МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ «РИТМ»
ПРОГРАММА профильного отряда пришкольного оздоровительного лагеря
«СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»
(направление
деятельности – Дни защиты от экологической опасности)
Эмблема лагеря: «Восходящее над городом солнце».
Автор: Глухова Е.Л..- учитель математики
г. Хабаровск-2013
Девиз: «Жить по законам природы!»
Пояснительная записка
Проблема
взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в
настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а
также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень
острой, актуальной и приняла огромные масштабы. Она вырастает в проблему
предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно,
целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое
взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня
эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания,
формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
|
Вместе с
"Белою совой"
Хочу познать
весь шар земной!
|
Экологическое сознание в развитом виде формируется на
основе познания людьми законов целостности природной среды и тех законов,
которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения природы.
Понятно, что стихийно подобные знания не могут стать достоянием человека даже в
том случае, если он располагает высоким уровнем воспитания и культуры. Тут
необходима специальная подготовка, соответствующая индивидуальным
особенностям. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного
возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем
преобразоваться в прочные убеждения. Для этой цели в лицее создана и существует
секция естественных наук научного общества учащихся 5-6 классов “Совушки”. Главная
задача секции – дать ученику возможность развить свой интеллект в
самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и
склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-
исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над
личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в секцию НОУ
“Совушки”.
В этом году на летних каникулах в
рамках акции « Дни защиты от экологической опасности» члены секции «Совушки»
станут участниками профильного отряда пришкольного оздоровительного лагеря.
По итогам исследовательской работы (изучение природного комплекса) выявлена
экологическая проблема - потребительское отношение к природе, флоре. На решение
данной проблемы направлена программа работы школьного лагеря, в котором созданы
условия для разностороннего воспитания - эстетического, этического, научного, а
это главное условие для формирования экологической культуры. Учащиеся
приобретают уникальный опыт, у них формируются информационные, коммуникативные
и социальные компетенции; они овладевают различными способами деятельности,
приобретают активную жизненную позицию.
Программа работы профильного отряда « Совушки» рассчитана на учащихся
5-7 классов. Срок реализации программы 15 дней 1 смена пришкольного
оздоровительного лагеря на базе МБОУ лицея « РИТМ» 2013-2014 учебного года.
Основной задачей лагеря являлось реализовать
естественные потребности детей в деятельности, познании, общении,
самоутверждении через включение их в жизнь общества посредством
социально-значимой деятельности экологической направленности и формирование
экологического сознания подрастающего поколения, экологической культуры.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап
- разработка программы деятельности
пришкольного оздоровительного лагеря детей;
- подготовка методического
материала для работников лагеря;
- составление необходимой документации для
деятельности лагеря (рабочая программа, план - сетка, положение, должностные обязанности,
инструкции и т.д.).
Организационный этап
- встреча детей, проведение
диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы;
- формирование органов самоуправления;
- знакомство с правилами
жизнедеятельности лагеря.
Основной этап
- реализация основной идеи
смены;
- вовлечение детей в различные виды
коллективно-творческих дел экологического направления;
Заключительный этап
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности
организации;
- анализ предложений детьми, родителями,
педагогами, внесёнными по деятельности оздоровительного лагеря в будущем.
Содержание
деятельности лагеря основывается на игровой модели «Солнечный город», которая
предполагает путешествие воспитанников по улицам города, где их ждут
разнообразные и неожиданные приключения.
Улицы «Солнечного города» символизируют направления
деятельности:
Основные программные мероприятия
Направление деятельности
|
ожидаемый результат
|
Улица «Экологическая»
Мероприятия, направленные на
экологическое просвещение:
проведение лекционных, практических учебных
занятий, экскурсий, работа с научной и учебной литературой.
|
- усвоение теоретических и практических
экологических знаний и навыков учащимися;
- формирование убеждения необходимости
беречь и охранять природу;
- развитие и расширение кругозора учащихся;
- формирование экологической культуры
|
Улица «Трудовой десант» Мероприятия, направленные на формирование трудовой практики:
проведение трудовых десантов на прилегающих
к школе территориях.
|
- приобретение трудовых навыков,
ответственности за порученное дело, помощи и взаимоподдержки.
|
Улица « Здоровье» Мероприятия, направленные на формирование здоровьесберегающих
традиций:
проведение утренней зарядки,
физкультминуток, динамических пауз, подвижных игр, походов.
|
- пропаганда и формирование здорового образа
жизни;
- улучшение физического состояния учащихся;
- увеличение двигательной активности;
- укрепление физического здоровья детей
|
Улица « Юные ценители природы» Мероприятия, направленные на реализацию эколого-агитационных
проектов:
проведение конкурсов рисунков, плакатов,
песен, сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок, поделок, сочинений.
|
- развитие творческих способностей учащихся;
- оформление композиций из природного
материала;
- защита презентаций;
- использование работ детей в рекламных и
природоохранных мероприятиях;
- издательство публикаций в местной газете.
|
Календарный план работы лагерной смены.
День
|
Мероприятия
|
Ответственные
|
1
смена
Первый
день –
2июня
«Здравствуй
Лес, зимний лес, полный сказок и чудес!»
|
1.
Праздничная программа, посвященная открытию
лагерной смены « Сказка леса!»
2.
Конкурс поделок «Оберег нашего дома».
3.
Литературный конкурс «Письмо браконьеру»
|
Глухова Е.Л.
|
Второй
день –
3
июня
«Живи,
лес!»
|
1. Минутки здоровья «Друзья Мойдодыра и
наши друзья»
2. «Живи, лес!»- выпуск листовок.
( совместная работа с коллегами музея «ПОИСК»
индустриального района).
4.
«Разведка прекрасного и удивительного»- просмотр
и обсуждение кинофильма на экологическую тематику.
5.
Трудовой десант.
|
Глухова Е.Л.
Бондаренко Е.Ю.
|
Третий
день –
4
июня
«Красная
книга Хабаровского края»
|
1.
Минутки здоровья «Как попасть в страну
здоровичков?».
2.
Просмотр презентации «Красная книга Хабаровского
края.
3.
«Я – житель планеты Земля» - день защиты
окружающей среды, создание сборника математических задач по теме: « Экология
города Хабаровска».
4.
Экскурсия в музей - аквариум Рыбы-Амура
|
Глухова Е.Л.
Бондаренко Е.Ю.
|
Четвертый
день–
5
июня
«В
мире природы»
|
1.
Минутки здоровья «Первая помощь при небольших
травмах».
2.
« Лучший знаток природы» - экологический турнир
(составление ребусов, кроссвордов).
3.
Создание видео фильмов « Мой домашний друг».
|
Глухова Е.Л.
Бондаренко Е.Ю.
|
Пятый
день –
6
июня
«День
экологического творчества».
|
1.
Минутки здоровья «Путешествие по Глазограду».
2.
Музыкальные состязания «Я начну, вы продолжайте,
хором дружно подпевайте» (СДК)
3.
Флешмоб « Здоровые глазки»
4.
Просмотр видеофильмов.
|
Глухова Е.Л.
Бондаренко Е.Ю.
|
Шестой
день –
9 июня
«Дизайн
школьного двора»
|
1.
Конкурс «Дизайн школьного двора»
2.
« Поле чудес»- интеллектуальная игра эколого-биологического
содержания.
3.
Минутки здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь
при ожоге.
4.
Трудовой десант.
|
Глухова Е.Л.
Кирсанова И.В.
|
Седьмой
день –
10
июня
«День
здоровья».
|
1.
Минутки здоровья «Путешествие по зубограду »
2.
Беседа с врачом «Здоровые зубки»
3.Игра. «Турнир вежливости» (СДК)
4. Экскурсия в спорткомплекс «Наутилус»
(бассейн)
|
Глухова Е.Л.
Кирсанова И.В.
|
Восьмой
день –
11
июня.
«
Россия - Родина моя»
|
1.
Минутки здоровья «Правильное питание».
2.
«Берегите природу»- выпуск
листовок.
Зона полезного действия «Расклеивание
листовок в микрорайоне»
3.Создание мультфильмов « Природа и мы».
4. Трудовой десант.
|
Глухова Е.Л. Кирсанова И.В.
|
Девятый
день –
16
июня
«В
мире природы»
|
1.
Минутки здоровья «Путешествие в страну
Витаминию».
2.
Конкурс «Я такой, я такая»
3.
Конкурс рисунков на асфальте «Природа глазами
детей».
4.
Экскурсия в краеведческий музей
|
Глухова Е.Л. Кирсанова И.В.
|
Десятый день –
17
июня
« День здоровья»
|
1. Минутки здоровья «Спортивная разминка».
2. Конкурс рекламы « Здоровый образ жизни»
3.
Беседа с врачом «Здоровый образ жизни»
4.
Трудовой десант.
|
Глухова Е.Л. Кирсанова И.В.
|
Одиннадцатый
день –
18
июня
«Мой
край родной»
|
1.Минутки здоровья «Первая помощь при
переломах».
2. « Люблю тебя, мой край родной!»- конкурс
стихотворений.
3.Экскурсия
в Культурно-туристический комплекс «Русская деревня»
4. Трудовой десант.
|
Глухова Е.Л. Кирсанова И.В.
|
Двенадцатый
день
–
19
июня «День памяти и скорби по погибшим в Великой Отечественной войне»
|
1.
Минутки здоровья «Зеленая аптечка».
2.
«По дорогам войны»- экскурсия в музей
« ПОИСК»
3.Конкурс рисунков на асфальте.
4.Спортивные состязания «Богатырские
потехи».
|
Глухова Е.Л. Кирсанова И.В.
|
Тринадцатый
день –
20 июня
«День
воды, Нептуна»
|
1.Минутки здоровья «Закаливание водой».
2. Познавательный конкурс, посвященный
всемирному дню океанов «Вода, вода, кругом вода».
3.Конкурс рисунков на асфальте «Защити от
пожара!»
4. Экскурсия в спорткомплекс «Наутилус»
(бассейн)
|
Глухова Е.Л. Кирсанова И.В.
|
Четырнадцатый
день –
21 июня
«До
свидания лагерь!».
|
1.Минутки здоровья «Мы веселые ребята».
2. Конкурс рисунков «Трудовые будни».
3. «До свидания лагерь»- торжественная
линейка с подведением итогов, просмотр презентации «Лучики солнца».
4. « Как здорово, что все мы здесь сегодня
собрались!» - наше поэтическое творчество.
|
Глухова Е.Л. Кирсанова И.В.
|
Ожидаемые
результаты выполнения программы деятельности лагеря:
- сформированность
и эффективная работа органов ученического самоуправления как результат
создания условий для удовлетворения интересов детей, развития личности,
раскрытия ее творческого потенциала, стимулирования самопознания и
самовоспитания;
- реализация проектов, эколого–агитационных
выставок, декоративно – прикладного творчества;
- декларирование составленного перечня норм и
правил взаимодействия личности с социоприродным окружением;
- применение навыков безопасной
жизнедеятельности в целях поддержания экологического состояния окружающей
среды;
- накопление опыта применения на практике
умения находить решение по устранению экологических проблем через реализацию
своих прав и обязанностей по отношению к себе, своим близким, родному краю,
Отечеству, планете Земля;
- разработка и внедрение здоровье сберегающего
режима дня и установление традиций здорового образа жизни;
Формами подведения итогов
реализации программы являются:
- выставки
фотографий, сочинений, рисунков о природе родного края, презентации
« Россия – Родина
моя», « Здесь мы живем», сбор лекарственных трав нашего края
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.