Программа
психокоррекционной работы с ребенком дошкольного возраста с дефицитом внимания
и гиперактивностью
Цели:
1.
Коррекция
импульсивности поведения, развитие внимания.
2.
Развитие
социально-эмоционального благополучия ребенка, коммуникативных навыков.
Задачи:
1.
Развитие
внимания и воображения.
2.
Развитие
произвольности.
3.
Развитие
координации, согласованности движений.
4.
Развитие
эмоционально-выразительных движений.
5.
Снятие
психоэмоционального напряжения.
6.
Развитие
и совершенствование коммуникативных навыков и адаптационных возможностей.
Программа является коррекционно-развивающей, так как направлена не только на
коррекцию уже имеющихся нарушений, но и на профилактику возникновения
эмоционального дискомфорта у ребенка в детском саду, создание благоприятной
атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней
педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием программа реализуется
в трех направлениях:
I. Педагог-психолог
– родители.
II. Педагог-психолог –
воспитатель группы.
III.
Педагог-психолог
– ребенок.
I
направление (педагог-психолог – родители)
Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании
родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с
ними. Цель этой работы – объяснить родителям особенности их ребенка, помочь
принять его таким, какой он есть; выработать единый подход к воспитанию
ребенка. В работе с родителями используются следующие формы работы:
1.
Индивидуальные
консультации.
2.
Групповые
консультации:
-
общегрупповые собрания;
-
информация в «уголках родителей»(«Как надо вести себя родителям с гиперактивным
ребенком», «Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с синдромом
дефицита внимания и с гиперактивностью»)
II направление
(педагог-психолог – воспитатель группы»
Содержание работы в этом направлении заключается в оказании психологической и
информационной помощи педагогу. Приоритетные задачи:
1)
Ознакомить
педагога с особенностями и закономерностями развития ребенка с гиперактивностью
и дефицитом внимания.
2)
Обучить
адекватным способам взаимодействия с гиперактивными детьми.
3)
Помочь
создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и
стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка.
Формы
работы с педагогами:
1.
Индивидуальные
консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями Левина Савелия и
выработке единой стратегии воспитания.
2.
Лекция
«Эффективное педагогическое общение».
3.
Семинар-практикум
«Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и детей».
Необходимо систематически проводить релаксационные паузы для снятия эмоционального
напряжения у детей, а также у педагогов. Педагогу по изодеятельности
рекомендуется использовать различные приемы изотерапии, воспитателю – музыку,
упражнения- медитации, медитации-визуализации. Это будет способствовать повышению
эмоционального комфорта у детей.
Педагог-психолог, используя рекомендации, участвует в планировании педагогического
процесса в разделах:
1)
«Самостоятельная
деятельность детей» - рисование.
2)
«Совместная
деятельность педагога и детей» - игры и упражнения.
Психолог может помочь подобрать игры и упражнения, а также оказать помощь в их
проведении.
III
направление(педагог-психолог – ребенок)
Содержание работы в данном направлении заключается в реализации коррекционно-развивающей
работы в форме специально организованных занятий, а также участии психолога в
играх детей.
Программа ориентирована на воспитанника МДОУ ДС КВ № 281 Л. Савелия.
Особенностями структуры личности этого ребенка являются расторможенность, неуравновешенность,
гиперактивность, эмоциональная возбудимость. Наличие у мальчика задержки
психического развития церебрально-органического генеза привело к необходимости
составления индивидуально-ориентированной программы психологического
сопровождения ребенка со сложным дефектом.
Организация
занятий
Общее
число занятий – 16.
Продолжительность
занятия: 20 минут.
Занятия
проводятся в групповой форме. Количество детей в группе 5-7 человек.
Групповые
занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня 1 раз в неделю.
Занятия проводятся в музыкальном зале, так как там достаточно просторно,
присутствует ковровое покрытие, мало отвлекающих моментов.
Критерии
отбора детей в коррекционную группу
Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: диагноз врача,
заключение психолога, наблюдения и отзывы воспитателей, пожелания родителей.
В состав коррекционной группы кроме гиперактивных входят неуверенные, импульсивные
и невнимательные дети, а также один уравновешенный ребенок. Последний служит
примером для подражания (но без излишнего восхваления его за образцовое
поведение). Неуверенные в себе, боязливые дети получают возможность проявить
большую активность, и в то же время их безопасность охраняется правилами,
которые обязательны для всех участников группы.
Перед началом групповых занятий с гиперактивными детьми проводится индивидуальная
работа, направленная на развитие внимания или контроля за импульсивностью.
Структура
занятий
·
Ритуал
ввода в занятие - игра «Поезд»
·
Упражнение
на развитие воображение
·
Телесно-ориентированное
упражнение
·
Игра
на внимание
·
Игра
на развитие произвольности поведения
·
Релаксационное
упражнение
·
Ритуал
прощания
Предполагаемый
результат
·
В
результате проведения запланированных мероприятий ожидается развитие слухового
внимания, коммуникативных навыков, произвольности поведения, умения
распознавать эмоции.
·
Ожидается
сглаживание особенностей психического развития детей группы риска .
Программа
реализуется в три этапа:
1-й этап.
Диагностический.
2-й этап.
Коррекционно-развивающий.
3-й этап.
Контрольный.
Методические
приемы, используемые в программе:
1.
Словесные
и подвижные игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление
двигательной активностью.
2.
Проигрывание
этюдов на выражение и передачу различных чувств и эмоций.
3.
Рисование.
4.
Психогимнастические
и телесно-ориентированные упражнения.
Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с
другом, со взрослыми.
Тематическое
планирование
№
|
Программное
содержание
|
Методические
приемы
|
Обеспечение
|
1
|
Развитие:
-
произвольности и самоконтроля;
-
внимания и воображения;
- согласованности
движений;
-
эмоционально-выразительных движений;
Снятие
психоэмоционального напряжения
|
1.Упражнения
из «Йоговской гимнастики для малышей».
2.Упражнение
«Прогулка в лес».
3.Телесно-ориентированное
упражнение «Камень и путник».
4.Игра
«Будь внимателен».
5.Упражнение
«Передай движение».
|
Мяч
средних размеров
|
2
|
Развитие:
-
произвольности и самоконтроля;
-
внимания, наблюдательности и воображения;
-эмоционально-выра-зительных
движений;
-
коммуникативных навыков.
|
1.Упражнения
из «Йоговской гимнастики для малышей».
2.Игра
«Изобрази явление».
3.Игра
«Самолеты».
4.Упражнение
«Надоедливая муха».
5.Упражнение
«Раз, два, три – говори!».
6.Упражнение
«Одно большое животное».
|
Магнитофон;
кассета с записью спокойной музыки, мольберт(подставка; листватмана и фломастеры;
палочка(длиной 30 см).
|
3
|
Развитие:
-
произвольности и самоконтроля;
-
внимания, воображения;
-
координации движений;
-эмоционально-выра-зительных
движений;
-
коммуникативных навыков.
Снятие
психоэмоционального напряжения.
|
1.Игра
«Запретное движение».
2.
Игра «Зоопарк».
3.Упражнение
«Я кубик несу и не уроню».
4.Упражнение
«Шалтай-болтай».
|
Три-четыре
кубика средних размеров.
|
4
|
Развитие:
-
произвольности и самоконтроля;
-
внимания, воображения;
-
координации движений;
-эмоционально-выра-зительных
движений;
-
коммуникативных навыков.
Снятие
психоэмоционального напряжения.
|
1.Упражнение
«Расскажем и покажем».
2.
Игра «Передай мяч».
3.Игра
«Паровозик с именем».
4.Телесно-ориентированное
упражнение «Клоуны»
|
Мяч
|
5
|
Развитие:
-
произвольности и самоконтроля;
-
внимания и памяти;
-
мышления и воображения;
-эмоционально-выра-зительных
движений;
-
коммуникативных навыков.
Снятие
психоэмоционального напряжения.
|
1.Игра
«Космическое путешествие».
2.Упражнение
«Интервью».
3.Упражнение
«Росток».
4.Упражнение
«Пловцы».
5.Рисование
на заданную тему.
|
Листы
плотной бумаги и фломастеры.
|
6
|
Развитие:
-
произвольности и самоконтроля;
-
внимания, наблюдательности и памяти;
-
коммуникативных навыков.
Снятие
психоэмоционального напряжения.
|
1.Подвижная
игра «Светофор».
2.Игра
«Внимательные глазки»
3.Упражнение
«Знаете ли вы фигуры?».
4.Упражнение
«Расскажем и покажем».
5.Упражнение
«Кто за кем стоит?».
6.Телесно-ориентированное
упражнение «Штанга»
|
Красный,
желтый и зеленый круги; ширма; палочка(длиной - 30 см)
|
7
|
Развитие
внимания и произвольного поведения.
Профилактика
страхов.
Развитие
ориентировки в пространстве и тактильных ощущений.
Развитие
эмоционально-выразительных движений.
Развитие
речи и воображения.
Снятие
психоэмоционального напряжения.
Развитие
и совершенствование коммуникативных навыков.
|
1.Игра
«Жмурки».
2.Упражнение
«Потягушечки».
3.Упражнение
«Лимон».
4.Упражнение»Волшебный
мешочек».
5.Упражнение
«Опиши игрушку».
|
Шарф;
матерчатый мешочек и 6-7 мелких игрушек
|
8
|
Развитие:
-
произвольности и самоконтроля;
-внимания
и наблюдательности;
-
доверия к другому;
-
ориентировки в пространстве ;
-
эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие
психоэмоционального напряжения.
Развитие
и совершенствование коммуникативных навыков.
|
1.Телесно-ориентированное
упражнение «Слепой и поводырь»
2.Игра
«Летает – не летает».
3.Совместное
рисование человека и игра «Что изменилось?».
4.Телесно-ориентированное
упражнение «Снеговик».
|
Шарф;
мольберт; доска и мел; указка.
|
9
|
Развитие:
-
произвольности и самоконтроля;
-внимания
и координации движений;
-
эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие
психоэмоционального напряжения.
Развитие
и совершен-ствование коммуникативных навыков.
|
1.Игра
«Кричалки-шепталки-молчалки».
2.Упражнение
«Солнечный лучик».
3.Игра
«Кто первый прыгнет в круг»
4.Игра
«Не спеши».
5.Телесно-ориентированное
упражнение «Клоуны».
|
Красный,
желтый и зеленый квадраты; длинная лента или веревка.
|
10
|
Развитие:
-
произвольности и самоконтроля;
-внимания
и воображения;
-
эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие
психоэмоционального напряжения.
Развитие
и совершен-ствование коммуникативных навыков.
|
1.Упражнение
«Давайте поздороваемся».
2.Игра
«Море волнуется».
3.Телесно-ориентированное
упражнение «Пластилиновая кукла».
4.Подвижная
игра «Иголка и нитка».
5.Упражнение
«Шалтай-болтай».
|
Магнитофон;
кассета с записью спокойной музыки; палочка(длиной – 30 см)
|
11
|
Развитие:
-
внимания и самоконтроля;
-памяти
и воображения;
-
эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие
психоэмоционального напряжения.
Развитие
и совершен-ствование коммуникативных навыков.
|
1.Игра
«Расставить посты».
2.Игра»Что
изменилось».
3.Упражнение
«Снежинка».
4.Игра
«Зимние забавы».
5.Совместное
рисование снеговика.
6.Телесно-ориентированное
упражнение «Снеговик».
7.Упражнение
«Лыжники».
|
Мольберт(подставка);
доска и мел; указка.
|
12
|
Развитие:
-
произвольности и самоконтроля;
-внимания
и чувства юмора;
-
доверия к другому;
-
эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие
психоэмоционального напряжения.
Развитие
и совершенствование коммуникативных навыков.
|
1.Упражнение
«Танец снежинок».
2.Игра
«Ручеек».
3.Упражнение
«Одно большое животное».
4.
Упражнение «Ищем ошибки».
5.игра
«Кричалки – молчалки – шепталки»
6.Игра
«Испорченный телефон».
7.Игра
«паровозик с именем».
|
Магнитофон;
кассета с записью спокойной музыки; разрезанные на две части открытки(картинки);
красный, синий и жёлтый квадраты.
|
13
|
Развитие:
-
произвольности и самоконтроля;
-слухового
внимания ;
-
доверия к другому;
-
тактильного восприятия ;
-
эмоционально-выра-зительных движений.
Развитие
и совершенствование коммуникативных навыков.
|
1.Упражнение
«Расскажем и покажем».
2.Игра
«Слушай и отвечай».
3.Игра
«Броуновское движение».
4.Игра
«Угадай фигуру».
5.Игра
«Съедобное – несъедобное».
6.Упражнение
«Сидели два медведя».
|
Конверт
с зображенческими фигурами; мяч.
|
14
|
Развитие
-
внимания , речи и воображения;
-развитие
произвольности и самоконтроля;
-
координации движений;
-
эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие
психоэмоционального напряжения.
Развитие
и совершенствование коммуникативных навыков.
|
1.Упражнение
«Я кубик несу и не уроню».
2.Игра
«Цирковые артисты».
3.Телесно-ориентированное
упражнение «Клоуны».
4.Игра
«Да и нет не говори».
5.Упражнение
«Расскажем и покажем»
|
Три-четыре
кубика средних размеров; длинная лента или веревка.
|
15
|
Развитие
-
внимания, речи и мышления;
-развитие
произвольности и самоконтроля;
-
эмоционально-выра-зительных движений;
Профилактика
агрессии.
Снятие
психоэмоционального напряжения.
Развитие
и совершенствование коммуникативных навыков.
|
1.Упражнение
«Черепашки».
2.Игра
«Слушай команду».
3.Упражнение
«Прошепчи ответ».
4.Игра
«Жужа».
5.Рисование
на заданную тему.
|
Магнитофон;
кассета с записью мажорной музыки; полотенце или шарф; листы плотной бумаги,
фломастеры.
|
16
|
Развитие:
-
произвольности и самоконтроля;
-внимания
и воображения ;
-
эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие
психоэмоционального напряжения.
Развитие
и совершенствование коммуникативных навыков.
|
1.Игра
«Флажок».
2.Упражнение
«Комплименты».
3.Подвижная
игра «Сова».
4.Упражнение
«Эмоции».
5.Телесно-ориентированное
упражнение «Кораблик».
|
Магнитофон;
кассета с записью мажорной музыки; мяч среднего размера; обруч; карточки с зображениием
лиц в разных эмоциональных состояниях»(радость, злость, удивление, обида).
|
Литература
1. И.Л.Арцишевская
работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб,2005.
2. Брязгунов
И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М., 2001.
3. Выгодская
И.Г., Пеллингер Е.Л. , Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в
игре. –М., 1984.
4. Горячева
Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция нарушений психического развития в
детском возрасте. – М., 1999.
5. Заваденко
Н.И. Как понять ребенка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.,
2000.
6. Катаева
Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М., 2004.
7. Кряжева
Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.
8. Лютова
Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с
гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.
9. Романов
А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у
детей. – М.,2000.
10. Снегирева Л.А.
Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. – Минск, 1995.
11. Хухлаева О.В.
лесенка радости. – М., 1998.
12. Чистякова М.И.
Психогимнастика. – М.,1995.
13. Шевченко Ю.С.
Коррекция поведения детей с гиперактивным и психопатическим синдромом. – М.,
1997.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.