Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрограмма по музыке 3 класс

Программа по музыке 3 класс

Скачать материал

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22. 12. 2009),   основной общеобразовательной программой начального общего образования школы, примерными основными образовательными программами начального общего образования на основе авторской программы по музыке (авторы Л.В. Школяр, В.О. Усачёва, образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/Под научной редакцией Д.И. Фильдштейна. изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011. – 432с.) и учебно-методическим комплексом «Музыка» для образовательных учреждений Республики Башкортостан, авторов Н.Г.Ямалетдиновой и Р.Х. Хусаиновой (Музыка, Рабочие программы 1-4 классы, Уфа «Китап», 2011., 62 с.)

 

Общая характеристика учебного предмета.

Цель–  ориентация на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

 

Задачи :

- развивать способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения;

 -вводить учащихся в мир большого музыкального искусства, учить  любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитывать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

 

Предмет музыка входит в образовательную область «Искусство».

Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в стандарте начального общего образования.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, отечеству, миру в целом.

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

            формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры;

·                    воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

·                    расширение музыкального кругозора учащихся через всестороннее и последовательное изучение народной и профессиональной музыкальной культуры Башкортостана, России и мира;

·                    развитие восприятия музыки, образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; 

·                    воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

·                    накопление тезаурусабагажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Основной формой организации музыкального образования школьников является урок музыки. Как урок искусства он имеет свои  особенности. Специфика урока музыки обусловлена: непосредственным обращением учителя и учащихся к живому, образному звучанию музыки; воздействием музыки на духовный мир ребенка, его мировосприятие, мироощущение;  возможностью пережить состояние единения с другими в процессе коллективной    музыкальной деятельности; возможностью оказывать арттерапевтическое, коррекционное воздействие средствами музыки на психическое состояние ребенка; насыщенностью урока музыкально-творческим началом в его различных проявлениях; личностью учителя, выступающего на уроке разносторонним музыкантоми организатором музыкальной деятельности детей; возможностью учащегося ощущать себя исполнителем, слушателем, композитором, способным выразить себя в музыке; стремлением учителя музыки к построению и организации урока по законам искусства

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки (музыкально-слушательская, вокально-хоровая,  инструментальная, музыкально-теоретическая, музыкально-историческая, музыкально-ориентировннаяполихудожественная деятельности, а также, импровизация и сочинение музыки) направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (вокальной, речевой, ритмической, пластической, изобразительной); в составлении программ концертов; в ведении дневников музыкальных впечатлений;  в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в сочинении рассказов, сказок, стихотворений о музыке, музыкальных инструментах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

 

Место учебного предмета в учебном плане

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 3 классе в объеме 34 часов (без учета праздничных дней), 1 час в неделю.

 

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству - способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе и активизации  творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.

Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

·        чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения народной и профессиональной музыки Башкортостана, России и мира;

·        целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий на основе сопоставления произведений русской, башкирской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

·        уважительное отношение  к иному мнению, историко-культурным традициям других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·        приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

·        развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и личностного смысла учения; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

·        продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при роешении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

·        формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·        развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

·        формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и  обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями:

·         формирование умения наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в урочной и внеурочной деятельности и ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.

·        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

·        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской творческой деятельности;

·        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

·        овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

·        приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

·        формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

·        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

·        участие в совместной деятельности на основе сотрудничества (определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности);

·        умение слушать собеседника и вести диалог в процессе размышления о музыке, составления исполнительского плана,  признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·        умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (справочная литература, пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.);

·        умение выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдая нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Предметные результаты изучения музыки должны отражать:

·                    формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии;

·                    формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

·        формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

·                    формирование общего представления о музыкальной картине мира на основе освоения отечественных

традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

     •  знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

·        умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

·        умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

·        умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях;

·        умение применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

Содержание начального общего образования по учебному предмету

 

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонацияисточник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композиторисполнительслушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыкисопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

 

 

Содержание программы III класс (34 ч)

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре. Рабочая программа составлена на основе перечисленной фундаментальной музыки с учетом этнокультуры нашего региона.

 

Музыка моего народа (17 ч.)

Общие представления о музыкальной жизни страны. Государственная музыкальная символика – гимн России и Башкортостана.  Фольклор, духовная музыка и профессиональное композиторское творчество – три основных направления развития отечественной музыкальной культуры, их интонационно-мелодические особенности, взаимосвязь, взаимовлияние, взаимопроникновение. Отражение в отечественной музыке истории, культуры, традиций народа, глубины и своеобразия внутреннего мира человека. Красота родной земли, природы, человека в народной и профессиональной музыке.

