ПРОГРАММА
РОДИТЕЛЬСКОГО
КЛУБА
«РАСТЕМ
ВМЕСТЕ»
педагог-психолог
Братухина
Марина Викторовна
Энгельс
Пояснительная
записка
Ребенок
– это вселенная, которая развивается и растет по определенным законам. Ребенок
будет гармонично развиваться лишь тогда, когда он вовлечен в активную
деятельность.
Потребность
детей в любви, заботе, внимании и заботе со стороны близкого взрослого огромна,
но сегодня перегрузки на работе, сокращение свободного времени приводят к
ухудшению физического и психического состояния родителей. В результате
наблюдается дисгармония детско – родительских отношений, что наносит ущерб
психическому здоровью ребенка, его благополучию. Многие родители осознают
недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных
знаний по педагогике и психологии, чтобы решить возникающие проблемы.
Как
воспитывать здорового ребенка, гармонично сочетающего в себе физический и
психологический аспекты? Как наладить контакт с детьми? Как реагировать на
капризы и непослушание малыша? Чем занять дошкольника в свободное время, в
какие игры с ним играть?
Возникающие
подобного рода вопросы, свидетельствуют о том, что родителям нужна
методическая помощь, начальные знания о психофизических особенностях малышей, о
методах и приёмах взаимодействия с ними.
Педагогическому
коллективу детского дошкольного учреждения необходимо направить свою
деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных
вопросах. Одной из эффективных форм взаимодействия с семьей может стать
организация в дошкольном учреждении родительского клуба, где бы родители,
общаясь друг с другом и специалистами, смогли бы получить ответы на возникающие
у них вопросы, совместно преодолеть трудности.
Ведущей целью деятельности
родительского клуба является информационно – просветительская работа с
коллективом родителей посредством оказания индивидуальной психолого -
педагогической помощи, а так же использование разнообразных форм
взаимодействия с ними.
Работа
планируется в два этапа, где первый этап – работа семейной адаптационной
группы. В адаптационную семейную
группу зачисляются малыши, чьи семьи пожелают максимально облегчить период
адаптации и взаимодействовать с детским садом на протяжении этого времени по
созданной модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в
дошкольное учреждение.
Второй этап работы родительского клуба –
совместная работа родителей и специалистов ДОУ.
Задачи:
- познакомить родителей с различными
вопросами дошкольной педагогики и психологии, особенностями физического
развития дошкольников на конкретных примерах;
- развивать взаимопонимание взрослых и детей,
используя вербальные и невербальные средства общения;
- развивать интерес родителей к играм детей,
получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
- развивать творческие способности и
воображение взрослых и детей в процессе игрового общения;
- расширять представление родителей о
развитии и воспитании детей;
- создавать комфортную обстановку для
родителей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.
Модель организации
работы родительского клуба
Первый этап – работа адаптационной
семейной группы. Программа предусматривает ежедневные встречи, на протяжении 10
дней: 1, 2, 3, 10-я встречи посвящены работе с родителями; 4-9-я встречи -
совместной работе с детьми и родителями.
Второй этап -
совместная работа родителей и специалистов ДОУ.
Программа данного этапа состоит из 8 встреч
(1 встреча в месяц), цель которых - осуществление практической подготовки
родителей по вопросам воспитания, психического здоровья ребенка.
Формы работы:
-
игры и упражнения;
-
мини – беседы, лекции;
-
релаксационные и динамические паузы;
-
моделирование проблемных ситуаций;
-
презентация информационных буклетов;
-
дидактические и подвижные игры;
-
художественно – творческая деятельность.
Литература:
1.
Галанов А.С. Психическое и физическое
развитие ребенка от трех до пяти лет (Текст): пособие для работников дошк.
образоват. учрежд. и родителей;
2.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? –
М.: ЧеРо, при участии ТЦ «Сфера» 2001.
3.
Горшенина В.В. Система работы детского сада
по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания, Волгоград:
Панорама,2006
4.
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по
креативной терапии – СПб, : Речь; ТЦ «Сфера», 2001
5.
Калинина Р.Р. Тренинг развития личности
дошкольника: занятия, игры, упражнения/ - 2 изд., - СПб. : Речь 2001;
6.
Крюкова С.В., Удивляюсь, злюсь, боюсь,
хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и
младшего школьного возраста: практическое пособие/ - М.: Генезис,2000
7.
Монина Г.Б., Лютова Е.К. Тренинг эффективного
взаимодействия с детьми – СПб.: речь, 2001
8.
Пазухина И.А., Давай поираем! Тренинговое
развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. - СПб.: Детство –
пресс,2005;
9.
100 игрушек из бумаги – СПб.: Кристалл,1998;
10.
Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных
отношений: папа, мама, я – дружная семья: практикум по формированию адекватных
внутрисемейных отношений – М.: Гном и Д,2000.
