ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Разработана в целях
конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей
младших школьников.
Общая
характеристика предмета
Данный
учебный предмет имеет своей целью:
развитие образного и
логического мышления, воображения, математической речи, формирование
предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических
задач и продолжения образования;
освоение основ
математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике
как части общечеловеческой культуры.
Начальный курс математики - курс интегрированный: в нём объединены
арифметический, алгебраический и геометрический материал.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным
расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в
нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для
совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
В федеральном базисном плане на изучение математики во втором классе
начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего - 136 часов (34 учебные
недели).
Основное содержание обучения в программе представлено крупными
разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи»,
«Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины»,
«Работа с информацией». Такое построение программы позволяет создавать
различные модели курса математики, по-разному распределять учебный материал.
В результате освоения предметного содержания математики у учащихся
формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.
Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов, выявлять изменения,
происходящие с объектами, и устанавливать зависимости между ними в процессе
измерений, поиска решения текстовых задач, анализа информации, определять с
помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов
(чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений).
Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые модели, строят и
преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с
математическим языком, формируются речевые умения и навыки: ученики знакомятся
с названиями действий, их компонентов и результатов, терминами «равенство» и
«неравенство».
Учащиеся усваивают и некоторые элементы математической символики: знаки
действий, знаки отношений; они учатся читать и записывать простейшие
математические выражения.
В программе предусмотрено ознакомление с некоторыми свойствами
арифметических действий и основанными на них приёмами вычислений.
Математическое
содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы
предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной
деятельности при решении математических задач (распределять поручения для
поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа
информации), проявлять инициативу и самостоятельность.
Результаты
изучения курса
Личностные результаты:
•
Целостное восприятие окружающего мира.
• Развитая
мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность
в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к
выполнению заданий.
•
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои
действия и управлять ими.
•
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
•
Установка на здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты:
- Способность
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и
способы её осуществления.
-
Овладение способами выполнения заданий творческого
и поискового характера.
-Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебно-познавательных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки,
анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета, способность
фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать
изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим изображением.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения.
-Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и
процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты:
- Использование приобретённых математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их
количественных и пространственных отношений.
-
Овладение основами логического и алгоритмического
мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в
разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. Приобретение
начального опыта применения математических знаний для решения учебно-
познавательных и учебно-практических задач.
-
Умения выполнять устно и письменно арифметические
действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и
строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать
геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами,
цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
-
Приобретение первоначальных навыков работы на
компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию
по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Место курса в
учебном плане
На изучение
математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс
рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4
классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Содержание курса
Числа и величины.
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 100.
Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление двузначных чисел в
виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки
сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: деньги (рубль, копейка);
время (минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин.
Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия.
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки
действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица
сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и
вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного
компонента арифметического действия. Переместительное свойство сложения и
умножения. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых
выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения.
Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения
действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания
двузначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия,
взаимосвязь компонентов и результатов действий). Элементы алгебраической
пропедевтики. Выражения с одной переменной вида а ± 28,8 • Ь, с : 2, вычисление
их значений при заданных значениях входящих в них букв. Уравнение. Решение/уравнений
(подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью,
на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических
действий).
Работа с текстовыми задачами.
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим
способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение,
вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше
на (в) ...», «меньше на (в) ...». Текстовые задачи, содержащие зависимости,
характеризующие расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость
товара). Задачи на определение начала, конца и продолжительности события.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде: рисунка, схематического рисунка,
схематического чертежа, краткой записи, таблицы.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая,
кривая), отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник (треугольник,
четырёхугольник, прямоугольник, квадрат). Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный,
остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний,
равнобедренный (равносторонний). Использование чертёжных инструментов (линейка,
угольник) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние
геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины.
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины
(миллиметр, метр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц
длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.
Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра
прямоугольника (квадрата).
Результаты изучения курса.
Предметные результаты
Учащиеся
узнают:
• названия и последовательность чисел от 1 до 100;
• названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
• правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях в два
действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
• названия и обозначения действий умножения и деления;
-таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания
учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
Учащиеся
научатся:
• читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
-находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях
устно, в более сложных - письменно;
• находить значения числовых выражений в два действия, содержащих
сложение и вычитание (со скобками и без них);
-решать задачи в одно-два действия на сложение и вычитание и задачи в
одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
• чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;
•
находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и
периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
Учебно-методическое обеспечение
1. Печатные пособия.
•
Моро, М. И. Математика : учебник : 2 класс : в 2 ч. / М. И. Моро [и др.]. - М. :
Просвещение, 2012.
•
Моро, М. И. Математика : рабочая тетрадь : 2 класс : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И.
Волкова. - М. : Просвещение, 2012.
•
Моро, М.
И. Математика. Рабочие программы. Предметная линия
учебников М. И. Моро и др. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / М. И. Моро [и др.]. - М. : Просвещение, 2012.
•
Бантова, М.
А. Математика.'2 класс : методическое пособие / М.
А. Бантова, Г. В. Бельтю- кова, С. В. Степанова. - М. : Просвещение, 2012.
Информационно-коммуникативные
средства.
Электронное
приложение к учебнику «Математика. 2 класс» М. И. Моро и др. (СО).
•
Наглядные пособия.
-
Таблицы к основным разделам математики.
-
Наборы предметных картинок.
-
Наборы счётных палочек.
- Наборное полотно.
Материально-технические
средства.
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров,
картинок.
-
Компьютерная техника.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.