ПРОГРАММА
внеурочной
деятельности
«Основы эстетического воспитания»
Пояснительная
записка
Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в
формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования. Внеурочная деятельность является составной частью
учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как
деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей
учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно
полезной деятельности. Воспитание детей происходит в любой момент их
деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в
свободное от обучения время.
Настоящая программа создает условия для
социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и
отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как
способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей
ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей
интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в
продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно
организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности:
творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт
коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей
совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Наша школа работает по трём уровням
результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает
общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную
жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно
действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на
развитие воспитательных результатов:
·
формирование
положительного отношения к базовым общественным ценностям;
·
приобретение
школьниками социального опыта;
·
самостоятельного
общественного действия.
Цель:
·
Создание воспитывающей среды,
обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в
свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с
формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной
к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Общешкольные
дела по программе воспитательной системы будут включены в общую годовую
циклограмму и явятся компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию
и участие в общешкольном мероприятии позволят ребенку овладевать
универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать
уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах будет осуществляться
на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.
Задачи:
·
усилить педагогическое влияние на жизнь
учащихся в свободное от учебы время;
·
выявить интересы, склонности,
способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
·
оказать помощь в поисках «себя»;
·
-оздать условия для индивидуального
развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
·
развить опыт творческой деятельности,
творческих способностей;
·
создать условия для реализации приобретенных
знаний, умений и навыков;
·
развить опыт общения, взаимодействия,
сотрудничества;
·
вырабатывать у детей потребность в
получении знаний.
·
вовлекать учащихся в
художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетической
культуре.
·
развивать у детей вкус и творческие
способности.
Принципы
программы:
·
включение учащихся в активную
деятельность.
·
доступность и наглядность.
·
связь теории с практикой.
·
учёт возрастных особенностей.
·
сочетание индивидуальных и коллективных
форм деятельности.
·
целенаправленность и последовательность
деятельности (от простого к
·
сложному).
Кадровое
обеспечение:
-классные
руководители
-воспитатели
группы продленного дня
Предполагаемый результат внеурочной деятельности учащихся
·
создание оптимальных условий
для развития и отдыха детей;
·
расширение возможностей для
творческого развития личности учащегося, реализации его интересов.
·
творческая самореализация
детей;
·
формирование навыков
коллективной и организаторской деятельности;
·
психологический комфорт и
социальная защищенность каждого ребенка;
·
развитие ученического
самоуправления на всех уровнях;
Планируемые личностные результаты:
Самоопределение:
·
готовность и способность
обучающихся к саморазвитию;
·
внутренняя позиция школьника
на основе положительного отношения к школе;
·
принятие образа «хорошего
ученика»;
·
самостоятельность и личная
ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
·
экологическая культура:
ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
·
гражданская идентичность в
форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за
свою Родину, народ и историю;
·
осознание своей этнической
принадлежности;
·
начальные навыки адаптации в
динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
·
мотивация любой деятельности
·
самооценка на основе критериев
успешности этой деятельности;
·
целостный,
социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
Нравственно-этическая
ориентация:
·
уважительное отношение к иному
мнению, истории и культуре других народов;
·
навыки сотрудничества в разных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
·
эстетические потребности,
ценности и чувства;
·
этические чувства, прежде
всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
Основными
характеристиками системы содержательных поощрений является:
В соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования в
школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку
образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки
выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями
системы оценки являются:
·
Доброжелательное
отношение к ученику как к личности;
·
Положительное
отношение к усилиям, предпринимаемым учеником для решения поставленной задачи;
·
Конкретный
анализ трудностей, которые испытывал учащийся при решении поставленной задачи,
а также допущенных им ошибок.
·
Конкретные
указания на то, как можно уличить достигнутый результат во время следующего
задания.
