Пояснительная
записка
Данная
рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для начальной
школы
составлена на основе авторской программы Савенковой
Л.Г. по изобразительному искусству и в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения
младшими школьниками основ начального курса изобразительного искусства.
Нормативной
базой для составления данной рабочей программы являются:
·
Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования (приказ МО РФ и науки от 06.10.2009 №
373)
·
Приказа
Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. №1312;
·
Федеральный перечень учебников, рекомендованных
(допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на
2013/2014 учебный год);
·
Положение о рабочей программе МБОУ СОШ10 ККЮС
·
Изобразительное искусство: интегрированная
программа: 1-4 классы/ Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. - М.:Вентана - Граф,
2011. - (Начальная школа XXIвека)
·
Требования к оснащению
образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных
предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Обоснование выбора УМК:
Данный УМК включён
в федеральный перечень учебников и реализует требования ФГОС
Для реализации программы
используется учебно-методический комплект:
· Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство : 2 класс
: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л. Е. Журова, М. И.
Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2013.
· Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство :2 класс :
рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л. Е. Журова,
М. И. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2013.
Цели и задачи,
решаемые при реализации рабочей программы
Современный уровень социокультурного развития общества
требует обновления культуры общения педагога с учащимися (ученик становится
субъектом образовательного процесса), разработки таких учебных программ по
предмету «Изобразительное искусство», которые обеспечивали бы полихудожественное
развитие школьников.
Цель
уроков изобразительного искусства в начальной школе — разностороннее художественно-творческое
развитие учащихся:
• формирование у детей целостного, гармоничного восприятия
мира;
• активизацию самостоятельной творческой деятельности;
• развитие интереса к природе и потребности общения с искусством
(восприятие и практическая деятельность);
• формирование духовных начал личности, воспитание
эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального
и народного искусства;
• воспитание нравственных и эстетических чувств, любви!к
родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.
Задачи
изучения предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитывать устойчивый интерес к изобразительному
творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать
нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в
искусстве, эстетические предпочтения;
• развивать творческий потенциал ребёнка путём
активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать
окружающий мир и произведения разных видов искусства на
эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую
действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в
художественной деятельности;
• формировать навыки работы в разных видах пластических
искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и
дизайне;
• формировать умение пользоваться выразительными
средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки
работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и
предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об
окружающем мире;
• развивать опыт художественного восприятия
произведений искусства.
Проблема всестороннего художественного развития учащихся
реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения
художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в
программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности
школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства.
В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство»
лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными
дисциплинами.
Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета
В основе учебников и рабочих тетрадей лежит
системно- деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование
и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям,
предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание толерантности и уважения к другим культурам и
народным традициям (с учётом многонациональности России);
• развитие желания знакомиться с произведениями искусства
и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);
• общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование
графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания
предмета (практика и восприятие);
• воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной
деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура,
декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями
учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях
интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;
• воспитание патриотических чувств, развитие желания
осваивать национальные традиции;
• развитие основ научных знаний об окружающей действительности
и искусстве, о взаимосвязях объектов;
• совершенствование индивидуальных способностей;
• формирование умения планировать свою деятельность и
культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений
искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к
художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки
зрения произведения искусства.
Общая
характеристика организации учебного процесса
В программе представлены три направления художественного
развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках
больше внимания уделяется тому или иному направлению.
1. Развитие дифференцированного
зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство
и окружающий мир). Работа
различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом,
пастелью, тушью, пером, цветными мелками, в технике аппликации.
Создание этюдов, быстрые цветковые
зарисовки на основе впечатлений. Передача изменения цвета, пространства и формы
в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражение в картине
своих чувств, высказанных состоянием природы. Представление о художественных
средствах изображения. Использование в своих работах тёплой и холодной гаммы
цвета. Работа по представлению и воображению. Изображение предметов с натуры и
передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса. Представление о композиционном
центре, предметной плоскости, первом и втором планах. Освоение и изображение в
рисунке замкнутого пространства. Передача наглядной перспективы. Изображение
предметов в открытом пространстве. Представление о том, почему у каждого народа
своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.
Поиск в Интернете необходимой информации по искусству. Изображение по
представлению и наблюдению человека в движении кистью от пятна без
предварительного прорисовывания. Работа в разных художественных техниках –
графике, живописи, аппликации. Передача в рисунке планов, композиционного
центра, динамики, контраста и нюанса цвета и формы. Освоение компьютерной
графики ( линия, пятно, композиция). Использование готовых геометрических форм
(коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты. Представление об архитектурном
проекте, создание своего архитектурного проекта. Сотворчество в коллективной
деятельности. Использование цветной бумаги, готовых геометрических форм.
Использование выразительных средств декоративно – прикладного искусства.
Проведение коллективных исследований. Применения в работе равновесия в
композиции, контраста крупных и мелких форм в объёме. Цветная бумага,
аппликация. Использование в работе симметрии, стилизации форм и цвета.
Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги. Выполнение
композиции без конкретного изображения в технике компьютерной графики с
использование трёх – четырёх цветов.
2. Развитие фантазии и
воображения. Работа с
литературными произведениями при создании композиций и иллюстрирование былин.
Поиск необходимых литературных текстов через поисковую систему Интернет, в
периодических изданиях, книгах. Использование в работе знаний о замкнутом
пространстве. Передача в работе волшебства сказки. Создание объёмно –
пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки. Выполнение
рабочих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых
группах. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики.
Использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении.
Трансформация литературно – сказочных и образно – цветовых словесных описаний и
музыкальных образов в зрительно – цветовые образы. Создание плоскостных или
глубинно – пространственных композиций – карт достопримечательностей родного
села, города,
местности возле
школы. Передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного – в
музыке, художественном слове и народной речи.
3. Художественно-образное
восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Участие в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в
архитектуре». Поиск в Интернете знаменитых архитектурных объектов разных стран
мира. Объяснение понятия «средства художественной выразительности». Сравнение
творческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета
природных объектов (растений, зверей, птиц, насекомых). Представление о работе
художника – иллюстратора. Участие в обсуждениях на темы и внесение своих
предложений. Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной
и деревянной игрушки. Представление об особенностях работы художника в театре
балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное
в работе разных художников.
Направления работы в каждом классе
реализуются в следующих видах художественной деятельности.
Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами:
гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами,
тушью.
Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов
украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных
форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью
разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в
различных техниках (аппликации, коллаже).
Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или
пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных
геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм
(коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок),
природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).
Художественно-творческое восприятие произведений
искусства (музейная педагогика)
предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские
работы.
Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда
учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве
в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве и окружающей
действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем
предметном мире, композиционные задачи в искусстве.
1 класс. Для детей этого возраста свойственны
впечатлительность и стремление познать мир вокруг. Поэтому на этапе знакомства
с изобразительным искусством следует формировать у детей умения наблюдать за
окружающими предметами, природой, людьми, животными (разнообразием цвета и формы,
богатством звуков, особенностями ароматов и др.); развивать умение видеть и
замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу; развивать
чувство пространства и формировать осознание себя как части мира; развивать у
детей стремление передавать свои наблюдения в творческих работах. Ведущая
практическая задача этого года обучения — освоение учащимися формата листа.
Развитие пространственного мышления и представлений
о пространстве в искусстве и жизни. Развитие
ощущения пространства: предметы, люди в пространстве. Конкретное, единичное в
пространстве.
Развитие представлений о форме в искусстве и
окружающей действительности. Интерес
к объектам окружения. Разнообразие форм в природе и в неприродной среде.
Индивидуальное чувство формы.
Развитие представлений о цвете в искусстве и
окружающем предметном мире. Цвет и
краски в природе (солнце, вода, воздух, радуга, огонь, растения, животные).
Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. Формирование индивидуального
чувства цвета.
Композиционные задачи в искусстве. Развитие основ проектного мышления на основе
освоения композиционных задач в искусстве. Композиция, форма, цвет и
настроение.
В практическую деятельность учащихся с первого года обучения
включены задания, предполагающие использование Средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ). Такие задания способствуют развитию
зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному
окружению; помогают сформировать умения работать С дистанционными материалами и
инструментами, анализировать и сознательно использовать информацию из различных
источников (книг, журналов, видео- и кинофильмов, Интернета, рекламы, газет,
словарей и др.).
Место изобразительного искусства в учебном плане
В
соответствии с базисным учебным планом данная рабочая программа рассчитана на
34 часа в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 34
учебные недели ).
Информация о внесенных
изменениях в авторскую программу
Изменения в авторскую программу не внесены.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты:
• целостное, гармоничное восприятие мира;
• интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными
явлениями;
• умение формулировать,
осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в
окружающей действительности;
• способность выражать свои чувства, вызванные состоянием
природы;
• способность различать звуки окружающего мира (пение
птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул,
различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
• представление о том, что у каждого живого существа своё
жизненное пространство;
• самостоятельная мотивация своей деятельности, определение
цели работы (задания) и выделение её этапов;
• умение доводить работу до конца;
• способность предвидеть результат своей деятельности;
• адекватная оценка результатов своей деятельности;
• способность работать в коллективе;
• умение работать индивидуально и в малых группах;
• готовность слушать собеседника, вести диалог,
аргументировано отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
• постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение
доводить дело до конца);
• принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
• самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
• самостоятельная мотивация своей деятельности, определение
цели работы (задания) и выделение её этапов;
• умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность
в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
• умение критически оценивать результат своей работы и работы
одноклассников на основе приобретённых знаний;
• умение применять приобретённые знания по одному
предмет)' при изучении других общеобразовательных дисциплин;
• умение выполнять по образцу и самостоятельно действия
при решении отдельных учебно-творческих задач;
• умение проводить самостоятельные исследования;
• умение проектировать
(планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой
учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и
работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
• умение находить нужную информацию в Интернете;
• участие в тематических обсуждениях и выражение своих
предложений;
• умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с
заданным смысловым (логическим) содержанием;
• обогащение словарного запаса, развитие умения описывать
словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать
связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
• умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы),
вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему
сюжету;
• понимание и передача своих впечатлений от услышанного,
увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и
жанрах искусства);
• умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении,
с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
• умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции
разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в
целом.
Предметные результаты:
• сформированность представлений об искусстве, о связи
искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту
уровне;
• умение анализировать и сравнивать произведения искусства
по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения
эмоционального содержания;
• умение сравнивать описания, произведения искусства на
одну тему;
• способность обосновывать своё суждение, подбирать слова
для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения
искусства;
• умение высказывать предположения
о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать
о своём любимом произведении искусства, герое, картине,
спектакле, книге;
• умение фиксировать своё эмоциональное состояние,
возникшее во время восприятия произведения искусства;
• сформированность представлений о природном пространстве
и архитектуре разных народов;
• сформированность представлений о связи архитектуры с
природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
• активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества
и человека;
• понимание влияния природного окружения на художественное
творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
• понимание зависимости народного искусства от природных и
климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями,
мировоззрением народа;
• умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции
разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в
целом;
• умение создавать образный портрет героя в разных видах и
жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
• умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение
общей сказки, пьесы и т. п.);
• сформированность навыков использования средств компьютерной
графики в разных видах творческой деятельности;
• умение выражать в беседе своё отношение к произведениям
разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии,
литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
• умение выбирать выразительные средства для реализации
творческого замысла;
• умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся
к разным видам и жанрам искусства;
• умение распознавать выразительные средства, использованные
автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
• умение использовать элементы импровизации для решения
творческих задач.
Содержание учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого
в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).
Работа различными
художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью,
пером, цветными мелками, в технике аппликации.
Создание
этюдов, быстрые цветковые зарисовки на основе впечатлений. Передача изменения
цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно,
пасмурно. Выражение в картине своих чувств, высказанных состоянием природы.
Представление о художественных средствах изображения. Использование в своих
работах тёплой и холодной гаммы цвета. Работа по представлению и воображению.
Изображение предметов с натуры и передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса.
Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором
планах. Освоение и изображение в рисунке замкнутого пространства. Передача
наглядной перспективы. Изображение предметов в открытом пространстве.
Представление о том, почему у каждого народа своё природное пространство и своя
архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Поиск в Интернете необходимой
информации по искусству. Изображение по представлению и наблюдению человека в
движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Работа в разных
художественных техниках – графике, живописи, аппликации. Передача в рисунке
планов, композиционного центра, динамики, контраста и нюанса цвета и формы.
Освоение компьютерной графики ( линия, пятно, композиция). Использование
готовых геометрических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты.
Представление об архитектурном проекте, создание своего архитектурного проекта.
Сотворчество в коллективной деятельности. Использование цветной бумаги, готовых
геометрических форм. Использование выразительных средств декоративно –
прикладного искусства. Проведение коллективных исследований. Применения в
работе равновесия в композиции, контраста крупных и мелких форм в объёме.
Цветная бумага, аппликация. Использование в работе симметрии, стилизации форм и
цвета. Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания
бумаги. Выполнение композиции без конкретного изображения в технике
компьютерной графики с использование трёх – четырёх цветов.
Развитие фантазии и воображения (11 часов).
Работа с
литературными произведениями при создании композиций и иллюстрирование былин.
Поиск необходимых литературных текстов через поисковую систему Интернет, в
периодических изданиях, книгах. Использование в работе знаний о замкнутом
пространстве. Передача в работе волшебства сказки. Создание объёмно –
пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки. Выполнение
рабочих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых
группах. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики.
Использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении.
Трансформация литературно – сказочных и образно – цветовых словесных описаний и
музыкальных образов в зрительно – цветовые образы. Создание плоскостных или
глубинно – пространственных композиций – карт достопримечательностей родного
села, города, местности возле школы. Передача своих впечатлений от услышанного,
увиденного, прочитанного – в музыке, художественном слове и народной речи.
Художественно-образное восприятие произведений
изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).
Участие в
обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Поиск в
Интернете знаменитых архитектурных объектов разных стран мира. Объяснение
понятия «средства художественной выразительности». Сравнение творческих манер,
«языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов
(растений, зверей, птиц, насекомых). Представление о работе художника –
иллюстратора. Участие в обсуждениях на темы и внесение своих предложений.
Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной и деревянной
игрушки. Представление об особенностях работы художника в театре балета, в
музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное в работе
разных художников.
В результате изучения
изобразительного искусства на ступени начального общего образования у
обучающихся будут сформированы:
•
духовные начала личности и целостная картина мира;
•
основы художественной культуры;
•
понимание роли искусства в жизни человека;
•
представления, о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;
•
потребность в творческом проявлении;
•
наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия,
воображение;
•
умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации
в художественном материале;
•
способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё
отношение к происходящему;
•
понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона,
знание основ его мировоззрения, патриотизм.
Выпускник научится:
• создавать элементарные композиции на заданную тему на
плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного
искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию,
асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
• работать с художественными материалами (красками, карандашом,
ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном
и т. д.);
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета,
пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа,
эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения
нужных оттенков;
• выбирать средства художественной выразительности для
создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
• создавать образы природы и человека в живописи и
графике;
• выстраивать композицию в соответствии с основными её
законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе — больше,
дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);
• понимать форму как одно из средств выразительности;
• отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать
их на плоскости и в пространстве;
• видеть сходство и контраст форм, геометрические и
природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
• использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный,
порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
• передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности
художественного образа, эмоционального состояния человека, животного,
настроения в природе;
• использовать декоративные, поделочные и скульптурные
материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического
художественного образа;
• создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями,
конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и
природных форм;
• изображать объёмные тела на плоскости;
• использовать разнообразные материалы в скульптуре для
создания выразительного образа;
• применять различные способы работы в объёме —
вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по
частям) для её уточнения, создание изделия из частей;
• использовать художественно-выразительный язык скульптуры
(ракурс, ритм);
• чувствовать выразительность объёмной формы,
многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных
композиций, в том числе многофигурных;
• понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства
в жизни человека;
• приводить примеры основных народных художественных
промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
• понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен,
цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать
движение с использованием ритма элементов;
• понимать выразительность формы в декоративно-прикладном
искусстве;
• использовать законы стилизации и трансформации природных
форм для создания декоративной формы;
• понимать культурно-исторические особенности народного
искусства;
• понимать условность и многомерность
знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
• приводить примеры ведущих художественных музеев страны,
объяснять их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи,
графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и
художественного конструирования в собственной художественно-творческой
деятельности;
• выражать в собственном творчестве отношение к
поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя
выразительные средства графики и живописи;
• видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие
родной природы;
• понимать и передавать в художественной работе различное
и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
• активно работать в разных видах и жанрах
изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж,
натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические
предпочтения и идеалы;
•
работать
в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и
участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
•
воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие
выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм,
динамику, пространство);
•
переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать
свой художественный образ;
•
работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать
фантастические
и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и
песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;
• участвовать в обсуждениях произведений искусства и
дискуссиях, посвященных искусству;
• выделять выразительные средства, использованные
художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и
содержание произведения;
• проводить коллективные и индивидуальные исследования по
истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни
автора, особенности города, промысла и др.);
• использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
Оценивать деятельность учащихся на уроках
изобразительного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и
прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, технологию работы,
овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть
незначительный, каждого школьника и отметить это перед другими учащимися. Особенно
это касается оценок творческих работ детей. Когда работа коллективная, следует
так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах
деятельности, которые ему наиболее удаются.
Перед выполнением работы надо предупредить детей, что
именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от
других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства
оценивается не аккуратность, а творческая активность ученика, его желание
сделать что-то своё.
Стоит поощрять тех, кто старается создать свой оригинальный
художественный образ, так как демонстрация технологии учителем даётся для
примера, а не для копирования (если это не касается выполнения каких-либо
технических приёмов). Также заслуживает поощрения стремление ученика самостоятельно
что-либо исследовать, экспериментировать; например, получить оригинальный цвет,
создать необычную форму, найти родственные образы в музыке, стихах, пластике.
Преподаватель должен акцентировать внимание учеников на
добром, положительном, эмоциональном. Нужно отмечать стремление детей к
коллективным видам творчества, вынося при этом суждение о работе в целом, а не
о вкладе в неё каждого отдельного ученика.
Применяются
следующие формы контроля:
- выставки, конкурсы, викторины;
- творческие задания;
- открытые занятия;
- тестирование по темам;
- творческие проекты;
- устные опросы.
После каждого года обучения дети участвуют в разноуровневых
конкурсах и выставках. Эти мероприятия являются контрольными и служат
показателем освоения детьми программы, а также сплачивают детский коллектив.
Формы организации образовательного процесса. Эффективнее
учебная деятельность учащихся на занятиях, построенных на сочетании
фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Художественная
деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и
произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного
творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного
наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание
музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных)
На уроках вводится игровая драматургия по
изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся
коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное
творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
Выполненные на уроках художественные работы учащиеся могут использовать как
подарки для родных и друзей. Приветствуется любое общественное приложение
результатов художественной деятельности школьников.
Содержание
учебного предмета
№
Содержатель
ная
линия
|
Учебный
материал
|
Кол-во часов
|
Требования ФГОС
Планируемые
результаты
|
Универсальные
учебные действия
|
Предметные
|
Знать
|
Уметь
|
1
|
Развитие
дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
изобразительное искусство и окружающий мир
|
17
|
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы
Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с
поставленной задачей
Познавательные
УУД: включаться в творческую деятельность под
руководством учителя.
|
Изучать окружающий предметный мир
и мир природы,
Различать характер и эмоциональные
состояния в
природе и искусстве,
возникающие в
результате восприятия
художественного
образа (связь
изобразительного
искусства с природой).
Овладевать приёмами работы красками
и кистью.
|
Наблюдать за
природными
явлениями.
Создавать цветовые композиции на
передачу
характера светоносных стихий
в природе
(грозы, огня, дождя, северного
сияния, радуги,
цветущего луга).
|
2
|
Развитие
фантазии и воображения
|
11
|
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные УУД: изображать характерные особенности пейзажа родной природы
Познавательные
УУД: включаться в творческую деятельность под
руководством учителя.
|
Знать цвета
контраста
и нюанса
(сближенные цветовые
отношения).
|
Сравнивать
контраст и
нюанс в музыке и
танце, слове;
повседневные
звуки с музыкальными
(нахождение
различий и сходства).
|
3
|
Художественно-образное
восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)
|
6
|
Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать
Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному
плану
Познавательные
УУД: формировать первичные живописные навыки
|
Иметь представления об
изобразительном
искусстве, о связи
искусства с
действительностью;
|
Уметь
высказывать свои представления
и объяснять
их.
|
КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование 1 класс
№ п/п
|
Раздел,
тема урока
|
№ урока
по теме
|
Требования ФГОС
Планируемые
результаты
|
Вид
контроля
|
Дата
|
Универсальные учебные действия
|
Предметные
|
По плану
|
фактически
|
Развитие
дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (16
часов)
|
1
|
. Развитие способности наблюдать за
природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение
|
1
|
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы
Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с
поставленной задачей
Познавательные
УУД: включаться в творческую деятельность под
руководством учителя.
|
Работа на плоскости
Выполнять работы
различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом,
пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации.
Наблюдать за
разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев,
снега на ветках, облаков в небе и др.).
Создавать этюды,
быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.
Создавать
коллективную пополняемую коллекцию фактур
|
текущий
|
|
|
2
|
Выбор
художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений
за изменением цвета, пространства и формы в природе и в интерьере (в
зависимости от освещения). Выражение чувств художника в произведении
искусства через цвет и форму
|
2
|
Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
в том числе не совпадающих с его собственной
Регулятивные УУД: принимать и
сохранять учебную задачу;
Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме;
|
Наблюдать, замечать
и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в
зависимости от освещения: солнечно, пасмурно.
Выражать в
картине свои чувства, вызванные состоянием природы, — радость, тревогу,
грусть, горе, веселье, покой.
Иметь
представление о художественных средствах изображения
|
текущий
|
|
|
3
|
Зависимость
цветовой гаммы от темы
|
3
|
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы
Регулятивные
УУД: определять с помощью учителя и
самостоятельно цель деятельности на уроке
Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной
деятельности;
|
Использовать в
своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.
Определять
зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по
представлению и воображению
|
текущий
|
|
|
4
|
Освоение
изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых
объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма,
материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость.
Изображение с натуры
|
1
|
Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать
Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному
плану
Познавательные
УУД: формировать первичные живописные навыки
|
Изображать
предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать
для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление
о цветовой гамме.
Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором
планах и находить их в работе
|
текущий
|
|
|
5
|
Замкнутое
пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения
в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни
|
4
|
Коммуникативные
УУД: формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы
Регулятивные
УУД: работать по совместно
с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства
(рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения
операций
Познавательные УУД: строить речевые
высказывания в устной форме
|
Осваивать и изображать
в рисунке замкнутое пространство.
Участвовать в
беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер
|
текущий
|
|
|
6
|
Изучение явлений
наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы
|
5
|
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные
УУД: уметь передавать
расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа
Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
|
Передавать
наглядную перспективу.
Уметь размещать
предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и
низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать
загораживание
|
текущий
|
|
|
7
|
Выражение в
живописи различных чувств и настроений через цвет
|
1
|
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные УУД: изображать характерные особенности пейзажа родной природы
Познавательные
УУД: включаться в творческую деятельность под
руководством учителя.
|
Выражать с
помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг,
волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с
природой, от наблюдений за природой (два состояния)
|
текущий
|
|
|
8
|
Архитектура в
открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы
|
2
|
Коммуникативные УУД: вести устный диалог, прогнозировать.
Регулятивные
УУД: работать по совместно
с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства
(рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности
выполнения операций
Познавательные
УУД: ознакомление с многообразием бабочек
|
Представлять и объяснять,
почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура:
изба, хата, юрта, яранга и др.
Участвовать в
беседах, исследованиях.
Находить в
Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной
архитектуры.
Создавать свою
коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры
|
текущий
|
|
|
9
|
Освоение
окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в
тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде
|
6
|
Коммуникативные УУД: работать самостоятельно, используя умения и навыки
Регулятивные УУД: вносить дополнения
Познавательные
УУД: включаться в творческую деятельность под
руководством учителя.
|
Создавать этюды,
зарисовки, композиции по теме.
Изображать по
представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без
предварительного прорисовывания.
Создавать
композиции с изображением человека
|
текущий
|
|
|
10
|
. Красота и
необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа
|
7
|
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные
УУД: определять с помощью
учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке
Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной
деятельности;
|
Отображать в
рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в
природе.
Использовать в
работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись,
аппликация).
Передавать в
рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и
формы.
Осваивать
возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция)
|
текущий
|
|
|
11
|
. Освоение
предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство)
|
8
|
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные УУД: учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной
деятельности;
|
Работа в объёме и пространстве
Наблюдать и
осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы
существуют в тесной взаимосвязи.
Использовать
готовые геометрические формы (коробки, упаковки) для создания интерьера
комнаты
|
текущий
|
|
|
12
|
Архитектурный
проект. Знакомство с различными конструктивными решениями
объёмно-пространственной композиции. Использование оригинальных
конструктивных форм
|
9
|
Коммуникативные УУД: работать в группах, принимать решения.
Регулятивные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной
деятельности;
|
Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный
проект.
Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе
соответствие формы проекта его содержанию.
Создавать свой
проект детской площадки в природном ландшафте
|
текущий
|
|
|
13
|
Равновесие в композиции.
Объёмно-пространственная
композиция
|
3
|
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой
деятельности.
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке
Познавательные
УУД: выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий; передавать выразительную пластику
движения
|
Замечать и передавать
своеобразие
и красоту городского и сельского пейзажа.
Работать на
принципах сотворчества в коллективной деятельности.
Использовать
цветную бумагу, готовые геометрические формы (упаковки, коробки),
пластмассовые бутылки, бумажную пластику
|
текущий
|
|
|
14
|
. Связь образов народной игрушки с темами и
персонажами народных сказок.
Авторская
мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С.В. Образцов и его кукольный
театр в Москве
|
2
|
Коммуникативные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
Регулятивные
УУД: определять с помощью учителя и
самостоятельно цель деятельности на уроке
Познавательные
УУД: выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
|
Находить и объяснять
связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок.
Использовать
выразительные средства декоративно-прикладного искусства.
Создавать
композиции (лепка из пластилина).
Украшать
вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для
украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др.
Уметь проводить
коллективные исследования
|
текущий
|
|
|
15
|
Декоративная
композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства
|
4
|
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные
УУД: определять с помощью
учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке
Познавательные
УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной
деятельности
|
Декоративно-прикладная деятельность
Использовать в
работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный
формат).
Понимать и применять
в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать
основами декоративной композиции.
Использовать в
работе природный материал (трава, цветы). Цветная бумага, аппликация
|
текущий
|
|
|
16
|
. Симметрия в
декоративно-прикладном искусстве
|
10
|
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные УУД: вносить дополнения
Познавательные
УУД: выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
|
Понимать
особенности декоративной композиции. Применять в работе симметрию,
стилизацию форм и цвета.
Конструировать и
создавать симметричные изделия путём складывания бумаги, способами
примакивания и вырезания из бумаги.
Украшать
аппликацией, росписью, узором с учётом формы изделия и его назначения.
Выполнять композиции
без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием
трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна)
|
текущий
|
|
|
17
|
Форма предмета и его назначение в
декоративно-прикладном искусстве
|
|
|
Понимать и объяснять
на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и
фактуры, формы и назначения, формы и украшения.
Выполнять
задания в технике компьютерной графики.
Создать в классе
фотовыставку: оригинальные объекты детских площадок
|
|
|
|
Развитие фантазии и воображения (11 часов)
|
18
|
Работа с
литературными произведениями. Создание композиций по описанию.
Сочинение — условие развития фантазии и воображения
|
1
|
Коммуникативные УУД: вести устный диалог, прогнозировать.
Регулятивные
УУД: работать по совместно
с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства
(рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности
выполнения операций
Познавательные
УУД: ознакомление с многообразием техник
изобразительного искусства.
|
Работа на плоскости
Создавать
зрительные художественные образы.
Уметь работать с
литературными произведениями
|
текущий
|
|
|
19
|
Былины о
происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха
|
2
|
Коммуникативные УУД: задавать вопросы,
прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные УУД: вносить дополнения
Познавательные
УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
|
Создавать
композиции по материалам былин о происхождении дождя, грома, молнии, ветра,
радуги, огня, воды, воздуха.
Сочинять и иллюстрировать
свои былины.
Создавать
сюжетные (в том числе коллективные) композиции на темы, связанные с былинами.
Уметь находить
необходимые литературные тексты через поисковые системы Интернета, в
периодических изданиях, книгах, словарях
|
текущий
|
|
|
20
|
Выполнение
композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из
произведений поэзии и прозы
|
3
|
Коммуникативные УУД: _ задавать вопросы,
прогнозировать результат своей работы.
Регулятивные
УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель
деятельности на уроке
Познавательные УУД: строить речевые
высказывания в устной форме
|
Выполнять
композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки (например, Х.-К.
Андерсена и С.Т. Аксакова), отрывков из поэзии и прозы.
Использовать в
работе знания о замкнутом пространстве.
Передавать в
работе волшебство сказки
|
текущий
|
|
|
21
|
Формирование представлений об
объёмно-пространственном изображении. Создание коллективных
объёмно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в
тексте
|
4
|
Коммуникативные УУД: задавать вопросы,
прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные УУД: вносить дополнения
Познавательные УУД: включаться в творческую
деятельность под руководством учителя.
|
Работа в объёме и пространстве
Создавать
объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или
лепки — из глины или пластилина.
Украшать
композиции декоративными элементами, активно применять цвет. Работа
индивидуально или в группах по 3–4 человека.
Передавать
характер праздника с помощью дополнительных элементов украшения стола
|
текущий
|
|
|
22
|
Тематические композиции — передача
праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Разработка
композиций в пространстве класса
|
5
|
Коммуникативные УУД: договариваться и
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на
уроке
Познавательные УУД: строить речевые
высказывания в устной форме
|
Использовать
предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола.
Выполнять
рабочие эскизы в графическом редакторе
|
текущий
|
|
|
23
|
Создание икебаны с использованием
природных материалов
|
6
|
Коммуникативные УУД:
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение
Регулятивные УУД: задавать вопросы,
прогнозировать, вести устный диалог.
Познавательные УУД: включаться в творческую
деятельность под руководством учителя.
|
Создавать
самостоятельно икебану с использованием природных материалов —
веточек, засушенных листьев, дополнительных декоративных элементов. Работа
индивидуально и в малых группах
|
текущий
|
|
|
24
|
Выполнение коллективной
объёмно-пространственной композиции
|
7
|
Коммуникативные УУД:
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение
Регулятивные УУД: принимать и сохранять
учебную задачу;
Познавательные
УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
|
Создавать
коллективные объёмно-пространственные композиции с использованием
прямоугольных и цилиндрических форм, сухих веток деревьев
|
текущий
|
|
|
25
|
Бумажная пластика. Художественное
конструирование несложных форм предметов
|
8
|
Коммуникативные УУД:
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение
Регулятивные
УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель
деятельности на уроке
Познавательные УУД: включаться в творческую
деятельность под руководством учителя.
|
Декоративно-прикладная деятельность
Конструировать
несложные формы предметов в технике бумажной пластики.
Применять
созданные игрушки в театральном и кукольном представлении
|
текущий
|
|
|
26
|
Стилизация и обобщение. Передача
музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных
описаний в зрительных образах
|
9
|
Коммуникативные УУД: задавать вопросы,
прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные
УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с
поставленной задачей;
Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной
форме по типу рассуждения
|
Перевоплощать
литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания и музыкальные
образы в зрительно-цветовые образы
|
текущий
|
|
|
27
|
Перенесение реальных предметов в
условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная
композиция
|
10
|
Коммуникативные УУД: задавать вопросы,
прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные УУД: вносить дополнения
Познавательные УУД: включаться в творческую
деятельность под руководством учителя.
|
Создавать
плоскостные или глубинно-пространственные композиции — карты
достопримечательностей родного села, города, местности возле школы.
Осваивать
техники аппликации и бумажной пластики.
Находить в
поисковых системах Интернета свой населённый пункт, улицу, дом
|
текущий
|
22.04
|
|
28
|
Настроение, создаваемое музыкальными и
литературными произведениями, произведениями народного искусства. Осмысление
впечатлений от услышанного в музыке, слове и народной речи. Развитие
способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением
|
11
|
Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и
одноклассников, вести устный диалог
Регулятивные УУД: принимать и сохранять
учебную задачу;
Познавательные
УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя
|
Понимать и передавать
свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного,
прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи.
Выполнять
упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль,
ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый,
зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр
|
текущий
|
|
|
Художественно-образное восприятие изобразительного
искусства (музейная педагогика) (6 часов)
|
29
|
Искусство и человек. Развитие представлений
о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, собор
Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как здания для хранения
произведений искусства
|
1
|
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить
к общему решению в совместной творческой деятельности.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять
учебную задачу;
Познавательные УУД: оформлять свою мысль в
устной форме по типу рассуждения
|
Участвовать в
обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре».
Находить в
поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных
странах мира
|
текущий
|
|
|
30
|
Формирование представлений о работе над композицией
и созданием колорита. Высказывание своих суждений о работе, о выразительных
средствах и содержании картины
|
2
|
Коммуникативные УУД: задавать вопросы,
прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные
УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с
поставленной задачей;
Познавательные УУД: оформлять свою мысль в
устной форме по типу рассуждения
|
Наблюдать
объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в
картине, музыке, поэзии.
Сопоставлять, объяснять,
высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией
и работа над колоритом».
Понимать и объяснять
понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла.
Видеть различия
в художественно-выразительном языке разных мастеров.
Уметь находить
образы природы в произведениях живописи и архитектуры (в том числе в
поисковых системах Интернета).
Наблюдать за
работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли
художника в жизни
|
текущий
|
22.04
|
|
31
|
Мир природы: разнообразие цвета и формы
(цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве
|
3
|
Коммуникативные УУД: проявлять творческую
активность
Регулятивные УУД: принимать и сохранять
учебную задачу;
Познавательные УУД: оформлять свою мысль в
устной форме по типу рассуждения
|
Осознавать
разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве.
Передавать
разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых)
|
текущий
|
29
|
|
32
|
Писатель — художник — книга.
Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор
текста для иллюстрирования
|
4
|
Коммуникативные УУД: проявлять творческую
активность
Регулятивные УУД: принимать и сохранять
учебную задачу;
Познавательные УУД: оформлять свою мысль в
устной форме по типу рассуждения
|
Иметь представление
о работе художника-иллюстратора.
Участвовать и вносить
свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования»,
«Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг».
Находить в
Интернете иллюстрации художников к сказкам
|
текущий
|
06
|
|
33
|
Выразительность народной глиняной и
деревянной игрушки разных регионов России
|
5
|
Коммуникативные УУД: договариваться и
приходить к общему решению в совместной творческой деятельности
Регулятивные УУД: принимать и сохранять
учебную задачу.
Познавательные УУД: оформлять свою мысль в
устной форме по типу рассуждения
|
Наблюдать и характеризовать
разнообразие форм народной игрушки и её украшения.
Передавать в
словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки
|
текущий
|
13.05
|
|
34
|
Связь и родство изобразительного искусства
с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем
|
6
|
Коммуникативные УУД: проявлять творческую
активность.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять
учебную задачу;
Познавательные
УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения о наиболее
понравившихся картинах, об их сюжете и настроении. Называть самые
значительные музеи искусств России.
|
Представлять
особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном,
драматическом театрах.
Уметь объяснять различие
в деятельности разных художников, находить
общее в их работе.
Размышлять на
тему «Стилизация в работе театрального художника»
|
текущий
|
20.05
|
|
Описание
материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная:
1.
Федеральный компонент государственного
стандарта общего образования. Министерство образования РФ.
2.
Примерные программы начального общего
образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.
3.
Л.Г.Савенкова Изобразительное
искусство : интегрированная программа : 1-4 классы / Л.Г.Савенкова,
Е.А.Ермолинская. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2011.
.
Сайты:
http://www.standart.edu.ru , http://www.vgf.ru
Дополнительная:
1. В.В.Алексеева. Что
такое искусство? М., 1991.
2. Н.А.Горяева. Первые
шаги в мире искусства: Из опыта работы:
Книга для учителя. М., 1991.
3. С.М.Даниэль.
Искусство видеть. Л.,1990
4. М.А.Некрасова.
Народное искусство как часть культуры.
5. В.А.Фаворский. Об
искусстве, о книге, о гравюре. М.,1986.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.