Инфоурок География Другие методич. материалыПрограмма по географии 6 класс

Программа по географии 6 класс

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»

Рабочая учебная программа

по географии Алтайского края

в 6 А, Б, В классах

на 2014 -2015 учебный год

Составитель рабочей программы: учитель  Синебок Елена Александровна

Содержание

стр.

Паспорт рабочей программы

3

Пояснительная записка

4

Содержание учебного предмета

6

Календарно-тематический план

7

Требования к уровню усвоения предмета (уровень обученности)

12

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

14

Учебно-методическое обеспечение

20

 

 

Паспорт рабочей программы

Тип программы программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса

Назначение   программы: 

 - для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

*             для педагогических работников МБОУ «СОШ № 8» программа определяет приоритеты в содержании общего географического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

*             для администрации МБОУ «СОШ №8» программа является основанием для определения качества реализации общего географического образования.

Категория обучающихся: учащиеся 6 классов МБОУ « СОШ № 8»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 35 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю

Формы контроля: «нулевой срез», текущий контроль, итоговая контрольная работа, тест, защита проекта, реферата.

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по географии Алтайского края составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089;

2. Законом Российской Федерации «Об образовании»;

3. основной образовательной программы общего образования;

4. учебного плана МБОУ « СОШ № 8» на 2014-2015 учебный год;

5.  авторской программы основного общего образования по географии Алтайского края Л.Д. Подкорытовой, В.А. Савиной.

В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в 6 классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Всего на изучение курса географии Алтайского края отводится 35 часов в год.

География Алтайского края является важной составной частью общего курса географии России и призвана с позиции комплексности и на основе полученных обучающимися знаний, умений и навыков раскрыть всю многогранность взаимодействия природы, населения и хозяйства края. 

В современных условиях в связи с изменением содержания образования и его дифференциацией все больше внимания уделяется региональному компоненту базового образования. Учебный материал, раскрывающий особенности природы, хозяйства и населения определенной территории в их взаимосвязи, относится к региональному компоненту содержания учебного предмета География, т.е. региональная география  выступает как своеобразный способ познания территории.

 

 

Цель регионального курса «География Алтайского края»:

- способствовать развитию личности школьника, становлению его гражданских качеств, осознанию своего места в окружающем мире; формирование знаний и умений о природе, населении и хозяйстве родного края, направленных на решение региональных современных проблем;

- выполнение регионального компонента Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.

 

Задачи курса:

• формирование знаний о природных, демографических, экономических, социальных особенностях Алтайского края;

• осмысление учащимися зависимости между хозяйственной деятельностью человека и особенностями природных условий и ресурсов края, выявления экологических проблем и возможных путей их решения;

• создания географического образа родного края на основе показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

• осознания значимости участия в деятельности по природопользованию и улучшению окружающей природной среды;

• развития творческих способностей школьников и интереса к изучению географии в целом и родного края в частности.

Изучение региональной географии направлено на формирование у школьников ценностных ориентации по отношению к природе, населению, хозяйству, человеку. Ценностно-деятельностный подход помогает преодолеть такие качества личности, как безответственное отношение к окружающей природе, потребительский подход к ее ресурсам, неуважительное отношение к традициям.

Таким образом, целевые установки изучения региональной географии реализуются в формировании важнейших качеств личности, таких как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среде. Основными принципами отбора и построения регионального компонента содержания школьного географического образования являются общедидактические: преемственность, доступность, наглядность, научность, опора на индивидуальные возможности, интересы каждого учащегося. Изучение конкретной территории не должно отрываться от деятельности человека, от проблем, возникающих в результате этой деятельности. Поэтому одним из главных принципов построения данной программы является вычленение причинно- следственных связей между природой, населением и хозяйством края. Формированию общей культуры школьников способствует реализация межпредметных связей, использование сведений из других областей знаний: биологии, экологии, истории, литературы, живописи и т. д. Учет временного фактора, т.е. принципа историзма помогает оценить современные географические особенности края.

Специфика содержания программы предполагает использование различных методов и форм обучения, позволяющих активизировать различные способы восприятия и усвоения информации, в том числе на теоретическом, практическом и эмоциональном уровнях. И в  процессе изучения курса больше внимания  будет  уделяться организации самостоятельной исследовательской работе учащихся как индивидуальной, так и групповой. Проведение экскурсий и практических работ на местности для изучения особенностей природы вокруг школы, понимания влияния деятельности людей на природные компоненты, формирования представления о взаимосвязях в системе «природа-человек» является необходимым условием реализации программы. Помочь школьникам осознать свою включенность в жизнь города, края.

В авторской программе Л.Д. Подкорытовой, В.А. Савиной предлагается проводить курс «География Алтайского края» в качестве отдельного предмета, как завершающего курс географии России. Так как данная рабочая программа составлена для 6-го класса, в меньшее количество часов отведено на изучение  населения (2ч вместо 4ч) и хозяйства края(6ч вместо 8ч). Освободившиеся три часа отведены на обобщение и закрепление знаний и умений по курсу, один час оставлен в качестве резервного времени.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета.

I. Введение.  (6 ч.)

Географическое положение: положение на карте мира, особенности положения и его влияние на природу и хозяйство. Положение своего города или района. (3 ч.)

Из истории исследования и освоения территории. Первые поселения русских, освоение территории. Походы П.Собанского. Экспедиции Академии наук России. Из истории географических названий на карте края. Заселение своего района. (3 ч.)

II. Природные условия и ресурсы (17 ч.).

Рельеф Алтайского края, основные формы, их размещение. Из истории геологического развития. Тектоническое строение. Полезные ископаемые и их размещение. Влияние человека на рельеф. Рельеф своего района. (4 ч.)

Климат Алтая. Основные черты, климатообразующие факторы. Характеристика сезонов. Различия в климате на территории края, особенности климата своего района. Фенологические наблюдения. (2 ч.)

Внутренние воды. Виды, их особенности, размещение, значение. Охрана и их использование в своем районе. (2 ч.)

Почвы края. Основные типы. Условия формирования. Размещение и различия в крае. Соотношение почв своего района, составление картосхемы и рекомендаций по их охране. (2 ч)

Растительный покров. Разнообразие растительного покрова. Растительные сообщества своего района.

Животные Алтайского края. Условия обитания. Промысловые животные. Особо охраняемые животные и растения края. (3 ч.)

Природные комплексы Алтайского края, различия природных комплексов на территории. Описание природного комплекса с использованием тематических карт. (2 ч.)

Природные ресурсы края, их состав и размещение, использование и охрана. Экологические проблемы. Особо охраняемые территории. (2 ч)

III. Население(4 ч)

Состав и численность населения. Демографическая ситуация. Размещение. Городское и сельское население. Характеристика населения своего населенного пункта на основе исследований.

IV. Хозяйство края(8 ч)

Этапы развития хозяйства края, особенности экономики на современном этапе. Структура хозяйства. Основные отрасли АПК, их география и значение. Промышленность. Условия развития и размещение. Транспорт. Экономические связи. Место своего района в хозяйстве края.

 

Программой предусмотрено проведение двух экскурсий и двенадцати практических работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

Наименование раздела, количество часов

урока

Наименование  темы

Цели (задачи) урока

Формируемые ЗУН

 

 

Виды деятельности

Дата

проведения

Примечание

Введение

 6 часов

1.

Географическое положение: положение на карте мира, особенности положения.

Выяснить географическое положение: положение на карте мира, особенности положения.

Географическое положение: положение на карте мира, особенности положения.

Составление картосхемы, начинаем вести дневник погоды.

Практическая работа №1. Положение Алтайского края на карте России и мира

04.09

 

 

2.

Географическое положение: его влияние на природу и хозяйство.

Выяснить географическое положение: его влияние на природу и хозяйство.

Географическое положение: его влияние на природу и хозяйство.

Составление картосхемы

11.09

 

 

3.

Положение своего города или района.

Сформировать представление о положении своего города или района.

Положение своего города или района.

Практическая работа №2. Положение Бийска на карте края.

18.09

 

 

4.

Из истории исследования и освоения территории. Первые поселения русских, освоение территории.

Разобрать с учащимися основные положения из истории исследования и освоения территории, о первых поселениях русских, освоении территории.

Из истории исследования и освоения территории. Первые поселения русских, освоение территории.

Заполнение таблицы. Сообщения учащихся.

25.09

 

 

5.

Походы П.Собанского. Экспедиции Академии наук России.

Сформировать представление о походах П.Собанского, об экспедиции Академии наук России.

Походы П.Собанского. Экспедиции Академии наук России.

Заполнение таблицы. Сообщения учащихся.

02.10

 

 

6.

Из истории географических названий на карте края. Заселение своего района.

Выявить особенности истории географических названий на карте края. Сформировать представление о заселении своего района.

Из истории географических названий на карте края. Заселение своего района.

Заполнение таблицы. Сообщения учащихся

09.10

 

Природные условия и ресурсы

 17часов

7.

Рельеф Алтайского края, основные формы, их размещение.

Сформировать представления учащихся о рельефе Алтайского края, об основных формах, их размещении.

Рельеф Алтайского края, основные формы, их размещение.

Составление картосхемы

16.10

 

 

8.

Из истории геологического развития. Тектоническое строение. Полезные ископаемые и их размещение.

Выяснить основные положения из истории геологического развития, тектонического строения, о полезных ископаемых и их размещении.

Из истории геологического развития. Тектоническое строение. Полезные ископаемые и их размещение.

Практическая работа №3. Размещение полезных ископаемых на территории края

23.10

 

 

9.

Влияние человека на рельеф.

Сформировать представления учащихся о влиянии человека на рельеф.

Влияние человека на рельеф.

Составление опорной логической схемы

30.10

 

 

10.

Рельеф своего района.

Разобрать с учащимися основные особенности рельефа своего района.

Рельеф своего района.

Экскурсия в лесопарковую зону квартала АБ. Тема «Рельеф города Бийска»

13.11

 

 

11.

Климат Алтая. Основные черты, климатообразующие факторы. Характеристика сезонов.

Изучить климат Алтая, основные черты, климатообразующие факторы. Дать характеристику сезонов.

Климат Алтая. Основные черты, климатообразующие факторы. Характеристика сезонов.

Составление картосхемы

20.11

 

 

12.

Различия в климате на территории края, особенности климата своего района. Фенологические наблюдения.

Выяснить различия в климате на территории края, особенности климата своего района. Провести фенологические наблюдения.

Различия в климате на территории края, особенности климата своего района. Фенологические наблюдения.

Практическая работа №4. Работа со статистическими данными по погодным условиям в городе

27.11

 

 

13.

Внутренние воды. Виды, их особенности, размещение, значение.

Выяснить особенности внутренних вод, их виды, размещение, значение.

Внутренние воды. Виды, их особенности, размещение, значение.

Практическая работа №5. Реки и озера края

04.12

 

 

14.

Внутренние воды. Охрана и их использование в своем районе.

Сформировать представление об охране и использовании внутренних вод в своем районе.

Внутренние воды. Охрана и их использование в своем районе.

Составление опорной логической схемы

11.12

 

 

15.

Почвы края. Основные типы. Условия формирования. Размещение и различия в крае.

Изучить почвы края. Выяснить основные типы и условия их формирования, а также размещение и различия в крае.

Почвы края. Основные типы. Условия формирования. Размещение и различия в крае.

Заполнение таблицы

18.12

 

 

16.

Соотношение почв своего района, составление картосхемы и рекомендаций по их охране.

Выяснить соотношение почв своего района, составить картосхемы и рекомендации по их охране.

Соотношение почв своего района, составление картосхемы и рекомендаций по их охране.

Практическая работа №6. Почвенная карта края

25.12

 

 

17.

Растительный покров. Разнообразие растительного покрова. Растительные сообщества своего района.

 

Изучить растительный покров и разнообразие растительных сообществ своего района.

 

Растительный покров. Разнообразие растительного покрова. Растительные сообщества своего района.

 

Сообщения учащихся. Составление тематической картосхемы

15.01

 

 

18.

Животные Алтайского края. Условия обитания. Промысловые животные.

Сформировать представление о животных Алтайского края, об условиях их обитания. Выяснить, какие животные являются промысловыми.

Животные Алтайского края. Условия обитания. Промысловые животные.

Сообщения учащихся. Составление тематической картосхемы

22.01

 

 

19.

Особо охраняемые животные и растения края.

Изучить Какие животные и растения края являются особо охраняемые.

Особо охраняемые животные и растения края.

Сообщения учащихся

29.01

 

 

20.

Природные комплексы Алтайского края, различия природных комплексов на территории.

Выяснить особенности природных комплексов Алтайского края, различия природных комплексов на территории.

Природные комплексы Алтайского края, различия природных комплексов на территории.

Заполнение таблицы Составление опорной логической схемы

05.02

 

 

21.

Описание природного комплекса с использованием тематических карт.

Составить описание природного комплекса с использованием тематических карт.

Описание природного комплекса с использованием тематических карт.

Практическая работа №7. Описание природного комплекса с использованием тематических карт

12.02

 

 

22.

Природные ресурсы края, их состав и размещение, использование и охрана.

Изучить природные ресурсы края, их состав и размещение, использование и охрана.

Природные ресурсы края, их состав и размещение, использование и охрана.

Практическая работа №8. Природные ресурсы края и города. Экологические проблемы

19.02

 

 

23.

Экологические проблемы. Особо охраняемые территории.

Выявить экологические проблемы, особо охраняемые территории.

Экологические проблемы. Особо охраняемые территории.

Сообщения учащихся. Составление тематической картосхемы.

26.02

 

Население   

 

  4 часа

24.

Состав и численность населения.

Изучить состав и численность населения.

Состав и численность населения.

Составление опорной логической схемы, диаграмм фронтальный опрос

05.03

 

 

25.

Демографическая ситуация.

 

Сформировать знания учащихся о демографической ситуации в крае.

 

Демографическая ситуация.

 

Составление конспекта

12.03

 

 

26.

Размещение. Городское и сельское население.

Изучить размещение населения края. Сформировать представление о размещении и доле городского и сельского населения.

Размещение. Городское и сельское население.

Составление опорной логической схемы, диаграмм фронтальный опрос

19.03

 

 

27.

Характеристика населения своего населенного пункта на основе исследований.

Научить составлять характеристику населения своего населенного пункта на основе исследований.

Характеристика населения своего населенного пункта на основе исследований.

Практическая работа №10. Характеристика населения Бийска на основе исследований

02.04

 

Хозяйство края 

 

7 часов

28.

Этапы развития хозяйства края, особенности экономики на современном этапе.

 

Изучить этапы развития хозяйства края, особенности экономики на современном этапе.

 

Этапы развития хозяйства края, особенности экономики на современном этапе.

 

Составление опорной логической схемы, картосхемы

09.04

 

 

29.

Структура хозяйства.

Выяснить особенности структуры хозяйства края.

Структура хозяйства.

Практическая работа №11. Структура хозяйства края. Составление опорной логической схемы, картосхемы

16.04

 

 

30.

Основные отрасли АПК, их география и значение.

Изучить основные отрасли АПК, их географию и значение.

Основные отрасли АПК, их география и значение.

Составление опорной логической схемы

23.04

 

 

31.

Промышленность. Условия развития и размещение.

Выяснить особенности промышленности края, условия развития и размещение.

Промышленность. Условия развития и размещение.

Практическая работа №12. Структура промышленности края.

30.04

 

 

32.

Транспорт.

Сформировать представление у учащихся о транспорте Алтайского края.

Транспорт Алтайского края: значение, структура, размещение.

Составление опорной логической схемы, картосхемы

07.05

 

 

33.

Экономические связи.

 

Изучить экономические связи края.

 

Экономические связи Алтайского края.

 

Работа в группах.

14.05

 

 

34.

Место своего района в хозяйстве края.

Выяснить место своего района в хозяйстве края.

Место своего района в хозяйстве края.

Сообщение учащихся. Экскурсия на одно из предприятий города.

21.05

 

Итоговый урок по курсу «География Алтайского края»

35.

Итоговый урок по курсу «География Алтайского края»

Повторить и обобщить знания и умения по курсу «География Алтайского края»

Систематизация ЗУН по курсу «География Алтайского края»

Урок-игра

28.05

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню усвоения предмета (уровень обученности)

 

В результате изучения региональной географии ученик должен

знать/ понимать:

• специфику географического положения края, размеры территории, основные этапы ее освоения, федеративные и государственные границы края;

• особенности природы края и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей;

• важнейшие природные объекты, их пространственное размещение; основные виды природных ресурсов;

• особенности населения края: численность, размещение, народы, основные религии, соотношение городского и сельского населения;

• природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; меры по сохранению природы края и защите людей от стихийных и природных явлений;

уметь:

объяснять

• влияние географического положения на особенности природы, хозяйство и жизнь населения края;

• образование и размещение форм рельефа в пределах различных тектонических структур; закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

• влияние на климат края его внутриконтинентального положения и основных форм рельефа;

• влияние климата края на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека;

• неравномерность размещения внутренних вод по территории края;

• разнообразие природных комплексов на территории края;

• причины, влияющие на изменение численности населения края, на особенности его национального и религиозного состава и на соотношение городского и сельского населения;

• особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства;

• причины возникновения опасных природных и техногенных явлений, экологических проблем и их размещение по территории края;

приводить примеры

• использования и охраны природных ресурсов;

• центров производства важнейших видов продукции;

• внутригосударственных и внешних экономических связей края;

• особо охраняемых природных территорий;

составлять

• на основе разнообразных источников географической информации краткую географическую характеристику важнейших природных и хозяйственных объектов края и крупных населенных пунктов;

определять

• на картах разного масштаба местоположение края и его основные географические объектов;

применять

• приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе закономерности;

использовать

  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

• ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы контроля уровня достижения учащихся и критерии оценки

 

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения и контроля.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

            Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

·          Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

·          Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

·          Самостоятельность ответа.

·          Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.                              Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2.                              Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3.                              Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4.                              хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1.                              Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.                              Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3.                              В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4.                              Ответ самостоятельный;

5.                              Наличие неточностей в изложении географического материала;

6.                              Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7.                              Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8.                              Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9.                              Понимание основных географических взаимосвязей;

10.                          Знание карты и умение ей пользоваться;

11.                          При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1.                               Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2.                               Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3.                               Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4.                               Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5.                               Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6.                               Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7.                               Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8.                               Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9.                               Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10.                           Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11.                           Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12.                           Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1.                              Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2.                              Не делает выводов и обобщений.

3.                              Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4.                              Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5.                              При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6.                              Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1.                              Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2.                              Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка "5" ставится, если ученик:

§        выполнил работу без ошибок и недочетов;

§        допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

§        не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

§        или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

§        не более двух грубых ошибок;

§        или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

§        или не более двух-трех негрубых ошибок;

§        или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

§        или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

§        допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

§        или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

§        не приступал к выполнению работы;

§        или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

§        Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

§        Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты

1.     Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

§  Время выполнения работы: 10-15 мин.

§  Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.     Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

§  Время выполнения работы: 30-40 мин.

§  Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

 

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

 

Требования к выполнению практических работ на контурной карте

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

 

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект:

1. Учебник: Ревякин В.С. География Алтайского края. – Барнаул: «21 век», 2004.

2. Л.Д. Подкорытова, В.А. Савина. Уроки географии Алтайского края. Под ред. д.г.н. профессора В.С. Ревякина. – Барнаул: Позиция, 1996.

3. Атлас Алтайского края.- Барнаул, 1992.

 

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

1. Акарачкина Л. К., Винокурова О. М., Сергеев А. Д. Рассказы о природе и истории Алтайского края. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1987.'

2. Бакланова С.Л. Экологическое образование в курсе «География Алтайского края»: Учебно-методическое пособие. – Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2003.

3. География: программно-методические материалы. 6-9 кл. / Сост В. И. Сиротин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.-288 с.

4. Гришаев В. Ф. Алтайские горные инженеры. - Барнаул: День, 1999.

5. Заповедники Сибири. В 2-х т. - Т. 2.- М.: Логата, 2000.

6. Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории. - Барнаул: Изд-во АТУ, 2002. - 339с: ил.

7. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений. - Барнаул: Изд.Алт.унта, 1998

8. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998.

9. Петрищева Г.С. Бийсковедение. Природа и человек: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Бийск: Издательский дом «Барнаул», 2009.

10. Ревякин В. С, Ревякина Н. Е., Малиновский А.В. География Алтайского края: учебное пособие для учащихся школ и лицеев. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1995. -136 с.

11. Розен М. Ф. Колывань и гора Змеиная. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1983 г.

12. Розен М. Ф. Очерки об исследователях Алтая. - Барнаул: День, 1996.

13. Степанская Т. М. Архитектура Алтая XVIII - н. XX вв. - Барнаул, 1995.

14. Уникальные природные объекты предгорий Алтайского края / Под ред. Винокурова Ю. И., Дорощенкова О. П. - Барнаул: Изд-во Алтайского госуниверситета, 1995

15. Энциклопедия Алтайского края. В 2 томах. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1995.

Средства обучения:

1. Учебно–наглядные пособия:

-схемы и таблицы по темам учебного курса;

-карты, атласы, контурные карты, глобус;

-оборудование для проведения практических работ, предусмотренное ходом их проведения;

2. Организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

3. Ноутбук, видеопроектор.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа по географии 6 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по гимнастике

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип программы программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса

Назначение   программы: 

 - для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

*    для педагогических работников МБОУ «СОШ № 8» программа определяет приоритеты в содержании общего географического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

*    для администрации МБОУ «СОШ №8» программа является основанием для определения качества реализации общего географического образования.

Категория обучающихся: учащиеся 6 классов МБОУ « СОШ № 8»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 35 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю

Формы контроля: «нулевой срез», текущий контроль, итоговая контрольная работа, тест, защита проекта, реферата.

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по географии Алтайского края составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089;

2. Законом Российской Федерации «Об образовании»;

3. основной образовательной программы общего образования;

4. учебного плана МБОУ « СОШ № 8» на 2014-2015 учебный год;

5.  авторской программы основного общего образования по географии Алтайского края Л.Д. Подкорытовой, В.А. Савиной.

В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в 6 классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Всего на изучение курса географии Алтайского края отводится 35 часов в год.

География Алтайского края является важной составной частью общего курса географии России и призвана с позиции комплексности и на основе полученных обучающимися знаний, умений и навыков раскрыть всю многогранность взаимодействия природы, населения и хозяйства края. 

В современных условиях в связи с изменением содержания образования и его дифференциацией все больше внимания уделяется региональному компоненту базового образования. Учебный материал, раскрывающий особенности природы, хозяйства и населения определенной территории в их взаимосвязи, относится к региональному компоненту содержания учебного предмета География, т.е. региональная география  выступает как своеобразный способ познания территории.

 

 

Цель регионального курса «География Алтайского края»:

- способствовать развитию личности школьника, становлению его гражданских качеств, осознанию своего места в окружающем мире; формирование знаний и умений о природе, населении и хозяйстве родного края, направленных на решение региональных современных проблем;

- выполнение регионального компонента Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.

 

Задачи курса:

• формирование знаний о природных, демографических, экономических, социальных особенностях Алтайского края;

• осмысление учащимися зависимости между хозяйственной деятельностью человека и особенностями природных условий и ресурсов края, выявления экологических проблем и возможных путей их решения;

• создания географического образа родного края на основе показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

• осознания значимости участия в деятельности по природопользованию и улучшению окружающей природной среды;

• развития творческих способностей школьников и интереса к изучению географии в целом и родного края в частности.

Изучение региональной географии направлено на формирование у школьников ценностных ориентации по отношению к природе, населению, хозяйству, человеку. Ценностно-деятельностный подход помогает преодолеть такие качества личности, как безответственное отношение к окружающей природе, потребительский подход к ее ресурсам, неуважительное отношение к традициям.

Таким образом, целевые установки изучения региональной географии реализуются в формировании важнейших качеств личности, таких как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среде. Основными принципами отбора и построения регионального компонента содержания школьного географического образования являются общедидактические: преемственность, доступность, наглядность, научность, опора на индивидуальные возможности, интересы каждого учащегося. Изучение конкретной территории не должно отрываться от деятельности человека, от проблем, возникающих в результате этой деятельности. Поэтому одним из главных принципов построения данной программы является вычленение причинно- следственных связей между природой, населением и хозяйством края. Формированию общей культуры школьников способствует реализация межпредметных связей, использование сведений из других областей знаний: биологии, экологии, истории, литературы, живописи и т. д. Учет временного фактора, т.е. принципа историзма помогает оценить современные географические особенности края.

Специфика содержания программы предполагает использование различных методов и форм обучения, позволяющих активизировать различные способы восприятия и усвоения информации, в том числе на теоретическом, практическом и эмоциональном уровнях. И в  процессе изучения курса больше внимания  будет  уделяться организации самостоятельной исследовательской работе учащихся как индивидуальной, так и групповой. Проведение экскурсий и практических работ на местности для изучения особенностей природы вокруг школы, понимания влияния деятельности людей на природные компоненты, формирования представления о взаимосвязях в системе «природа-человек» является необходимым условием реализации программы. Помочь школьникам осознать свою включенность в жизнь города, края.

В авторской программе Л.Д. Подкорытовой, В.А. Савиной предлагается проводить курс «География Алтайского края» в качестве отдельного предмета, как завершающего курс географии России. Так как данная рабочая программа составлена для 6-го класса, в меньшее количество часов отведено на изучение  населения (2ч вместо 4ч) и хозяйства края(6ч вместо 8ч). Освободившиеся три часа отведены на обобщение и закрепление знаний и умений по курсу, один час оставлен в качестве резервного времени.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 291 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Календарно-тематическое планирование по математике в коррекционной школе
  • Учебник: «Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида*», Перова М.Н., Капустина Г.М.
  • Тема: Нумерация чисел в пределах 1000
  • 30.09.2020
  • 430
  • 2
«Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида*», Перова М.Н., Капустина Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.12.2014 486
    • DOCX 50.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Синебок Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Синебок Елена Александровна
    Синебок Елена Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 742
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 430 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 414 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 45 человек