Инфоурок ОБЖ Другие методич. материалыПрограмма секции «Юные туристы» МКОУ Пуштулимская СОШ.

Программа секции «Юные туристы» МКОУ Пуштулимская СОШ.

Скачать материал

 

 

 

 

«Утверждаю»

 

Директор МКОУ  Пуштулимская СОШ

_______________________С. А. Глебова

 

«__»___________ 2014 г.

 

 

 

Интегрированная программа

 

ЮНЫЕ ТУРИСТЫ

 

Срок реализации программы - «Юные туристы»

 

1 год обучения – 2014-2015 учебный год

 

 

 

 

 

Программу подготовил:

учитель МКОУ Пуштулимская СОШ

Гусельников Игорь Петрович

 

 

 

 

 

Пуштулим 2014 год.

 

 

 

Пояснительная записка

Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изу­чению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Программа секции «Юные туристы» рассчитана на учащихся от 10 до 17 лет и предусматривает приобретение основных знаний о технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи.

 Время, отведенное на обучение, составляет 102 часа в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.

Содержание программы предполагает ос­воение детьми основ туризма, ориентирования, краеведения, знакомство с проведением туристских соревнований (в качестве участников).

Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.

Теоретические и практические занятия проводятся с привлече­нием наглядных материалов, использованием новейших методик.

Практические занятия проводятся в 1-3-дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также на местности и в помещении. В период осенних, зимних, весенних каникул практиче­ские навыки отрабатываются в многодневных походах, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях.

Данная программа реализуется в  три этапа.

 

 

 

                           I. Этап первоначальной подготовки    

 

На нем формируются умения и навыки различных видов туризма. Занятия проводятся как в помещениях, так и на местности.

         Руководитель формирует у  обучающихся общее представление обо всех формах и видах туризма, об их содержании и особенностях.

         На данном этапе используются метод рассказа, показа, объяснения и практического опробования во время проведения практических занятий по освоению техники  преодоления различных видов препятствий при передвижении по пересечённой или болотистой местности.

         Воспитанники объединения получают начальные знания по ориентированию на местности на плане, об основных  топографических знаках, усваивают сведения о способах ориентирования плана, схемы местности по местным ориентирам – предметам, зданиям, дорогам,  оврагам, мостам; узнают об ориентировке по солнцу и звездам. Более глубоко знакомятся с понятием «азимут» и способом определения «обратного азимута».

         Большое внимание обращается на ознакомление ребят с правилами поведения в лесу, в различных природных зонах, на знание ими лекарственных и редких в этой местности растений, находящихся под охраной, а также ядовитых растений.

                 

                       II.Этап углубленного обучения

           

На этом этапе вырабатываются умения выполнять действия с необходимой четкостью. К концу этого этапа должны образоваться устойчивые навыки в выполнении изучаемых действий.

           Отрабатываются детали, уточняются временные и пространственные характеристики постепенно усложняющихся действий. Перед занимающимися становится задача целостного выполнения, как отдельного действия, так и комплекса  действий. По мере того, как навыки становятся прочными, вводится соревновательный игровой метод, но с обязательной  установкой на высококачественное выполнение всех действий.

            В организации и проведении игр моделируются практические виды деятельности и условия, в которых они протекают, распределяются роли между участниками, уточняются ролевые цели каждого участника и способы их взаимодействия, определяется общая цель всего коллектива, производится групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры.

 

III. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования знаний,             умений, навыков

           Цель данного этапа – трансформировать приобретенные умения в высокоавтоматизированные навыки, научить применять эти умения в разнообразных условиях. В это время доводятся до высокой степени совершенства все важнейшие элементы техники, обеспечивается совершенное влияние на двигательные и умственные действия при максимальных физических нагрузках.

              На всех этапах широко используются тренинги, деловые игры по формированию сплоченного коллектива, дающего возможность каждому  получить свою психологически-комфортную нишу.

         В процессе занятий обучаемый проходит все ступени познания:

·        чувственное восприятие, когда он знакомится с местностью, объектом, тем или иным ориентиром;

·        абстрактное мышление, когда он мысленно представляет себе путь от ориентира до ориентира, при сопоставлении карты и местности, трансформируя увиденные предметы в условные топографические знаки, куда выведет его тропа;

·        практику, претворяя в жизнь все ранее намеченные им замыслы.

