Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального
образования Ейский район
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ ДОД ДДТ
________________________ И.А. Дикая
___________________________ 20__ г.
Протокол педагогического совета № __
от «___» ____________________20__ г.
Дополнительная общеобразовательная программа
Наименование
Социально-педагогическая
Направленность
Спецкор
Наименование учебной дисциплины
1 года
Срок реализации
Модифицированная
Вид программы
10-17 лет
Возраст обучающихся
Ященко Снежана Сергеевна
Ф.И.О. преподавателя
ст. Камышеватская.
2013 г.
Пояснительная записка
Кружок имеет социально-педагогическую
направленность.
Программа была изменена с учетом
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам.
Литературные традиции пронизывают всю российскую культуру,
историю, народные традиции, поэтому без изучения основ словесности невозможно
понять смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных
полотен, невозможно быть культурным и образованным человеком, невозможно любить
Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания
подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в
условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и
распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику,
провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные
конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных
культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента
образования и передачи социально-культурного опыта.
С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени
ими вызвана третья причина – снижение качества школьного образования. Эта
проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации
знаний об истоках и традициях отечественной и мировой культуры.
Следующая причина вызвана потребностью в организации повышенного
уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и
расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства.
Одной из причин становится рост самосознания и интерес к
национальной истории, наблюдающиеся на фоне политических споров о путях
дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том
числе и молодёжи, оказываются вопросы глобализации, традиции и ошибки прошлого.
Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную
культуру, полноценных знаний о ней, а также хотят познакомиться с условиями
формирования культурных и религиозных традиций других народов.
И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и
коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими
народами, приобщением к их традициям и культурам.
Данная программа отражает предлагаемое для усвоения в основной школе
содержание обучения основам журналистики.
Цель программы: представление учащимся возможности
знакомства с профессией журналиста, развитие творческого мышления, диалогового
общения.
Задачи:
Обучающие:
·
- повысить культуру устной
и письменной речи;
·
- научиться собирать
информацию, структурировать текст;
·
- знать основные жанры
журналистских текстов;
·
- работа в школьных СМИ.
Развивающие:
·
Развить
исследовательские способности, коммуникативные умения и навыки межличностного и
делового общения.
·
Развивать
умение анализировать предложенный материал и формировать свои мысли, уметь донести свои идеи до слушателя.
·
Развивать
правильную, грамотную речь.
·
Создавать
условия для развития творческих и познавательных способностей и индивидуальных
наклонностей.
Воспитательные:
·
Воспитывать в
ребёнке самодисциплину; умение организовать себя;
·
Придать
досуговой деятельности развивающий и воспитывающий характер.
·
Формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат,
партнёрские отношения в группе, учить общению друг с другом, взаимному уважению,
взаимопониманию в процессе досуговой деятельности и межличностного отношения.
·
Привитие любви
к природе, к малой Родине.
Программа
способствует:
-созданию
условий для раскрытия способностей и природных задатков личности;
- созданию творческой
атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества;
- межвозрастное общение;
-помогает выявлению
одарённых и любознательных;
-раскрепощение ребёнка, снятие зажимов и комплексов.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.
Основные формы работы:
1.
Лекция – доведение до учащихся основных знаний по
программе курса.
2.
Индивидуальные занятия - обучение самостоятельной работе по
выполнению рабочего проекта, индивидуальная журналистская деятельность.
3.
Проведение мероприятий (других форм)- публичное выступления.
4.
Воспитательные формы
работы- беседы, посещение
различных мероприятий, совместные праздники, встречи с интересными людьми,
экскурсии, конкурсы, игры, викторины.
5.
Индивидуальная работа с
родителями – беседы,
консультации, приглашения на праздники (мероприятия).
Различные формы работы направлены
на сплочение ребят в один дружный, работоспособный коллектив, что предполагает
разноуровневое общение в атмосфере творчества.
Основные методы реализации данной
программы:
-метод работы «от простого к сложному»;
-игру.
- эксперимент
- стенная печать
Самое главное в работе с детьми – направить
ребят на такую деятельность, чтобы они ощутили свою самостоятельность,
успешность, удовольствие от общения друг с другом.
Условия реализации:
Для успешного решения поставленных
в программе задач требуется:
1. Умелое
использование эффективных форм работы по развитию личности обучаемых.
2. Творческое
отношение к образовательному процессу.
Необходимые
материалы:
- Компьютер;
- фотоаппарат;
- основное материальное обеспечение;
- призовой
фонд.
Программируемые
результаты:
Знания, умения и навыки,
приобретаемые в процессе занятий в объединении.
В процессе занятий объединения
ребенок приобретает знания о печатной продукции; учится правильно и красиво
говорить, читать научные тексты.
Учащиеся получают навыки
работы с научной литературой, набором текста, компьютерной версткой номеров.
В ходе индивидуальных
и занятий в малых группах ребята получают навыки журналистской деятельности,
работы с фотоаппаратом, с респондентами.
В ходе общения и
целенаправленной совместной деятельности ребята получают и развивают в себе
навыки делового и неформального общения как в малых группах, так и в
коллективе в целом, получают опыт общения в разных социальных ролях, опыт
публичных выступлений перед различной аудиторией.
Воспитательная и творческая
работа через работу в малых группах, через творчество и сотворчество воздействует
и на личность, способствует ее становлению и развитию.
В ходе реализации
образовательной программы обучающиеся получают следующие знания, умения,
навыки:
1. Подготовить публикацию.
2. Систематизировать и подбирать материал
в соответствии с темой и возрастом.
3. Составлять план и работать с ним.
4. Выпускать информационные вестники.
Должны знать:
- основные формы и методы
журналистской деятельности.
- правила работы с новостями и
респондентами.
Должны уметь:
- работать над подготовкой печатного
проекта;
- раскрывать свою творческую
индивидуальность;
- работать над правильностью речи.
Формы
занятий: деловые игры, практические занятия, семинары,
дискуссии, круглые столы, групповое проектирование.
Образовательные
результаты:
- предметные
знания в области журналистики;
- предметные
умения и навыки:
- поиск информации;
- интервьюирование;
- создание заметки,
репортажа, интервью, статьи;
- анализ текста как
результата журналистской деятельности;
- редактирование;
- первичные навыки
создания газетного номера.
Учебно-тематическое планирование
№
|
Тема
|
Общее кол-во часов
|
Теория
|
Практика
|
|
1 год обучения
|
|
|
|
1
|
Вводное занятие
|
1ч
|
1 ч
|
|
2
|
Журналистика как
вид деятельности и профессия
|
22 ч
|
10 ч
|
12 ч
|
3
|
Речевая культура
журналиста
|
13 ч
|
6ч
|
7 ч
|
4
|
Журналистский текст
|
20 ч
|
9 ч
|
11 ч
|
5
|
Номер газеты
|
14 ч
|
5 ч
|
9 ч
|
6
|
Итоговое занятие
|
2ч
|
-
|
2 ч
|
|
Итого за 1 год
обучения
|
72
|
32
|
40
|
Реферативное описание тем.
1 год обучения
Первый раздел «Журналистика как вид деятельности и профессия»
Виды инструктажа и инструкция по технике безопасности.
Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем месте. Инструкция по технике
безопасности.
Цели и задачи кружка. Роль гуманитарного образования сегодня.
Изучение родного языка, развития творческих способностей учащихся,
овладения культурой речи, знаний литературных норм.
Представляет профессию – журналист. Знакомит с видами средств массовой
информации, особенностями взаимодействия с аудиторией, этико-правовыми основами
журналистики, экономикой и маркетингом СМИ. Также включает практический
компонент по данному разделу. Зачетная работа по разделу – групповой проект
«Концепция издания».
Второй раздел «Речевая культура журналиста»
Раздел наглядно представляет особенности культуры устной и письменной
речи. Знакомит с особенностями редактирования текста. Включает практический
компонент по данному разделу.
Техника чтения. Логические ударения и паузы. Внутренний подтекст
произведения. Роль «видений» в составлении партитуры. Особенности чтения
прозаических и лирических стихотворных текстов.
Особенности современного литературного языка. Литературный язык и нормы
произношения. Работа со словарями.
Зачетная работа: презентация творческих досье, публичное выступление.
