.Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Сайгатинская средняя общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО заместитель
директора директор школы
протокол № ___ от « »_____ 2014
г. __________ Дренина Т.П. ___________
Мулаков Н.А.
руководитель МО ______________
« » ________ 2014 г. « » ___________ 2014
г.
(Ф.И.О.)
пр.№ ________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
(основное общее образование)
Составитель:
Ваховская
Елена Анатольевна,
учитель
обществознания
первой квалификационной категории
д. Сайгатина
2014 год
Оглавление.
Стр.
1.Пояснительная записка …………………………………………………………………………3
1.1.Общая характеристика
учебного предмета……………………………………………………3
1.2. Описание места предмета
в учебном плане……………...……………………………...3
1.3. Общеучебные умения,
навыки и способы деятельности…………………….................5
1.4. Результаты
обучения………………………………………………………………………6
2.Содержание учебного
предмета………………………………………………………………….6
3.Учебно-тематический план……………………………………………………………………..11
4.Требования к уровню
подготовки учащихся…………………………………………………..12
4.1. Требования к уровню
подготовки учащихся……………………………………................12
4.2. Критерии и нормы
оценки знаний и умений учащихся по обществознанию…………...15
5.Описание
учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной
деятельности……………………………………………………………………16
5.1. Средства
обучения…………………………………………………………………………….16
5.2. Список
учебно-методической литературы………………………………………………….19
5.3. Дополнительная
литература для учителя……………………………………………………19
5.4. Дополнительная
литература для обучающихся…………………………………………….19
5.5. Перечень ЦОР и
ЭОР…………………………………………………………………………20
6.Приложение
1. Календарно-тематическое планирование 6 класс……………………………21
Приложение
2. Календарно-тематическое планирование 7 класс……………………………23
Приложение 3. Календарно-тематическое планирование 8 класс……………………………25
Приложение 4. Календарно-тематическое
планирование 9 класс……………………………27
1.Пояснительная записка.
Настоящая программа по обществознанию для основной образовательной школы
(VI – IX классы)
создана на основе федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего
образования по обществознанию для образовательных учреждений и авторской
программы «Обществознание 6 – 11 классы» под ред. Л.Н. Боголюбова, академика
РАО, доктора педагогических наук; Л.Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук;
А.И. Матвеева, кандидат педагогических наук.
1.1. Общая характеристика учебного предмета.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой
комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом,
человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо
знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные
навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей;
правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным
элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной
и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками
социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих
типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности
в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в
основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности
в ответственный период социального взросления человека (11 – 15 лет), ее
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения
собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
•
воспитание общероссийской идентичности, гражданской
ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
•
освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых
для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о
позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно
взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах
регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав
человека и гражданина;
•
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической
деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных
ролях;
•
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных
задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной
деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной
деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
1.2. Описание места
учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения
учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в
том числе в 6, 7, 8 и 9 классах по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Программа рассчитана на 140 учебных часов.
Предусматривается выделение двух самостоятельных, связанных
между собой этапов.
Первый этап (6 класс) носит преимущественно пропедевтический
характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом
этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий
мир», изучаемому в начальной школе.
Открывается курс темой «Человек», в которой рассматриваются
важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит
ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и
эмоционально значимого (тема «Семья») до самого общественно значимого (тема
«Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных
институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека,
проявляющихся во взаимодействии с ними. Тема «Труд» включает необходимые азы
экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и
качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели»
посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими
понятиями морали: добро как благо; доброта и благородство как качества
человека; зло и способность человека противостоять ему.
Второй этап (7 – 9 классы) ориентирован на более сложный круг
вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует
предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность
изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения
социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных
возможностей учащихся.
В 7 классе первой изучается тема, которая показывает
специфику отношений в ближнем социальном окружении (тема «Ты и другие люди»).
Тема «Человек и закон» представляет собой цикл уроков,
рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных
знаний о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и
общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости
соблюдения закона, о правах человека и отдельно о правах ребенка. Специальный
урок посвящен необходимости подготовки к выполнению воинского долга.
Тема «Человек и экономика» дает представление о таких
проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление.
Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производства, в
процессе которого реализуется ее важнейшая роль в обществе — создание
материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении
экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального
поведения основных участников экономики – потребителей и производителей.
Тема «Человек и природа» раскрывает нравственные и правовые
аспекты отношения к природе.
В 8 классе курс включает четыре темы. Первая – «Человек
и общество» – дает представление о соотношении биологического и
социального в человеке, значимости социализации личности. Тема вводит ученика
в круг проблем современного общества и общественных отношений.
Следующая тема курса – «Сфера духовной
культуры» – вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания
себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают
возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования,
науки и религии.
Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных
экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие
ключевых экономических понятий. Изучаются понятия высокой степени
обобщенности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической
жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов).
Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим
отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (производители, потребители).
Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам: роли
государства в экономике, безработице, международной торговле,
Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические
понятия: социальная структура, социальные группы, социальный статус, социальная
роль, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения.
На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни
общества. Тема «Политика и социальное управление» дает обобщенное
представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в
управлении делами общества.
Заключительная тема «Право», на которую отводится
наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и
обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права,
другая – отраслям права. Особое внимание уделено элементам
конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ,
федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм
реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.
На заключительных уроках с опорой на знания по истории
характеризуются социальные изменения и их формы. Рассматриваются основные
проблемы современного мирового развития.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом
«История» и другими учебными дисциплинами.
1.3. Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета
«Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
•
умение сознательно
организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
•
владение такими видами
публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим
нормам и правилам ведения диалога;
•
выполнение познавательных и
практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на
уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
– использование элементов причинно-следственного анализа;
– исследование несложных реальных связей и зависимостей;
– определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
– выбор верных критериев для сравнения, сопоставления,
оценки объектов;
– поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа;
– перевод информации из одной знаковой системы в другую (из
текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
– объяснение изученных положений на конкретных примерах;
– оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей
личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и
правовым нормам, выполнение экологических требований;
– определение собственного отношения к явлениям современной
жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания
предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи
информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать
осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной
деятельности.
1.4. Результаты
обучения.
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к
уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и
личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и
практической
деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной
жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный
выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который
усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах
деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять,
раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать,
формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки
учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не
подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и
мировоззренческими установками выпускников.
2. Содержание учебного предмета. (140 ч.)
Первый этап (6 класс) – Введение в обществознание
(35 ч.)
6 класс (35 ч.)
Тема
1. Человек (8 ч.)
Цели и ценность человеческой жизни. Человек – биологическое
существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств.
Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового
возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность –
показатель взрослости.
Познание мира. Познание самого себя (самопознание).
Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра,
учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в
детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения
как условие успешной деятельности.
Потребности человека – биологические, социальные,
духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и
чувства.
Тема
2. Семья (6 ч.)
Семья – ячейка общества. Семья под защитой государства.
Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями.
Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение
обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор
и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Тема
3. Школа (3 ч.)
Значение образования в жизни общества. Ступени
школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в школе.
Урочная и внеурочная деятельность. Учеба – основной труд школьника. Умение
учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками,
сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.
Тема
4. Труд (4 ч.)
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда.
Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека.
Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий
труд. Творчество в искусстве.
На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема
выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Тема
5. Родина (7 ч.)
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации.
Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к
Родине. Черты патриота.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные
праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России.
Обязанности граждан. Гражданственность.
Россия – федеративное государство. Национальность человека.
Народы России – одна семья. Многонациональная культура России.
Межнациональные отношения.
Тема
6. Добродетели (5 ч.)
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее.
Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Быть смелым. Страх – защитная реакция человека. Преодоление
страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям.
Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Второй этап (7 – 9 классы) – Основы обществознания
(105 ч.)
7 класс (35 ч.)
Тема
1. Человек среди людей. (5 ч.)
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях
между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники,
сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру.
Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и
младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность,
толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение.
Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема
2. Человек и закон (12 ч.)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения.
Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их
гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты
прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений.
Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов.
Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия.
Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.
Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и
человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя
дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду.
Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки.
Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже
закона. Судебные органы. Милиция, Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан.
Тема
3. Человек и экономика (11 ч.)
Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и
товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и
малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная
плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие
на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства.
Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии
экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного
обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные
виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное
подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и
произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Тема
4. Человек и природа (4 ч.)
Человек – часть природы. Взаимодействие человека и
природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Цена
безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни
и деятельности человечества.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану
окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Резерв учебного времени – 2 ч.
8 класс (35 ч.)
Тема
1. Личность и общество (4 ч.)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение.
Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы
общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества.
Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и
угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (9 ч.)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности
и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм.
Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии
морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная
ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний
самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные
знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и
поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества.
Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность
образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества.
Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в
современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации
и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (15 ч.)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и
экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость
(цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить.
Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности.
Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и
предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства.
Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые
формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции
государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение
доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги,
предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские
услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский
кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и
социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные
курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (6 ч.)
Социальная структура общества. Социальная мобильность.
Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.
Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие
социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе.
Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к
историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в
многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма
для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
9 класс (35 ч.)
Тема 1. Политика. (15 ч.)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные
направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный
суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм.
Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия
становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути
формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в
РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую
жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема
2. Право (19 ч.)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства.
Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система
законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты
права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений.
Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура.
Нотариат.
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство.
Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной
власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация
прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам
человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы
реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные
виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус
несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения
брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное
правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие
преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность
несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения
в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную
работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической
деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
– извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе
экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них
различных подходов и точек зрения;
– решение познавательных и практических задач, отражающих
типичные жизненные ситуации;
– формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на
основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
– наблюдение и оценку явлений и событий, происходящих в социальной
жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические,
культурологические знания;
– оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения
нравственности, права и экономической рациональности;
– участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни;
– выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
– конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных
задачах и в реальной жизни;
– совместную деятельность в процессе участия в ученических социальных
проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
3. Учебно-тематический план.
6 класс
№
п/п
|
Название раздела
|
Количество
часов
|
В том числе
|
теория
|
практика
|
|
Введение
|
1
|
1
|
|
1.
|
Человек.
|
8
|
5
|
3
|
2.
|
Семья.
|
6
|
4
|
2
|
3.
|
Школа.
|
3
|
3
|
-
|
4.
|
Труд.
|
4
|
3
|
1
|
5.
|
Родина.
|
7
|
5
|
2
|
6.
|
Добродетели.
|
5
|
3
|
2
|
|
Контрольная
работа по теме «Человек и общество».
|
1
|
|
1
|
|
Всего
|
35
|
24
|
11
|
7 класс
№
п/п
|
Название раздела
|
Количество
часов
|
В том числе
|
теория
|
практика
|
|
Введение
|
1
|
1
|
|
1.
|
Человек среди людей.
|
5
|
4
|
1
|
2.
|
Человек и закон.
|
12
|
8
|
4
|
3.
|
Человек и
экономика.
|
11
|
8
|
3
|
4.
|
Человек и природа.
|
4
|
3
|
1
|
|
Повторение.
|
2
|
|
2
|
|
Всего
|
35
|
24
|
11
|
8 класс
№
п/п
|
Название раздела
|
Количество
часов
|
В том числе
|
теория
|
практика
|
|
Введение
|
1
|
1
|
|
1.
|
Личность и общество.
|
4
|
3
|
1
|
2.
|
Сфера духовной
культуры.
|
9
|
6
|
3
|
3.
|
Экономика.
|
15
|
10
|
5
|
4.
|
Социальная сфера.
|
6
|
3
|
3
|
|
Всего
|
35
|
23
|
12
|
9 класс
№
п/п
|
Название раздела
|
Количество
часов
|
В том числе
|
теория
|
практика
|
|
Введение
|
1
|
1
|
|
1.
|
Политика.
|
15
|
10
|
5
|
2.
|
Право.
|
19
|
14
|
5
|
|
Всего
|
35
|
25
|
10
|
4. Требования к
уровню подготовки учащихся.
4.1. Требования к уровню подготовки учащихся.
6 класс.
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать. Основные положения раздела «Человек».
