Пояснение и
обоснование актуальности проекта «Школа для родителей»
В последнее
время, в социально-педагогической работе произошёл резкий поворот,
соответствующий ориентации на человека и среду его обитания - поворот к семье.
Человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших
систем, членом которых он является, при чём следует учитывать две семьи - семью
«здесь и теперь» и семью, из которой произошёл человек (родительская семья).
Семья – малая
социальная группа, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском
союзе и родственных связях, связанная, как система тысячами нитями с другими
социальными системами. Не случайный экологический подход в социальной работе с
семьёй направлен на изменение отношений между семьёй и её окружением, чтобы
члены семьи имели большую власть и контроль над основными областями их жизни.
Семья как
социальный институт выполняет разнообразные функции: хозяйственно-бытовую,
сексуально-эротическую, эмоциональную, воспитательную, первичного социального
контроля, духовного и культурного общения и т.д.
Семья
является самым главным институтом социализации, через который ребёнок усваивает
основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки,
воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно
семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребёнка, к которым
относятся: физиологические потребности (в сне, отдыхе, питании и т. п.),
потребность в безопасности (социальная и материальная защищённость),
потребность в любви и уважении.
К семейной
атмосфере, её состоянию, перспективам человек чувствителен на протяжении всей
своей жизни, однако наибольшее влияние семья оказывает на развивающуюся
личность. Родители естественным образом влияют на своих детей: через механизмы
подражания, идентификации, интериоризации образцов родительского поведения.
Воспитательный
потенциал семьи – это её способность реализовывать функцию воспитания развития
и социализации ребёнка. Большинство исследователей связывают его с
психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения
к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей
культуры родителей, образом жизни людей, структурой, индивидуально
типологическими особенностями родителей.
Исходя из
значимости семейного воспитания на развитие ребёнка, семья является одним из
главных объектов профессиональной деятельности педагогов в логике
сопровождения УВП и работы СППС.
Социально-психолого-педагогическая
работа с семьёй направлена в первую очередь на обеспечение жизненно важных
потребностей ребёнка и защиту его базовых прав - права на жизнь и необходимый
для полноценного развития уровень жизни.
Конкретное
содержание социально-психолого-педагогической работы, а также использование тех
или иных технологий, в каждом отдельном случае обусловлено типом, индивидуальными
особенностями данной семейной ситуации, а так же актуальными проблемами семьи.
Цели:
·
Социально-психолого-педагогическая поддержка семьи.
·
Создание благоприятных условий для развития личности воспитанников
в процессе восприятия мира и адаптации в нём (физического, социального,
духовно-нравственного, интеллектуального).
·
Социально-педагогическая
защита учащихся в их жизненном пространстве.
Задачи:
·
Анализ социально-психолого-педагогической ситуации развитияучащихся.
·
Анализ сферы и особенностей межличностных отношений учащихся, их
восприятия внутрисемейных отношений
·
Участие в диагностике индивидуально-личностных особенностей детей
и подростков
·
Выявление личностных проблем детей младшего школьного возраста и учащихся
основной школы определение причин их возникновения.
·
Контроль за соблюдением прав и интересов воспитанников,
своевременная помощь в кризисных ситуациях
·
Организация деятельности по социальному оздоровлению семьи и
внутрисемейных взаимоотношений, формирование навыков социальной толерантности и
здорового образа жизни воспитанников и семьи в целом.
·
Социально-психолого-педагогическая коррекция воспитательных
влияний, оказываемых на детей, как со стороны семьи, так и социальной среды.
·
Координация связей в интересах ребенка между семьей,
образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.
·
Координация связей с различными учреждениями, связанными с
проблемами развития и воспитания детей и семьи в целом, с целью привлечения
специалистов для оказания услуг широкого спектра.
·
Сбор и распространение информации по вопросам социальной заботы,
помощи и поддержки, деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими
услуг,
·
Повышение профессиональной компетенции.
Направления работы.
Социально-педагогическая
защита прав ребенка:
·
выявление и поддержка воспитанников, нуждающихся в социальной
защите, опеке, попечительстве,
·
защита прав и интересов воспитанников в различных инстанциях,
·
защита и индивидуальная работа с воспитанниками, подвергающимися
насилию и агрессии со стороны взрослых.
Социально-психолого-педагогическая
диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем воспитанников,
семьи:
·
изучение социального запроса семьи на социально-психологическую и
педагогическую деятельность учреждений дополнительного образования;
·
диагностика актуального состояния семьи воспитанников,
социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения.
·
социально-педагогическая диагностика особенностей семьи и ее
воспитательного потенциала;
·
социально-педагогическая диагностика личностных качеств и
межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возраста;
Профилактико-просветительская
деятельность.
·
пропаганда здорового образа жизни в семье, как необходимого
условия успешной социализации детей,
·
психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных
условий для взаимопонимания в семье,
·
организация семинаров, круглых столов, встреч для родителей и
педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей,
·
содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс,
·
привлечение специалистов учреждений, связанных с проблемами
развития и воспитания детей и семьи в целом для оказания услуг широкого
спектра.
·
подготовка стендового информационного материала.
Социально-психолого-педагогическая
коррекция и реабилитация:
·
организация социально-педагогического контроля условий воспитания
и поведения ребенка.
·
помощь в преодолении внутриличностных конфликтов, связанных с
проблемами в семье, микросоциуме воспитанника,
·
предупреждение возможных отклонений в поведении воспитанников,
когда социальная неприспособленность требует использования определенных санкций
к нему самому или к лицам, занятым его воспитанием,
·
координация отношения ребенка с детскими коллективами, взрослым
окружением.
Социально-психолого-педагогическое
консультирование:
·
групповые консультации для родителей детей дошкольного и младшего
школьного возраста по организации проведения и результатам
социально-психолого-педагогической диагностики личностных качеств и
межличностных отношений дошкольников и младших школьников.
·
индивидуальные консультации для родителей детей дошкольного и
младшего школьного возраста по результатам социально-психолого-педагогической
диагностики личностных качеств" и межличностных отношений дошкольников и
младших школьников.
Организационно-методическая
деятельность:
·
анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности,
·
участие в методических советах, семинарах, практикумах,
конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам
·
создание и поддержка банка данных по методикам работы на основе
изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике,
достижений науки и практики, а также результатов проведенных
социально-психолого-педагогических исследований.
Основные принципы
деятельности:
Принцип
взаимодействия:
·
целенаправленное постоянное сотрудничество с другими работниками
образовательного учреждения по разрешению различных проблем, конфликтных
ситуаций;
·
межведомственная интеграция деятельности специалистов различных
социальных институтов, занимающихся вопросами развития, воспитания и
социализации детей.
Принцип
личностно-ориентированного подхода:
·
признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу,
счастье, защиту и охрану жизни, здоровья,
·
учет возрастных и индивидуальных особенностей личности,
·
создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала,
склонностей, способностей,
·
оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в
общество, полноценной самореализации в этом обществе.
Принцип
позитивного восприятия и принятия личности:
·
толерантное отношение к детям и взрослым;
·
проявление эмпатии
·
оптимистическая гипотеза - вера в ребенка, опора на положительное
в нем, формирование деятельности ого подхода «сделай себя личностью сам»
Принцип
конфиденциальности:
·
сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным
педагогом и учащимися, родителями, учителями; неразглашение информации.
Методология деятельности:
В ходе решения социально-психолого-педагогических задач могут быть
задействованы формы и методы, отвечающие следующим критериям:
·
соответствие возрастным и психологическим особенностям;
·
экологичность (отсутствие травмирующих компонентов);
·
экономичность (по времени и оборудованию).
Выбор
методов, используемых в социально-педагогической практике, определяется:
·
проблемой ребенка,
·
особенностями личности,
·
состоянием семейных взаимоотношений,
·
уровнем социальной адаптации.
·
возможностями специалиста
·
видом деятельности, предлагаемым клиенту.
Если это
общение, то здесь возможны беседа, диспут, дебаты; если игровая деятельность
-деловые игры, ролевые игры, тренинги и т.п. Воспитывая, можно воздействовать
различным образом:
·
воздействовать,
·
противодействовать,
·
содействовать,
·
помогать,
·
сотрудничать и т.д.
Методы и
приемы социально-психолого-педагогической деятельности:
диагностическое
направление:
·
мониторинговое наблюдение (метод структурированного наблюдения);
·
тестирование (стандартизированные диагностические тесты-опросники
прямого и полупроективного типа);
·
анкетирование;
·
интервьюирование;
·
анализ документов.
В процессе
диагностики широко используются:
·
шкальные методики;
·
карточные методики;
·
проективные методики;
·
ассоциативные проективные методики;
·
экспрессивные методики;
·
контент - анализ (выборочный, содержательный);
·
метод социальных биографий и др.
социально-психолого-педагогическая
коррекция и реабилитация: выбор
методик определяется конкретным запросом и диапазоном профессиональной
компетенции;
·
создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости
конфликта;
·
словесные методы: лекция, беседа, диспут, дискуссия, собрание;
·
занятия с элементами тренинга и т. д.;
·
методы воспитания: внушение, убеждение, приучение, поощрение и
наказание, мотивация и приобщение к действию, положительный пример, метод
содействия и сотворчества.
консультативное
направление:
·
беседа;
·
включенное наблюдение,
·
убеждение,
·
одобрение или осуждение - находить компромисс, осуждать действия,
выяснять причины, стараться не осуждать,
·
приемы активного слушания.
·
прием конфронтации,
·
прием «Я - послания», метод легенд
Профилактико-просветительское
направление:
·
словесные методы: лекция, беседа, диспут, дискуссия, собрание
·
обучающие занятия с элементами тренинга;
В
практической работе педагога-психолога используются также организационно-распорядительные
методы: инструктирование, регламентирование, нормирование, контроль и
проверка исполнения, критика и др.
Ряд видов и
форм работы является интеграционно-взаимосвязанным между собою, как. например,
работа с педагогами по коррекции и профилактике синдрома эмоционального
сгорания (выгорания), семейное консультирование (диагностическое,
коррекционное, просветительское).
Основными критериями
эффективности работы являются:
·
анализ социальных проблем клиентов прошедшего года в области
образования и воспитания, социального здоровья, трудоустройства, социального
обеспечения, социального обслуживания, других областях и результаты их решения;
·
положительная динамика изменений отношения населения к
социально-педагогической деятельности;
·
положительная оценка микроклимата семьи воспитанников;
·
положительная динамика включенности детей и взрослых в различные
виды деятельности по улучшению социально-педагогических условий в социуме;
·
положительная динамика развития в детской среде демократических,
самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи,
товарищества;
·
повышение уровня профессионального роста социального педагога как
специалиста.
Способы
оценки эффективности профессиональной деятельности.
Оценка
эффективности социально-психолого-педагогической деятельности сопряжена с целым
рядом трудностей:
·
комплексный характер проблем, возникающих у индивида (группы) в
ходе социализации, предполагает оказание помощи сразу по нескольким
направлениям. Сложность и многообразие целей социально-педагогической
деятельности затрудняет их перевод на язык формализованных показателей.
·
проблемы эффективности тесно связана с проблемой отсутствия чётких
границ социальных норм и стандартов, закрепленных в законодательных актах и
общественном сознании. Для их определения чаще используются качественные
показатели, нежили количественные, отсюда возникают определённые трудности в
ходе оценки состояния социальных систем и фиксации происходящих в них
изменений. В отличие от биологических систем, системы социальные (семья) не
обладают той же устойчивостью, так как изменяются не только в историческом, но
и в национальном и в географическом масштабах. Методы оценки, применяемые в
социальной сфере (наблюдение, опросы, тесты, контент-анализ различных
источников информации и др.), в большинстве случаев приводят к неоднозначным
выводам и могут быть подвержены противоположным толкованиям.
·
множество факторов, влияющих на конечное состояние потребителя
социальных услуг, смазывают картину реальной эффективности проделанной работы.
Помимо этого
существует и технологические проблемы определения эффективности
социально-психолого-педагогической деятельности: отсутствие регулярной обратной
связи с семьями, несовершенство информационного банка данных, неразработанность
социально-педагогических технологий.
Основными
методами изучения результатов деятельности педагога психолога является:
·
анализ программы деятельности социального педагога (цели, задачи,
решаемые проблемы, ожидаемые результаты в сопоставлении с достигнутыми).
·
анализ текущей и отчетной профессиональной документации
специалиста.
·
анализ используемых социально-психолого-педагогических методик и
технологий.
·
анализ эффективности использования рабочего времени специалиста
·
наблюдение практической деятельности педагога-психолога (критерии:
формы общения с клиентами, степень удовлетворенности клиента результатами,
участие в различных видах деятельности, атмосфера в микросоциуме);
·
наблюдение динамики контрольных показателей, выбор которых
определяется целями проводимой работы.
При этом
одним из основных критериев является динамика включённости клиентов в различные
виды социальной деятельности. Семьи, которые получили своевременную
социально-педагогическую (психологическую, медицинскую) помощь, как правило,
проявляют большую активность в реабилитации ребёнка. Их усилия включают
обращения в медицинские, педагогические, социальные службы для решения
различных проблем, защиты своих прав и прав ребёнка. Важным показателем
является динамика отношения к ребёнку. Семьи, получившие помощь, обычно
с большим оптимизмом оценивают социальные перспективы детей. Однако, поскольку
коррекция общения родителей и детей требует долговременных и активных форм
заботы, отслеживать изменения в отношения к ребёнку достаточно сложно. Для
определения влияния на отношение к ребёнку реабилитационную культуру и
активность семьи, а так же для выявления косвенных результатов социально-педагогического
воздействия, необходимо использовать качественные методы оценки, в частности,
метод «Кейс-стади». В отличие от статических методов, основанных на изучении
большого количества фактов, сущность этого метода заключается в том, чтобы на
примере детального изучения одного или нескольких случаев вскрыть глубинные
процессы, воспроизвести систему отношений, раскрыть их содержание. В отдельных
случаях возможно использование «хронологической стратегии» в наблюдении
отдельных семей для изучения динамики социальных статусов, с целью
выявления влияния на этот процесс деятельности социального педагога.
·
анкетирование,
·
опрос, интервьюирование воспитанников, семьи в целом.
·
самоанализ.
Литература
·
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.
·
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.,
1968.
·
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.,2001.
·
Гаврилова К. В. Воспитание человечности: Кн. для учителя. — Минск,
1985.
·
Дети с отклонениями в развитии: Метод, пособие для педагогов,
воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей. — М., 1997.
·
Донцов И. А, Самовоспитание личности. — М., 1984.
·
Доровской А. И. Дидактические основы развития одаренности
учащихся. — М„ 1998.
·
Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. —
М., 1986.
·
Калмыкова, 3. И. Педагогика гуманизма. — М, 1990.
·
Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности —
основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.
·
Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. — М., 1992.
·
Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997.
·
Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 1988.
·
Коррскционная педагогика: Учеб. пособие. — М., 1998.
·
Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1979.
·
Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных
ценностей. — Самара, 1997.
·
Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.
·
Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». — М., 1991.
·
Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М., 2001.
·
Новикова Л. И. Школа и среда. — М., 1985.
·
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2002.
·
Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и
подростков.—М., 1996.
·
Социальная педагогика; Курс лекций / Под общ. Ред. М.А.
Галагузовой. - М., 2001.
·
Суворов А. В. Школа взаимной человечности. — М., 1995.
·
Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. Развитие
ребенка и его отношений с окружающими. — М., 1992.
·
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. -
М., 2002.
·
Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы
социального педагога. - М., 2002.
·
Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. —
Саратов, 1997.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.