Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыПрограмма развивающего курса для младших школьников «Мир профессий».

Программа развивающего курса для младших школьников «Мир профессий».

Скачать материал

Программа развивающего курса для младших школьников

 «Мир профессий».

Данный курс является первой ступенькой в предпрофильном образовании.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.

Перед младшим школьником стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Представления о профессиях ребёнка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.

В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенапрвленно и системно. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения обучающихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

На сегодняшний день в школах существуют противоречия:

·        Отсутствие преемственности и непрерывности между начальным и средним образованием в предпрофильном обучении;

·        Непонимание того, что над развитием профессионального самосознания должна работать вся школа, от первого до выпускного класса, как и над созданием единой образовательной среды в этом направлении развития обучающихся.

Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный на предпрофильное образование, сделает учёбу в школе единым преемственным образовательным процессом.

Что же такое предпрофильное обучение для начальной школы?

Для ученика: развитие интереса и мотивации к разнообразным познаниям о профессии; развитие определённых профессиональных навыков, развитие рефлексии и навыков опыта деятельности.

Для учителя: новый опыт творческого самовыражения; ответы на все сомнения и вопросы по предпрофильному образованию обучающихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы; продуманное содержание и методическая система работы; расширение профессиональных компетенций и т.д.

Для администрации школы: новый позиционный статус образовательной среды предпрофильной подготовки; обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и методике) вариативными программами всех классов начальной и средней ступеней, усиление методической оснащённости педагогического процесса и т.д.

Общая гипотеза данной работы состоит в том, что реализация профильного обучения и предпрофильной подготовки в школе может быть более эффективной, если:

·        Изменятся методологические основания построения педагогического процесса в начальной школе;

·        Предметом будет избрано педагогическое сопровождение процессов формирования основ целостного образа человеческой деятельности в начальной школе;

·        Будет создана пропедевтическая предпрофильная педагогическая система начальной школы;

·        В содержание начального образования будут включены исследовательские проектные виды деятельности;

·        Будут использованы потенциалы микросоциума (семьи) в построении единого интегрального образовательного пространства ребёнка;

·        Процесс пропедевтики будет сопровождаться технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной школе.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Согласно ФГОС Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

Курс «Мир профессий» создан для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику предпрофильной подготовки. Таким образом, предлагаемый нами курс может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на предпрофильное обучение.

В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.  При определении этих сфер использовалась типология , предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».

Межпредметная интеграция способствует, во-первых, формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; во – вторых, развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; в-третьих, освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую деятельность  - курс в рамках отношения «Я и мир профессий взрослых людей».

Данная программа предполагает реализацию через:

·         Внеурочную деятельность детей – курс «Первые шаги к моей будущей профессии» (общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности);

·         Внеклассную работу.

Предпрофильное воспитание в начальной школе – это созданиесреды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.

Интегрированны курс «Первые шаги к моей будущей профессии» реализует общеинтеллектуальное напрвление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования.

Новизна программы состоит в том, что она соединяет в себе сведения из разных предметных областей психологии, литературы, истории, экологии, социологии, ОБЖ, художественного труда. Программа расчитана на 4 года (1 4 класс).

Цель курса: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности.

Задачи:

Ø  познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий;

Ø  выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;

Ø  способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;

Ø  способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;

Ø  способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.;

Ø  способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.

 Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Курс занятий построен таким образом, что предоставляет обучающимся возможность тренировать различные виды своих способностей.

В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную. Ребёнок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.

Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности. Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.

На реализацию курса «Первые шаги к моей будущей профессии» в 1-м классе отводится 25 часов в год (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 127 часов.

Ожидаемые результаты после прохождения курса:

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
  • расширение кругозора о мире профессий;
  • заинтересованность в развитии своих способностей;
  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;
  • возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.

Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений обучающихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности обучающихся носят, прежде всего, поисково-исследовательский, проблемный и творческий характер.

В результате изучения курса «Мир профессий» младший школьник узнает:

Ø  основные сферы профессиональной деятельности человека;

Ø  основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;

Ø  предприятия и учреждения микрорайона, города;

Ø  основные приёмы выполнения учебных проектов;

будет уметь:

Ø  оперировать основными понятиями и категориями;

Ø  рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;

Ø  пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ;

Ø  выполнять учебные проекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1991. http://www.shkolniky.ru/klimov
  2. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. – Ростов-на-Дону: Баропресс, 2008.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897). – М., 2010. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа развивающего курса для младших школьников «Мир профессий»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данна программа разработа для классных руководителей с 1 - 4 класс для развивающего курса младших школьников " Мир профессиий " Данна программа разработа для классных руководителей с 1 - 4 класс для развивающего курса младших школьников " Мир профессиий " Данна программа разработа для классных руководителей с 1 - 4 класс для развивающего курса младших школьников " Мир профессиий "

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 989 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.12.2020 164
    • DOCX 53.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Елсукова Галина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Елсукова Галина Александровна
    Елсукова Галина Александровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85511
    • Всего материалов: 212

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация работы с молодежью

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 170 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 752 человека из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 941 человек

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвижение: от бесплатной рекламы до постоянных клиентов

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек