Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыПрограмма: работа с родителями в логике сопровождения

программа: работа с родителями в логике сопровождения

Скачать материал

Пояснение и обоснование актуальности проекта «Школа для родителей»

В последнее время, в социально-педагогической работе произошёл резкий поворот, соответствующий ориентации на человека и среду его обитания - поворот к семье. Человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является, при чём следует учитывать две семьи - семью «здесь и теперь» и семью, из которой произошёл человек (родительская семья).

 

Семья – малая социальная группа, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, связанная, как система тысячами нитями с другими социальными системами. Не случайный экологический подход в социальной работе с семьёй направлен на изменение отношений между семьёй и её окружением, чтобы члены семьи имели большую власть и контроль над основными областями их жизни.

 

Семья как социальный институт выполняет разнообразные функции: хозяйственно-бытовую, сексуально-эротическую, эмоциональную, воспитательную, первичного социального контроля, духовного и культурного общения и т.д.

 

Семья является самым главным институтом социализации, через который ребёнок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребёнка, к которым относятся: физиологические потребности (в сне, отдыхе, питании и т. п.), потребность в безопасности (социальная и материальная защищённость), потребность в любви и уважении.

К семейной атмосфере, её состоянию, перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни, однако наибольшее влияние семья оказывает на развивающуюся личность. Родители естественным образом влияют на своих детей: через механизмы подражания, идентификации, интериоризации образцов родительского поведения.

 

Воспитательный потенциал семьи – это её способность реализовывать функцию воспитания развития и социализации ребёнка. Большинство исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни людей, структурой, индивидуально типологическими особенностями родителей.

 

Исходя из значимости семейного воспитания на развитие ребёнка, семья является одним из главных объектов профессиональной деятельности педагогов  в логике сопровождения УВП и работы СППС.

 

Социально-психолого-педагогическая работа с семьёй направлена в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребёнка и защиту его базовых прав - права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.

Конкретное содержание социально-психолого-педагогической работы, а также использование тех или иных технологий, в каждом отдельном случае обусловлено типом, индивидуальными особенностями данной семейной ситуации, а так же актуальными проблемами семьи.

 

Цели:

·        Социально-психолого-педагогическая поддержка семьи.

·        Создание благоприятных условий для развития личности воспитанников в процессе восприятия мира и адаптации в нём (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального).

·        Социально-педагогическая защита учащихся в их жизненном пространстве.

 

Задачи:

·        Анализ социально-психолого-педагогической ситуации развитияучащихся.

·        Анализ сферы и особенностей межличностных отношений учащихся, их восприятия внутрисемейных отношений

·        Участие в диагностике индивидуально-личностных особенностей детей и подростков

·        Выявление личностных проблем детей  младшего школьного возраста и учащихся основной школы определение причин их возникновения.

·        Контроль за соблюдением прав и интересов воспитанников, своевременная помощь в кризисных ситуациях

·        Организация деятельности по социальному оздоровлению семьи и внутрисемейных взаимоотношений, формирование навыков социальной толерантности и здорового образа жизни воспитанников и семьи в целом.

·        Социально-психолого-педагогическая коррекция воспитательных влияний, оказываемых на детей, как со стороны семьи, так и социальной среды.

·        Координация связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

·        Координация связей с различными учреждениями, связанными с проблемами развития и воспитания детей и семьи в целом, с целью привлечения специалистов для оказания услуг широкого спектра.

·        Сбор и распространение информации по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг,

·        Повышение профессиональной компетенции.

 

Направления работы.

 

Социально-педагогическая защита прав ребенка:

·        выявление и поддержка воспитанников, нуждающихся в социальной защите, опеке, попечительстве,

·        защита прав и интересов воспитанников в различных инстанциях,

·        защита и индивидуальная работа с воспитанниками, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых.

 

Социально-психолого-педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем воспитанников, семьи:

·        изучение социального запроса семьи на социально-психологическую и педагогическую деятельность учреждений дополнительного образования;

·        диагностика актуального состояния семьи воспитанников, социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения.

·        социально-педагогическая диагностика особенностей семьи и ее воспитательного потенциала;

·        социально-педагогическая диагностика личностных качеств и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возраста;

 

Профилактико-просветительская деятельность.

·        пропаганда здорового образа жизни в семье, как необходимого условия успешной социализации детей,

·        психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье,

·        организация семинаров, круглых столов, встреч для родителей и педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей,

·        содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс,

·        привлечение специалистов учреждений, связанных с проблемами развития и воспитания детей и семьи в целом для оказания услуг широкого спектра.

·        подготовка стендового информационного материала.

 

Социально-психолого-педагогическая коррекция и реабилитация:

·        организация социально-педагогического контроля условий воспитания и поведения ребенка.

·        помощь в преодолении внутриличностных конфликтов, связанных с проблемами в семье, микросоциуме воспитанника,

·        предупреждение возможных отклонений в поведении воспитанников, когда социальная неприспособленность требует использования определенных санкций к нему самому или к лицам, занятым его воспитанием,

·        координация отношения ребенка с детскими коллективами, взрослым окружением.

 

Социально-психолого-педагогическое консультирование:

·        групповые консультации для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста по организации проведения и результатам социально-психолого-педагогической диагностики личностных качеств и межличностных отношений дошкольников и младших школьников.

·        индивидуальные консультации для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста по результатам социально-психолого-педагогической диагностики личностных качеств" и межличностных отношений дошкольников и младших школьников.

 

Организационно-методическая деятельность:

·        анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности,

·        участие в методических советах, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам

·        создание и поддержка банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-психолого-педагогических исследований.

 

Основные принципы деятельности:

 

Принцип взаимодействия:

·        целенаправленное постоянное сотрудничество с другими работниками образовательного учреждения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;

·        межведомственная интеграция деятельности специалистов различных социальных институтов, занимающихся вопросами развития, воспитания и социализации детей.

 

Принцип личностно-ориентированного подхода:

·        признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья,

·        учет возрастных и индивидуальных особенностей личности,

·        создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей,

·        оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе.

 

Принцип позитивного восприятия и принятия личности:

·        толерантное отношение к детям и взрослым;

·        проявление эмпатии

·        оптимистическая гипотеза - вера в ребенка, опора на положительное в нем, формирование деятельности ого подхода «сделай себя личностью сам»

 

Принцип конфиденциальности:

·        сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями; неразглашение информации.

 

Методология деятельности:

 

В ходе решения социально-психолого-педагогических задач могут быть задействованы формы и методы, отвечающие следующим критериям:

·        соответствие возрастным и психологическим особенностям;

·        экологичность (отсутствие травмирующих компонентов);

·        экономичность (по времени и оборудованию).

 

Выбор методов, используемых в социально-педагогической практике, определяется:

·        проблемой ребенка,

·        особенностями личности,

·        состоянием семейных взаимоотношений,

·        уровнем социальной адаптации.

·        возможностями специалиста

·        видом деятельности, предлагаемым клиенту.

Если это общение, то здесь возможны беседа, диспут, дебаты; если игровая деятельность -деловые игры, ролевые игры, тренинги и т.п. Воспитывая, можно воздействовать различным образом:

·        воздействовать,

·        противодействовать,

·        содействовать,

·        помогать,

·        сотрудничать и т.д.

 

Методы и приемы социально-психолого-педагогической деятельности:

 

диагностическое направление:

·        мониторинговое наблюдение (метод структурированного наблюдения);

·        тестирование (стандартизированные диагностические тесты-опросники прямого и полупроективного типа);

·        анкетирование;

·        интервьюирование;

·        анализ документов.

 

В процессе диагностики широко используются:

·        шкальные методики;

·        карточные методики;

·        проективные методики;

·        ассоциативные проективные методики;

·        экспрессивные методики;

·        контент - анализ (выборочный, содержательный);

·        метод социальных биографий и др.

 

социально-психолого-педагогическая коррекция и реабилитация: выбор методик определяется конкретным запросом и диапазоном профессиональной компетенции;

·        создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта;

·        словесные методы: лекция, беседа, диспут, дискуссия, собрание;

·        занятия с элементами тренинга и т. д.;

·        методы воспитания: внушение, убеждение, приучение, поощрение и наказание, мотивация и приобщение к действию, положительный пример, метод содействия и сотворчества.

 

консультативное направление:

·        беседа;

 

·        включенное наблюдение,

·        убеждение,

·        одобрение или осуждение - находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать,

·        приемы активного слушания.

·        прием конфронтации,

·        прием «Я - послания», метод легенд

 

Профилактико-просветительское направление:

·        словесные методы: лекция, беседа, диспут, дискуссия, собрание

·        обучающие занятия с элементами тренинга;

 

В практической работе педагога-психолога используются также организационно-распорядительные методы: инструктирование, регламентирование, нормирование, контроль и проверка исполнения, критика и др.

 

Ряд видов и форм работы является интеграционно-взаимосвязанным между собою, как. например, работа с педагогами по коррекции и профилактике синдрома эмоционального сгорания (выгорания), семейное консультирование (диагностическое, коррекционное, просветительское).

 

Основными критериями эффективности работы являются:

 

·        анализ социальных проблем клиентов прошедшего года в области образования и воспитания, социального здоровья, трудоустройства, социального обеспечения, социального обслуживания, других областях и результаты их решения;

·        положительная динамика изменений отношения населения к социально-педагогической деятельности;

·        положительная оценка микроклимата семьи воспитанников;

·        положительная динамика включенности детей и взрослых в различные виды деятельности по улучшению социально-педагогических условий в социуме;

·        положительная динамика развития в детской среде демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи, товарищества;

·        повышение уровня профессионального роста социального педагога как специалиста.

 

Способы оценки эффективности профессиональной деятельности.

 

Оценка эффективности социально-психолого-педагогической деятельности сопряжена с целым рядом трудностей:

·        комплексный характер проблем, возникающих у индивида (группы) в ходе социализации, предполагает оказание помощи сразу по нескольким направлениям. Сложность и многообразие целей социально-педагогической деятельности затрудняет их перевод на язык формализованных показателей.

·        проблемы эффективности тесно связана с проблемой отсутствия чётких границ социальных норм и стандартов, закрепленных в законодательных актах и общественном сознании. Для их определения чаще используются качественные показатели, нежили количественные, отсюда возникают определённые трудности в ходе оценки состояния социальных систем и фиксации происходящих в них изменений. В отличие от биологических систем, системы социальные (семья) не обладают той же устойчивостью, так как изменяются не только в историческом, но и в национальном и в географическом масштабах. Методы оценки, применяемые в социальной сфере (наблюдение, опросы, тесты, контент-анализ различных источников информации и др.), в большинстве случаев приводят к неоднозначным выводам и могут быть подвержены противоположным толкованиям.

 

·        множество факторов, влияющих на конечное состояние потребителя социальных услуг, смазывают картину реальной эффективности проделанной работы.

 

Помимо этого существует и технологические проблемы определения эффективности социально-психолого-педагогической деятельности: отсутствие регулярной обратной связи с семьями, несовершенство информационного банка данных, неразработанность социально-педагогических технологий.

 

Основными методами изучения результатов деятельности педагога психолога является:

·        анализ программы деятельности социального педагога (цели, задачи, решаемые проблемы, ожидаемые результаты в сопоставлении с достигнутыми).

·        анализ текущей и отчетной профессиональной документации специалиста.

·        анализ используемых социально-психолого-педагогических методик и технологий.

·        анализ эффективности использования рабочего времени специалиста

·        наблюдение практической деятельности педагога-психолога (критерии: формы общения с клиентами, степень удовлетворенности клиента результатами, участие в различных видах деятельности, атмосфера в микросоциуме);

·        наблюдение динамики контрольных показателей, выбор которых определяется целями проводимой работы.

При этом одним из основных критериев является динамика включённости клиентов в различные виды социальной деятельности. Семьи, которые получили своевременную социально-педагогическую (психологическую, медицинскую) помощь, как правило, проявляют большую активность в реабилитации ребёнка. Их усилия включают обращения в медицинские, педагогические, социальные службы для решения различных проблем, защиты своих прав и прав ребёнка. Важным показателем является динамика отношения к ребёнку. Семьи, получившие помощь, обычно с большим оптимизмом оценивают социальные перспективы детей. Однако, поскольку коррекция общения родителей и детей требует долговременных и активных форм заботы, отслеживать изменения в отношения к ребёнку достаточно сложно. Для определения влияния на отношение к ребёнку реабилитационную культуру и активность семьи, а так же для выявления косвенных результатов социально-педагогического воздействия, необходимо использовать качественные методы оценки, в частности, метод «Кейс-стади». В отличие от статических методов, основанных на изучении большого количества фактов, сущность этого метода заключается в том, чтобы на примере детального изучения одного или нескольких случаев вскрыть глубинные процессы, воспроизвести систему отношений, раскрыть их содержание. В отдельных случаях возможно использование «хронологической стратегии» в наблюдении отдельных семей для изучения динамики социальных статусов, с целью выявления влияния на этот процесс деятельности социального педагога.

·        анкетирование,

·        опрос, интервьюирование воспитанников, семьи в целом.

·        самоанализ.

 

Литература

·        Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

·        Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

·        Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.,2001.

·        Гаврилова К. В. Воспитание человечности: Кн. для учителя. — Минск, 1985.

·        Дети с отклонениями в развитии: Метод, пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей. — М., 1997.

·        Донцов И. А, Самовоспитание личности. — М., 1984.

·        Доровской А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. — М„ 1998.

·        Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.

·        Калмыкова, 3. И. Педагогика гуманизма. — М, 1990.

·        Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.

·        Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. — М., 1992.

·        Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997.

·        Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 1988.

·        Коррскционная педагогика: Учеб. пособие. — М., 1998.

·        Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1979.

·        Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. — Самара, 1997.

·        Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.

·        Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». — М., 1991.

·        Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М., 2001.

·        Новикова Л. И. Школа и среда. — М., 1985.

·        Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2002.

·        Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков.—М., 1996.

·        Социальная педагогика; Курс лекций / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. - М., 2001.

·        Суворов А. В. Школа взаимной человечности. — М., 1995.

·        Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М., 1992.

·        Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002.

·        Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002.

·        Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. — Саратов, 1997.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа: работа с родителями в логике сопровождения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Патентовед

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Семья – малая социальная группа, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, связанная, как система тысячами нитями с другими социальными системами. Не случайный экологический подход в социальной работе с семьёй направлен на изменение отношений между семьёй и её окружением, чтобы члены семьи имели большую власть и контроль над основными областями их жизни.

К семейной атмосфере, её состоянию, перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни, однако наибольшее влияние семья оказывает на развивающуюся личность. Родители естественным образом влияют на своих детей: через механизмы подражания, идентификации, интериоризации образцов родительского поведения.

Социально-психолого-педагогическая работа с семьёй направлена в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребёнка и защиту его базовых прав - права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 810 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 488
    • DOCX 29.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Степанова Марина Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Степанова Марина Павловна
    Степанова Марина Павловна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6504
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы спортивно-психологического консультирования

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация деятельности олигофренопедагога

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Инструктор по трудовой терапии для детей с девиантным поведением

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные информационные технологии и информационная безопасность

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная работа с Wildberries: от создания личного кабинета до выбора продукта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 15 регионов

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе