Рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОго предмета
Русский Язык
2014 г.
Рабочая программа учебного
предмета разработана на основе примерной программы учебной дисциплины « Русский
язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей
среднего профессионального образования, разработанного Министерством
образования и науки Федеральным институтом развития образования и является
частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальностям
13.02.11 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
15.02.01 Монтаж и техническая
эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
23.02.03 Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
11.02.05 Аудиовизуальная
техника
15.02.07 Автоматизация
технологических процессов и производств (по отраслям)
09.02.01 Компьютерные системы
и комплексы
18.02.07 Технология производства и
переработки пластических масс и эластомеров
20.02.01 Рациональное
использование природохозяйственных комплексов,
а также в соответствии с
«Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего(полного)
общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и
среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным
учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо
Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в
сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и на основе
примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального
профессионального образования и специальностей среднего профессионального
образования (автор: ВоителеваТ.М.), одобренной ФГУ ФИРО 10.04.2008 г. и
Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в
сфере образования Минобрнауки РФ 16.04.2008 г.
Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное
учреждение среднего профессионального образования «Волжский политехнический
техникум»
Разработчики:
Костина Светлана
Ивановна, преподаватель гуманитарных дисциплин ФГОУ СПО «Волжский
политехнический техникум»
Рецензенты:
Пильщикова М.Г.,
преподаватель высшей категории гуманитарных дисциплин
Чаусова
Е.П. , преподаватель высшей категории русского языка и литературы ФГОУ СПО
«Волжский политехнический техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
|
5
|
2.
СТРУКТУРА
и содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
|
9
|
3.
условия
реализации учебноГО ПРЕДМЕТА
|
22
|
4.
Контроль
и оценка результатов Освоения учебноГО ПРЕДМЕТА
|
25
|
1. паспорт рабочей
ПРОГРАММЫ УЧЕБНого предмета
Русский язык
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебного
предмета «Русский язык» является частью примерной основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям:
13.02.11 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
15.02.01 Монтаж и техническая
эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
23.02.03 Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
11.02.05 Аудиовизуальная
техника
15.02.07 Автоматизация
технологических процессов и производств (по отраслям)
09.02.01 Компьютерные системы
и комплексы
18.02.07 Технология производства и
переработки пластических масс и эластомеров
20.02.01 Рациональное
использование природохозяйственных комплексов
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы:
Учебный предмет «Русский язык» входит в
общеобразовательный цикл и изучается на первом курсе как базовый предмет при
освоении специальностей СПО естественнонаучного, технического профилей
1.3. Цели и задачи учебного предмета – требования к
результатам освоения предмета:
Цели и задачи учебного предмета —
требования к результатам освоения предмета:
Целями изучения учебного предмета
«Русский язык» являются: воспитание
гражданина и патриота; формирование представления о русском языке
как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального
общения;
•
дальнейшее
развитие и совершенствование способности и
готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к
трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков;
•
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого
поведения в различных сферах общения;
•
овладение
умениями опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в
соответствии с задачами общения;
•
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение
уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основу программы
составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента
государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового
уровня.
Содержание программы структурировано на
основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у студентов развиваются
и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая)
и культуроведческая компетенции.
В результате изучения учебного предмета «Русский
язык» обучающийся должен: знать/понимать
•
связь языка и истории, культуры русского и других
народов;
•
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты,
литературный язык, языковая норма, культура речи;
•
основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь;
•
орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного
языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной,
официально-деловой сферах общения;
уметь
•
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные
и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
•
анализировать языковые единицы с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления;
•
проводить лингвистический анализ текстов различных
функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
•
использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
•
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от
коммуникативной задачи;
•
извлекать необходимую информацию из различных
источников: учебно- научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, в том числе представленных в электронном виде на различных
информационных носителях;
говорение и письмо
•
создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на
материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах
общения;
•
применять в практике речевого общения основные
орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка;
•
соблюдать в практике письма орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
•
соблюдать нормы речевого поведения в различных
сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
•
использовать основные приемы информационной
переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
•
осознания русского языка как духовной, нравственной
и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой
культуры;
•
развития интеллектуальных и творческих
способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации,
самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
•
увеличения словарного запаса; расширения круга
используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
•
совершенствования коммуникативных способностей;
развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному
общению, сотрудничеству;
•
самообразования и активного участия в
производственной, культурной и общественной жизни государства.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета
При
освоении специальностей СПО технического, естественнонаучного и
социально-экономического профилей русский язык изучается как базовый учебный
предмет:
при
максимальной учебной нагрузке обучающегося 116 часов, в том числе:
обязательной
аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов; самостоятельной работы
обучающегося 38 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной
работы
Вид учебной работы
|
Количество часов
|
Максимальная
учебная нагрузка (всего)
|
116
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
78
|
в том числе:
|
|
практические занятия
|
38
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
38
|
Итоговая
аттестация в форме
экзамена
|
|
3. условия реализации УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному
материально-техническому обеспечению
Реализация учебного предмета требует наличия
учебного кабинета «Гуманитарные дисциплины».
Оборудование
учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебников или учебных пособий «Русский язык»;
- комплект текстов, дидактических материалов;
-
медиатека (аудиокниги,
видеофильмы, диски, ЭОРы).
Технические
средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и
подключением к интернету;
- мультимедиапроектор;
- телевизор;
-
DVD
3.2. Информационное
обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Для студентов
Демьянова Н.Н. Измайлова Л.В. Русский
язык и культура речи для педагогических колледжей. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2010; Руссий язык: Учебник для средних специальных учебных заведений (под ред.
Максимова В.И.). - М.: Гардарики; 2006;
Розенталь Д.: Русский язык. 10-11 класс:
Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Оникс, 2009;
Гольцова Н. Г., Мищерина М. А., Шамшин И. В. Русский язык. Учебник. 10- 11
классы. - М.: Русское слово, 2009;
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский
язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М.,
2010;
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы:
учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М., 2007;
Для преподавателей
Русский язык и культура речи, учебник для
ссузов. Под ред. А.В.Голубевой. - М.:Юрайт, 2010;
Лекант П.А., Самсонов Н.Б., Маркелова
Т.В. Русский язык и культура речи: Учебник для ссузов - М.: Дрофа, 2010;
Воителева Т.М. Теория и методика обучения
русскому языку. - М., 2006; Готовимся к единому государственному экзамену /
Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. - М. 2006;
Мальцева JI.И.
Русский язык 10-11 класс. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. - М.:НИИ
школьных технологий, 2010;
Гвоздарев Ю.А. Современный русский язык Лексикология и фразеология. -
Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Словари
Русский орфографический словарь:
Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / под
ред. В. В. Лопатина — Москва, 2004;
Горбачевич К.С. Словарь трудностей
современного русского языка. - СПб. 2004;
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический
словарь русского языка. - М., 2009;
Лекант П. А., Диброва Е. И., Касаткин Л.
Л., Клобуков Е. В. Современный русский язык. - М.: Дрофа, 2007;
Львов В.В. Словарь антонимов русского
языка. - М.: АСТ-Пресс книга, 2008;
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около
60 000 слов и фразеологических выражений. - М.: Оникс, 2009;
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь
правильной русской речи. - М., 2005;
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006;
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов
русского языка. - М., 2005.
Интернет-рессурсы:
http://www.gramota.ru/ - справочно-информационный портал русский язык для всех
http://www.slovari.ru/ - словари русского
языка http://pycckoeslovo.ru/ - репетитор по
русскому языку www.rusword.org - Мир слова русского - сайт по русской
филологии http://www.ruscorpora.ru/ - национальный корпус русского языка
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий,
тестирования, проверки самостоятельной работы, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий.
•
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные
и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
•
анализировать языковые единицы с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления;
•
проводить лингвистический анализ текстов различных
функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
•
использовать основные виды чтения (ознакомительно-
изучающее, ознакомительно- реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
•
извлекать необходимую информацию из различных
источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, в том числе представленных в электронном виде на различных
информационных носителях;
говорение и
письмо
•
создавать устные и письменные монологические и
диалогические
высказывания различных
типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
социально- культурной и деловой сферах общения;
•
применять в практике речевого
общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы
современного русского литературного языка;
•
соблюдать в практике письма
орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного
языка;
•
соблюдать нормы речевого
поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении
дискуссионных проблем;
использовать
основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
|
участие в
конкурсах, викторинах, олимпиадах, конференциях; подготовка дисциплинарных и
междисциплинарных проектов по проблематике современного русского языка;
подготовка учебных портфолио и др.
Анализ результатов
освоения программы учебной дисциплины в рамках традиционной (оценочной)
системы учета достижений студентов.
|
•
Формы: текущий, предварительный, итоговый контроль.
Методы: устный опрос;
терминологические
кроссворды; письменное или компьютерное тестирование;
написание сочинений, изложений, эссе,
диктантов;
составление тезисов, аннотаций,
планов, конспектов;
подготовка рефератов,
электронных презентаций;
обзор информационных источников,
в т.ч. интернет-ресурсов;
участие в дискуссиях, ролевых играх;
информационная переработка текста,
видеофрагмента;
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.