Содержание
1.
Пояснительная записка
.....................................................................2-6
2.
Содержание курса
..............................................................................7-11
3.
Учебно-тематический план курса
...................................................12-17
4.
Список используемой
литературы...................................................18-19
5.
Приложение .......................................................................
20-32
Прикладной
курс " Приуральеведение"
Пояснительная записка.
Данная программа может
быть использована в качестве прикладного курса направленного на расширенное
изучение, приобретение знаний учащимися по географии, экологии, истории, своей
местности в условиях предпрофильной подготовки в 8 – 9 классах
общеобразовательных школ. Курс способствует поддержанию интереса к предмету,
воспитанию любви к родному краю, уважению к людям труда.
Знание особенностей своего края: природы
и экономики, поможет учащимся в условиях выбора профессии и определения
дальнейшего жизненного пути полнее осознать необходимость личностного выбора.
Курс может сыграть большую роль в социализации развивающейся личности,
готовящейся к предстоящей трудовой деятельности: понимание проблем своего края
и знание возможных вариантов их решения позволит учащимся обдуманно выбирать
профессию, ориентируясь на экономическую ситуацию в области, в том числе и на
состояние рынка труда.
Комплексный подход в изучении родного
края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого
содержания, населения, культуры, проблемы экологии и экономики.
Программа прикладного курса
"Приуральеведение" личностно-ориентированная. Личное познание
родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.
Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности
с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений,
проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы
проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное
творчество. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического
чувства, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе.
Обучение путем открытий- актуальная проблема нашего времени. Она имеет две
черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение
знаний.
В основе преподавания программы лежит
теоретические основы Кембриджского подхода к процессам преподавания и обучения.
Основное содержание Программы представлено в контексте семи модулей, которые в
ходе обучения изучаются во взаимосвязи.
Курс "Приуральеведение" может
преподаваться в 8-9 классах в объеме 34 часов.
ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основная цель: создать условия для формирования у
учащихся географического мышления, через знакомство с особенностями своей малой
Родины, способствующее дальнейшей социализации личности ребенка.
Основные задачи:
1.
Расширить знания учащихся по
географии своей области.
2.
Закрепить предметные навыки
3.
Развивать интерес учащихся к истории
и географии своей области.
4.
Формировать знания учащихся об
особенностях природы, хозяйства, населения, об антропогенном воздействии
человека на природу
5.
Способствовать пробуждению
познавательного интереса к жизни города; формировать осознанную необходимость
бережного отношения наследия города; уважения к предкам и согражданам.
6.Создать условия для более эффективной профессиональной
ориентации учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся
должны знать:
Особенности
географического положения своей области; основные формы поверхности и
геологическую историю их образования, особенности залегания горных пород и
полезных ископаемых; особенности физико-географического районирования;
характеристики физико-географических районов; отраслевую структуру хозяйства;
место ЗКО в хозяйстве области и республике Казахстан; название промышленных и
сельскохозяйственных предприятий в прошлом и сейчас; экологическую ситуацию в
области; меры по восстановлению благоприятной экологической ситуации;
современные социально-экономические проблемы района и возможные сценарии их
развития.
Учащиеся
должны уметь:
Показывать
на карте области границы района, определять координаты районного центра;
анализировать физическую карту; оценивать состояние природных ресурсов и
состояние окружающей среды; характеризовать и сравнивать географические
объекты; выявлять особенности благоприятного и неблагоприятного влияния
человека на природный комплекс; сопоставлять развитие района в прошлом и
настоящем; делать описание природных и экономических объектов; решать
экономические задачи; работать с различными типами карт; работать со статистическими
и информационными материалами; применять географические знания на уроках
экологии, экономики, истории.
За
основу курса взято учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ
Западно - Казахстанской области, "География Западно-Казахстанской
области" под редакцией Галимов А.Г. Амельченко В.И. Галимов М.А
Используемые технологии:
-
проектная
-
игровая;
-
ИКТ;
-
здоровьесберегающая;
-
Формы проведения занятий:
-
лекция;
-
беседа;
-
диалог;
-
семинар;
-
практикум;
-
экскурсия
-
видеоурок
-
викторина
Формы работы с учащимися: индивидуальная и групповая
Ожидаемые результаты:
Личностные:
-
овладение на уровне общего
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
Метапредметные:
-
умение организовать свою
деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
-
умение взаимодействовать с
людьми, представлять себя, вести дискуссию и т.п.;
-
Предметные:
-
овладение основами
картографической грамотности и использования карты как одного из языков»
международного общения;
-
формирование умений и навыков
использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
Система оценивания успешности
прохождения курса.
В процессе изучения данного курса выполняются лекции, практикумы, семинары,
тестирование. На итоговом уроке учащиеся выступают с защитой проектов по
выбранной теме из курса. Рефлексия.
Ориентация
на профессии: биолога, географа, геолога, эколога и
т.д.
Межпредметная
интеграция: биология, география, экология,
экономика.
Формы организации курса: лекции,
семинары, практические работы, презентации, тестировании.
Формы завершения курса: круглый стол, презентация.
Содержание прикладного курса
Введение в курс (1 час)
Вводное занятие. Цели и задачи курса «Приуральеведение». Планирование работы.
Раздел 1. Физическая география Западно-Казахстанской области. (17
часов)
Географическое положение. История географического изучения. (3
часа)
История
географического изучения территории. Особенности географического положения Западно - Казахстанской области.
История заселения и хозяйственного освоения территории.
Практическая работа №1
Определение
географических координат, протяженности области с севера на юг, с запада на
восток в градусах и километрах, площади области. Выявление соседей. Часовые
пояса. Оценка ГП района по картам и типовому плану.
Геотектонические структуры,
сформировавшиеся в разные периоды на территории области. Полезные ископаемые.
(3 часа)
Геологическое
строение территории, рельеф. Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, имеющие
по запасам мировое значение, встречающиеся в Западном Казахстане. Геотектонические
структуры, сформировавшиеся в разные периоды на территории области.
Практическая
работа № 2 Определение на карте крупных форм
рельефа. На физической карте ЗКО найдите самую высокую и самую низкую точку
рельефа. Определение месторождений полезных ископаемых. Нанесите на контурную
карту области полезные ископаемые по основным видам и по их значению.
Климат,
поверхностные и подземные воды. (3 часа)
Климат,
поверхностные и подземные воды. Факторы определяющие климат и погодные
условия. Особенности
климата и агроклиматических ресурсов. Характеристика времен года.
Практическая
работа № 3 Чтение климатических карт. Проведите
анализ климатических карт ЗКО и определите самое высокое значение летней и
самое низкое значение зимней температур года. Организация наблюдения за погодой
нашей местности. Характеристика основных сезонов года.
Почвенный
покров. Растительный и животный мир. (4 часа)
Почвенный покров. Черноземы южные, каштановые
почвы, бурые почвы, солонцы, пойменные почвы. Растительный и животный мир ЗКО.
Зона настоящих степей, зона типчаковых степей. Многообразие животного мира,
птицы степей и пустынь, птицы водоемов, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые.
Описание охото-промысловых видов животных
ЗКО.
Практическая
работа № 4 Анализ карты растительности. Описание
растительности в окрестностях школы. Сбор гербария. Анализ карты
животного мира в атласе ЗКО.
Физико-географические
районы области (4 часа)
Физико-географические районы области. Сухостепной район,
засушливый степной, Аралсор-Узеньский или западный, полупустынный, Кушум-
Уральский или восточный, полупустынный. Рын-пески или Нарынский пустынный. Рациональное
использование и охрана природных ресурсов Западно - Казахстанской области. Факторы, влияющие на стабилизацию окружающей природной
среды и равновесия ее компонентов и рациональное использование ресурсов.
Практическая работа № 5. Используя текстовой материал в учебнике и карту
Охрана природы ЗКО, нанесите на контурную карту распространения редких и
исчезающих видов растений и животных ЗКО.
Рациональное использование и охрана природных
ресурсов Западно-Казахстанской области. Климатические ресурсы и охрана
воздушного бассейна. Водные ресурсы, земельные ресурсы, растительные ресурсы,
ресурсы животного мира.
Раздел 2. Экономическая и социальная география Западно-
Казахстанской области. Население.(2 часа)
Экономико-географическое положение. Общая
характеристика населения и хозяйства области. Население, динамика численности
населения, воспроизводство населения, миграция населения, заселенность
территории, национальный состав населения, городское и сельское население,
трудовые ресурсы, демографическая ситуация области. Миграция населения, национальный состав населения.
Практическая работа № 6. Население ЗКО. Изображение
способом картограммы плотности населения в ЗКО.
Изображение структуры занятости населения области по отраслям
экономики в 2013-2014 году способом круговой диаграммы. Построение столбчатой диаграммы отражающей
уровень безработицы, по области и отдельно по районам.
География народного хозяйства. Промышленность. (3 часа)
Современное состояние экономики. География хозяйства.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс, машиностроение и
металлообработка, Уральский арматурный завод, Уральский механический завод, Уральский
ремонтный завод, производство строительных материалов и строительная
индустрия, производство товаров народного потребления.
Практическая работа № 7. Промышленность. Анализ карт, статистических данных,
выявление информации в различных источниках для прогноза дальнейшего развития
отраслей хозяйства.
Агропромышленный комплекс. (2 часа)
Агропромышленный комплекс, земледелие, зерновые
культуры, технические культуры, садоводство и бахчеводство, кормовые культуры.
Животноводство, овцеводство, молочное скотоводство, коневодство,
верблюдоводство, свиноводство, птицеводство, мукомольно - крупяная
промышленность.
География транспорта. (3 часа)
Основные виды транспорта, железнодорожный транспорт, автомобильный
транспорт, речной транспорт, воздушный транспорт, трубопроводный транспорт,
транспортная инфраструктура. География внешне -экономических связей Западно-
Казахстанской области.
Практическая работа № 8. Транспорт ЗКО. Нанесите на контурную карту основные
магистрали ЗКО. Объясните их значение в развитии экономики области. Дайте
экономико-географическое объяснение уменьшение роли речного транспорта и
увеличение роли трубопроводного транспорта на территории области.
География внешне - экономических связей ЗКО. (1 час)
География внешне - экономических связей ЗКО. Экспорт продукции. Импорт
товаров в ЗКО.
Рекреационные ресурсы (3 часа)
Рекреационные ресурсы и охрана природы в ЗКО.
Природные условия и ресурсы ЗКО для развития туризма. Экологические проблемы.
Заказники Республиканского значения.
Практическая работа №9. На
контурную карту нанесите заказники ЗКО.
Экономическое районирование ЗКО (1 час)
Экономическое районирование Западно-
Казахстанской области. Северный экономический район. Приуральный экономический
район. Юго- восточный экономический, Западный (Узеньский) экономический район.
Обобщение. Презентация. Защита
проектов. Рефлексия. (1 час)
Календарно - тематический план
№ п/п
|
№ п/п
|
Тема занятия
|
Форма
проведения
|
Дата
|
|
|
Введение
1ч
|
|
|
1
|
1
|
Вводное занятие.
Цели и задачи факультатива «Приуральеведение». Планирование работы.
|
Лекция.
Презентация.
|
|
|
|
Раздел
1. Физическая география Западно- Казахстанской области. (17 часов)
|
|
|
|
|
Географическое
положение. История географического изучения. (3часа)
|
|
|
2
|
1
|
Географическое
положение.
|
Урок
Презентация.
|
|
|
2
|
История географического изучения.
|
Урок презентация.
|
|
3
|
3
|
Практическая работа №1.
Определение
географических координат, протяженности области с севера на юг, с запада на
восток в градусах и километрах, площади области. Выявление соседей. Часовые
пояса.
Оценка ГП района по
картам и типовому плану.
|
Прак. работа.
|
|
|
|
Геотектонические структуры,
сформировавшиеся в разные периоды на территории области. Полезные ископаемые.
(3 часа)
|
|
|
4
|
1
|
Геологическое строение территории,
рельеф. Полезные ископаемые.
|
Урок
презентация.
|
|
5
|
2
|
Семинар: "Полезные ископаемые, имеющие
по запасам мировое значение, встречающиеся в Западном Казахстане "
|
Семинарское занятие.
|
|
6
|
3
|
Практическая
работа №2. Определение на карте крупных форм
рельефа. На физической карте ЗКО найдите самую высокую и самую низкую точку
рельефа. Определение месторождений полезных ископаемых. Нанесите на контурную
карту области полезные ископаемые по основным видам и по их значению.
|
Прак. работа.
|
|
|
|
Климат,
поверхностные и подземные воды.
(3 часа)
|
|
|
7
|
1
|
Климат. Факторы, определяющие
климат и погодные условия. Агроклиматические ресурсы. Характеристика времен
года.
|
Урок
Презентация.
|
|
8
|
2
|
Поверхностные и подземные воды.
Озера.
|
Урок
презентация.
|
|
9
|
3
|
Практическая работа №3.
Чтение климатических карт. Проведите анализ
климатических карт ЗКО и определите самое высокое значение летней и самое
низкое значение зимней температур года. Организация наблюдения за погодой
нашей местности. Характеристика основных сезонов года.
|
Прак. работа.
|
|
|
|
Почвенный покров.
Растительный и животный мир. (4 часа)
|
|
|
10
|
1
|
Почвенный покров
|
Урок
Презентация.
|
|
11
|
2
|
Растительный и животный
мир.
|
Урок
презентация.
|
|
12
|
3
|
Семинар: "Описание
охото-промысловых видов животных ЗКО"
|
Семинарское занятие.
|
|
13
|
4
|
Практическая
работа №4.
Анализ
карты растительности.
Описание
растительности в окрестностях школы. Сбор гербария.
Анализ карты животного мира в атласе ЗКО.
|
Прак. работа.
|
|
|
|
Физико-географические
районы области
(4 часа)
|
|
|
14
|
1
|
Физико-географические
районы области.
|
Урок
Презентация.
|
|
15
|
2
|
Рациональное
использование и охрана природных ресурсов Западно- Казахстанской области.
|
Урок
презентация.
|
|
16
|
3
|
Семинар: "Факторы, влияющие на стабилизацию
окружающей природной среды и равновесия ее компонентов и рациональное
использование ресурсов"
|
Семинарское занятие.
|
|
17
|
4
|
Практическая работа № 5. Используя текстовой материал в учебнике и
карту "Охрана природы ЗКО", нанесите на контурную карту распространения
редких и исчезающих видов растений и животных ЗКО.
|
Прак. работа.
|
|
|
|
Раздел 2. Экономическая и
социальная география Западно - Казахстанской области. (17 часов)
|
|
|
|
|
Население. (3 часа)
|
|
|
18
|
1
|
Население. Динамика
численности населения. Воспроизводство.
|
Урок
Презентация.
|
|
19
|
2
|
Миграция населения,
национальный состав населения. Городское и сельское население.
|
Урок
презентация.
|
|
20
|
3
|
Практическая работа № 6 Плотность населения. Изображение
способом картограммы плотности населения в ЗКО.
Изображение структуры занятости населения области по отраслям
экономики в 2013-2014 году способом круговой диаграммы.
Построение столбчатой диаграммы отражающей уровень безработицы,
по области и отдельно по районам.
|
Прак. работа.
|
|
|
|
География народного хозяйства.
Промышленность. (3 часа)
|
|
|
21
|
1
|
Промышленность.
Топливно-энергетический комплекс.
|
Урок
Презентация.
|
|
22
|
2
|
Машиностроение и металлообработка.
Производство строительных материалов и строительная индустрия.
|
Урок
презентация.
|
|
23
|
3
|
Практическая работа № 7. Анализ карт,
статистических данных, выявление информации в различных источниках для выявления
пространственных различий в хозяйстве дальнейшего развития отраслей
хозяйства.
|
Прак. работа.
|
|
|
|
Агропромышленный комплекс. (2 часа)
|
|
|
24
|
1
|
Агропромышленный комплекс.
Земледелие.
|
Урок
Презентация.
|
|
25
|
2
|
Животноводство.
|
Урок
презентация.
|
|
|
|
География транспорта. (3 часа)
|
|
|
26
|
1
|
Железнодорожный транспорт.
Автомобильный транспорт.
|
Урок
Презентация.
|
|
27
|
2
|
Речной транспорт. Воздушный
транспорт. Трубопроводный транспорт.
|
Урок
презентация.
|
|
28
|
3
|
Практическая работа № 8. Транспорт ЗКО. Нанесите
на контурную карту основные магистрали ЗКО. Объясните их значение в развитии
экономики области. Дайте экономико-географическое объяснение уменьшение роли
речного транспорта и увеличение роли трубопроводного транспорта на территории
области.
|
Прак. работа.
|
|
|
|
География внешне - экономических
связей ЗКО. (1 час)
|
|
|
29
|
1
|
География внешне - экономических
связей ЗКО.
|
Лекция.
Презентация.
|
|
|
|
Охрана природы ЗКО. (3 часа)
|
|
|
30
|
1
|
Охрана природы ЗКО. Экологические
проблемы.
|
Урок
Презентация.
|
|
31
|
2
|
Заказники Республиканского
значения.
|
Урок
презентация.
|
|
32
|
3
|
Практическая работа №9. На контурную карту
нанесите заказники ЗКО.
|
Прак. работа.
|
|
|
|
Экономическое
районирование ЗКО (1 час)
|
|
|
33
|
1
|
Северный
экономический район. Приуральный экономический район. Юго-Восточный
экономический район. Западный (Узеньский) экономический район.
|
Урок
презентация.
|
|
34
|
1
|
Обобщение. Презентация. (1 час)
|
Презентация.
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература:
1. Амельченко
В.И.,Коспанов А.К. Орал облысы ауыл шаруашылығының жергілікті ерекшеліктері.-
Уральск, 1990.
2. Бейсенова
А. Карпеков К. Физическая география Казахстана: учебник для 8 класса
общеобразовательной школы.- Алматы: Атамұра, 2004.
3. География
в школах и вузах Казахстана. Республиканский научно- методический журнал.
2013-2014г.г.
4. Ғалымов
А.Ғ. Батыс Қазақстан облысының географиясы. Алматы Рауан,1994.
5. Камалов
С.М. Ли К.А. География размещения месторождений полезных ископаемых Уральской
области и их народнохозяйственное значение.- Уральск, 1992.
6. Краткие
итоги переписи населения 1999 года в Республике Казахстан.- Алматы, 1999.
7. Ли
К.А., Фомин ,В.П Краеведение и развитие туризма в Приуралье.- Уральск,1995.
8. Москалев
Г.Е., Таранов А.Г. Природа Уральской области.- Саратов: изд-во Саратовского
университета,1985.
9. Парфенова
А.Я, География сельского хозяйства Уральской области.-Уральск, 1990.
10.
Природа, население и хозяйство Западно-Казахстанской
области. Коллектив авторов кафедры географии ЗКГУ.- Уральск, 1998.
11.
Природно-ресурсный потенциал и
проектируемые объекты заповедного фонда Западно- Казахстанской области.
Коллектив авторов естественно-географического факультета ЗКГУ ,- Уральск,
1998.
12.
Усиков В.В. Экономическая и социальная
география Казахстана. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы.- Алматы:
Атамұра, 2013.
13. Чибилев
А.А. Река Урал.- Ленинград: Гидрометеоиздат,1987.
Приложение
Занятие № 1
Практическая работа № 1
Определение
географических координат, протяженности области с севера на юг, с запада на
восток в градусах и километрах, площади области. Выявление соседей. Оценка
ГП района по картам и типовому плану. Определение географических координат
крайних точек, протяженности области с севера на юг в градусах и километрах. Часовые
пояса.
Цели
работы: 1. Выявить особенности
физико-географического положения Западно- Казахстанской области.
2. Научиться
определять физико-географического положения Западно-Казахстанской области по
плану, используя карты атласа.
3. Закрепить
умение определять географические координаты точек, протяженность области с
севера на юг в градусах и километрах.
4.
Установить влияние физико-географического положения на природу области.
Последовательность выполнения работы
Определите
географическое положения Западно-Казахстанской области, пользуясь планом и
картами атласа. Устная работа по определению
физико-географического положения области сочетается с заполнением контурной
карты, проведением необходимых расчетов и с записью в тетради кратких выводов.
План
определения физико-географического положения ЗКО
1. Определение
географических координат;
2.
Определение протяженности области с севера на юг, с запада на восток в градусах
и километрах, площади области.
3. Выявление
соседей.
4. Оценка
ГП района по картам и типовому плану.
5. Определите
какие области расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются?
6.
На контурной карте подпишите близлежащие области, реки и озера.
7.
Определите на каком часовом поясе расположена область.
Сделайте
вывод о величине и протяженности
области, особенностях физико-географического положения ЗКО, определяющих его
природу. Краткий вывод запишите в тетрадь.
ПРИРОДА И ХОЗЯЙСТВО ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ
ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Географическое положение
Западно-Казахстанская
область расположена на северо-западной части Республики Казахстан и является
воротами в центральные и южные области республики и в государства Средней Азии.
Область граничит с пятью областями Российской Федерации: Астраханской,
Волгоградской, Оренбургской, Самарской и Саратовской областями и имеет
протяженность внешних границ в 1532 км. Внутри республики область граничит с Актюбинской
и Атырауской областями.
Территория
области 151,3 тыс кв. км, что составляет 5,9
% территории республики. Западно-Казахстанская
область вытянута с севера на юг на
425 км и с запада на восток на
585 км. Территория области сопоставима с
территориями крупных европейских государств.
Однако, среди 14 областей Республики
Казахстан, Западно-Казахстанская область по
площади занимает всего лишь 8-е место.
Население области
604,3 человек, в том числе городское 257,3 тыс. человек(42,6%), сельское 347,0
тыс. человек (57,4 %).
Плотность
населения в среднем 4 человека на 1
кв. км.
Административным
центром является город Уральск. Область
образована 10 марта 1932 года и
подразделена на 12 административных районов,
2 города, 4 поселка, 159 сельских
округов, 521 населенных пунктов.
Уникально
географическое положение области, она находится
в центре Евразии. Близко расположена к
крупным экономическим и культурным центрам
Восточной и Западной Европы. Использование
реки Урал для выхода в страны
Каспийского бассейна, определяют ее
стратегическое значение для всей Республики
Казахстан.
Рельеф
территории области является составной частью
Восточной Европы, представляет собой, в
основном, равнинную территорию, понижающуюся с
северо-востока на юго-запад, разделенных на
пять геоморфологических районов.
На
территории области выявлены месторождения газа
и газового конденсата, нефти, боратовых
руд, горючих сланцев, калийно-магниевых солей,
цементного сырья, керамзитовых глин,
строительного и аллювиального песка. Имеющиеся
запасы позволяют вести их промышленную
разработку и использование на длительный период.
На
территории Западно-Казахстанской области с севера
на юг в почвенном покрове выделяются
следующие типы почв: черноземы южные,
темно-каштановые, каштановые и бурые почвы.
Преобладает злаково-разнотравная, злаково-полынная, полынно-житняковая
растительность.
Климат
области имеет ряд особенностей. Он резко
континентальный с холодной зимой и жарким
сухим летом, поздними осенними и ранними
весенними заморозками, зимними оттепелями и
недостаточным неустойчивым атмосферным увлажнением.
Формирование
климата происходит под воздействием
континентальных воздушных масс умеренных широт,
однако свободно проникают как арктические,
так и тропические воздушные массы Средней
Азии. Изотермы января –11о, июля +24оС,
годовое количество осадков выпадает в
среднем 300 мм. Часто случаются засухи.
В
области отмечаются опасные метеорологические
явления: засуха, пыльные и песчанные бури,
град, метели с заморозками, гололед.
Реки
Западно-Казахстанской области насчитывают около
200 рек и речек, общая длина которых,
не считая реку Урал, равна 4600 км.
Главной рекой области, пересекающей ее с
севера на юг, является река Урал. Эта
река берет начало в Уральских горах
на высоте более 600 м. Общая длина
реки Урал равна 2354 км, а в
пределах территории области — 500 км.
Урал протекает по Прикаспийской низменности
и впадает в Каспийское море. Питание
рек смешанное: снеговое, подземные воды и
атмосферные осадки.
На
территории области насчитывается 3260 озер,
общая площадь равна 960 км2. Но
из такого большого числа всего лишь
84 озера имеют площадь более 1 км2.
В летний сезон водная поверхность озер
резко сокращается, а малые озера к
концу лета вовсе пересыхают. Больше всего
озер пойменного типа имеется в долине реки
Урал. Это обычно озера-старицы, образованные
в старых меандрах русла.
Самым
большим озером является озеро Челкар,
которое находится в 70 км к
юго-востоку от города Уральска. Площадь
этого озера, даже в очень засушливые годы,
превышает 191 км2. Это связано с
тем, что сооружен подпитывающий канал из
реки Урал в озеро. Из Челкара
вытекает река Солянка — приток реки
Урал, которая в годы высоких разливов
реки Урал меняет свое направление и
течет не из озера, а наоборот —
из реки Урал в озеро.
Озеро
Челкар богато рыбой. Из него производят
вылов леща, сазана, окуня, щуки, сома.
Учеными и практиками-рыбоводами ведутся серьезные
работы по увеличению рыбных ресурсов этого
озера.
Западно-Казахстанская
область расположена в степной и
полупустынной природной зоне. В области
насчитывается 1100 видов растений, но в
последние годы уменшаются площади под
ценными кормовыми культурами, которые вытесняются
другими, менее ценными видами. Это
происходит не только в результате
перевыпаса, но и от воздействия вредных
веществ, содержащихся в нижних слоях атмосферы.
В
«Красную книгу» республики занесены редкие
для нашей области растения: сосна и
ландыш, катрань татарская, тюльпан Шренка,
водяной орех, белая кувшинка, клевер
Комарово и другие растения. Эти виды
находятся на грани полного уничтожения и
требуют к себе особого бережного отношения.
Животный
мир области, который насчитывает 500 видов
животных, из них: 345 видов — птиц
и 70 видов — млекопитающие.
Сохранению
и приумножению ресурсов животного мира
помогают Бударинский и Жалтыркулский
зоологические заказники, Кирсановский государственный
комплексный заказник и другие объекты природно-заповедного
фонда области.
По
характеру природных ресурсов и преимущественно
развитым отраслям экономики область можно
разделить на две части:
·северная:
размещаются предприятия нефтегазовой промышленности,
машиностроения и металлообработки, пищевой промышленности,
развита промышленность строительных материалов и
индустрии, производства зерна, развито
молочно-мясное скотоводство, свиноводство и
птицеводство;
·южная:
ремонт сельскохозяйственных машин, производство
местных строительных материалов, развито мясное
скотоводство, пастбищно мясное и мясосальное
овцеводство, табунное коневодство.
Сельское
хозяйство традиционно специализируется на
производстве зерна и животноводческой продукции.
В растениеводстве наряду с зерном
выращиваются масличные, крупяные культуры,
производится картофель, овощи, бахчевые и
фрукты. Для развития зернового производства
область располагает необходимыми земельными
ресурсами. В сельскохозяйственной зоне, наиболее
благоприятной, для ведения земледелия находится
около 1 млн. гектаров плодородной залежи.
Природно-климатические условия этой зоны
позволяют выращивать твердые и сильные
сорта пшеницы с высоким содержанием белка
и клейковины, которые пользуются повышенным
спросом на мировом рынке. Это не
заменимое сырье для выпуска макаронных
изделий высокого качества.
В
животноводстве основными отраслями являются
скотоводство и овцеводство, дополнительными:
свиноводство, коневодство, верблюдоводство и
птицеводство. Наличие 12,4 млн. гектаров
пастбищ и сенокосов в центральной и
южной части области позволяет, наряду с
крупнорогатым скотом, развивать верблюдоводство,
коневодство, овцеводство и производить в
больших объемах и низкими затратами мясо,
шерсть и кожевенное сырье.
В
пригородной зоне для обеспечения городов
Уральска и Аксая предусмотрено развитие
крупнотоварного молочного производства в
Зеленовском, Теректинском, Таскалинском и
Бурлинском районах.
Промышленность
области представлена 361 предприятием
преимущественно частной формы собственности.
Основу ее составляют предприятия горнодобывающей,
машиностроительной, энергетической, пищевой, деревообрабатывающей
и металлообрабатывающей отраслей, а также
предприятиями легкой промышленности и
строительных материалов. Ежегодно наращиваются
объемы производства промышленной продукции. В
развитии экономического потенциала ведущее место
занимает разработка Карачаганакского
нефтегазоконденсатного месторождения, открытого в
1979 году. Промышленная эксплуатация ведется
с 1984 года. Разработкой данного
месторождения занимается Альянс в составе
компаний: «Aджип», «Бритиш Газ», «Лукойл»,
«Tексако».
На
развитие транспорта и формирование грузовых
потоков, проходящих через территорию
Западно-Казахстанской области, оказывает влияние
близость индустриально развитых Уральского и
Поволжского экономических районов, положение
между государствами Средней Азии и
Центральной Россией, которые обмениваются между
собой значительными потоками грузов.
Железнодорожная
магистраль проходит по северной части
области, соединяя ее с Россией и
соседней Актюбинской областью. Общая
протяженность желенодорожных путей, проходящих по
территории области, составляет 430,7 км.
Протяженность автомобильных дорог общего
пользования по области составляет 5472 км.
Дороги области связаны с сетью автодорог
соседних областей Российской Федерации.
Географическое
место расположение реки Урал на стыке
Европы и Азии, определяет особенность в
стратегическом плане — возможности выхода страны
Каспийского бассейна. За навигацию, речной
флот в состоянии перевозить 30—35 тыс.
тонн нефтепродуктов, 1—1,5 млн.тонн строительных
грузов и оказывать услуги по перевозке
пассажиров до 250 тыс.человек.
Уральский
аэропорт является крупным авиационно-техническим
комплексом с современным аэровокзалом, пропускной
способностью 200 пассажиров в час, имеет
Международный терминал.
По
территории области пролегают магистральные
газопроводы «Средняя Азия — Центр»,
«Оренбург — Новопсковск», «Союз» их
протяженность — 2781 км, а также
проходит транзитный нефтепровод «Атырау —
Самара», протяженностью 313 км.
В
области насчитывается 26 установок спутниковой
системы связи, 160 АТС общей емкостью
81,3 тыс. номеров. Действует сотовая связь,
которая обеспечивает автороуминг в 66
странах мира. Используются Интернет, электронная
почта и другие общепринятые средства обеспечения
информации и связи.
Большие
природные богатства, выгодное географическое
расположение, разветвленные хозяйственные связи
со многими городами России и другими
государствами ближнего и дальнего зарубежья,
создают благоприятные условия для успешного
развития внешнеэкономической деятельности. Западно-Казахстанская
область уверенно выходит на мировой рынок.
Сегодня предприятия региона сотрудничают с
50 странами мира.
Сейчас
становится понятно: экология — одна из
важных составляющих, устойчивого развития
регионов и страны в целом.
Западно-Казахстанская область относится к более
благоприятному по экологическому состоянию,
уровню. В области уже много сделано
для решения экологических проблем, но
улучшения экологической ситуации пока не
происходит. Введены в действие программы по
оздоровлению окружающей среды, устанавливается
контроль за состоянием леса.
На
период до 2015 года ожидается стабилизация
производства, повысится доля фермерских хозяйств,
развитие малого и среднего бизнеса,
улучшится снабжение качественной водой, повысится
уровень газификации области. При сохранении
дальнейшего промышленного роста планируется
увеличение объемов перевозок как железнодорожным,
так и другими видами транспорта. Демографическая
ситуация стабилизируется на сегодняшнем уровне.
Создание СЭЗ «Западные ворота Казахстана»
на территории станции Озинки Саратовской области и административного центра
Таскалинского района ЗКО
Проект
свободной экономической зоны (СЭЗ) «Западные ворота Казахстана» планируется
создать на территории Таскалинского района Западно-Казахстанской области. На
территории РК и РФ предполагается расположение только международного центра
приграничного сотрудничества (МЦПС) «Таскала-Озинки», включающего в себя
транспортно-логистический центр класса «А». В свою очередь, казахстанская часть
МЦПС входит в состав СЭЗ.
Реализация в ЗКО проектов в сфере
нефтегазового машиностроения
В
соответствии с Постановлением правительства № 633 от 25 июня 2005 года «Об
утверждении планов по созданию и развитию пилотных кластеров в приоритетных
секторах экономики» в области ведутся работы по созданию кластера «Нефтегазовое
машиностроение», в рамках которого реализуется нижеследующие инвестиционные
проекты предприятий машиностроения и металлургии, ориентированных на выпуск
продукции для нефтегазовой отрасти:
-
На базе ТОО «Металлоизделия» –
организация производства услуг по горячему цинкованию металлоконструкции;
- На
базе АО «Приборостроительный завод «Омега»:
·
Организация производства установки
питьевой воды для обеспечения технических нужд недропользователей;
·
Изготовление телекоммуникационной
аппаратуры используемой в качестве производственно-офисных систем связи (малая
АТС);
·
Изготовление приборов управления, контроля
и телеметрии технологических процессов и оборудования;
-
На базе ПК «Литейно-механический завод» –
производство крутозагнутых труб диаметром от 57 до 273 мм, давлением до 160
кг/см²;
-
На базе АО «КазАрмапром» города Уральска:
·
Организация электроплавильного
производства, в том числе высоколегированных сталей;
· Производство
устьевого оборудования;
-
На базе АО «Западно-Казахстанская
машино-строительная компания» города Уральска:
·
Производство оборудования для
газокомпрессорных станций и газоперекачивающих предприятий;
·
Производство оборудования для подготовки
нефти;
·
Сервисных центров для «КазМунайГаз»;
-
На базе АО «Зенит» и АО «НИИ Гидроприбор»
города Уральска – производство специальных морских судов и барж водоизмещением
до 500 тонн;
-
На базе АО «Уральскагрореммаш»:
·
Производство специальной техники для
перевозки воды и жидких нефтепродуктов на шасси автомобилей марки «ЗИЛ» и
«КамАЗ»;
·
Создание региональной металлобазы для
предприятий западного региона Казахстана;
·
Создание сети сервисных центров на крупных
нефтегазовых месторождениях;
Тема:
Поверхностные и подземные воды.
Цель:
Изучить особенности подземных и поверхностных вод, указать значение водных
ресурсов.
Задачи:
Обучающие: Знать
особенности подземных вод.
Понимать значение подземных вод в жизни человека, а также важность охраны
водных ресурсов.
Уметь показывать на карте районы расположения поверхностных и подземных вод в
ЗКО.
Развивающие:
развивать познавательную самостоятельность, активность. географическое
мышление, умение систематизировать материал;
Воспитывающие:
воспитывать патриотизм, интерес к предмету, любовь к природе, взаимоуважение,
стремление к достижению своей цели.
Оборудование: учебник,
дополнительный материал по теме, атласы, постер.
Ход урока
1. Вводно-мотивационный момент.
«Круг радости» (посмотрели друг на друга и улыбнулись, взялись за руки,
улыбнулись всем)
2.Повторение. Проверка домашнего задания.
«Кладезь мудрости», из коробочки достают по одному вопросу, составленному дома
по параграфу и записанными на листочке. Отвечают на вопросы.
3.Изучение нового материала. Вступительное слово учителя по теме:
«Поверхностные и подземные воды»
Работа по
учебнику: Составить кластер в тетради «поверхностные воды».
Деление учащихся
на группы.
Распределение
заданий по творческим группам.
І группа-
«Реки»
ІІ группа-
«Озера»
ІІІ группа-
«Подземные воды»
4.
Выступление групп
І
группа:
Рассказывает о реках нашей области, объем стока всех рек, питании рек,
половодья, о главной реке области Урал, средний годовой расход воды реки Урал,
о продолжительности ледостава на реке Урал. О реках Большой Узень и Малый
Узень. О реке Илек левого притока реки Урал.
ІІ группа:
Сообщает информацию об озерах области, о самом большом озере Шалкар- связанное
с солянокупольной тектоникой, средней глубине озера, богатство рыбой, о работе
по увеличению рыбных ресурсов этого озера.
ІІІ группа: Рассказывает
о подземных водах на территории Западно- Казахстанской области. О
существенных запасах подземных вод сосредоточенных в водоносных горизонтах из
среднезернистых и крупнозернистых песков. Сообщают о гидрогеологических
районах: Общий Сырт и Подуральское плато, Предсыртовый уступ, Прикаспийская
низменность.
Проверка
знаний: 1.
На основе физической карты Казахстана сравните ресурсы поверхностных вод
Западного Казахстана с соседними: Актюбинской, Атырауской, и Мангистауской
областями.
2.Обсудите в
парах, какие меры необходимо принимать для охраны водных ресурсов. Запишите в
тетрадь. Затем на постер, записываем от каждой пары по решению. Получается один
общий постер.
5. Закрепление.
«Толстые и тонкие вопросы» (составить по теме 2 вопроса низкого порядка и 2 вопроса
высокого порядка)
Один из пары задаёт вопросы, другой паре.
Составьте синквейн: Подземные воды. Поверхностные воды. (индивидуально)
5.Домашнее задание: составить по 6 вопросов (2 высокого порядка)
Сообщение: Подземные и поверхностные воды своей местности.
Творческое задание: Путешествие по подземной реке.
6. Рефлексия.
Самооценивание.( Урок мне …, я на уроке…, поэтому моя оценка…)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.