Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
город
Череповец
ЕДИНИЧНЫЙ
ПРОЕКТ
Содержательный
раздел (программа развития «Культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся»)
2013-2014
учебный год
Паспорт
проекта
Ключевая
проблема
|
Отсутствие
практики разработки проектов (в частности, единичного проекта по разработке
раздела «Культура здорового и безопасного образа жизни обучающихся» основной
общеобразовательной программы основного общего образования) у большинства
педагогических работников школы
|
Тема
проекта
|
Содержательный
раздел ООП ООО (программа развития «Культуры здорового и безопасного образа
жизни обучающихся» на ступени основного общего образования)
|
Цель
проекта
|
Разработка
программы развития «Культура здорового и безопасного образа жизни обучающихся»
на ступени основного общего образования
|
Задачи
|
- Проанализировать
состав изменений в образовательной системе, необходимых для введения ФГОС -
Организовать работу проектной группы -
Выявить риски и продумать систему мероприятий по их минимизации -
Провести экспертизу проекта на соответствие требованиям к качеству -
Создать модель
организации работы образовательного учреждения по развитию у обучающихся
культуры здорового и безопасного образа жизни
|
Ключевые
идеи
|
- концепция Федерального
государственного образовательного стандарта;
- основы
здоровьесберегающей педагогики;
- фундаментальное ядро
содержания общего образования;
- системно-деятельностный
подход;
- подходы к оцениванию новых
образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных)
- ФГОС ООО
|
Авторы
|
Руководитель
группы разработчиков:
Румянцева
И.И.
Разработчики:
Сытник
С.И.,
Гавриченко
А.Р.,
Ковалева
О.А.,
Серова
Е.А.,
Поклад
Н.В.
Попов
М.А.
Скородумова
А.В.
|
Сроки
реализации
|
май
2013 – август 2014 года
|
Проект
программы развития «Культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся»
на ступени основного общего образования
Содержание:
Пояснительная записка..........................................................................................4
Нормативно-правовая и документальная основа……………………………....5
Цели и задачи, принципы программы…………………………………………..6
Модель организации работы
образовательного учреждения по развитию
у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни……………7
Направления реализации программы………………………………….……..8-14
Оценка эффективности реализации
программы…………………………...15-17
Пояснительная
записка.
Программа развития культуры здорового и
безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования
знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение
и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных
составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка,
достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования.
Программа развития ценности здоровья и здорового
образа жизни на ступени основного общего образования сформулирована с учётом
факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
• неблагоприятные социальные, экономические и
экологические условия;
• факторы риска, имеющие место в образовательных
учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и
подростков от первого к последнему году обучения;
• активно формируемые в школьном возрасте
комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
• особенности отношения обучающихся школьного
возраста к своему здоровью, неспособностью прогнозировать последствия своего
отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком
деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений,
как актуальной и значимой.
При выборе стратегии воспитания культуры
здоровья в школьном возрасте были учтены психологические и психофизиологические
характеристики возраста.
Развитие ценности здоровья и здорового образа жизни -
необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы
образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей
организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру,
создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной
организации учебного процесса, эффективной физкультурно - оздоровительной
работы, рационального питания.
Одним из компонентов развития ценности здоровья
и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями
обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми, к разработке
программы развития ценности здоровья и здорового образа жизни. Разработка
программы развития культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, а
также организация всей работы по её реализации строится на основе научной
обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности,
информационной безопасности и практической целесообразности.
Нормативно-правовая и документальная основа.
- Закон
Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- СанПиН2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.)
- Рекомендации
по использованию компьютеров в общеобразовательной школе. (Письмо МО РФ и
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от
28.03.2002);
- Гигиенические
требования к условиям реализации основной образовательной программы основного
общего образования (2011 г.);
- Устав
МБОУ «СОШ №17»
- Программа
развития МБОУ «СОШ №17» «Совершенствование учебно-воспитательного
процесса на основе принципов здоровьесбережения»
ФГОС
предусматривает включение в содержание здорового образа жизни ребенка умений
регуляции своей ведущей деятельности (учения, общения, познания, социальной
практики ) и формулирует требования к развитию у обучающихся средств ее
осознанной саморегуляции.
Ключевая
задача ФГОС, зафиксированная в его Концепции и Фундаментальном ядре содержания
образования – формирование у обучающихся умений самообучения, самовоспитания,
саморазвития – как инструмента проектирования обучающимися индивидуальных
траекторий обучения.
Предусматривается
развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного
приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и
применения в нестандартных жизненных ситуациях.
Данная
программа направлена на совместное творчество школьников, родителей,
администрации школы, учителей - предметников и классных руководителей,
медицинского работника, социальных партнёров. Программа помогает
каждому осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни.
Риски
и система мероприятий по их
минимизации
Проблемы
|
Пути их решения
|
Значительное ухудшение
здоровья обучающихся в связи с интенсивностью учебного процесса (таблица 1).
|
Освоение педагогами здоровьесберегающих
технологий организации процесса обучения. Комплексное использование
личностно-ориентированных технологий.
|
Низкий уровень включенности
педагогического коллектива школы в работу по физическому воспитанию
обучающихся, недостаточная подготовленность учителей
по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников.
|
Принятие
педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и
личностной ценности. Повышение информированности и технологической
грамотности учителей в вопросах здоровьесбережения.
|
Отсутствие
специфических критериев оценки деятельности
педагогического и медицинского персонала школы по профилактике
заболеваемости и укреплению здоровья
обучающихся.
|
Разработка
системы критериев и показателей качества медико-психолого-социально-педагогического сопровождения обучающихся.
|
Недостаточность
развития здоровьесберегающего пространства и условий, обеспечивающих
физическое, психологическое развитие
школьников.
|
Создание
в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни
школьника. Развитие спортивной базы школы.
|
Отсутствие
достаточного количества спортивных учреждений в районе школы. Невысокая
внеурочная занятость обучающихся в спортивно-оздоровительном направлении
|
Осуществление
здоровьесберегающего воспитания в системе совместной деятельности школы и
спортивно-оздровительного учреждения.
|
Цели, задачи и
принципы программы
Цель:
создание
условий, способствующих развитию культуры
здорового и безопасного образа жизни обучающихся на основе принципов сохранения
и укрепления здоровья.
Задачи:
1. Создать
условия для непрерывного совершенствования системы воспитания здорового образа
жизни и развивать у обучающихся ценностное и ответственное отношение к своему
здоровью;
2. Активизировать
познавательную деятельность обучающихся и деятельность по сохранению и
укреплению своего здоровья через учебный процесс и организацию
дополнительного образования;
3. Способствовать
организации совместной деятельности школы и спортивно-оздоровительных
учреждений;
4. Привлекать
родителей к сотрудничеству со школой в деятельности по сохранению,
совершенствованию культуры здоровья детей
Основные
принципы программы:
1.
Принцип сознательности и активности – чёткая постановка целей,
задач, их осознание обучающимися, побуждение к самоанализу, самооценке,
самоконтролю.
2.
Принцип индивидуальной доступности – дозировка нагрузок в
соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и
психофизических особенностей.
3.
Принцип систематичности и последовательности – непрерывность и
этапность физкультурно-оздоровительных воздействий.
4. Принцип культуросообразности
( включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной
здоровьетворческой деятельности);
5.
Принцип гуманности основан на признании индивидуальности
каждого ребёнка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного
развития, милосердия и поддержки в критической ситуации. Проявляется это в
поддержке личности в стремлении к самоопределению, помощи ребёнку в
самореализации в семье, в школе, в оздоровительных, культурных, правовых,
социальных, государственных и общественных учреждениях;
Учет
особенностей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»
В образовательном учреждении с 1998
года осуществляется совместная деятельность МОУДОД ДЮСШ «Центр боевых искусств»,
ГОО «Федерации борьбы самбо и дзюдо» и школы, которая предполагает проведение
спортивных занятий тренерами-преподавателями спортивных учреждений для
обучающихся школы во второй половине дня. Наличие
спортивных достижений, опыт участия тренера в соревнованиях различного уровня
мотивирует обучающихся к занятиям в секциях, воспитывает ценностное отношение к
своему здоровью, стимулирует развитие спортивных способностей.
Модель организации работы образовательного учреждения по развитию у обучающихся
культуры здорового и безопасного образа жизни.
Первый
этап
– диагностика и анализ состояния и планирование работы образовательного
учреждения по данному направлению, в том числе по:
·
анкетированию детей и родителей, анализу полученных результатов;
·
анализу соблюдения и выполнению режима дня детей;
·
анализу расписания занятий;
·
выполнению санитарно-гигиенических требований;
·
рациональному питанию;
·
профилактике вредных привычек;
·
организации просветительской работы с учащимися и родителями;
·
мониторингу физического развития учащихся;
·
анализу заболеваемости учащихся, выявлению динамики различных заболеваний, их
возможных причин.
Второй
этап –
организация просветительской работы образовательного учреждения.
1.
Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на
формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни, включает:
·
внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных
образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и
здорового образа жизни, которые носят модульный характер, реализуются во
внеурочной деятельности или включаются в учебный процесс;
·
лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья,
профилактики вредных привычек;
·
проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий,
направленных на пропаганду здорового образа жизни;
·
создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей
администрации, обучающихся старших классов, родителей.
2.
Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и
родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного
учреждения и повышения уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления
здоровья детей, включает:
·
проведение соответствующих лекций, семинаров, педсоветов, круглых столов,
тренингов, диспутов, родительских собраний, ролевых игр и т.п.;
·
приобретение для педагогов, специалистов и родителей необходимой
научно-методической литературы;
·
привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению
оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Направления реализации программы
Структура системной работы по развитию здорового и безопасного образа жизни на
ступени основного общего образования представлена
в виде пяти взаимосвязанных блоков:
Блоки
|
Условия
|
Планируемый
результат
|
Здоровье
сберегающая
инфраструктура
|
1. Соответствие состояния
зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной
безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
2. Наличие столовой,
помещения для хранения и приготовления пищи, необходимого технологического
оборудования.
3. Организация
качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков.
4. Наличие спортивного
зала, спортивной площадки, необходимого игрового и спортивного оборудования и
инвентаря.
5. Наличие медицинского
кабинета.
6. Комплектование
необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих
оздоровительную работу с обучающимися (специалисты: учителя физической
культуры, социальный педагог, педагог-психолог, фельдшер).
7. Оснащение учебных
кабинетов необходимым оборудованием, мебелью, учебным материалом.
|
Соответствие
состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам,
нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда
обучающихся
|
Рациональная
организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся
|
Рациональная организация
учебного процесса
1. С целью
профилактики утомления и стрессов как одной из наиболее реальных возможностей
здоровьесбережения в школе особое внимание уделять соблюдению гигиенических
норм и требований к объему учебной и внеучебной нагрузки обучающихся на всех
этапах обучения.
2. Соблюдение
гигиенических требований к условиям обучения школьников:
· поддержание постоянного
воздушно-теплового режима в помещениях школы; до начала учебных занятий и
после них осуществление сквозного проветривания;
· наличие во всех учебных
кабинетах естественного освещения, создание условий для максимального
использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений;
· применение в учебных
помещениях системы искусственного освещения, соответствие уровня освещенности
в кабинетах гигиеническим нормам и требованиям;
· исключение действия
раздражающих посторонних звуков, создание спокойной звуковой обстановки.
3. Во избежание утомления
и стрессов особое внимание уделять рациональной организации урока:
· организация различных
видов деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание и
работа с наглядными пособиями, проблемные беседы, решение задач, выполнение
творческих заданий) на уроке, которые чередуются через 10 – 15 минут, а при
необходимости и чаще;
· поддержка
благоприятного психологического климата, уделение особого внимания
эмоциональным разгрузкам;
· проведение на уроках
тематических физкультминуток и физкультминуток, содержащих комплекс
упражнений для разминки мелких мышц руки, массажа активных точек, гимнастики
для глаз. 4.Всвоей педагогической деятельности
следовать принципам здоровьесберегающей педагогики:
·
принципу оздоровительной направленности;
·
принципу комплексного междисциплинарного
подхода к обучению школьников;
·
принципу активного обучения;
принципу формирования у обучающихся ответственности за их здоровье
и здоровья окружающих людей.
5.
Использовать на уроках методы и приёмы
здоровьесберегающих
технологий, адекватные возрастным
возможностям и особенностям обучающихся:
·
метод свободного выбора;
·
метод групповой и коллективной работы;
· методы,
направленные на самопознание и развитие самооценки
обучающихся;
практические методы (проведение практических,
лабораторных работ; экскурсий; выполнение творческих работ;
проектов на заданную тему);
·
игровые методы обучения (использование на
уроках познавательных,
сюжетно- ролевых, дидактических,
ситуационных игр);
·
метод проблемного обучения.
6.
Осуществлять индивидуализацию обучения:
учитывать индивидуальные особенности развития каждого ученика.
7. Вводить любые
инновации в учебный процесс только под контролем специалистов.
8. Использовать правила
при работе за компьютером.
Медицинское
обеспечение программы
включает:
· распределение
обучающихся по группам здоровья;
· профилактические
прививки обучающихся и учителей;
· заполнение паспортов
здоровья классов;
· заполнение паспортов
физического развития обучающихся;
· диспансеризацию
педагогического коллектива школы;
· выполнение
санитарно-гигиенических требований;
· контроль за выполнением
рекомендаций листа здоровья;
Психолого-педагогическое
и социальное обеспечение программы
Психолого-педагогическое
и социальное обеспечение программы предполагает:
· тесное сотрудничество
учителей школы со школьным психологом, медицинскими работниками школы,
социальным педагогом,
· сотрудничество
учителей-предметников с классными руководителями;
· предупреждение
конфликтных ситуаций «учитель – ученик», «ученик-ученик»,
· решение проблем,
связанных с трудностями, возникающими у обучающихся в процессе занятий
физической культурой (помощь в преодолении психологического барьера,
ориентация на успех в физическом развитии);
· психологические
консультации для родителей;
|
Соблюдение
гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной
нагрузки (выполнение домашних заданий, занятий в кружках и спортивных
секциях) обучающихся на всех этапах обучения. Обучающиеся знают о возможном
негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье
человека.
У
обучающихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью,
здоровью
близких и окружающих людей.
|
Эффективная
организация физкультурно-оздоровительной работы
|
Организация
физкультурно-оздоровительной работы предполагает:
· введение третьего
дополнительного урока по физической культуре;
· организация
динамических пауз в виде игр;
· организация секций;
· участие в
спортивно-оздоровительных мероприятиях (Дни спорта, Весёлые старты, Папа,
мама, я – спортивная семья и т.д.);
· проведение школьной
олимпиады по физической культуре;
· проведение классных
часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа
жизни, углубления знаний обучающихся о факторах здоровья и нездоровья;
· участие в городских
мероприятиях, посвященных охране здоровья;
|
Полноценная и эффективная
работа с обучающимися всех групп здоровья; рациональная и
соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно –
двигательного характера на ступени основного общего образования. Обучающиеся
имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья
человека, его образования, труда и отдыха
|
Реализация
дополнительных образовательных программ
|
Для введения
дополнительных образовательных программ необходимо:
· осуществление
мониторинга физического развития обучающихся с последующим анализом;
· проведение совместно с
фельдшером школы анализа заболеваемости обучающихся, выявление динамики
различных заболеваний и их возможных причин;
· проведение с
обучающимися бесед о сохранении, укреплении здоровья, создание информационных
вестников и листков здоровья: профилактические беседы о мерах по
предупреждению инфекционных (гриппа, гепатита, туберкулеза и др.) и
паразитных (аскаридоза, гельминтоза, педикулеза) заболеваний;
· проведение
дней здоровья;
· организация работы
кружков;
· проведение
мониторинга здоровья обучающихся с целью создания
условий для развития у школьников умений оценивать здоровье
человека, определять степень влияния факторов
окружающей среды на здоровье человека.
· проведение тематических
классных часов с валеологическим содержанием;
· участие в городских
мероприятиях, посвященных охране здоровья;
|
Эффективное
внедрение в систему работы программ, направленных на формирование ценности
здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных
модулей или компонентов, включённых в учебный процесс
|
Просветительская
работа
с
родителями (законными
представителями)
|
1.Консультативная работа,
цель которой – разработка рекомендации для учителей, родителей по укреплению
здоровья школьников.
· Тренинги для родителей:
ØПроблемы здоровья детей.
Ø Роль семьи в
воспитании здорового ребёнка.
· Родительские собрания:
Ø «Распорядок дня
ребёнка».
Ø «Особенности
психофизического развития детей разных возрастных групп».
Ø «Профилактика
простудных заболеваний».
Ø «Профилактика
стрессов».
Ø «Роль физкультуры
в формировании здорового образа жизни».
Ø «Компьютер и
здоровье».
· Выпуск бюллетеней для
родителей:
Ø «Распорядок дня
ребёнка».
Ø «Особенности психофизического
развития детей разных возрастных групп».
Ø «Профилактика
простудных заболеваний».
Ø «Профилактика
стрессов».
Ø «Роль физкультуры
в формировании здорового образа жизни».
Ø «Компьютер и
здоровье».
· Информирование
родителей по вопросам здоровья школьников и пропаганды здорового образа жизни
с использованием листовок, буклетов, школьных информационных стендов.
· Индивидуальное
консультирование родителей по вопросам здоровья школьников и пропаганды
здорового образа жизни.
2. Совместная внеклассная
работа педагогов, родителей и обучающихся:
· праздник «Папа, мама, я
– спортивная семья»;
· туристические походы,
экскурсии;
· привлечение
родителей-специалистов для участия в работе с детьми, проведения круглых
столов для педагогов.
Создание в образовательном
учреждении программы развития культуры здорового и безопасного образа жизни и
её эффективное функционирование предполагает полноценное осознание всеми
участниками образовательного процесса важности сохранения своего здоровья и
здоровья окружающих его людей.
|
Эффективная
совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по
проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике
вредных привычек
|
Комплексный план мероприятий по реализации направлений программы
Направление деятельности
|
Содержание деятельности, мероприятия
|
Сроки
|
Ответствнные
|
Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ – должна быть направлена на создание условий для эффективной
организации образовательного процесса
|
· Выявление категорий детей, нуждающихся в бесплатном питании.
· Витаминизация блюд.
· Организация дотационного питания учащихся из социально
незащищенных семей.
· Организация медицинского обслуживания школьников
· Участие школьников в целевых воспитательных программах по
воспитанию культуры ЗОЖ
|
сентябрь
в течение года
|
классные руководители
зав.столовой
директор
фельдшер
зам. директора по ВР
|
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности
обучающихся – должна быть направлена на повышение эффективности
учебного процесса
|
· Проведение тематических педсоветов по вопросам организации
учебной и внеучебной деятельности в условиях реализации ФГОС.
· Диагностика
времени, расходуемого учащимися на выполнение тех или иных заданий.
· Проведение психологических тренингов для учителей по вопросам
индивидуального подхода к обучающимся.
· Разработка разноуровневых заданий для самостоятельной работы
учащихся.
· Создание ситуаций выбора учащимися заданий, форм их
представления и т.п.
|
в течение года
|
зам. директора по УВР
педагоги
психолог
педагоги
педагоги
|
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы – должна быть направлена на обеспечение рациональной
организации двигательного режима обучающихся, сохранение и укрепление
здоровья детей и формирование культуры здоровья
|
· «Весёлые старты».
· Спартакиады.
· Оздоровительные минутки на уроках.
· Ритмические паузы на переменах.
· «Дни здоровья».
· «Президентские состязания»
· «Мы с папой лучшие друзья»
· «Олимпийцы среди нас»
· Конкурс агитбригад «За здоровый образ жизни»
· Тренинг безопасного поведения «Почему вредной привычке ты
скажешь «нет»?»
· Тренинги, направленные на профилактику вредных привычек.
|
в течение года
|
учителя физкультуры
психолог
социальный педагог
|
Реализация дополнительных образовательных программ – должна быть направлена на формирование ценности здоровья
и ЗОЖ у детей
|
· Работа спортивных секций
· Работа кружков
· «Уроки здоровья»
|
в течение года
|
зам.директора по ВР,
педагоги
|
Просветительская работа с родителями– должна быть направлена на
объединение усилий для формирования ЗОЖ у обучающихся
|
Лекции, семинары, консультации для родителей по различным
вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья (« Режим дня», «Влияние на
здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации » , «Вредные привычки –
профилактика в раннем возрасте» и т.п.).
Знакомство родителей необходимой научно-методической литературой.
Совместные праздники для детей и родителей
|
в течение года
|
зам.директора по ВР
классные руководители
психолог
социальный педагог
классные руководители
|
Организация медицинского обслуживания в школе
|
1.Организационные мероприятия:
-Проверка санитарного состояния школы к началу учебного года
-Комплектование аптечек
- Анализ состояния здоровья детей
-Распределение школьников на медицинские группы для занятий физической
культур
-Оформление медицинских карт учащихся
-Контроль санитарно- гигиенического состояния пищеблока, бракераж готовой
продукции.
2. Лечебно-профилактические мероприятия:
-Организация и проведение медицинского осмотра учащихся узкими специалистами
-Организация профилактических мероприятий по предупреждению травматизма
учащихся
-Проведение мониторинга состояния здоровья учащихся
3. Санитарно–просветительская деятельность
- Организация и проведение лекций и бесед для школьников о сохранении и укреплении
здоровья
-Оформление уголков здоровья, информационных стендов по профилактике
социально-значимых заболеваний».
|
В течении года
В течение года
В течение года
|
фельдшер
фельдшер
зам. директора по ВР
фельдшер
|
|
|
|
|
IV. Оценка эффективности реализации программы
Основные результаты реализации программы
развития культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в
рамках мониторинговых процедур.
Мониторинг проводится педагогом-психологом и
классным руководителем ежегодно в апреле- мае . Анализ результатов,
представленных в сводной таблице, позволяет провести экспертизу и выявить
эффективность деятельности по развитию культуры, здорового и безопасного
образа жизни школьников.
Критерии оценки реализации проекта программы
развития культуры здорового и безопасного образа жизни.
№ п\п
|
Критерий
|
Показатели
|
Диагностика (формы работы)
|
1.
|
Распространенность основных факторов риска нарушения здоровья
|
Положительная динамика результативности Анкетирования по данному вопросу.
|
Наблюдение
Анкетирование
|
2.
|
Информированность в отношении факторов риска
|
Положительная динамика результативности Анкетирования по данному вопросу.
|
Наблюдение
Анкетирование
|
3.
|
Сформированность у школьников установок на здоровый образ
жизни.
|
Положительная динамика результативности Анкетирования по
данному вопросу.
|
Наблюдение
Анкетирование
|
|
|
|
|
|
Сроки реализации проекта программы как
ООП
Программа
предполагает семилетний период осуществления (2015-2022г.) Именно этот
период является наиболее обозримым практически и наиболее
удобным для схемы образовательной деятельности, включая в себя начало
работы, ее развитие и подведение итогов.
Это
оптимальный вариант для экспериментальной деятельности по внедрению
здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы,
создание условий комфортности для успешной адаптации при переходе учащихся
на новую ступень обучения. Это возможность анализа результативности деятельности
школы.
Планируемые результаты
реализации проекта программы.
Личностные УУД:
-оценивать важность
бережного отношения к здоровью человека и к природе;
-понимать
важность здорового образа жизни, красоты природы и творчества;
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила
поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению
конфликта;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности, составлять
план действий по решению проблемы (задачи);
- использовать информацию в проектной деятельности по
формированию ЗОЖ под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом
своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением
средств ИКТ;
-при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя
ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
-учиться критично относиться к собственному мнению;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять
роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных
решений.
Модель
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося (выпускника
школы)
I. Основы
культуры здоровья
(здоровьесберегающие
компетентности)
|
– устойчивая
потребность в ЗОЖ
– умение
применять средства оздоровления
– поддержка
собственного физического уровня
|
II.
Коммуникативные компетентности
|
– умение
выстраивать позитивное межличностное общение
– умение решать конфликты ненасильственным путем
– адекватное
поведение в стрессовых ситуациях
|
III. Интеллектуальные
компетентности
|
–
оптимальное использование медиатехнологий без ущерба для здоровья
– владение
приемами научной организации учебной (интеллектуальной) деятельности
– знания о
навыках профилактики и сохранения здоровья
– знание о
приоритете здоровья в системе жизненных ценностей
|
Единичный проект «Культура здорового и безопасного образа
жизни обучающегося» позволяет создать инновационный потенциал,
обеспечить принципиальное изменение ситуации, оперативно решать возникающие
проблемы и расширить имеющиеся возможности комплексной системной работы по
охране и укреплению здоровья.
Литература
§ Федеральный
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.28,30)
§
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования М,Просвещение,2011гhttp://standart.edu.ru/
§ Примерная
основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Основная
школа. (составитель Е.С.Савинов) М,Просвещение,2011г
§ Т.И.Шамова.
Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. Москва,
«Перспектива», 2008.
§ Н.К.Смирнов.
Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в
школе. Москва, «АРКТИ», 2006.
§ О.А.Шклярова,
Г.С.Козупица, О.В.Федорахина. Оздоровительные технологии в педагогическом
процессе. Тольятти, издательство Фонда «Развитие через образование», 2001.
§ Ю.В.Науменко.
Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Москва,
«Глобус», 2009.
§ Организация
внеурочной деятельности: Методические рекомендации, тематическое
планирование, сценарии занятий. Чебоксары, 2010.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.