ПРОГРАММА
«МЕНЕДЖМЕНТ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
Л.И. Шостко
заместитель директора по УВР средней школы №36
Восточно-Казахстанская область,
г. Усть-Каменогорск
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1.
|
Название
программы
|
«Менеджмент
методической работы в современной школе»
|
2.
|
Цель программы
|
Разработать концептуальную модель системы
школьной методической службы, через внедрение идей педагогического
менеджмента для обеспечения непрерывного профессионального становления и
развития педагогов.
|
3.
|
Задачи программы
|
Ø
разработка и внедрение системы мер по
научно-методическому сопровождению педагогов в условиях реализации
программы;
Ø
создание условий для организации непрерывного
образования педагогов через совершенствование структуры методической работы,
системы диагностирования, перехода от предметного подхода в повышении
квалификации к проблемному;
Ø
формирование системы стимулирования, призванной
поощрять творческое саморазвитие педагогов, готовность к инновационной
деятельности;
Ø
создание условий для доступности
научно-педагогической информации каждому педагогу в соответствии с его
профессиональными потребностями;
Ø
развитие аутопсихологической компетентности,
которая подразумевает умение осознать уровень собственной деятельности, своих
способностей, умение видеть недостатки в своей работе, желание самосовершенствоваться;
Ø
совершенствование управленческой культуры
менеджера образования через обновленную систему методической работы.
|
4.
|
Этапы реализации программы
|
1 этап –
Информационно-аналитический 2008-2009 уч.год.
2 этап –
Мотивационно-целевой и планово-прогностический 2009-2010 уч.год
3 этап –
Организационно-исполнительский 2010-2012гг.
4 этап –
Контрольно-диагностический и регулятивно-коррекционный 2012-2013 уч. год.
|
5.
|
Система организации контроля за
реализацией программы
|
Исполнение программы 1 раз в год
|
6.
|
Ожидаемые конечные результаты программы
|
Ø
Качественное изменение основных субъектов
образовательного процесса.
Ø
Достижение нового качества образования в
соответствии с требованиями ГОСО-2010.
Ø
Достижение высокого уровня готовности педагогов к
инновационной деятельности и профессиональной компетентности
|
Если вы умеете проектировать работу
коллектива,
организовывать выполнение намеченного,
стимулировать людей на творческую,
добросовестную работу,
контролировать процесс и анализировать
результаты –
значит, Вы владеете умением управлять.
М.Поташник
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА МЕТОДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РК
В условиях модернизации системы образования в
Республике Казахстан возрастают требования к его эффективному управлению,
актуализируется проблема взаимодействия менеджера образования с педагогами как
равноправных субъектов образовательного процесса. Это обуславливает
научно-исследовательский интерес к проблеме управления в сфере образования,
подготовке нового поколения руководителей. Современное образовательное
учреждение нуждается в принципиально ином типе руководителя, способном не
только руководить, но и уметь перевести его на качественно новый уровень.
По мнению Президента страны Назарбаева Н.А., сегодня «без
современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко,
масштабно, по- новому, мы не сможем создать инновационную экономику» [1].
Эти же требования проходят красной нитью через «Государственную программу
развития образования»: «…расширить предоставление качественных услуг
образования» [2].
Процесс обновления требует реконструкции и
совершенствования не только содержания обучения, но и методической службы. Ориентируясь
на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание её
ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны
помнить, что она формируется личностью самого учителя.
В проекте Концепции непрерывного педагогического
образования РК [3] заявлено, что «образование как сфера, наиболее тесно
связанная со становлением личности, в состоянии преодолеть негативные тенденции
в развитии общества. Ключевой фигурой в этом был и остаётся педагог –
компетентный специалист, владеющий всем арсеналом средств, социально зрелая,
творческая личность, способная и стремящаяся к профессиональному
самосовершенствованию». В данном проекте также подчёркивается, что «в условиях становления рынка образовательных услуг
каждый учитель должен иметь право и возможности выстраивать собственную
стратегию профессионального роста. Формы повышения квалификации должны
строиться на принципах субъектной ориентации, опережающего характера, гибкости
и вариативности, преемственности и согласованности, учета изменяющихся
требований к системе образования и профессиональной деятельности учителя» [3, с.12]. Именно поэтому методическую
работу необходимо строить на основе андрогогической парадигмы, отдающей ведущую
роль в процессе обучения самому обучающемуся, который является равноправным
субъектом образования. А для этого необходима действенная и эффективная
программа развития методической службы в образовательном учреждении.