Учебно
– тематический план
№
|
Наименование разделов, тем
|
Всего часов
|
Теория
|
Практика
|
I этап –
Адаптационная семейная группа
|
1.
|
Встреча 1
|
1
ч 15 мин
|
15
мин
|
1ч
|
2.
|
Встреча 2
|
1
ч 15 мин
|
15
мин
|
1ч
|
3.
|
Встреча 3
|
1
ч 15 мин
|
15
мин
|
1ч
|
4.
|
Встреча 4
|
1
ч 15 мин
|
15
мин
|
1ч
|
5.
|
Встреча 5
|
1
ч 15 мин
|
15
мин
|
1ч
|
6.
|
Встреча 6
|
1
ч 15 мин
|
15
мин
|
1ч
|
7.
|
Встреча 7
|
1
ч 15 мин
|
15
мин
|
1ч
|
8.
|
Встреча 8
|
1
ч 15 мин
|
15
мин
|
1ч
|
9.
|
Встреча 9
|
1
ч 15 мин
|
15
мин
|
1ч
|
10.
|
Встреча 10
|
1
ч 15 мин
|
15
мин
|
1ч
|
II этап - работа родителей и специалистов
|
1.
|
Встреча 1
|
1
ч 20 мин
|
20
мин
|
1
ч
|
2.
|
Встреча 2
|
1
ч 20 мин
|
20
мин
|
1
ч
|
3.
|
Встреча 3
|
1
ч 20 мин
|
20
мин
|
1
ч
|
4.
|
Встреча 4
|
1
ч 20 мин
|
20
мин
|
1
ч
|
5.
|
Встреча 5
|
1
ч 20 мин
|
20
мин
|
1
ч
|
6.
|
Встреча 6
|
1
ч 20 мин
|
20
мин
|
1
ч
|
7.
|
Встреча 7
|
1
ч 20 мин
|
20
мин
|
1
ч
|
8.
|
Встреча 8
|
1
ч 20 мин
|
20
мин
|
1
ч
|
Тематический
план – программа занятий родительского клуба
«Растем
вместе»
I
этап
|
№
|
Содержание занятий
|
Задачи
|
Формы работы
|
1.
|
Август
Занятие
1.
|
Ознакомление
родителей с условиями поступления ребенка в детский сад
|
Беседа,
анкетирование
|
2.
|
Занятие
2.
|
Оказание
помощи родителям в организации образовательного и воспитательного процесса в
домашних условиях для облегчения адаптационного периода
|
Решение
педагогических ситуаций, презентация памятки
|
3.
|
Занятие
3.
|
|
4.
|
Занятие
4.
|
-создавать
благоприятную психологическую обстановку в группе;
-
пробуждать интерес ребенка к жизни детского сада;
-
привлекать родителей к совместной деятельности с детьми в период адаптации
к ДОУ;
-
учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом;
-развивать
умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику
|
Игры,
изодеятельность
|
5.
|
Занятие
5.
|
6.
|
Задание
6.
|
- развивать
элементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми, игрушками
|
7.
|
Занятие
7.
|
-
развивать элементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми,
игрушками;
-развивать
эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослыми и
сверстниками;
-познакомить
с вариантами взаимодействия родителей с детьми (играми)
|
8.
|
Занятие
8.
|
-развивать
умение родителей играть с детьми;
-способствовать
адаптации малышей к детскому саду;
-развивать
изобразительные навыки
|
Игры,
изодеятельность
|
9.
|
Занятие
9.
|
-развивать
навыки совместной игры, предметного взаимодействия;
-вызывать
положительное отношение к ДОУ;
-
расширять словарный запас
|
10.
|
Занятие
10.
|
Подведение
итогов работы адаптационной группы и осознание значимости адаптационного
периода у детей раннего возраста.
|
Анкетирование
родителей
|
II этап
|
№
|
Содержание занятий
|
Задачи
|
Формы работы
|
1.
|
ОКТЯБРЬ
Занятие
1
«Давайте
познакомимся»
|
-
познакомить родителей с методами и приемами работы с детьми, способствующими
развитию гармоничных взаимоотношений, создание благоприятного климата в
семье;
-осуществлять
практическую подготовку родителей по вопросам воспитания, психического
здоровья ребенка
|
-
мини
- беседы, мини - лекции, «круглые столы»;
-моделирование
проблемных ситуаций «ребенок – взрослый» с последующим обсуждением;
-игры
и упражнения на снятие напряжения и на сплочение группы;
-
презентация буклетов;
-
спонтанное рисование;
-
релаксационные и динамические паузы
|
2.
|
НОЯБРЬ
Занятие
2
«Наши
дети – какие
они?...»
|
3.
|
ДЕКАБРЬ
Занятие
3
«Воспоминание
о детстве»
|
4.
|
ЯНВАРЬ
Занятие
4
«Общение»
|
5.
|
ФЕВРАЛЬ
Занятие
5
«Учимся
играя»
|
6.
|
МАРТ
Занятие
6
«Учимся
слушать друг друга»
|
-развивать
взаимопонимание, используя вербальные и невербальные средства общения (речь,
мимику, жесты и т.д.) формируя позитивные формы общения в семье;
-
развивать интерес к играм детей, получение положительных эмоций от совместно
выполненной деятельности;
-развивать
творческие способности и воображение в процессе игрового общения
|
7.
|
АПРЕЛЬ
Занятие
7
«Игра
и игрушки в жизни ребенка»
|
8.
|
МАЙ
Занятие
8
«Я
дарю свое тепло»
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.