Цель
программы:
Создание
условий в общеобразовательном учреждении для сохранения и укрепления здоровья всех
учащихся как основы для успешного обучения и развития, а также формирование у
школьников потребности вести здоровый образ жизни.
Задачи
программы:
-
укрепление здоровья;
-
содействие гармоническому физическому развитию;
-
развитие координационных способностей;
-
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии игр на
состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
-
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам;
Основные
направления содержания деятельности:
-
здоровьесберегающие технологии;
-
духовно-нравственное развитие;
-
технология развивающего обучения.
В
практике работы используются следующие формы:
-
эстафеты;
-
спортивные соревнования;
-
спортивные праздники.
Содержание
программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами,
как:
1) окружающий
мир;
2) физкультура;
Программа
предназначена
для детей 7-8 лет. Продолжительность реализации программы один год.
Занятия
проводятся, как со всей группой, так и по подгруппам, индивидуально.
Продолжительность занятия 45 минут. Программа рассчитана на проведение 3
занятия в неделю.
Для
организации занятий необходимо специально оборудованное помещение (спортивный
зал) или спортивная площадка.
Тематический
план(99ч)
№ п/п
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Игры наших
бабушек: «12 палочек», «Заря», «Горелочки», «Звери» и др.
|
3
|
1
|
2
|
2.
|
Игра «Прочитай
следы»
|
2
|
1
|
1
|
3.
|
Игра с флажком.
|
2
|
1
|
1
|
4.
|
Игра «Бег за
палками».
|
2
|
1
|
1
|
5.
|
Игры народов
Дальнего Востока: «Ручейки, озёра», «Оленьи упряжки»,
«Каюр и собаки», «Нарты-сани
|
4
|
2
|
2
|
6.
|
Игра
«Палочка-выручалочка».
|
2
|
1
|
1
|
7.
|
Игры разных
народов: «Аисты»- украинская игра, «Золотое
зернятко»-Белоруссия, «Аист и
лягушки»- Япония, «Лиса и квочка»-
Турция,
«Молотилка»
- Йемен,
«Буйволы
в загоне» -Судан и др.
|
8
|
3
|
5
|
8.
|
Игра «Перекинь
через убегающего».
|
2
|
1
|
1
|
9.
|
Весёлые старты.
|
4
|
1
|
3
|
10.
|
Игра «Флаг на
башне».
|
2
|
1
|
1
|
11.
|
Игра
«Повтори-ка».
|
2
|
1
|
1
|
12.
|
Игра «Хлопки».
|
2
|
1
|
1
|
13.
|
Игра «Кто быстрее
дойдёт до середины».
|
2
|
1
|
1
|
14.
|
Игра «Надень
кольцо».
|
2
|
1
|
1
|
15.
|
Игры в зимнее
время:
«Два Мороза», «Льдинка», «Тяни- толкай», «Бег в оленьей упряжке», «Пчёлы и
медвежата», «Космонавты» и др.
|
12
|
3
|
9
|
16.
|
Игра «Поймай
шарик».
|
2
|
1
|
1
|
17.
|
Игра «Бегуны и
прыгуны».
|
2
|
1
|
1
|
18.
|
Игра «Волшебные
ёлочки».
|
2
|
1
|
1
|
19.
|
Игра «Воробьи и
вороны».
|
3
|
1
|
2
|
20.
|
«Рождественская
лыжня».
|
3
|
1
|
2
|
21.
|
Конкурсы и
эстафеты: «Бег по кочкам», «Выгоны», «Бег в линию», «Последний
выбывает», «Баба- Яга», «Переправа», «Кажется дождь начинается!» и др.
|
8
|
3
|
5
|
22.
|
Игра «Через
кочки и пенёчки».
|
3
|
1
|
2
|
23.
|
Игра «Шишки, жёлуди,
орехи».
|
3
|
1
|
2
|
24.
|
Игра «Догони
мяч».
|
2
|
1
|
1
|
25.
|
Игра «Забрось».
|
5
|
2
|
3
|
226.
|
Игра «Защищай
товарища».
|
2
|
1
|
1
|
227.
|
Игра «Из обруча
в обруч».
|
2
|
1
|
1
|
228.
|
Игры с лазанием
и перелазанием.
|
3
|
1
|
2
|
229.
|
Игра «Карусель».
|
2
|
1
|
1
|
330.
|
Кольцовка
подвижных игр.
|
2
|
1
|
1
|
331.
|
Игра «Два огня».
|
2
|
1
|
1
|
332.
|
Летние игры: «Круговые
пятнашки», «Общипанная курочка», «Домики и гномики», «Летучая мышь и
мотыльки» и др.
|
6
|
2
|
4
|
333.
|
Игра «Выбей
мяч».
|
3
|
1
|
2
|
334.
|
Игры с мячом: футбол,
пионербол и др.
|
4
|
1
|
3
|
335.
|
Спортивная
эстафета:
«Сильные, смелые, ловкие»
|
1
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
ИГРЫ С БЕГОМ И ХОДЬБОЙ
- закрепление и
совершенствование навыков бега, чередование
ходьбы и бега
-развитие
скоростных способностей
-развитие
способностей к ориентированию в пространстве
-постепенное
развитие выносливости организма
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Пустое
место», «Космонавты», «Два мороза», «Караси и щука», «У медведя во бору»,
«Успей занять место», «Вызов номеров», «Салки», «Гуси-лебеди», «День и ночь»,
«Лес, озеро, болото», «Найди клад», «Что изменилось», «Запретное движение»,
«Ходьба по линии», «Салки маршем», «Дотронься до руки», «Мышеловка», «Белые
медведи».
ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ
-закрепление и совершенствование прыжков через скакалку, в высоту,
длину
-развитие
скоростно-силовых способностей
ПОДВИЖНЫЕ
ИГРЫ:
«Зайцы
в огороде», «Прыгающие воробьишки», «Удочка», «Волк во рву», «Лиса и куры»,
«Чемпионы скакалки», «Эстафеты с перепрыгиванием предметов», «Прыгающие
пингвины», «Конники и спортсмены», «Прыгуны и ползуны», «Чья команда дальше
прыгнет?»
ИГРЫ С МЕТАНИЕМ НА ДАЛЬНОСТЬ И В ЦЕЛЬ
-закрепление и совершенствование метания малого, большого мяча на дальность,
в цель
ПОДВИЖНЫЕ
ИГРЫ
:
«Кто
дальше бросит?», «Метко в цель», «Точный расчет», «Попади в цель», «Охотники и
утки», «В кругу и за кругом», «Лови –не лови », «Передал - садись»
ИГРЫ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ К СПОРТИВНЫМ ИГРАМ
- передвижение в играх-эстафетах приставным шагом с изменением направления,
игры из исходных положений: сидя, лежа на спине, на животе, игры с
ускорениями, с выполнениями определенных действий на сигнал.
ПОДВИЖНЫЕ
ИГРЫ: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения различные),
«Вызов», «Вызов номеров», «Салочки», «Пятнашки», «Мяч на полу», «Мяч
соседу», «Эстафеты», «Передача мяча в колоннах»
ИГРЫ С ЛАЗАНИЕМ И ПЕРЕЛЕЗАНИЕМ
-совершенствовать
лазание по гимнастической лестнице, канату разным способом, подлезание под
барьерами разной высоты, подлезание под обручами
ПОДВИЖНЫЕ
ИГРЫ
с элементами туризма «Маятник», «Кто дальше?», эстафеты с лазанием по канату
(малому), гимнастической лестнице, подлезанием в обручи, под барьеры, сочетание
в эстафетах лазания и подлезания
ИГРЫ С ВЕДЕНИЕМ И ПЕРЕДАЧЕЙ МЯЧА
-освоение
умений в ловле, передачах и ведение мяча шагом, бегом.
ПОДВИЖНЫЕ
ИГРЫ:
«Попади в цель», «Передал-садись!», «Мяч среднему», «Гонка мячей в колонне»,
«Гонка мячей в шеренге», «Вызови по имени», «Мяч через веревочку»,
«Перестрелка» (1-2 мяча)
ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ
-адаптация
организма к внешней среде, занятия на свежем воздухе
ПОДВИЖНЫЕ
ИГРЫ:
«Двенадцать палочек», «Салки с пленом», «Салки маршем», «Перестрелка», «В кругу
и за кругом», эстафеты с мячом, эстафеты с бегом на дистанции 10
м, 20 м, 30 м., эстафета «Кто быстрее?», эстафеты с гимнастической палкой, с
обручем, с флажками, со скакалкой, с волейбольным, баскетбольными мячами,
«Третий лишний».
ИГРЫ НА ЛЫЖАХ
-закреплять
умения и навыки спусков и подъемов
-
применять переходы с попеременно двухшажного хода на одновременный бесшажный
ход и одновременно двухшажный ход
ПОДВИЖНЫЕ
ИГРЫ:
«Тревога», спуск с препятствиями, спуск парами, «Быстрый лыжник», «Подними
кеглю», подъем в гору, «Кто быстрее?», эстафеты с применением изученных ходов 20
м., 30 м., 60 м.
ИГРЫ-СОРЕВНОВАНИЯ
Соревнования
проводятся осенью- «Веселые старты», зимой- «Лыжные гонки» (9-10 лет, дистанция
1 км.), весной – «Перестрелка» (2 мяча), пионербол.
Дни здоровья
-привитие
интереса и желания заниматься физической культурой
-формировать
навыки и умения как средство укрепления здоровья
-развивать
наблюдательность, фантазию, личное творчество
Тематика
Дней здоровья: «Экскурсия в осенний лес», «Сбор урожая», «Праздник сибирского
снега», «Новый год в Простоквашино», «Дуют ветры в феврале», «Спасение Весны»,
«Где растут елки», «Прилет птиц», «Здравствуй,
лето!»
ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Теория.
Проведение инструктажа по ТБ при занятиях на лыжах, о поведении на улице, на
стадионе, в лесу, при занятиях с мячами, на гимнастических снарядах,
ответственно относиться к разминке, внешнему виду, спортивной форме,
самочувствию, не нарушать дисциплину.
Методическое обеспечение в рамках реализации
программы.
1. Формы
организации занятий:
- теоретические
и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные;
-
проведение турниров, соревнований, малых олимпиад по подвижным играм.
2. Приёмы
и методы обучения на занятиях.
Технологическую
основу
программы составляют следующие технологии:
-
педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного
процесса (педагогика сотрудничества);
-
педагогические технологии на основе эффективности управления и организации
образовательного процесса (групповые технологии, технологии индивидуального
обучения);
-
педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
учащихся (практические игровые технологии).
Реализация
данных технологий осуществляется через следующие организационные формы:
- беседы о
культуре народов мира, их подвижных и спортивных играх;
-
практические занятия по разучиванию игр;
-
организация творческих мастерских;
-
организация соревнований или чемпионатов по проведению игр.
В процессе
работы на занятиях педагогу целесообразно как можно чаще опираться на уже
имеющийся опыт школьников, создавать атмосферу творческого содружества,
успешной коллективной деятельности, воспитывать у детей чувство товарищества,
взаимопомощи, ответственности за общее дело, терпимого и уважительного отношения
ко всем членам группы. Оценкой творческих начинаний должно быть только
поощрение, которое не исключает пожеланий изменить или улучшить что-либо.
3.
Дидактические материалы для организации занятий.
Для
организации занятий по программе целесообразно иметь простейшие спортивные
снаряды: скакалки, мячи, обручи, гимнастические палки, мешочки с песком и
т.д.
Правила по проведению подвижных игр.
1.
При проведении знакомых игр кратко напоминать только основные правила.
2. Не следует разучивать предварительно текст игры, в которой есть зачин. Его
желательно ввести
в ход игры неожиданно.
3. Несюжетная игра:
а) объясняется кратко, лаконично, эмоционально, выразительно;
б) даётся представление о ёё содержании, последовательности игровых
действий, расположения игроков и атрибутов, правилах игры;
в) даются 1-2 уточняющих вопроса для уяснения понятого;
г) основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям
детей.
4. Сюжетная игра:
а) предварительно рассказать о жизни того народа, в чью игру им
предстоит играть;
б) показать иллюстрации, предметы быта и искусства;
в) познакомить с национальными обычаями, фольклором;
г) образно, кратко рассказать о сюжете игры;
д) дать прослушать диалог, если имеется;
е) перейти к распределению ролей, которое помимо применения считалок,
проходит иногда путём назначения водящего в соответствии с педагогическими
задачами;
ж) объяснить роль водящего, его выбор обязательно обосновать;
5. Сообщение результатов игры должно сопровождаться кратким разбором
проведённой игры.
6.В конце игры следует положительно оценить поступки тех, кто проявил
определённые качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь
7. После игры большой интенсивности целесообразно перейти на спокойную игру с
несложными заданиями, не требующими точности и координации движений, или
хоровую игру.
Формы работы с родителями:
-
совместные праздники, соревнования.
Критерии
оценки реализации программы.
В ходе реализация программы внеурочной
деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры»
обучающиеся должны знать:
Ø основные вопросы
гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся
воздушно-капельным путем;
Ø особенности
влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
Ø особенности
воздействия двигательной активности на организм человека;
Ø правила оказания
первой помощи;
Ø способы сохранения
и укрепление здоровья;
Ø основы развития
познавательной сферы;
Ø свои права и права
других людей;
Ø соблюдать
общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных
учреждениях;
Ø влияние здоровья
на успешную учебную деятельность;
Ø значение
физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
уметь:
Ø составлять
индивидуальный режим дня и соблюдать его;
Ø выполнять
физические упражнения для развития физических навыков;
Ø использовать
средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
Ø определять
благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
Ø заботиться о своем
здоровье;
Ø применять
коммуникативные и презентационные навыки;
Ø оказывать первую
медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге,
травмах, тепловом и солнечном ударах;
Ø находить выход из
стрессовых ситуаций;
Ø принимать разумные
решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и
здоровой среды обитания;
Ø адекватно
оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
Ø отвечать за свои
поступки;
Ø отстаивать свою
нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию
культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение
к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к
окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает
все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности
как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие,
бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность,
любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Формы учета знаний
и умений, система контролирующих
материалов
для оценки планируемых результатов освоения
программы
внеурочной деятельности
Программа
внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»,
предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который
заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй
— поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально
одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате
вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание
этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого
изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого
дела.
Учет
знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной
деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся,
накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль
и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от
тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в
процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие
конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная
организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения
программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и
поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет
способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый
обучающийся будет значимым участником деятельности.
Планируемые
результаты освоения обучающимися
программы
внеурочной деятельности
В
процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья
у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные,
коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная
образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих
результатов образования:
Ø личностные
результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
Ø метапредметные
результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Ø предметные
результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт
специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих
элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными
результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Подвижные игры» является
формирование следующих умений:
Ø Определять и
высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Ø В предложенных
педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными
результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Подвижные игры» - является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД):
1. Регулятивные
УУД:
Ø Определять и
формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Ø Проговаривать
последовательность действий на занятии.
Ø Учиться совместно
с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на занятии.
Ø Средством
формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
2.
Познавательные УУД:
Ø Перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Ø Преобразовывать
информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков).
3.
Коммуникативные УУД:
Ø Умение донести
свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
Ø Слушать и
понимать речь других.
Ø Средством
формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и
подводящий диалог).
Ø Совместно
договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Ø Учиться выполнять
различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ø Средством
формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные
результаты программы внеурочной деятельности:
Ø осознание
обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения,
которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение
пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся,
посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
Ø социальная
адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с
окружающим миром.
Первостепенным
результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное
отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Литература:
1. Ковалько В.И.Поурочные разработки по
физкультуре. 1-4 классы:
Методические рекомендации,
практические материалы, поурочное
планирование.
– М.:ВАКО, 2004.
2. Адашкявичене
Э.И. Подвижные игры для детей. Просвещение. 1999.
3. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы: Игровой
подход. -
М.:ВАКО, 2006.
4. Учебно-методическое пособие «Подвижные игры» 1-4 классы. Автор-
составитель
Патрикеев А.Ю.- М. ВАКО. 2009г.; Кузнецов В.С.,
5. Колодницкий
Г.А. «Физическая культура. Упражнения и игры с
мячами».
Метод. Пособие
–М. Издательство НЦ ЭНАС. 2007г. 6.
Литвинова М.Ф. « Русские народные подвижные игры». Под
редакцией
Л.В.Руссковой.
М. Просвещение. 2008г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.