Третий раздел «Журналистский текст»
Раздел наглядно представляет методы сбора информации, структуру
журналистского текста, основные жанры. Включает практический компонент по
данному разделу и зачетную работу: презентация личного творческого досье.
Роль заголовка в журналистском тексте. Тема, идея произведения. Автор и
герои. Автор и читатель. Тропы и стилистические фигуры в тексте. Композиция, ее
роль в раскрытии основной мысли текста. Особенности интерпретации текста.
Разновидности стилей, их языковые особенности. Разграничение стилей по
функции, сфере употребления, языковым приметам. Жанровые особенности
публицистического и художественного стилей. Лексические, синтаксические
средства художественной выразительности. Тропы. Очерк. Разновидности очерков.
Зачетная работа: выпуск альманаха «Мое творчество»
Четвертый раздел «Номер газеты»
Раздел наглядно знакомит со структурой редакции и
композиционно-графической моделью. Включает практический компонент по разделу и
выпуск школьной газеты.
При изучении раздела необходимо знать, что представляет профессия
журналист; повысить культуру устной и письменной речи; научиться собирать
информацию; структурировать текст; знать основные жанры журналистских текстов;
дать практические навыки работы в школьных СМИ.
Зачетная работа: групповой проект «Номер газеты».
Формы и виды контроля
№
|
Содержание контроля
|
Сроки контроля
|
Формы и виды контроля
|
1
|
Степень усвоения
учащимися теоретического материала программы:
- виды средств
массовой информации, особенностями взаимодействия с аудиторией, этико-правовыми
основами журналистики,
- особенности
культуры устной и письменной речи, редактирования текста,
- методы сбора
информации, структура журналистского текста, основные жанры.
|
По учебному плану
|
Викторина
|
2
|
Контроль за
степенью освоения учащимися практических умений и навыков:
презентация
творческих досье, публичное выступление, групповой проект «Концепция
издания»,
презентация личного
творческого досье,
групповой проект
«Номер газеты».
|
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
1 раз в полугодие
|
Анализ
Наблюдение
Наблюдение
Конференция
|
3
|
Степень усвоения
навыков самостоятельного мышления
|
1 раз в полугодие
|
Диагностика
|
4
|
Формирование
интеллектуальных способностей:
- логическое
мышление, образное мышление
|
1 раз в полугодие
|
Беседы наблюдение
|
5
|
Мотивация к знаниям
|
1 раз в полугодие
|
Наблюдение
|
6
|
Отслеживание
результатов деятельности учащихся
|
1 раз в четверть
|
Мониторинг
|
7
|
Индивидуальная
работа с одаренными и трудными детьми:
- диагностика
уровня воспитанности и индивидуальных особенностей ребенка
- контроль за досуговой
деятельностью, участие в общественной жизни объединений и ДДТ
|
Еженедельно
1раз в месяц
1 раз в четверть
|
Беседы Наблюдение
Анализ
Тесты
Мониторинг
|
8
|
Уровень
воспитанности учащихся
|
3 раза в год
|
Наблюдение
|
9
|
Знание и выполнение
учащимися инструкций по охране труда и технике безопасности
|
1 раз в месяц
|
Наблюдение
Опрос
Викторина
|
Методическая рекомендация
Программа кружка рассчитана на 1 год, за время обучения
необходимо добиться от учащихся следующих знаний и умений:
- знать, что представляет профессия журналист;
- повысить культуру устной и письменной речи;
- научиться собирать информацию, структурировать текст;
- знать основные жанры журналистских текстов;
- дать практические навыки работы в школьных СМИ.
Изучение родного языка невозможно без развития творческих
способностей учащихся, овладения культурой речи, знаний литературных норм.
Поэтому учащиеся получают вначале теоретические знания. Затем учатся применять
их на практике, в работе с художественными текстами разных стилей и жанров.
Успешность занятий по данной программе
возможна при выполнении следующих условий:
-бережного и грамотного отношения к русскому языку,
истории его формирования, почитания наследия России, глубокого уважения
исторического и духовного опыта русского и других народов России;
-педагог должен любить детей, уважать их внутренний
мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности
развития школьников;
-педагог должен опираться не на собственные
умозаключения, а на устоявшиеся традиции отечественной культуры, исторические
факты, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые
могут быть полезны в воспитании молодёжи;
-необходимо широкое использование иллюстративного
материала (изобразительного, литературного, музыкального);
-необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и
коллективной творческой деятельности;
-использование разнообразных методов и приёмов
обучения.
При проведении занятий обязательно соблюдение
следующих психолого-педагогических принципов:
-приоритета духовных ценностей и уважения к
внутреннему миру каждого школьника;
-единства образовательного и воспитательного
процессов.
Предпочтительные методы обучения:
-небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее
сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на
следующем этапе этого же урока;
-беседа с закреплением материала в творческих работах
под руководством учителя;
-короткая иллюстрированная лекция с заданиями на
закрепление материала;
-чтение фрагментов из периодических изданий с
последующим обсуждением (на этом же занятии) и творческим заданием;
-анализ авторского текста с раскрытием сюжетов и
образов;
-работа с текстами, репродукциями, составление
кроссвордов.
Практические занятия проводятся в групповой форме, а также в
подгруппах и индивидуально, так как творческая работа требует индивидуального
подхода и контроля.
Теоретические знания и практические занятия дают возможность
подготовить учащихся к необходимым умениям корреспондента:
- поиск информации;
- интервьюирование;
- создание заметки, репортажа, интервью, статьи;
- анализ текста как результата журналистской деятельности;
- редактирование;
- первичные навыки создания газетного номера.
Литература для педагога:
1.
Иванченко В.Н.
Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы.
Учитель, 2007 г.
2.
Пособие для подготовки к
единому государственному экзамену и централизованному тестированию по русскому
языку. Ростов-на-Дону «Феникс» 2003 г.
3.
Программа педагога
дополнительного образования: от разработки до реализации. Москва, 2004
г.
4.
Предметная неделя русского
языка в школе. Ростов-на-Дону «Феникс» 2005
г.
5.
Паскевич Н.Я. Уроки
мастеров слова. Краснодар ОИПЦ «Перспективы образования» 2000г.
Литература для учащихся:
1.
Сочинение, отзыв, эссэ.
Ростов-на-Дону «Феникс» 2004 г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
___________ Е.В.Новикова
«___»_____________20 __ г.
|
|
Утверждаю
Директор ДДТ
___________ И.А. ДИКАЯ
«___»_____________20 __ г.
|
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
На 2013-2014 учебный год
Объединение: Спецкор
Год обучения: первый;
группа №1
Количество часов:
всего: 72 часа; в неделю: 2 часа
Педагог
дополнительного образования Ященко Снежана Сергеевна
Планирование
составлено по программе педагога дополнительного образования Ященко
Снежаны Сергеевны, утвержденной решением педагогического совета
№______ от
«_____»_________2013г.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№
|
Дата план
|
Дата факт
|
Тема
|
Общее кол-во
|
Теория
|
Практика
|
|
|
|
Вводное занятие
|
1
|
1
|
|
1
|
1.09-7.09
|
|
Азбука
журналистики.
|
1
|
1
|
|
|
8.09-14.09
|
|
Журналистика как
вид деятельности и профессия
|
22
|
10
|
12
|
2
|
15.09-21.09
|
|
Профессия –
журналист.
Понятие информации.
|
2
|
2
|
|
3
|
22.09-28.09
|
|
Виды средств
массовой информации. Газета и журнал.
|
2
|
1
|
1
|
4
|
29.09-5.10
|
|
Особенности радио-
и тележурналистики. Анализ радио- и телепередач. Интернет-СМИ.
|
2
|
1
|
1
|
5
|
6.10-12.10
|
|
Особенности
взаимодействия с аудиторией. Аудитория – потребитель информации.
|
2
|
1
|
1
|
6
|
13.10-19.10
|
|
Деловая игра.
«Трансформация информации».
Исследование
аудитории.
|
2
|
1
|
1
|
7
|
20.10-26.10
|
|
Дискуссия. «Какая
информация нужна аудитории». Формирование общественного мнения.
|
2
|
1
|
1
|
8
|
27.10-2.11
|
|
Проба в роли
газетчика, теле- и радиожурналиста. Опрос общественного мнения.
|
2
|
1
|
1
|
9
|
3.11-9.11
|
|
Этико-правовые
основы журналистики. Законы РФ о СМИ. Права и обязанности журналиста при
сборе и распространении информации
|
2
|
1
|
1
|
10
|
10.11-16.11
|
|
Этические кодексы и
нормы журналистского поведения.
|
2
|
1
|
1
|
11
|
17.11-23.11
|
|
Экономика и
маркетинг СМИ. СМИ как товар. Разработка проекта газеты.
|
2
|
|
2
|
12
|
24.11-30.11
|
|
Зачетная работа: групповой проект «Концепция издания».
|
2
|
|
2
|
|
1.12-7.12
|
|
Речевая культура
журналиста.
|
13
|
6
|
7
|
13
|
8.12-14.12
|
|
Культура устной
речи. Подготовка к устному выступлению. Требования к выступающему.
|
1
|
1
|
|
14
|
15.12-21.12
|
|
Совершенствование
дикции. Выразительное чтение. Выступление перед аудиторией.
|
2
|
1
|
1
|
15
|
22.12-28.12
|
|
Дискуссия. Ее
построение.
|
2
|
1
|
1
|
16
|
29.12-4.01
|
|
Культура письменной
речи. Требования к речи журналистов. Специфика газетных, радио-, телетекстов.
|
2
|
1
|
1
|
17
|
5.01-10.01
|
|
Создание творческих
работ.
|
2
|
1
|
1
|
18
|
11.01-17.01
|
|
Редактирование
текста. Виды вычитки текста и редакторской правки.
|
2
|
1
|
1
|
19
|
18.01-24.01
|
|
Зачетная работа: Презентация творческих досье.
|
2
|
|
2
|
|
25.01-31.01
|
|
Журналистский
текст
|
20
|
9
|
11
|
20
|
1.02-7.02
|
|
Методы сбора
информации. Анализ газетных текстов.
|
2
|
2
|
|
21
|
8.02-14.02
|
|
Методика интервью,
беседы, опроса, анкетирование. Деловая игра. «Интервью».
|
2
|
1
|
1
|
22
|
15.02-21.02
|
|
Проведение
пресс-конференции. Проведение опроса Проведение анкетирования.
|
2
|
1
|
1
|
23
|
22.02-28.02
|
|
Структура
журналистского текста. Анализ заголовков, структуры текстов.
|
2
|
1
|
1
|
24
|
1.03-7.03
|
|
Основные жанры.
|
2
|
1
|
1
|
25
|
8.03-14.03
|
|
Отчет. Рецензия.
|
2
|
1
|
1
|
26
|
15.03-21.03
|
|
Очерк.
|
2
|
1
|
1
|
27
|
22.03-23.03
|
|
Эссе.
|
2
|
1
|
1
|
28
|
24.03-30.03
|
|
Фельетон.
|
2
|
|
2
|
29
|
31.03-4.04
|
|
Зачетная работа: презентация личного творческого досье.
|
2
|
|
2
|
|
5.04-11.04
|
|
Номер газеты.
|
14
|
5
|
9
|
30
|
12.04-18.04
|
|
Структура редакции.
Игра «Выборы редакционного коллектива».
|
2
|
1
|
1
|
31
|
19.04-25.04
|
|
Композиционно-графическая
модель. Формат и объем издания.
|
2
|
1
|
1
|
32
|
26.04-2.05
|
|
Размещение
заголовков, подзаголовков. Создание графической модели.
|
2
|
1
|
1
|
33
|
3.03-9.05
|
|
Выбор шрифтов.
Средства выделения на полосе и внутри материалов.
|
2
|
1
|
1
|
34
|
10.05-16.05
|
|
Роль и функции
фотоиллюстраций, рисунков, инфографии.
|
2
|
1
|
1
|
35
|
17.05-23.05
|
|
Оформление своего
издания.
|
2
|
|
2
|
36
|
24.05-25.05
|
|
Зачетная работа: групповой проект «Номер газеты».
|
2
|
|
2
|
|
|
|
Итоговое занятие
|
2
|
|
2
|
37
|
26.05-31.05
|
|
Итоговое занятие
|
2
|
|
2
|
|
|
|
Итого
|
72
|
32
|
40
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.