Какие качества характеризуют личность, какие черты подросткового возраста
отличают его от других периодов. Какие виды деятельности называют основными и
почему. Что такое потребности. Что такое мышление. Кого считают рачительным
хозяином. Каковы источники экономии в домашнем хозяйстве, что должен знать и
уметь рачительный хозяин. Какое время можно назвать свободным. Основные
положения раздела «Семья». Основные положения раздела «Школа». Основные
положения раздела «Труд». Каким бывает труд человека. Какие правила помогают
успешно трудиться. Какие два значения имеет слово «ремесленник». Как связаны по
смыслу и происхождению слова «творчество», «творить», «творец», «творение».
Основные положения раздела «Родина». Что такое федерация и субъект Российской
Федерации. Почему русский язык является государственным в РФ. Что изображено на
гербе РФ. Что означают цвета российского государственного флага. В каких
случаях принято исполнять Государственный гимн России. Что означает слово
«гражданин», права гражданина, дающие ему возможность участвовать в управлении делами
государства. Основные положения раздела «Добродетели». Что такое человечность.
Понимать. Что можно воспитать в себе, почему
принято считать подростковый возраст переходным, почему только человек может
заниматься деятельностью. Что составляет духовный мир человека, чем чувства
человека отличаются от его эмоций. Для чего нужно семейное хозяйство. Какого
человека можно назвать хорошим товарищем и почему. Почему труд по-разному
оценивается. Как соотносится красота и творчество. Как выбрать свое дело.
Главные обязанности граждан. В чем суть «золотого правила морали». Почему
необходимо заботиться о слабых.
Уметь. Доказать, что человек существо
биосоциальное. Объяснять, нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими,
уметь объяснять значения слово «деятельность». Рассказать, какие высшие чувства
они знают. Отвечать на вопросы: «Что такое домашний труд? Какие потребности
семьи удовлетворяет совместный труд?» Рассказать, как наполнить свободное время
полезными делами. Объяснять, что может помешать дружбе. Привести примеры о том,
как дружат разные ребята. Пояснить, какие человеческие качества считают наиболее
важными для дружбы. Объяснять, чем богатый человек отличается от бедного.
Объяснять, всякий ли мастер может быть назван творцом. Объяснять, в чем человек
видит свое счастье; можно ли в работе видеть смысл жизни. Объяснять значение
слова «патриот». Объяснять, какого человека можно считать достойным гражданином
своей страны. Объяснять. В чем состоит доброе дело, добрый поступок, каких
людей на свете больше: добрых или злых. Объяснять, что такое страх, что такое
смелость, какую роль она играет в жизни человека. Сформулировать свое
определение гуманизма.
Анализировать,
делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения,
работать с текстом учебника, выделять главное. Использовать изученный материал
для решения познавательных задач, давать определения понятий
7 класс
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать. Назначение предмета. Основные положения
раздела «Человек и закон». Какие правила поведения людей существуют. Что такое
обычаи и ритуалы. Как права человека связаны с его потребностями. Какие группы
прав существуют. Что означает выражение «права человека закреплены в законе».
Что определяет границу прав человека. Определения понятий: права человека,
гражданские права, политические права и.т.д. Почему человеческому обществу
нужен порядок. Каковы способы для установления порядка в обществе. В чем смысл
справедливости. Почему свобода не может быть безграничной. Термины: свобода,
закон, справедливость. Защита Отечества – это
священный долг и обязанность гражданина. Почему нужна регулярная армия. В чем
состоит обязательная подготовка к военной службе. В чем отличия военной службы
по призыву от военной службы по контракту. Каковы основные обязанности
военнослужащих. Как готовить себя к выполнению воинского долга. Термины: армия,
священный долг, патриотизм, гражданственность. Что такое дисциплина. Какая
она бывает. Каковы последствия нарушения дисциплины. Термины: дисциплина,
дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль. Кого называют
законопослушным человеком. В чем коварство мелкого хулиганства. Признаки
противоправного поведения. Особенности наказания несовершеннолетних. Термины: Преступление,
виды преступлений, кража, грабеж, подстрекатели, соучастники. Что такое
правонарушение. Каковы его виды. Преступление и его признаки. Какие задачи
стоят перед сотрудниками правоохранительных органов. Какие органы называются
правоохранительными. Какие задачи стоят перед судом. Что такое полиция. Как
работают подразделения по делам несовершеннолетних. Термины: правопорядок,
прокуратура, суд, полиция, ФСБ, таможня, нотариус, презумпция невиновности.
Основные положения раздела «Человек и экономика». Как экономика служит людям.
Почему форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики. Что общего
и в чем различия экономических интересов производителей и потребителей.
Термины: экономика, производство, обмен, распределение, потребление,
технология, производитель, потребитель. Из чего складывается мастерство
работника. Чем определяется размер заработной платы. Термины: квалификация,
труд, зарплата, виды зарплаты. Какова роль разделения труда в развитии
производства. Как сделать производство выгодным. Как снизить затраты
производства. Почему люди занимаются бизнесом. Какова роль предпринимательства
в развитии экономики. Различные виды бизнеса и их взаимосвязь. Как сделать
бизнес успешным и получить прибыль. Термины: бизнес, предпринимательство,
виды бизнеса, формы бизнеса, акции. Как обмен решает задачи экономики.
Зачем люди и страны ведут торговлю. Для чего нужна реклама товаров и услуг.
Термины: обмен, торговля. реклама, услуги, деньги, бартер. Что такое
ресурсы семьи. Термины: семейный бюджет. Формы семейного бюджета.
Понимать. Важность соблюдения законности.
Важность выполнения священного долга- службы в армии. Содержание и значение
правовых норм. Сущность совместной деятельности людей в сфере экономики. Кратко
характеризовать каждый из ресурсов семьи. Объяснять, зачем семье (человеку,
фирме, государству) нужен бюджет.
Уметь. Называть различные виды правил.
Приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в
обществе существуют правила этикета. Оценивать поступки людей в рамках
изучаемой темы. Приводить примеры различных ситуаций по заданной теме. Выражать
сознательное неприятие антиобщественного поведения. Соотносить конкретный казус
с видом правонарушений. Приводить примеры правовых отношений и ситуаций,
регулируемых различными видами норм. Решать познавательные и практические
задачи в рамках материала. Сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие
черты.
Анализировать,
делать выводы, отвечать на вопросы, находить в СМИ информацию по заданной теме,
сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения,
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме. Применять полученные
знания на практике.
Высказывать
свое мнение. Работать с текстом учебника. Отвечать на поставленные вопросы,
давать определение понятий.
8 класс.
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать. Назначение предмета. Основные положения
раздела «Личность и общество». Понятия: человек, индивид, личность,
социализация, ценность, общество, человек, социальные нормы, глобальные
проблемы, цивилизация. Основные положения раздела «Сфера духовной
культуры». Понятия: образование, закон, конвенция. Основные положения
раздела «Экономика». Понятия: экономика, ресурсы, потребность, благо,
стоимость, рыночная экономика, смешанная экономика, командная экономика, рынок,
спрос, предложение, дефицит. Причины, виды, последствия инфляции. Причины
безработицы. Основные положения раздела «Социальная сфера». Понятия: социальная
мобильность ,социальный конфликт, нация, этнос, народность, толерантность,
девиантное поведение.
Понимать. Взаимосвязь сфер общественной жизни
на конкретных примерах. Сущность научного познания. Роль научных исследований в
современном мире. Модели экономических систем. Структуру экономики. Понятия: владеть,
пользоваться, распоряжаться, рыночный механизм, разделение труда,
специализация, прибыль, предприниматель, бизнесмен, издержки, выручка, риск,
прямой и косвенный налог, акциз, бюджет
Уметь. Давать краткую характеристику сферам
общественной жизни. Приводить примеры единства и многообразия мира.
Характеризовать глобальные проблемы современного человека. Характеризовать
духовную жизнь человека и общества. Развитие духовной культуры в современной
России. Характеризовать критерии морального поведения. Характеризовать
экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Называть основные вопросы
экономики. Называть формы собственности. Характеризовать факторы производства и
факторные доходы. Приводить примеры предпринимательской деятельности. Называть
способы воздействия государства на экономику. На практике применять основные
положения закона РФ «О защите прав потребителей». Объяснять сущность социальной
структуры. Анализировать социальный образ личности.
Высказывать
свое мнение, работать с текстом учебника. Анализировать, делать выводы,
обосновывать свою точку зрения. Выделять главное. Работать с документами.
9 класс
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать. Основные положения раздела «Политика».
Что такое политика. Какую роль играет политика в жизни общества. Признаки и
формы государства. Понятия: политический режим. Виды политических
режимов. Принципы правового государства. Основные признаки гражданского общества.
При каких условиях человек может сознательно в политической жизни. Что такое
политические партии и общественные движения. Основные положения раздела
«Право». Основное назначение права в обществе. Что такое правоотношения.
Признаки и виды правонарушений. Виды юридической ответственности. Какие органы
называются правоохранительными. Почему конституция является законом высшей
юридической силы. Принципы правового государства. Какие права и обязанности
включаются в трудовой договор. Каковы условия вступления в брак. Что такое
брачный договор. Что понимается под родительскими правами. Особенности
административного права. Особенности уголовного права. Роль государства в
обеспечении социальных условий жизни людей. Что называют международным
гуманитарным правом.
Понимать. Различия в характеристике
политических режимов. Различие между государственным управлением и местным
самоуправлением. Что закон является нормативным актом высшей юридической силы.
Значение дисциплины труда. Какими правами обладает ребенок. В чем суть личных и
имущественных отношений. Почему семья является приоритетной формой воспитания
детей. В чем состоят важнейшие черты административных правоотношений.
Особенности уголовно-правовых отношений.
Уметь. Называть главные особенности
политической власти. Называть различные точки зрения причин появления
государства. Сравнивать конституцию и абсолютную монархию. Характеризовать
«ветви власти». Оценивать значение принципов конституционного строя.
Характеризовать субъекты правоотношений. Определять принцип правосудия.
Характеризовать трудовые правоотношения. Какие виды наказаний и ответственности
несут несовершеннолетние правонарушители. Объяснять, почему социальные проблемы
остаются весьма острыми в нашем обществе.
Осуществлять
поиск социальной информации в различных источниках. Работать с документом по
заданному алгоритму. Формулировать на основе приобретенных правовых знаний
собственные суждения и аргументы. Применять правовые и социально-экономические
знания в процессе решения познавательных и практических задач. Анализировать
текст, объяснять смысл понятий.
4.2.Критерии и
нормы оценки знаний и умений учащихся по обществознанию.
Проверка знаний,
умений и навыков учащихся осуществляется посредством устных и письменных форм.
Устные
формы контроля: беседы, вопрос-ответ, решения заданий
у доски с последующим комментарием и другое.
Письменные формы: тесты на проверку понимания и
запоминания материала, контрольные работы промежуточной и тематической проверки
ЗУН, самостоятельные работы, дифференцированные задания, индивидуальные
карточки, домашние задания.
Оценивание
результатов обучения по пятибалльной шкале:
Оценка «5»
– работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой
последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают
необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое
умение и навыки.
Оценка «4» –
самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно.
Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не
влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание
основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для
самостоятельного выполнения работы.
Оценка «3» – работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания
теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при
самостоятельной работе.
Оценка «2» – выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к
выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и
отсутствие необходимых умений.
Требования к
устному ответу и норма оценки устного ответа по обществознанию.
При устном ответе
ученик должен: целостно излагать материала; показать свои умственные и
словесные способности, используя не формалистические, а реальные
обществоведческие понятия;
продемонстрировать
степень понимания специфических особенностей обществоведческих знаний;
локально мыслить,
глубоко понимать комплексную причинную связь;
правильно
приводить примеры для доказательства положения не только из учебника, но и
самостоятельно.
Оценки ставятся
за обстоятельные ответы, показывающие степень познания ученика. Критерии
оценивания письменного ответа
При оценке
письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление
собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие
проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без
использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация
своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция,
отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в
связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих
терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой
на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция,
отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным
использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа
(теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются).
Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция,
отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном
использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с
опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме
на бытовом уровне без аргументации.
5. Описание
учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной
деятельности.
Для отражения
количественных показателей в данном разделе используется следующая система
символических обозначений:
Ø
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме
специально оговоренных случаев),
Ø
К – полный комплект (исходя из реальной
наполняемости класса),
Ø
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в
два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух
учащихся),
Ø
П – комплект, необходимый для практической
работы в малых группах (6-7 экз.).
