1. Тема проекта: Программа поэтического кружка «Золотое перышко»
2. Актуальность.
«Стих
как тело человека есть откровение, осуществление души – идеи... Он является
первоначальной, непосредственной формой поэтической мысли». (В.Г. Белинский) О
важности и значимости поэзии для русского человека писал ещё в ХIХ веке
В.Г. Белинский. Чтобы понять смысл поэтического текста, нужно не только
обладать высокой культурой, но и знать закономерности её смыслового воплощения.
Поэтому уже с пятого класса необходимо для более качественного речевого
развития школьников проводить занятия по освоению динамической целостности
поэтического произведения. Чтобы с раннего возраста дети любили и понимали
стихи крайне важно, чтобы они разбирались в теории стиховой речи и умели выделять
устойчивые стилистические элементы в конкретном произведении. В 5 классе есть
ребята, которые сочиняют свои собственные стихотворения. Очень хорошие стихи…
Добрые… Искренние… Но они ещё не умеют выражать свои мысли в стихотворной
форме. Этому служат практические занятия, где теоретические сведения реализуются
на практике. Очень важно поддерживать интерес и одновременно развивать речевые
и творческие способности ребенка.
3. Цель проекта: обучение целостному анализу поэтического текста,
освоение стиля поэтов, обучение стилизации и выработка собственного стиля.
4. В ходе реализации проекта с учащимися 5 класса
решались следующие проблемные вопросы:
·
В чем
отличие поэзии от прозы?
·
Почему
люди стремятся выразить свои мысли и чувства в поэтической форме?
·
Что
нужно знать, чтобы создать стихотворение?
И учебные вопросы:
·
Что такое художественный
образ?
·
Что такое ритм и рифма?
·
Какие стихотворные размеры
существуют?
·
Что такое белый стих?
5. Целевая аудитория: учащихся 5 –6 классов и их родители
6. Участники проекта: учащиеся 5 «А» класса МБОУ Большемурашкинская СОШ
7. Этапы проекта
Подготовительный
(октябрь-ноябрь 2013 года)
Практико-исследовательский
(декабрь 2013 – апрель 2014 года)
Контрольно-коррекционный
(апрель – май 2014 года)
Заключительный (май – июнь 2014 года)
8. Содержание проекта.
Учебно-тематический
план
№
|
Название темы
|
Количество часов
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1.
|
Вводное занятие.
Что такое поэзия?
Поэтические жанры.
|
1
|
1
|
2
|
2.
|
«Я знаю силу слов…»
Назначение поэта и поэзии.
|
2
|
2
|
4
|
3.
|
Изобразительно-выразительные
средства поэтического языка.
|
5
|
5
|
10
|
4.
|
Системы
стихосложения.
|
3
|
3
|
6
|
5.
|
Размер стиха.
|
4
|
6
|
10
|
6.
|
Рифма. «Поход за
вдохновением».
|
4
|
8
|
12
|
7.
|
Поэзия и штампы.
|
2
|
2
|
4
|
8.
|
Стили речи.
|
4
|
4
|
8
|
9.
|
Поэзия и живопись.
|
2
|
2
|
4
|
10.
|
Музыка в поэзии.
|
2
|
2
|
4
|
11.
|
Ярмарка талантов.
|
1
|
1
|
2
|
12
|
Итоговое занятие
по курсу.
|
1
|
1
|
2
|
|
Итого
|
31
|
37
|
68
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия?
Поэтические жанры. (2 часа)
Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия».
Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет,
песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.
Практическая работа: Анализ поэтических текстов с целью определения их
жанровой принадлежности.
Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение
поэта и поэзии. (4 часа)
Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство
с литературной критикой.
Практическая работа: Викторины
по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь
ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).
Тема 3: Изобразительно-выразительные
средства поэтического языка. (10 часов)
Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз.
Синекдоха. Гипербола.
Практическая работа: Чтение
и анализ стихотворений на предмет определения в них
изобразительно-выразительных поэтических средств.
Игра «Подбери тропы».
Конкурс стихотворений о природе.
Тема 4: Системы стихосложения. (6 часов)
Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая,
декламационно-тоническая).
Практическая работа: Игра
«Угадай».
Тема 5: Размер стиха. (10 часов)
Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест,
амфибрахий).
Практическая работа: Анализ поэтических произведений русских классиков.
Конкурс на написание четверостиший, написанных
двусложными и трёхсложными размерами.
Конкурс стихов,
посвящённый здоровому образу жизни.
Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением».
(12 часов)
Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая
или кольцевая). Точная и неточная рифмы.
Практические работы: Игра
«Найди рифму».
Экскурсия в музей.
Конкурс стихов, посвящённый временам года.
Тема 7: Поэзия и штампы. (4 часа)
Теория: Понятие «штамп» в литературе.
Практические работы: Разбор
неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем
и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).
Тема 8: Стили речи. (8 часов)
Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов.
Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их
исправления.
Практические работы: Игра
«Составь рассказ».
Тема 9: Поэзия и живопись. (2 часа)
Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное
созерцанием.
Практическая работа: Рассматривание
различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.
Тема 10: Музыка в поэзии. (2 часа)
Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.
Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.
Тема 11: Ярмарка талантов. (2 часа)
Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.
Практическая работа: Конкурс чтецов, сборник стихов учащихся.
Тема 12: Итоговое занятие по курсу.
Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.
Практическая работа: Отзыв о работе товарища по кружку.
Календарно-тематическое планирование занятий
кружка «Золотое перышко»
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
Запланир.
дата
|
Фактическая
дата
|
1
|
Вводное занятие.
Инструктаж учащихся по ТБ.
|
1
|
|
|
2
|
Что такое поэзия?
Поэтические жанры.
|
1
|
|
|
3
|
«Я знаю силу
слов…»
|
1
|
|
|
4
|
Викторина по
творчеству русских поэтов
|
1
|
|
|
5
|
Назначение поэта и
поэзии. Чтение стих.
|
1
|
|
|
6
|
«Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть
обязан» (Н.А. Некрасов).
|
1
|
|
|
7
|
Изобразительно-выразительные
средства поэтического языка. Тропы речи.
|
1
|
|
|
8
|
Эпитеты. Метафора.
Олицетворения.
Практическая
работа.
|
1
|
|
|
9
|
Изобразительно-выразительные
средства поэтического языка. Сравнения.
|
1
|
|
|
10
|
Игра «Найди ИВС».
|
1
|
|
|
11
|
Изобразительно-выразительные
средства поэтического языка. Гипербола.
|
1
|
|
|
12
|
Практическая работа
с текстами.
|
1
|
|
|
13
|
Анализ
стихотворений.
|
1
|
|
|
14
|
Игра «Подбери
тропы».
|
1
|
|
|
15
|
Чтение стихотворений. Анализ ИВС.
|
1
|
|
|
16
|
Практическая работа. Тесты.
|
1
|
|
|
17
|
Системы
стихосложения. Теория.
|
1
|
|
|
18
|
Практическая
работа. Анализ текста.
|
1
|
|
|
19
|
Системы
стихосложения. Практическая работа.
|
1
|
|
|
20
|
Комплексный анализ
текста.
|
1
|
|
|
21
|
Виды систем
стихосложения.
|
1
|
|
|
22
|
Игра «Угадай».
|
1
|
|
|
23
|
Стихотворная
строфа. Теория.
|
1
|
|
|
24
|
Анализ
стихотворений. Практика.
|
1
|
|
|
25
|
Подготовительный
этап игры.
|
1
|
|
|
26
|
Игра. Геокешинг.
|
1
|
|
|
27
|
Экскурсия в
библиотеку.
|
1
|
|
|
28
|
Подведение итогов
игры. Рефлексия. Чаепитие.
|
1
|
|
|
29
|
Стопы. Теория.
|
1
|
|
|
30
|
Практическая работа
с текстами.
|
1
|
|
|
31
|
Двусложные размеры
(хорей, ямб).
|
1
|
|
|
32
|
Практическая работа
с текстами.
|
1
|
|
|
33
|
Трёхсложные
размеры.
|
1
|
|
|
34
|
Практическая работа
с текстами.
|
1
|
|
|
35
|
Анализ
поэтических текстов.
|
1
|
|
|
36
|
Анализ
поэтических текстов.
|
1
|
|
|
37-38
|
Конкурс четверостиший,
написанных двусложными и трёхсложными размерами.
|
2
|
|
|
39
|
Рифма. Теория.
|
1
|
|
|
40
|
Виды рифмовки.
Практика.
|
1
|
|
|
41
|
Точная и неточная рифмы.
|
1
|
|
|
42
|
Практическая работа с текстами.
|
1
|
|
|
43
|
Игра «Найди рифму».
|
1
|
|
|
44
|
Творческая мастерская.
|
1
|
|
|
45-46
|
Экскурсия в музей.
|
2
|
|
|
47-48
|
Творческая мастерская. Подготовка к конкурсу стихов.
|
2
|
|
|
49-50
|
Конкурс стихов,
посвящённый временам года.
|
2
|
|
|
51
|
Понятие «штамп» в литературе.
|
1
|
|
|
52
|
Практическая работа с текстами.
|
1
|
|
|
53
|
Анализ стихотворных
текстов (штампы).
|
1
|
|
|
54
|
Стилистические
неточности в стихотворных текстах, назидательность.
|
1
|
|
|
55
|
Стилистические
особенности языка.
|
1
|
|
|
56
|
Типы текстов.
|
1
|
|
|
57
|
Композиция
художественного произведения. Теория.
|
1
|
|
|
58
|
Практическая работа
с текстами.
|
1
|
|
|
59
|
Типы речевых ошибок и способы их исправления.
Теория.
|
1
|
|
|
60
|
Типы речевых ошибок и способы их исправления.
Практика.
|
1
|
|
|
61
|
Творческая мастерская.
|
1
|
|
|
62
|
Игра «Составь рассказ».
|
1
|
|
|
63
|
Роль живописи в
поэтическом творчестве.
|
1
|
|
|
64
|
Вдохновение,
навеянное созерцанием.
|
1
|
|
|
65
|
Рассматривание
различных репродукций.
|
1
|
|
|
66
|
Стихотворный
текст и репродукция.
|
1
|
|
|
67
|
Роль музыкальных
произведений в стихосложении.
|
1
|
|
|
68
|
Прослушивание
музыки. Наложение стихов на музыку.
|
1
|
|
|
69
|
Ярмарка
талантов. Конкурс чтецов.
|
2
|
|
|
9. Итоги проекта:
1) В ходе работы над проектом учащиеся не только
познакомились с поэтическими произведениями, со статьями о стихосложении,
но и больше узнали о слове как единице речи, о его функции в языке, о его
использовании как изобразительно-выразительного средства. В результате ребята
пришли к выводу, что поэзия необходима человеку. Стихи нужны! Они помогают
жить…
Учащиеся поняли – главное поверить в свои силы и,
используя знания, смело идти вперед.
Как
правильно писать подскажет сердце...
И
вы увидите: всё станет по-другому...
Антуан де Сент-Экзюпери
2) Разработана
и апробирована программа поэтического кружка «Золотое пёрышко».
3)
Подготовлен и издан сборник творческих работ учащихся «Золотая россыпь».
10. Литература
Список литературы для учителя.
1. Беленький Г.И.
Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
2. Гриценко З.А.
Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. – М.:
Издательский центр «Академия», 2008.
3. Карнаух Н.Л.,
Щербина И.В. Письменные работы по литературе. - М.: ДРОФА. 2002.
4. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009. http://www.rvb.ru/philologica/09pdf/09moskvin.pdf
Список литературы для учащихся.
1. Вартаньян Э. В.
Путешествие в слово: Книга для внеклассного чтения. – 3-е изд., испр. – М.:
Просвещение, 2001.
2. Матвеева Т.В. От звука до текста. М.:
Просвещение, 2001.
3. Никитина Е.И. Русская
речь. Развитие речи. М.: ДРОФА. 2010.
4. Шульговский Н. Звуки. Рифмы. Формы. - http://www.nkj.ru/archive/articles/5722/
Электронные ресурсы
1. Стихи. ру - http://www.stihi.ru/
2. Рифма. ру - http://rifma.ru/rifma.php
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.