Департамент образования и науки
Краснодарского края
Управление образования администрации
муниципального образования
Новокубанский район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 поселка
Прогресс
муниципального образования Новокубанский
район
Программа
Школьного клуба
«Мир семейных увлечений»
2014-2015
г.
Автор
программы
Гадун
Е.П., классный руководитель 7 класса,
учитель русского языка и литературы.
Школьный клуб
«Мир семейных увлечений»
Руководитель: ГАДУН Е.П.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе анализа изучения социального заказа в адрес МОБУ
СОШ № 6 , общественности поселка и родителей.
Работа по данной программе ориентирована на организацию воспитательного
процесса в союзе учителей, учащихся и родителей.
В настоящее время культурная жизнь поселка ограничена, но есть дети, которые
активно и много читают, творчески увлеченные и стремятся познать все больше и
больше.
Клубная деятельность имеет большое воспитательное значение, так как формирует
личность будущего гражданина, его нравственное и познавательное отношение к
миру.
Клуб призван развивать в детях творческое начало, артистизм, любознательность,
умение организованно выполнять поручения, расширять кругозор. Способствует
формированию духовных ценностей, сохранению и развитию родного языка, привитию
интереса к русской и современной литературе, любви к книге.
Цель: развитие интереса
детей и родителей к совместному чтению художественной,
фольклорной, исторической, научно-популярной, фантастической литературы и
литературы по искусству; создание атмосферы, способствующей
общению детей с друг с другом, с родителями.
Задачи:
1.
Развитие у воспитанников индивидуальных творческих задатков.
2 Формирование мировоззренческой культуры
учащихся.
3. Организация совместного досуга родителей и учащихся.
4.
Развитие творческого потенциала семей.
5. Создание единого коллектива учеников,
родителей и учителей, объединенного общими
целями и ответственностью, действующего на демократических и гуманистических
принципах.
Ориентирование родителей на установление партнерских отношений с детьми.
Миссия клуба:
самоопределение и самореализация школьников; создание единого
коллектива – читающая семья – семья творческая.
Принципы работы клуба
1. Клубная
деятельность становится фактором развития личности только
тогда, когда ученик выступает субъектом ее планирования, организации,
проведении и оценки.
2.
В клубной деятельности важно ограничить число запретов: чем меньше запретов,
тем выше гарантия их соблюдения. Чем больше поле разрешенной свободной
деятельности, тем интенсивнее развиваются самостоятельность, инициатива и творчество.
3.
Клубное дело нельзя подготавливать долго. Дети эмоционально перегорают в
ожидании
радости, не раз пережив ее в своем воображении.
4.
Успех клубной работы определяется четким распределением полномочий каждого члена
клуба. Инструментовка любого задания производится не с позиции «должен», а с позиции «имеет
право».
5. Каждому воспитаннику нужна
ситуация успеха, так как деятельность, приносящая успех и
удовлетворение, становится фактором
его развития. Ситуация успеха необходима и
взрослым: ведь это своеобразный
прыжок на ступень выше в своем личностном
развитии.
Формы занятий в клубе
1. Час сказки для младших школьников.
2. Клуб семейного чтения (занятия для
разновозрастной группы детей и их родителей, не определивших своих интересов).
3. Диспут «Чтение - лучшее учение!»
(семьи обмениваются опытом привлечения детей к чтению).
4. Встречи с интересными людьми
(писателями, поэтами, художниками города).
5. Родословная моей семьи (оформление
семейного альбома, конкурсы).
6. «Акулята пера» (взрослые знакомятся
с творчеством своих детей).
7. «Арбузник» (обзор литературы по
кулинарии, конкурс «Фирменное семейное блюдо»).
8. Родительский час общения.
Содержание работы
• Выбор темы.
• Работа с литературой по теме.
• Совместное чтение, работа с текстом.
• Обсуждение.
• Совместная творческая деятельность
детей и родителей.
• Оказание консультативной помощи детям
и родителям по организации семейного досуга и чтения.
Ожидаемый результат
Создание коллектива детей и родителей,
способного решать творческие задачи:
• создание литературных текстов;
• иллюстрирование текстов;
• создание рукописной книги;
• организация выставок изобразительного
искусства;
• создание выставок-макетов;
• участие в литературных праздниках,
театральных спектаклях, семейных конкурсах,
концертах;
• проведение литературных, музыкальных
и деловых игр;
• посещение музея, выставочных залов и концертов.
Подготовка, организация и проведение
мероприятий состоит из следующих этапов:
I этап — обдумывание цели мероприятия, его
воспитательных возможностей и комплексного значения. Намечается то, что должно
быть сделано до проведения мероприятия и во время него.
II этап — обсуждение и составление конкретного
плана проведения мероприятия. Перед родителями, учителями и учениками ставятся
проблемные вопросы и задачи для размышления и обсуждения. Каждый высказывает
свое мнение, предложение.
III этап — непосредственная подготовка к
мероприятию. Проводятся творческие встречи с родителями, учителями, учениками
для оказания практической помощи всем участникам мероприятия. Осуществляется
подбор песен, стихов, танцев, костюмов и т.д.
IV этап — центральное событие. Оно начинается с
встречи гостей. На мероприятии соседствует слово, образ, показ, творческая
деятельность. Проводятся коллективные игры, конкурсы, забавы, аттракционы.
Присутствие исторических, литературных, сказочных, мифологических персонажей
подсказано идеей мероприятия, обращенной либо к прошлому, либо к настоящему.
Мероприятия красиво оформляются. Заключительная часть четкая, яркая, краткая.
Все секреты непременно раскрываются, участники награждаются.
У этап — подведение итогов. Это необходимо делать
после каждого проведенного мероприятия, чтобы учесть и принять к сведению все
плюсы и минусы. Все члены клуба (дети, родители, учителя) отвечают на вопросы
типа:
— Что было хорошо на мероприятии? Почему?
— Что не удалось? Почему?
— Что нужно сделать в будущем?
Тематика заседаний клуба «Мир
семейных увлечений»
на 2008-2009учебный год
№
|
Мероприятия
|
Срок
|
Ответственные
|
1
|
1. Театрализованная встреча в костюмах
сказочных героев «Дорогами сказок».
2. Сказочная викторина по произведениям
Ш. Перро
|
Сентябрь
|
Председатель родительского комитета 3
класса
|
2
|
1. Мир наших увлечений. Просмотр
семейных фильмов.
2. Викторина по произведениям А.
Барто.
3. Родительский час общения «У самовара»
|
Октябрь
|
Председатель родительского комитета 2
класса
|
№
|
Мероприятия
|
Срок
|
Ответственные
|
3
|
1. Турнир «Акулята пера».
2. Изготовление «книжек-малышек».
3. Конкурс на лучшую «книжку-малышку»
|
Ноябрь
|
Председатель родительского комитета 4
класса
|
4
|
1. Диспут «Чтение — лучшее учение!».
2. Час общения «Чаепитие на Руси»
|
Декабрь
|
Зав. библиотекой, председатель родительского
комитета 5 класса
|
5
|
1. Конкурс между семьями «Кто лучше
знает традиции России?»
2. Колядки
|
Январь
|
Председатель родительского комитета 6
класса
|
6
|
1. Конкурс «Родословная моей
семьи».
2. Конкурс семейных альбомов
«Фото на память».
3.Родительский час общения. Из опыта
работы по привлечению детей к чтению
|
Февраль
|
Председатель родительского комитета 7
класса
|
7
|
1. Встреча с юными поэтами из школьного
литературного клуба «Арион».
2. Вечер поэзии «Мои любимые стихи».
3. Поэтический конкурс «Эти строки мы
посвящаем нашим мамам».
|
Март
|
Председатель родительского комитета 8
класса
|
8
|
1. Конкурс чтецов «Мои любимые стихи».
2. Встреча с поэтами и писателями
города.
3. Родительский час общения на тему
«Семейный круг увлечений»
|
Апрель
|
Председатель родительского комитета 9
класса
|
9
|
1. Семейный вечер «Арбузник».
2. Обзор литературы на тему «Все о
здоровой и вкусной пище».
3. Конкурс «Рецепты от папы».
4. Родительский час общения
«Наши планы на лето»
|
Май
|
Председатель родительского комитета
10-11 класса
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЧАС ОБЩЕНИЯ
Чаепитие на
Руси
Цели.
Обобщение знаний детей о русской национальной
кухне: традициях и обычаях, о проведении некоторых православных праздников.
Формирование представлений детей о появлении чая в России, о причине
установления прочной традиции чаепития.
Развитие умения классифицировать блюда национальной русской кухни,
учитывая влияние религиозных факторов на ритуал еды. Расширение кругозора детей
о разнообразии чая, его составе, вкусовых качествах.
Воспитание в детях чувства гостеприимства, внимательного отношения к
каждому человеку. Раскрытие положительной роли чаепития в формировании
микроклимата в семье.
Репродукции:
А. Пластов “Ужин тракториста”.
Кустодиев “Купчиха за чаем”.
В. Перов “Чаепитие в Мытищах”.
К. Маковский “За чаем”.
Неизвестный художник “Чаепитие”.
Иллюстрации:
Гуси - лебеди
Яблоки
Ковш
Растения, используемые для чая.
Праздники:
Сочельник, Новый Год, Пасха,
Масленица.
Декорации:
Русская печь, яблоня, самовар,
чайник – заварник, пояс, полотенце.
Музыкальное оформление:
русская народная песня “Барыня”.
Ход занятия
Звучит русская народная песня “Барыня”.
Дети приглашают гостей:
Проходите, гости дорогие.
Усаживайтесь поудобней. Посмотрите, как у нас хорошо. Здесь и красны девицы,
добры молодцы кругом - все уселись за столом. Будет всем вам так приятно
побывать в гостях у нас. Пирогов отведать вкусных и чайку напиться всласть.
Учитель: Подождите, ребята. Гости-то пришли не только чайку испить. Они хотят
еще на нас посмотреть, на нашу смекалку и удальство. Прежде, чем чаевничать,
давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих занятиях.
(Стук в дверь).
Учитель: Кто там? Что за гости? (Входят Аленушка и братец Иванушка).
Учитель: Кто вы такие?
Аленушка: Мы из русской народной сказки прямо к вам пришли.
Учитель: Из какой вы сказки?
Иванушка: Пусть ребята сами догадаются, послушав наш рассказ.
Рассказ Иванушки и Аленушки.
Аленушка: Говорили мне батюшка и матушка, уходя на работу: “Будь умна, береги
братца, не ходи со двора”.
Иванушка: И случилась беда: унесли меня злые птицы на своих крылышках.
Учитель: Догадались, кто это и из какой сказки? (Дети отвечают)
Учитель: Что же вы такие тревожные? Куда торопитесь?
Аленушка: Возвращаемся мы домой, да боимся, что гуси-лебеди вот-вот настигнут
нас.
Иванушка: Помогите нам, ребята!
Учитель: Чтобы помочь Аленушке и Иванушке, нам предстоит выполнить несколько
заданий, которые предложат нам яблоня, речка, печка.
(Дети выбирают яблоки с заданиями,
которые выполняют индивидуально у доски).
Выбери лишнее: (устно).
Молоко, мясо, капуста, сметана,
яйца.
Сгруппируй:
Масло, грибы, сыр, морковь, сало,
рыба, крупа.
Соотнеси картинки с
названиями праздников. /Пасха, Масленица, Новый
год, Сочельник/
Пока ребята
выполняют задание яблони, мы с вами отгадаем загадку о том, с кем нам предстоит
встретиться дальше:
Что за зверь:
Зимой ест, а летом спит,
Тело теплое, а крови нет.
Сесть на него, сядешь, а с места не свезет?
(Печка).
В каких еще сказках
присутствует печь? (“Колобок”, “По щучьему велению” и так далее). Почему
русский народ придавал такое огромное значение печке? (Дети отвечают).
Учитель: Вот и в нашей сказке печь помогает детям укрыться от злой погони.
Давайте посмотрим, какое задание приготовила нам печь. Оставил возле печи
кто-то два предмета. Не знает о них печь ничего. Что это? (пояс и полотенце). О
каких обычаях и традициях, связанных с этими предметами, вы знаете? (Дети
отвечают). Я думаю, что мы отлично справились с заданием печки. А теперь
проверим других ребят.
Учитель: Любили русские люди, и поесть, и попить. А какие традиционные русские
напитки, вы знаете? (Квас, молоко, мед, взвар, кисель, сбитень, сусло). О каком
напитке идет речь в этой загадке?
Белое, а не вода. Сладкое, да не мед.
От рогатого беру и деточкам даю.
(Молоко)
Отправляемся к молочной
реке с кисельными берегами. Посмотрим, какое задание она нам приготовила? “Почему
не могла я называться чайной рекой?” (Дети отвечают).
Учитель обобщает ответы детей и
сообщает о распространении чая на Руси.
Тесты:
1. Исконно русским являлся чай:
А) байховый,
Б) кирпичный,
В) лесной.
2. Чай был завезен в Россию из:
А) Японии,
Б) Китая,
В) Египта.
3. В качестве добавок к чаю использовали листья:
А) мяты,
Б) капусты,
В) черной смородины.
4. Чай – это:
А) кустарник,
Б) дерево,
В) цветок.
5. В чае содержится витамин:
А) А,
Б) В,
В) Р.
Сегодня мы выполнили все
задания, тем самым помогли добраться Иванушке и Аленушке до дома.
Итог занятия: Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок. Чему научила вас эта
сказка? (Слушаться родителей, выполнять свое обещание.) Для чего это нужно?
(Чтобы семья была дружной). Что еще помогает сохранить благополучный климат в
семье? (Чаепитие).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.