Отдел образования Администрации
г. Белая Калитва
Согласовано
Утверждаю
на
заседании педсовета
директор ДДТ
протокол
№ _________(Кравченко
Т.А.)
от
Образовательная программа
детского объединения
«Казачья старина».
Автор
Титова Е.В.
2014 год
г. Белая Калитва.
Содержание.
1.Пояснительная записка.
1.1. Цели и задачи.
1.2. Основные направления деятельности объединения.
1.3. Формы и методы работы.
1.4. Взаимодействие с различными учреждениями в процессе
реализации программы.
1.5.Требования к учащимся.
2. Программа.
2.1. Учебно-тематический план первого года обучения.
2.2. Содержание программы первого года обучения.
2.3. Учебно-тематический план второго года обучения.
2.4.Содержание программы второго года обучения.
2.5.Учебно-тематический план третьего года обучения.
2.6.Содержание программы третьего года обучения.
2.7.Условия реализации программы.
2.8.Управление программой.
3. Список литературы.
4. Приложения.
1. Пояснительная записка.
Наш донской край - это не просто русский край - это казачий край. Подавляющее большинство ученых и преподавателей всего населения
области убеждены в том, что казачество - это часть русского народа, имеющая свои уникальные черты и особенности, связанные с историческим
прошлым, особым отношением к воинской службе, с неповторимой культурой
и обычаями. В казачьем крае образовательные учреждения обязаны давать
молодежи необходимый уровень знаний по истории донского казачества и
края. Сохранение духовно-нравственных и культурных традиций является
непременным условием сохранения нации, Отечества, обеспечивающим связь
поколений. Освоение знаний по истории и культуре, как региональной части
русской истории и русской культуры, является жизненно необходимым
условием воспитания патриотизма у подрастающего поколения.
Регионализация образования и введение казачьего компонента в
содержание учебно-воспитательного процесса потребовала создания новых
организационных форм образования. Одной из таких форм и является
школьный краеведческий музей казачьего быта хутора Свинарев в МБОУ
Ленинской СОШ. С открытием музея возникла необходимость организации
экскурсионной и поисково-исследовательской работы. С этой целью на базе
музея было создано детское объединение «Казачья старина».
«Казачья старина» действует на базе школьного краеведческого музея МБОУ
Ленинской СОШ как детское объединение интересующихся краеведение, увлеченных краеведческим поиском учащихся. Оно дает детям чувство
гордости за мудрость и талантливость своих предков, оставивших нам в наследство столь значительные памятники истории и культуры; делает их
сопричастными к чувству ответственности за будущее своей малой родины.
Актуальность проблем, рассматриваемых в предложенной программе, усиливается наличием компоненты
"Культура Донского края",
являющейся предметом острых дискуссий. Не подлежит сомнению необходимость
возрождения традиций казачества. Разногласия начинаются при
конкретизации того, что подлежит возрождению, какие элементы, особенности
материальной и духовной культуры донских казаков следует внедрять в
современную жизнь
Предлагаемая программа модифицированная, соответствует требованиям
Закона РФ «Об образовании», типовому положению об образовательном
учреждении дополнительного образования.
Она отвечает выявленному спросу учащихся, их интересу к предмету
музееведение, к изучению национальных традиций.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа и составляют 144 часа в год. Возраст детей 11-16 лет. Состав группы - постоянный. Набор - свободный.
1-1. Цели и задачи
Цели: патриотическое и гражданское воспитание; воспитание человека, знающего свою историю, традиции, обычаи; расширение экспозиции
школьного музея казачьего быта.
Задачи:
- углубленное изучение материала краеведческого характера, вовлечение
детей в поисково-исследовательскую и экскурсионную деятельность;
- овладение учащимися знаниями по истории Дона, района, города, хутора в
контексте истории Отечества;
- знакомство детей с основами ведения музейной и экскурсионной работы;
- формирование духовного самосознания личности, осознающей свою связь с
историей малой родины и национальной культурой;
- формирование культурно-нравственной основы на традициях родного края;
- развитие коммуникативных и организаторских способностей, представление
творческой самореализации.
Программа «Казачья старина» рассчитана на тех, кто уже обладает
определенными знаниями по истории родного края.
Реализация данной программы осуществляется в течение 4-х лет.
Особенность программы проявляется в интеграции комплекса
информационных, психологических, прикладных, физических и социальных
условий для развития личности ребенка, как в системе дополнительного
образования, так и в базовой школе.
1. Возвращение к истокам
2. Приобщение родителей к творческому процессу детей.
3.Формирование потребности в исследовательской деятельности.
4. Развитие желания созидать собственные авторские работы.
5.Обобщенность.
Основные принципы программы:
1.Доступность в работе с историческими документами и экспонатами
музея.
2. Любовь и уважение к ребенку. Контингент воспитанников
разновозрастной и как следствие - индивидуальный подход к каждому
ребенку.
3.Создание ситуаций успеха. Учитываются возможности и интересы детей
во время проведения занятия.
4.Связь теории с практикой,
5. Наглядность.
6. В основе посещения до «Казачья старина» - добровольность.
7. В программе прослеживается региональный компонент. Способствовать умению быстро ориентироваться в современном мире, развитию интеллектуальных способностей воспитанников, сотрудничеству
детей с родителями и педагогом в накоплении опыта творческой
деятельности.
1.2 Основные направления деятельности детского
объединения «Казачья старина».
Поисково-собирательское.
Важным этапом в процессе комплектования фондов школьного музея
казачьего быта является поисково-собирательская работа. Одним из основных
принципов любой исследовательской работы является принцип
комплексности. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне
исследовать тему, стремится связать изучаемые события с
общеисторическими процессами, увидеть их характерные черты, установить
достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих
событиях. Такой подход дает возможность составить объективное
представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их
отраженности в выявленных памятниках истории и культуры.
Экспозиционное (оформительское).
Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное
событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не
только музейных предметов, но и художественных и технических средств. Создание экспозиции - сложный процесс, который требует не только знаний, но и специальных оформительских навыков. Это направление деятельности
требует привлечения определенного круга специалистов.
Экскурсионное.
Музейная экскурсия - основная форма культурно-образовательной
деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музейного показа
под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному
маршруту. Особенностью экскурсии музейной является сочетание показа и
рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия. В детских
музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, игры, театрализация. Экскурсионная работа планируется не только в рамках
образовательной системы Дома детского творчества и школы, но и в пространстве района и города.
Культурно-массовые мероприятия, дела.
Одним из основных критериев работы музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по разделам экспозиции музея, встречи с участниками Великой Отечественной войны, старожилами и интересными людьми хутора, города и района, работа с населением. Музей казачьего быта является музеем-классом по гражданско-патриотическому воспитанию, поэтому его работа должна органично вписываться в систему воспитательной работы Дома детского творчества и школы.
1.3 Формы и методы работы.
Образовательная программа «Казачья старина» - модульная. Она позволяет белее гармонично осуществлять поэтапный процесс овладения
приемами деятельности освоения умениями и навыками. Первый модуль -обобщение знаний по истории родного края, хутора, школы, второй модуль -введение детей в курс экскурсоведения,
третий модуль - основы
музееведения, знакомство с объектами художественной культуры, поисковая и
исследовательская работа, четвертый модуль - овладение методами
проведения различных типов экскурсий.
По цели: познавательная, научно-исследовательская
По уровню освоения: профессионально-ориентированная, разноуровневая.
Виды работы:
1. Индивидуальная.
2. Коллективная.
3. Лекционная, фронтальная, экскурсионная.
4. Массовая (проведение выставок, организация
экскурсий, поездок, КТД, встреч и т.д.).
Главный принцип обучения на занятиях детского объединения - принцип
активности. Под этим понятием подразумевается такая деятельность, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной
потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. Такого рода
активность является следствием целенаправленных педагогических
действий и организации педагогической среды, то есть применяемой
технологии.
Игровые технологии. Игровая форма занятий создается при помощи
игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования в деятельности.
Технология критического мышления. Критическое мышление - это
использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают
вероятность получения желаемого конечного результата. Это не
негативность суждений и критика, а разумное рассмотрение разнообразия
подходов и философий, с тем чтобы выносить обоснованные суждения и
решения. «Критическое» в этом контексте означает «аналитическое».
Технология индивидуального обучения. Индивидуальное обучение - форма
модель процесса, при котором учитель взаимодействует лишь с одним
учеником. Этот метод позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку творчески реализовать себя. В целях реализации программы планируется использование как
традиционных, так и нетрадиционных технологий урока:
• интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
• уроки в форме соревнований, игр, конкурсов, турниров, викторин;
• урок мудрости, урок любви, урок презентация;
• уроки ролевые и деловые игры и т.д.
Также для успешной реализации программы количество детей в группе не
должно превышать 8-15 человек, предусматриваются также и индивидуальные
занятия.
Важным условием реализации программы является наличие отдельного помещения для проведения занятий и размещения собранного материала.
1.4 Взаимодействие
с различными учреждениями в процессе
реализации
программы.
Название учреждения
|
Вид и формы взаимодействия
|
Сельская и городские библиотеки
|
Проведение занятий с участием работников
библиотеки. Оказание помощи в подборе материалов к проведению совместных
занятий. Консультации.
|
Городской краеведческий музей
|
Обмен информации. Проведение экскурсий и
мероприятий. Посещение выставок. Консультации.
|
Средства массовой информации: интернет-портал
«Донские зори»,
«Перекресток», «Майдан»
|
Освещение работы музея, подбор
материалов для написания рефератов, творческих работ.
|
Сельская администрация
|
Оказание помощи в поисковой работе.
Проведение совместных мероприятий.
|
Дом культуры
|
Проведение совместных мероприятий.
|
Детское объединение ведет
работу в тесном контакте с различными учреждениями. Это выражается в оказании
помощи при отборе материалов, их классификации и представлении, а также
совместное проведение мероприятий.
1.5 Требования к учащимся.
Дети должны знать и уметь:
• историю возникновения и развития родного хутора и города (этапы: городок, станица, рабочий поселок, город);
• знать историю родной школы;
• знать выдающихся личностей Дона;
• уметь отбирать материал для выступления, оформлять презентации и
доклады;
• назначение и цели музеев, их профили (краеведческие, этнографические, архитектурные и др;
• музеи Ростовской области, их местонахождение и профили;
• особенности быта, занятий, традиций и промыслов донских казаков;
• значение христианской религии в жизни казаков, старообрядчество в
нашем крае;
• основные виды и типы экскурсий (в музее, по городу);
• экскурсионные методы и приемы (показ, рассказ, беседа);
• предметную терминологию;
• различные составляющие музея, содержание школьной музейной
экспозиции;
• места расположения и основные характеристики памятников истории и
культуры донского края, г. Белая Калитва ;
• уметь составлять тематический план экскурсии, определять
целеустановку;
• работать на экспозиции музея с использованием приемов
демонстрации, сравнения экспонатов, констатации фактов, мысленной
реконструкции событий;
• уметь работать с музейным фондом;
• подготавливать и организовать экскурсию в музее и по городу;
• вести краеведческий поиск, представляя результаты в виде краеведческих исследовательских работ.
2. Программа
2.1 Учебно-тематический план первого года обучения.
№
п/п
|
Название блока
|
Теория
|
практика
|
Всего часов
|
1.
|
Введение.
|
2ч
|
-
|
2ч
|
2.
|
История г.Б.Калитва,
х. Ленина,
|
12ч
|
12ч
|
24ч
|
|
школы. События ВОв.
|
|
|
|
3.
|
Выдающиеся личности Дона.
|
4ч
|
6ч
|
10ч
|
4.
|
Памятные места Донской земли.
|
4ч
|
6ч
|
10ч
|
5.
|
Классификация музеев.
|
10ч
|
10ч
|
20ч
|
6.
|
Музеи Ростовской области.
|
8ч
|
2ч
|
10ч
|
7.
|
Быт и традиции казаков.
Занятия
|
10ч
|
10ч
|
20ч
|
|
и промыслы.
Христианские
|
4ч
|
36ч
|
46ч
|
|
праздники. История и
|
|
|
|
|
современность.
|
|
|
|
8.
|
Итоговое занятие.
|
|
2ч
|
2ч
|
|
Итого
|
|
|
144часа
|
2.2 Содержание первого года обучения.
Вводное занятие.
Знакомство с образовательной программой детского объединения, с
правилами техники безопасности в учреждении, правилами поведения в
музее, классе.
История родного хутора Ленина (Свинарева) и города Белая Калитва.
Природно-климатические условия. История возникновения и развития
поселений. Люди и судьбы. Летопись МБОУ Ленинской СОШ.
События Великой Отечественной. История Великой Отечественной
войны. Оккупация и освобождение Ростовской области, Белокалитвинского
района, хутора Ленина. Судьбы освободителей и освобожденных.
Выдающиеся личности Дона. Судьба, жизнь и деятельность выдающихся
личностей региона.
Памятные места Донской земли.
Классификация музеев. Назначение и цели музеев. Музеи разных профилей. Музей-квартира, музей-усадьба, дворец-музей, музей-заповедник, архитектурный, краеведческий, этнографический, литературный и др.
Музеи Ростовской области. Краеведческие, этнографические, архитектурные музеи Ростова, Новочеркасска, Таганрога, Б.Калитвы и др. Быт и традиции казаков. Занятия и промыслы. Особенности быта донских казаков: жилища, хозяйственные постройки, орудия труда, утварь, мебель, интерьер. Занятия и промыслы. Традиции, обряды, казачий фольклор (песни, поговорки, слова, диалекты). Христианские праздники. История и современность. Возрождение казачьих традиций. Итоговое занятие. Игра-путешествие по малой родине.
2.3 Учебно-тематический план второго года обучения.
№ п/п
|
тема
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1.
|
Вводное занятие.
|
2ч
|
-
|
2ч
|
2.
|
Предмет экскурсоведение.
|
7ч
|
Зч
|
10ч
|
3.
|
Основы музейного дела.
|
10ч
|
15ч
|
25ч
|
4.
|
Музейный фонд.
Систематизация и учет музейных экспонатов.
|
15ч
|
20ч
|
35ч
|
5.
|
Экскурсии в школьном краеведческом
музее
|
4ч
|
36ч
|
40ч
|
6.
|
Досугово-образовательная
деятельность музея.
|
4ч
|
24ч
|
28ч
|
7.
|
Заключительное занятие.
|
2ч
|
2ч
|
4ч
|
|
Итого
|
44ч
|
100ч
|
144ч
|
2.4 Содержание второго года обучения.
Вводное занятие. Знакомство с образовательной программой детского
объединения второго года обучения, с правилами техники безопасности в
учреждении, правилами поведения в музее, классе.
Предмет экскурсоведение. История развития экскурсионного дела в России. Определение экскурсий. Классификация экскурсий по содержанию, составу
участников, месту проведения. Объекты экскурсии.
Экскурсионные методы: прием рассказа и показа. Взаимодействие методов. Принципы проведения экскурсий: наглядность, доступность, систематичность, последовательность.
Требования к языку экскурсовода: владение терминологией, логичность, эмоциональность, речевое акцентирование. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы.
Музееведение. История музейного дела в России. Отношение государства к памятникам
истории и культуры. Реликвии известнейших музеев России и Ростовской
области.
Структурные составляющие музея: фонды, экспозиции, фонотека.
Посещение городского краеведческого музея. Встреча с работниками музея. Знакомство со структурой фондов музея, фонотека.
Музейный фонд. Состав и учет музейных фондов: книга учета и поступлений. Хранение музейных экспонатов. Составление хронологических таблиц
музейных предметов.
Исторический источник. Определение и классификация. Определение
подлинности и достоверности: способы, признаки, методы. Подлинник и копия. Миф и документ.
Документальные свидетельства исторического прошлого Белокалитвинского
района.
Оформление музейного фонда школьного музея, составление паспорта
музея.
Экскурсии в школьном музее. Методика проведения экскурсии: определение
темы, цели, объектов, работа с материалами, маршрут, текст экскурсии.
Особенности проведения экскурсии в музее казачьего быта. Работа на
экспозиции, составление текстов экскурсии по следующим темам:
• кто такие казаки;
• устройство казачьего куреня и горницы;
• хозяйство и земледелие, ремесла и промыслы;
• традиции и обряды;
• церковные казачьи традиции;
• предметы быта и утвари, особенности казачьей кухни;
• истории легенды родного края;
• женский и мужской казачьи костюмы.
Подготовка и проведение экскурсий для гостей, учащихся школы и
воспитанников детского сада.
Досугово-образовательная деятельность. Подготовка и проведение
праздников, викторин, ролевых и деловых игр, конкурсов по темам:
• христианские обряды и праздники;
• выборы казачьего правления школы;
• знатоки родного края;
• памятные даты и события отечественной истории;
• день дарения школьному музею;
• день села (хутора). Итоговое занятие.
Аттестация обучающихся. Проведение конкурса « Знатоки истории родного хутора».
2.5 Учебно-тематический план третьего года
обучения.
№
п/п
|
тема
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1.
|
Вводное занятие.
|
2ч
|
-
|
2ч
|
2.
|
Памятники истории и культуры.
Проблемы материальной культуры.
|
10ч
|
10ч
|
20ч
|
3,
|
Историко-этнографические экспедиции в
поисках экспонатов.
|
12ч
|
18ч
|
30ч
|
4.
|
Постоянная и периодическая
(выставочная) экспозиция в музее.
|
10ч
|
20ч
|
30ч
|
5.
|
Досугово-образовательная деятельность
музея.
|
10ч
|
20ч
|
30ч
|
6.
|
Тематическая экскурсия в школьном
музее.
|
4ч
|
26ч
|
30ч
|
7.
|
Заключительное занятие
|
-
|
2ч
|
2ч
|
|
Итого
|
48ч
|
96ч
|
144ч
|
2.6 Содержание третьего года обучения.
Вводное занятие. Знакомство с образовательной программой и планом
работы детского объединения. Техника безопасности на занятиях, правила
поведения в музе, классе. Диагностика.
Памятники истории и культуры. Проблемы материальной культуры. Современные представления о памятниках истории и культуры. История
охраны памятников на Дону. Художественно-историческое, политическое, культурное значение памятников культуры. Деятельность общества охраны
памятников.
Объекты художественной культуры. Способы осмотра и изучения объектов
искусства (архитектура, скульптура, предметы декоративно-прикладного
искусства, живопись).
Народные промыслы Донского края, умельцев г, Б.Калитва. Лозоплетение, резьба по дереву, вышивка, бисероплетение, добыча и обработка камня, гончарное ремесло и т.д. Характеристика промысла: центры возникновения, традиционные узоры, техника выполнения.
Составление карты - схемы местонахождения объектов художественной
культуры района и г. Б. Калитва. Встречи интересными людьми: местными
художниками и поэтами.
Экскурсии в городской Дворец культуры и краеведческий музей на выставки
местных художников.
Историко-этнографические экспедиции в поисках экспонатов. Поисково-исследовательская деятельность: закономерности, принципы, правила и
методы ее организации. Подбор материала для рефератов, статей, сообщений, презентаций, экскурсий. Культура оформления творческих работ. Работа с источниками.
Постоянная и периодическая (выставочная) экспозиция в музее. Оформление новых разделов, обновление и пополнение новыми экспонатами
экспозиции по разделам:
• Диорама хутора Ленина;
• История хутора в лицах и документах;
• Интерьер казачьего куреня к.19~н.20в. и макет хозяйственного двора;
• Предметы быта и культа18-20вв;
• Фотолетопись нашей школы;
• Комната Боевой славы;
• Иллюстрированная история казачества.
Тематические экскурсии по школьному музею. Подготовка и проведение
экскурсий по разделам и темам экспозиции школьного музея для
разновозрастных посетителей.
Досугово-образовательная деятельность. Подготовка и проведение
праздников, викторин, ролевых и деловых игр, конкурсов по темам:
• христианские обряды и праздники;
• выборы казачьего правления школы;
• знатоки родного края;
• памятные даты и события отечественной истории;
• день дарения школьному музею;
• день села (хутора). Итоговое занятие.
Аттестация обучающихся.
2.7 Условия реализации программы
Дидактические: Использование различных форм и методов в работе:
• сбор и оформление краеведческого материала (создание презентаций, подготовка сообщений, пополнение экспозиции музея новыми
экспонатами, их учет и хранение;
• сочетание на учебных занятиях и досуговых мероприятиях теоретических
и практических, исполнительных и творческих, индивидуальных и
коллективных, познавательных и развлекательных видов и форм, способов деятельности;
• проведение экскурсий, музейных уроков, викторин, праздников, деловых
и ролевых игр;
• использование на всех видах занятий гуманистических и личностно-ориентированных технологий. Осуществление учета возрастных и
индивидуальных особенностей и склонностей детей;
• для успешной реализации программы количество детей в группе не
должно превышать 8-15 человек, предусматриваются также и
индивидуальные занятия.
Методические:
• изучение нормативных документов:
• участие в конкурсах: районных, городских, областных, общероссийских;
• изучение опыта педагогов дополнительного образования в плане
историко-краеведческой работы;
• изучение и использование имеющейся литературы.
Материально-технические:
Важным условием реализации программы является наличие отдельного
помещения для проведения занятий и размещения собранного материала. Оформление выставочных витрин, освещение и температурный режим
помещений. Наличие демонстрационной техники и ПК для оформления и
показа презентаций.
2.8 Управление
программой
№ п/п
|
Название блока
|
Знания, умения,
навыки
|
Формы контроля
|
1
|
Вводное занятие
|
Знакомство с образовательной
программой детского объединения. Выборы совета
музея, старосты. Расписание. Техника безопасности во время
занятий, правила поведения в
музее, классе.
|
Тест
|
2
|
История школы,
хутора Ленина и
г. Б. Калитва
|
Знать географическое положение
хутора и города, историю возникновения,
названия и развития. Экономика,
культура и политика района.
Памятные места и даты событий,
достопримечательности города.
Уметь описывать события.
Знать историю своей школы.
|
Оформление презентаций о
жизни и деятельности конкретных людей и
событиях. Благоустройство хутора, школьного
двора, уход за могилой писателя
И.Е.Пузанова.
|
3
|
События Великой Отечественной
|
Знать о событиях Великой
Отечественной войны на территории района.
Уметь собирать и анализировать
материал о жизни и деятельности
участников ВОв, о событиях этого
периода истории. Шефская помощь ветеранам и
престарелым
|
Подготовка и
оформление
презентаций,
краеведческих
заданий и
выставок.
Благоустройство
мемориала и
пятника
освободителям
|
4
|
Выдающиеся личности Дона
|
Знакомство с жизнью и
творчеством выдающихся личностей донской земли,
Оформление рефератов и
презентаций.
Памятные места
донской земли.
Знание памятных мест родного
края. Проведение заочных
экскурсии по городам и памятным
местам Ростова и области.
Организация поездок с
экскурсиями. Изучение справочной литературы
|
Оформление фотовыставок и
презентаций
|
5
|
Классификация музеев
|
Знать классификацию музеев.
Виды экспозиций
|
Викторина
|
6
|
Музеи
Ростовской
области.
|
Знать музеи Ростовской области,
их профиль, местоположение,
разделы экспозиции
|
Заочная экскурсия по
городским музеям Ростовской области
|
7
|
Быт и традиции
казаков
|
Занятия и промыслы.
Христианские праздники. История и
современность.
Знать особенности быта донских
казаков: жилища, хозяйственные постройки,
орудия труда, утварь,
мебель, интерьер. Занятия и
промыслы. Изучение традиций, обрядов,
сбор материала по
казачьему фольклору (песни,
поговорки, слова,
диалекты).
|
Оформление макетов, презентаций,
поделок, участие в региональных,
районных и школьных конкурсах
|
8
|
Предмет экскурсоведение
|
Знать историю развития
экскурсионного дела в России,
определение экскурсий,
классификацию экскурсий по
содержанию, составу участников, месту проведения,
объекты экскурсии.
Экскурсионные методы:
прием рассказа и показа.
Взаимодействие методов.
Принципы проведения экскурсий:
наглядность, доступность,
систематичность, последовательность.
Соблюдать требования к языку
экскурсовода: владение терминологией, логичность,
эмоциональность, речевое
акцентирование. Прием цитирования в рассказе.
Метод беседы.
|
Проведение экскурсий
|
9
|
Основы музейного дела
|
Знать музейные профессии.
Ведение документации, условия
хранения экспонатов
|
Тестирование
|
10
|
Музейный фонд.
|
Систематизация и учет музейных
экспонатов.
Состав и учет музейных фондов:
ведение книги учета и
поступлений. Знать условия хранения музейных экспонатов.
Ведение книги учета и
поступлений. Составление хронологических
таблиц музейных предметов.
Исторический источник.
Определение и классификация.
Определение подлинности и
достоверности: способы, признаки, методы.
Подлинник и копия.
Миф и документ.
Изучение документальных
свидетельств исторического прошлого Белокалитвинского
района.
|
Оформление музейного фонда
школьного музея, составление паспорта музея.
|
11
|
Экскурсии в
школьном краеведческом музее
|
Подготовка и проведение
экскурсий в школьном музее
|
Конкурс экскурсоводов
|
12
|
Досугово-образовательная деятельность
музея
|
Подготовка и участие в
общешкольных, хуторских, районных и областных праздниках
и конкурсах.
|
Участие в
конкурсах, викторинах, праздниках.
|
13
|
Памятники
истории и
культуры.
Проблемы
материальной
культуры.
|
Способы осмотра и изучения
объектов искусства (архитектура,
скульптура, предметы
декоративно-прикладного искусства, живопись).
|
|
14
|
Народные промыслы Донского
края, умельцев г. Б.Калитва.
Лозоплетение, резьба по дереву,
вышивка, бисероплетение,
добыча и обработка камня,
гончарное ремесло и т.д.
|
Характеристика промысла: центры возникновения,
традиционные узоры,
техника выполнения.
|
Составление карты
- схемы местонахождения объектов
художественной культуры района и г.Б.
Калитва.
Оформление презентаций и
докладов, проведение пресс-конференции.
|
15
|
Историко-этнографические экспедиции в
поисках экспонатов
|
Организация встреч,
сбор информации, экспонатов для
школьного музея, шефская помощь ветеранам и
престарелым, благоустройство хутора, памятников
|
Сбор и
оформление
материала,
описание
экспонатов
|
16
|
Постоянная и
периодическая
(выставочная)
экспозиция в музее.
|
Оформление новых разделов,
обновление и пополнение новыми
экспонатами экспозиции по
разделам:
• Диорама хутора Ленина;
• История хутора в лицах и
документах;
• Интерьер казачьего куреня
к.19-н.20в.
и макет
хозяйственного двора;
• Предметы быта и культа18-20вв;
• Фотолетопись нашей школы;
• Комната Боевой славы;
Иллюстрированная история казачества.
|
Оформление
разделов
экспозиции,
изготовление макетов.
|
17
|
Заключительное занятие
|
Подведение итогов работы.
|
Аттестация обучающихся
|
Список литературы.
1.
Алмазов «Казаки»
Санкт-Петербург «Диамант» 1999г
2.
Сухарев «Лазоревый цвет» Чапаевск
2001г.
3.
Осколков «Донская история
в вопросах и ответах» Ростов/Д 1997г.
4.
Мининков «Донское
казачество на заре своей истории» Ростов н/Д 1995г.
5.
Астапенко «Краткое пособие
по истории Донского края» Ростов н/Д 1995г.
6.
Дулимова «Донская история
в вопросах и ответах» Ростов н/Д 1997г.
Венков
«История донского казачества» Ростов н/Д 2003г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.