1.2 ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, АКТУАЛЬНОСТЬ
Но на сегодняшний день методическая служба школы не
является по настоящему эффективным инструментом управления профессиональным
развитием учителей, так как ориентирует педагога на выполнение направляемых
инструкций, внедрение рекомендуемых сверху новшеств.
Так проведённый проблемно-ориентированный анализ методической работы с педагогами нашей
школы выявил ряд нерешённых проблем:
1.
уровень профессиональной
деятельности педагогов – репродуктивный, т.к. осваивается лишь нормативно
одобряемый способ действий;
2.
большинство педагогов в
УВП воспринимает себя пассивным субъектом, не имеющим личных целей, мотивов
поведения, потребностей и т.д.
3.
Препятствием на пути
становления субъектности педагога являются и некоторые проблемы управленческого
характера:
Ø Недостаточность демократических начал.
Ø Недостаточность критериальной оценки качества
внутришкольного управления на всех его уровнях.
Ø Не обеспечивается формирование готовности педагога
осознанно действовать в ситуации нестабильности, недостатка ресурсов, выбора
возможных решений и другое.
Данная программа
направлена на внедрение в
структуру методической службы идей инновационного менеджмента, что должно
привести к более полному и эффективному удовлетворению профессиональных
запросов, интересов в деятельности педагогов и руководителей школы.
Педагогический менеджмент в
методической работе позволит создать условия, способствующие эффективному переходу
объекта управления к самоуправлению, от развития к саморазвитию.
Актуальность программы вытекает также из ряда
противоречий:
- Между потребностью социума в педагогическом
коллективе с высоким уровнем развития, способным стать субъектом управления
школой, и отсутствием у большинства педагогов навыков эффективного
взаимодействия и участия во внутришкольном управлении;
- Необходимостью научного обеспечения практической
задачи организации педагогов в процессе принятия и реализации управленческих
решений и возможностью её осуществления.
- Уровнем профессионально –
педагогической подготовленности учителя, его личностного профессионального
потенциала и требований, предъявляемых к нему в практической деятельности.
- Организацией методической работы в школе,
направленной на рост специально – предметной компетентности, и объективной
необходимостью повышения психолого – педагогической компетентности,
способствующей развитию субъектности учителя и учащегося.
- Высокой информативностью образовательной среды
и недостаточность подготовленности педагогических кадров к работе в данных
условиях.
Сегодня необходимы изменения квалификации учителя в
следующих направлениях:
·
кардинальное изменение
сути профессиональной работы учителя: главным становится не выполнение
инструкций, а творческое конструирование учебного процесса для достижения
определенных результатов;
·
расширение
квалификационных требований к учителю в связи с усилением исследовательской
направленности деятельности учителя[4].
1.4 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Таким образом, выявленные проблемы и противоречия в
организации профессионального роста педагогов обусловили выбор цели программы: разработать
концептуальную модель системы школьной методической службы, через внедрение идей
педагогического менеджмента для обеспечения непрерывного профессионального
становления и развития педагогов.
В соответствии с целью предполагается решить
следующие задачи:
1.
разработка и внедрение
системы мер по научно-методическому сопровождению педагогов в условиях
реализации программы;
2.
создание условий для
организации непрерывного образования педагогов через совершенствование
структуры методической работы, системы диагностирования, перехода от
предметного подхода в повышении квалификации к проблемному;
3.
формирование системы
стимулирования, призванной поощрять творческое саморазвитие педагогов,
готовность к инновационной деятельности;
4.
создание условий для
доступности научно-педагогической информации каждому педагогу в соответствии с
его профессиональными потребностями;
5.
развитие
аутопсихологической компетентности, которая подразумевает умение осознать
уровень собственной деятельности, своих способностей, умение видеть недостатки
в своей работе, желание самосовершенствоваться;
6.
совершенствование
управленческой культуры менеджера образования через обновленную систему
методической работы.
1.5 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
§ обновление содержания методической работы и его
научно-методического обеспечения;
§ формирование информационной культуры педагогов через
повышение уровня и качества информации методической работы
§ научно-методическая поддержка в создании, освоении,
внедрении и распространении передового педагогического опыта, нововведений
среди педагогических коллективов и отдельных педагогов, работающих в
инновационном режиме;
§ осуществление личностного, практико-ориентированного
подхода в повышении квалификации педагогических работников;
§ осуществление экспертизы
профессионально-педагогической деятельности в рамках аттестации;
§ содействие процессу профессиональной адаптации
педагогических кадров в условиях модернизации системы образования РК.
II.
ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА ОТ ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ К МЕНЕДЖМЕНТУ
Для перехода от традиционной управленческой
деятельности методической службы к инновационной форме менеджмента необходима
цепочка пошаговых действий, некий алгоритм, который приобретает свою
технологичность.
Под технологией понимается совокупность управленческих
средств, используемых для достижения целей и реализации функций управления.
Сущность технологий менеджмента состоит в оптимальном сочетании форм, методов,
процедур, ведущих к повышению качества управленческих решений к появлению новых
системных качеств: демократичности, гибкости, мобильности.
Деятельность менеджера методической работы направлена
на расширение приоритетных и неотложных задач. Поэтому проектировать,
определять ее содержание необходимо по всему составу
функций управления: информационно-аналитической, мотивационно-целевой,
планово-прогностической, организационно-исполнительской,
контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной [5].
Менеджер не только планирует работу МС, но и
прогнозирует возможный результат (планово-прогностическая функция); не только
собирает и систематизирует информацию, но и анализирует ее
(информационно-аналитическая функция); цели обязательно диктуются мотивом
деятельности (мотивационно-целевая функция) и т.д.
Предполагаемая технология включает 4 основных
этапа:
1.
Информационно-аналитический.
2.
Мотивационно-целевой и
планово-прогностический.
3.
Организационно-исполнительский.
4.
Контрольно-диагностический
и регулятивно-коррекционный.
Программа формирования модели менеджмента
школьной методической службы, этапы
Этап
|
Мероприятия
|
1-ый этап
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ
|
1.1
Самоэкспертиза состояния учебно-методической деятельности педагогического
коллектива.
1.2 Проблемный
анализ организационной структуры.
1.3 Сбор и
обработка информации, анализ хода учебно-воспитательного процесса и его
результатов, рефлексия.
- инновационные
педагогические технологии
- владение
информационными технологиями (обучение педагогов)
1.4 Создание
аналитико-диагностического инструментария
- изучение спроса
на методические услуги
- показатели
эффективности деятельности педагога
- карта
самооценки затруднений учителя
|
2-ый этап
МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ и ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ
|
2.1 Диагностика
социально-педагогической деятельности коллектива школы:
-
определение основных ценностных ориентаций и
мотивов деятельности учителей и учащихся;
-
изучение спроса на образовательные и методические
услуги;
-
определение готовности личности учителя к
переходу на инновационную модель методической службы, рефлексия.
2.1 Разработка
стратегических и тактических шагов менеджмента методической службы на основе
выявленных приоритетных целей и прогноза конкретных ожидаемых результатов.
|
3-ый этап
ОРГАНИЗАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ
|
3.1 Создание
организационно-педагогических условий через формирование подсистем
обеспечения и поддержки.
3.2 Определение
основных приоритетов в содержании менеджмента методической работы для решения
выявленных проблем.
3.3 Изучение и
внедрение в практику технологии менеджмента по проблемам и конечным
результатам.
3.5 Формирование
временных творческих коллективов
3.6 Создание
проектных групп педагогов по реализации временных, годовых или долгосрочных
проектов, нацеленных на конкретные результаты.
3.8 Организация
или участие в научно-практических конференциях, семинарах, деловых играх и
других формах по совершенствованию методического мастерства.
3.9 Отслеживание
промежуточных результатов учебно-воспитательного процесса, рефлексия.
|
4-ый этап
КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ и РЕГУЛЯТИВНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ
|
4.1 Диагностика,
анализ работы проектных групп, обобщение полученных данных, соотношение результатов
с поставленными целями и задачами, рефлексия.
4.2
Саморегулирование и самокоррекция деятельности методической службы.
4.4 Обобщение
положительного опыта и его описание в методических рекомендациях.
4.5 Выбор формы
отчетности: творческий отчет учителей, в том числе и в связи с аттестацией,
участие в конференциях, защита проектов, публикации
4.6 Стимулирование
участников проектных групп и наиболее творческих педагогов.
|
IV.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ШКОЛЫ
Наша школа уже имеет определённый опыт внедрения
технологий менеджмента в методической работе:
1.
созданы определенные
условия для повышения профессионального уровня педагогов;
2.
сложилась целостная
система мониторинга профессионально-субъектной позиции педагога (Приложение А);
3.
разработаны и внедрены
программы:
·
«Программа
индивидуального методического сопровождения педагога профильной школы».
·
«Программа психологического
обеспечения формирования культуры мышления педагога».
4.
В ходе работы
педагогических советов на тему: «Управленческая деятельность педагога,
направленная на повышение качества образования», «Развитие корпоративной
культуры – основы образовательной политики школы» были изучены идеи
педагогического менеджмента.
5.
Внедрена в практику работы
школы «Трёхчастная модель научно-методической работы», в основу которой
положена анадрогогическая парадигма» (Приложение Б).
6.
Разработана модель
управленческой деятельности школы (Приложение В).
7.
Большое значение уделяется
психологической диагностике целого комплекса личностных особенностей педагога:
·
УСК
·
Карта самооценки педагога
·
Ведётся в системе
мониторинг качества.
V.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА МЕНЕДЖЕРА В СФЕРЕ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Данный аспект программы выстроен на основе методики SWOT – анализа. SWOT - метод
анализа в стратегическом планировании, заключающийся в выявлении характеристик
изучаемого явления и/или процесса и классификации этих характеристик по 4-м
категориям:
1.
Strengths (Сильные стороны),
2.
Weaknesses (Слабые стороны),
3.
Opportunities (Возможности),
4.
Threats (Угрозы).
SWOT – анализ позволяет наглядно представить профессиональные
компетентности менеджера с учётом положительных и отрицательных аспектов их
сформированности, а также раскрыть содержание возможных препятствий, рисков (угорозы) и отразить критические фактора успеха (возможности), без учёта которых реализация Программы
будет неполной.
Для того чтобы представить
организацию своего профессионального и личностного роста, я проанализировала
уровень своего профессионального мастерства на данный момент, использовав при
этом результаты психодиагностики, проведенной педагогом-психологом школы на
основе вариативного блока диагностических материалов, а также данные моего
самоанализа отдельных профессиональных и личностных свойств.
Психолого-педагогическая
диагностика и всесторонний самоанализ, которому я подвергла себя и свою
педагогическую деятельность в процессе подготовки ко второму этапу конкурса
позволили мне ясно увидеть себя как личность и как профессионала, со всеми моими
достоинствами и недостатками.
Каждая угроза
в моём анализе вытекает из слабых сторон анализируемой компетентности, а возможности формируются на основе анализа сильных сторон компетентностей менеджера.
Я проанализировала уровень своего профессионального
мастерства и личностного развития по структуре компетентностей, предложенной доктором
психологических наук Н.В.Кузьминой [6].
Считаю возможным обратить внимание на то, что
содержание первой и второй компетентности совпадают:
1.
Специальная
и профессиональная (содержательная) компетентности в области управления, методической
работы, организации поисковой деятельности педагогов, обучения взрослых.
2.
Методическая
(процессуальная) компетентность в области владения формами, методами и средствами управления, методической
работы, организации поисковой деятельности педагогов, обучения взрослых.
Поэтому логичным будет объединить специальную,
профессиональную и методическую компетентности с целью осуществления единого
анализа профессионального мастерства менеджера.
Слабые стороны/Weaknesses:
1. Недостаточно высокий уровень сформированности навыков организации
инновационной и экспериментальной деятельности
2.
Некоторые затруднения в области знаний
нормативно-правовой базы
3. Недостаточно высокий знаниевый и практический опыт в области
педагогического менеджмента.
Вышеперечисленное было подтверждено
результатами модифицированной диагностики Богаевой И.Д., где по шкале
«Профессионализм знаний» (в контексте деятельности менеджера) был набран
средний показатель (3,93)
|
Сильные стороны/ Strengths:
1.
Организация и контроль учебно-воспитательного
процесса
2.
Наличие системы работы
3.
Навык управления методической работой в школе,
городе как ресурсом повышения образовательных результатов и как ресурсом
самосовершенствования учителя.
Результативность
как менеджера:
Ø Руководитель городского методического объединения учителей русского
языка и литературы (6 лет)
Ø Результативное участие в городском конкурсе «Педагогическая команда»,
2009, 2010гг.
4.
Результативное участие педагогов в мероприятиях,
способствующих повышению профессионального мастерства.
|
Угрозы/ Threats:
1. Формальный подход к инновационной и
экспериментальной работе со стороны курируемых педагогов.
2. Разрозненное представление теоретических и методологических основ
развития школы.
3. Вероятность принятия ошибочных управленческих решений
|
Возможности/Opportunities:
Ø Повышение уровня педагогического мастерства управленческой
компетентности менеджера.
Ø Личностный и профессиональный рост курируемых педагогов.
|
II. Дифференциально-психологическая
компетентность
Дифференциально-психологическая
компетентность менеджера образования включает умение выявлять личностные особенности, установки
и направленность педагогов, определять и учитывать их эмоциональное состояние;
умение грамотно строить взаимоотношения с коллегами.
Слабые стороны/Weaknesses:
1. В управленческой деятельности (взаимодействие с педагогами)
преобладает направленность на общение, т.е. при любых условиях поддерживаю
благоприятные отношения с людьми.
Данное
утверждение подтверждено методикой «Определение направленности личности» (по
Б.Бассу).
2. В отдельных ситуациях допускаю субъективный подход во
взаимоотношениях с педагогами.
|
Сильные стороны/ Strengths:
1.
В разрешении конфликтных моментов с педагогами у
меня превалирует стратегия поведения «сотрудничество», что позволяет решить
конфликтную ситуацию, учитывая интересы обеих сторон. (Результаты диагностики
«Стратегии поведения в конфликте Т.Томаса)
2.
Устойчивая эмоциональная стабильность (Результаты
теста на стрессоустойчивость. Уровень – выше среднего).
|
Угрозы/ Threats:
Зависимость от
мнения педагогов и их личностных особенностей, что часто идёт в ущерб
выполнению управленческих функций.
|
Возможности/Opportunities:
1. Принятие грамотных управленческих действий для конструктивного
разрешения конфликтов.
2. Адекватное оценивание эмоционального состояния учителей и его учёт в
педагогическом взаимодействии.
|
IV. Социально-психологическая
(коммуникативная) компетентность в области процессов общения.
Социально-психологическая (коммуникативная)
компетентность предполагает
владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически
целесообразные отношения с коллегами, осуществлять индивидуальную работу на
основе результатов педагогической диагностики; знание психологии межличностного
и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у педагогов устойчивый
интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.
Слабые стороны/Weaknesses:
1. Нерешительность в публичных выступлениях
2. Недостаточный уровень профессиональных психологических знаний в
области процессов общения и коммуникаций.
|
Сильные стороны/ Strengths:
1.
Владение батареей педагогических диагностик с
целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к педагогам.
2.
Преобладание рабочей мотивации в управлении над
житейской
(Результаты
диагностики «Мотивационная сфера личности»)
3. Осуществление грамотного анализа управленческих ситуаций и выбор
подходящего к ним стиля ситуационного лидерства.
|
Угрозы/ Threats:
1. Возможное избегание выхода на встречу с большой аудиторией слушателей,
что влечёт за собой ограничение возможностей предоставления опыта
методической работы и отстаивание своих управленческих стратегий.
2. Создание малоэффективной коммуникационной системы по обмену
информацией между педагогами и менеджером
|
Возможности/Opportunities:
1. Составление
индивидуальных маршрутов профессионального самосовершенствования
педагогами, что отразится на качестве образовательного процесса и его
результате.
2. Владение
апробированными методами и приёмами мотивирования профессиональной
деятельности (на примере личностностного роста мотивации менеджера) и их
использование в коррекции мотивационной направленности педагогов.
3. Создание
эффективной рабочей атмосферы и выработка у сотрудников стремление к
кооперации.
|
V. Аутопсихологическая (рефлексивная)
компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и
личности.
Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень
собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального
самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в
себе; желание самосовершенствования.
Слабые стороны/Weaknesses:
1. Недостаточный уровень сформированности умения использовать
полученную в процессе самообразования информацию в конкретной управленческой
ситуации
2. Недостаточно высокий показатель автономности личности (по методике «Диагностика
самоактуализации личности»
(А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина), что
свидетельствует об имеющейся зависимости от обстоятельств, окружающих людей,
чужого мнения.
|
Сильные стороны/ Strengths:
1. Оптимальный уровень сформированности педагогической рефлексии (по
О.В. Калашниковой – 27 баллов), а так же достаточно высокие показатели по
диагностике когнитивно-деятельностного стиля (анализ, синтез)
2. Наличие системы работы по самообразованию и профессиональному
саморазвитию
|
Угрозы/ Threats:
1.
Несвоевременность управленческих действий, с
учётом имеющихся знаний, сказывающихся на эффективности менеджмента УВП
2.
Ограничение возможности к свободе для самоактуализации
личности – одного из важных качеств менеджера.
|
Возможности/Opportunities:
1. Умение выстраивать собственную траекторию личностного и
профессионального саморазвития
2. Систематическое осуществление анализа профессиональной
управленческой деятельности целью своевременной корректировки дальнейшего
пути.
3. Осведомлённость в сфере инновационных процессов менеджмента
методической работы
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый период
общественного развития сложен по-своему. Время, в которое мы живём сегодня, -
не исключение. Проблемы, стоящие перед системой образования, требуют
оперативных решений. Одна из важнейших – проблема подготовки и переподготовки
учителя новой формации. Это деятельностный специалист, обладающий гибким
мышлением, профессиональной мобильностью, умением вырабатывать собственную
стратегию профессиональной деятельности. Конкурентная борьба, характеризующая
нынешний рынок труда, определяет высокие требования заказчика и диктует нам,
преподавателям, новые подходы к качеству образования. А важнейшим условием
достижения качества образования является повышение уровня профессионализма
учителя: «Претворить в жизнь новые задачи будет под силу тем, кто мыслит
по-современному, свободен от устаревших стереотипов и неоправданных страхов и
ограничений» [7].
ЛИТЕРАТУРА
1. Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в
новом мире: Стратегия "Казахстан-2030" на новом этапе развития
Казахстана: Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. 3
февраля 2007 года. - Астана, 2007.
2. Государственная программа
развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы.- Астана,2010.
3. Концепция непрерывного
педагогического образования в Республике Казахстан.-Алматы, 2004.-28с.
4.
Жайтапова А.А.
Профессиональный рост учителя в системе повышения квалификации. - Алматы: РИПК
СО, 2006. - 316 с.
5. Третьяков П.И.Управление школой
по результатам: Практика педагогического менеджмента/П.И.Третьяков. М.: Новая
школа,1997.288с.
6. Кузьмина Н.В. Профессионализм
личности преподавателя и мастера производственного обучения/Н.В.
Кузьмина.-М.:Высшая школа,1990.-119с.
7. Лекция Президента Республики Казахстан
Н.А.Назарбаева в Евразийском Национальном Университете имени Л.Н.Гумилева «К экономике знаний через инновации и образование»- Астана,2007.
Приложение А
Система мониторинга становления педагога как
субъекта своей профессиональной деятельности.
С целью обеспечения диагностической базы по
отслеживанию результативности внедрения программы «Менеджмент методической
работы в современной школе» психологической службой школы были изучены подходы
в изучении профессиональной субъектной позиции педагога.
Понятие «позиция личности» в
психолого-педагогической литературе традиционно определяется на основе теории
отношений как сложная, наиболее устойчивая, интегративная система отношений
личности к тем или иным сторонам действительности, проявляющаяся в поведении,
действиях и поступках (Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалев, Б.Ф. Ломов,
В.Н. Мясищев и др.).
Особое значение на современном этапе развития общества
приобретает формирование субъектной позиции. Субъектная позиция, в
отличие от конформной или объектной, представляет собой активно-избирательное,
инициативно-ответственное, преобразовательное отношение личности к самой себе,
к действительности, к миру и жизни в целом (Г.И. Аксенова).
Педагогическая позиция определяется как система интеллектуальных,
волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической
действительности и педагогической деятельности (В.А. Сластенин). По мнению
ряда авторов, профессиональная
педагогическая позиция является неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности
(С.Г. Вершловский, И.А. Колесников, А.К. Маркова и др.) и
необходимым условием осуществления педагогической
деятельности (Е.И. Заир-Бек, С.В. Кульневич, А.А. Струцели и
др.).
Обобщив представления авторов о позиции личности,
субъектной позиции, профессионально-педагогической позиции, мы определили профессиональную
субъектную позицию педагога как устойчивое комплексное образование в структуре
его личности, отражающееся в субъективном, креативном,
профессионально-ценностном отношении к своей деятельности и качеству ее
выполнения, проявляющееся в стремлении к творческой самореализации.
Профессиональная
субъектная позиция преподавателя представляет собой сложное, комплексное
образование, в структуре которого мы выделяем три основных компонента: профессионально-ценностные
ориентации, творческость, акмеологическую направленность
Педагог должен быть, с одной стороны, субъектом своего
профессионального и личностного саморазвития, а с другой, – субъектом своей
профессиональной деятельности. При этом, субъектность понимается как
активно-преобразовательное, творческое отношение к своей деятельности,
постоянное стремление к повышению ее эффективности, а также как ценностное, активное,
заинтересованное и ответственное отношение к личностной составляющей учебного
процесса. Субъектность специалиста в контексте акмеологической направленности
личности педагога – это самореализация творческого потенциала и развития
готовности к предстоящей творческой деятельности; субъективные и объективные
факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионализма;
самообразование, самоорганизация и самоконтроль; самосовершенствование,
самокоррекция и самореорганизация своих поступков и действий под влиянием новых
требований профессии, общества, развития науки, культуры; осознания своих
способностей и возможностей, достоинств и недостатков своей деятельности.
Руководствуясь тем, что профессиональная
педагогическая позиция является неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности, мы
проводим аналогии с компонентами профессиональной субъектной позиции педагога и
добавляем гносеологический компонент (П.И.Третьякова, И.В.Гришина и Т.Г.Браже),
как критерий мониторинга.
Исходя из вышеперечисленных теоретических основ, были
определены наиболее операциональные критерии и индикаторы, подобран
диагностический инструментарий для осуществления психолого-педагогического
мониторинга.
№
|
|
критерии
|
индикаторы
|
Методы мониторинга
|
педагогические
|
психологические
|
1.
|
Профессионально-субъективная позиция
педагога
(Профессиональная компетентность)
|
Профессионально-ценностные ориентации
(ценностно-смысловой
компонент)
|
- ценностные
отношения к:
А) профессиональной
деятельности;
Б) к событиям, к
людям, к себе;
Готовность к личной
инициативе и дальнейшему профессиональному росту.
|
Анализ индивидуальных программ личностного роста.
Написание эссе «Самоценность – качество, необходимое для педагога
-профессионала» (инновационная диагностическая форма)
Карта творческого рейтинга
|
- Анкета
«Личностная направленность» Б.Басс;
- Опросник
cамоотношения (В.В.Столин, С.Р.Пантилеев)
- Тест «Самооценка»
|
2.
|
Гносеологический
компонент
|
-знание нормативных
документов;
-знание
теоретических, методологических основ предметной области образования;
-знание
психолого-педагогических основ современного образования.
|
Комплекс тестовых
заданий по:
- законодательной
базе;
- педагогике и
психологии;
- методике и
педагогике;
- область знаний по
преподаваемому предмету;
Терминологические
диктанты.
Метод: «Закончи
предложение..»
|
- Оценка
профессионализма учителей. Богаева И.Д.
|
3.
|
Творческость
|
Деятельностный компонент
|
- креативность;
- способность к
саморазвитию;
-
коммуникативность;
|
- электронное
портфолио;
- участие в
профессиональных конкурсах, смотрах, НПК и т.д.
-курсовая
переподготовка;
- мастер-классы;
- творческие
группы;
- обобщение ППО и
др.
|
- Опросник
креативности Джонсона;
- Анкета «Факторы,
влияющие на развитие и саморазвитие педагога»;
- Модели педагогического
общения
|
4.
|
Акмеологическая направленность
|
- мотивация
достижения успеха;
- самооценка
основных педагогических характеристик;
- самоконтроль;
|
-анализ индивидуальных программ личностного роста.
-самоанализ и
самооценка урочной и внеурочной деятельности;
-собеседования с
курирующими завучами по памяткам
|
- Методика
диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерс
- Изучение
затруднений в педагогической деятельности.
- Карта учительских
достоинств.
- Опросник УСК
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.