Программа психокоррекционной работы с ребенком дошкольного возраста с дефицитом внимания и гиперактивностью
Цели:
Коррекция импульсивности поведения, развитие внимания.
Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка, коммуникативных навыков.
Задачи:
Развитие внимания и воображения.
Развитие произвольности.
Развитие координации, согласованности движений.
Развитие эмоционально-выразительных движений.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков и адаптационных возможностей.
Программа является коррекционно-развивающей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у ребенка в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием программа реализуется в трех направлениях:
Педагог-психолог – родители.
Педагог-психолог – воспитатель группы.
Педагог-психолог – ребенок.
I направление (педагог-психолог – родители)
Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними. Цель этой работы – объяснить родителям особенности их ребенка, помочь принять его таким, какой он есть; выработать единый подход к воспитанию ребенка. В работе с родителями используются следующие формы работы:
Индивидуальные консультации.
Групповые консультации:
- общегрупповые собрания;
- информация в «уголках родителей»(«Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком», «Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания и с гиперактивностью»)
II направление (педагог-психолог – воспитатель группы»
Содержание работы в этом направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогу. Приоритетные задачи:
Ознакомить педагога с особенностями и закономерностями развития ребенка с гиперактивностью и дефицитом внимания.
Обучить адекватным способам взаимодействия с гиперактивными детьми.
Помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка.
Формы работы с педагогами:
Индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями Левина Савелия и выработке единой стратегии воспитания.
Лекция «Эффективное педагогическое общение».
Семинар-практикум «Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и детей».
Необходимо систематически проводить релаксационные паузы для снятия эмоционального напряжения у детей, а также у педагогов. Педагогу по изодеятельности рекомендуется использовать различные приемы изотерапии, воспитателю – музыку, упражнения- медитации, медитации-визуализации. Это будет способствовать повышению эмоционального комфорта у детей.
Педагог-психолог, используя рекомендации, участвует в планировании педагогического процесса в разделах:
«Самостоятельная деятельность детей» - рисование.
«Совместная деятельность педагога и детей» - игры и упражнения.
Психолог может помочь подобрать игры и упражнения, а также оказать помощь в их проведении.
III направление(педагог-психолог – ребенок)
Содержание работы в данном направлении заключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, а также участии психолога в играх детей.
Программа ориентирована на воспитанника МДОУ ДС КВ № 281 Л. Савелия. Особенностями структуры личности этого ребенка являются расторможенность, неуравновешенность, гиперактивность, эмоциональная возбудимость. Наличие у мальчика задержки психического развития церебрально-органического генеза привело к необходимости составления индивидуально-ориентированной программы психологического сопровождения ребенка со сложным дефектом.
Организация занятий
Общее число занятий – 16.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Занятия проводятся в групповой форме. Количество детей в группе 5-7 человек.
Групповые занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня 1 раз в неделю. Занятия проводятся в музыкальном зале, так как там достаточно просторно, присутствует ковровое покрытие, мало отвлекающих моментов.
Критерии отбора детей в коррекционную группу
Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюдения и отзывы воспитателей, пожелания родителей.
В состав коррекционной группы кроме гиперактивных входят неуверенные, импульсивные и невнимательные дети, а также один уравновешенный ребенок. Последний служит примером для подражания (но без излишнего восхваления его за образцовое поведение). Неуверенные в себе, боязливые дети получают возможность проявить большую активность, и в то же время их безопасность охраняется правилами, которые обязательны для всех участников группы.
Перед началом групповых занятий с гиперактивными детьми проводится индивидуальная работа, направленная на развитие внимания или контроля за импульсивностью.
Структура занятий
Ритуал ввода в занятие - игра «Поезд»
Упражнение на развитие воображение
Телесно-ориентированное упражнение
Игра на внимание
Игра на развитие произвольности поведения
Релаксационное упражнение
Ритуал прощания
Предполагаемый результат
В результате проведения запланированных мероприятий ожидается развитие слухового внимания, коммуникативных навыков, произвольности поведения, умения распознавать эмоции.
Ожидается сглаживание особенностей психического развития детей группы риска .
Программа реализуется в три этапа:
1-й этап. Диагностический.
2-й этап. Коррекционно-развивающий.
3-й этап. Контрольный.
Методические приемы, используемые в программе:
Словесные и подвижные игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью.
Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных чувств и эмоций.
Рисование.
Психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения.
Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.
Тематическое планирование
№
Программное содержание
Методические приемы
Обеспечение
1
Развитие:
- произвольности и самоконтроля;
- внимания и воображения;
- согласованности движений;
- эмоционально-выразительных движений;
Снятие психоэмоционального напряжения
1.Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей».
2.Упражнение «Прогулка в лес».
3.Телесно-ориентированное упражнение «Камень и путник».
4.Игра «Будь внимателен».
5.Упражнение «Передай движение».
Мяч средних размеров
2
Развитие:
- произвольности и самоконтроля;
- внимания, наблюдательности и воображения;
-эмоционально-выра-зительных движений;
- коммуникативных навыков.
1.Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей».
2.Игра «Изобрази явление».
3.Игра «Самолеты».
4.Упражнение «Надоедливая муха».
5.Упражнение «Раз, два, три – говори!».
6.Упражнение «Одно большое животное».
Магнитофон; кассета с записью спокойной музыки, мольберт(подставка; листватмана и фломастеры; палочка(длиной 30 см).
3
Развитие:
- произвольности и самоконтроля;
- внимания, воображения;
- координации движений;
-эмоционально-выра-зительных движений;
- коммуникативных навыков.
Снятие психоэмоционального напряжения.
1.Игра «Запретное движение».
2. Игра «Зоопарк».
3.Упражнение «Я кубик несу и не уроню».
4.Упражнение «Шалтай-болтай».
Три-четыре кубика средних размеров.
4
Развитие:
- произвольности и самоконтроля;
- внимания, воображения;
- координации движений;
-эмоционально-выра-зительных движений;
- коммуникативных навыков.
Снятие психоэмоционального напряжения.
1.Упражнение «Расскажем и покажем».
2. Игра «Передай мяч».
3.Игра «Паровозик с именем».
4.Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны»
Мяч
5
Развитие:
- произвольности и самоконтроля;
- внимания и памяти;
- мышления и воображения;
-эмоционально-выра-зительных движений;
- коммуникативных навыков.
Снятие психоэмоционального напряжения.
1.Игра «Космическое путешествие».
2.Упражнение «Интервью».
3.Упражнение «Росток».
4.Упражнение «Пловцы».
5.Рисование на заданную тему.
Листы плотной бумаги и фломастеры.
6
Развитие:
- произвольности и самоконтроля;
- внимания, наблюдательности и памяти;
- коммуникативных навыков.
Снятие психоэмоционального напряжения.
1.Подвижная игра «Светофор».
2.Игра «Внимательные глазки»
3.Упражнение «Знаете ли вы фигуры?».
4.Упражнение «Расскажем и покажем».
5.Упражнение «Кто за кем стоит?».
6.Телесно-ориентированное упражнение «Штанга»
Красный, желтый и зеленый круги; ширма; палочка(длиной - 30 см)
7
Развитие внимания и произвольного поведения.
Профилактика страхов.
Развитие ориентировки в пространстве и тактильных ощущений.
Развитие эмоционально-выразительных движений.
Развитие речи и воображения.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
1.Игра «Жмурки».
2.Упражнение «Потягушечки».
3.Упражнение «Лимон».
4.Упражнение»Волшебный мешочек».
5.Упражнение «Опиши игрушку».
Шарф; матерчатый мешочек и 6-7 мелких игрушек
8
Развитие:
- произвольности и самоконтроля;
-внимания и наблюдательности;
- доверия к другому;
- ориентировки в пространстве ;
- эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
1.Телесно-ориентированное упражнение «Слепой и поводырь»
2.Игра «Летает – не летает».
3.Совместное рисование человека и игра «Что изменилось?».
4.Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик».
Шарф; мольберт; доска и мел; указка.
9
Развитие:
- произвольности и самоконтроля;
-внимания и координации движений;
- эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие и совершен-ствование коммуникативных навыков.
1.Игра «Кричалки-шепталки-молчалки».
2.Упражнение «Солнечный лучик».
3.Игра «Кто первый прыгнет в круг»
4.Игра «Не спеши».
5.Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны».
Красный, желтый и зеленый квадраты; длинная лента или веревка.
10
Развитие:
- произвольности и самоконтроля;
-внимания и воображения;
- эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие и совершен-ствование коммуникативных навыков.
1.Упражнение «Давайте поздороваемся».
2.Игра «Море волнуется».
3.Телесно-ориентированное упражнение «Пластилиновая кукла».
4.Подвижная игра «Иголка и нитка».
5.Упражнение «Шалтай-болтай».
Магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; палочка(длиной – 30 см)
11
Развитие:
- внимания и самоконтроля;
-памяти и воображения;
- эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие и совершен-ствование коммуникативных навыков.
1.Игра «Расставить посты».
2.Игра»Что изменилось».
3.Упражнение «Снежинка».
4.Игра «Зимние забавы».
5.Совместное рисование снеговика.
6.Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик».
7.Упражнение «Лыжники».
Мольберт(подставка); доска и мел; указка.
12
Развитие:
- произвольности и самоконтроля;
-внимания и чувства юмора;
- доверия к другому;
- эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
1.Упражнение «Танец снежинок».
2.Игра «Ручеек».
3.Упражнение «Одно большое животное».
4. Упражнение «Ищем ошибки».
5.игра «Кричалки – молчалки – шепталки»
6.Игра «Испорченный телефон».
7.Игра «паровозик с именем».
Магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; разрезанные на две части открытки(картинки); красный, синий и жёлтый квадраты.
13
Развитие:
- произвольности и самоконтроля;
-слухового внимания ;
- доверия к другому;
- тактильного восприятия ;
- эмоционально-выра-зительных движений.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
1.Упражнение «Расскажем и покажем».
2.Игра «Слушай и отвечай».
3.Игра «Броуновское движение».
4.Игра «Угадай фигуру».
5.Игра «Съедобное – несъедобное».
6.Упражнение «Сидели два медведя».
Конверт с 7зображенческими фигурами; мяч.
14
Развитие
- внимания , речи и воображения;
-развитие произвольности и самоконтроля;
- координации движений;
- эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
1.Упражнение «Я кубик несу и не уроню».
2.Игра «Цирковые артисты».
3.Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны».
4.Игра «Да и нет не говори».
5.Упражнение «Расскажем и покажем»
Три-четыре кубика средних размеров; длинная лента или веревка.
15
Развитие
- внимания, речи и мышления;
-развитие произвольности и самоконтроля;
- эмоционально-выра-зительных движений;
Профилактика агрессии.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
1.Упражнение «Черепашки».
2.Игра «Слушай команду».
3.Упражнение «Прошепчи ответ».
4.Игра «Жужа».
5.Рисование на заданную тему.
Магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; полотенце или шарф; листы плотной бумаги, фломастеры.
16
Развитие:
- произвольности и самоконтроля;
-внимания и воображения ;
- эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
1.Игра «Флажок».
2.Упражнение «Комплименты».
3.Подвижная игра «Сова».
4.Упражнение «Эмоции».
5.Телесно-ориентированное упражнение «Кораблик».
Магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; мяч среднего размера; обруч; карточки с 8зображениием лиц в разных эмоциональных состояниях»(радость, злость, удивление, обида).
Литература
И.Л.Арцишевская работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб,2005.
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М., 2001.
Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л. , Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. –М., 1984.
Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция нарушений психического развития в детском возрасте. – М., 1999.
Заваденко Н.И. Как понять ребенка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2000.
Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М., 2004.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.
Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. – М.,2000.
Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. – Минск, 1995.
Хухлаева О.В. лесенка радости. – М., 1998.
Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.,1995.
Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивным и психопатическим синдромом. – М., 1997.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Цели:
1. Коррекция импульсивности поведения, развитие внимания.
2. Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка, коммуникативных навыков.
Задачи:
1. Развитие внимания и воображения.
2. Развитие произвольности.
3. Развитие координации, согласованности движений.
4. Развитие эмоционально-выразительных движений.
5. Снятие психоэмоционального напряжения.
6. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков и адаптационных возможностей.
Программа является коррекционно-развивающей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у ребенка в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием программа реализуется в трех направлениях:
I. Педагог-психолог – родители.
II. Педагог-психолог – воспитатель группы.
III. Педагог-психолог – ребенок.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 04.01.2015 |
Раздел | Школьному психологу |
Подраздел | |
Просмотров | 5092 |
Номер материала | 25284 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: