- 04.10.2020
- 1940
- 3
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Пояснительная записка
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
Данная рабочая программа составлена на основе курса занятий для младших школьников с 1 по 4 класс под редакцией ОбуховойЛ.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О..Е.
Курс «Полезные привычки» направлен на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре через сотрудничество семьи и школы.
Программа рассчитана на один год обучения, на параллели первых классов.
Программа является модульной и состоит из 18 модулей, общим объёмом 33 часа, (один раз в неделю по 35 минут), из них теоретических часов 12 и практических здоровом образе жизни.
Программа ставит следующиезадачи:
21ч., рассчитана на 1 уровень результатов внеучебной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-8 лет.
Цель занятий: формирование культуры здоровья и потребности у детей в сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Программа строится на принципах:
- Научности;в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
- навыки дискуссионного общения;
- психогимнастика;
- игра.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
-создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;
-применение индивидуальных, групповых форм обучения;
- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Описание ценностных ориентиров
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества -осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Предполагаемые результаты работы:
К концу 1-го класса у учащихся должны быть сформированы следующие представления:
знать части своего тела и их функции;
что человек узнаёт мир с помощью органов чувств,
гигиенические требования к организации сна;
культуру питания;
правила гигиены полости рта;
сформировать полезные привычки;
Учащиеся должны уметь:
использовать в своей речи вежливые слова;
соблюдать правила поведения в школе;
знать коллективные игры и уметь организовывать их;
слушать и слышать;
принимать участие в организации подвижных игр;
выполнять под контролем учителя гимнастику для глаз;
выполнять правила поведения за столом во время еды;
обладать навыками самоконтроля.
Учебно-тематический план программы « Полезные привычки»
№
п/п
Наименование разделов, блоков, тем.
Дата
Всего часов
Количество часов учебных занятий
план
факт
теория
практика
1
Дружи с водой
2
1
1
2
Забота о глазах
1
1
-
3
Уход за ушами
1
1
-
4
Уход за зубами
3
1
2-
5
Уход за руками и ногами
1
1
-
6
Забота о коже
3
1
2
7
Как следует питаться
2
1
1
8
Как сделать сон полезным
1
1
-
9
Настроение в школе
1
-
1
10
Настроение после школы
1
-
1
11
Поведение в школе
2
-
2
12
Вредные привычки
2
1
1
13
Мышцы, кости и суставы
2
1
1
14
Как закалятся. Обливание и обтирание.
1
1
1
15
Как правильно вести себя на воде
1
1
-
16
Игры и упражнения на воде
4
-
4
17
Народные игры
1
-
1
18
Подвижные игры
4
-
4
Итого
33
12
21
Содержание программы
Дружи с водой.(2ч)
Вода в жизни людей. Свойства воды.
Забота о глазах.(1ч)
Глаза, их значение познании окружающего мира. Чтобы глаза не уставали. Как сохранить зрение.
Уход за ушами(1ч)
Уши, их значение в познании окружающего мира. Необходимость сохранения слуха. Как сохранить слух.
Уход за зубами(3ч)
Правила ухода за зубами: правила чистки зубов, массаж десен, недопустимость механических повреждений зубов
Уход за руками и ногами. (1ч)
Из чего состоит человек. Нагрузки, которые могут выдержать руки и ноги. Правила ухода за руками и ногами.
Забота о коже. (3ч)
Правила личной гигиены. Закаливание как средство укрепления здоровья.
Как следует питаться. (2ч)
Зачем человек ест. Полезная и вредная пища.
Как сделать сон полезным (1ч)
Сон как важнейший вид отдыха. Гигиена сна.
Настроение в школе. (1ч)
Навыки доброжелательного общения со сверстниками. Игровое взаимодействие. Эмпатия и эмоциональная чувствительность.
Настроение после школы. (2ч)
Эмоциональные состояния. Как улыбка помогла победить плохое настроение.
Поведение в школе. (2ч)
Зачем учиться общению. Учусь находить новых друзей и интересные занятия. Рядом с нами всегда интересные люди.
Вредные привычки. (2ч)
Правда об алкоголе, табакокурении. Умей сказать "НЕТ!"
Мышцы, кости и суставы. (2ч)
Осанка, и ее значение. Сохранение и укрепление осанки.
Как закаляться. Обтирание и обливание. (1ч)
Закаливание организма как средство укрепления здоровья. Некоторые правила закаливания.
Как правильно вести себя на воде(1ч)
Правила поведения на воде. Причины травм.
Игры и упражнения на воде. (4ч)
Правила поведения на воде. Причины травм.
Народные игры (1ч)
Многообразие игр. Игра: «Городки»
Подвижные игры. (4ч)
Игры на свежем воздухе, в помещении. Основные правила.
Резерв
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Занятия проводятся в учебном кабинете, который знаком детям и располагает детей к более доброжелательной обстановке.
Оборудование: плакаты по окружающему миру 1-4 класс, муляжи уха, глаза, скелет(из кабинета биологии)
Календарно- тематический план
№
Тема
Основ
ное содержание занятия
Кол-во
часов
Формы и методы работы
Вид
деятельности
Виды контроля
Примечание
1.
Дружи с водой(2ч)
Советы доктора Воды
Состояния воды, вода в жизни человека, бережное отношение к воде
1
групповая
Тренинг
общения
2.
Друзья Вода и Мыло
Микробы. Мыло и вода-наши друзья.
1
Групповые
индивидуальные
Дидактические игры, чтение по ролям
3.
Забота о глазах(1ч)
Глаза – главные помощники человека
Строение глаза.
Правила бережного отношения
1
Групповая
Игра «Полезно-вредно»,
практикум
4.
Уход за ушами(1ч)
Чтобы уши слышали
Строение уха.
Учимся самомассажу
1
Групповая,
практикум
5.
Уход за зубами
(3ч)
Почему болят зубы
Строение зуба. Полезные и вредные продукты.
1
коллективная
Круглый стол
6.
Чтобы зубы были здоровыми. Экскурсия в «Стоматологическую поликлинику»
Осмотр детей стоматологом.
1
колективная
экскурсия
7.
Как сохранить улыбку красивой
Как правильно чистить зубы.
1
коллективная
практикум
Конкурс рисунков
«Здоровая улыбка»
8.
Уход за руками и ногами(1ч)
«Рабочие инструменты» человека
Уход за руками, массаж стопы
1
групповая
Инсценирование, практикум
9.
Забота о коже(3ч)
Зачем человеку нужна кожа
Строение кожи. Правила ухода за кожей
1
коллективная
Беседа
10.
Надёжная защита организма
Значение и гигиена кожи
1
идивидуальная
практикум
Составление паспорта здоровья
11.
Если кожа повреждена
Травмы. Первая помощь.
1
Коллективная, парная
Практикум под руководств.ом мед.ика
12.
Как следует питаться(2ч)
Питание – необходимое условие для жизни человека
Органы пищеварения
Пословицы о продуктах питания
1
коллективная
Игра-
путешествие
13.
Здоровая пища для всей семьи
Витамины. Овощи-кладовая здоровья.
1
групповая
Изготовление коллажа
Защита коллажа
«Здоровая пища»
14.
Как сделать сон полезным(1ч)
Сон лучшее лекарство
Зачем нужно спать? Правила здорового сна.
1
коллективная
Круглый стол
Составление памятки:
«Здоровый сон»
15.
Настроение в школе(1ч)
Как настроение?
Азбука волшебных слов
1
Индивидуальная, коллективная
Психогимнастика
16.
Настроение после школы(1ч)
Я пришёл из школы
Правила поведения во внеурочное время
1
Индивидуальная, коллективная
Беседа, психогимнастика
17.
Поведение в школе(2ч)
Я ученик.
Дружба. Как дружить?
1
Коллективная, индивидуальная
Беседа, психогимнастика
18.
Я ученик.
Поведение на уроке и перемене
1
групповая
Исследовательская работа:» Поведение ученика в школе»
Отчёт по исследовательской работе
19.
Вредные привычки(2ч)
Вредные привычки
Какие Бывают вредные привычки.
1
Работа в парах
тренинг
20.
Вредные привычки
Скажи нет- вредным привычкам!
1
коллективная
тренинг
21.
Мышцы, кости и суставы(2ч)
Скелет – наша опора
Скелет – опора человека. Мышцы для движения.
1
коллективная
практикум
22.
Осанка – стройная фигура
Правильная осанка.
Нарушения осанки.
1
коллективная
Составление памятки: «Что нужно делать для поддержания правильной осанки»
23.
Как закаляться. Обливание и обтирание(1ч)
Если хочешь быть здоров
Водные процедуры.
1
коллективная
практикум
24.
Как правильно вести себя на воде(1ч)
Правила безопасности на воде. Экскурсия бассейна «Алые паруса»
Правила поведения на воде
1
коллективная
практикум
25.
Игры и упражнения на воде(4ч)
Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса»
Учимся держаться на воде, Поплавок, медуза, торпеда
1
Индивидуальная,
работа в парах
практикум
26.
Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса»
Учимся держаться на воде, Поплавок, медуза, торпеда
1
Индивидуальная,
работа в парах
практикум
27.
Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса»
Учимся держаться на воде, Поплавок, медуза, торпеда
1
Индивидуальная,
работа в парах
практикум
28.
Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса»
Плавание кролем
1
Индивидуальная,
работа в парах
практикум
Мини-соревнования:
«Я могу!»
29.
Народные игры(1ч)
Русская игра «Городки». Посещение школьного стадиона
Старинная русская игра. Правила. Основные фигуры.
1
групповая
практикум
30.
Подвижные игры(4ч)
Подвижные игры (на улице)
Гуси-лебеди. Лапта.
Правила
1
коллективная
практикум
31.
Подвижные игры (на улице)
Совушки. Горелки.
Правила
1
коллективная
практикум
32-33
Подвижные игры (на улице)
Семь палочек и др.
Правила
2
коллективная
практикум
«Весёлые старты»
Литература:
Основная:
Обухова Л.А.,.Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы// Москва, ВАКО, 2008г
Дополнительная:
Абдрахимова А. Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим // Прил. к газ. Перв. Сент., Нач. шк., №20, 2003.
Беринич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой // Здоровье детей, №8 / 2006.
Верхлина Г., Верхлин В., Работа над осанкой // Здоровье детей, №8 / 2006.
Верхлина Г., Верхлин В. Работа над осанкой // Здоровье детей, №9 / 2006.
Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: укрепление организма.- СПб., 1998.
Иванушкина Л. Авторская программа Культура здоровья // Здоровье детей, №1 / 2006.
Кокаева И. Ю. Растить ученика здоровым // Нач. шк., №7, 2003.
Коростелев Н. Б.
6 625 809 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Трибушина Анна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.