Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального
образования Ейский район
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ ДОД ДДТ
________________________ И.А. Дикая
___________________________ 20__ г.
Протокол педагогического совета № __
от «___» ____________________20__ г.
Дополнительная общеобразовательная программа
Наименование
Социально-педагогическая
Направленность
Я - Лидер
Наименование учебной дисциплины
1 год
Срок реализации
Модифицированная
Вид программы
7-8 лет
Возраст обучающихся
Ященко Снежана Сергеевна
Ф.И.О. преподавателя
ст. Камышеватская.
2014 г.
Пояснительная
записка
Кружок «Я – Лидер» имеет
социально-педагогическую направленность.
Программа была изменена с учетом
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам.
Способность человека быть лидером во многом зависит от
развитости его организаторских и коммуникативных качеств. Обобщенный портрет
настоящего лидера таков. Это волевой человек, он способен преодолевать
препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов
долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает
работать без мелочной опеки. Лидер независим; психически устойчив, не дает
увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым
условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи,
но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную
работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны. Он
надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже
в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные
задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и
работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к
трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; способен самостоятельно и своевременно
принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя;
способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать,
и подбодрить.
В условиях перехода на новые стандарты образования, главенствующие
задачи включают в себя формирование позитивных лидерских качеств личности
ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех этапах
школьной жизни. Проблемы формирования социально-активной позиции обусловлены
рядом факторов:
v размытостью ценностных ориентиров в ближайшем
окружении ребенка
v отсутствие ценностей системы в организации
воспитательного пространства социума
v негативность к самостоятельным действиям вместе за
собой потребность учащихся в перекладывание ответственности за решение проблем
на взрослых.
В настоящее время решение этой задачи возможно через систему
детских общественных и творческих объединений, чтобы подрастающее поколение в
будущем могло бы взять на себя ответственность за решение задач экономического,
политического и культурологического характера.
Подрастающее поколение, как показала практика, не всегда правильно
трактуют понятие «активная жизненная позиция», а иногда даже затрудняются дать
определение. В ходе реализации программы у учащихся должны быть четко
сформировано данное понятие как - формирование позитивного отношения к жизни и
умения организовывать людей, единомышленников.
Материалы программы, практические занятия призваны создать условия
для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности, используя различные виды деятельности, помочь
определить стратегию и тактику работы с организаторами коллективной жизни
школы. Программа несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию,
реализация которых призвана сформировать лидерскую позиции учащихся с помощью
определенной системы знаний, умений, навыков, приобщить их к организационной и
управленческой культуре.
Цели и
задачи программы
Образовательная программа "Я - Лидер" (далее –
программа) предоставляет возможность создать благоприятные условия для развития
и проявления лидерских качеств одаренных детей в различных областях
интеллектуальной и творческой деятельности.
Программа "Я - Лидер" имеет культурологическую направленность
и предполагает апробацию форм и современного содержания обучения через:
- "введение" в мир познания истоков, истории малой родины
и игрового пространства (первый год обучения);
- "переход" в мир формирования личностных качеств (второй
год обучения);
Цель программы: создание благоприятных условий для выявления,
развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях
интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи программы:
образовательные: помогать формированию лидерских качеств обучающихся,
навыков и умений руководить, психологической и коммуникативной культуры,
способности к рефлексии;
развивающие: помогать развитию аналитического и критического мышления, самооценки,
навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей;
эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости;
умения самокритично относиться к себе;
воспитательные: создать условия для нравственного становления
учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического
самоуправления, благоприятного психологического климата, снижения уровня
тревожности в детском коллективе.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- проведение психологического тестирования обучающихся с целью
выявления личностных установок;
- побуждение учащихся к практической и творческой деятельности;
- применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.
Предполагаемый результат обучения по программе
После обучения по программе воспитанники готовы к самостоятельной
жизни, к решению самых сложных социальных проблем.
Ключевые навыки и умения, формируемые у обучающихся в ходе реализации
программы:
- аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать
идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные, делать
собственные выводы и заключения);
- проектировочные (умение планировать деятельность: собственную,
коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения);
- коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое
и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы);
- рефлексивные (умение осуществлять "самонаблюдение",
выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития);
- исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее
решения, генерировать идеи и др.).
Учет возрастных особенностей детей
Программа "Я - Лидер" рассчитана на детей младшего и среднего
школьного возраста.
В процессе обучения активно используется культурологический
материал, направленный на формирование нравственности воспитанников,
патриотизма.
Содержание программы дает ребенку возможность развиваться в
практической деятельности – воспитанники приобретают конкретные организаторские
умения и навыки.
Основные принципы организации обучения
Принципы организации обучения по программе:
- принцип гуманизации и демократизации
педагогических отношений. Личностные
отношения (любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, оптимистическая
вера в ребенка, сотрудничество, мастерство общения) являются важнейшим
фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса;
- принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование
сенсорных каналов и разнообразное их сочетание. Такое многоканальное
восприятие дает учащимся возможность лучше узнать себя, позволяет найти
способы решения ранее выявленных проблем, открывая путь к развитию;
- принцип открытого общения. Педагог говорит учащимся о чувствах,
мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или
явление. Это способствует формированию доверительных отношений,
располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в
дискуссию, помогает созданию ситуации успеха;
- принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки
ребенка и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия
для выявления его способностей;
- принцип психологической комфортности предполагает охрану
и укрепление психологического здоровья ребенка;
- принцип систематичности, т. е. наличие единых линий развития
и воспитания.
Учебно-тематическое планирование.
№
|
Разделы и темы.
|
Общее кол-во часов
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Вводное
занятие
|
2
|
2
|
0
|
2
|
Познавательный
риф
|
38
|
10
|
28
|
3
|
Остров
права
|
32
|
12
|
20
|
|
Итого
|
72
|
24
|
48
|
Реферативное описание разделов.
Раздел 1. Вводное занятие
Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности. Правила
поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях.
Вводный мониторинг.
Раздел 2. Познавательный риф
Понятия "личность",
"воображение", "характер", "темперамент",
"эмоции". Занятия по темам: "Вы – личность", "Дайте
волю воображению", "Воля и самостоятельность", "Решение
проблем", "Мир эмоций", "Общение: необходимость и
роскошь", "Шансы стать генералом", "Без конфликтов не
бывает", "Правила делового общения", "К своей социальной
зрелости", "Будь уверен в себе".Работа с методической и
справочной литературой, тренинги.
Проектная деятельность. Специфика, правила работы по проекту.
Оформление работы. Понятие "социальный проект". Занятия по темам:
"Целеполагание в проектной деятельности", "Создаем проект
вместе", "Этапы работы над проектом", "Социальная
значимость". Тренинги.
Раздел 3. Остров права
Знакомство с законами по защите прав детей в
РФ и в мире. Гражданское право. Занятия по темам: "Декларация прав о защите
детей", "Что мы знаем о Конвенции", импровизированная игра
"Суд идет", дискуссия "Защита прав детей в России". Подбор
материала для творческой работы, оформление и защита творческой работы "Я
– гражданин России" (в рамках конкурса)
Устав школы, детской организации, законы
школы, правила поведения. Занятия по темам: "Главный школьный документ –
Устав", "Наши права и обязанности", "Правила поведения в
школе", "Нужна ли школьная форма?", "Как наказать
нарушителей". Творческая работа, разработка законов детского объединения.
Избирательное право, локальные акты, положение об избирательной
комиссии, права и обязанности членов избирательной комиссии. Занятия по темам:
"Законы о выборах", "Мы выбираем, нас выбирают…",
"Работа избирательной комиссии", "Агитационная кампания
кандидата: победит лучший!", "Избирательная комиссия: должности и
обязанности", "Кандидат и его команда".
Формы и виды контроля
№
|
Содержание контроля
|
Сроки контроля
|
Формы и виды контроля
|
1
|
Степень усвоения
учащимися теоретического материала программы:
- виды средств
массовой информации, особенностями взаимодействия с аудиторией,
этико-правовыми основами журналистики,
- особенности
культуры устной и письменной речи, редактирования текста,
- методы сбора
информации, структура журналистского текста, основные жанры.
|
По учебному плану
|
Викторина
|
2
|
Контроль за
степенью освоения учащимися практических умений и навыков:
презентация творческих
досье, публичное выступление, групповой проект «Концепция издания»,
презентация личного
творческого досье,
групповой проект
«Номер газеты».
|
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
1 раз в полугодие
|
Анализ
Наблюдение
Наблюдение
Конференция
|
3
|
Степень усвоения
навыков самостоятельного мышления
|
1 раз в полугодие
|
Диагностика
|
4
|
Формирование
интеллектуальных способностей:
- логическое
мышление, образное мышление
|
1 раз в полугодие
|
Беседы наблюдение
|
5
|
Мотивация к знаниям
|
1 раз в полугодие
|
Наблюдение
|
6
|
Отслеживание
результатов деятельности учащихся
|
1 раз в четверть
|
Мониторинг
|
7
|
Индивидуальная
работа с одаренными и трудными детьми:
- диагностика
уровня воспитанности и индивидуальных особенностей ребенка
- контроль за
досуговой деятельностью, участие в общественной жизни объединений и ДДТ
|
Еженедельно
1раз в месяц
1 раз в четверть
|
Беседы Наблюдение
Анализ
Тесты
Мониторинг
|
8
|
Уровень
воспитанности учащихся
|
3 раза в год
|
Наблюдение
|
9
|
Знание и выполнение
учащимися инструкций по охране труда и технике безопасности
|
1 раз в месяц
|
Наблюдение
Опрос
Викторина
конкурс
|
Методическое обеспечение программы
Обучение по программе представляет собой систему взаимосвязанных
творческих заданий, деловых игр и тренингов, в ходе которых воспитанники будут
анализировать и моделировать различные ситуации, высказывать и защищать свою и
коллективную точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. В процессе
занятий дети самостоятельно или при помощи педагога могут выявить свои слабые и
сильные стороны, склонности и возможности.
Формы проведения учебных занятий подбираются с
учетом принципов, поставленной цели, задач программы и возраста воспитанников.
Деловые и ролевые игры (например, деловые игры
"Издательство", "Выборы", ролевая игра "Остров")
учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения,
способствуют расширению поведенческого диапазона детей, развитию их уверенности
в себе, интеллектуальному росту.
Между практическими блоками организуются беседа и дискуссия.
Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от их перспективности и от
содержания пройденного материала. Беседа может проводиться в начале изучения
раздела как введение в вопрос (например, "Правила поведения во время
экскурсий") или на заключительных занятиях по разделам программы как
обобщение ("Достоинства и недостатки деятельности детской
организации"). Наиболее продуктивными являются те занятия, на которых
сочетаются беседа/дискуссия (не более 10–15 мин) и практическая деятельность с
демонстрацией практических приемов.
Защита творческих заданий проводится с целью развития
коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить, отвечать быстро и
аргументированно). Использоваться творческие задания должны обязательно (пусть
и нечасто), т. к. они формируют навыки открытого общения и умения применять
полученные знания в новой ситуации.
Проектирование и моделирование осуществляются с целью
создания условий для выдвижения, развития и реализации воспитанниками
творческой идеи – как индивидуальной, так и групповой. В рамках данной
программы обучающиеся могут разработать и реализовать долгосрочный творческий
проект "Школьная газета".
Конкурс позволяет определить степень усвоения большого
содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма предполагает игровые
элементы: деление на команды, наличие жюри, зрителей и т. д. Конкурс
внутри творческого объединения направлен на реализацию "Я-образа"
через соперничество, самопознание путем сравнения себя и сверстника. Участие в
районных конкурсах позволяет реализовать "ситуацию успеха".
Коллективно-творческое дело (далее – КТД) – основное
средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая
деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и
творческих способностей детей.
Целесообразно также проводить упражнения на взаимодействие в
группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми.
Для проверки прочности полученных знаний и умений,
эффективности обучения по программе организуются три вида контроля:
- вводный – в начале года (тест, педагогическое наблюдение
практических умений по ТБ, беседа, тренинг);
- промежуточный – в середине года (тест, творческая работа, деловая
(ролевая) игра);
- итоговый – апрель – май текущего учебного года (КТД, беседа,
проект)
-
Список литературы
для учащихся:
1. Горохова Е.В.,
Хочу быть лидером.- Нижний Новгород,2000.
2. Коновалова О.Б.,
Время выбрало нас! (вып.3) – Н. Новгород,2000
3. Шмаков С.А., Игры
учащихся - феномен культуры. – М.,1994
Список литературы
для педагога
- Белинская Е.П. ,
Как стать лидером.- М., 2000.
- Волохов А.В.,
Система самоуправления в детских общественных объединениях.- Нижний
Новгород,2009.
- Лопатина И.Г.,
Ярмарка социальных инициатив. – Н. Новгород,2004.
- Можейко О.В., Школа
вожатого и воспитателя. – Волгоград,2007.
- Селевко Г.К.,
Современные образовательные технологии. – М.,1998.
- Тетерский С.В., Я в
команде. – Н. Новгород, 2009.
- Фришман И.И., Шаги
навстречу. – М., 2009.
- Фришман И.И., Тебе,
вожатый! (вып.4) – Н. Новгород,2005.
Утверждаю
Директор ДДТ
___________ И.А. ДИКАЯ
«___»_____________20 __ г.
|
|
Согласовано:
Утверждаю:
Заместитель
директора по УВР Директор МОУ
ДОД ДДТ
Е.В.Новикова______________
ст. Камышеватская
«_______»_____________201
г. И.А.Дикая_____________
«_____»___________201
г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Объединение Я-Лидер
Год обучения первый группа № 1
Количество часов: всего 72; в неделю 2
Педагог дополнительного образования: Ященко
Снежана Сергеевна
Планирование составлено по программе педагога
дополнительного образования Ященко Снежаной Сергеевной, утвержденной
решением педагогического совета №___от 2014года
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№
|
Дата плана
|
Дата факт
|
Раздел. Тема.
|
Кол-во часов
|
Теория
|
Прак. работа
|
|
|
|
|
|
Вводное
занятие
|
2
|
2
|
0
|
|
1.
|
1.09-7.09
|
|
Вводное занятие.
Цели и задачи кружка
|
2
|
2
|
|
|
|
|
|
Познавательный
риф
|
38
|
10
|
28
|
|
2.
|
8.09-14.09
|
|
Понятия личности
|
2
|
2
|
|
|
3.
|
15.09-21.09
|
|
Понятия
"личность", "воображение", "характер",
"темперамент", "эмоции".
|
2
|
2
|
|
|
4.
|
22.09-28.09
|
|
Тематические
занятия по формированию личности.
|
2
|
2
|
|
|
5.
|
29.09-5.10
|
|
Занятие по теме:
"Вы – личность».
|
2
|
|
2
|
|
6.
|
6.10-12.10
|
|
Занятие по теме:
"Дайте волю воображению».
|
2
|
|
2
|
|
7.
|
13.10-19.10
|
|
Занятие по теме:
"Воля и самостоятельность".
|
2
|
|
2
|
|
8.
|
20.10-26.10
|
|
Занятие по теме:
"Решение проблем".
|
2
|
|
2
|
|
9.
|
27.10-2.11
|
|
Занятие по теме:
"Мир эмоций".
|
2
|
|
2
|
|
10.
|
3.11-9.11
|
|
Занятие по теме:
"Общение: необходимость и роскошь".
|
2
|
|
2
|
|
11.
|
10.11-16.11
|
|
Основы публичного выступления
|
2
|
|
2
|
|
12.
|
17.11-23.11
|
|
Культура речи
|
2
|
|
2
|
|
13.
|
24.11-30.11
|
|
Основы актерского
мастерства
|
2
|
|
2
|
|
14.
|
1.12-7.12
|
|
Проведение КТД. «Я
– личность»
|
2
|
|
2
|
|
15.
|
8.12-14.12
|
|
Понятия
"лидер", "команда".
|
2
|
|
2
|
|
16.
|
15.12-21.12
|
|
"Разбуди в
себе лидера"
|
2
|
|
2
|
|
17.
|
22.12-28.12
|
|
Понятие
"социальный проект".
|
2
|
|
2
|
|
18.
|
29.12-4.01
|
|
Занятие по теме:
"Целеполагание в проектной деятельности".
|
2
|
2
|
|
|
19.
|
5.01-10.01
|
|
Занятие по теме:
"Создаем проект вместе".
|
2
|
2
|
|
|
20.
|
11.01-17.01
|
|
Оформление
работы.
|
2
|
2
|
|
|
|
|
|
Остров
права
|
32
|
12
|
20
|
|
21.
|
18.01-24.01
|
|
Знакомство с
законами по защите прав детей в РФ и в мире.
|
2
|
|
|
|
22.
|
25.01-31.01
|
|
Гражданское право.
|
2
|
|
|
|
23.
|
1.02-7.02
|
|
Занятие по теме:
"Декларация прав о защите детей".
|
2
|
|
2
|
|
24.
|
8.02-14.02
|
|
Занятие по теме:
"Что мы знаем о Конвенции"
|
2
|
|
2
|
|
25.
|
15.02-21.02
|
|
Импровизированная
игра "Суд идет".
|
2
|
|
2
|
|
26.
|
22.02-28.02
|
|
Дискуссия
"Защита прав детей в России".
|
2
|
|
2
|
|
27.
|
01.03-08.03
|
|
Подбор темы для
творческой работы "Я – гражданин России" (в рамках конкурса)
|
2
|
|
2
|
|
28.
|
09.03-15.03
|
|
Оформление и защита
творческой работы "Я – гражданин России" (в рамках конкурса)
|
2
|
|
2
|
|
29.
|
16.03-22.03
|
|
Школьная документация
|
2
|
|
2
|
|
30.
|
23.03-28.03
|
|
Занятие по теме: «Главный школьный документ
– Устав»
|
2
|
2
|
|
|
31.
|
1.04-11.04
|
|
Занятие по теме: "Нужна ли школьная
форма?".
|
2
|
2
|
|
|
32.
|
12.04-18.04
|
|
Занятие по теме: "Как наказать
нарушителей".
|
2
|
2
|
|
|
33.
|
19.04-25.04
|
|
Творческая работа, разработка законов
детского объединения
|
2
|
2
|
|
|
34.
|
19.04-25.04
|
|
Положение об избирательной комиссии.
|
2
|
|
2
|
|
35.
|
26.04-2.05
|
|
Занятие по теме: "Работа избирательной
комиссии
|
2
|
|
2
|
|
36.
|
3.05-9.05
|
|
Акция «Все на выборы
|
2
|
|
2
|
|
|
|
|
Итого
|
72
|
24
|
48
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.