5.1. Средства обучения.
№
|
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
|
Основная школа
(необходимое количество)
|
Примечания
|
1.
|
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
|
|
Стандарт основного общего образования по обществоведению
|
Д
|
|
|
Примерная программа основного общего образования по обществоведению
|
Д
|
|
|
Авторская рабочая программа по курсу обществоведения
|
Д
|
|
|
Учебник для 6 класса
|
К
|
|
|
Учебник для 7 класса
|
К
|
|
|
Учебник для 8 класса
|
К
|
|
|
Учебник для 9 класса
|
К
|
|
|
Рабочая тетрадь для 7 класса
|
К
|
|
|
Рабочая тетрадь для 8 класса
|
К
|
|
|
Рабочая тетрадь для 9 класса
|
К
|
|
|
Дидактические материалы по всему курсу.
|
Ф
|
Сборники познавательных и развивающих заданий, а также
контрольно-измерительные материалы по отдельным темам
|
|
Книги для чтения по курсу обществоведения 6 – 9 класса
|
П
|
|
|
Научная, научно-популярная, художественная общественно-политическая и
историческая литература.
|
Б
|
Необходимы для подготовки докладов и сообщений; Научные,
научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки
докладов, сообщений, рефератов и творческих работ
|
|
Учебный словарь по обществознанию для основной школы.
|
П
|
|
|
Справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву,
социологии, философии, политологии, демографии, социальной психологии).
|
Б
|
|
|
Книга для учителя обществознания (раскрывающая научное содержание
основных проблем и тем курса)
|
Д
|
|
|
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)
|
Д
|
|
2
|
Печатные
пособия
|
|
Таблицы по основным разделам курса
|
Д/Ф
|
Таблицы, схемы, диаграммы и графики могут в демонстрационном
(настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях
и на электронных носителях.
|
|
Схемы по обществоведению (отражающие причинно-следственные связи,
системность социальных объектов, явлений и процессов)
|
Д/Ф
|
|
Диаграммы и графики, отражающие статистические данные различных
социальных процессов
|
Д/Ф
|
|
Комплект
«Государственные символы Российской Федерации»
|
Д
|
|
3.
|
Компьютерные и
информационно-коммуникативные средства
|
|
Мультимедийные обучающие программы.
|
Д
|
Мультимедийные обучающие программы носят проблемно-тематический
характер и обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных
предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия
предоставляют техническую возможность построения системы текущего и итогового
контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля
|
4.
|
Экранно-звуковые пособия
|
|
Видеофильмы по обществоведению
|
Д
|
В цифровом и компьютерном видах.
|
|
Слайды по тематике курсов обществоведения.
|
Д
|
5.
|
Технические
средства обучения (ТСО)
|
|
Экспозиционный экран
|
Д
|
|
|
Мультимедийный
компьютер с графической операциональной системой, универсальными портами с
приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами,
оснащенный колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью подключения к Internet.
|
Д
|
Пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических,
презентационных.
|
|
Сканер
|
Д
|
|
|
Принтер лазерный
|
Д
|
|
|
Копировальный
аппарат
|
Д
|
|
5.2. Список
учебно-методической литературы.
1.2.2.3.1.2.
|
Боголюбов Л.Н.,
Иванова Л.Ф.
|
Обществознание
|
6
|
М.:
«Просвещение», 2009.
|
1.2.2.3.1.3.
|
Боголюбов Л.Н.,
Иванова Л.Ф.
|
Обществознание
|
7
|
М.:
«Просвещение», 2009.
|
1.2.2.3.1.4.
|
Боголюбов Л.Н., Городецкая
Н.И.
|
Обществознание
|
8
|
М.:
«Просвещение», 2011.
|
1.2.2.3.1.5.
|
Боголюбов Л.Н.,
А.И. Матвеев
|
Обществознание
|
9
|
М.:
«Просвещение», 2011.
|
Примечание.См.
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования
и науки РФ № 253 от 31 марта 2014г.
5.3.
Дополнительная литература для учителя.
1.
Обществознание 6 класс. Поурочные планы / С.Н. Степанько.–
2-е издание. – Волгоград: Учитель, 2010. – 218 с.
2.
Обществознание 7 класс. Поурочные разработки / Л.Н.
Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. – М.: «Просвещение», 2012. – 128
с.
3.
Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс.
А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2009. – 304 с.
4.
Контрольно-измерительные материалы. 7 класс. А.В. Поздеев.
– М.: ВАКО, 2011. – 96 с.
5.
Обществознание 8 класс. Поурочные разработки / Л.Н.
Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. – М.: «Просвещение», 2010. – 176
с.
6.
Поурочные разработки по обществознанию: 8 класс. А.В.
Поздеев. – М.: ВАКО, 2008. – 320 с.
7.
Обществознание 9 класс. Поурочные разработки / Л.Н.
Боголюбов, Н.Ю. Басик. – М.: «Просвещение», 2010. – 141 с.
8.
Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек.
О.В. Вильчинская. – изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 190 с.
9.
Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. А.В.
Поздеев. – М.: ВАКО, 2013. – 384 с.
5.4. Дополнительная
литература для обучающихся.
1.
Конституция Российской Федерации.
2.
Обществознание. 8-9 классы. Тематическая
тренировочная тетрадь: учебное пособие / О.А. Чернышева. – Ростов н/Д: Легион,
2012. – 240 с.
3.
Обществознание. Понятия и термины: справочник / М.Ю.
Брандт. – М.: «Экзамен», 2013. – 126 с.
4.
Обществознание. Тематические контрольные работы.
Тетрадь для выполнения заданий. 9 класс: учебно-методическое пособие / И.И.
Сидоренкова, Т.А. Альхова. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 64 с.
5.
Тесты по обществознанию: 8 класс / С.В. Краюшкина.
– 2-е изд., стереотип. – М.: «Экзамен», 2013. – 92 с.
5.5.
Перечень ЦОР и ЭОР.
1.
http://school-collection.edu.ru|
2.
Федеральные образовательные ресурсы
3.
электронные библиотеки. Словари, энциклопедии
4.
http://fcior.edu/ru
5.
www.rsnet.ru
6.
www.hro.org
7.
www.garant.ru
8.
www.km.ru/
9.
www.polity.ru/
10.
www. strana.ru/
Приложение
1
Календарно-тематическое
планирование уроков
по обществознанию
на
2014-2015 учебный год
Учитель:
Ваховская Елена Анатольевна
Класс: 6
Количество часов:
Всего 35
На 1 четверть – 9 часов
На
2 четверть – 7 часов
На 3 четверть – 10 часов
На 4 четверть – 9 часов
Плановых
Контрольных работ – 4 (1 ч. – 1; 2 ч. – 1; 3 ч. – 1; 4 ч. – 1)
Практических – 11 (1 ч. – 3; 2 ч. – 2; 3 ч. – 1; 4 ч. – 4)
№
урока
|
Кол-во
часов (на
раздел, тему)
|
Содержание
|
Параграф, пункт
|
Дата
|
|
|
|
|
По плану
|
Фактически
|
|
|
1 четверть – 9 уроков
|
|
|
|
1.
|
1
|
Введение. Как
работать с учебником.
|
Стр.5
|
03.09.
|
|
|
8 ч.
|
Глава 1.
Человек.
|
|
|
|
2.
|
1
|
Человек родился.
|
1
|
10.09
|
|
3.
|
1
|
Человек – личность.
Практическая
работа по теме «Личность».
|
2
|
17.09.
|
|
4.
|
1
|
Особый возраст – отрочество.
|
3
|
24.09.
|
|
5.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Познай самого себя».
|
4
|
01.10.
|
|
6.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Познай самого себя».
|
4
|
08.10
|
|
7.
|
1
|
Человек и его
деятельность.
|
5
|
15.10.
|
|
8.
|
1
|
Что человек
чувствует, о чем размышляет.
|
6
|
22.10.
|
|
9.
|
1
|
Контрольная
работа по теме «Человек».
|
|
29.10.
|
|
|
|
2 четверть – 7 часов
|
|
|
|
|
5 ч.
|
Глава 2.
Семья.
|
|
|
|
10.
|
1
|
Семья – ячейка
общества.
|
7
|
12.11.
|
|
11.
|
1
|
Семья – ячейка
общества
|
7
|
19.11.
|
|
12.
|
1
|
Семейное
хозяйство. Практическая работа по теме «Семейный бюджет».
|
8
|
26.11.
|
|
13.
|
1
|
Делу время,
потехе – час.
|
9
|
03.12.
|
|
14.
|
1
|
Практическая
работа по главе «Семья».
|
тест
|
10.12.
|
|
|
3 ч.
|
Глава 2.
Школа.
|
|
|
|
15.
|
1
|
Профессия – ученик.
|
10
|
17.12.
|
|
16.
|
1
|
Контрольная
работа по теме «Семья».
|
|
24.12
|
|
|
|
3 четверть -10 уроков
|
|
|
|
17.
|
1
|
Одноклассники,
сверстники, друзья.
|
10
|
14.01.
|
|
18.
|
1
|
Обобщение по
теме «Школа».
|
11
|
21.01.
|
|
|
4 ч.
|
Глава 4.
Труд.
|
|
|
|
19.
|
1
|
Труд – основа
жизни.
|
12
|
28.01.
|
|
20.
|
1
|
Труд и
творчество.
|
13
|
04.02.
|
|
21.
|
1
|
На пути к
жизненному успеху.
|
14
|
11.02.
|
|
22.
|
1
|
Обобщение по
главе «Труд». Тест.
|
|
18.02.
|
|
|
7 ч.
|
Глава 5.
Родина.
|
|
|
|
23.
|
1
|
Что значит быть
патриотом.
|
15
|
25.02.
|
|
24.
|
1
|
Что значит быть
патриотом.
|
15
|
04.03.
|
|
25.
|
1
|
Символика России.
|
16
|
11.03.
|
|
26.
|
1
|
Контрольная
работа по теме «Школа», «Труд»
|
|
18.03.
|
|
|
|
4 четверть – 9 уроков
|
|
|
|
27.
|
1
|
Гражданин – Отечества
достойный сын.
|
17
|
01.04.
|
|
28.
|
1
|
Мы – многонациональный
народ.
|
18
|
08.04.
|
|
29.
|
1
|
Праздник
«Мы едины».
|
|
15.04.
|
|
|
5 ч.
|
Глава 6.
Добродетели.
|
|
|
|
30.
|
1
|
Человек славен
добрыми делами.
|
19
|
22.04.
|
|
31.
|
1
|
Будь смелым.
|
20
|
29.04.
|
|
32.
|
1
|
Что такое
человечность.
|
21
|
06.05.
|
|
33.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Добродетели».
|
|
13.05.
|
|
34.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Добродетели».
|
|
20.05.
|
|
35.
|
1
|
Контрольная
работа по теме «Человек и общество».
|
|
27.05.
|
|
Приложение
2
Календарно-тематическое
планирование уроков
по обществознанию
на
2014-2015 учебный год
Учитель:
Ваховская Елена Анатольевна
Класс: 7
Количество часов:
Всего 35
На 1 четверть – 9 часов
На 2 четверть – 7 часов
На 3 четверть – 10 часов
На 4 четверть – 9 часов
Плановых
Контрольных работ – 4 (1 ч. – 1; 2 ч. – 1; 3 ч. – 1; 4 ч. – 1)
Практических – 11 (1 ч. – 1; 2 ч. – 3; 3 ч. – 3; 4 ч. – 4)
№
урока
|
Кол-во
часов (на
раздел, тему)
|
Содержание
|
Параграф, пункт
|
Дата
|
|
|
|
|
По плану
|
Фактически
|
|
|
1 четверть – 9 уроков
|
|
|
|
1.
|
1
|
Введение
|
Стр.3
|
03.09.
|
|
|
5 ч.
|
Глава 1.
Человек среди людей.
|
|
|
|
2.
|
1
|
Отношения между
людьми.
|
1
|
10.09.
|
|
3.
|
1
|
Ты и твои
товарищи.
|
2
|
17.09.
|
|
4.
|
1
|
Зачем люди
общаются.
|
3
|
24.09.
|
|
5.
|
1
|
Почему нужно быть
терпимым.
|
4
|
01.10.
|
|
6.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Человек среди людей».
|
|
08.10.
|
|
|
12 ч.
|
Глава 2.
Человек и закон.
|
|
|
|
7.
|
1
|
Что значит жить
по правилам.
|
5
|
15.10.
|
|
8.
|
1
|
Права и
обязанности граждан.
|
6
|
22.10.
|
|
9.
|
|
Контрольная
работа по теме «Человек среди людей».
|
тест
|
29.10.
|
|
|
|
2 четверть
– 7 уроков
|
|
|
|
10.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Права и обязанности граждан».
|
6
|
12.11.
|
|
11.
|
1
|
Почему важно
соблюдать законы.
|
7
|
19.11.
|
|
12.
|
1
|
Защита Отечества.
|
8
|
26.11.
|
|
13.
|
1
|
Что такое
дисциплина. Практическая работа по теме «Дисциплина».
|
9
|
03.12.
|
|
14.
|
1
|
Виновен – отвечай.
Практическая
работа по теме «Правонарушения».
|
10
|
10.12.
|
|
15.
|
1
|
Кто стоит на
страже закона
|
11
|
17.12
|
|
16.
|
1
|
Контрольная
работа по теме «Человек и закон».
|
|
24.12
|
|
|
|
3 четверть – 10 уроков
|
|
|
|
17.
|
1
|
Кто стоит на
страже закона
|
11
|
14.01.
|
|
18.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Кто стоит на страже закона».
|
тест
|
21.01.
|
|
|
10 ч.
|
Глава 3.
Человек и экономика.
|
12
|
|
|
19.
|
1
|
Экономика и ее
основные участники.
|
12
|
28.02.
|
|
20.
|
1
|
Экономика и ее
основные участники.
|
12
|
04.02.
|
|
21.
|
1
|
Золотые руки
работника.
|
13
|
12.02.
|
|
22.
|
1
|
Производство:
затраты, выручка, прибыль.
|
14
|
19.02.
|
|
23.
|
1
|
Виды и формы
бизнеса. Практическая работа по теме «Мой бизнес».
|
15
|
26.02.
|
|
24.
|
1
|
Обмен, торговля,
реклама.
|
16
|
05.03.
|
|
25.
|
1
|
Обмен, торговля,
реклама. Практическая работа по теме «Реклама».
|
|
12.03.
|
|
26.
|
1
|
Контрольная
работа по теме «Человек и экономика».
|
|
19.03
|
|
|
|
4 четверть
– 9 уроков
|
|
|
|
27.
|
1
|
Деньги, их
функции.
|
17
|
02.04.
|
|
28.
|
1
|
Экономика семьи.
Практическая
работа по теме «Семейный бюджет».
|
18
проект
|
09.04.
|
|
29.
|
1
|
Обобщение по теме
«Человек и экономика».
|
тест
|
16.04.
|
|
|
4 ч.
|
Тема 4.
Человека и природа.
|
|
|
|
30.
|
1
|
Воздействие
человека на природу.
|
19
|
23.04.
|
|
31.
|
1
|
Практическая
работа по теме
«Охранять природу
– значит сохранять жизнь».
|
20
|
30.04.
|
|
32.
|
1
|
Закон на страже
природы.
|
21
|
07.05.
|
|
33.
|
1
|
Контрольная
работа по теме «Человек и природа».
|
|
14.05.
|
|
34.
|
1
|
Повторение.
|
|
21.05.
|
|
35.
|
1
|
Повторение.
|
|
28.05.
|
|
Приложение
3
Календарно-тематическое
планирование уроков
по обществознанию
на
2014-2015 учебный год
Учитель:
Ваховская Елена Анатольевна
Класс: 8
Количество часов:
Всего 35
На 1 четверть – 9 часов
На
2 четверть – 7 часов
На 3 четверть – 10 часов
На 4 четверть – 9 часов
Плановых
Контрольных работ – 4 (1 ч. – 1; 2 ч. – 1; 3 ч. – 1; 4 ч. – 1)
Практических – 12 (1 ч. – 2; 2 ч. – 2; 3 ч. – 4; 4 ч. – 4)
№
урока
|
Кол-во
часов (на
раздел, тему)
|
Содержание
|
Параграф, пункт
|
Дата
|
|
|
|
|
По плану
|
Фактически
|
|
|
1 четверть – 9 уроков
|
|
|
|
1.
|
1
|
Курс
обществознания: особенности и формы работы
|
Стр.4-5
|
02.09.
|
|
|
4 ч.
|
Глава 1.
Личность и общество.
|
|
|
|
2.
|
1
|
Быть личностью.
|
1
|
09.09.
|
|
3.
|
1
|
Общество – форма
жизнедеятельности людей.
|
2
|
17.09.
|
|
4.
|
1
|
Развитие
общества.
Практическая
работа по теме «Проблемы современности».
|
3
|
23.09.
|
|
5.
|
1
|
Повторение по
теме «Личность и общество». Тест.
|
|
30.09.
|
|
|
9 ч.
|
Глава 2. Сфера
духовной культуры.
|
|
|
|
6.
|
1
|
Сфера духовной
культуры.
|
4
|
07.10.
|
|
7.
|
1
|
Мораль. Практическая
работа по теме «Мораль».
|
5
|
14.10.
|
|
8.
|
1
|
Долг и совесть.
|
6
|
21.10.
|
|
9.
|
1
|
Контрольная
работа по теме «Сфера духовной культуры». Тест.
|
|
28.10.
|
|
|
|
2 четверть – 7 уроков
|
|
|
|
10.
|
1
|
Моральный выбор –
это ответственность.
|
7
|
11.11
|
|
11.
|
1
|
Образование. Практическая
работа по теме «Образование».
|
8
|
18.11.
|
|
12.
|
1
|
Наука в
современном обществе.
|
9
|
25.11.
|
|
13.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Религия в современном обществе».
|
10
|
02.12.
|
|
14.
|
1
|
Повторение по
теме «Сфера духовной культуры». Тест.
|
|
09.12.
|
|
|
15 ч.
|
Глава 3.
Экономика.
|
|
|
|
15.
|
1
|
Экономика и ее
роль в жизни общества.
|
11
|
16.12.
|
|
16.
|
1
|
Контрольная
работа по теме «Экономика»
|
|
23.12.
|
|
|
|
3 четверть – 10 уроков
|
|
|
|
17.
|
1
|
Главные вопросы
экономики.
|
12
|
13.01.
|
|
18.
|
1
|
Собственность.
|
13
|
20.01.
|
|
19.
|
1
|
Рыночная
экономика. Практическая работа по теме «Рынок».
|
14
|
27.01.
|
|
20.
|
1
|
Производство – основа
экономики.
|
15
|
03.02.
|
|
21
|
1
|
Предпринимательская
деятельность.
|
16
|
10.02.
|
|
22.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Мой бизнес».
|
|
17.02.
|
|
23.
|
1
|
Роль государства
в экономике.
Практическая
работа по теме «Бюджет».
|
17
|
24.02.
|
|
24.
|
1
|
Распределение
доходов.
|
18
|
03.03.
|
|
25.
|
1
|
Потребление. Практическая
работа по теме «Закон РФ «О защите прав потребителей».
|
19
|
10.03.
|
|
26.
|
1
|
Инфляция и
семейная экономика.
Кратковременная
контрольная работа по теме «Экономика».
|
20
|
17.03.
|
|
|
|
4 четверть – 9 уроков
|
|
|
|
27.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Безработица, ее причины и последствия».
|
21
|
31.03.
|
|
28.
|
1
|
Мировое хозяйство
и международная торговля.
|
22
|
07.04.
|
|
29.
|
1
|
Повторение по
теме «Экономика». Тест.
|
|
14.04.
|
|
|
6 ч.
|
Глава 4.
Социальная сфера.
|
|
|
|
30.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Социальная структура общества».
|
23
|
21.04.
|
|
31.
|
1
|
Социальные
статусы и роли.
|
24
|
28.04.
|
|
32.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Нации и межнациональные отношения».
|
25
|
05.05.
|
|
33.
|
1
|
Отклоняющееся
поведение. Практическая работа по теме «Правовая грамотность».
|
26
|
12.05.
|
|
34.
|
1
|
Повторение по
теме «Социальная сфера». Тест.
|
|
19.05.
|
|
35.
|
1
|
Контрольная
работа по курсу «Обществознание» 8 класс. Тест.
|
|
|
|
Приложение
4
Календарно-тематическое
планирование уроков
по обществознанию
на
2014-2015 учебный год
Учитель:
Ваховская Елена Анатольевна
Класс: 9
Количество часов:
Всего 35
На 1 четверть – 9 часов
На 2 четверть – 7 часов
На 3 четверть – 10 часов
На 4 четверть – 9 часов
Плановых
Контрольных
работ – 4 (1 ч. – 1; 2 ч. – 1; 3 ч. – 1; 4 ч. – 1)
Практических – 10 (1 ч. – 2; 2 ч. – 3; 3 ч. – 2; 4 ч. – 3)
№
урока
|
Кол-во
часов (на
раздел, тему)
|
Содержание
|
Параграф, пункт
|
Дата
|
|
|
|
|
По плану
|
Фактически
|
|
|
1 четверть – 9 уроков
|
|
|
|
1.
|
1
|
Введение.
|
Стр.5
|
03.09.
|
|
|
15 ч.
|
Раздел 1.
Политика.
|
|
|
|
2.
|
1
|
Политика и
власть.
|
1
|
10.09.
|
|
3.
|
1
|
Государство, его
отличительные признаки.
|
2
|
17.09.
|
|
4.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Формы государств».
|
2
|
24.09.
|
|
5.
|
1
|
Политический
режим.
|
3
|
01.10.
|
|
6.
|
1
|
Демократические
ценности.
|
3
|
08.10.
|
|
7.
|
1
|
Правовое
государство.
Практическая работа
по теме «Разделение властей».
|
4
|
15.10.
|
|
8.
|
1
|
Гражданское
общество.
|
5
|
22.10.
|
|
9.
|
1
|
Контрольная
работа по теме «Политика».
|
тест
|
29.10.
|
|
|
|
2 четверть
– 7 уроков
|
|
|
|
10.
|
1
|
Участие граждан в
политической жизни.
|
6
|
12.11.
|
|
11.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Выборы в РФ».
|
6
|
19.11.
|
|
12.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Политические партии и движения».
|
7
|
26.11.
|
|
13.
|
1
|
Средства массовой
информации.
|
7
|
03.12.
|
|
14.
|
1
|
Практическая
работа по теме
«Средства
массовой информации».
|
семинар
|
10.12.
|
|
15.
|
1
|
Контрольная
работа по теме «Политика».
|
Тест
|
17.12.
|
|
16.
|
1
|
Анализ
контрольных работ.
|
|
24.12.
|
|
|
|
3 четверть – 10 уроков
|
|
|
|
|
18 ч.
|
Раздел 2.
Право.
|
|
|
|
17.
|
1
|
Право, его роль в
жизни человека, общества, государства.
|
8
|
14.01.
|
|
18.
|
1
|
Правоотношения и
субъекты права.
|
9
|
21.01.
|
|
19.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Особенности правового статуса
несовершеннолетних».
|
|
28.01.
|
|
20.
|
1
|
Правонарушения и
юридическая ответственность.
|
10
|
04.02.
|
|
21.
|
1
|
Правоохранительные
органы.
|
11
|
11.02.
|
|
22.
|
1
|
Конституция РФ.
|
12
|
18.02.
|
|
23.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Конституция».
|
работа с
документом
|
25.02.
|
|
24.
|
1
|
Основы
конституционного строя.
|
13
|
04.03.
|
|
25.
|
1
|
Права и свободы
человека и гражданина.
|
14-15
|
11.03.
|
|
26.
|
1
|
Контрольная
работа по теме «Право».
|
Тест
|
18.03.
|
|
|
|
4 четверть – 9 уроков
|
|
|
|
27.
|
1
|
Гражданские
правоотношения.
|
16
|
01.04.
|
|
28.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Трудовые правоотношения».
|
17
|
08.04.
|
|
29.
|
1
|
Семейные
правоотношения.
|
18
|
15.04.
|
|
30.
|
1
|
Административные
правоотношения.
|
19
|
22.04.
|
|
31.
|
1
|
Уголовно-правовые
отношения.
|
20
|
29.04.
|
|
32.
|
1
|
Практическая
работа по теме «Социальные права».
|
21
|
06.05.
|
|
33.
|
1
|
Международно-правовая
защита жертв вооруженных конфликтов.
|
22
|
13.05.
|
|
34.
|
1
|
Итоговая
контрольная работа.
|
|
20.05.
|
|
35.
|
1
|
Экскурсия
на ЗСК.
|
|
27.05.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.