МАОУ
общеобразовательная средняя школа с. Минаевки
Асиновского
района Томской области
Программа
внеурочной деятельности
«Веселые
старты» спортивно оздоровительного направления на основе учебной программы
«Физическая культура»
автор В.И.Лях
для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных школ
Составитель:
Учитель
физической культуры
Соколова
Светлана Юрьевна
2013-2014
Пояснительная
записка
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Веселые старты» спортивно- оздоровительного
направления разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, авторской программы В.И.Лях
«Физическая культура», в соответствии с требованиями и рекомендациями
образовательной программы «Школа России».
Программа
рассчитана на 135 занятий (по 30-35 мин.) для обучающихся 1-4 классов:
1 класс- 33
занятия по 1 занятию в неделю;
2-4 классы- 34
занятия по 1 занятию в неделю.
В 1 классе игры
проводятся во время динамической паузы в помещении школы или на спортивной
площадке, в зависимости от погодных условий. Время проведения динамической паузы
30-35 минут. Во 2-4 классах занятия спортивно- оздоровительного направления
проводятся во второй половине дня. Занятия проходят по 35 минут.
Актуальность
Образовательный
процесс в условиях меняющего современного мира постоянно усложняется и требует
от обучающихся большого умственного и нервно- психического напряжения.
Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных
факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает
хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной
нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень
сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает
возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с
новым- школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий
уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в
первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляет
сегодня серьезную проблему для образовательной практики.
Многообразие
двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное
воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей
(способность к реакции, ориентированию в пространстве и во времени,
перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно - силовых
способностей и др.).
Подвижные игры
способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими
упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического
развития.
Цель
программы:
Оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во
внеурочное время.
Задачи:
- познакомить
детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при
организации досуга;
- формировать
умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с
учетом особенностей участников, условий и обстоятельств;
-развивать:
сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание,
ловкость, инициативу, быстроту реакции и также эмоционально- чувственную сферу;
-воспитывать
культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию
и к проявлению здорового образа жизни.
Раздел «Подвижные
игры» образовательной программы пересекается с задачами, которые ставятся для
выполнения детьми на уроках физической культуры.
Программный
материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на
соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового
варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников,
инвентарь. Время проведения игры и др.
Все игры подобраны
с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.
Ценностные
ориентиры содержания курса « Веселые старты» спортивно- оздоровительного
направления.
Содержание курса «
Веселые старты» спортивно – оздоровительного направления, направленно на
воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан
России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной
деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности
и организации здорового образа жизни.
Тематический план
« Веселые старты» спортивно- оздоровительного направления
№п/п
|
разделы
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
4 год
|
|
|
т
п
|
т
п
|
т
п
|
т
п
|
1
|
Формирование
представлений о физическом развитии ЗОЖ
|
6
5
|
6
5
|
6
6
|
6
6
|
|
|
11
|
11
|
12
|
12
|
2
|
Воспитание
двигательных способностей
|
1
1
|
1
1
|
1
1
|
1
1
|
|
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
Формирование
жизненно важных двигательных умений и навыков
|
4
14
|
2
14
|
5
11
|
2
14
|
|
|
18
|
16
|
16
|
16
|
4
|
Воспитание
навыков самостоятельных и групповых занятий
|
1
1
|
-
5
|
1
3
|
1
3
|
|
|
2
|
5
|
4
|
4
|
|
Итого
часов
|
33
|
34
|
34
|
34
|
Содержание
программы « Веселые старты» спортивно – оздоровительного направления
1
год обучения (33 занятия)
1
раздел
Формирование представлений о физическом развитие ЗОЖ :
Тема:
гигиена
повседневного быта – 2часа
физическое
развитие младшего школьника – 2часа
формирование
правильной осанки – 2часа
основы
самоконтроля -1час
средства
и методы сохранения здоровья – 2часа
профилактика
близорукости – 2часа
2
раздел
Воспитание двигательных способностей:
Тема:
что такое двигательные способности – 2часа
3
раздел
Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков:
Тема:
прикладные
умения и навыки – 8
основные
виды движения – 10
4
раздел
Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий:
Тема:
методика проведения малых форм двигательной активности – 2часа
2
год обучения (34 занятия)
1
раздел
Формирование
представлений о физическом развитие ЗОЖ :
Тема:
гигиена повседневного быта – 2часа
физическое
развитие младшего школьника – 2часа
формирование
правильной осанки – 2часа
основы
самоконтроля -1час
средства
и методы сохранения здоровья – 2часа
профилактика
близорукости – 2часа
2
раздел
Воспитание двигательных способностей:
Тема
: что значит быть гибким – 2часа
3
раздел
Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков
Тема:
прикладные умения и навыки – 6
Основные
виды движения – 10
4
раздел
Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий
Тема:
методика проведения малых форм двигательной активности –5часов
3
год обучения (34 занятия)
1
раздел
Формирование представлений о физическом развитие ЗОЖ :
Тема:
гигиена повседневного быта – 2часа
физическое
развитие младшего школьника – 2часа
формирование
правильной осанки – 2часа
основы
самоконтроля -1час
средства
и методы сохранения здоровья – 2часа
профилактика
близорукости – 2часа
2
раздел
Воспитание двигательных способностей:
Тема:
что значит быть ловким?- 2 часа
3
раздел
Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков
Тема:
прикладные умения и навыки – 6
Основные
виды движения – 10
4
раздел
Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий
Тема:
методика проведения малых форм двигательной активности –4часа
4
год обучения ( 34 занятия)
1
раздел
Формирование представлений о физическом развитие ЗОЖ :
Тема:
гигиена повседневного быта – 2 часа
физическое
развитие младшего школьника – 2 часа
формирование
правильной осанки – 2 часа
основы
самоконтроля -1 час
средства
и методы сохранения здоровья – 2 часа
профилактика
близорукости – 2 часа
2
раздел
Воспитание двигательных способностей:
Тема:
что значит быть сильным и ловким?- 2 часа
3
раздел
Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков
Тема:
прикладные умения и навыки – 6
Основные
виды движения – 10
4
раздел
Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий
Тема:
методика проведения малых форм двигательной активности –4 часа
Планируемые
результаты
внеурочной
деятельности « Веселые старты» спортивно – оздоровительного направления
К
концу 1 года обучения:
Личностные результаты
|
Метапредметные результаты
|
Предметные результаты
|
Договариваться
и приходить к общей согласованности во время проведения игр;
Формирование
представлений об этических идеалах и ценностях;
Отбирать
и выполнять комплексы упражнений в соответствии с изученными правилами.
|
Соблюдать
санитарно –гигиенические правила, режим дня;
Понимать
необходимость ЗОЖ и соблюдать правила безопасного поведения;
демонстрировать
уровень физической подготовленности
|
Сохранять
правильную осанку, оптимальное телосложение;
знать
различные виды игр;
выполнять
правила игры.
|
К
концу 2 года обучения:
Личностные результаты
|
Метапредметные результаты
|
Предметные результаты
|
Определять
уровень развития физических качеств;
Договариваться
и приходить к общей согласованности во время проведения игр, учитывая
различные точки зрения;
Проявлять
инициативу в выборе и проведение подвижных игр.
|
Управлять
своими эмоциями;
Взаимодействовать
с коллективом, находить компомисс, слушать и понимать других;
Раскрывать
на примерах личностного опыта положительного влияния подвижных игр на
физическое, личностное. социальное развитие.
|
Выполнять
комплексы физических упражнений для формирования правильной осанки;
Организовывать
и проводить самостоятельные формы занятий;
Соблюдать
режим дня и правила личной гигиены.
|
К концу 3
года обучения:
Личностные результаты
|
Метапредметные результаты
|
Предметные результаты
|
Вести
наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения
физических упражнений;
проявление
положительных качеств личности и упражнение своими эмоциями в различных
игровых ситуациях;
взаимодействовать
с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий подвижными играми.
|
Вести
дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической
подготовленностью;
управлять
своими эмоциями.
|
Знать
о разновидностях физических упражнений;
общеразвивающих,
подводящих и соревновательных;
знать
и использовать комплексы ритмической гимнастики;
владеть
различными формами игровой деятельности.
|
К
концу 4 года обучения:
Личностные результаты
|
Метапредметные результаты
|
Предметные результаты
|
Проявление
дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
готовность
к преодолению трудностей;
целеустремленность
и настойчивость в достижении целей, жизненного оптимизма;
ориентация
на понимание причин успеха во внеурочной деятельности.
|
Активное
включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
понимать
необходимость ЗОЖ и соблюдать правила безопасного поведения;
оказание
моральной поддержки сверстникам во время соревнований.
|
Выполнять
простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
играть
по упрощенным правилам спортивные игры;
самостоятельно
организовывать и проводить спортивные соревнования;
планирование
занятий физическими упражнениями в режиме дня, организации отдыха и досуга.
|
Материально
- техническое обеспечение
Спортивный
инвентарь:
Стенка
гимнастическая, скамейка гимнастическая жесткая ( 2м; 4м),
мишени для
метания, навесная перекладина,
мячи
: набивные, баскетбольные, волейбольные, футбольные, мяч малый (мягкий), палка
гимнастическая, скакалка детская, мат гимнастический, коврики гимнастические,
кегли, обруч пластиковый детский, флажки, стойки для прыжков в высоту, козел
гимнастический.
Учебно
– методическое обеспечение.
1. Былеев
Л.В. Сборник подвижных игр – Москва Просвещение 1990
2. Васильков
Г.А. От игр к спорту – Москва Просвещение 1995
3. Глязер
С.И. Зимние игры и развлечения – Москва Просвещение 1993
4. Горский
В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование – Москва Просвещение 2010
5. Ковалько
В.И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы
6. ФГОС
Примерные программы начального образования «Просвещение», Москва 2009
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.