Народное и профессиональное музыкальное творчество. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Взаимовлияние и взаимообогащение музыкальной культуры русского и башкирского народов. Творческое сотрудничество композиторов и музыкантов-исполнителей России и Башкортостана.

  Народная песня-летопись жизни народа. Многообразие жанров русских народных песен, характерные особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Коллективная музыкально-творческая деятельность народа. Стили и жанры башкирской  народной музыки и их отличительные особенности. Национальная разновидность горлового пения - узляу. Многонациональный характер музыкального фольклора России и Башкортостана – источник его богатства и разнообразия.

Творческие портреты композиторов,  музыкантов-исполнителей. Выдающиеся исполнительские коллективы:  хоровые, симфонические,   известные в России и за рубежом. Театры оперы и балета. Детские музыкально-творческие коллективы страны и родного края. Всероссийские и республиканские фестивали и конкурсы музыкантов.

Сохранение и развитие национальных традиций народов, проживающих в республике (русских, башкир, татар, белорусов, украинцев, латышей, евреев, немцев, марийцев, чувашей, удмуртов, мордвы, кряшен), через деятельность  национально-культурных центров Башкортостана.

 

Примерный музыкальный материал

Введение в тему: Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. Моя Россия; А. Даутов (слова и музыка). Мой Башкортостан; А.В. Александров, сл. С. Михалкова. Государственный гимн России; Ф. Идрисов, сл. Р. Бикбаева и Р. Шакура. Государственный гимн Республики Башкортостан; Г. Свиридов. Увертюра «Время, вперед!»; Г. Свиридов, сл. А. Барто. Песня о Москве; О. Газманов. Москва, звенят колокола; М. Валеев, сл. К. Даяна. Хороша Уфа-столица; К. Рахимов, сл. М. Сундюкле. Кантата о дружбе (посвящается к 400-летию вхождения Башкортостана в состав Русского государства); Г. Левкодимов, сл. В. Степанова. “Давайте верить в чудо”.

Зрительный ряд: Монумент  Дружбы(скульпторы М. Бабурин, Г.  Левицкая);  К. Юон. Купола и ласточки.

 

Край, в котором ты живешь

Ю. Чичков, сл. М. Пляцковского. Ромашковая Русь; М. Сутягина, сл. Е. Никоновой и М. Сутягиной. Песня о России;С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1 часть); Попевка о природе; П. Чайковский, сл. А. Плещеева. Осень; П. Чайковский. Октябрь. «Осенняя песнь» из фортепианного цикла «Времена года» Р. Газизов. Осенний дождь. Р. Газизов. «Волны Агидели» из цикла «Родные напевы»; Обработка М.Морозова. Агидель; Л. Батыр-Булгари, сл. А. Рашитова. Солнечный край.

Зрительный ряд: И. Шишкин. «Березовая роща»; К. Юон. «Березы»; К. Сомов. «Портрет С. Рахманинова»; И. Левитан. «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень»; Б. Домашников. «Птицы улетают. Последние дни осени»;

 

Как не любить Урал - прекрасней в мире нет!

Г. Свиридов. «Уральский напев» из сюиты «Время, вперед!»; Башкирская народная песня «Урал»; А. Ключарев. «Родной напев» из Сюиты на башкирские народные темы (б.н.п.«Урал»); Н. Сабитов, Х. Ахметов.  Вступление к балету «Горный орел» (б.н.п.«Урал»); Ан. Александров. «Уральские горы» из сб. «Башкирские мелодии» (б.н.п.«Урал»); А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Уральский хоровод; Р. Сальманов, сл. А. Игебаева. До свидания, лебеди! Х. Ахметов. Утро Урала. Ночной Урал; И. Дильмухаметов, сл. С. Юлаева. Мой Урал;  Х. Ибрагимов, сл. К. Даяна. Уралтау; А. Кубагушев, сл. народные. «Уралтау»;  С. Прокофьев. Балет «Сказ о каменном цветке» (фрагменты); А. Ключарев. Симфоническая сюита из музыки балета «Горная быль».

Зрительный ряд: Р. Нурмухаметов. «На просторах Урала»; Б. Домашников. «Утро. Урал» и др.

