Областное
государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в
медико-социальной и психолого-педагогической помощи -
областной центр
диагностики и консультирования «Развитие»
Программа
обучения
воспитанников
правилам
пожарной безопасности
Разработала
Тарасова С.В.
г.Ульяновск
2013г.
Пояснительная
записка.
Обучение воспитанников ОГБОУ ОЦДК
«Развитие» (далее- Центра) правилам пожарной безопасности проводится с целью
воспитания у них бережного отношения к имуществу учреждения, оказания
практической помощи в сохранении жизни, здоровья, имущества от пожаров, развития
навыков практических действий по предупреждению пожаров, тушению загораний, а
так же по оказанию первой помощи пострадавшим. Работа по данному направлению
проводится со всеми воспитанниками, - старшего дошкольного, младшего,
среднего, старшего школьного возраста.
Определены цель, задачи по реализации
программы, формы, методы и приемы работы.
Цель программы: формирование основ
пожарной безопасности, обучение поведению в случае возникновения пожара.
Достижение этой цели предполагает
решение задач:
1. Познакомить
детей с правилами пожарной безопасности.
2. Обучить
мерам пожарной безопасности.
3. Сформировать
элементарные знания об опасности шалости с огнем,
о
пожароопасных опасных предметах.
4. Воспитывать
бережное отношение к имуществу.
Формы работы: тематические
беседы, инструктажи, экскурсии в пожарную часть, просмотр видеопрезентаций,
видеофильмов, анкетирование, практические занятия по эвакуации.
К завершению
периода обучения воспитанники должны знать:
- суть явления «пожар», его
опасность и последствия;
- источники возникновения
пожаров, пожарную опасность природных явлений;
- наиболее пожароопасные
окружающие предметы и правила безопасного обращения с ними;
- элементарные требования
пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т. д.).
Воспитанники должны уметь:
- грамотно действовать в
случае возникновения горения или задымления;
- сообщать по телефону в
пожарную службу о пожаре, назвав фамилию, имя, точный адрес.
Занятия проводятся воспитателями,
соцпедагогом, замдиректора по воспитательной работе, привлекаются работники пожарной
охраны.
Направление работы по пожарной
безопасности содержит:
1. Рекомендации
по проведению мероприятий по пожарной безопасности.
2. Взаимодействие
с социумом.
3. Содержание
работы.
1. Рекомендации
к проведению мероприятий по пожарной безопасности.
По данному направлению разработаны мероприятия,
продолжительностью 30 - 40 минут. Содержание мероприятий может быть вариативно
(педагог может дополнить занятия играми, конкурсами, изменить порядок
заданий). При подготовке мероприятий по данному направлению педагог остается
свободным в выборе методической литературы и характера заданий для
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Особенностью данного направления
воспитательной работы является использование форм занятий: инструктаж по
пожарной безопасности, познавательные занятия, экскурсии в пожарную часть,
художественное слово, просмотр видеопрезентаций по причинам возникновения и профилактике
пожаров, викторины, продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация).
2. Взаимодействие с
социумом.
В ОГБОУ ОЦДК «Развитие» планирование
работы по пожарной безопасности предполагает взаимодействие с социумом.
Проводятся экскурсии в пожарную часть, на базу МЧС Заволжского района
г.Ульяновска, городскую библиотеку №31.
3.Содержание
работы.
Этапы
|
Ценностные установки
|
Задачи
|
Виды и формы
деятельности
|
Ожидаемые результаты
|
1. Организаци-онный
|
Формированиепредставлений о правилах безопасного
поведения
в быту.
|
1. Познакомить
с техникой безопасности.
|
Инструктаж
|
1.Заполненный лист инструктажа воспитанников
по пожарной безопасности.
|
2.Основной
|
Формирование у воспитанников потребности соблюдать
правила пожарной безопасности.
|
1. Формировать знания, умения, навыки об источниках
пожаров.
2. Обучать грамотным действиям в случае
возникновения пожара.
3.Воспитывать потребность в соблюдении техники безопасного
обращения с электроприборами, легковоспламеняю-щимися веществами в жизни.
|
1.Игровая деятельность, направленная на формирование
знаний об опасности игр с огнём.
2. Практическая деятельность, направленная на
формирование грамотных действий в случае возгорания.
3.Творческая деятельность.
|
1.Сформированы определенные знания и умения в плане соблюдения
правил безопасного поведения в быту.
2.Сформировано осознанное бережное отношение к имуществу.
3.Сформировано умение действовать в коллективе.
|
3. Заключитель-ный
|
Оценка результатов реализации мероприятий по пожарной
безопасности.
|
1. Закрепить знание правил пожарной безопасности.
|
Игровая¸ практическая деятельность.
|
Качественные изменения знаний у воспитанников по пожарной
безопасности (Викторина, анкетирование).
|
3.1. Примерный
тематический план воспитательных мероприятий
№
|
Темы мероприятий
|
Краткое
содержание
|
1
|
Инструктаж по правилам пожарной
безопасности.
|
Правила безопасного обращения с
электроприборами в быту.
|
2
|
Воспитательский час- диспут «Огонь-
друг или враг человека».
|
Знакомство с историей
возникновения огня, правилами пожарной безопасности. Дискуссия- друг или враг
человеку огонь? Чтение воспитанниками стихов о правилах пожарной
безопасности.
|
3
|
Беседа «Причины возникновения
пожаров».
|
Знакомство с основными причинами
возникновения пожаров: детская шалость с огнём, нарушение эксплуатации
электроприборов, печей, самовоспламенение горючих веществ.
|
4
|
Просмотр видеопре-зентации
«Причины пожаров. Правила поведения при пожаре».
|
Знакомство с правилами поведения
при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи. Меры безопасности от
получения ожогов, отравления
дымом.
|
5
|
Обучающее занятие «Первичные средства пожаротушения.
Знаки безопасности».
|
Знакомство с имеющимися в
учреждении средствами пожаротушения, оповещения о пожаре, эвакуационными
путями.
|
6
|
Экскурсия в пожарную часть.
|
Информация об истории
возникновения пожарной техники. Основное направление работы пожарных –
предупреждение пожаров.
|
7
|
Первичные средства пожаротушения.
Знаки безопасности.
|
Знакомство со средствами
пожаротушения: виды огнетушителей (пенные, порошковые, углекислотные); ящики
с песком, щиты с пожарным рукавом. Места установки, порядок применения.
|
8
|
Воспитательский час «Берегите
жилище от пожаров. Безопасное поведение в доме».
|
Закрепление правил безопасного
поведения в жилых помещениях.
|
9
|
Просмотр видеопрезентации
«Пожарная безопасность для детей».
|
Закрепление правил пожарной
безопасности путём решения заданий в игровых формах: отгадывание загадок,
участие в викторине, игре «Поле чудес», составления пословиц,
поговорок.
|
10
|
Противопожарный ре-жим в детском
учреж-дении. Практическое занятие по эвакуации.
|
Знакомство с планом эвакуации при
пожаре. Практическое занятие по эвакуации.
|
11
|
Анкетирование «Если рядом огонь…»
|
Предлагается ответить на 5
вопросов, выбрав один из вариантов ответов.
|
Список литературы:
1.Анастасова
Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным:
Альбом-задачник. – М.: Вентана- Граф, 2008.
2.Основы
безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах,
кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт.-сост. Г.П.Попова. –
Волгоград: Учитель, 2009.
3.Пожарная
безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост.
О.В.Павлова, Г.П.Попова, Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
4.Сюнькова
В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». 1-4
кл.: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.