         Особенно ценным является фактор непрерывности смены объектов познавательной деятельности, обеспечиваемый тем, что турист постоянно попадает в самые различные ситуации (смоделированные и естественные), которые требуют от него определенных навыков восприятия, заставляют его творчески мыслить и принимать самостоятельные решения.

         В этом непрерывном мыслительном процессе, теснейшим образом  связанным с физическими усилиями, и заключается особая прелесть туристических походов, экскурсий, слетов и соревнований.

         Особенность воспитания обучающихся  в походах, в сложных условиях туристического быта заключается  в том, что они получают навыки общения с незнакомыми людьми, приобретают организационные навыки, учатся принимать самостоятельные решения в сложных экстремальных ситуациях.

            Занятия по данной программе развивают способности, которые могут быть обнаружены не только в туристской деятельности, но и в повседневной жизни, формируют умения адаптироваться в быстро изменяющихся условиях, развивают лидерские качества.

 

Основные разделы учебно-тематического плана.

 

1.     Основы туристической подготовки (пешеходный туризм).

 

2.     Топография и ориентирование.

 

3.     Краеведение.

 

4.     Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

 

5.     Общая и специальная физическая подготовка.

 

 

 

 

I. Основы туристской подготовки

1.1. Туристские путешествия, история развития туризма

Туризм - средство познания своего края, физического и духовного разви­тия, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Организация туризма в Рос­сии. Роль государства и органов образования в развитии детско-юношеского туризма. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велоси­педный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида. Понятие о спортив­ном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм.

Туристские нормативы и значки «Юный турист России», «Турист Рос­сии». Разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивному ориен­тированию, туристскому многоборью.

Краеведение, туристско-краеведческое движение учащихся «Отечество», основные направления движения.

 

1.2. Воспитательная роль туризма

Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Её роль в подготовке к защите Родины, в выборе профессии и подготовке к предстоящей трудовой деятельности.

Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании общей куль­туры личности, правильного поведения в природе и обществе.

Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. Воспитание воле­вых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятель­ности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания.

Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива.

Общественно полезная работа.

 

 

1.3. Личное и групповое туристское снаряжение

Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряже­ния для одно-трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения пред­метов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Как готовить личное снаряжение к походу.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. То­поры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный на­бор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др. Особенности снаряжения для зимнего похода.

Практические занятия

Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.

 

1.4. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность прива­лов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физиче­ское состояние участников и т.д.).

Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к мес­ту привала и бивака.

Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планиро­вание лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров.

Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.

Уборка места лагеря перед уходом группы.

Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих пред­метов.

Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).

Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.

Организация ночлегов в помещении.

Правила купания.

Практические занятия

Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Раз­вертывание и свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра.

 

1.5. Подготовка к походу, путешествию

Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода.

Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах, запросы в местные образовательные и другие учреждения, получение сведе­ний у людей, прошедших планируемый маршрут.

Разработка маршрута, составление плана-графика движения.

Подготовка личного и общественного снаряжения.

Практические занятия

Составление плана подготовки 1-3-дневного похода. Изучение маршрутов походов. Составление плана-графика движения в 1-3-дневном походе. Под­готовка личного и общественного снаряжения.

 

1.6. Питание в туристском походе Значение правильного питания в походе.

Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд.

Организация питания в 2-3 дневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках.

Приготовление пищи на костре.

Питьевой режим на маршруте.

Практические занятия

Составление меню и списка продуктов для 1-3-дневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.

 

1.7. Туристские должности в группе

Должности постоянные и временные.

Командир группы. Требования к командиру группы (туристский опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет). Его обя­занности: руководство действиями членов группы, контроль выполнения за­даний, поддержание нормального микроклимата в группе.

Другие постоянные должности в группе: заведующий питанием (завпит), за­ведующий снаряжением, проводник (штурман), краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф, ответственный за отчет о походе, культорг, физорг и т.д.

Временные должности. Дежурные по кухне. Их обязанности (приготовле­ние пищи, мытье посуды).

Дежурные (дублеры) по постоянным должностям: дежурный командир, дежурный штурман и т.д.

Практические занятия

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведе­ния похода и подведения итогов.

 

1.8. Правила движения в походе, преодоление препятствий

Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим дви­жения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня.

Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, через за­валы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.

Практические занятия

Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.

 

1.9. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности.

Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.

Правила поведения при переездах группы на транспорте.

Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Органи­зация самостраховки. Правила пользования альпенштоком.

Использование простейших узлов и техника их вязания.

Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.

Практические занятия

Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. Использование альпенштока на склонах. Организация переправы по бревну с самостраховкой.

 

1.10. Подведение итогов похода

Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы.

Обработка собранных материалов. Составление отчета о походе, составле­ние иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий, видеофильма, коллекций и пособий. Выполнение творческих работ участни­ками похода. Составление отчета для организации, давшей задание.

Ремонт и сдача инвентаря, взятого напрокат.

Подготовка экспонатов для школьного музея.

Отчетные вечера, выставки по итогам походов.

Оформление значков и спортивных разрядов участникам.

Практические занятия

Составление отчета о походе. Ремонт и сдача инвентаря. Подготовка экс­понатов для школьного музея и предметных кабинетов.

 

1.11. Туристские слеты и соревнования

Задачи туристских слетов и соревнований. Организация слетов, судейская коллегия, участники. Положения о слете и соревнованиях, условия проведе­ния. Выбор места проведения, размещения участников и судей, оборудова­ние места соревнований. Порядок проведения, информация. Подведение итогов и награждение победителей. Медицинское обеспечение. Охрана природы. Подготовка инвентаря и оборудования, необходимого для проведения соревнования и оформления мест проведения.

Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Понятие о дистанции, этапах, зависимость их сложности от уровня подготовки участ­ников. Личное и командное снаряжение участников. Меры безопасности при проведении туристских слетов и соревнований.

Практические занятия

Участие в туристских соревнованиях школы, учреждения дополнительно­го образования, района в качестве участников.

 

 

 

 

 

II. Топография и ориентирование

2.1. Понятие о топографической и спортивной карте

Определение роли топографии и топографических карт в народном хозяй­стве и обороне государства, значение топокарт для туристов.

Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации.

Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специали­зация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути.

Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямо­угольные координаты (километровая сетка карты). Определение координат точки на карте.

Назначение спортивной карты, её отличие от топографической карты.

Масштабы спортивной карты. Способы и правила копирования карт.

Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.

Практические занятия

Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению мас­штаба, измерению расстояния на карте. Копирование на кальку участка то­пографической карты.

 

2.2. Условные знаки

Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (запол­няющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.

Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа гори­зонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные, полу­горизонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы вод.

Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Практические занятия

Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с

различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования.

 

2.3. Ориентирование по горизонту, азимут

Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта.

Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторо­нам горизонта. Азимутальное кольцо («Роза направлений»).

Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж). Азимут ис­тинный и магнитный. Магнитное склонение. Азимутальное кольцо. Измере­ние и построение углов (направлений) на карте. Азимутальный тренировоч­ный треугольник.

Практические занятия.

Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) изме­рение азимутов на карте. Построение тренировочных азимутальных тре­угольников.

 

2.4. Компас, работа с компасом

Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом.

Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Движение по азимуту, его применение.

Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирова­ние карты, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек компа­сом Адрианова и жидкостным.

Практические занятия

Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохожде­ние азимутальных отрезков, азимутальных построений (треугольники, «ба­бочки» и т.п.).

2.5. Измерение расстояний

Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр, ис­пользование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как изме­рить средний шаг. Таблица переводов шага в метры.

Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазоме­ра. Определение расстояния по времени движения.

Практические занятия

Измерение своего среднего шага (пары шагов), построения графиков пере­вода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохо­ждение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.

2.6. Способы ориентирования

Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Необходимость непре­рывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (при­вязки). Сходные (параллельные) ситуации. Составление абрисов. Оценка скорости движения. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, со­хранение общего заданного направления, использование солнца и тени. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на карте. Ви­ды и организация разведки в походе, опрос местных жителей.

Движение по легенде (с помощью подробного текстового описания пути). Протокол движения.

Практические занятия

Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по за­данному маршруту, отысканию на карте сходных (параллельных) ситуаций, определению способов привязки. Занятия по практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде.

Разработка маршрута туристского похода на спортивной карте, с подроб­ным описанием ориентиров, составлением графика. Составление абрисов от­дельных участков.

2.7.  Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута на Солнце в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная звезда, её нахождение. Приближенное определе­ние сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.

Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, возмож­ность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, выходе к ближайшему жилью. Использование звуковой пеленгации, источников све­та в ночное время.

Практические занятия

Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, опре­деление азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон го­ризонта по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде. Опреде­ление точки стояния на спортивной карте, имитация ситуации потери ори­ентировки, построение алгоритма действий восстановления местонахожде­ния.

 

III. Краеведение

3.1. Алтай, его природные особенности, история, известные земляки

Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края. Транспорт­ные магистрали. Промышленность.

Экономика и культура края, перспектива его развития. Сведения о про­шлом края. Памятники истории и культуры. Знатные люди края, их вклад в его развитие. История своего населенного пункта Пуштулим.

Практические занятия

Знакомство с картой своего края. «Путешествия» по карте. Проведение краеведческих викторин.

 

3.2. Туристские возможности Алтая, обзор экскурсионных объек­тов, музеи

Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Памят­ники истории и культуры, музеи края. Краеведческие и мемориальные му­зеи, народные и школьные музеи. Экскурсии на предприятия, на стройки, в учреждения и организации. Сбор сведений об истории края в архивах, воен­коматах, общественных организациях.

Практические занятия

Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям, посещение музеев, экскурсионных объектов.

3.3. Изучение Ельцовского района, путешествия

Сбор краеведческого материала о районе похода: изучение литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами, встречи с людьми, по­бывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т.п. Подго­товка докладов о районе похода: по истории, климату, рельефу, флоре, фау­не и т.д.

 

Практические занятия

Подготовка и заслушивание докладов по району предстоящего похода.

3.4. Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и па­мятников культуры

Краеведческая работа - один из видов общественно полезной деятельности.

Выполнение краеведческих заданий: сбор материалов по истории, поиско­вая работа, запись воспоминаний участников и очевидцев памятных собы­тий. Метеорологические наблюдения. Гидрологические наблюдения. Изуче­ние растительного и животного мира. Геологический поиск.

Простейшие приборы для краеведческой и исследовательской работы.

Работа в музеях, архивах, библиотеках.

Законодательство по охране природы. Природоохранительная деятель­ность туристов. Охрана памятников истории и культуры.

Работа среди местного населения: оказание помощи одиноким и престаре­лым, организация концертов и встреч.

Практические занятия

Проведение различных краеведческих наблюдений. Сбор материалов для школьного музея, предметных кабинетов. Знакомство с краеведческими объектами. Изучение краеведческой литературы.

 

 

IV. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

4.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туриз­мом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, об­тирание, парная баня, душ, купание).

Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика трениро­вок, походов и путешествий.

Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболе­ваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы за­каливания. Закаливание воздухом,солнцем,водой.

Систематические занятия физическими упражнениями как важное усло­вие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов.

Практические занятия

Разучивание комплекса упражнений гимнастики. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор оде­жды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.

 

4.2. Походная медицинская аптечка

Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблеточные, порошко­вые, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Перечень и назначе­ние, показания и противопоказания применения лекарственных препара­тов. Новейшие фармакологические препараты.

Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зави­симости от хронических заболеваний.

Практические занятия

Формирование походной медицинской аптечки.

 

4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм.

Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков.

Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. По­мощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и про­студные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые от­равления и желудочные заболевания.

Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.

Практические занятия

Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи ус­ловно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказа­ние помощи).

 

4.4. Приемы транспортировки пострадавшего

Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от ха­рактера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на верезке, вдво­ем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различ­ной локализации.

 

Практические занятия

Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспор­тировки пострадавшего.

 

 

V. Общая и специальная физическая подготовка

5.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и вли­янии физических упражнений

Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и систе­мы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении внутренних органов.

Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен.

Органы пищеварения и обмен веществ. Нервная система - центральная и периферическая.

Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, ра­ботоспособности.

Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воз­действием занятий спортом.

 

5.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма.

Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работо­способность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, пере­тренировке. Дневник самоконтроля.

Практические занятия.

Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля.

 

5.3. Общая физическая подготовка.

Основная задача общей физической подготовки - развитие и совершенст­вование физических, моральных и волевых качеств туристов.

Всесторонняя физическая подготовка - основа для достижения безаварий­ного и стабильного прохождения маршрутов туристских походов.

Требования к физической подготовке, ее место и значение в повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем физическом развитии спортсменов, в успешном овладении техникой и тактикой. Харак­теристика средств физической подготовки, применяемых на различных эта­пах обучения. Ежедневные индивидуальные занятия членов группы.

Практические занятия.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Уп­ражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражне­ния со скакалкой, гантелями. Элементы акробатики.

Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Лыжный спорт. Гимна­стические упражнения. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол. Плавание - освоение одного из способов.

 

5.4. Специальная физическая подготовка

Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерст­ва туристов.

Место специальной физической подготовки на различных этапах процесса тренировки. Характеристика и методика развития физических и специаль­ных качеств, необходимых туристу: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы. Индивидуальный подход в решении задач общей и специ­альной физической подготовки.

Основная цель тренировочных походов - приспособление организма к по­ходным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность, использование разнообразных средств для этого. Зависи­мость вида тренировок от характера предстоящего похода.

 

 

Практические занятия.

Упражнение на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстро­ты. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости, на растягивание и расслабление мышц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная программа секции «Юные  туристы»

Годовая учебная нагрузка – 123 часа.

 

 

№№

Наименование тем и разделов

Количество часов

п/п

 

Всего

Теория

Практика

1.

Основы туристской подготовки (пешеходный туризм)

 

 

 

1.1

Туристские путешествия, история развития туризма

1

1

-

1.2

Воспитательная роль туризма

1

1

-

1.3

Личное и групповое туристское снаряжение

3

1

2

1.4

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

6

2

4

1.5

Подготовка к походу, путешествию

12

3

9

1.6

Питание в туристском походе

8

2

6

1.7

Туристские должности в группе

2

1

1

1.8

Правила движения в походе, преодоление препятствий

9

3

6

1.9

Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий

3

1

2

1.10

Туристские слеты и соревнования

10

3

7

1.11

Подведение итогов туристского похода

4

1

3

 

59

19

40

2.

Топография и ориентирование

 

 

 

2.1

Понятие о топографической и спортивной карте

2

1

1

 

 

 

 

 

2.2

Условные знаки

2

1

1

2.3

Ориентирование по горизонту, азимут

2

1

1

2.4

Компас. Работа с компасом

2

1

1

2.5

Измерение расстояний

2

1

1

2.6

Способы ориентирования

2

1

1

2.7

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае

потери ориентировки

5

1

4

 

17

7

10

3.

Краеведение

 

 

 

3.1

 

Алтай, его природные особенности, история, известные земляки

  3

        1

         2

3.2

Туристские возможности Алтая, обзор экскурсионных объектов, музеи

 

 

3

 

 

1

 

 

2

3.3

Изучение района путешествия

3

1

2

3.4

Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры

3

1

2

 

12

4

8

4.

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

 

 

 

4.1

Личная гигиена туриста, профилактика различных "заболеваний

1

1

 

4.2

Походная медицинская аптечка

1

1

 

4.3

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи  

2

1

1

4.4

Приемы транспортировки пострадавшего

2

1

1

 

6

4

2

5.

Общая и специальная физическая подготовка

 

 

 

5.1

Краткие сведения о строении и функциях организма

человека и влиянии физических упражнений

1

1

-

5.2

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

1

1

 

5.3

Общая физическая подготовка

10

3

7

5.4

Специальная физическая подготовка

17

2

15

 

 

29

7

22

ИТОГО за период обучения

123

41

82

 

Зачетный поход или многодневное мероприятие (лагерь, слет, соревнование и т. д.) - вне сетки часов.

* - выполнение общественных поручений в течение года.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.           Алексеев АЛ. Питание в туристском походе. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.

2.           Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М., Профиздат, 1985.

3.           Антропов К., Расторгуев М. Узлы. - М., ЦДЮТур РФ, 1994.

4.           Аппенянский AM. Физическая тренировка в туризме. - М., ЦРИБ «Ту­рист», 1989.

5.           Бардин К.В. Азбука туризма. - М., Просвещение, 1981.

6.           Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. - М., ЦРИБ «Ту­рист», 1983.

7.           Волович В.Т. Академия выживания. - М., ТОЛК, 1996.

8.           Волович В.Т. Как выжить в экстремальной ситуации. - М., Знание, 1990.

9.           Захаров П.П. Инструктору альпинизма. - М., Фис, 1988.

10.       Кодыш Э.Л., Константинов Ю.С, Кузнецов ЮЛ. Туристские слеты и сорев­нования. - М., Профиздат, 1984.

11.       Коструб А.Л. Медицинский справочник туриста. - М., Профиздат, 1997.

12.       Кошельков С. Л. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.

13.       Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. - М., ЦДЮ­Тур МО РФ, 1997.

14.       Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в тури­стском путешествии. - М., ЦДЮТур МОПО РФ, 1997.

15.       Краткий справочник туриста. - М., Профиздат, 1985.

16.       Лебединский Ю.В., Сафонова М.В. Работа кружка юных туристов в школе. - М., ЦРИБ «Турист», 1989.

17.       Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. - М., ФиС, 1981.

18.       Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. - М., ФиС, 1981.

19.       Маслов AT., Константинов, Ю.С. Дрогов И А. Полевые туристские лагеря. - М., Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.

20.       Огородников Б.И. С картой и компасом по ступеням ГТО. - М., ФиС, 1989.

21.       Организация и проведение поисково-спасательных работ силами тури­стской группы. - М., ЦРИБ «Турист», 1981.

22.       Остапец-Свешникров АЛ. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. - М., Педагогика, 1985

23.       Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. -М., Профиздат, 1987.

24.       Правила организации и проведения туристских соревнований учащих­ся Российской Федерации. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1995.

25.       Рождественская СБ. Содержание и методы этнографической работы школьников. - М., ЦРИБ «Турист», 1988.

26.       Рыжавский ГЯ. Биваки. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1995.

27.       Самодельное туристское снаряжение. Сост. П.И. Лукоянов. - М., ФиС, 1986.

28.       Справочник путешественника и краеведа. Под.ред.Обручева СВ. том 1 и 2.

29.       Уховский Ф.С Уроки ориентирования. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.

30.       Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.12.1996, N 49, ст. 5491; (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ)

31.       Шибаев А.В. В горах. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.

32.       Энциклопедия туриста. - М., Научное издательство «Большая Россий­ская энциклопедия», 1993.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа секции «Юные туристы» МКОУ Пуштулимская СОШ."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по привлечению инвестиций

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изу­чению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Программа секции «Юные туристы» рассчитана на учащихся от 10 до 17 лет и предусматривает приобретение основных знаний о технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи.

 Время, отведенное на обучение, составляет 102 часа в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.

Содержание программы предполагает ос­воение детьми основ туризма, ориентирования, краеведения, знакомство с проведением туристских соревнований (в качестве участников).

Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.

Теоретические и практические занятия проводятся с привлече­нием наглядных материалов, использованием новейших методик.

Практические занятия проводятся в 1-3-дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также на местности и в помещении. В период осенних, зимних, весенних каникул практиче­ские навыки отрабатываются в многодневных походах, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях.

 

Данная программа реализуется в  три этапа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 275 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 327
    • DOCX 172 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гусельников Игорь Петрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гусельников Игорь Петрович
    Гусельников Игорь Петрович
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 33850
    • Всего материалов: 64

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности")

Учитель физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 66 человек

Курс профессиональной переподготовки

Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель экологии и основ безопасности жизнедеятельности

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 249 человек из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 507 человек

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 12 регионов

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе