Программа факультатива предназначена для
учащихся 7- класса как внеклассное и внешкольное занятие, рассчитана на
двухгодичное обучение.
Содержание программного материала
соответствует возрасту, занятия проводятся регулярно 1 раз в неделю по одному
часу.
Программа факультатива предусматривает
теоретический и практический материал, который раскрывается на примерах своего
края, состоит из следующих разделов: «Родословие», «Родной поселок», «Сельское
поселение», «Район». Изучение родного края имеет огромное познавательное и
воспитательное значение, способствует формированию личности, воспитанию
учащихся в духе патриотизма.
Материал факультатива имеет краеведческую
направленность. Направлен на изучение истории своего края, географического
положения района, истории его образования и развития, народных промыслов,
становление производства и сельского хозяйства.
Местные события изучаются в единстве
трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее, что способствует
положительной мотивации к занятиям.
Основные задачи теоретических знаний – дать
необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся,
не только с прошлым, но и с современным состоянием
села, предположить перспективы развития. Учащиеся должны знать и понимать то,
что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит,
мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше
государство сделать его лучше, справедливее, сильнее.
Занятия факультатива
носят преимущественно практический характер, на занятиях учащиеся приобретают
умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию
о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий,
учреждений, писать рефераты, проводить опросы, составлять анкеты, работать
с научно-популярной литературой. Учатся выделять главное, сравнивать,
систематизировать сведения о своей семье, поселке, крае, проводить
исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко
осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического
мышления
Выполнение практических заданий по
краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее
неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей
вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения.
Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что
история — это история людей. Корни человека в истории
и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.
Материал кружка актуален и современен,
позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Почему
мы должны: сохранять и преумножать историческое и культурное
наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и культуры,
относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого
живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства,
образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
Цели и задачи программы
Цели:
Изучение исторического и культурного наследия
своего поселка, района, семьи.
Вовлечение учащихся в активную
познавательную поисково-исследовательскую деятельность.
Углубление и расширение знаний о своей малой
Родине.
Задачи:
Образовательные:
Формирование знаний о родном крае, его истории,
традициях и культуре, знаний об истории своей семьи.
Обучение учащихся азам научного поиска,
ознакомление с методами исторического исследования.
Развивающие:
Развитие интереса к родному краю, его
истории и исторической науке, с целью углубления знаний.
Развитие творческих способностей, инициативы,
самостоятельности, нравственной культуры.
Воспитательные:
Воспитание у школьников нравственности,
патриотизма, бережного отношения к природному, историческому наследию родного
края, сохранению исторической памяти;
Воспитание гордости за свою малую родину,
уважения к далеким предкам, к делам и трудам наших современников,
гордости за успехи и достижения земляков.
Овладев данной программой, учащиеся
должны знать / понимать:
Историю становления и развития района, своего
населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и
культуре;
Историю своей семьи;
Замечательных людей своего населенного пункта,
района;
Природу родного края, животный, растительный
мир;
Необходимость бережного отношения к природному,
историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Учащиеся должны уметь:
Описывать основные этапы развития населенного
пункта.
Определять географическое положение и границы
района, называть и показывать формы рельефа.
Систематизировать знания о своей семье.
Систематизировать информацию о родном крае.
Проводить исследовательские и поисковые работы
по заданным темам.
Подбирать литературу по заданной теме и
пользоваться для выполнения творческих заданий.
Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты,
буклеты, презентации и т. д.
Утверждаю:
Согласовано: Рассмотрено на заседании М/О:
Бекітемін : Келісемін
: Ә\б отырысында қаралды:
Директор
Зам.директора УВР Протокол№
-----------------
---------------------------- --------------------------------------
28.08.2014
28.08.2014 28.08.2014
Календарно-тематическое планирование по краеведению
в 7 русском классе
Байталякова А.Б.
2014-2015 гг.
Календарно- тематическое планирование.
Тема
|
Всего часов
|
Теоретич.
занятия.
|
Практические
занятия
|
Экскурсии.
|
1. Страницы истории
2.
Название
нашей страны, символы страны. Историческая
роль страны. Моя страна в
прошлом и настоящем. Край как составная
часть нашей Родины
|
2
|
1
|
1
Самостоятельная
работа:
«Государственные символы РК. Флаг и герб АО»
Творческая работа: «Каким я вижу
герб с. Мынбаева
|
|
2. Наши
земляки-ученые Интересные люди нашего района
|
2
|
1
|
1 фоторепортаж,рефераты
|
|
3.
Древнейшие люди нашего края и их занятия.
О чем говорят археологические раскопки Сарыарки
царский могильник саков Берегите памятники
истории и культуры
село Мынбаева: вчера и сегодня. История села
Мынбаева. Природа и достопримечательности
нашего села
|
2
|
2
|
«
Родословная моей семьи или рассказ
о судьбе одного из родственников»
Практическая работа: Оформление альбома
«История с. Мынбаева», Составление моей
родословной», работа с документами,
|
|
5 История
возникновения , Нуринский район
|
6
|
2
|
2 оформление
альбома Нуринский район
|
2
|
6. Быт, обычаи,
традиции населения нашего села.
|
2
|
1
|
1
Самостоятельная работа: «Быт, обычаи, традиции
моего народа».
Творческая работа: выставка подделок
|
|
7. «Отчизны
верные сыны».
Наши земляки- участники афганской войны.
|
2
|
2
|
Самостоятельная
работа: « Поиск
информации о людях, принимавших участие в
военных действиях, имеющих награды воинские
и трудовые»
|
|
8. «Мой
край в годы Великой Отечественной войны».
Мынбаевцы — участники Великой Отечественной войны.
|
6
|
2
|
3
Самостоятельная работа: интервью ветеранов
Великой Отечественной Войны и тружеников тыла
Практическая
работа: оформление и
составление текста поздравительной открытки
|
1
|
9. «Отзовись,
фотография».
История нашей школы. Традиции нашей школы.
Ветераны педагогического труда.
Выпускники, которыми гордится наша школа.
|
3
|
1
|
3 Практическая
работа: знакомство с тетрадями
выпускников, дневниками, учебниками, школьной формой,
фотографиями учащихся 80-х годов.
|
|
10. «Я-
гражданин».
Мой край, село сегодня. Органы власти и
управления, общественные организации края, района, села.
Есть ли будущее у нашего края, села?
|
1
|
1
|
Самостоятельная
работа: работа
с материалами местной периодической печати.
|
|
11. Моя
малая Родина
|
4
|
3
|
экскурсия посещения музея
|
1
|
Итого:
|
34
|
17
|
13
|
4
|
Анкета для
учащихся.
1. Считаете ли вы себя патриотом?
2. Готовы ли вы посвятить свою жизнь
процветанию Родины?
3. Хотели бы вы уехать из Казахстана?
4. Престижна ли профессия казахстанского офицера?
5. Вы за или против службы в армии?
6. Нужно ли патриотическое воспитание в
школе?
7. Читаете ли вы периодические
издания, книги не по школьной программе?
8. Помогают ли вам книги в
разрешении трудных ситуаций?
9. Есть ли у вас пример для
подражания? Кто?
10. Как называется основной закон страны?
Когда он был принят?
11. Когда мы отмечаем День независимости?
12. День согласия и примирения?
Вопросы для рассуждений(
мини- сочинений):
1. С чего начинается Родина?
2. Гордитесь ли вы своей страной?
3. Кто такой патриот современной России?
4.Связываете ли вы патриотический долг
с воинской службой?
Анкета для родителей:
Уважаемые родители!
Для установления добрых партнерских
отношений с вами нам, педагогам, важно
знать особенности воспитания детей
в вашей семье.
Просим вас ответить на следующие вопросы:
1. С какого времени ваша семья проживает в
селе ?
2. Что вы и ваш ребенок
знаете о его истории? Что хотели
бы узнать?
3. Как вы проводите свой досуг? Участвует
ли в этом ребенок?
4.Как часто совершаете прогулки с
детьми на природу, поездки в
город и за город? Готовитесь ли вы
к ним заранее( выбираете маршрут,
интересные объекты наблюдения)? Назовите
предпочитаемые вами маршруты.
5. В каких учреждениях культуры ( библиотека,
музеи, галерея, театр, цирк и пр.) вы
с ребенком побывали и куда
хотели бы направится в ближайшее время.
Почему?
6. Какие семейные традиции поддерживаются в
вашей семье?
Отрывки из сочинений:
«Родина начинается со знания истории
места: села или города, в котором
человек живет. Человек должен уважать
традиции родных мест «Родина начинается с
детства, с того места, где родился и вырос.
Родина начинается с того момента, как только
я начал себя помнить. С детского садика, с
первых классов школы, с первой учительницы,
которая учила меня считать и писать».
« Надо знать историю родного села,
края и России. Значит, принимать ее надо всегда
с чувством любви. Это все равно, что знать
свою родню».
« Патриотизм-гордость за за свою Родину. Патриот-
это человек, любящий и гордящийся своей Родиной.Быть
патриотом- это значит любить свою Родину, испытывать
гордость за страну, но
этого я о себе сказать не могу»
« Мне кажется, что патриотизма в нашей стране
стало меньше, но мне хотелось, чтобы патриотов
стало больше» « Патриотизм в людях надо
воспитывать с детства, тогда народ будет любить
свою страну, гордиться своей историей». « Я
люблю свою страну с ее достижениями и
поражениями, но я хочу , чтобы она стала
еще сильнее и краше, чтобы все жили
счастливо. Я горжусь своей Родиной.»
«В России всегда с уважением
относились к военной профессии. Но сейчас
многое изменилось. Несмотря на все трудности, я считаю,
долг каждого молодого человека пройти
службу в армии».
Вывод: Результаты проведенных исследований
показывают необходимость систематической и
целенаправленной работы по патриотическому
воспитанию
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.