Учебно-тематическое планирование
По немецкому языку
Классы - 4
Учитель Волкова М.В.
Колличество часов:
Всего -68, в неделю -2 часа
Плановых контрольных уроков - 2, зачетов _____, тестов - 4
Административных контрольных уроков _______ ч.
Планирование составлено на основе
программы И.Л. Бим, Л.И.Рыжова,2-4 классы, Просвещение, 2014г
Учебник: немецкий
язык, 4 класс И.Л. Бим, Л.И.Рыжова, Просвещение, 2014г
Дополнительная литература: Играем, рисуем, фантазируем, сочиняем на
уроках иностранного языка, Г.В. Ожиганова, издательство «МОДЕК» 2010г
Учебно-тематический
план
№ п/п
|
Наименование дидактических единиц (разделов и тем)
|
Всего часов
|
1.
|
Что мы уже знаем и умеем. Повторение
|
7
|
2
|
Как было летом
|
12
|
3
|
Что нового в школе
|
13
|
4
|
У меня дома
|
10
|
5
|
Свободное время.
Что мы делаем?
|
10
|
6
|
Скоро большие
каникулы
|
10
|
7
|
Повторение
|
8
|
|
Итого
|
68
|
|
№ п/п
|
Контрольные работы
|
дата проведения
|
1.
|
Как было летом
|
декабрь
|
2
|
Повторение
|
май
|
|
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по немецкому языку разработана
на основе:
·
Федерального компонента государственного стандарта общего
образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089);
·
Примерной программы основного общего образования по немецкому языку;
·
Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык. 2 - 4 классы.
Автор Бим И.Л., Рыжова Л.И. - М.: Просвещение, 2010;
·
Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л.
Бим. 2-4 классы. - М.: Просвещение, 2011;
·
Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 –
10. «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
·
Материалов УМК для 4 класса.
Изучение иностранного языка в начальной школе начинается со 2 класса, что позволяет
использовать сенситивный (особенно
чувствительный) период в речевом развитии детей для ознакомления их с новым языковым миром, для развития их речевых способностей, в том числе
иноязычных, а также в большей мере использовать воспитательный, развивающий потенциал иностранного языка как учебного
предмета.
Рабочая
программа предназначена для 2—4 классов общеобразовательных
учреждений и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в том
числе к планируемым результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования, на
основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей
программе нашли отражение тенденции в развитии
общего образования на его первой ступени, которые закреплены в федеральном государственном
образовательном стандарте начального
образования и прежде всего следующие:
• личностно
ориентированный, деятельностный, продуктивный характер обучения;
• значительно
больше внимания развитию уже в начальной школе общеучебных умений и
универсальных учебных действий.
Именно в начальной школе следует закладывать фундамент для
развития разносторонних умений учиться, для формирования и развития мотивации к
изучению иностранного языка и в целом к образованию и самообразованию «через всю жизнь».
ЦЕЛИ КУРСА
Интегративная цель обучения немецкому
языку младших школьников включает развитие у учащихся начальной школы коммуникативной
компетенции на элементарном уровне в четырёх основных видах речевой
деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Под элементарной коммуникативной компетенцией понимается
способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное
общение на доступном для учащегося начальной
школы уровне с носителями немецкого
языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения.
Изучение немецкого языка в начальной школе имеет следующие цели:
• учебные (формирование коммуникативной компетенции
элементарного уровня в устных
(аудирование и говорение) и письменных (чтение и письмо) видах речевой
деятельности);
образовательные (приобщение учащихся к новому
социальному опыту с использованием
немецкого языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных
сверстников, с зарубежным детским фольклором
и доступными образцами
художественной литературы; воспитание
дружелюбного отношения к представителям других стран, расширение
кругозора и развитие межкультурных
представлений);
• развивающие
(развитие интеллектуальных функций и универсальных учебных умений младших
школьников, повышение их речевых возможностей, укрепление учебной мотивации в изучении
немецкого языка и расширение познавательных интересов);
• воспитательные
(воспитание нравственных качеств личности младшего школьника, волевой
саморегуляции, толерантного отношения и уважения к представителям иных культур,
ответственного отношения к учёбе и порученному делу, чувства
патриотизма).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Иностранный язык — один из важных учебных предметов в системе подготовки современного младшего
школьника в условиях поликультурного
и многоязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он
формирует коммуникативную культуру школьника,
способствует его общему речевому
развитию, расширению кругозора и воспитанию. Изучение иностранного языка
и в том числе немецкого способствует
приобщению школьников к культуре другого народа и вместе с тем осознанию себя
как носителей культуры и духовных ценностей своего народа и соответственно
осознанию своей национальной идентичности.
Изучение немецкого языка в начальной школе носит активный, деятельностный характер, и это соответствует возрастным особенностям младшего школьника, для которого активное взаимодействие с окружающим миром
является естественной формой познания.
С учётом поставленных учебных,
образовательных, воспитательных и развивающих целей изучения предмета
«Иностранный язык» в начальной школе формулируются следующие задачи:
• формировать у младших школьников отношение к иностранному
языку как средству межличностного и межкультурного общения на основе
взаимопонимания с теми, кто говорит и пишет
на изучаемом языке, а также как средству познавательной деятельности через устное общение, чтение, слушание и письменную речь;
• расширять лингвистический
кругозор младших школьников; развивать элементарные лингвистические представления,
доступные младшим школьникам и необходимые для овладения устной и
письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
• обеспечить коммуникативно-психологическую
адаптацию младших школьников к новому
языковому миру для преодоления в
дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
• развивать личностные
качеств младшего школьника, его внимание, мышление, память и воображение в
процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе
овладения языковым материалом;
• развивать эмоциональную
сферу детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с
использованием иностранного языка;
• приобщать младших
школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на иностранном
языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного,
бытового, учебного общения;
« обучать
учащихся начальной школы универсальным познавательным стратегиям и способам
работы с компонентами учебно-методического
комплекта, мультимедийным приложением,
учебной информацией в сети Интернет, символи-ко-графической репрезентацией знаний, а также учебному сотрудничеству.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа предусматривает
изучение немецкого
языка в начальной школе (2—4 классы) общеобразовательных учреждений: 68 часов
во 2, 3 и 4 классах (2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Всего
на изучение немецкого языка в начальной школе отводится 204 учебных часа.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Рабочая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов. Личностные
результаты:
• освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
процессе учения;
• формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
• формирование
основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
• формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
• развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
• формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
• овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
• освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
• формирование
умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
• освоение
начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);
• использование
знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• активное
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий
(далее — ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
»
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа и
интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями обучения;
• овладение навыками смыслового чтения текстов
различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном младшим школьникам уровне;
осознанное построение речевого
высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме с учётом
возможностей младших школьников; овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• готовность
слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение
работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества;
«
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
• умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
Предметные результаты: А. В коммуникативной
сфере:
«
языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
• говорение (элементарный диалог
этикетного характера, диалог в доступных
ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами
и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей);
• аудирование (понимание на слух
речи учителя и других учащихся, восприятие
основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на
знакомом учащимся языковом материале);
• чтение
(восприятие текстов с разной глубиной понимания ограниченного объёма, соответствующих
изученному тематическому материалу и
интересам учащихся с соблюдением
правил чтения и осмысленного интонирования);
«
письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполне- ние пропусков и
форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки,
личное письмо ограниченного объёма);
»
социокультурная осведомлённость (немецкоговорящие страны, литературные персонажи, сказки народов мира, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила
вежливости и речевой этикет).
Б. В познавательной сфере:
»
формирование элементарных системных языковых представлений
об изучаемом языке (звуко-буквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные
слова и грамматические словоформы);
• умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и
монологических высказываний по
изученной тематике;
• перенос умений работы с русскоязычным текстом на .
задания с текстом на немецком языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение
своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;
• умение
использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для
выполнения заданий разного типа;
• осуществлять
самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
• восприятие
языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу
информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
• ознакомление
с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны,
известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами
жизни;
• перспектива
использования изучаемого языка для контактов с представителями иной
культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с
помощью иностранного
языка, вероятность применения начальных знаний
иностранного языка в зарубежных турах с родными.
• Г. В
эстетической сфере:
• знакомство с
образцами родной и зарубежной детской литературы, поэзии, фольклора и
народного литературного
• формирование
эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций;
• развитие
эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской
литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для
сравнения.
Д. В трудовой сфере:
• умение
сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам
при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;
• готовность
пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая
ИКТ, для повышения эффективности своего учебного труда;
• начальный
опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного
поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.
Обучение в 4
классе (так же, как во 2 и 3 классах) строится на личностно ориентированном
подходе, имеет отчётливо выраженную коммуникативную и в целом деятельностную
направленность.
Основная цель обучения немецкому языку в 4
классе – дальнейшее развитие способности и готовности школьников осуществлять
элементарное общение на немецком языке в рамках ограниченного числа наиболее
распространённых стандартных ситуаций общения, а также их воспитание и развитие
средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие, развитие
мотивации к изучению немецкого языка, интереса к страноведческой информации, развитие
чувств, эмоций и в определённой мере ценностных ориентаций, творческого
потенциала, расширение лингвистического кругозора учащихся, формирование
культуры общения.
Таким образом,
обучение в 4 классе ориентировано на дальнейшее развитие исходного уровня
коммуникативной компетенции – уровня начинающего. Это предусматривает следующие
учебные и собственно коммуникативные задачи:
· развивать способность дифференцировать смыслоразличительные фонемы
немецкого языка и основные интонационные модели;
· научить адекватно произносить звуки, звукосочетания, слова и фразы,
соблюдая наиболее важные интонационные правила: долгота и краткость гласных,
твёрдый приступ, оглушение согласных в конце слова, ударение в слове, фразе,
восходящую и нисходящую мелодии;
· закрепить словарный запас двух лет обучения и овладеть новым (125
ЛЕ, включая устойчивые словосочетания и обороты речи) – всего 500 ЛЕ за первый,
второй и третий годы обучения;
· научить грамматически правильно оформлять свою речь в ходе решения
как уже известных, так и новых коммуникативных задач, овладевая всеми основными
типами немецкого простого предложения: утверждением, вопросом, возражением,
восклицанием;
· совершенствовать уже известные и наиболее важные приёмы учения –
списывание, выписывание, работу с текстом, в том числе чтение по ролям диалогов
и др., развивать новые: догадку о содержании текста по заголовку, установление
логических связей в тексте;
· дать представление о некоторых основополагающих языковых правилах,
например о порядке слов в немецком предложении, о наличии глагола-связки,
артикля, о слабых и некоторых сильных глаголах в Prasens и Perfekt, о составном
глагольном сказуемом, сложносочинённых предложениях с союзами aber, und,
безличном предложении, конструкции Es gibt ..., количественных числительных от
1 до 100 и порядковых числительных до 30;
· овладеть новыми специальными учебными умениями, например: умением
использовать языковую догадку на основе сходства немецких и русских слов,
установить ассоциативные связи между словами, использовать немецко-русский
словарь учебника для семантизации незнакомых слов;
· научить писать письмо о своих повседневных занятиях,
поздравительную открытку, соблюдая этикет, принятый в стране изучаемого языка;
·
несколько расширить представление о жизни сверстников в Германии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ
В курсе немецкого языка можно выделить
следующие содержательные линии:
• коммуникативные умения в
основных видах речевой деятельности:
аудировании, говорении, чтении и письме;
»
языковые навыки пользования лексическими, грамматическими, фонетическими и орфографическими средствами языка;
• социокультурная
осведомлённость и умения межкультурного общения;
• общеучебные и
специальные учебные умения, универсальные учебные действия.
Основной содержательной линией из четырёх перечисленных являются
коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения немецким языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений
предполагает овладение языковыми
средствами, а также навыками
оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных
коммуникативных умений. Формирование
коммуникативной компетенции также
неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью младших школьников и с овладением учебными
умениями. Все указанные
содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного
предмета «Иностранный язык». Обучение перечисленным видам речевой деятельности происходит во взаимосвязи. Однако наблюдается некоторое устное опережение,
вызванное объективными причинами:
овладение письменными формами общения
(чтением и письмом), связанное с необходимостью формирования техники чтения и
техники письма, происходит более медленно. Поэтому темпы овладения разными
видами речевой деятельности уравниваются только к концу обучения в начальной школе.
ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ
Предметное содержание устной и
письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а
также интересам и возрастным особенностям младших школьников и включает следующие темы:
Знакомство. С одноклассниками, учителем,
персонажем детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с
использованием типичных фраз речевого этикета).
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты
характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки
в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество.
Подарки.
Мир моих увлечений. Мои любимые занятия.
Виды спорта и
спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день {в зоопарке, цирке), каникулы.
Я и мои друзья. Имя, возраст,
внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Письмо зарубежному
другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что
умеет делать.
Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные
принадлежности. Учебные занятия на уроках.
Мир вокруг меня. Мой
дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и
интерьера. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года.
Погода.
Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие
сведения: название, столица. Литературные персонажи популярных книг
моих сверстников (имена героев книг, черты характера). Небольшие произведения детского фольклора на немецком языке (рифмовки, стихи, песни,
сказки).
Некоторые формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка в ряде ситуаций
общения (в школе, во время совместной игры,
в магазине).
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ПО ВИДАМ
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В русле говорения
1. Диалогическая форма
Уметь вести:
• этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;
• диалог-расспрос (запрос информации и ответ на
него); » диалог-побуждение к действию.
2. Монологическая форма
Уметь пользоваться:
• основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика (персонажей).
В русле аудирования Воспринимать на слух
и понимать:
• речь учителя и
одноклассников в процессе общения на уроке;
• небольшие
доступные тексты в аудиозаписи, построен ные на изученном языковом материале.
В русле чтения Читать:
• вслух
небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
• про себя и
понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные
новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит
действие и т. д.).
В русле письма
Владеть:
• техникой
письма (графикой, каллиграфией, орфографией);
• основами
письменной речи: писать с опорой на образец поздравление с
праздником, короткое личное письмо.
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И НАВЫКИ
ПОЛЬЗОВАНИЯ ИМИ
• Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы немецкого алфавита. Звуко-буквенные соответствия. Основные буквосочетания. Основные правила чтения и
орфографии. Написание наиболее
употребительных слов, вошедших в активный
словарь.
» Фонетическая
сторона речи. Все звуки немецкого языка.
Нормы произношения звуков немецкого языка (долгота и краткость гласных, оглушение звонких согласных в
конце слога или слова, отсутствие
смягчения согласных перед гласными).
Дифтонги. Ударение в изолированном слове, фразе. Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах). Членение предложения на смысловые
группы. Ритмико-интонационные
особенности повествовательного, побудительного
и вопросительного предложений. Интонация перечисления.
• Лексическая
сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах
тематики начальной школы, в объёме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения.
Простейшие устойчивые словосочетания,
оценочная лексика и речевые клише как
элементы речевого этикета, отражающие культуру немецкоговорящих стран.
Интернациональные слова (das
Kino, die Fabrik). Начальные представления о способах словообразования: суффиксация (-er, -in, -chen, -lein, -tion, -ist); словосложение (das Lehrbuch); конверсия (das Lesen,die Kälte).
• Грамматическая
сторона речи. Основные коммуникативные типы предложений:
повествовательное, побудительное, вопросительное. Вопросительное
предложение с вопросительным
словом и без него. Вопросительные слова wer, was, wie, warum, wo, wohin, wann. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения.
Простое предложение с простым глагольным сказуемым (Wir lesen gem.), составным именным сказуемым (Meine Familie ist groß.) и составным глагольным сказуемым (Ich lerne Deutsch sprechen.). Безличные предложения (Es ist kalt. Es schneit). Побудительные предложения (Hilf mir bitte/). Предложения с оборотом Es gibt... . Простые распространённые предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочинённые
предложения с союзами und, aber.
•
Грамматические формы изъявительного наклонения: Präsens, Futur, Präteritum, Perfekt. Слабые и сильные глаго
лы. Вспомогательные глаголы haben, sein, werden. Глагол связка sein. Модальные глаголы können, wollen, müssen, sollen. Неопределённая форма глагола (Infinitiv).
•
Существительные в единственном и множественном числе с
определённым/неопределённым и нулевым артиклем. Склонение
существительных.
• Прилагательные
в положительной, сравнительной и превосходной степени, образованные по правилам и
исключения.
• Местоимения:
личные, притяжательные и указательные (ich,
du, er, mein, dieser, jener). Отрицательное местоимение kein.
• Наречия времени: heute, oft, nie, schnell и др. Наречия, образующие степени сравнения не
по правилам: gut, viel, gern.
• Количественные числительные (до
100), порядковые числительные (до 30).
• Наиболее употребительные предлоги: in, an, auf, hinter neben,
mit, über, unter, nach, zwischen, vor.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ
В процессе обучения немецкому языку в
начальной школе учащиеся знакомятся: с названиями стран изучаемого
языка; некоторыми литературными персонажами популярных детских
произведений; сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями
детского фольклора (стихи, песни) на
немецком языке; элементарными формами
речевого и неречевого поведения, принятого в странах изучаемого языка.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ
Младшие школьники овладевают следующими
специальными (предметными) учебными умениями и навыками:
• пользоваться
двуязычным словарём учебника (в том числе транскрипцией);
• пользоваться
справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
«
вести словарь (словарную тетрадь);
• систематизировать
слова, например по тематическому принципу;
• пользоваться языковой догадкой,
например при опознавании интернационализмов;
• делать
обобщения на основе структурно-функциональных схем простого предложения;
• опознавать
грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например артикли.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В процессе изучения курса «Иностранный язык»
младшие школьники:
• совершенствуют приёмы работы с
текстом, опираясь на умения, приобретённые
на уроках родного языка (прогнозировать
содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова
и предложения из текста и т. п.);
• овладевают
более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя
словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст;
• совершенствуют
общеречевые коммуникативные умения, например начинать и завершать разговор,
используя речевые клише;
поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
• учатся
совершать самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
• учатся
самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при
наличии мультимедийного приложения).
Общеучебные
и специальные учебные умения, а также социокультурная осведомлённость
приобретаются учащимися в процессе
формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности.
Поэтому они не выделяются отдельно в
тематическом планировании.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Рабочая программа составлена на основе
основополагающих документов современного российского образования: федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, нового
федерального базисного учебного плана,
примерной программы по немецкому языку для
начального общего образования. Это изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса,
тематики и результатов обучения
требованиям федеральных документов.
Рабочая программа также отвечает требованиям Европейских
стандартов (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком), в частности
требованиям к уровню обученности по
предмету. Благодаря этому учащиеся становятся участниками процесса,
организуемого Советом Европы по повышению качества общения между
европейцами — носителями разных языков и
культур. Это позволит им лучше понимать друг друга, свободнее общаться,
приведёт к более тесному сотрудничеству.
Программа базируется на таких методологических принципах,
как
коммуникативно-когнитивный, личностно ориентированный и деятельностный.
Главные цели программы соответствуют целям, зафиксированным в стандарте
начального общего образования по иностранному языку. Это формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в
совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Особый акцент
делается на личностном развитии и
воспитании учащихся, развитии готовности
к самообразованию, универсальных учебных действий, владение ключевыми компетенциями, а также развитии и воспитании потребности школьников
пользоваться немецким языком как средством общения, познания, самореализации и
социальной адаптации; развитии национального самосознания, стремления к
взаимопониманию между людьми разных культур
и сообществ. При создании программы
авторами учитывались и психологические
особенности данной возрастной группы учащихся.
Это нашло отражение в выборе текстов, форме заданий, в большом количестве
игровых форм работы, методическом
аппарате.
Ниже предлагается тематическое планирование к следующим учебникам по немецкому языку
для общеобразовательных учреждений:
• «Немецкий язык. 2 класс» авторов
И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой;
• «Немецкий язык. 3 класс» авторов
И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой, Л. М. Фомичевой;
• «Немецкий язык. 4 класс» авторов
И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой.
Вышеперечисленные учебники реализуют данную рабочую программу.
Основные требования
к уровню владения немецким языком
выпускника начальной школы
Говорение.
Учащиеся должны научиться:
– участвовать в элементарном этикетном диалоге:
приветствовать сверстника, взрослого, используя вариативные формы приветствий,
отвечать на приветствие, прощаться, извиняться, благодарить;
– запрашивать информацию, используя вопросительные
предложения с вопросительным словом и без него, отвечать на вопрос;
– возражать;
– переспрашивать;
– о чём-то просить, используя повелительное
предложение, и выразить готовность или отказ выполнить просьбу;
– говорить о своих возможностях, желаниях и
обязанностях;
– давать оценку чему-либо, выражать своё мнение,
оценку, используя оценочную лексику, клише: «Klasse! Toll! Icn denke/Ich glaube ... Ich finde das
interessant. Schon!»;
– составлять небольшие описания предмета, картинки (о
природе, школе);
– делать краткое связное сообщение о себе, своей
внешности, своей семье, своих увлечениях, о погоде в разное время года,
каникулах, животных, цирке и зоопарке, своём доме, занятиях в школе, праздниках
и т. д. в объёме 5–6 фраз и запрашивать аналогичную информацию у партнёра,
характеризовать героев сказок с опорой на картинки;
– говорить о прослушанном произведении детского
фольклора с опорой на иллюстрацию, языковую догадку;
– вести диалог-расспрос с опорой на образец и без
неё в таких типичных ситуациях общения, как «Знакомство», «Встреча», «Разговор
по телефону», «Обмен впечатлениями» (о каникулах, празднике, посещении
парка, цирка, зоопарка, о погоде и др.), диалог-побуждение к действию в объёме
2–3 реплик с каждой стороны;
– уметь воспроизводить произведения немецкого
фольклора: стишки, считалки, песни.
Письмо.
Учащиеся должны:
– владеть графикой немецкого языка;
– уметь выписывать слова и предложения из
текстов, а также вставлять в него или изменять в нём слова в соответствии с
решаемой учебной задачей;
– уметь писать наиболее употребительные слова,
вошедшие в активный словарь;
– уметь письменно фиксировать в краткой форме
полученную на слух информацию;
– знать, как вести словарь;
– уметь написать короткое личное письмо о себе,
каникулах, животных, погоде, посещении парка и др. с опорой на образец;
– писать краткое поздравление (с днём рождения, Новым
годом) с опорой на образец;
– соблюдать речевой этикет при написании письма.
Аудирование.
Учащиеся должны:
– понимать речь учителя и одноклассников по ходу
урока, узнавая на слух знакомые языковые средства и догадываясь по действиям,
мимике, жестам говорящего о значении незнакомых слов;
– воспринимать на слух и понимать содержание
несложных аутентичных текстов с аудиокассеты, включающих небольшое количество
незнакомых слов (время звучания текста – до 1 минуты);
– распознавать и полностью понимать речь
одноклассника в ходе диалогического общения с ним.
Чтение.
Учащиеся должны:
– уметь читать вслух небольшие тексты,
построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и
соответствующую интонацию;
– уметь читать про себя с полным пониманием
содержания, объём текста – примерно 100 слов без учёта артиклей;
– зрительно воспринимать текст, узнавая знакомые
слова, грамматические явления, и полностью понимать его;
– уметь понять содержание текста, включающего
небольшое количество незнакомых слов, по данному в учебнике переводу, а также с
помощью немецко-русского словаря;
– находить в тексте требуемую информацию;
– кратко по опорам выражать оценку прочитанного.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Для реализации данной программы
используется учебно-методический комплект, который включает в себя:
• учебник «Немецкий язык 4 класс» И.
Л. Бим, Л. И. Рыжова в двух частях, М. Просвещение 2014.,код 1.1.1.3.9.3
• две рабочие тетради.
• аудиокассеты.
• книгу для учителя, немецкий язык, 4 класс, Бим И.Л.,
Рыжова Л.И. М.Просвещение,2013г
поурочные планы к учебнику 4 класс , Бим И.Л., Рыжова
Л.И.Волгоград ,» Учитель»,2011г
Дополнительные источники, используемые при работе с
курсом.
Чтение:
Говорение:
·
Разговорные темы по
немецкому языку, Большакова Э.Н.С.Петербург ,»2009г
·
. Журналы «ИЯШ».
Аудирование:
- Песни, аутентичные диалоги.
- Видеоматериалы.
- Аудиокурс к учебнику.
Письмо:
- .Задания из журналов «ИЯШ»
Справочная
литература:
- «Немецко-русский лингвострановедческий
словарь», Г.И. Куликов, В.И. Мартиневский,
- «130 основных правил грамматики
немецкого языка с упражнениями»
- «Германия: страна и язык»
(лингвострановедческий словарь)
.
Методическая
литература:
- «Современные образовательные технологии»,
Г.К. Селевко, 1998
- «Немецкий язык. Методика и практика
преподавания», 2002, В.А. Терещенко.
- «Настольная книга учителя иностранного
языка», 1999.
- Журнал «ИЯШ».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.