Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрограмма по русскому языку, 9 класс

Программа по русскому языку, 9 класс

Скачать материал

 Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку  для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» авторы С.И.Львова, В.В.Львов, 2-е издание, М. , Мнемозина, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Особенностью программы является ее направленность на достижение в преподавании единства про­цессов познания окружающего мира через родной язык, осмыс­ления его основных закономерностей, усвоения основ лингвис­тики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, само­образования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный под­ход в обучении русскому языку, что предполагает синтез про­цесса совершенствования речевой деятельности учащихся и фор­мирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного язы­кового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Курс нацелен на успешное овладение основными видами речевой деятельнос­ти в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно вос­принимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения гово­рить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых при­вык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различно­го типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновы­вать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и    т. п.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зре­ния их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассмат­ривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Особенно ярко раскрываются подобные связи, когда для анализа предлагаются языковые факты, имеющие частичное или полное внешнее сходство, например разные виды омонимов.      

В данном курсе уделено внимание  воп­росам истории русского языка, присутствует целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове. Такую работу помога­ет организовать учебный этимологический словарь.

Необходимо также отметить, что программа реализует культуроведческий аспект обучения родному языку, что прояв­ляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художествен­ных текстах, объяснение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом формируется пред­ставление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.

Программа составлена с учетом принципа преемствен­ности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышле­ния и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логичес­кого мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потреб­ности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное раз­витие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Программа рассчитана на 4 часа в неделю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Учебно-тематический план.

 

 

Содержание

Кол-во часов

по основ. прогр.

дополн. часы

 

  всего

Русский язык – национальный язык русского народа

     2

    -

     1

Повторение изученного в 5-7 классах

     7

    7

    14

Контрольная работа (диктант) по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

    

   

     

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики

     2

 

      2

Словосочетание как единица синтаксиса

     3

       6

       9

Контрольная работа по теме «Словосочетание как единица синтаксиса»

   

 

     

Предложение как единица синтаксиса

   12

      16

     28

Контрольная работа по теме «Виды предложений. Способы выражения главных членов».

  

 

     

Контрольная работа по теме «Предложение как единица синтаксиса».

 

 

     

Односоставные предложения

      15

      -

      15

Контрольная работа по теме «Односоставные предложения».

 

 

      

Простое осложненное предложение

   37

     17

      54

Контрольная работа по теме «Предложения с однородными членами предложения»

   

     

     

Контрольная работа по теме «Обособление определений и приложений»

 

 

      

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

  

    

      

Контрольная работа за курс 8 класса.

  

     

     1

Повторение и обобщение изученного

      10

 

     10

Резервные уроки

      2

 

       1

ИТОГО

       90

     46

   136

 


 Основные виды устных и письменных работ на уроках русского языка в 9 классе

Устно: устное высказывание на лингвистическую тему, текстоведческий анализ текста, работа с разными словарями, работа по составлению таблиц

Письменно: свободный диктант, объяснительный диктант, предупредительный диктант, творческий диктант, словарный диктант, диктант «Проверяю себя», выборочно-распределительный диктант, графический диктант, работа с тестами и перфокартами, подробное и сжатое изложение, работа с деформированным текстом, комплексный анализ текста, орфографический минимум, сочинения по картине, мини-сочинения на лингвистические темы.

 

Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 9 класса.

Речевая деятельность.

Аудирование. Владеть разными видами аудирования (озна­комительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения), дифференцировать главную и второсте­пенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; комментировать пози­цию автора аудиотекста; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста.

Чтение. Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике исходя из анализа названия параграфа (темы), содер­жания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным мате­риалом текста — схемами, таблицами, языковыми примерами; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержа­нии статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журна­ла, газеты — по оглавлению и заголовкам статей; владеть разны­ми видами чтения и пользоваться ими в зависимости от комму­никативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления); комментировать позицию автора прочитанного текста; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся оте­чественных лингвистах; пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.

Говорение. Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (про­слушанного) текста; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таб­лиц и других наглядных материалов; создавать связное выска­зывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращен­ную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддер­жать или закончить разговор и т. п.

Письмо. Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста; излагать прочитанные публицистические и художествен­ные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исход­ного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — "за" и "против), состав­лять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, авто­биографию).

Текстоведение. Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой); анали­зировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст; находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характер­ные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребитель­ные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собст­венную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на слово­образовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразо­вания; пользоваться разными видами морфемных и словообразо­вательных словарей.

Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреб­лять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художествен­ном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографическо­го, пунктуационного и синтаксического анализа.

Орфография. Применять орфографические правила, объяс­нять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.

Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предло­жения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонацион­ный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксичес­кий и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средст­во усиления выразительности речи. Владеть правильным спосо­бом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструк­ций, использовать на письме специальные графические обозна­чения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоя­тельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

 

 Перечень учебно-методического обеспечения.

1.      Львова С.И. Русский язык. 8 класс. В 2-х ч. Учебник  для общеобразовательных учреждений/ С.И.Львова, В.В.Львов. - М.: Мнемозина, 2012г

2.      С.И.Львова. Практикум по русскому языку: 8 класс: пособие для учащихся/ С.И.Львова. – М.: Просвещение, 2008 (Лингвистический тренажер)

3.      С.И.Львова. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя.  – М., 2000

4.      С.И.Львова. Уроки словесности: 5-9 классы.  – М., 1996

5.      Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс: пособие для учащихся/ Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2008. (Лингвистический тренажер)

6.      Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

7.      Единый государственный экзамен: Контрольно-измерительные материалы/ В.И.Капинос и др. – М., 2002-2010

8.      Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык» авторы С.И.Львова, В.В.Львов, 2-е издание, М. , Мнемозина, 2009

 

 

 

 


 

ПОУРОЧНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

дата проведения

Наименование раздела

Подраздел

Тема урока

Элементы

минимального

содержания
образования

 

ЗУН, речевое развитие

 

Информационные ресурсы

I ЧЕТВЕРТЬ (36 часов)

Русский язык – национальный язык русского народа. (1 ч)

1

03.09

Язык как основное средство общения в национальном коллективе. Русский язык как государственный язык РФ. Роль русского языка в международном общении.

Взаимоотношения русского языка с языками коренных народов России; роль языка на международной арене

 

 

Знать: роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры

и истории народа.

Уметь: объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом

 

 

 

Повторение изученного в 5-7 классах (14 ч)

2

04.09

Слово как основная единица языка. Анализ слова. Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари и их разновидности

 

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Фонетика, состав слова, части речи, члены предложения, состав слова, словообразование».

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с употреблением ъ и ь, ь после шипящих; чередование гласных, правописание суффиксов, приставок на з, с

 

 

 

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, соблюдая в практике письма основные правила орфографии

 

 

 

 

   3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

05.09

 

 

 

 

06.09

 

 

 

 

Фонетический, орфоэпический, лексический и орфографический анализ слов.

 

 

Употребление фразеологизмов в речи

 

 

 

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

 

 

 

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

Уметь: определять условия выбора нужной орфограммы, соблюдая в практике письма основные правила орфографии

 

 

 

 

5

10.09

Трудные случаи различения слов разных частей речи и определения морфемного состава слов.

 

 

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с

употреблением приставок пре- и при-, суффиксов -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- и гласных перед суффиксом -ыва-, -ива-, -ова-, -ева- в суффиксах прилагательных и причастий

 

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с употреблением -н- и -нн- в суффиксах прилагательных и причастий; навыков применения орфограмм, связанных с правописанием не с частями речи, дефисным написанием слов.

Закрепление умения употреблять частицу ни для усиления отрицания, а также в придаточном предложении.

Повторение изученного о дефисном написании различных частей речи.

Закрепление навыков правописания на основе разграничения смысла слов, различения их лексического и грамматического значения, морфемного состава.

 

 

 

 

 

Закрепление навыков правописания на основе разграничения смысла слов, различения их лексического и грамматического значения, морфемного состава

 

 

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

Уметь: определять условия выбора нужной орфограммы, соблюдая в практике письма основные правила орфографии

 

 

 

6

11.09

Русское правописание: орфография и пунктуация. Трудные случаи орфографии. Правописание Н и НН в словах разных частей речи.

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

Уметь: определять условия выбора нужной орфограммы; соблюдать в практике письма основные правила
орфографии

 

 

7

12.09

Трудные случаи орфографии. Слитное и раздельное написание созвучных слов.

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

Уметь: определять
условия выбора нужной орфограммы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 13.09

 

 

 

 

  17.09

Трудные случаи орфографии. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи

 

Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

 

 

 

 

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

 

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

Уметь: применять изученные правила и приемы; пользоваться определенными способами их применения

 

 

10

18.09

Дефисное написание слов

 

Повторение изученного о дефисном написании различных частей речи

 

 

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

Уметь: применять изученные правила и приемы; пользоваться определенными способами их применения

 

 

11

   19.09

 

Различение простых осложненных предложений и сложных предложений.

 

 

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

Уметь: применять изученные правила и приемы; пользоваться определенными способами их применения

 

 

 

12

  20.09

Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания перед союзом  И  в простом  и  сложном предложении.

 

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

Уметь: применять изученные правила и приемы; пользоваться определенными способами их применения

 

 

13

24.09

Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания   в простом осложненном предложении.

 

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

Уметь: применять изученные правила и приемы; пользоваться определенными способами их применения

 

 

14

25.09

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

 

Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

 

 

Уметь: классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму

 

 

 15

26.09

 

Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками

 

 

 

 

 

 16

27.09

 

Функциональные разновидности русского языка

 

 

 

 

Синтаксис и пунктуация (112 часов)

17

01.10

 

Контрольный словарный диктант по упр.108, 163. Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Виды синтаксической связи: сочинительная и подчинительная

 

 

 

 

18

02.10

 

Синтаксис и пунктуация  как разделы лингвистики.

 

 

 

 

                                                                           Словосочетание как единица синтаксиса (9 ч)

  19

03.10

 

Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Основные модели словосочетаний.

 

Повторение и углубление сведений о

словосочетании, подбор синонимов. Виды связи слов в словосочетаниях.

 

Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения.

Уметь: вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи

 

20

04.10

 

Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные, наречные.

 

Повторение и углубление сведений о

словосочетании, подбор синонимов. Виды связи слов в словосочетаниях

 

 

Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения.

 

 

 

21

   08.10

Цельные словосочетания

 

Повторение и углубление сведений о

словосочетании; знакомство с понятием цельные словосочетания; подбор синонимов. Виды связи слов в словосочетаниях

 

 

Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения.

Уметь: выполнять разбор словосочетаний; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; использовать в устной и письменной речи

 

 

 

22

09.10

Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Окончание и предлог как средство связи слов в словосочетании

Повторение и углубление сведений о

словосочетании; знакомство с понятием цельные словосочетания; подбор синонимов. Виды связи слов в словосочетаниях

 

 

Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения.

Уметь: вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; выполнять разбор словосочетаний; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; использовать в устной и письменной речи

 

 

23

10.10

 

Культура речи. Правильное употребление словосочетаний.

 

 

Углубление сведений о словосочетании; подбор словосочетаний-синонимов. Виды связи слов в словосочетаниях

 

 

Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; способы выражения значения.

 

Уметь: находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; использовать в устной
и письменной речи

 

 

 

24

11.10

Соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических норм при построении словосочетаний разных видов

 

Углубление сведений о словосочетании; подбор словосочетаний-синонимов. Виды связи слов в словосочетаниях

 

Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; способы выражения значения.

Уметь: находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; использовать в устной
и письменной речи

 

 

 

25

15.10

Практическая работа «Построение словосочетаний разных видов в соответствии с нормами русского литературного языка».

 

 

Углубление сведений о словосочетании; подбор словосочетаний-синонимов. Виды связи слов в словосочетаниях

 

 

 

 

26

16.10

 

Контрольная  работа (тест) по теме «Словосочетание как единица синтаксиса»

 

 

 

 

27

17.10

 

Анализ и разбор контрольной работы. Работа над ошибками.

 

 

 

 

                                                                             Предложение как единица синтаксиса (28 ч)

 

28

18.10

 

Понятие о предложении. Основные признаки предложения.

Предложение как основная единица языка; средство выражения мысли.

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств;

 

 

 29

22.10

Основные виды предложений. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов.

 

Предложение как основная единица языка; средство выражения мысли. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания;
работать с художественными текстами изучаемых литературных
произведений

 

 

 

 

30

23.10

Основные виды предложений. Утвердительные и отрицательные предложения.

Использование экспрессивных средств выражения значения утверждения (риторического вопроса, утвердительных частиц). Уместное использование в отрицательных предложениях речевых этикетных формул смягчения отказа.

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания;
работать с художественными текстами изучаемых литературных
произведений

 

 

 

 31

24.10

Различение видов предложений по наличию второстепенных членов: распространенные и нераспространенные предложения

Различение распространенных и нераспространенных предложений; возможность их синонимической замены.

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания;
работать с художественными текстами изучаемых литературных
произведений

 

 

 

 

 

32

25.10

Различение видов предложений по наличию необходимых членов предложений: полные и неполные предложения.

Наблюдение за использованием неполного предложения в разговорной речи и художественных текстах. Употребление неполных предложений в диалогической речи; соблюдение в устной речи интонации неполных предложений.

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания;
работать с художественными текстами изучаемых литературных
произведений

 

 

 

33

29.10

Роль интонации в общении. Основные элементы интонации.

Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация.

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений

 

 

 

 34

30.10

Основные виды простого предложения

 

Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепенных членов предложения.

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: вычленять односоставные и двусоставные предложения в тексте; находить главные члены предложения; выполнять синтаксический разбор простого предложения

 

 

 

35-36

31.10

Структура предложения. Грамматическая основа предложения.

Обобщение сведений

о способах выражения подлежащего; правильное согласование со сказуемым

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: находить подлежащее в предложении, определять способ его
выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым

 

 

 

I I ЧЕТВЕРТЬ (28 часов)

 

 

1

 

 

Подлежащее и способы его выражения

 

Обобщение сведений о способах выражения подлежащего; правильное согласование со сказуемым

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: находить подлежащее в предложении, определять способ его
выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым

 

 

 

 2

 

Виды сказуемого и способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое и составное)

 

Способы выражения сказуемого.

Приемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значений

 

Знать: основные признаки выражения
сказуемого.

Уметь: различать сказуемые по составу слов, по способу выражения  лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении; находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых

 

 

 

3

 

 

Проверочная работа по теме «Грамматическая основа предложения».

 

 

 

 

 

 4

 

 

Тире между подлежащим и сказуемым

 

Совершенствование навыка применения правила «Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым». Углубление знаний, умений и навыков по теме

 

Знать: основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь: находить подлежащее и сказуемое, ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием

 

 

 

 5

 

 

Проверочная работа (тест) по теме «Тире между подлежащим и сказуемым».

 

 

 

 

 

 6

 

Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого в предложении.

 

Способы правильного согласования подлежащего и сказуемого,
применение соответствующих правил с учетом существующих вариантов согласования. Приемы различения разных типов сказуемых в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значений

 

Знать: основные способы правильного согласования подлежащего и сказуемого.

Уметь: применять соответствующие правила, учитывая существующие варианты согласования

 

 

 

 7

 

 

Контрольная работа по теме «Виды предложений. Способы выражения главных членов предложения».

 

Определение уровня усвоения учащимися материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.

 

 

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы,
соблюдая основные правила орфографии

 

 

 

 

 8

 

 

Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками

 

 

 

Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму

 

 

 

 

 9

 

 

Второстепенные члены предложения. Определение как второстепенный член предложения. Виды определений

 

Обобщение сведений о второстепенных членах предложения. Грамматическое значение второстепенных членов. Многозначность второстепенных членов предложения. Роль определения в тексте.

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении

 

 

10

 

Различение согласованных и несогласованных определений.

Обобщение сведений об определении. Понятие приложение. Условия постановки дефиса при приложении. Способы выражения второстепенных членов предложения

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении

 

 

 11

 

Приложение как особый вид определения.

 

Обобщение сведений об определении. Понятие приложение. Условия постановки дефиса при приложении. Способы выражения второстепенных членов предложения

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки, определения.

Уметь: находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления; распознавать приложения среди других членов предложения; использовать текст изученного литературного произведения; «собирать» эпитеты

 

 

 

12

 

Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений

Обобщение сведений по теме «Дополнение».

 

Знать: определения всех членов предложения,

их признаки, отличия.

Уметь: отличать второстепенные члены предложения друг от друга, ставить вопрос, находить в тексте; определять способ выражения и роль в предложении

 

 

13

 

Различение прямых и косвенных дополнений

Прямое и косвенное дополнение.

Знать: определения всех членов предложения,

их признаки, отличия.

Уметь: отличать второстепенные члены предложения друг от друга, ставить вопрос, находить в тексте; определять способ выражения и роль в предложении

 

 

14

 

Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств

 

Обобщение сведений по теме

«Обстоятельство». Основные группы обстоятельств по значениям»; способы выражения дополнения и обстоятельства. Основные виды обстоятельств.

 

 

Знать: определения всех членов предложения,

их признаки, отличия.

Уметь: отличать второстепенные члены предложения друг от друга, ставить вопрос, находить в тексте; определять способ выражения и роль в предложении

 

 

 15

 

 

Морфологические способы выражения обстоятельств.

 

Основные группы обстоятельств по значениям»; способы выражения дополнения и обстоятельства. Основные виды обстоятельств.

 

 

Знать: определения всех членов предложения,

их признаки, отличия.

Уметь: отличать второстепенные члены предложения друг от друга, ставить вопрос, находить в тексте; определять способ выражения и роль в предложении

 

 

 16

 

 

Инфинитив в роли разных членов предложения.

 

 

Знать: определения всех членов предложения,

их признаки, отличия.

Уметь: отличать второстепенные члены предложения друг от друга, ставить вопрос, находить в тексте; определять способ выражения и роль в предложении

 

 

 17

 

 

Практическая работа «Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения».

 

 

 

 

 

18

 

 

Культура речи. Употребление второстепенных членов предложения

 

 

 

 

19

 

 

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение как единица синтаксиса»

 

Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

 

 

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдая основные правила орфографии

 

 

20

 

Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками

 

 

Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму

 

 

 

 

Односоставные предложения (15ч)

21

 

 

Односоставные предложения. Понятие об односоставном предложении.

Знакомство с видами односоставных предложений, их значением. Роль односоставных предложений в речи. Способы выражения сказуемого.

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: опознавать языковые единицы,
проводить различные виды анализа.

 

 

22

 

Виды односоставных предложений

 

Роль односоставных предложений в речи. Способы выражения сказуемого.

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: опознавать языковые единицы,
проводить различные виды анализа; различать виды односоставных предложений.

 

23

 

Односоставные предложения. Назывное предложение

Типы односоставных предложений. Понятие назывное предложение, признаки назывных предложений, роль в речи. Формирование умения находить назывные предложения в тексте

 

 

Знать: различие между типами односоставных предложений; признаки назывных предложений.

Уметь: находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе, газетных и журнальных очерках; пользоваться в описании для обозначения места

и времени

 

 

24

 

Именительный представления.

 

 

 

 

Типы односоставных предложений. Понятие назывное предложение, признаки назывных предложений, роль в речи. Формирование умения находить назывные предложения в тексте

 

Знать: различие между типами односоставных предложений; признаки назывных предложений.

Уметь: находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе, газетных и журнальных очерках; пользоваться в описании для обозначения места

и времени

 

25

 

 

Односоставные предложения. Определенно-личное предложение

 

 

 

 

 

Формирование умения находить определенно-личные предложения по смыслу и структурным особенностям; знаки препинания в определенно-личных предложениях

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: опознавать языковые единицы,
проводить различные виды анализа; различать виды односоставных предложений; проводить наблюдение: стилистические возможности односоставных предложений (тексты)

 

26

 

 

Односоставные предложения. Неопределенно-личное предложение

 

 

 

 

 

 

 

Понятие неопределенно-личные предложения; формирование умения находить их по смыслу и структурным особенностям

 

 

 

 

 

Знать: различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределенно-личных предложений.

Уметь: находить неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-лич-ные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными

 

27

 

 

Односоставные предложения. Обобщенно-личное предложение

 

Роль обобщенно-личных предложений в тексте; формы выражения сказуемого; обучение опознаванию этого типа предложений в речи. Признаки обобщенно-личных предложений. Односоставные и двусоставные предложения

 

Знать: различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки обобщенно-личных предложений.

Уметь: находить обобщенно-личные предложения в тексте; использовать обобщенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными обобщенно-личными

 

 

28

 

 

Практическая работа «Наблюдение за употреблением односоставных предложений в обобщенном значении в пословицах, афоризмах, крылатых выражениях».

 

 

 

 

 

I I I ЧЕТВЕРТЬ (40 часов)

 

1

 

Односоставные предложения. Безличное предложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений; формирование умения находить безличные предложения в тексте; употребление их в речи. Признаки безличного предложения

 

 

 

 

 

 

Знать: различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения.

Уметь: находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными

 

2

 

Морфологические средства выразительности главного члена в безличном предложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений; формирование умения находить безличные предложения в тексте; употребление их в речи. Признаки безличного предложения

 

 

 

 

 

Знать: различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки безличных предложений.

Уметь: находить безличные предложения в тексте; использовать безличные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными безличными

 

 

 

3

 

 

Совершенствование умения опознавать безличные глаголы, различать наречия, краткие прилагательные и слова категории состояния.

 

 

 

 

 

Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражения главных членов.

 

 

 

 

 

Знать: различие между односоставными и двусоставными предложениями.

Уметь: различать основные виды одоносоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, проводить синтаксический разбор односоставного предложения, расставлять знаки препинания в сложном предложении путем определения особенностей грамматических основ.

 

 

 

4

 

 

Практическая работа «Наблюдение за уместным употреблением односоставных предложений в речевых высказываниях разных жанров».

 

 

 

 

 

Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражения главных членов.

 

 

 

 

 

 

Знать: различие между односоставными и двусоставными предложениями.

Уметь: различать основные виды одоносоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, проводить синтаксический разбор односоставного предложения, расставлять знаки препинания в сложном предложении путем определения особенностей грамматических основ.

 

 

 

5

 

 

Контрольный словарный диктант. (по упр.412). Повторение и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

 

 

 

 

6

 

 

Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»

 

 

 

 

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка
и тематический контроль знаний, умений, навыков.

 

 

 

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

 

 

 

7

 

 

Анализ и разбор контрольной работы. Работа над ошибками.

 

 

Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически
орфограмму

 

 

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

 

 

 

Простое осложненное предложение (58 ч)

8

 

 

Простое осложненное предложение и его признаки. Понятие об однородных членах предложения.

 

 

 

 

 

Совершенствование навыка нахождения однородных членов в тексте

 

 

 

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: опознавать языковые единицы, выполнять различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию

 

 

 

9

 

 

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.

 

 

 

Совершенствование навыка нахождения однородных членов в тексте

 

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: опознавать языковые единицы, выполнять различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию

 

 

10

 

 

Способы связи однородных членов предложения (сочинительные союзы, перечислительная интонация)

 

 

 

 

Совершенствование навыка постановки запятой между однородными членами предложения, соединенными одиночными союзами

 

 

 

 

 

Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.

Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами

 

 

11

 

 

Однородные члены, связанные сочинительными союзами,
и пунктуация при них

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания, составления схемы предложения с однородными членами, связанными союзами

 

 

 

 

 

Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.

Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами

 

12

 

 

Однородные члены предложения, связанные без помощи союзов.

 

 

 

 

 

 

Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания, составления схемы предложения с однородными членами, связанными без помощи союзов.

 

 

 

Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах, не связанных союзами.

Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, не связанных союзами.

 

 

13

 

 

Парное соединение однородных членов предложения. Использование двойных союзов

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания, составления схемы предложения с однородными членами, связанными союзами

 

 

 

 

 

 

 

Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.

Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами

Составление предложений

с использованием изучаемой языковой единицы.

 

 

14

 

 

Различение однородных и неоднородных определений на основе смыслового, интонационного, грамматического анализа предложений.

 

 

 

Усвоение особенностей значения однородных и неоднородных определений и их пунктуационного оформления. Схемы предложений с однородными и неоднородными предложениями

 

 

 

 

Знать: правила постановки знаков препинания между однородными и неоднородными определениями и отсутствие знаков при неоднородных определениях.

Уметь: составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения

 

15

 

 

Знаки препинания в предложении с однородными и неоднородными определениями

 

 

 

 

 

Усвоение особенностей значения однородных и неоднородных определений и их пунктуационного оформления. Схемы предложений с однородными и неоднородными предложениями

 

Знать: правила постановки знаков препинания между однородными и неоднородными определениями и отсутствие знаков при неоднородных определениях.

Уметь: составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения

 

 

 16

 

 

 

 

 

 

 

Обобщающие слова при однородных членах предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование навыка правильной постановки знаков
препинания, составления схемы предложения с однородными членами и обобщающими словами при них

 

 

 

 

 

 

Знать: правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.

Уметь: правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми

 

 

17

 

 

Знаки препинания в предложении с обобщающими словами при однородных членах предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование навыка правильной постановки знаков
препинания, составления схемы предложения с однородными членами и обобщающими словами при них

 

 

 

 

 

Знать: правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.

Уметь: правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми

 

 

 18

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа «Использование предложений с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей»

 

 

 

 

 

Совершенствование навыка правильной постановки знаков
препинания, составления схемы предложения с однородными членами и обобщающими словами при них

 

 

 

 

 

Знать: правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.

Уметь: правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми

 

 

19

 

Культура речи. Употребление однородных членов предложения.

 

 

 

 

20

 

Повторение и обобщение изученного по теме «Предложения с однородными членами предложения»

 

 

Систематизация ЗУН

по теме «Однородные члены предложения». Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, составления схемы предложения с однородными членами

 

Знать: правила постановки знаков препинания

в предложениях с однородными членами.

Уметь: разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте; составлять самостоятельно предложения с однородными членами

 

 

21

 

 

Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами предложения»

 

 

 

 

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка
и тематический контроль знаний, умений, навыков

 

 

 

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы;
соблюдать основные
правила орфографии

 

 

22

 

 

Анализ контрольного диктанта. Понятие об  обособленных членах предложения

 

Умение классифицировать ошибки, правильно объяснять графически орфограмму

 

 

 

 

23

 

 

Употребление однородных членов предложения в разных стилях и типах речи.

 

 

 

 

 

24

 

 

Обособление согласованных определений и приложений

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие обособление как один из способов смыслового выделения

(или уточнения) членов предложения. Формирование умения проводить синонимичную замену, правильно ставить знаки препинания

 

 

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены

 

 

 

 

25

 

 

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями и приложениями.

 

 

 

 

Понятие обособление как один из способов смыслового выделения

(или уточнения) членов предложения. Формирование умения проводить синонимичную замену, правильно ставить знаки препинания

 

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены

 

 

26

 

 

Обособление согласованных приложений. Отсутствие или наличие запятой перед союзом как

 

 

 

 

 

 

Выявление грамматических условий обособления согласованных приложений. Интонация при обособлении приложений, знаки препинания. Формирование умения правильной постановки знаков препинания в оборотах с союзом как

 

 

Знать: правила обособления предложений.

Уметь: выявлять условия обособления; правильно ставить знаки
препинания при выделении обособленных членов предложения; выразительно читать предложения с обособленными членами

 

 

 

27

 

Обособление определений и приложений, относящихся
к личному местоимению

 

 

 

Выявление грамматических условий обособления определений и приложений, относящихся к личному местоимению

 

 

 

 

Знать: правила обособления определений.

Уметь: выявлять условия обособления; правильно обособлять определения и приложения интонационно и на письме; графически обозначать условия обособления

 

 

28

 

Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения

 

 

 

 

 

Понятие обособление как один из способов смыслового выделения

(или уточнения) членов предложения. Формирование умения проводить синонимичную замену, правильно ставить знаки препинания

 

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены

 

 

 

 

 

29

 

 

Повторение и обобщение изученного по теме «Обособление определений и приложений»

 

 

 

 

 

Закрепление и систематизация знаний по теме «Предложения с обособленными членами»

 

 

 

 

 

Знать: правила постановки знаков препинания

в предложениях с обособленными членами.

Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разбор; находить

в тексте, графически обозначать условия обособления

 

 

30

 

 

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособление определений и приложений»

 

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка
и тематический контроль знаний, умений, навыков

 

 

 

31

 

 

Анализ контрольного диктанта. Обособление дополнений

 

 

 

 

 

 

Понятие обособление как один из способов смыслового выделения

(или уточнения) членов предложения. Формирование умения проводить синонимичную замену, правильно ставить знаки препинания

 

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены

 

 

32

 

 

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными дополнениями.

 

 

 

 

Понятие обособление как один из способов смыслового выделения

(или уточнения) членов предложения. Формирование умения проводить синонимичную замену, правильно ставить знаки препинания

 

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены

 

 

33

 

 

Обособление обстоятельств. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами

 

 

Обобщение по теме «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями»; синонимические конструкции; знаки препинания при одиночном деепричастии

 

 

Знать: правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями.

Уметь: выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при обособленных обстоятельствах

 

 

34

 

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

 

Обобщение по теме «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями»; синонимические конструкции; знаки препинания при одиночном деепричастии

 

 

Знать: правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями.

Уметь: выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при обособленных обстоятельствах

 

 

35

 

Обособление обстоятельств как изобразительно-выразительное средство в художественной речи.

 

 

 

 

 

 

Обобщение по теме «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями»; синонимические конструкции; знаки препинания при одиночном деепричастии

 

 

 

Знать: правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями.

Уметь: выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при обособленных обстоятельствах

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

Обособление дополнений
и обстоятельств, выраженных

существительными с производными предлогами

 

 

 

 

 

 

 

Выявление грамматических условий обособления дополнений и обстоятельств, выраженных существительными с производными

предлогами. Интонация; условия постановки знаков препинания

 

 

 

 

 

Знать: правила обособления дополнений
и обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами.

Уметь: выявлять условия обособления дополнений и обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, правильно обособлять интонационно и на письме;  составлять предложения с производными предлогами, с которыми употребляются обособленные дополнения и обстоятельства

 

 

37

 

Обособление уточняющих членов

 

 

 

 

 

 

 

Отрабатывание умений находить уточняющие члены предложения, ставить знаки препинания. Выявление грамматических условий обособления уточняющих членов

 

 

 

 

Знать: правила обособления уточняющих членов предложения.

Уметь: выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами; находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте

 

 

38

 

Сравнение как одно из выразительных средств языка. Способы выражения значения сравнения и уподобления

 

 

 

Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот.

 

 

 

 

 

 

Уметь: опознавать синтаксические конструкции с КАК, правильно ставить знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи.

 

 

39

 

Обособление сравнительных  оборотов. Сравнительный оборот; его семантические и грамматические признаки

 

 

Уметь: опознавать синтаксические конструкции с КАК, правильно ставить знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи.

 

 

40

 

 

Практическая работа «Наблюдение за использованием обособленных дополнений, определений, обстоятельств в текстах разных стилей и типов речи».

(резервный урок)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV ЧЕТВЕРТЬ (36 часов)

 

1

 

 

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со сравнительным оборотом.

 

 

 

 

 

 

 

Способы выражения значения сравнения и уподобления: наречия образа действия; творительный сравнения (сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа). Сравнительный оборот; его семантические и грамматические признаки.

 

 

 

2

 

 

Практическая работа «Уместное использование сравнительных оборотов в текстах разных стилей и типов речи».

 

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка
и тематический контроль знаний, умений, навыков

 

 

 

3

 

 

Проверочная работа (тест) по теме «Обособление дополнений и обстоятельств»

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка
и тематический контроль знаний, умений, навыков

 

 

 

4

 

 

Уточняющие и присоединительные члены предложения.

 

 

Знать: что такое уточняющие, уточняемые члены предложения, условия их обособления; уметь отличать уточняющие члены предложения от обособленных оборотов, опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания, выделять на письме запятыми.

 

5

 

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими и присоединительными членами предложения

 

 

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.

 

Уметь: производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, соблюдать интонацию уточнения, пунктуационно оформлять на письме.

 

6

 

 

Знаки препинания в предложении с уточняющими и присоединительными членами предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать: что такое уточняющие, уточняемые члены предложения, условия их обособления; уметь отличать уточняющие члены предложения от обособленных оборотов, опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания, выделять на письме запятыми.

Уметь: производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, соблюдать интонацию уточнения, пунктуационно оформлять на письме.

 

 

7

 

 

Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать: что такое уточняющие, уточняемые члены предложения, условия их обособления; уметь отличать уточняющие члены предложения от обособленных оборотов, опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания, выделять на письме запятыми.

Уметь: производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, соблюдать интонацию уточнения, пунктуационно оформлять на письме.

 

 

8

 

 

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения».

 

 

Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.

 

 

 

 

Знать: что такое уточняющие, уточняемые члены предложения, условия их обособления; уметь отличать уточняющие члены предложения от обособленных оборотов, опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания, выделять на письме запятыми.

Уметь: производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, соблюдать интонацию уточнения, пунктуационно оформлять на письме.

 

 

9

 

 

Контрольный диктант  по теме «Обособленные члены предложения»

 

 

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка
и тематический контроль знаний, умений, навыков

 

 

10

 

Анализ контрольного диктанта.

Контрольный словарный диктант (по упр.558).

 

Умение классифицировать ошибки, правильно объяснять графически орфограмму

 

 

11

 

Предложения с вводными конструкциями. Группы вводных слов и выражений по значению

 

 

 

 

 

 

Обобщение и закрепление изученного по теме «Вводные слова». Знаки препинания при них». Понятие вводное предложение

 

 

 

 

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной

оценки высказывания.

Уметь: выражать определенное отношение к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах

 

 

12

 

 

Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Вводные предложения; их структурные особенности

 

 

 

 

Основные единицы языка и их признаки. Особенности интонации предложения с вводными конструкциями. Понятие вставная конструкция. Совершенствование умения правильной постановки знаков препинания

 

Знать: основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь: находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор этих предложений

 

 

13

 

 

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные единицы языка и их признаки. Особенности интонации предложения с вводными конструкциями. Понятие вставная конструкция. Совершенствование умения правильной постановки знаков препинания

 

 

 

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь: находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор этих предложений

 

 

14

 

 

Вставные конструкции. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вставными конструкциями

 

 

 

 

 

 

Основные единицы языка и их признаки. Особенности интонации предложения с вводными конструкциями. Понятие вставная конструкция. Совершенствование умения правильной постановки знаков препинания

 

 

 

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь: находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор этих предложений

 

 

15

 

 

Использование вставных конструкций в художественных и публицистических текстах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные единицы языка и их признаки. Особенности интонации предложения с вводными конструкциями. Понятие вставная конструкция. Совершенствование умения правильной постановки знаков препинания

 

 

 

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь: находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор этих предложений

 

 

16

 

 

Практическая работа «Сравнительный анализ речевых высказываний с вводными словами и созвучными членами предложения».

 

 

Роль в тексте

и значение. Особенности интонации предложения с вводными конструкциями

 

 

Уметь: выражать определенное отношение к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах

 

 

17

 

 

Обращение (распространенное и нераспространенное) и способы его выражения

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение сведений

об обращении; совершенствование умения правильной постановки знаков препинания

 

 

 

 

 

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного
разбора.

Уметь: находить в предложении обращение,
употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки
препинания

 

 

 

18

 

 

Выделительные знаки препинания при обращении.

 

 

 

 

 

Повторение сведений

об обращении; совершенствование умения правильной постановки знаков препинания

 

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного
разбора.

Уметь: находить в предложении обращение,
употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки
препинания

 

 

19

 

 

Основные функции обращения: звательная, оценочная, изобразительная.

 

Распространенные обращения, содержащие прилагательные и притяжательные местоимения

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного
разбора.

Уметь: находить в предложении обращение,
употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки
препинания

 

 

 

20

 

 

Практическая работа «Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле».

 

 

 

 

 

Составление предложений

с использованием изучаемой языковой единицы

 

 

 

 

 

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного
разбора.

Уметь: находить в предложении обращение,
употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки
препинания

 

 

21

 

 

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с  обращением. Особенности звательной интонации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного
разбора.

Уметь: находить в предложении обращение,
употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки
препинания

 

 

22

 

 

Проверочная работа по теме «Предложения с вводными конструкциями и обращениями»,

 

 

Составление предложений

с использованием изучаемой языковой единицы

 

 

 

 

23

 

 

Предложения с междометиями и словами да, нет. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с междометием.

 

Предложения с междометиями

и словами «да», «нет»

 

Уметь: составлять предложения

с использованием изучаемой языковой единицы

 

 

24

 

 

Знаки препинания в предложении с междометиями и  словами да, нет.

 

Предложения с междометиями

и словами «да», «нет»

 

 

Знать: основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного
разбора.

Уметь: находить в предложении обращение,
употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки
препинания

 

 

25

 

 

Уместное и стилистически оправданное использование междометий в речевых высказываниях.

 

 

 

 

26

 

 

Повторение. Словосочетание. Предложение. Виды односоставных предложений

 

 

 

 

27

 

 

Повторение. Простое осложненное предложение. Предложения  с однородными членами

 

 

 

 

 

28

 

 

Повторение. Простое осложненное предложение.

 

 

 

 

29

 

 

Повторение. Функциональные разновидности русского языка

 

 

 

 

 

30

 

 

Повторение. Предложения  с обособленными членами предложения

 

 

 

 

 

31

 

 

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

 

 

Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.

 

 

 

32

 

 

Анализ контрольного диктанта.

Работа над ошибками.

 

 

 

 

33

 

 

Повторим орфографию. Правописание суффиксов, приставок.

 

 

 

 

34

 

 

Повторим орфографию. Правописание Не с различными частями речи.

 

 

 

 

35

 

 

Повторим орфографию. Слитное и дефисное написание различных частей речи.

 

 

 

 

36

 

 

Резервный урок.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа по русскому языку, 9 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку  для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» авторы С.И.Львова, В.В.Львов, 2-е издание, М. , Мнемозина, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Особенностью программы является ее направленность на достижение в преподавании единства про­цессов познания окружающего мира через родной язык, осмыс­ления его основных закономерностей, усвоения основ лингвис­тики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, само­образования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный под­ход в обучении русскому языку, что предполагает синтез про­цесса совершенствования речевой деятельности учащихся и фор­мирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного язы­кового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Курс нацелен на успешное овладение основными видами речевой деятельнос­ти в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно вос­принимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения гово­рить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых при­вык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различно­го типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновы­вать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и    т. п. ...

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 791 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 01.10.2020
  • 10711
  • 285
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.
Конспект урока по русскому языку «Повторяем признаки имени существительного»
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 6. Повторяем признаки имени существительного
  • 01.10.2020
  • 943
  • 28
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 358
    • DOCX 395 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Курнина Ольга Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Курнина Ольга Евгеньевна
    Курнина Ольга Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3796
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек