Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
25 им. П.К.Каледина
Программа
«Мир без жестокости и насилия».
Выполнила: Ульянова Елена Анатольевна
Уполномоченный
по правам ребенка в школе
01.09.12г.
г. Новочеркасск
I
Содержание программы и необходимость
ее решения программными методами.
Проблема
психотравмирующего влияния на ребенка имеет психологический, социальный,
медицинский и правовой аспект. Насилие, совершенное по отношению к ребенку, по
своим последствиям относится к самым тяжелым травмам. Нарушения, возникающие
вследствие насилия, затрагивают все уровни функционирования ребенка. Пережитое
в детстве насилие нередко приводит к отдаленным последствиям.
Жестокое
обращение с детьми широко распространено. Это происходит в семье со стороны
родителей и других родственников, в школе и других местах общения детей – со
стороны сверстников. Дети становятся жертвами насилия вследствие
недостаточного присмотра родителей или лиц их заменяющих, посещения
развлекательных учреждений в вечернее и ночное время.
Жестокое
обращение с детьми не встречает должного противодействия в обществе и воспринимается
значительной частью населения как явление, не заслуживающее внимания. Так, в
большинстве случаев взрослые, проявляющие насильственные действия по отношению
к чужим и собственным детям, сами имели неразрешенный опыт насилия в детстве. В
российском обществе жестко закреплена установка на то, что «семейные отношения
не терпят вмешательства со стороны», родители, использующие физическое
наказание, психологический прессинг в воспитании детей, считают, что это форма
воспитания, а не жестокость. Зачастую такое обращение носит скрытый характер и
выявляется только в крайних случаях, в том числе при расследовании
преступлений, повлекших тяжкий вред здоровью ребенка. Во многом скрытый
характер жестокого обращения с ребенком ведет к невозможности оказания ему своевременной
помощи и реабилитации.
Активная
работа в области правового воспитания, пропаганде здорового образа жизни,
преодоления всех типов зависимостей и социальной некомпетентности, социализация
подростков должна стать главной задачей современной школы.
Правовая основа программы.
1.
Конституция Российской Федерации;
2.
Конвенция о правах ребенка;
3.
ФЗ «Об образовании»;
4.
Гражданский кодекс РФ;
5.
Семейный кодекс РФ.
II
Цели программы:
1.
Выявление,
профилактика насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних;
2.
Создание
условий для уменьшения и ликвидации травматических переживаний;
3.
Социальная
защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка,
соблюдение его прав.
Задачи программы:
- привлечение внимания к актуальности проблемы насилия
в обществе, семьях учащихся, в школах;
- определение м5етодов правовой защиты и
психологической помощи жертвам насилия;
- проведение цикла занятий с педагогами по определению
понятия, видов и механизмов насилия;
- осуществление диагностической работы с целью
выявления детей, подвергающихся насилию со стороны взрослых или сверстников;
- информационно-просветительская работа с целью
профилактики жестокого обращения с детьми;
- формирование у учащихся представлений о перспективах
жизни без насилия и жестокости.
III
Основные направления и структура
программы:
·
Диагностическая
работа:
- наблюдение;
- анкетирование;
- опросы.
·
Информационно-просветительская
работа:
- подготовка классных часов на правовые темы;
- правовой лекторий для родителей;
- выпуск газеты «Правовой вестник».
·
Профилактическая
работа.
Формы и методы работы:
1. Индивидуальная работа:
- диагностика;
- консультирование.
2. Групповая работа:
а) для младшего школьного возраста:
1. сюжетные игры, проигрывание сказок по
ролям, придумывание собственных сказок;
2. рисование (чувств, эмоционально заряженных
значимых положительных и отрицательных сюжетов).
б) для детей среднего школьного возраста:
1. подвижные игры;
2. упражнения в парах и малых группах.
в) для старших школьников:
1. дискуссии;
2. «мозговые штурмы»;
3. ролевые игры;
4. упражнения на самопознание.
IV
Основные направления
профилактики жестокости и насилия.
1. Социально-педагогическая
мастерская «Помощь» (работа с педагогическим коллективом).
Цель: оказание информационной и
методической помощи педагогам по вопросам профилактики жестокости и насилия;
групповая работа по определению форм, методов и средств проведения занятий.
Задачи:
- информирование педагогов о психологических,
правовых, педагогических аспектах профилактики жестокости и насилия;
- повышение уровня осознания собственной роли и
ответственности в развитии ненасильственных отношений;
- совместное определение методов работы по
профилактике насилия.
№ п/п
|
Тема занятий
|
Форма
|
Участники
|
1.
|
Жестокость и насилие. Поиск и решение
проблемы
|
Педагогический совет
|
Директор школы, заместители директора,
уполномоченный по правам ребенка в школе, инспектор по охране детства,
педагоги школы
|
2.
|
Психология межличностных отношений
|
Семинар
|
3.
|
Психологические последствия пережитой
травмы. Симптомы психологической травмы у детей
|
Педагогический совет
|
4.
|
Основы конструктивного общения с детьми
|
Педагогический совет
|
2. Социально-педагогическое
направление.
Цель: формирование у учащихся навыков
партнерского взаимодействия, конструктивных взаимоотношений.
Задачи:
- формирование атмосферы доверия, принятия и
взаимоподдержки среди учащихся школы;
- развитие представлений о ценности каждого человека
как личности;
- отработка навыков ненасильственного поведения;
- формирование установки на конструктивное общение.
№ п/п
|
Темы занятий
|
Форма
|
Участники
|
1.
|
Природа симпатии. Товарищество. Дружба
|
Классный час
|
8-11 лет
|
2.
|
Правила поведения с незнакомыми людьми.
Знакомство (беседа, просьба, убеждение, возражение, отказ)
|
Классный час
|
8-11 лет
|
3.
|
Уроки милосердия. Люди и животные
|
Сюжетная игра
|
8-11 лет
|
4.
|
Конкурс рисунков «Мир без насилия»
|
|
8-15 лет
|
5.
|
Способы решения конфликтных ситуаций
|
Занятие - тренинг
|
12-14 лет
|
6.
|
Семья. Правила семейного общения
|
Классный час
|
12-14 лет
|
7.
|
Критика. Способы реагирования на критику
|
Занятие - тренинг
|
12-14 лет
|
8.
|
Я и этикет. Сила, истина, дружба и этикет.
|
Сюжетная игра
|
12-14 лет
|
9.
|
Уроки милосердия. Отношение к пожилым людям,
инвалидам
|
Беседа
|
12-14 лет
|
10.
|
Ролевые позиции в группе. Тактика
взаимодействия: диктат, сотрудничество, конфронтация, невмешательство
|
Занятие - тренинг
|
15-17 лет
|
11.
|
Инструменты общения: конструктивная критика,
поддержка, убеждение, групповое давление
|
Занятие - тренинг
|
15-17 лет
|
12.
|
Семья. Правила семейного общения
|
Классный час
|
15-17 лет
|
13.
|
Поведенческие риски, опасные для здоровья
|
Встреча с инспектором по делам
несовершеннолетних
|
15-17 лет
|
14.
|
Спор. Ссора. Грубость. Вражда. Способы разрешения
конфликтов
|
Встреча с инспектором по делам
несовершеннолетних. Дискуссия
|
15-17 лет
|
15.
|
Уроки милосердия. Добро и зло. Счастье и
несчастье
|
Дискуссия
|
15-17 лет
|
16.
|
Жестокость и насилие
|
Дискуссия
|
15-17 лет
|
3. Социально-правовое
направление.
Цель: формирование социально-правовых
знаний и умений у подростков, позволяющих защитить свои права, честь,
достоинство, собственность; формирование «нравственного иммунитета» и опыта
правового поведения.
Задачи:
- познакомить учащихся с системой правовых знаний и
навыков их использования в юридически значимых ситуациях, связанных с
проявлением жестокости и насилия;
- научить анализировать проблемные ситуации, связанные
с проявлением насилия, а также находить возможные пути их разрешения;
- формировать установку на конструктивное общение с
окружающим миром.
№ п/п
|
Тема занятий
|
Форма
|
Участники
|
1.
|
Добро и зло. Хочу и надо. Счастье и
несчастье. Хорошо и плохо
|
Сюжетная игра
|
8-11 лет
|
2.
|
Право, обязанность, ответственность. Понятие
правонарушения
|
Встреча с инспектором по делам
несовершеннолетних
|
8-11 лет
|
3.
|
Ваши права»
|
Сюжетная игра
|
8-11 лет
|
4.
|
Изучение «Конвенции о правах ребенка»
|
|
|
5.
|
Как защитить свои права
|
Беседа с УПР в школе
|
12-14 лет
|
6.
|
О правонарушениях, совершаемых подростками.
Ответственность за правонарушения
|
Беседа с УПР в школе
|
12-14 лет
|
7.
|
Ответственность. Виды ответственности
(дисциплинарная, административная, уголовная)
|
Беседа с УПР в школе
|
12-14 лет
|
8.
|
Уголовная ответственность. Уголовное
наказание несовершеннолетних
|
Беседа с УПР в школе
|
15-17 лет
|
9.
|
О насилии сексуального характера. Как не
стать жертвами преступления
|
Встреча с инспектором по делам
несовершеннолетних
|
15-17 лет
|
В настоящее время проблема насилия в семье и в
обществе над ребенком становится все более актуальной. Необходимо приложить
огромные усилия для того, чтобы в полной мере искоренить проблемные ситуации,
связанные с проявлением насилия, жестокости по отношению к детям.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.