Краевое государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение
кадетская школа-интернат
«Ачинский кадетский корпус»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
предметно-ориентированного курса
Авиация и физика
для
кадет параллели 9 классов
количество часов на изучение 17
Программу разработала Кулакова Н.А …………. 25.08.2012
Введена в действие с «…» ……………. 2012 года
Приказ директора краевого государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения кадетской школы-интерната «Ачинский кадетский
корпус»
от
«…» …………………. 201… года № …………
·
Принята на методическом совете краевого государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения кадетской школы-интерната
«Ачинский кадетский корпус»
·
протокол № … от «..» ……….. 201 … года
·
Секретарь методического совета
o
·
….........….……………………………..
·
(подпись) (расшифровка подписи)
|
Обсуждена и рекомендована к использованию на заседании
предметно-методического объединения учителей-предметников ………
Протокол от «..»……..201…года № ……
Председатель ММО
…......................……………………………..
(подпись)
(расшифровка подписи)
|
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
1.1. Статус документа
Рабочая программа составлена на основе авторской прграммы
И.Денисовой «Физика в будущей профессии» (сайт zrenielib.ru>slide|245043|
Учебная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное
распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую
последовательность изучения тем и разделов учебного курса с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся.
Учебная программа выполняет две основные
функции:
1.1.1.
Информационно-методическая функция
позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о
целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся
средствами данного учебного предмета.
1.1.2.
Организационно-планирующая функция предусматривает
выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его
количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе
для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
1.2. Структура документа
Рабочая программа состоит из шести
разделов:
- пояснительная записка;
- основное содержание с
указанием распределения учебных часов по разделам курса и рекомендуемой
последовательности изучения тем и разделов;
- учебно-тематическое планирование;
- требования к уровню
подготовки учащихся;
- литература;
- материально-техническое
обеспечение.
1.3. Общая характеристика учебного предмета
Выбор
темы обусловлен важностью и востребованностью вопроса: в связи с созданием на
базе кадетского корпуса летного класса, с переходом школ на профильное обучение,
когда учащиеся уже в основной школе должны сделать важный для их дальнейшей судьбы
выбор вида будущей профессиональной деятельности. Однако программные знания
недостаточны для ориентации учеников в мире современных профессий, дают лишь
поверхностные представления об использовании предметных знаний в различных
профессиях, а также о способах деятельности соответствующих специалистов.
Практическая значимость, прикладная
направленность, инвариантность изучаемого материала, обусловленные выбором
темы, призваны стимулировать развитие познавательных интересов кадет и
способствовать успешному развитию системы ранее приобретённых знаний и умений
по всем разделам физики
Программа курса имеет деление на рубрики: тема и ее содержание, практические работы,
демонстрации, творческие задания. Обобщающее
занятие проводится в форме конференции с защитой проектов. Курс построен с
опорой на знания, умения и навыки, полученные в основной школе, практический
опыт учащихся с элементами опережающего обучения. Занятия могут проводится в разнообразной форме. Кадеты должны
научиться самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную
информацию, излагать свою точку зрения, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать .Поэтому
ведущими занятиями являются семинар и практические занятия. Используются
также и лекции. Курс имеет междисциплинарный
характер, показывая связь физики с математикой, биологией и т.д.
1.4. Цели
Изучение
элективного курса «Решение практических задач» направлено на достижение
следующих целей:
– способствовать осознанному и успешному выбору профиля или вида будущей профессиональной деятельности;
– развить систему ранее приобретённых программных знаний и умений, дополнить
её для успешного изучения физики в профильной школе.
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для
полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической
деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции,
логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных
представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и
техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
1.5. Задачи
– реализация учеником интереса к выбранному предмету;
– поддержание мотивации к профильному изучению
предмета;
– уточнение готовности и способности ученика
осваивать предмет на повышенном уровне;
– развитие мышления, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике с
использованием различных источников информации, в том числе в значительной мере
средств современных информационных технологий.
1.6.
Место курса в учебном плане кадетского корпуса
Учебный
план кадетского корпуса отводит 17 часов для
изучения предметно-ориентированного курса «Физика и авиация» на этапе основного
общего образования. В 9-х классах выделяется 2 учебных часа в неделю.
1.7. Метапредметные умения, навыки и способы деятельности
Метапредметными результатами являются
-овладение навыками самостоятельного
приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умение
предвидеть возможные результаты своих действий;
-формирование умений воспринимать,
перерабатывать и предъявлять информацию в словестной, образной, символической
формах, анализировать и перерабатывть полученную информацию в соответствии с
поставленными задачами;
-приобретение опыта самостоятельного
поиска, анализа и отбора информации;
-формирование умений работать в группе,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
1.8.
Результаты обучения
Результаты
изучения курса «Физика и авиация» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки
учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на
реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно
ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения
окружающей среды и собственного здоровья.
1.8.1.Обучающие результаты:
А.
«Знать/понимать» - историю развития
авиации, определение географических координат и основы измерения времени,
строение Вселенной, законы физики для объяснения явлений, происходящих в
авиации.
Б. «Уметь» - определять
свой рост с помощью часов, объем и площадь своего тела, рассчитывать силу
давления атмосферы на человека.
-использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
-находить, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию,
использовать разнообразные информационные источники, включая учебную и
справочную литературу.
В.
«Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни»
1.8.2.Воспитывающие
результаты:
-воспитать культурную личность, относящуюся к физике, как к части
общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
1.8.3.Развивающие
результаты:
- сформировать представления
об идеях и методах физике как универсального языка науки и техники, средства
моделирования явлений и процессов
1.8.4.Личностные
результаты:
сформированность познавательных интересов,
интеллектульных и творческих способностей кадет;
-убежденность в возможности познания
природы, в необходимости разумного использова-
ния достижений технологий для дальнейшего
развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение
к физике как к элементу человеческой культуры;
-самостоятельность и приобретение новых
знаний и практических умений;
-мотивация образовательной деятельности на
основе личностно ориентированного подхода;
-формирование ценностных отношений друг к
другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
- сформировать патриотические качества личности обучающихся;
- сформировать эстетические и нравственные качества личности
обучающихся
2.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1.Исторические сведения
(2час)
Исторические сведения. Развитие
авиации.
Тема2. Астрономия (7час)
Введение в астрономию. Звездное небо.
Способы определения географической широты. Основы измерения времени. Единицы
измерения в астрономии. Строение Солнечной системы. Планеты Солнечной системы.
Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры. Солнце. Физическая природа звезд.
Галактики.
Тема3.Механика (8час)
Уравнение Бернулли. Почему летают
самолеты. Виды равновесия. Устойчивое равновесие. Центрирование. Перегрузки.
Фигуры высшего пилотажа. Определение роста человека с помощью часов. Определение
объема тела человека. Определение площади поверхности тела человека
Резерв времени – 1час.
Лабораторные занятия:
Лабораторная
работа №1. Определение роста человека с помощью часов.
Лабораторная
работа №2. Определение объема тела человека.
Лабораторная
работа №3. Определение площади поверхности тела человека.
3.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№пп
|
Наименование
темы
|
Количество
часов на изучение темы
|
Форма
деятельности
|
Результат
|
Примечания
|
1
2
3
|
Исторические
сведения
Астрономия
Механика
|
2
7
8
|
Фронтальная
Фронтальная,
индивидуальная, групповая
Фронтальная,
индивидуальная
|
Знакомы с историей развития авиации.
Имеют понятие о Вселенной, созвездиях,
галактиках, Солнечной системе
Знают основы аэродинамики, могут
применять законы физики для объяснения явлений, происходящих в авиации
|
|
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ И КОНТРОЛЬ ОБУЧЕННОСТИ
4.1.Требования
к уровню обученности
В результате изучения курса «Физика
и авиация» ученик должен получить следующие результаты:
4.1.1.Знать/понимать
- историю развития авиации, определение
географических координат и основы измерения времени, строение Вселенной, законы
физики для объяснения явлений, происходящих в авиации.
- сознательно самоопределиться относительно
профиля дальнейшего обучения;
Использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
4.1.2.Воспитывающие
результаты:
-воспитать культурную личность, относящеюся к
физике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в
общественном развитии.
4.1.3.Развивающие
результаты:
- сформировать представления об
идеях и методах физики как универсального языка науки и техники, средства моделирования
явлений и процессов
4.2. Контроль
обученности:
отслеживается степень активности учащихся на занятиях; качество сообщений
учащихся, выполнение лабораторных работ; уровень социальной зрелости учащихся,
выраженный в готовности сделать осознанный выбор будущего профиля .
5. ЛИТЕРАТУРА
5.1. Основная:
1.Е.П.Левитан «Астрономия»,
Просвещение М.1994
2. «Физика 10. Механика» под
редакцией Г.Я.Мякишева, Дрофа М.2001.
5.2.Дополнительная:
1.Л.Купер «Физика для всех»
2. «Физика и астрономия» под
редакцией А.А.Пинского и В.Г.Разумовского, Просвещение М. 1998
6. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Компьютер.
2.Учебно-методическая,
справочно-информационная и научно-популярная литература (учебники по физике
7-11 классы, журналы «Физика в школе» за 2008-2012г)
3.ЦОРы (приложение к журналу «Физика в
школе», «Физика. Первое сентября»)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.