Сформированность экологической культуры
учащихся
2.Приобретение учащимся практических
экологических и природоохранительных навыков.
3. Выполнение работ по ликвидации
негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды.
4. Формирование умений правильного
поведения в природе.
5. Выполнение простейших
экологических исследований в полевых условиях.
6. Активная жизненная позиция
школьников.
7. Развитие креативности,
нестандартного мышления учащихся.
Тиражирование опыта:
- оформляют отрядный дневник;
- представляют наработанные материалы
в ходе исследовательской деятельности по выбранной тематике на
мини-конференции;
- подготовка отчета о проделанной
работе, представление своих работ, выступление с результатами исследований на
мини-конференции.
- участие в районных и республиканских
конференциях, конкурсах.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Режим
дня:
8.00 - встреча
детей;
8.05 – 9.00 –
теоретическая часть;
9.00 - 11.00 –
практическая часть;
11.00 – 11.30
подвижные игры;
11.30 – 12.00 –
обработка результатов полученных за день.
12.00 – уход домой
Календарный
план
работы
смены пришкольного научно-экологического лагеря
День
|
Время
|
Мероприятия
|
1.06
|
8.00
|
Встреча детей
|
8.05 – 12.00
|
ВЫБОР И ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБЪЕКТОВ ШКОЛЬНОГО ЭКОМОНИТОРИНГА
|
10.00 – 11.00
|
Подвижные игры
|
12.00
|
Уход домой
|
2.06
|
8.05 – 9.00
|
МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА БИОЛОГИЧЕСКИХ
ОБЪЕКТОВ
|
9.00 - 11.00
|
Закладка экспериментальных площадок
|
11.00 – 11.30
|
Подвижные игры
|
11.30 – 12.00
|
Закладка гербариев
|
4.06
|
8.05 – 9.00
|
МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА
БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
|
9.00 - 11.00
|
Закладка экспериментальных площадок
|
11.00 – 11.30
|
Подвижные игры
|
11.30 – 12.00
|
Создание коллекций насекомых
|
5.06
|
8.05 – 9.00
|
МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА
ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ
|
9.00 - 11.00
|
Сбор материала
|
11.00 – 11.30
|
Подвижные игры
|
11.30 – 12.00
|
Оценка чистоты атмосферного воздуха
|
6.06
|
8.05 – 9.00
|
МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА ПОЧВ
|
9.00 - 11.00
|
Закладки почвенного профиля
|
11.00 – 11.30
|
Подвижные игры
|
11.30 – 12.00
|
Описание почвенного разреза
|
7.06
|
8.05 – 9.00
|
МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА ВОДНЫХ
ОБЪЕКТОВ
|
9.00 - 11.00
|
Простейшие гидробиологические
измерения р. Карлутки
|
11.00 – 11.30
|
Подвижные игры
|
11.30 – 12.00
|
Определение водных беспозвоночных
|
8.06
|
8.05 – 9.00
|
МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА ВОДНЫХ
ОБЪЕКТОВ
|
9.00 - 11.00
|
сбор проб перифитона,
макрозообентоса и зоопланктона
|
11.00 – 11.30
|
Подвижные игры
|
11.30 – 12.00
|
Составление списка видов высшей
водной растительности
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.