Программа элективного курса для
учащихся 5-6 классов (68 часов)
«Миф, легенда и сказка в кино»
Пояснительная записка
Данный
курс предполагает знакомство учащихся 5-6 классов с кинематографом как видом
искусства. Необходимость такого знакомства обусловлена тем, что современный
школьник соприкасается с кинематографом гораздо чаще, чем с любым другим видом
искусства, будучи при этом совершенно не готов к его восприятию: кинематограф
представляется ему развлекательным зрелищем, элементом массовой культуры, не
требующим эмоционального или интеллектуального напряжения и сколько–нибудь
серьёзного подхода. Задачей данного курса является изменить такое отношение к
кинематографу, помочь учащимся выработать критерии, которые позволят им
отличить подлинное произведение искусства от продукта массового потребления,
обогатить их восприятие и научить ориентироваться в потоке качественной и
некачественной кинопродукции.
В
рамках первого года обучения (5 класс) учащимся сообщаются общие сведении об
истоках и зарождении кинематографа, о превращении его из ярмарочного
развлечения в искусство со своими выразительными средствами и собственным
языком.
Учащимся
сообщается о тесной связи кинематографа – с первых его шагов – с литературой и
другими видами искусства. Цель таких сведений – создать представление о
кинематографе как, с одной стороны, синтетическом, а с другой – самостоятельном
искусстве, обладающим собственными средствами создания художественного образа.
Также
кинематограф рассматривается как синтез искусства и технологии, где приоритет,
безусловно, должен принадлежать искусству, технологии же – вспомогательная
роль.
На
втором году обучения (6 класс) учащиеся получают новые теоретические сведения,
позволяющие расширить представление о средствах выразительности искусства
кинематографа, знакомятся с основными художественными приёмами, используемыми
режиссёром при создании кинофильма. В качестве вспомогательного материала
предлагается для просмотра одна из серий документального фильма М.Скорсезе
«Прогулки по американскому кино» - «Режиссёр как иллюзионист».
Предметом
изучения являются художественные и анимационные экранизации сказочных сюжетов в
первый год обучения, и кинофильмы, созданные по мотивам легенд и мифов – во
второй год обучении. В этой части содержание курса находится в прямой связи с
программой по литературе 5 и 6 классов, которая обращается к изучению сказки и
мифа как жанров фольклора, а также с программой по истории древнего мира и
средних веков.
Целью анализа кинофильмов является определение жанровой специфики, особые,
чисто кинематографические, приёмы создания колорита атмосферы, характеров
персонажей, а также рассмотрение того, как трансформируется литературный
источник, будучи перенесённым на киноэкран.
Планируемый результат.
По
завершении курса учащиеся должны научиться различать жанр кинематографа и
литературный жанр, в частности, видеть и осознавать отличие киносказки от
соответствующих жанров фольклора и литературы.
Содержание программы 5 класс (34
часа)
Тема 1. Начальные сведения из истории
кинематографа (4 часа)
Первые
попытки передать динамику с помощью изобразительных средств. Наскальная
живопись. Искусство Древнего Египта. Росписи Кносского дворца на о. Крит.
«Волшебный ящик». Первые приспособления для проекции изображения. Изобретение
фотографии. «Серийные фотографии» (1877 - 1885 гг.) – первый шаг
кинематографа. «Кинетоскоп» Т.Эдисона (1894 - 1896 гг.) Первый киносеанс на
Бульваре Капуцинов в Париже 28 декабря 1895 г. Первые фильмы братьев Люмьер, их
основные особенности. «Картины с превращениями» Ж.Мельеса. Фильм Мельеса
«Путешествие на Луну» (1902 г.).
Значения
40-летнего существования кинематографа в качестве «Великого немого» для его
становления как вида искусства. Появление звукового кино. (1927 г.)
Тема 2. Кино как синтетическое
искусство (2 часа)
Кино
– синтез разных видов искусства: изобразительного искусства, музыки,
литературы, театра, искусства фотографии. Понятие экранизации. Собственный язык
кино – язык монтажа.
Кино
– синтез искусства и технологии. Кинотрюки, спецэффекты, их использование.
Соотношение между искусством и технологией в кино – соотношение между временным
и вечным.
Тема 3. Волшебная сказка как жанр
фольклора и литературы (3 часа)
Жанровая
специфика волшебной сказки – герои, их характеры, реальность событий, место и
время действия, «волшебные помощники». Основной конфликт между добром и злом.
Отличие авторской сказки от фольклорной.
Красная
Шапочка как один из самых «старых» сказочных образов в кино. Фольклорная
основа сказки «Золушка». Литературные обработки Шарля Перро и братьев Гримм.
Тема 4. Красная Шапочка в литературе
и кино (4 часа)
Красная
Шапочка как один из самых старых сказочных образов в кинематографии. (1901,
реж. Ж.Мельес, Франция; 1929, реж. А.Кавалканти, Франция; 1972, реж. Л.А.
Нечаев)
Впервые
персонаж охарактеризован по детали одежды. В сказке очевидно сочетания бытовой
сказки и волшебной. Перро использует приём, легко вводящий читателя в
фантастический мир, и изменяет финал.
Братья
Гримм, включив сказку в свой сборник, добавили счастливый финал.
Тема 5. Фильм Н. Кошеверовой и М.
Шапиро «Золушка» (1947 г.) (6 часов)
Литературная
основа фильма – пьеса Евгения Шварца.
История
создания фильма. Общие представления о негативном отношении Советской власти к
волшебной сказке в 30-40 годы.
Определение
жанровой специфики фильма. Средства киноязыка, с помощью которых создаётся
сказочная атмосфера в фильме: декорация, костюмы, музыка, особенности текста.
Экспозиция фильма.
Волшебные
персонажи и предметы в фильме. Фея и мальчик-паж – особенности создания
образов. Хрустальная туфелька – центральная деталь сказочного сюжета.
Золушка
в исполнении Я. Жеймо – её характер, мечты, отношение к окружающей
действительности. Значение любви в истории Золушки. Средства киноязыка,
помогающие понять образ героини.
Король
в исполнении Эраста Гарина как центр сказочного сюжета, как персонификация
сказки. Средства раскрытия образа.
Мачеха
и сёстры. Принцип построения образов. Комизм и ирония, их значение в концепции
образа Мачехи. Особенности исполнения роли Мачехи Ф. Раневской. Мачеха как
персонаж из обыденной жизни. Трактовка традиционного сказочного конфликта между
добром и злом как конфликта между сказкой и обыденностью, сказкой и её
гонителями, между Королём и Мачехой. Главная идея фильма – протест против запрета
сказки.
Тема 6. Анимационный фильм У. Диснея
«Синдерелла» (1950 г.) (5 часов)
Литературная
основа – сказка Перро. Особенности анимации Диснея. Средства создания сказочной
атмосферы в фильме. Экспозиция. Основные возможности анимационного кино. Роль музыкальных
номеров в фильме. Образ Синдереллы в сравнении с Золушкой Я. Жеймо – сходства и
отличия. Иной взгляд на мир, на собственное положение, иное отношение к мачехе
и сёстрам. Мачеха как воплощение зла в фильме, традиционная сказочная злодейка.
Драматические эпизоды, связанные с этим персонажем. Кот Люцифер как носитель
комизма злых сил в фильме.
Маленькие
помощники Синдереллы, их роль в раскрытии её характера. Параллельный сюжет
мышей в фильме и его значение. Решающая роль этого сюжета в создании напряжения
и развитии действия фильма. Анимационные средства создания злых и добрых
персонажей.
Образ
Феи – слияние обыденности и волшебства, ирония. Решение сцены колдовства как
музыкального номера. Значение образа Феи в раскрытии душевного состояния Синдереллы.
Тема 7. Фильмы-сказки А.А. Роу (10
часов)
«Василиса
Прекрасная» (1940 г.) – героика в фольклорной сказке.
«Конёк-Горбунок»
(1941 г.) – литературная основа сказки. Главные образы и их преломление в кино.
Сравнение литературной композиции сказки и её киновоплощения.
«Кощей
Бессмертный» (1945 г.) – сложная и неоднозначная трактовка образа главного
злодея. Противостояние добра и зла. Первая роль Г. Милляра в роли представителя
нечистой силы.
«Морозко»
(1965 г.) – нравственная подоплёка сказки. Волшебные превращения как приём,
характеризующий главных героев.
«Огонь,
вода и медные трубы» (1968 г.) – фольклорные мотивы в кино. Смысл названия
фильма.
«Золотые
рога» (1973 г.) – Неоднозначность образа Бабы Яги. Героика фольклорной сказки.
Г. Милляр - главный «представитель» нечистой силы в сказочном кинематографе.
6 класс (34 часа)
Тема 1. Основные выразительные
средства киноязыка (4 часа)
Монтаж
как важнейший этап при создании фильма. Появление и развитие монтажа в
кинематографе. Параллельный монтаж в фильмах Д.-У. Гриффита. Понятие «эффекта
Кулешова». Монтаж как главное выразительное средство киноязыка. Понятие плана.
Общий, средний, крупный и сверхкрупный планы, история их появления, значение в
фильме. Способы смены планов: наезд, наплыв, диафрагма, «шторка». Понятие и
значение ракурсной съёмки. Способы создания исторического колорита в фильме.
Основные выразительные приёмы и их рождение в рассказе Мартина Скорсезе
(«Режиссёр как иллюзионист»).
Тема 2. Легенда и миф как жанры
фольклора и литературы (2 часа)
Реальность
изображаемых событий, место и время действия, характеры персонажей, понятие
героического в мифе и легенде. Понятие типизации в литературе.
Тема 3. Фильм Э.Теннанта «Everafter» (1998 г.) (9 часов)
Определение
жанровой специфики фильма. «Everafter»
как фильм-легенда, основанный на сказке «Золушка». Трансформация жанра.
Исторические
и географические ориентиры в фильме. «Утопия» Т.Мора – время создания, основной
смысл произведения. Леонардо да Винчи – краткая справка о жизни и творчестве,
последние годы жизни при дворе Франциска Первого, во Франции. Значение
«рамочного рассказа» в фильме.
Значение
экспозиции в раскрытии характеров персонажей.
Даниэль
в исполнении Д. Берримор. Отсутствие традиционной типизации, присущей персонажу
сказки. Отличие героя фильма-легенды от героя литературной легенды. Предельная
индивидуализация образа Даниэль. Ценность характера, незаурядность, чувство
собственного достоинства, самостоятельность, образованность. Воплощение идеалов
гуманизма и универсальной личности эпохи Возрождения в образе Даниэль. Значение
в истории Даниэль любви как самоценного чувства, а не как способа изменить
жизнь.
Образ
принца Генри: неоднозначность, борьба между сословной гордостью и естественным
чувством. Значение любви для принца Генри, изменения в его характере, взглядах
на жизнь под влиянием Даниэль.
Баронесса-мачеха
в исполнении Л.Хьюстон, неоднозначность характера, сложное отношение к
падчерице, жизненные ценности и ориентиры. Причины различного отношения к
дочерям.
Значение
образа Леонардо да Винчи в фильме. Утверждение искусства как чуда в реальной
жизни.
Тема 4. Фильм Р.Коэна «Сердце
дракона» (1996 г.) (9 часов)
Определение
жанровой специфики фильма «Сердце дракона» как фильма-легенды. Исторические и
географические ориентиры в фильме.
Связь
сюжета фильма с легендами о короле Артуре, значение этих мотивов для понимания
основной идеи фильма.
«Старый
обет», его сущность, отношение к нему героев фильма – Айнена, Боуэна и Драко.
Различное восприятие «старого обета» людьми и драконами: для первых – как
старой традиции, уже несовременной и неактуальной, для вторых – как части их
жизни, длящейся много столетий.
Образы
Боуэна и Драко, их трактовка как основное отличие кинолегенды от легенды как
литературного жанра.
Герой
и категория героического применительно к литературной легенде, их трансформация
в кинолегенде.
Образ
Драко «в исполнении Шона Коннери». Способы создания образа: соединения
технологии и актёрского мастерства. Ирония в изображении взаимоотношений Драко
и Боуэна, её роль в создании образов.
Драко
– Хранитель «старого обета» и главный герой фильма. Героические черты в образе
Драко в отличиеот героических черт персонажа литературной легенды: доброта,
мудрость, ироничность вместо силы, отваги и бескомпромиссности.
Тема 5. Фильм А.Кончаловского
«Одиссей» (1996 г.)(10 часов)
Определение
жанровой специфики фильма. Литературная основа фильма. Понятие
мифологизированного восприятия мира в античном мифе: место человека в мире,
роль богов в жизни человека, мифологические персонажи.
«Мифологизация
мира» в фильме «Одиссей». Способы создания мифологических персонажей,
использование спецэффектов, иллюзия реальности. Взаимоотношения мифологических
персонажей и людей в фильме.
Отражение
в фильме основного принципа античной мифологии – «Человек – игрушка в руках
богов», Странствия Одиссея как каприз богов.
Образ
Одиссея в исполнении А.Ассанте. Трактовка образа как основное отличие киномифа
от мифа как жанра фольклора. Особое мировосприятие Одиссея, противоречащее
законам античного мифа, попытка создать свой мир, в котором правят не капризные
боги, а любовь. Одиссей в фильме как человек из другого времени.
Детальная
разработка характеров персонажей фильма. Образ Пенелопы в исполнении Г.Скакки.
Образ Эвриклеи в исполнении Д.Чаплин. Индивидуализация второстепенных
персонажей фильма.
Полемика
фильма «Одиссей» как киномифа с античным мифом – полемика человеческой
индивидуальности с основным принципом античного мифа: «Человек без богов -
ничто».
Рекомендуемая литература
1.
Актёрская
энциклопедия кино Европы. – М.: Материк, 1997.
2.
Бондаренко
Е.А. Диалог с экраном. – М.: SvR-Аргус,
1994.
3.
Бондаренко
Е.А. Экскурсия в мир экрана. – М.: SvR-Аргус, 1994.
4.
Митта
А.Н. Кино между адом и раем. - М.: Подкова, 1999.
5.
На экране
– Америка. – М.: Прогресс, 1978
6.
Фрейлих
С.И. Теория кино от Эйзенштейна до Тарковского. – М.: Искусство, 1992.
Календарно-тематическое
планирование факультатива
«Миф,
легенда и сказка в кино»
5 класс (34 часа)
№
|
Тема
|
Часы
|
НАЧАЛЬНЫЕ
СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ КИНЕМАТОГРАФА (4 ЧАСА)
|
1
|
Первые
попытки передать динамику с помощью изобразительных средств
|
1
|
2
|
Первые
приспособления для проекции изображения
|
1
|
3
|
Первые
фильмы братьев Люмьер и их основные особенности
|
1
|
4
|
Появление
звукового кино
|
1
|
КИНО КАК
СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (2 ЧАСА)
|
5
|
Понятие
экранизации. Язык монтажа
|
1
|
6
|
Кинотрюки,
спецэффекты и их применение
|
1
|
ВОЛШЕБНАЯ
СКАЗКА КАК ЖАНР ФОЛЬКЛОРА И ЛИТЕРАТУРЫ (3 ЧАСА)
|
7
|
Жанровая
специфика волшебной сказки
|
1
|
8
|
Основной
конфликт между добром и злом. Отличие авторской сказки от фольклорной
|
2
|
КРАСНАЯ ШАПОЧКА
В ЛИТЕРАТУРЕ И КИНО (4 ЧАСА)
|
9
|
Красная
Шапочка в фольклорной сказке и на экране
|
2
|
10
|
Авторское
преломление образа Красной Шапочки
|
2
|
ФИЛЬМ
Н.КОШЕВЕРОВОЙ И М. ШАПИРО «ЗОЛУШКА» (6 ЧАСОВ)
|
11
|
История
создания фильма. Общие представления о негативном отношении к волшебной
сказке в 30-40 годы
|
1
|
12
|
Средства
киноязыка. Определение жанровой специфики фильма
|
1
|
13
|
Волшебные
персонажи и предметы в фильме
|
1
|
14
|
Золушка
в исполнении Я. Жеймо
|
1
|
15
|
Противостояние
Короля и Мачехи. Принцип построения образов
|
1
|
16
|
Трактовка
конфликта между добром и злом как конфликта между сказкой и обыденностью
|
1
|
АНИМАЦИОННЫЙ
ФИЛЬМ У.ДИСНЕЯ «СИНДЕРЕЛЛА» (5 ЧАСОВ)
|
17
|
Особенности
анимации Диснея
|
1
|
18
|
Образ
Синдереллы в сравнении с Золушкой Я. Жеймо – сходства и различия
|
1
|
19
|
Диснеевская
традиция изображения злодеев
|
1
|
20
|
Маленькие
помощники Синдереллы, их роль в раскрытии её характера
|
1
|
21
|
Образ
Феи – слияние обыденности и волшебства
|
1
|
ФИЛЬМЫ-СКАЗКИ
А.А. РОУ (10 ЧАСОВ)
|
22
|
Сказки
40-ых годов. Их главные образы. Героика в фольклорной сказке
|
4
|
23
|
«Морозко».
Нравственная подоплёка сказки. Основные кинематографические приёмы в
изображении пейзажа.
|
3
|
24
|
«Огонь,
вода и медные трубы». «Золотые рога». Фольклорные мотивы в кино.
Использование приёмов мультипликации
|
2
|
25
|
Г.
Милляр – исполнитель главных ролей в сказках А.А. Роу
|
1
|
6
класс (34 часа)
№
|
ТЕМА
|
ЧАСЫ
|
ОСНОВНЫЕ
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КИНОЯЗЫКА (4 ЧАСА)
|
1
|
Монтаж
как важнейший этап при создании фильма
|
1
|
2
|
Понятие
плана и его значение в фильме
|
1
|
3
|
Способы
смены планов. Понятие и значение ракурсной съёмки
|
1
|
4
|
Способы
создания исторического колорита
|
1
|
ЛЕГЕНДА И МИФ
КАК ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА И ЛИТЕРАТУРЫ (2 ЧАСА)
|
5
|
Понятие
героического в мифе и легенде
|
1
|
6
|
Понятие
типизации в литературе
|
1
|
ФИЛЬМ Э. ТЕННАНТА
«EVERAFTER» (9 ЧАСОВ)
|
7
|
Трансформация
жанра
|
1
|
8
|
Значение
рамочного рассказа в фильме. Значение экспозиции в раскрытии характеров
персонажей
|
2
|
9
|
Образ
Даниэль в исполнении Дрю Берримор. Индивидуализация образа. Воплощение
идеалов гуманизма и универсальной личности эпохи Возрождения
|
2
|
10
|
Значение
любви как самоценного чувства в истории Даниэль
|
1
|
11
|
Образ
принца Генри, его неоднозначность
|
1
|
12
|
Неоднозначность
характера Мачехи в исполнении Л. Хьюстон
|
1
|
13
|
Значение
образа Леонардо да Винчи в фильме
|
1
|
ФИЛЬМ Р.КОЭНА
«СЕРДЦЕ ДРАКОНА» (9 ЧАСОВ)
|
14
|
Исторические
и географические ориентиры в фильме
|
1
|
15
|
Связь
сюжета фильма с легендами о короле Артуре
|
2
|
16
|
«Старый
обет», его сущность, отношение к нему героев фильма
|
1
|
17
|
Образы
Боуэна и Драко, их трактовка как основное отличие кинолегенды от легенды в
литературе
|
1
|
18
|
Герой
и категория героического в литературной легенде и в кино
|
2
|
19
|
Образ
Драко. Ирония в создании образа. Героические черты в образе Драко
|
2
|
ФИЛЬМ А.
КОНЧАЛОВСКОГО «ОДИССЕЙ» (10 ЧАСОВ)
|
20
|
Литературная
основа фильма. Понятие мифологизированного восприятия мира в античном мифе
|
2
|
21
|
Мифологизация
мира в фильме «Одиссей». Взаимоотношение мифологических персонажей и людей в
фильме
|
2
|
22
|
Отражение
в фильме основного принципа античной мифологии:
человек
– игрушка в руках богов
|
1
|
23
|
Способы
создания образов богов
|
1
|
24
|
Образ
Одиссея в исполнении А. Ассанте
|
2
|
25
|
Индивидуализация
второстепенных персонажей фильма
|
1
|
26
|
Полемика
фильма с античным мифом как полемика человеческой индивидуальности с основным
принципом античного мифа
|
1
|
Элективный курс
по литературе
в 5 классе
«За страницами твоего учебника»
2013-2014 учебный год.
Автор -
учитель русского языка и литературы
Решетняк Наталья Юрьевна.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «За страницами
твоего учебника» предполагает углубленное изучение литературы, ориентирует на
гуманитарный профиль.
Данная программа помогает решать задачи
литературного образования, связанные как с читательской деятельностью
школьников, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на
воспитание читающего, грамотного человека и на становление его гражданской
позиции.
В результате изучения элективного курса
учащиеся должны прочитать и под руководством учителя изучить произведения, не
вошедшие в базовый уровень, однако необходимые для учащихся 6 класса,
расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представления о
художественном наследии русской литературы.
В результате изучения элективного курса
учащиеся должны уметь давать оценку произведениям на основе личностного восприятия
и осмысления их идейно-художественного своеобразия, уметь грамотно высказывать
и обосновывать свое отношение к художественному произведению.
Планируются следующие формы работы: чтение
произведений, развернутые ответы на проблемные вопросы, характеристики
персонажей, составление отзывов о прочитанных произведениях.
Основные цели курса:
Создать условия для формирования внутренней
потребности личности в непрерывном совершенствовании.
Помочь определиться в выборе профиля.
Ориентировать учащихся на гуманитарный профиль
в области «Филология».
Основные задачи курса:
Воспитывать любовь к активному чтению.
Учить школьников размышлять над прочитанным,
извлекая из него нравственные уроки.
Формировать гармонически развитую личность.
Совершенствовать умения и навыки работы по
анализу художественного текста.
Вид курса предметно-ориентированный
Форма занятий урочная
Итоговая отчетность творческая работа
Часов в год 17
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Виды деятельности
1
Литературная сказка.
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
1
Рассказ учителя, беседа, комментированное
чтение.
2
А.П. Платонов «Волшебное кольцо».
1
Чтение и обсуждение ключевых страниц.
3
В.П. Астафьев «Белогрудка».
1
Рассказ учителя Беседа. Комментированное
чтение.
Групповая работа.
4
Рассказ.
А.И. Куприн «Чудесный доктор».
1
Рассказ учителя, устное сочинение.
5
К.Г. Паустовский «Кот-ворюга», «Заячьи лапы».
2
Рассказ учителя, чтение фрагментов беседа,
индивидуальная работа (развернутый ответ на вопрос). Устное сочинение.
6
В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре»
1
Беседа. Отзыв. Чтение и анализ эпизодов.
7
О Генри «Вождь краснокожих».
1
Чтение и обсуждение повести, пересказ близко к
тексту или чтение наизусть любимой страницы повести, устное сочинение.
8
Повесть.
В.Г. Короленко «Дети подземелья».
3
Беседа. Отзыв. Выразительное чтение.
9
В. Катаев «Сын полка»
3
Рассказ учителя с чтением фрагментов,
словесное рисование, беседа.
10
Читательская конференция.
1
11
Презентация «Мои любимые книги».
1
Аналитическая беседа.
Монологическая -диалогическая речь
12
Отзыв о прочитанном произведении
1
Творческая работа.
По теме:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.