·
комплексный
подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и
личностных результатов общего образования);
·
использование
планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве
содержательной и критериальной базы оценки;
·
уровневый
подход к разработке планируемых результатов;
·
использование
накопительной системы оценивания (портфолио);
·
использование
наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и
методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы,
самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
Направления внеурочной деятельности
|
1
класс
|
2
класс
|
3
класс
|
4
класс
|
Итого
|
Речевой
этикет
|
6
|
7
|
7
|
7
|
27
|
Этика
общения человеческих отношений
|
6
|
7
|
7
|
6
|
26
|
Православный
календарь
|
7
|
8
|
8
|
7
|
30
|
Природа
и человек
|
6
|
6
|
6
|
6
|
24
|
Я –
гражданин великой России
|
8
|
6
|
6
|
8
|
28
|
Итого
часов:
|
33
|
34
|
34
|
34
|
135
|
I.
Речевой этикет – 27 часов.
Задачи:
·
Познакомить учащихся с понятием этикет;
·
Формировать умение свободного общения в
типовых ситуациях
№ урока
по теме
|
Наименование
темы
|
Кол-во
часов
|
1 класс- 6ч.
|
1.
|
Что
такое этикет?
|
1
|
2.
|
Речевой
этикет.
|
1
|
3.
|
Поведение
за столом.
|
1
|
4.
|
У
тебя в гостях друзья.
|
1
|
5.
|
Прощание
с гостем.
|
1
|
6.
|
Практическое
занятие («Игра в гости».)
|
1
|
2 класс -7 ч.
|
1.
|
Урок
познавательной беседы с элементами театрализации.
|
1
|
2.
|
Поведение
в театре, кино, в библиотеке, в детской поликлинике и в магазине.
|
1
|
3.
|
Любимый
уголок родной отчизны.
|
1
|
4.
|
Доброе
слово – что ясный день.
|
1
|
5.
|
Ежели
вы вежливы.
|
1
|
6.
|
Да
здравствует мыло душистое.
|
1
|
7.
|
Простые
правила этикета.
|
1
|
3 класс – 7ч.
|
1.
|
Повседневный
этикет.
|
1
|
2.
|
Сказки
об этикете.
|
1
|
3.
|
Человек
– мера всему (в школе, семье).
|
1
|
4.
|
Учимся
делать покупки.
|
1
|
5.
|
Вежливая
просьба.
|
1
|
6.
|
Утреннее
приветствие и прощание перед сном.
|
1
|
7.
|
Ролевая
игра «Можно – нельзя»
|
1
|
4 класс -7 ч.
|
1.
|
Как
поступить, если ты обедаешь, а в это время пришел твой друг?
|
1
|
2.
|
Этикет
в театре.
|
2
|
3.
|
Этикет
вежливости.
|
1
|
4.
|
Рыцарский
турнир вежливости.
|
1
|
5.
|
Правила
поведения за столом
|
1
|
6.
|
Викторина:
Знаешь ли ты как себя вести.
|
1
|
II.
Этика общения человеческих отношений – 26 часов.
Задачи:
·
Расширить эстетический кругозор в логике
этики отношений учащихся;
·
Совершенствовать практику эстетического
поведения детей в отношении к людям, природе;
·
Формировать опыт нравственных отношений и
взаимоотношений в коллективе.
№ урока
по теме
|
Наименование
темы
|
Кол-во
часов
|
1 класс – 6 ч.
|
1.
|
Мой
класс – мои друзья.
|
1
|
2.
|
Мальчики
и девочки. Игра «Ручеёк».
|
1
|
3.
|
Самолюб
– никому не люб.
|
1
|
4.
|
От
чего зависит настроение.
|
1
|
5.
|
Игра
«Волшебное зеркало».
|
1
|
6.
|
Умею
дарить радость.
|
1
|
2 класс – 7 ч.
|
1.
|
Игра
«Настроение».
|
1
|
2.
|
Советуем
друг другу.
|
1
|
3.
|
Добрым
жить на белом свете веселее.
|
1
|
4.
|
Чего
в другом не любишь, того не делай сам.
|
1
|
5.
|
Подумай
о других. Игра «Цветик – семицветик».
|
1
|
6.
|
Душа
– это наше творение.
|
1
|
7.
|
Человек
расширяет знакомство.
|
1
|
3 класс -7 ч.
|
1.
|
Человек
общается с книгой.
|
1
|
2.
|
Вглядись
в себя. Сравни с другим.
|
1
|
3.
|
Коллектив
начинается с меня.
|
1
|
4.
|
Дружеские
встречи.
|
1
|
5.
|
Как
правильно преподнести подарок и как правильно его принять.
|
1
|
6.
|
Произведения
В.Осеевой и А Толстого о поступках детей (Чтение и обсуждение)
|
1
|
7.
|
Учебные
игры «Правила хорошего тона»
|
1
|
4 класс – 6 ч.
|
1.
|
Дружба –
как духовная ценность.
|
1
|
2.
|
Секретные
советы девочкам и мальчикам.
|
1
|
3.
|
Друг,
товарищ, дружба.
|
1
|
4.
|
Коллектив.
Уважение в коллективе.
|
1
|
5.
|
Как
правильно вести себя со взрослыми
|
1
|
6.
|
Игра
«Звездный час вежливости»
|
1
|
III.
Православный календарь – 30 часов.
·
Задачи:
·
Познакомить учащихся с наследием русского
народа;
·
Разбудить потребность в овладении
культурными богатствами народа;
·
Разбудить желание охранять и сохранять эти
богатства;
·
Формировать бережное отношение к реликвиям
прошлого;
·
Обучать вести исследовательскую работу,
размышлять и анализировать;
·
Воспитывать любовь к своему отечеству на
примере исторических событий.
№ урока
по теме
|
Наименование
темы
|
Кол-во
часов
|
1 класс – 7 ч.
|
1.
|
Рождественская
ёлка.
|
1
|
2.
|
Практическое
занятие «Изготовление игрушек и открыток к Рождеству».
|
1
|
3.
|
Славянские
праздники – беседа.
|
1
|
4.
|
Зимний
праздник в России – Масленица.
|
1
|
5.
|
Пасха
– Светлый праздник.
|
1
|
6.
|
Практическое
занятие «Изготовление подарков к Пасхе».
|
2
|
2 класс - 8 ч.
|
1.
|
Беседа
«Рождество и мы».
|
1
|
2.
|
Изготовление
игрушек к Рождеству.
|
1
|
3.
|
Беседа
– «Славянские праздники».
|
1
|
4.
|
Ø Сретение
– 15 февраля;
|
1
|
5.
|
Ø Татьянин
день – 25 января;
|
1
|
6.
|
Ø Троицын
день – июнь
|
1
|
7.
|
Ø Славянский
базар
|
1
|
8.
|
Ø Покров
Пресвятой Богородицы
|
1
|
3 класс – 8 ч.
|
1.
|
Урок
с элементами театрализации.
|
1
|
2.
|
Славянские
праздники – беседа.
|
1
|
3.
|
Покровительница
ярмарки Параскева.
|
1
|
4.
|
День
рождения леса «Жаворонушки» - 22 марта.
|
1
|
5.
|
Смесь
языческих и христианских обычаев.
|
2
|
6.
|
Урок с
элементами театрализации.
|
1
|
7.
|
Детские
игры и развлечения на святках.
|
1
|
4 класс – 7 ч.
|
1.
|
Рождественская
ёлка. История.
|
1
|
2.
|
Изготовление
игрушек к Рождеству.
|
1
|
3.
|
Масленица.
Обычаи и традиции.
|
1
|
4.
|
Урок
Славянской письменности.
|
1
|
5.
|
Пасха
– светлый праздник.
|
1
|
6.
|
Изготовление
подарков к празднику.
|
2
|
IV.
Природа и человек – 24 часа.
Задачи:
·
Формирование навыков наблюдения за
эстетическими проявлениями окружающей природы, осознание, переживание и
накопление эмоционально – эстетических чувств;
·
Развивать интерес к природе родного края;
·
Воспитывать чувство бережного отношения к
природе родного края.
№ урока
по теме
|
Наименование
темы
|
Кол-во
часов
|
1 класс – 6 ч.
|
1.
|
«Мой
город» Экскурсия.
|
1
|
2.
|
Красота
родного края. Экскурсия
|
1
|
2.
|
Конкурс
рисунков о родном городе и крае
|
1
|
3.
|
Конкурс
поделок из природного материала
«Природа
– кудесница»
|
1
|
4.
|
Утренник
«Цветы в легендах, поэзии и музыке».
|
1
|
5.
|
Викторина
«О братьях наших меньших»
|
1
|
2 класс -6 ч.
|
1.
|
Заочное
путешествие «Города – России»
|
1
|
2.
|
Заочное путешествие
«Заповедники России».
|
1
|
3.
|
Праздники
времен года.
|
1
|
4.
|
Практическая
работа «Птичья столовая»
|
1
|
5.
|
Игра
– путешествие «Путешествие в зеленую аптеку»
|
1
|
6.
|
Экологическая
мозаика
|
1
|
3 класс – 6 ч.
|
1.
|
Удивительный
мир природы в мифах древних славян.
|
3
|
2.
|
Урок
в краеведческом музее.
|
3
|
3.
|
Экологический
праздник.
|
1
|
4.
|
Выпуск
газеты к Дню Экологии
|
2
|
4 класс – 6 ч.
|
1.
|
Экскурсия
«Времена года».
|
3
|
2.
|
Времена
года в творчестве русских поэтов
|
2
|
3.
|
Временна
года в музыке
|
|
4.
|
Времена
года в творчестве русских художников
|
|
5.
|
Урок
- презентация «Природа в опасности!»
|
|
6.
|
Творческий
отчет.
|
|
.
V.
Я –гражданин великой России – 28 часов
Задачи:
·
способствовать получению и расширению
знаний учащихся о России и родном крае;
·
развивать чувство патриотизма и гордости
за родную страну;
·
познакомить с моральными качествами
личности человека;
·
воспитывать у детей нравственно-
естетические качества.
№ урока
по теме
|
Наименование
темы
|
Кол-во
часов
|
1 класс -8 ч.
|
1.
|
Беседа
– обсуждение «Дом, в котором я живу»
|
1
|
2.
|
Беседа:
Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок»
|
1
|
3.
|
Праздник
твоего имени
|
1
|
4.
|
Слава
солдатская – сила богатырская
|
1
|
5.
|
Беседа с
играми: «Мои любимые игры и игрушки»
|
1
|
6.
|
Выставка
рисунков «Мои родные»
|
1
|
7.
|
Викторина:
«О наших бабушках и дедушках»
|
1
|
8.
|
Выставка
поделок «Красота и уют моего дома»
|
1
|
2 класс – 6 ч.
|
1.
|
Игра
– путешествие «Мой город»
|
1
|
2.
|
Наша страна
Россия
|
1
|
3.
|
Литературные
посиделки «Русский солдат умом и силой богат»
|
1
|
4.
|
О
великих людях нашей страны
|
1
|
5.
|
О
великих датах нашей страны
|
1
|
6.
|
Беседа
о родословной «Откуда мы родом»
|
1
|
3 класс – 6 ч.
|
1.
|
Урок
– путешествие «Знания нужны мне и моей стране»
|
1
|
2.
|
Виртуальное
путешествие по городам «Мое Отечество»
|
1
|
3.
|
Лирико
– поэтический час «Слава тебе, победитель, солдат!»
|
1
|
4.
|
Сочинения
о своей семье
|
1
|
5.
|
Мои
обязанности в семье
|
1
|
6.
|
Моя
помощь родным
|
1
|
4 класс -8 ч.
|
1.
|
Россия,
мы дети твои
|
1
|
2.
|
Герои
нашей страны
|
1
|
3.
|
Семейные
реликвии
|
1
|
4.
|
История
нашей школы
|
1
|
4.
|
Игра
– путешествие «Права детей в нашей стране»
|
1
|
5.
|
Презентации
детей о родном городе
|
1
|
6.
|
Школа
– наш второй дом
|
1
|
7.
|
Что
мы знаем и чему мы научились
|
1
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.