Пояснительная записка.
Рабочая учебная
программа по изобразительному искусству для 1-4 классов разработана и
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования 2010 года.
В
основе рабочей программы - программа для общеобразовательных учреждений,
рекомендованная Министерством образования Российской Федерации
«Изобразительное искусство и художественный труд», созданная под руководством
Б.М.Неменского, 2004 год.
Программа
соответствует государственному стандарту.
Общая
характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По
сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический
тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета
«Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как
неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений,
выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой
цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения,
формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное
в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Цели курса:
·
Воспитание
эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных
чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в
искусстве и через искусство;
·
Развитие
воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески,
способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности;
·
Освоение
первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-
прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
·
Овладение
элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и
приобретение опыта работы в различных видах художественно – творческой
деятельности, разными художественными материалами; совершенствование
эстетического вкуса.
Перечисленные
цели реализуются в конкретных задачах обучения:
·
Совершенствование
эмоционально – образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
·
Развитие
способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи,
архитектура, дизайн, скульптура и др.);
·
Формирование
навыков работы с различными художественными материалами.
Курс разработан как целостная
система введения в художественную культуру и включает в себя на единой
основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств.
Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в
контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом
является выделение трех основных видов художественной деятельности для
визуальных пространственных искусств:
— изобразительная
художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа
художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей
в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение,
постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах
деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное
искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость
поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной
культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной
деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и
восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая
художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность
по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт
художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают
различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация,
коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная
смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету
и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие
произведений искусства предполагает развитие специальных навыков,
развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве
восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы
происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом
деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие
художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ:
развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие
фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить
художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа
«Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального
практического творчества учащихся и уроков коллективной
творческой деятельности.
Коллективные формы
работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет
свою часть для общего панно или постройки).
Художественная
деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений
действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей,
результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым
темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных,
классических, современных).
Обсуждение
детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности
активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация
выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы,
ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть
использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении
школы.
Место
учебного предмета в учебном плане
На
изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет
изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в
неделю).
Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель
художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль
программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок
постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других
народов.
В основу программы
положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и
жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью
человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества,
значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень
курса.
Программа построена так,
чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с
жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров
из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми
программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса
— развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности
углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом
развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству
должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме
личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение
художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая
способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На
этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта
поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения
курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты
определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в
индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
§ чувство гордости за
культуру и искусство Родины, своего народа;
§ уважительное отношение к
культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
§ понимание особой роли
культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
§ сформированность
эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и
фантазии;
§ сформированность
эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой,
потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности;
§ овладение навыками
коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде
одноклассников под руководством учителя;
§ умение сотрудничать с
товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с
общим замыслом;
§ умение обсуждать и
анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников
с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его
выражения.
Метапредметные
результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
·
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
·
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;
·
использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений
по живописи, графике, моделированию и т.д.;
·
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач;
·
умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность, умение организовать место занятий;
·
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные
результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
·
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись,
графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной
(народные и прикладные виды искусства);
·
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных
искусств;
·
понимание образной природы искусства;
·
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
·
применение художественных умений, знаний и представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;
·
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально
оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
·
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
·
усвоение названий ведущих художественных
музеев России и художественных музеев своего региона;
·
мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
·
способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
·
способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
·
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ;
·
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности
основ цветоведения, основ графической грамоты;
·
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
·
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и
красоту природы различных регионов нашей страны;
·
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у
народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать
свою самобытную художественную культуру;
·
изображение в творческих работах особенностей художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания
ими красоты природы, человека, народных традиций;
·
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам
относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного
искусства и традиционной культуры;
·
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту
городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
·
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды
древнего зодчества для современного общества;
·
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к
архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
·
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих
красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения изобразительного искусства в начальной
школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике
изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении
с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка
искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение,
учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения
искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и
художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в
восприятии произведений пластических искусств и в различных видах
художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании, декоративно-прикладном искусстве.
Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать
эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего
мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в
различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять
художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для
выполнения учебных и художественно-практических задач.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной
деятельности».
Выпускник
научится:
• различать виды художественной деятельности (рисунок,
живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн,
декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с
ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств,
понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку,
обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами
художественного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека,
различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и
жизненных явлений;
• называть ведущие художественные музеи России и
художественные музеи своего региона.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства,
участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять
сюжеты и содержание знакомых произведений;
• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи
искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на
улице, в театре;
• высказывать суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости
и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного
искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные
художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого
замысла;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной
учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в
объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика,
одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать
геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы;
использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи,
скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические,
растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать
ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной
художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений
народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи,
графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного
конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать
разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при
создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации, путем
трансформации известного создавать новые образы природы, человека,
фантастического существа средствами изобразительного искусства;
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
Выпускник научится:
• осознавать главные темы искусства и отражать их в
собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи
своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила
перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека,
сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре,
выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу
представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость
к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним
свое эмоциональное отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные
темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Формы
организации учебного процесса
Темы и задания уроков предусматривают создание игровых и
сказочных ситуаций, создание уроков-диспутов, уроков-путешествий,
уроков-праздников. Программа предполагает сочетание уроков индивидуального
практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности.
Виды
и формы контроля
Формы
контроля различные: практические работы, беседы, опросы, выставки, просмотры.
В рабочей программе учтен национально-региональный
компонент, который предусматривает знакомство первоклассников с искусством
родного края, города, и составляет 10% учебного времени.
В календарно-тематическом планировании внесена
корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно: Темы: «Узоры,
которые создали люди» и «Как украшает себя человек» объединены в один урок, а
в 3 разделе отдельно выделена тема: «Праздник в твоём городе».
Содержание курса
1 год обучения
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты изображаешь. Знакомство с
Мастером Изображения
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь.
Знакомство с Мастером Постройки
Постройки в нашей
жизни.
Дома бывают
разными.
Домики, которые
построила природа.
Дом снаружи и
внутри.
Строим город.
Все имеет свое
строение.
Строим вещи.
Город, в котором
мы живем (обобщение темы).
Изображение,
украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда
трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание
панно.
«Праздник весны».
Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение
видеть.
Здравствуй, лето!
(обобщение темы).
2
год обучения
ИСКУССТВО
И ТЫ
Чем и как работают художники
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные
возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным
(обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда
работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои
чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба
теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства
выразительности.
Обобщающий урок года.
3 год обучения
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
Искусство в твоем доме
Твои игрушки придумал художник.
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы в твоем доме.
Твои книжки.
Поздравительная открытка.
Что сделал художник в нашем доме
(обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры — наследие веков.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Витрины магазинов.
Транспорт в городе.
Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение
темы).
Художник и зрелище
Художник в цирке.
Художник в театре.
Маски.
Театр кукол.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Художник и музей
Музеи в жизни города.
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
4 год
обучения
КАЖДЫЙ
НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ
ЗЕМЛИ)
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Гармония жилья с
природой. Деревня — деревянный мир.
Образ красоты
человека.
Народные праздники
(обобщение темы).
Древние города нашей Земли
Древнерусский
город-крепость.
Древние соборы.
Древний город и его
жители.
Древнерусские
воины-защитники.
Города Русской
земли.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в
теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
Страна Восходящего
солнца. Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов
гор и степей.
Образ художественной
культуры Средней Азии.
Образ художественной
культуры Древней Греции.
Образ художественной
культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие
художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание — великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Содержание рабочей программы федеральным
государственным образовательным стандартам, целям и задачам образовательной
программы гимназии.
Содержание курса
Содержание
и тематическое планирование 1 класс
№
|
Раздел, тема, урок
|
Количество
часов
|
1. Раздел. Тема: Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения.
|
|
1
|
|
Мы знакомимся с волшебными красками.
Изображения всюду вокруг нас
|
1
|
2
|
|
Какого цвета осенняя листва.
Мастер Изображения учит видеть
|
1
|
3
|
|
«Как живут Деревья ?
Изображать можно пятном»
|
1
|
4
|
|
Собираем красивые листья
Изображать можно в объёме
|
1
|
5
|
|
Какой бывает дождик.
Изображать можно линией
|
1
|
6
|
|
Разноцветные краски
Какого цвета небо
|
1
|
7
|
|
Изображать можно и то, что не видимо.
Сказочный лес
|
1
|
8
|
|
Художники и зрители
|
1
|
2. Раздел. Тема: «Ты
украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения»
|
1
|
|
Мир полон украшений
|
1
|
2
|
|
Красоту надо уметь замечать
|
1
|
3
|
|
Узоры на крыльях
|
1
|
4
|
|
Красивые рыбы
|
1
|
5
|
|
Узоры на стекле
|
1
|
6
|
|
Узоры, которые создали люди
Как украшает себя человек
|
1
|
7
|
|
Мастер Украшения помогает
сделать праздник
|
1
|
3. Ты строишь.
Знакомство с мастером постройки.
|
1
|
|
Постройки в нашей жизни
|
1
|
2
|
|
Домики, которые построила
природа
|
1
|
3
|
|
Дом снаружи и внутри
|
1
|
4
5
|
|
Строим город
|
2
|
6
|
|
Всё имеет своё строение
|
1
|
7
|
|
Постройка предметов
|
1
|
8
9
|
|
Город, в котором мы живём.
|
2
|
10
|
|
Праздник в твоём городе
|
1
|
4. Изображение,
украшение, постройка всегда помогают друг другу.
|
|
1
|
|
Совместная работа трех
братьев мастеров
|
1
|
2
3
|
|
Сказочная страна
|
2
|
4
5
|
|
Праздник весны
|
2
|
6
|
|
Урок любования. Умение
видеть.
|
1
|
7
8
|
|
Здравствуй, лето
|
2
|
|
итого
|
|
33
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.