 

Образ Салавата Юлаева в профессиональной музыке России и Башкортостана

Башкирские народные  песни: «Салават», «Марш Пугачева»; А. Ключарев. «Салават» обработка для смешанного хора;  Ан. Александров. Фортепианная пьеса «Салават Юлаев» из сб. «Башкирские мелодии»;   Н. Чемберджи. Вступление к опере «Карлугас»; М. Коваль. Танцевальная сюита из оперы «Емельян Пугачев»;  З. Исмагилов. Увертюра к опере «Салават Юлаев»   (1ч.); Г. Альмухаметов. Марш, посвященный 10-летию Башкирии; А. Хачатурян. Музыка к кинофильму «Салават Юлаев»; А. Зиннурова, сл. Р. Ураксиной. Салават-батыр; В. Мавлютов, сл. В. Давлетшиной. Салават.

Зрительный ряд: С. Тавасиев. Памятник С. Юлаеву; Г. Мустафин. «Салават Юлаев»; А. Арсланов. «Салават Юлаев», «Салават Юлаев с Пугачевым»;

 

Башкирские народные мелодии в сочинениях композиторов России

А. Алябьев, сл. А. Дельвига. Соловей, вокальный цикл «Азиатские песни» (б.н.п.«Зулейха», «Кара юрга»); А. Гречанинов. Башкирская сюита для двух фортепиано; Ан. Александров. Сборник.фортепианных пьес «Башкирские мелодии» («Урал», «Салават», «Зульхизя»,  «Шесть джигитов», «Игзаков» и др.); М. Коваль. Опера «Емельян Пугачев» («Перовский», «Салават», «Старый Баик»); А. Ключарев. Сюита на башкирские темы; С. Слонимский. Башкирская девичья.

 

Народная песня - источник вдохновенья композиторов

Былины и кубаиры: М. Глинка. «Песни Бояна» из оперы «Руслан и Людмила»;Былина про Добрыню (обработка Н. Римского-Корсакова); А. Аренский. Фантазия на темы И. Рябинина (былина об Илье Муромце и былина о Вольге и Микуле); А. Лядов «Былина о птицах» из симфонической сюиты «Восемь русских народных песен»;  Н.Римский-Корсаков. Песня Садко и хор «Высота ль, высота ль поднебесная» из оперы-былины «Садко» (былина «Соловей БудимировичКубаиры: «Страна башкир», «Салават-батыр», «Сокан-батыр», «Вор не разбогатеет». А. Кубагушев, слова народные. Урал-тау; Д. Хасаншин. Соната-кубаир;  Х. Ахметов. Симфоническая картина «Урал-батыр»; Х. Заимов- А. Спадавеккиа. Опера «Акбузат» (ария Хаубан-батыра).

Баиты: Баит об Урале; Баит «Журавлиная песнь»;  Баит «Сак-Сук»; Баит о войне с французами;  Д. Хасаншин. Рапсодия – баит.

Зрительный ряд: А. Васнецов «Богатыри», «Гусляры», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Баян»; М. Врубель  «Богатырь»; Н. Рерих «Илья Муромец», «Садко», «Боян»; И. Репин «Садко»; Н. Голиков «Боян»; И. Глазунов «Два князя».

Исторические  песни: р.н.п. «Сусанин»; М. Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин»; р.н.п « Солдатушки, бравы ребятушки»; А. Новиков, сл. М. Левашова. Учил Суворов; б.н.п.«Золотая орда»; р.н.п. «Как за речкою, да за Дарьею»; Н. Римский-Корсаков. Симфоническая картина «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (р.н.п.: «Поднялась с полуночи», «Как за речкою, да за Дарьею»); русские народные песни: «Бородино», «Не боимся мы французов»; башкирские народные песни: «Кутузов», «Любизар», «Баик»; З. Исмагилов. Сцены из оперы «Кахым-туря»(б.н.п. «Любизар»); Современная русская народная песня «Шел ленинградский паренек».

Зрительный ряд: Памятник Ивану Сусанину в г. Костроме.В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы». Н. Рерих. «Сеча при Керженце»; М. Сергеев. «Сказание о невидимом граде Китеже»; Ф. Рубо. Музей-панорама «Бородинская битва»; С. Герасимов. «М.И. Кутузов на Бородинском поле»;  В. Верещагин. «Отступление. Бегство»;  А. Орловский. «Башкир в бою», «Башкирский военачальник в походе», «Башкирские конники слушают курай»; С. Присекин. «И клятву верности сдержали».

Трудовые песни: русские народные песни: «Эй, ухнем»,«Пряха», «Прялица», «Я на камушке сижу»; И. Беркович. Вариации на русскую народную песню «Я на камушке сижу»;  И. Дунаевский. «Урожайная» из к/ф «Кубанские казаки»; Т. Каримов, сл. Ш. Биккула. Хлеб Башкортостана!; Х. Ибрагимов, сл. Н. Исанбет. Жница; башкирская народная песня «Косилка-молотилка»; «Выделывание ковра» (композиция А. Зиннуровой).

Сравнение: башкирские танцы, изображающие трудовые действия: «Зарифа», «Косари», «Бишбармак», «Загида» в исполнении Государственного ансамбля народного танца РБ им. Ф. Гаскарова.

Зрительный ряд: И. Репин. «Бурлаки»; И. Шишкин. «Полдень. В окрестностях Москвы»; Т. Яблонская. «Хлеб»; Г. Мясоедов. «Косцы»;  Б. Кустодиев. «Осенний сельский праздник; А. Венецианов. «Гумно», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Жнецы»; В. Тропинин. «Кружевница»; А. Пластов. «Сенокос». 

Лирическая протяжная песня и узун-кюй: р.н.п. «Вниз по матушке по Волге»; А. Даргомыжский. Вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге»; р.н.п. «Среди долины ровныя»; М. Глинка. Вариации на тему р.н.п. «Среди долины ровныя»; Н. Римский-Корсаков. Песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка» из оперы «Садко»; р.н.п. «У зори-то, у зореньки»: З. Исмагилов. Увертюра и хор пугачевцев из 2-го действия оперы «Салават Юлаев» (р.н.п. «Не шуми, мати, зеленая дубравушка»); Башкирские народные песни:«Урал»,  «Соловей», «Туяляс», «Сибай»; Р. Хасанов. Симфоническая поэма «Сибай»;

Зрительный ряд: И. Шишкин. «Среди долины ровныя»; И. Левитан. «Вечер на Волге»;

 

Стили и жанры башкирской народной музыки

Узун-кюй: «Урал», «Соловей», «Туяляс»; Н. Пейко. Баркарола («Туяляс»).

Кыска-кюй: «Любизар», «Баик», «Хатира»; И. Хисамутдинов. Шутка (б.н.п.«Хатира»);  «Шаль вязала»; Н. Сабитов.Прелюдия № 3 (б.н.п.«Шаль вязала»);  «Карабай»; Р. Сальманов. Вариации на тему б.н.п. «Карабай»; «Ирендык»; Л. Степанов - З. Исмагилов. «Танец охотников» из балета «Журавлиная песнь» (б.н.п.«Ирендык»); б.н.п. «Спелая черемуха»; А. Кукубаев. Фантазия на тему б.н.п. «Спелая черемуха»

Халмак-кюй: «Уралым», «Караван-Сарай», «Красавицы», «Журавлиная песнь»; «Салават»; Р. Муртазин. Симфония № 2. 2 ч. (б.н.п.«Салават»);  М. Ахметов.Фантазия на башкирскую народную тему для курая и симфонического оркестра (б.н.п.«Урал», «Журавлиная песнь», «Баик»); Вариации на темы «Туяляс» и «Ирендык». Обработка Р. Фасхутдинова и В. Суханова.

       Хороводные и плясовые песни русского народа: русская народная песня «Со вьюном я хожу»; А. Даргомыжский. Хор «Заплетися, плетень» из оперы «Русалка»; А. Лядов. «Хороводная» из симфонической сюиты «Восемь русских народных песен» (р.н.п.«Во лузях»);  Н. Римский-Корсаков. Хор «Ай, во поле липонька», «А мы просо сеяли»  из оперы «Снегурочка»;  Р. Щедрин. «Девичий хоровод» из балета «Конек-Горбунок»; Х. Ахметов, Н. Сабитов. Сюита на темы народов Поволжья (1 часть: р.н.п.«Заиграй, моя волынка»); Русская народная мелодия «Сударушка».

Русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени»; Л. Бетховен. Вариации на русскую народную тему (р.н.п.«Камаринская»); М. Глинка.Симфоническая фантазия «Камаринская» (р.н.п.: «Из-за гор, гор высоких», «Камаринская»); П. Чайковский.Хор крестьян «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин»; »); П. Чайковский. «Трепак» из балета «Щелкунчик»; А. Лядов. «Шуточная» из симфонической сюиты «Восемь русских народных песен» (р.н.п.«Я с комариком плясала»); Х. Ахметов.Опера «Современники» (р.н.п.«Барыня»);

Сравнение: башкирские народные плясовые песни «Хатира», «Муглифа», «Гюльназира», «Зарифа»

Частушки и такмак: Воронежские частушки. Слова В. Викторова; Р. Щедрин. Концерт для оркестра «Озорные частушки»; Р. Щедрин. Концерт для фортепиано с оркестром (финал: частушки «Сыпь, Семеновна»); такмак курганских башкир «Сафия»; плясовые такмаки: «Карабай», «Ай-даргынайым»; игровые такмаки: «Косилка- молотилка», «Наза»;  А. Кубагушев. «Такмак» из сюиты для оркестра башкирских народных инструментов.

Духовная музыка. Мунажат: Д. Бортнянский. Многая лета; Д. Бортнянский. «Тебе поем» из «Трехголосной Литургии»; М. Мусоргский «Господи, помилуй!» из вокального цикла «Детская»; . Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви» из сб. «Детский альбом»; В. Гаврилин. «Молитва» из симфонии-действа «Перезвоны».; А. Рыбников. «Молитва» из рок-оперы «Юнона и Авось»; С. Низаметдинов. Опера «Меmеntо». Молитва (в исполнении детского хора).

Мунажаты: «Добро пожаловать!», «Мунажат Уразы», «Праздник Курбан-байрам», «Маулит-байрам»; А.Хасаншин. «Мунажат» из сюиты для симфонического оркестра; Р. Гимрани (слова и музыка). Благославление (Фатиха); И. Закиров, сл. Р. Миннуллина. Молитвы матери.

Праздники матушки-зимы

Н. Римский-Корсаков. «Колядка девчат» из оперы «Ночь перед Рождеством»; П. Чайковский. Опера «Черевички» (фрагменты); Рождественские колядки и песни народов мира; П. Синявский (слова и музыка). Рождественская песня; р.н.п. «Гаданье» (подблюдная); П. Чайковский. Декабрь. «Святки» из фортепианного цикла «Времена года»; б.н.п. «Нардуган». Новогодние песни (по выбору учителя).

Зрительный ряд: К. Брюллов. «Гадающая Светлана».

 

Музыкальный язык других народов. Понятен ли он всем? (17 ч.)

Современная музыкальная жизнь страны. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, обряды, игры-драматизации. Многообразие жанров музыкального фольклора, их характеристика и истоки.

Народная  и профессиональная музыка, их взаимовлияние. Целостное представление о возникновении и существовании музыки (деятельность композитора, исполнителя, слушателя).

Музыкальные традиции народов Урала и Поволжья. Сходство и различия интонационно-образного языка и культурных традиций народов России.  Музыкальная речь как способ общения между людьми разных национальностей.

Творческие портреты композиторов,  музыкантов-исполнителей. Выдающиеся исполнительские коллективы:   ансамбли песни и танца, оркестры народных инструментов. Региональные конкурсы и фестивали музыкантов.  Национальные музыкальные инструменты. Народные праздники  и обряды. 

Взаимопроникновение и взаимообогащение музыкальной культуры народов России.

 

 Между Волгой и Уралом

Музыка Татарстана:Слова Г. Тукая, музыка народная. Родной язык; З. Яруллин.  Марш, посвященный  Г. Тукаю; Ф. Яруллин. «Танец Сююмбики и птиц» из балета «Шурале»; А. Бакиров. Балет «Водяная» (фрагменты), сюита «Кисекбаш»;  Н. Сабитов, сл. Б. Валиди. Мелодии Тукая.

 Узун-кюй: «Аллюки», «Студеный родник», «Дремучий лес»; халмак-кюй: «Ай, былбылым», «Растет черемуха за окном»;  

Кыска-кюй: «Яблоня», «Дома ли ваш гармонист?», «Соловушка-голубок».

Такмак: «Аниса» «Апипа»; Татарская народная песня «Апипа». Обр. В. Виноградова; Р. Курамшин. Вариации на тему татарской народной песни «Апипа». Фантазия на тему татарской н.п. «Апипа». Баит «Сак-Сок».С. Сайдашев, сл. М. Хусаина. Школьный вальс; К. Рахимов. Восточный марш на тему С. Сайдашева. А. Ключарев. Музыка к танцу «Проказницы»; Дж. Файзи, сл. Ф. Карима. Весна идет; Дж. Файзи, сл. М. Джалиля. Родник; И. Шакиров, сл. Н. Исенбет. Ты играл на сазе; Л. Батыр-Булгари, сл. А. Рашита. Солнечный край; Х. Ахметов, сл. А. Ерикей. Уфа – Казань.

Зрительный ряд: А. Арсланов. «Встреча Г. Тукая и М. Гафури» и другие.

Музыка Марий Эл[1]:А. Эшпай, сл. Г. Регистана. Марий Эл; Е. Волков, сл. С. Николаева. О маме; Марийская народная мелодия, сл. Г. Микая. Гусли; Сернупская и Торьялская мелодии; Старинная марийская плясовая мелодия «Волынка»; А. Эшпай. Марийскаяволыночная; марийские народные песни «Ой, луй, модеш», «На лужке», «Уржум-река, «Гусли»; А. Эшпай. Две пьесы на народные темы (татар муры, чуваш муры); В. Шебалин. Увертюра на марийские темы; А. Кукубаев. Марийская рапсодия. Веселая джигитовка.

Музыка Чувашии: С. Сандрович. Любимый край; Чувашские народные песни «Кукушка», «На зеленом лугу»; Ф. Лукин, сл. И. Малгая. Жаворонок; Ф. Лукин, сл. народные. Сирень (обрядовая песня); Чувашский народный танец «Линка». Обр. Ю. Шишакова; С. Максимов. Чувашский марш; Г. Хирбю, К. Иванов. «Ариозо Нарспи», «Ария Тахтамана» из оперы «Нарспи».

Музыка Мордовии:  А. Аверкин, сл. П. Черняева. Вальс «Моя земля»; Г. Вдовин, сл. А. Петайкина. Речка; Г. Вдовин. Концертино для фортепиано и струнного оркестра; Мордовские народные песни «Ой, луг, луг», «Гнала я стадо», «Яблонька»; Д. Скрипкин, сл. П. Любаева. Белая береза. Левженскаяплясовая; Н. Кошелев, сл. В. Кочерганова. Птички, прилетите!; Обрядовые песни: «Кола», «Масленичный день – хороший день», «Большое-пребольшое поле» и т.д.

Музыка Удмуртии: Удмуртские народные песни: «Белая береза», «Колхозный сад», «Вечеринка», «Лирическая хороводная»; Г. Корепанов-Камский. Кукушка; Удмуртская народная песня, сл. И. Мазнина. Горелки; М. Греховодов, сл. народные. Гусли треугольные; Удмуртские народные танцы: «Эктон», «Запоет петушок», «Поставь-ка самовар», «Танец с колокольчиками».

 

Музыка других народов России

Музыка Калмыкии, народов европейского севера (Карелия, Коми и др.); Северного Кавказа, Сибири (Алтай, Хакасия, Тува, Бурятия, Якутия, Эвенкия, Ханты-Мансийский АО); Нижнего Амура и Сахалина (нанайцы, ульчи, удэгейцы и др.) и азиатских народов Северо-Востока (ительмены, коряки, чукчи, эскимосы и т.д.).

Тувинская народная песня «Голос родины моей»; эвенская народная песня «Березка; калмыцкая народная песня «Здравствуй, степь!»; осетинская народная мелодия «Песня-танец»;народная песня коми «Колыбельная». Русский текст С. Болотина; якутская народная песня «Жаворонок». Русский текст О. Фадеевой; народная песня ульчи «Три упряжки»; В. Клепинин. Концерт-рапсодия на долгано-эвенкийские темы,балет «Саянская легенда» (по мотивам хакасских легенд), вокальный цикл «Легенда» (на стихи поэтов Севера и Сибири); А. Сальманова. Симфония «Аркаим», 2 часть «Шаманка».

Зрительный ряд:Р. Нурмухаметов. «Встреча в тундре», «Горный Алтай. На Катуни», «Горный Алтай. Осень»; О. Кипренский. «Портрет калмычки Баяусты»; и т.д.

Инструментальная народная музыка и ее исполнители

Русские народные песни: «Светит месяц»,  «Травушка-муравушка», «Валенки»; «Прялица», русский народный наигрыш «Полянка», русская плясовая «Кадриль» в исполнении оркестра русских народных инструментов; 

Плясовые наигрыши: «Барыня», «Пойду ль я, выйду ль я», «Во кузнице» в исполнении русских народных инструментов; былинные наигрыши (гусли); Р. Щедрин.озорные частушки; А. Шнитке. Наигрыш; р.н.п. «Тонкая рябина» (гитара); В. Агафонников, сл. З. Петровой. Музыкальные загадки; Г. Шпадэ-Глазырина. Веселый оркестр.

 Башкирские народные песни и наигрыши в исполнении Национального оркестра народных инструментов РБ; Башкирские народные песни: «Урал», «Игзаков»; башкирские плясовые (курай); Попурри на башкирские народные  темы: «Старый Урал (курай, думбыра, кубыз); б.н.п. «Кара Юрга» (кыл-кубыз, курай); б.н.п. «Хатира» (кубыз);  Баиты: «Баит о курае», «Наш Ишмулла», «Играй, курай!».А. Имаева, сл. Г. Юнусовой. Курай; б.н.п. «Дедушка» Обр. Х. Заимова;  А. Зиннурова, сл. Р. Ураксиной. Курай. Кубыз. Мандолина; Р. Хасанов. Мандолина.

Музыка разных народов России и Башкортостана в исполнении лауреата Международного конкурса «Виртуоз-кубызист мира»  Р. Загретдинова; Р. Сабитов. Маленькая симфония в народном стиле для камерного оркестра, двух кураев, кубыза и думбыры.

Дополнительный материал: башкирский танец «Цветущий курай» и «Танец с кубызом» в исполнении Государственного ансамбля народного танца РБ им. Ф. Гаскарова. 

  Песни и инструментальные наигрыши народов России и Башкортостана в исполнении народных музыкальных инструментов и оркестров.      

Зрительный ряд:А. Васнецов «Гусляры»; Н. Рерих. «Боян»;  Н. Голиков «Боян»; Р. Нурмухаметов. «Портрет И. Дильмухаметова», «Легенда о батыре. В родном ауле»;

 

Танец – душа народа

Танцы народов России и Башкортостана в исполнении Государственного академического ансамбля народного танца им. И. Моисеева, хореографического ансамбля «Березка» им. Н. Надеждиной и Государственного ансамбля народного танца РБ им. Ф. Гаскарова.

Творческое содружество И. Моисеева и Ф. Гаскарова.

 

Праздники и обряды народов России

Масленичные песни русского народа; Г. Гареева. Славим Науруз; А. Гречанинов, сл. А. Блока. Вербочки;  Р. Глиэр, сл. А. Блока. Вербочки; Величальные березке, хороводы и другие; «На празднике «Воронья каша» (башкирская народная мелодия); Башкирская народная песня «Воронья каша». Обр. А. Кубагушева; Праздник «Кукушкин чай»; Н. Галиев. Сабантуй. М. Валеев. Сабантуй Н. Инякин. Сюита «Сабантуй» для оркестра русских народных инструментов; А. Габдрахманов. «Сабантуй» из сюиты «Башкирские танцы»; Р. Муртазин. Башкирские зарисовки. (3 часть.«Сабантуй»); Музыка народная, сл. М. Садри. Сабантуй; Л. Батыр-Булгари, сл. Г. Зайнашевой. Сабантуй;

Зрительный ряд: Б. Кустодиев. «Масленица», «Зима. Масленичное гулянье», «Троицын день»; А. Рублев. «Троица»; Г. Семирадский. «Ночь накануне Ивана Купалы»; изделия русских народных промыслов (Палех, Городец,  Жостово  и др.) с изображением народных праздников.

 

Обобщение: «Фестиваль дружбы»

Г. Струве, сл. В. Степанова. Что мы родиной зовем; Б. Савельев, сл. Л. Жигалкиной. Большой хоровод; Ф. Абубакиров, сл. Р. Миннулина. Дружный хоровод; М. Коваль. Опера «Емельян Пугачев». Танцевальная сюита, символизирующая дружбу народов (русский, башкирский, татарский, марийский); Н. Сабитов, Х. Ахметов. Сюита на темы народов Поволжья: (1 ч. Русская; 2 ч. Марийская; 3 ч. Татарская; 4 ч. Башкирская);  Д. Хасаншин.Фортепианный цикл «От Волги до Урала»: (1 ч. Башкирская лирическая; 2 ч. Танец на сабантуе; 3 ч. Татарская песня; 4 ч. Танец гостя из Марий Эл); Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. С нами, друг! В. Шаинской, сл. Е. Шевелевой. Уголок России;

 

Календарно – тематическое планирование уроков музыки в 3 классе

 

Тема урока

Дата

Количество

часов

Примечания

 

по плану

факт

 

Музыка моего народа. 16 ч

 

1

Ведение в тему. Музыка моего народа.

08.09

 

1

 

 

2

Край, в котором ты живешь

15.09

 

1

 

 

3

Как не любить Урал - прекрасней в мире нет!

22.09

 

1

 

 

4

Образ Салавата Юлаева в профессиональной музыке России и Башкортостана

29.09

 

1

 

 

5

Башкирские народные мелодии в сочинениях композиторов России.

6.10

 

1

 

 

6

Народная песня - источник вдохновенья композиторов. Былины и кубаиры.

13.10

 

1

 

 

7

Народная песня - источник вдохновенья композиторов. Исторические песни.

20.10

 

1

 

 

8

Народная песня - источник вдохновенья композиторов. Трудовые песни

27.10

 

1

 

 

9

Народная песня - источник вдохновенья композиторов. Лирическая протяжная песня и узун-кюй.

10.11

 

1

 

 

10

Стили и жанры башкирской народной музыки. Узун-кюй.

17.11

 

1

 

 

11

Стили и жанры башкирской народной музыки. Кыска-кюй.

24.11

 

1

 

 

12

Стили и жанры башкирской народной музыки. Халмак-кюй

1.12

 

1

 

 

13

Стили и жанры башкирской народной музыки.Хороводные и плясовые песни русского народа.

8.12

 

1

 

 

14

Стили и жанры башкирской народной музыки. Частушки и такмак.

15.12

 

1

 

 

15

Стили и жанры башкирской народной музыки.Духовная музыка. Мунажат.

22.12

 

1

 

 

 

16

Праздники матушки-зимы

29.12

 

1

 

 

Музыкальный язык других народов. Понятен ли он всем? (17 ч.)

 

17

Между Волгой и Уралом. Музыка Татарстана

19.01

 

1

 

18

Между Волгой и Уралом. Музыка Марий Эл 

26.01

 

1

 

19

Между Волгой и Уралом. Музыка Чувашии

2.02

 

1

 

20

Между Волгой и Уралом. Музыка Мордовии

09.02

 

1

 

21

Между Волгой и Уралом. Музыка Удмуртии

16.02

 

1

 

22

Музыка других народов России.

2.03

 

1

 

23

Музыка народов России.

9.03

 

1

24

Инструментальная народная музыка и ее исполнители.

16.03

 

1

 

25

Инструментальная народная музыка.

06.04

 

1

 

26

Инструментальная народная музыка и ее исполнители

13.04

 

1

 

27

Танец – душа народа. Русские народные танцы.

20.04

 

1

 

28

Танец – душа народа. Башкирские, удмуртские народные танцы.

27.04

 

1

 

29

Праздники и обряды народов России. Праздники башкир и удмуртов.

04.05

 

1

 

30

Праздники и обряды народов России. Русские праздники.

11.05

 

1

 

31

Праздники и обряды народов России. Защита исследовательских работ.

18.05

 

1

 

32

Праздники и обряды народов России. Защита исследовательских работ.

25.05

 

1

 

33

Обобщение: «Фестиваль дружбы»

 

 

1

 

34

Обобщение: «Фестиваль дружбы»

 

 

1

 

 

Учебно-методическое обеспечение

Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим в себя следующие пособия:

Фонохрестоматии:

 

Фонохрестоматия музыкального материала для  1-4 классов (аудиокассеты)

Фонохрестоматия музыкального материала «Музыка для 1-4 классов»  (CD диск)

Фонохрестоматия музыкального материала  «Музыка народов Башкортостана. Между Волгой и Уралом» (CD диск)

 

            Видеопособия:

 

 «К 450-летию вхождения Башкирии в состав Русского государства»

«Наш дом-Башкортостан»

 «По страницам башкирского балета»

«По страницам башкирской оперы»

 «Первый башкирский балет «Журавлиная песнь»

«Композиторы Башкортостана». Вып. 1 (Г. Альмухаметов, Р. Габитов, Р. Муртазин, Х. Ахметов)

 

Литература

1.  «Культура Башкортостана».  Башкирский государственный театр оперы и балета. Волшебная страна под названием «Балет» (на примере балета Л. Степанова «Журавлиная песнь»).  Волшебная страна под названием «Опера» (на примере оперы Х. Заимова и А. Спадавеккиа «Акбузат»). Башкирский академический ансамбль народного танца им. ФайзиГаскарова)

2. «Музыка».  (Башкирские народные песни.Инструментальная музыка).

3. Башкирская музыкальная культура. Материалы к практическим занятиям: для студентов факультета педагогики и методики начального общего образования педагогического института/Составитель – Л.Л. Тукбаева – Бирск: Бирск. Гос.пед.ин-т., 3003 – 152 с.



 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа по музыке 3 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по предмету «Музыка» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22. 12. 2009),   основной общеобразовательной программой начального общего образования школы, примерными основными образовательными программами начального общего образования на основе авторской программы по музыке (авторы Л.В. Школяр, В.О. Усачёва, образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/Под научной редакцией Д.И. Фильдштейна. изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011. – 432с.) и учебно-методическим комплексом «Музыка» для образовательных учреждений Республики Башкортостан, авторов Н.Г.Ямалетдиновой и Р.Х. Хусаиновой (Музыка, Рабочие программы 1-4 классы, Уфа «Китап», 2011., 62 с.)

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 049 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 590
    • DOCX 60.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Воробьева Татьяна Ильинична. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Воробьева Татьяна Ильинична
    Воробьева Татьяна Ильинична
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 36262
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 285 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 104 человека

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 117 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 206 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 442 человека

Мини-курс

Предпринимательские риски

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе