Инфоурок География Другие методич. материалыПрограмма по историческому краеведению "Истоки"

программа по историческому краеведению "Истоки"

Скачать материал

 

 «Истоки»

 

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

по историческому краеведению

Пояснительная записка

   Время  неумолимо. Оно уводит в прошлое одно поколение за другим, унося за собой свою историю. Уходят из жизни и носители  народной культуры, а вместе с ними исчезают легенды, поверья, обычаи. Сохранить память о прошлом и наши корни, откуда мы родом- это долг каждого.

    Предлагаемая программа является комплексной, включающей знания по основам исторического краеведения, музееведения, архивоведения, библиотечному делу. Она рассчитана на учащихся  интересующихся историческим краеведением, познанием  истории своей  Малой Родины- Пензенского края.

     Необходимость появления данной программы вызвана тем, что занятия в системе образования (по краеведению) в большинстве своем привлекательны;  значительно полнее удовлетворяют интересы и потребности учащихся в познании истории.

Программа предназначена для учащихся 9, 10, 11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Рекомендуется ее использование в классах гуманитарного профиля.

        Оптимальный объем курса: 102 часа. Курс разбит на три модуля (для 9, 10,11 классов), которые могут изучаться независимо друг от друга. Объем каждого модуля 34 часа (один час в неделю).

Цель: развить у учащихся духовную потребность в познании и исследовании истории родного края.

 Задачи:

1)Сформировать представление учащихся и навыки по основам исторического краеведения, научно – исследовательской работе, экскурсоведению, работе с музейными и архивными материалами.                 2)Воспитать личность ребенка, сориентированную на познании истории родного края; патриотизм и любовь к своей малой родине – Пензенскому краю.

3)Расширить кругозор учащихся, развить их коммуникабельность.

     Программа факультатива « Историческое краеведение» предусматривает трехступенчатое обучение (9,10,11 классы), но каждый курс может быть самостоятельным.

     Учащиеся 9 класса  готовы к самостоятельному изучению истории своей Малой Родины- Пензенскому краю. Учащимися уже пройден материал «История Пензенского края с древнейших времен до конца XIX века.» под редакцией Белорыбкина (региональный компонент 8 класс); происходит изучение «Истории Пензенского края  XX века», под редакцией Белорыбкина (региональный компонент 9 класс). В данный период учащиеся уже определяются  и готовятся к самостоятельному исследованию истории своей Малой Родины. Поэтому целесообразней всего с 9 класса начинать изучение « Исторического краеведения».

     В течение первого года обучения («Основы исторического краеведения») формируется группа переменного состава из учеников 9 класса, интересующихся историческим краеведением.

Цель: познакомить учащихся с основами исторического краеведения, вспомогательными историческими дисциплинами (ВИД) и их ролью в краеведении.

Задачи:

1. Сформировать представление о сущности и значении исторического краеведения, его типах и видах.

2. дать необходимый объём знаний для осмысления роли исторического краеведения в познании истории Малой Родины и истории России.

        Ребята получают знания по «основам краеведения»: узнают о сущности и значении исторического краеведения, его типах и видах; вспомогательных исторических дисциплинах (археологии, этнографии, нумизматике, топонимике, геральдике, генеологии, метрологии), а также их роли в историческом краеведении;  основам  историко- краеведческой работы, сбору исторических источников по истории Родного края; основам библиотечного, архивного и музейного дела (методах и приемах работы с данными  фондами).

Итогом  первого года обучения должен стать  творческий зачет (подготовка творческих папок по интересующим учащихся темам  из истории  Пензенского края).

      Второй год  « Основы исследовательской работы» (10 класс)

 Цель: развить творческие способности учащихся ч/з научную исследовательскую деятельность.

Задачи:

   1.Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повысить уровень знаний и эрудиции.

     2.Организовать научно–исследовательскую деятельность учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

    3. Обучить учащихся историко–краеведческой, поисковой и научно- исследовательской работе.

     Учащиеся получат знания по основам историко- краеведческой и поисковой работы (сбору и систематизации материалов при работе с документами и литературой в библиотеках, архивах и музеях), а также методике научно- исследовательской деятельности, представления результатов исследования.

      Итогом второго года обучения является подготовка и защита исследовательских работ. Лучшие работы представляются  на школьной и городской научно- практической конференции.

    Третий год обучения «Основы экскурсоведения» (11 класс) рассчитан на познание учащимися основ  мастерства экскурсоводов, сбор и систематизацию материалов по истории города, составление и проведение экскурсий.

Цель: Познакомить учащихся с основами экскурсоведения и процессом подготовки экскурсии.

Задачи:

1. Дать учащимся основы экскурсоведения.

2.Научить процессу подготовки и проведения экскурсии.

3. Ознакомить с профессиональным мастерством экскурсовода.

Итог третьего года обучения - творческое задание (подготовка и проведение обзорной и тематической экскурсий по истории города).

Учащиеся должны знать:

- основы краеведения: его типы и виды, источники краеведения;

- роль вспомогательных исторических дисциплин в краеведении;

- основы историко- краеведческой, поисковой, научно- исследовательской и экскурсионной работы.

Учащиеся должны уметь:

- собирать и систематизировать  краеведческий материал;

- писать исследовательские работы, защищать их;

- составлять и проводить обзорные и тематические  экскурсии;

- самостоятельно приобретать знания из научной литературы, публикаций в местной печати;

- работать с документами библиотечных, архивных и музейных фондов;

- уметь выбирать и формулировать исследовательскую тему из местной истории, исходя из личных и общественных интересов, реальных возможностей и наличия источников.


Часть 1. «Основы исторического краеведения».

 

Вводное занятие.

Цели, задачи и содержание работы на первом году обучения. Особенности работы по курсу « Историческое краеведение». Значение работы.

 

РАЗДЕЛ I. Историческое краеведение.

 

Историческое краеведение. Типы и виды исторического краеведения.

Историческое краеведение как наука. Сущность исторического краеведения. Типы и виды исторического краеведения. Значение исторического краеведения.

 

История краеведения.

История краеведческой  науки.

 

Объекты краеведческого изучения.

История края. Население. Экономика края. Народное хозяйство. Предприятия. Поселения и населенные пункты. Памятники истории и культуры. Искусство края. Музеи. Архитектурные сооружения… как объекты краеведческой деятельности.

 

Источники краеведения.

Источники краеведения: печатные, статистические, картографические, архивные, устные.

 

Ключевые понятия: историческое краеведение, объекты краеведческого изучения, источники краеведения.

 

РАЗДЕЛ II. Вспомогательные исторические дисциплины в краеведении.

Археология.

Археология как наука. История археологии. Археологические открытия на территории Пензенской области. Роль археологии в краеведении.

 

Этнография.

Этнография как наука. История этнографии. Роль этнографии в краеведении. Развитие этнографических исследований  на территории Пензенского края.

 

Топонимика.

Топонимика как вспомогательная историческая дисциплина. История топонимики. Роль топонимики в краеведении. Топонимика Пензенского края.

 

 

 

Геральдика.

Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина. История геральдики. Роль геральдики в краеведении. Геральдика Пензенского края.

 

Генеалогия.

Генеалогия как вспомогательная  историческая дисциплина. История генеалогии. Роль генеалогии в краеведении. Методы и приемы генеалогического исследования.

 

Метрология.

Метрология как вспомогательная историческая дисциплина. История метрологии. Роль метрологии в краеведении. Меры длины. Меры поверхности (площади). Меры сыпучих тел. Меры жидкостей. Меры веса.

 

Ключевые понятия: вспомогательные исторические дисциплины, археология, этнография, топонимика, геральдика, генеалогия, метрология.

 

РАЗДЕЛ III. Основы историко - краеведческой работы.

 

Процесс сбора источников.

Основные источники по истории края. Методы  их изучения. Исследовательский метод, его сущность, применение в краеведении. Способы и методы сбора источников по истории края. Способы работы с археологическим, этнографическим материалами. Методы изучения памятников истории и культуры края. Сбор фольклорных, изобразительных, нумизматических источников. Работа с литературными источниками, газетами, журналами. Изучение фактов и событий по документам архивов, экспозиции музеев, первоисточникам, с непосредственными участниками исторических событий. Методы работы  с фотографиями и видеоматериалами. Способы  записи  рассказов, воспоминаний, записей, полученных во время экспедиций. Необходимость фиксации наблюдений. Точность и историческая достоверность записей.

Практические занятия: Поисково–исследовательская деятельность. Ведение дневника. Самостоятельный поиск материалов. Изучение событий по литературным источникам, газетам, журналам. Изучение фактов и событий по документам архивов, первоисточникам; поиск непосредственных участников или свидетелей различных исторических событий, их родственниками, фотографирование. Записи заказов, видеосъемка, обработка писем, воспоминаний, документов, фотографий, рассказов, записанных и полученных во время летних экспедиций, сопоставление полученного материала с архивными документами. Каталоги и работа с ними. Планирование изучения родного края. Формы изучения родного края. Использование краеведческого материала.

 

Ключевые понятия: исследовательский метод, поисково–исследовательская деятельность.

Литература

Историческое краеведение

 

  1. Внеклассная работа по истории / Краеведение /. Пособие для учителей. Сост. Д В Кацгоба. -  М.: Просвещение, 1975.
  2. Внеклассная работа по истории / подпед  Орлова В. А. – Ленинград. 1960.
  3. Историческое краеведение. / Основные источники изучения истории родного края/. // Под ред. проф. Милонова Н. П. – М.: Просвещение, 1969.
  4. Карманная книга  натуралиста и краеведа./ Ред. Кузьмина Н.Е., Стригин В.М. – М., 1960.
  5. Краеведение  пособие для учителя/ Даринский А.В., Кривоносова Л.Н., Круглова В.А., Луканенкова В.К. Под ред. Даринского А.В. – М.: Просвещение. 1987.
  6. Методика истории – краеведческой работы в школе: Пособ. для учителей/ Н.С. Борисов, В.В. Драгишнигов, П.В. Иванов, Д.В. Кацгоба; Под ред. Борисова Н.С. – М.: Просвещение 1982.

 

 

 

РАЗДЕЛ IV. Библиотечное дело.

 

История библиотечного дела.

Из истории библиотечного дела. Цели, задачи и функции библиотек. Роль библиотек в познавательной деятельности.

 

Работа с библиотечным фондом.

Библиотечный фонд: учет книг, брошюр, журналов. Сохранность книжных фондов. Краеведческий фонд. Работа с картотекой и библиотечным фондом ответственность читателей.

 

Практические занятия:

Организация и планирование работы с библиотечными фондами и картотекой. Работа с каталогом. Работа с книжным фондом, брошюрами, журналами и газетами. Работа в библиотеке.

 

Ключевые понятия: библиотечное дело, библиотечный фонд, картотека, каталог.

                                           

 

 

 

Литература

Библиотечное дело

 

Руководящие материалы по библиотечному делу: Справочник/ Под ред. В.В. Серова. – М.; Книга, 1982.

 

 

РАЗДЕЛ V. Архивное дело.

 

История архивного дела.

Цели, задачи и функции архивоведения. История организации архивного дела. Архивное дело в дореволюционной России. Становление и развитие  архивного дела после октябрьской революции. Архивное дело в годы ВО войны, в послевоенные годы и последующий период.

 

Работа с архивными материалами:

Учет и хранение документов в архиве. Работа с архивными документами. Процесс наведения архивных справок по документам, хранящихся в архивах.

 

Практические занятия:

Работа в архиве. Работа с архивным материалами. Использование архивных документов в научно–исследовательских работах.

 

Ключевые понятия: архивоведение, архивные документы.

 

                                                   

 

Литература

Архивное дело

 

 

  1. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 1 июня 1918 г. « О реорганизации и централизации архивного дела. Архивное строительство в СССР (1918 – 1941 гг.)» // Советские архивы. 1978. № 2. С. 5-6.
  2. Закон СССР «Об охране и использование памятников истории и культуры» // Ведомости Верховного совета СССР. 1976. № 44. Ст. 628.
  3. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. Учебник для средних спец. Учеб. Завед. – М.: Изд – во НОРМА. 1996.
  4. Основы законодательства Российской Федерации об Архивном Фонде Российской Федерации и архивах. 7 июля 1993 г.
  5. Постановление Верховного Совета СССР « О порядке введения в действие закона СССР « О порядке введения в действие Закона СССР « Об охране и использовании памятников истории и культуры» //  Ведомости Верховного совета СССР. 1976. № 44. Ст. 629.
  6. Постановление Совета Министров СССР от 4 апреля 1980 г. « Об утверждении Положения о Государственном архивном фонде СССР и Положения о Главном архивном управлении при Совете министров СССР» //  СП СССР. 1980. № 10. Ст. 71.
  7. Постановление Правительства Р.Ф. от 22 декабря 1992 г. № 1006 « Об утверждении Положения о Государственной архивной службе России». М.: Госуд. архивная служба России. Инф. бюллетень. 1993. № 3.
  8. Постановление Верховного Совета Российской Федерации « О порядке введения в действие «Основ законодательства Российской Федерации об Архивном Фонде Российской Федерации и архивах». 7 июля 1993 г. № 5342 – 1.

 

 

РАЗДЕЛ VI. Музейное дело.

 

Из истории музейного дела.

Цели, задачи и функции музееведения. Основы музееведения. Что такое «музей». Типы и виды музеев. Музейные профессии. Из истории музейного дела.

 

Работа с музейными фондами:

Музейные фонды. Музейная экспозиция. Принципы организации музейного дела. Работа с фондами музеев. Работа с документами научного архива и музейными экспонатами.

 

Ключевые понятия: музееведение, музей, музейные фонды.

 

ТВОРЧЕСКИЙ ЗАЧЕТ

 (Портфолио будущего исследователя)

Подготовка творческих папок, учащимися по интересующим их темам.

Накопление материала для будущих исследований.

 

Литература

Музейное дело

 

1.     Алексеева И.Б. курс музееведения и музейного источниковедения для старшеклассников / из 10 – летнего опыта работы // Теория и практика музейного дела в России и рубеже XX  – XXIв.// Труды ГИМ. Вып. 104.Н., 2001.

2.     Краткий словарь музейных терминов. Сб. науч. тр. / НИИ культуры № 126. М., 1984.

3.     Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по спец. и история / Под. ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста, М., 1988.

4.     Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. М., 1996.

5.     Музей и школа: Пособие для учителей / Е.Г. Ванслова, А.К. Ломунова, Э.А. Павлюченко и др. Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М.: Просвещение, 1985.

6.     Паниратова Т.Н., Чумалова Т.В.  Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. – М., Владос, 2000.

7.     Российская музейная энциклопедия: в 2т. М., 2001.

8.     Сейненский А.Е., музей воспитывает юных. – М.: Просвещение, 1988.

9.     Тверская Д.И. Музей как научно – исследовательское учреждение // Музейное дело в СССР. М., 1974.

10. Федеральный закон РФ. « О музейном фонде РФ и музеях в РФ.» Принят Государственной Думой 24 апреля 1996.

11. Финягина Н.П. состав и структура музейных фондов, содержание фондовой работы // Музейное дело в СССР. М., 1975.

12. Шляхтина Л.М., Фомин С.В. Основы музейного дела. СПб., 2000.

13. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высший школы. – М.: Академический проект, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2. «Основы научно- исследовательской

деятельности».

Раздел I. Научно-исследовательская работа.

Научно-исследовательская работа.

Понятие научно-исследовательской деятельности. Общая подготовка юного исследователя.       Правила       исследования.       Планирование       научно-исследовательской работы. Этапы научно-исследовательской деятельности.

Сбор и обработка материалов. Подготовка исследовательской работы. Оформление результатов исследования. Оформление исследовательских работ.

Практические занятия:

Сбор   и   обработка   материалов.   Подготовка   исследовательской   работы. Оформление   результатов   исследования.   Оформление   исследовательских работ. Экскурсии в музеи города и районные музеи. Экспедиции.  Защита исследовательских работ.

Защита исследовательских работ на школьной НПК.

Защита исследовательских работ на городской НПК.

 

Ключевые понятия: научно-исследовательская деятельность.

Литература

1.  Дереклеева  Н.И.   Научно  -  исследовательская  работав  школе.  - М.: Вербум-М. 2001.

2.           Загвязинский   В..И.,   Атаханов  Р.   Методология   и   методы   психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2003.

3.           Загвязинский В.И. Организация опытно - эксперементальной работы в школе. - Тюмень, 1993.

4.            Загвязинский В.И. Учитель как исследователь.- М., 1980.

5.            Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М, 1985.

6.            Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.: Аркти, 2006.

7.            Новиков       А.М.       Научно                экспериментальная       работа       в общеобразовательном учреждении. - М., 1996.

8.            Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образовательной среде негосударственного образовательного учреждения. - М., 2001.

9.            Сергеев   Н.К.    Особенности    организации   и    содержания    научно   -исследовательской деятельности. - М., 1993.

10.Чечель  И.Д.   Управление  исследовательской  деятельности  педагога  и учащегося в современной школе. - М: Секретарь, 1998.

 

Часть 3. «Основы экскурсоведения».

Вводное занятие.

Цели, задачи и содержание работы на третьем году обучения. Особенности работы. Организация занятий. Значение работы.

РАЗДЕЛ 1.0сновы экскурсоведения.

Экскурсоведение как наука.

Экскурсоведение   как   наука.   Роль   экскурсионной   практики   в   развитии

экскурсоведения. Издания. Отражающие вопросы экскурсионной теории.

Сущность экскурсоведения.

Понятие «экскурсии». Композиция. Сюжет. Фабула. Кульминация.

Классификация экскурсий.

 Классификация. Типы классификаций. Значение классификации экскурсии.

Классификация по содержанию (обзорные и тематические); исторические

экскурсии.   Производственные  экскурсии.   Искусствоведческие  экскурсии.

Литературные    экскурсии.    Классификация    по    составу    и    количеству

участников, по месту проведения, по способу передвижения (пешеходные,

транспортные) по форме проведения.

Тематика и содержание экскурсий.

Темы    экскурсий.    Выдержанность    тематики    экскурсии.    Композиция

экскурсии. Показ и рассказ в экскурсии.

Экскурсия как вид деятельности.

Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания. Экскурсия как вид

деятельности. Экскурсия - форма общения. Функции и признаки экскурсии.

Связь теории с жизнью.

Ключевые понятия: экскурсоведение, экскурсия, композиция, сюжет, фабула, кульминация.

РАЗДЕЛ П. Экскурсионный метод и пути его совершенствования.

Экскурсионный метод познания.

Понятие «метод». Виды методов. Экскурсионный метод, его значение, цель и задачи. Особенности экскурсионного метода. Особенности экскурсии. Составление маршрута экскурсии.

Три варианта построения маршрутов (хронологический, тематический, тематико—хронологический). Их особенности. Объезд (обход) маршрута. Подготовка. Теория подготовки контрольного текста экскурсии. «Портфель экскурсовода». Определение методических приемов проведения экскурсии. Определение     техники     ведения     экскурсии.     Индивидуальный     текст

экскурсовода.    Логические    переходы.    Сдача    экскурсий.    Утверждение

экскурсии.

Процесс проведения экскурсии.

Основы   проведения   экскурсии.   Классификация   методических   приемов (приемы показа, приемы рассказа). Особые методические приемы: прием демонстрации   наглядных   пособий,   музыкальные   паузы,   прослушивание записей, применение технических средств (слайды, видео).

Практические занятия.

Посещение    музеев.    Экспедиции.    Работа    экскурсовода    по    усвоению методических приемов.

 Технология подготовки экскурсии. Три ступени подготовки экскурсии:

1.  предварительная работа, подбор материалов и их изучение;

2.            непосредственная разработка самой экскурсии;

3.            заключительная ступень-защита экскурсии.

Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и

составление библиографии. Определение других источников экскурсионного

материала. Принципы отбора и изучения экскурсионных объектов. Схема

экскурсии. Техника ведения экскурсии.

Практические занятия:

Подбор материалов для экскурсии и их изучения составления маршрута

(карты) экскурсии. Отработка техники ведения экскурсии.

Ключевые понятия: экскурсионный метод познания, маршрут экскурсии, схема экскурсии, техника ведения экскурсии.

 

РАЗДЕЛ       III. Профессиональное мастерство экскурсовода.  

Экскурсовод-профессия.

Понятие « профессиональное мастерство экскурсовода». Этапы становления профессии   экскурсовода.   Требования   профессии.   Престиж   профессии. Умения и навыки экскурсовода.

Личность экскурсовода.

Становление личности экскурсовода. Основные черты личности. Жизненная позиция личности. Развитие задатков и способностей личности. Темперамент экскурсовода.     Эмоции     и     чувства     экскурсовода     и     экскурсантов. Индивидуальность экскурсовода, ее проявления. Авторитет экскурсовода. Экскурсионное мастерство.

Профессиональное мастерство экскурсовода. Знания, умения, навыки. Требования      к      экскурсоводу.      Эрудиция      экскурсовода.      Интуиция экскурсовода. Пути повышения экскурсоводческого мастерства.

 

 

Практические занятия:

Отработка умений и навыков экскурсовода. Речь экскурсовода.

Пять форм ораторского искусства: слово и речь, доклад реферат, лекция,

малые формы устной речи (реплика, отклик, справка, риторический вопрос,

прямой ответ на вопрос). Язык и речь. Внешняя речь. Внутренняя речь.

Стиль   языка.   Культура   речи.   Звучность.   Тембр.   Темп.   Высота   звука.

Произношение. Мимика. Недостатки речи. Речевой этикет.

Практически занятия:

Культура речи. Правильность произношения. Отработка речевых навыков

экскурсовода.

Внеречевые средства общения.

Жесты экскурсовода, их значение и классификация. Мимика экскурсовода,

её роль в экскурсии. Манеры экскурсовода. Поза экскурсовода.

Внешний вид экскурсовода и контакт с группой.

Внешний   вид   экскурсовода.   Настроение.   Улыбка.   Благожелательность.

Владение голосом, жестом, мимикой. Умение держаться перед аудиторией.

Установление контакта экскурсовода с группами.

Ключевые понятия: профессиональное мастерство экскурсовода, культура речи, ораторское искусство, речь экскурсовода, внеречевые средства общения.

РАЗДЕЛ IV. Подготовка и проведение экскурсии.

Подготовка и проведение экскурсии.

Этапы   экскурсии:   определение   цели   и   темы   экскурсии,   накопление материала  по  данной  теме,  составление  маршрута  и  текста экскурсии. Методическая разработка экскурсии. Практические занятия: Проведение экскурсии.

Ключевые понятия: подготовка экскурсии, проведение экскурсии.

 

РАЗДЕЛ V. Творческий проект.

Подготовка обзорной и тематической экскурсии. Защита экскурсионного проекта. Проведение экскурсии.

 

 

Литература

1.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. -М.: ЦРНБ «Турист», 1992.

2.            Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учебное пособие.- М: ЦРНБ «Турист», 1986.

3.            Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. - М.: Советский спорт, 2000.

4.            Методика подготовки и правоведения экскурсии. Учеб. пособие. - М.: ЦРНБ «Турист», 1980.

5.            Петрова А.Н. Сценическая речь: Учеб. метод, пособие. - М.: Искусство, 1981.

6.            Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

7.            Требования к методической разработке экскурсии: Метод рекомендации. -М.: ЦРНБ «Турист», 1979.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование. Календарно-тематический план.

1 ч. Обучения (34 часа/1 час в неделю). «Основы исторического краеведения»

9 класс

 

 

 

 

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

 

2.

3.

 

 

4.

5.

 

 

6.

 

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Вводное           занятие. Цели и задачи.

Раздел                           I

Историческое

краеведение.

 

Типы         и         виды

исторического

краеведения.

История краеведения.

Объекты

краеведческого

изучения.

Источники   изучения

краеведения.

Археология.

Этнография.

Топонимика.

Геральдика.

Нумизматика.

Генеалогия

Метрология.

1

1

 

1

 

 

1

 

 

1 1

 

 

 

1

1

1 1 1 1 1 1

1

1

 

1

1

1 1

 

 

1

1

 

 

 

 

1

1 1 1 1

1

 

 

 

 

 

14.

Раздел III. Основы

историко-

краеведческой

работы.

Процесс сбора

исторических

источников по

историческому

краеведению.

Раздел IV.

Библиотечное дело.

 

 

 

 

8

 

 

 

 

4

 

 

 

 

4

15. 16.

История

библиотечного дела. Работа с библиотечным фондом.

1 3

 

1

 

 

1

 

 

 

2

 

17.

18.

Раздел V. Архивное

дело.

История архивного

дела.

Работа с архивными

материалами.

1 4

 

1

 

 

2

 

 

 

2

 

19. 20.

Раздел V. Музейное

дело.

История музейного

дела.

Работа с музейными

фондами.

Творческий зачет (подготовка творческих папок).

1 4

1 2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план.

 

1 ч. обучения. (34 часа/1 час в неделю)

 

«Основы исследовательской работы»

 

10 класс

 

 

 

 

 

Название темы

Количество часов

 

 

 

 

 

 

 

Всего

Теория

Практика

 

Вводное занятие. Раздел I. Научно-исследовательская работа.

1

1

 

 

Научно-исследовательская работа.

Защита

исследовательских

работ.

33

6

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

III г. обучения. (34 часа/1 час в неделю)

«Основы экскурсоведения»

11 класс

 

 

Название темы

Количество часов

 

п/п

 

 

 

 

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие Раздел I. Основы экскурсоведения.

1

1

 

2.

Экскурсоведение как наука.

 

1

 

3.

Сущность экскурсоведения.

 

1

 

4.

Классификация экскурсий.

 

1

 

5.

Тематика и содержание экскурсии.

 

1

 

6.

Экскурсия как вид деятельности. Раздел II. Экскурсионный метод и пути его совершенствования.

 

1

 

7.

Экскурсионный метод познания.

1

1

 

8.

Составление

маршрута

экскурсии.

3

1

2

9.

Процесс проведения экскурсии.

5

3

2

10.

Технология

подготовки

экскурсии.

Раздел III.

Профессиональное

мастерство

экскурсовода.

3

2

1

11.

Экскурсовод-профессия.

1

1

 

12.

Личность

1

1

 

 

 

экскурсовода.

 

 

 

13.

Экскурсионное мастерство.

1

1

 

14.

Речь экскурсовода.

2

1

1

15.

Внеречевые средства общения.

1

1

 

16.

Внешний вид экскурсовода и контакт с группой. Раздел IV.

1

1

 

 

Подготовка и

6

1

5

 

проведение

 

 

 

 

экскурсии.

 

 

 

 

Творческий проект.

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы по курсу.

1.       Алексеева И.Б. курс музееведения и музейного источниковедения для
старшеклассников
/из 10 - летнего опыта работы // Теория и практика
музейного дела в России и рубеже
XX - ХХ1в.// Труды ГИМ. Вып.
Ю4.Н.,2001.

2.      Внеклассная работа по истории / Краеведение /. Пособие для учителей.
Сост. Д В Кацгоба. - М.: Просвещение, 1975.

3.        Внеклассная работа по истории / под ред. Орлова В. А. - Ленинград.
1960.

4.          Дереклеева Н.И. Научно - исследовательская работав школе. - М.: Вербум-М.. 2001.

5.           Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.: ЦРНБ «Турист», 1992.

6.       Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учебное
пособие.- М: ЦРНБ «Турист», 1986.

7.      Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. -М.: Советский спорт, 2000.

8.  Загвязинский В..И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2003.

9.   Загвязинский В.И. Организация опытно - эксперементальной работы в школе. - Тюмень, 1993.

10. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь.- М., 1980. 11 .Историческое краеведение. / Основные источники изучения истории родного края/. // Под ред. проф. Милонова Н. П. - М.: Просвещение,1969.

11.   Карманная книга натуралиста и краеведа./ Ред. Кузьмина Н.Е., Стригин

В.М.-М., 1960.

12.   Краеведение   пособие для учителя/ Даринский А.В., Кривоносова Л.Н.,

Круглова В.А.,  Луканенкова В.К.  Под ред.  Даринского  А.В.  - М.:

Просвещение. 1987.

13. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. Учебник для средних спец. учеб. Завед. - М.: Изд - во НОРМА. 1996.

14.   Краткий словарь музейных терминов. Сб. науч. тр. / НИИ культуры №

126. М, 1984.

15. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М, 1985. 17.Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. -М.: Аркти, 2006

16.   Методика подготовки и проведения экскурсии. Учеб. пособие. - М.:

ЦРНБ «Турист», 1980.

17. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по спец. и история / Под. ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста, М., 1988.

18.   Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. М.,

1996.

 

 

   19.   Музей и школа: Пособие для учителей / Е.Г. Ванслова, А.К. Ломунова,

Э.А. Павлюченко и др. Под общ. ред. Т.А. Кудриной. - М:

Просвещение, 1985.

20. Новиков       А,М.       Научно      -      экспериментальная       работа       в общеобразовательном учреждении. - М., 1996.

21. Паниратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами

музейной педагогики для младших школьников. - М, Владос, 2000.

 22. Проектная      и      исследовательская      деятельность      учащихся      в образовательной       среде       негосударственного       образовательного

учреждения. - М., 2001.

23.Российская музейная энциклопедия: в 2т. М., 2001.

24.Сейненский А.Е., музей воспитывает юных. - М: Просвещение, 1988.

25.Тверская Д.И. Музей как научно - исследовательское учреждение //

Музейное дело в СССР. М, 1974.

26.Сергеев   НК.   Особенности   организации   и   содержания   научно   -

исследовательской деятельности. - М., 1993.

27.Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного

дела. СПб., 2002.

28.Требования к методической разработке экскурсии: Метод рекомендации.-М.: ЦРНБ «Турист», 1979.

29.Финягина Н.П. состав и структура музейных фондов, содержание

фондовой работы // Музейное дело в СССР. М., 1975.

30.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельности педагога и

учащегося в современной школе, - М.: Секретарь, 1998.

З1.Шляхтина Л.М., Фомин СВ. Основы музейного дела. СПб., 2000.

32.Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высший школы, - М.:

Академический проект, 2003.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа по историческому краеведению "Истоки""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:


   Предлагаемая программа является комплексной, включающей знания по основам исторического краеведения, музееведения, архивоведения, библиотечному делу. Она рассчитана на учащихся  интересующихся историческим краеведением, познанием  истории своей  Малой Родины- Пензенского края.

     Необходимость появления данной программы вызвана тем, что занятия в системе образования (по краеведению) в большинстве своем привлекательны;  значительно полнее удовлетворяют интересы и потребности учащихся в познании истории.

         Программа предназначена для учащихся 9, 10, 11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Рекомендуется ее использование в классах гуманитарного профиля

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 322 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по технологии на тему "Способы представления виртуальной и графической информации." (5 класс)
  • Учебник: «Технология», Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и др./под ред. Казакевича В.М.
  • Тема: Глава 3. Технология
  • 06.10.2020
  • 2893
  • 520
«Технология», Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и др./под ред. Казакевича В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 368
    • DOCX 196 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Емельянова Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Емельянова Елена Анатольевна
    Емельянова Елена Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 4882
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 429 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 219 человек

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Мини-курс

Оказание первой помощи

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 692 человека из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 317 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе