Главная / География / Программа по элективному курсу "Политическая география" 11 класс

Программа по элективному курсу "Политическая география" 11 класс

Скачать материал

Название документа КТП ПОЛИТ ГЕО оконч.docx


Название документа что надо планир пг politicheskaja_geografija_11_klass-ehl-kurs (Автосохраненный).doc

Согласовано

Руководитель ШМО

_______Подгайский Г.В.

Протокол № ______

от « _ »__________2014 г.


Согласовано

Заместитель директора школы

по УР Винницкой ОШ

_________Джелялова Г.Х. «__»_____________2014 г.

Утверждаю

Директор Винницкой ОШ

______Васильченко Я.Д.

Приказ № _______

от «___»___________2014 г

Винницкая средняя общеобразовательная школа






Рабочая программа

По элективному курсу

«Политическая география»



 

Рабочая программа по элективному курсу «Политическая география» составлена в соответствии с программой элективных курсов  по географии для  профильного  обучения в 10-11 классах / сост.  Н.В.  Болотникова. - М.: Глобус,2007г.



Составлена учителем географии

      1. Климовой Анной Викторовной











с. Винницкое

2014 г


Элективный курс по географии

Политическая география 11 класс

Рабочая программа по элективному курсу «Политическая география» составлена в соответствии с программой элективных курсов  по географии для  профильного  обучения в 10-11 классах / сост.  Н.В.  Болотникова. - М.: Глобус,2007г.

Содержание программы:

Пояснительная записка……………………………………………………………...2

  1. Нормативными документами для составления рабочей программы………....3

  2. Цели и задачи……………………………………………………………………..3

  3. Педагогические технологии…………………………………………………….4

  4. Контроль уровня обучения………………………………………………………4

  5. Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты), освоения учебного предмета……………………………………………………………….5

  6. Содержание курса и учебно-тематический план……………………………....8

  7. Литература ……………………………………………………………………….8

  8. Календарно-тематическое планирование………………………………………9

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Политическая география» (в дальнейшем ПГ) предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 35 часов. Количество часов в неделю:  1час

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и явлений.

  1. Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

1.Федеральный уровень

Основополагающими документами, определяющими стратегические направления модернизации географического образования, являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (редакция от 1 декабря 2007 г. №309-ФЗ);

  • Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос. акад. Образования : под ред.А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008;

  • Стандарты второго поколения (проект): Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков./Вестник образования .- 2009.-№ 1;

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09. 03. 2004 г. № 1312);

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089);

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

  • Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253.

  • Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047.

  • Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

  • Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

  • Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).

  • Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).

  • Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу географии / Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ от 27.04.2007 г. № 03-898.


2. Региональный уровень

1. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 19 мая 2014г. № 01-14/68 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014-2015 учебный год».

2. Методические рекомендации КРИППО «О преподавании предмета «География» и «Биологии» в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2014 – 2015 учебном году».

3. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 28.08.2014г. № 01-14/991 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014-2015 учебный год».

4. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 21.07. 2014г. № 103 «Об организации работы с учебниками».

5. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09. 2014г. № _647/-08- «Об организации работы с учебниками».


  1. Изучение политической географии направлено на достижение следующих целей и задач:

  • интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

  • ознакомление учащихся с современной политической картой мира ( в дальнейшем ПКМ) и этапами её формирования, с качественными и количественными сдвигами на ней, с главными объектами политической карты - государствами;

  • формирование представления о типах стран современного мира и основных международных организациях, формах государственного правления и государственного устройства стран;

  • ознакомление учащихся с основными этапами формирования современных политических карт Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании (события, повлиявшие на формирование карты, территориальные изменения и изменения границ).


  1. Педагогические технологии

Реализация системно - деятельностной модели обучения обусловливает применение при изучении курса «География» совокупности технологий, ориентированных на самостоятельную деятельность учащихся на уроке, их взаимодействии друг с другом, учителем, различными источниками информации, природой, социумом своего края. Главными при использовании разных технологий является свобода школьника, проявляющаяся в выборе им решений, самовыражении, умении видеть географические и жизненные проблемы, осознавать их, предлагать пути их решения.

Среди технологий особенно важно использовать:

• Технологии работы с различными текстами ( выделение тезисов, составление плана, привлечение информации из СМИ, Интернета, написание творческих и исследовательских работ, установление причинно-следственных связей, заполнение таблиц и схем)

• Компьютерные технологии ( презентации)

• Технологии социального взаимодействия (дискуссии, семинары, анализ ситуаций, групповая работа)

• Практико-ориентированные технологии ( проекты, практикумы)

• Технологии проблемного обучения

• Кейс - технологии

• Технологии аутентичного оценивания (технологии достижений: тесты, портфолио).

  1. Контроль уровня обучения

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

• Правильность и осознанность изложения содержания, полнота раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

• Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

• Самостоятельность ответа.

• Речевая грамотность и логическая последовательность ответа.

(положение о системах оценивания и нормах оценок по географии прилагается)


Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:

  • устный опрос;

  • понятийные (терминологические) диктанты;

  • зачёты по карте (географическая номенклатура);

  • тестирование: промежуточное, контрольное, компьютерное .

  • анализ географических источников:

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,

  • извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах: текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.,

  • отделение основной информации от второстепенной,

  • критическое оценивание достоверности полученной информации,

  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

  • творческие работы, проекты и т.п.

  • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы (как письменная, так и устная).

Формы контроля:

  • проверочная работа;

  • устные ответы;

  • тест;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальные разноуровневые задания;

  • практические работы;

  • сообщения;

  • результаты проектной и исследовательской деятельности;

  • оценка и самооценка учащимися своих работ;

  • творческая работа;

  • самостоятельная работа;

  • тестирование;

  • контрольная работа.


  1. Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты), освоения учебного предмета.

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, иници­ативной и успешной личности, обладающей системой современ­ных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идей­но-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности учащихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значи­мости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к друго­му человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, ве­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуп­равлении и общественной жизни в пределах возрастных компе­тенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора; форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осо­знанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-ис­следовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безо­пасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование основ экологического сознания на основе при­знания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к приро­де, эстетического сознания через освоение природного и культурного на­следия народов мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающи­мися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладе­ние ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности;

- умение определять понятия, устанав­ливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции сво­ей деятельности; владение устной и письменной речью; моноло­гической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Важнейшие предметные результаты:

Должны знать:

- формирование и развитие политической карты мира;

- структуру политической карты мира;

- структуру суверенного государства;

- основные политические характеристики государства;

- современную политическую карту мира;

- политическую карту Российской Федерации;

- основные понятия геополитики.

Должны уметь:

- использовать карты, таблицы, атласы, дополнительную литература для изучения мировой географии;

- владеть приёмами статистического анализа и географического исследования;

- работать на контурных картах, наносить данные и давать характеристику по этим данным устно;

- объяснять причину низкого уровня социально- экономического развития страны;

- давать анализ карт, графиков, диаграмм в качестве иллюстраций по вопросам содержания темы.

  1. Содержание курса и учебно-тематический план

Программа содержит 8 тем и рассчитана на 35 часов. 1 час в неделю.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: текстовыми (учебник, дополнительная литература); картографическими (физическими, политическими картами); схемами, таблицами, диаграммами, рисунками.

Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) и практическую работу учащихся.

В начале программы дается введение в политическую географию, понятие о науке, ее объекте, предмете, методах исследования, месте в системе географических наук и конструктивном значении. Введение дополнено 1 часом, посвященным истории развития политико-географической мысли.

Далее дается понятие о ПКМ как территориальной модели политической организации международного сообщества.

В третьей главе идет раскрытие структуры ПКМ.

В четвертой и пятой теме дается более подробное понятие о государстве как одном из основных объектов ПКМ и субъекте международного права.

Шестая глава посвящена отдельным регионам мира и дает понятие о становление ПКМ в разрезе регионов, а также о ее современном состоянии. Глава одна из самых больших, т.к. у детей есть определенные пробелы в знаниях современной ПКМ.

Седьмая глава раскрывает политическую географию России, дает понятие об этапах становления политической карты России, а также ее современном состоянии.

Восьмая глава посвящена прикладному направлению политической географии – геополитике и дает понятие об основных законах геополитики, включена тема, раскрывающая понятие о международном статусе государства, факторах на него влияющих, что помогает осо знать многие политические процессы в мире.

На семинарском занятии обсуждаются прогнозы будущих изменений на политической карте мира.

Учебно-тематический план


№ п/п

Содержание темы

Количество часов, отводимых на изучение

Формы контроля

1

Введение в политическую географию


2

Понятие о политической карте мира

3ч + 1ч обобщение

Тестирование

3

Структура политической карты мира

+ 1ч обобщение

Тестирование, геодиктант

4

Структура суверенного государства

5 ч

Участие в уроке-конференции

5

Основные политические характеристики государства.

3ч + 1ч обобщение на 2 темы

тестирование

6

Современная политическая карта мира.

6

Фронтальный опрос, геодиктант

7

Политическая карта Российской Федерации

4

Геодиктант, тестирование

8

Геополитика.

Участие в семинаре

9

Обобщение

Контрольная работа


Итого

35 ч



V. Литература:

  1. Багров Н.В. Региональная геополитика устойчивого развития. –Симферополь, Бизнес-Информ, 2000г.

  2. Максаковский В.П. Актуальные проблемы России.– Смоленск: Универсум, 2014. – 138 с.

  3. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Раздел современная политическая карта мира.

  4. Географические атласы для средней школы.

8


Программа по элективному курсу "Политическая география" 11 класс

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • География
Описание:
     

 

  

 

Элективный курс по географии

Политическая география 11 класс

Рабочая программа по элективному курсу «Политическая география» составлена в соответствии с программой элективных курсов  по географии для  профильного  обучения в 10-11 классах / сост.  Н.В.  Болотникова. - М.: Глобус,2007г.

Содержание программы:

            Пояснительная записка……………………………………………………...2

1.      Нормативными документами для составления рабочей программы………......................................................3

2.      Цели и задачи………………………………………………………………….3

3.      Педагогические  технологии……………………………..………….4

4.      Контроль уровня обучения…………………………………….………4

5.      Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты), освоения  учебного предмета……………….5

6.      Содержание курса и учебно-тематический план……….8

7.      Литература ……………………………………………………………………….8

8.      Календарно-тематическое планирование……………………9

 

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Политическая география» (в дальнейшем ПГ) предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 35 часов. Количество часов в неделю:  1час

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и явлений.

I.                   Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

1.Федеральный уровень

      Основополагающими документами, определяющими стратегические направления модернизации географического образования, являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (редакция от 1 декабря 2007 г. №309-ФЗ);
  • Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос. акад. Образования : под ред.А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008;
  • Стандарты второго поколения (проект): Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков./Вестник образования .- 2009.-№ 1;
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09. 03. 2004 г. № 1312);
  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089);
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
  • Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253.
  • Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047.
  • Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
  • Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
  • Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).
  • Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
  •  Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу географии / Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ от 27.04.2007 г. № 03-898.

2. Региональный уровень

1. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 19 мая 2014г. № 01-14/68 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014-2015 учебный год».

2. Методические рекомендации КРИППО «О преподавании предмета «География» и «Биологии» в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2014 – 2015 учебном году».

3. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 28.08.2014г. № 01-14/991 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014-2015 учебный год».

4.  Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 21.07. 2014г. № 103 «Об организации работы  с учебниками».

5. Приказ  Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09. 2014г. № _647/-08- «Об организации работы  с учебниками».

II.                Изучение политической географии направлено на достижение следующих целей и задач:

Ø  интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические  знания  для  объяснения  и  оценки  разнообразных  явлений  и процессов;

Ø  развитие  познавательных  интересов,  интеллектуальных  и  творческих способностей  в  процессе  наблюдений  за  состоянием  окружающей  среды, решения  географических  задач,  самостоятельного  приобретения  новых знаний;

Ø  воспитание  любви  к  своей  местности,  своему  региону,  своей  стране; взаимопонимания  с  другими  народами;  экологической  культуры,  бережного отношения к окружающей среде;

Ø  применение  географических  знаний  и  умений  в  повседневной  жизни  для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

Ø  ознакомление  учащихся с современной политической картой мира ( в дальнейшем ПКМ) и этапами её формирования, с качественными и количественными сдвигами на ней, с главными объектами политической карты - государствами;

Ø  формирование  представления о типах стран современного мира и основных международных организациях, формах государственного правления и государственного устройства стран;

Ø  ознакомление учащихся с основными этапами формирования современных политических карт Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании (события, повлиявшие на формирование карты, территориальные изменения и изменения границ). 

III.             Педагогические  технологии

Реализация  системно - деятельностной  модели  обучения  обусловливает  применение  при  изучении  курса «География» совокупности  технологий, ориентированных на  самостоятельную  деятельность  учащихся на  уроке, их  взаимодействии  друг  с  другом, учителем, различными  источниками  информации, природой, социумом  своего  края. Главными  при  использовании  разных  технологий  является  свобода  школьника, проявляющаяся  в  выборе  им  решений, самовыражении, умении  видеть  географические  и  жизненные  проблемы, осознавать  их, предлагать  пути  их  решения.

Среди  технологий  особенно  важно  использовать:

•          Технологии  работы  с  различными  текстами ( выделение тезисов, составление  плана, привлечение информации  из СМИ, Интернета, написание творческих и исследовательских работ, установление причинно-следственных  связей, заполнение таблиц и схем)

•          Компьютерные  технологии ( презентации)

•          Технологии  социального  взаимодействия (дискуссии, семинары, анализ  ситуаций, групповая работа)

•          Практико-ориентированные  технологии ( проекты, практикумы)

•          Технологии проблемного обучения

 

•     Технологии   аутентичного  оценивания (технологии  достижений: тесты, портфолио).

IV.             Контроль уровня обучения

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

           Исходя из поставленных целей, учитывается:

•  Правильность и осознанность изложения содержания, полнота раскрытия понятий, точность   употребления научных терминов.

•  Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

•  Самостоятельность ответа.

•   Речевая грамотность и логическая  последовательность ответа.

Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков  на данном этапе обучения являются:

ü  устный опрос;

ü  понятийные (терминологические) диктанты;

ü  зачёты по карте (географическая номенклатура);

ü  тестирование: промежуточное, контрольное, компьютерное .

ü  анализ географических источников:

Ø  поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,

Ø  извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах: текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.,

Ø  отделение основной информации от второстепенной,

Ø  критическое оценивание достоверности полученной информации,

Ø  передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

ü  творческие работы, проекты и т.п.

ü  рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы (как письменная, так и устная).

Формы контроля:

Øпроверочная работа;

Øустные ответы;

Øтест;

Øфронтальный опрос;

Øиндивидуальные разноуровневые задания;

Øпрактические работы;

Øсообщения;

Øрезультаты проектной и исследовательской деятельности;

Øоценка и самооценка учащимися своих работ;

Øтворческая работа;

Øсамостоятельная работа;

Øтестирование;

Øконтрольная работа.

V.                Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты), освоения  учебного предмета.

 Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, иници­ативной и успешной личности, обладающей системой современ­ных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идей­но-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

 Важнейшие личностные результаты:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности учащихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значи­мости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к друго­му человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, ве­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуп­равлении и общественной жизни в пределах возрастных компе­тенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора; форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осо­знанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-ис­следовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безо­пасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование основ экологического сознания на основе при­знания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к приро­де, эстетического сознания через освоение природного и культурного на­следия народов мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающи­мися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладе­ние ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной  деятельности,  развивать мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности;

- умение определять понятия, устанав­ливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции сво­ей деятельности; владение устной и письменной речью; моноло­гической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Важнейшие предметные результаты:

Должны знать:

- формирование и развитие политической карты мира;

- структуру политической карты мира;

- структуру суверенного государства;

- основные политические характеристики государства;

- современную политическую карту мира;

- политическую карту Российской Федерации;

- основные понятия геополитики.

Должны уметь:

- использовать карты, таблицы, атласы, дополнительную литература для изучения мировой географии;

- владеть приёмами статистического анализа и географического исследования;

- работать на контурных картах, наносить данные и давать характеристику по этим данным устно;

- объяснять причину низкого уровня социально- экономического развития страны;

- давать анализ карт, графиков, диаграмм в качестве иллюстраций по вопросам содержания темы.

V.                Содержание курса и учебно-тематический план

            Программа содержит 8 тем и рассчитана на 35 часов. 1 час в неделю.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: текстовыми (учебник, дополнительная литература); картографическими (физическими, политическими картами); схемами, таблицами, диаграммами, рисунками.

Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) и практическую работу учащихся.

В начале программы дается введение в политическую географию, понятие о науке, ее объекте, предмете, методах исследования, месте в системе географических наук и конструктивном значении. Введение дополнено 1 часом, посвященным истории развития политико-географической мысли.

Далее дается понятие о ПКМ как территориальной модели политической организации международного сообщества.

В третьей главе идет раскрытие структуры ПКМ.

В четвертой  и пятой теме дается более подробное понятие о государстве как одном из основных объектов ПКМ и субъекте международного права.

Шестая глава посвящена отдельным регионам мира и дает понятие о становление ПКМ в разрезе регионов, а также  о ее современном состоянии. Глава одна из самых больших, т.к.  у детей есть определенные пробелы в знаниях современной ПКМ.

Седьмая глава раскрывает политическую географию России, дает понятие об этапах становления  политической карты России, а также ее современном состоянии.

Восьмая  глава посвящена прикладному направлению политической географии – геополитике и дает понятие об основных законах геополитики, включена тема, раскрывающая понятие о международном статусе государства, факторах на него влияющих, что помогает осо знать многие политические процессы в мире.

На семинарском занятии обсуждаются прогнозы будущих изменений на политической карте мира.

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание темы

Количество часов, отводимых на изучение

Формы контроля

1

Введение в политическую географию

 

2

Понятие о политической карте мира

3ч  + 1ч обобщение

Тестирование

3

Структура политической карты мира

4ч + 1ч обобщение

Тестирование, геодиктант

4

Структура суверенного государства

5 ч

Участие в уроке-конференции

5

Основные политические характеристики государства.

3ч + 1ч обобщение на 2 темы

тестирование

6

Современная политическая карта мира.

Фронтальный опрос, геодиктант

7

Политическая карта Российской Федерации

4

Геодиктант, тестирование

8

Геополитика.

Участие в семинаре

9

Обобщение

Брейн-ринг

 

Итого

35 ч

 

 

V. Литература:

  1. Багров Н.В. Региональная геополитика устойчивого развития. –Симферополь, Бизнес-Информ, 2000г.
  2. Максаковский В.П. Актуальные проблемы России.– Смоленск: Универсум, 2014. – 138 с.         
  3. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Раздел современная политическая карта мира.

 

4.    Географические атласы для средней школы.

Календарно-тематическое планирование

 

 

Тема урока

 

Содержание работы на уроке

 

Формы контроля

 

Домашнее задание

 

Дата по плану

 

Дата по факту

Тема 1. Введение в политическую географию (ПГ). (2)

1/1

Организационная часть. Введение в политическую географию.

Определение ПГ, ее объекта и предмета исследования, места среди наук и практического значения

 

 

 

 

2/2

История развития ПГ.

Подготовка Докладов о личностях, внесших значительный вклад в развитие ПГ

Фронтальный опрос, подготовка докладов

 

 

 

Тема 2. Понятие о политическая карта мира (ПКМ) (4)

3/1

Объекты ПКМ..

Овладение  понятиями государства, суверинитета, границы, госпространства. Работа с картами.

 

 

 

 

4/2

Этапы формирования и развития политической карты мира

Работа с картами, статистическим материалом

Фронтальный опрос

 

 

 

5/3

Практическая работа №1. Анализ изменений на политической карте мира в XX веке

Анализ  статистических и информационных данных по теме. Выведение основных качественных и количественных изменений

Практическая работа

 

 

 

6/4

Обобщение по теме «Введение в ПГ. ПКМ и ее формирование»

 

Тестирование

 

 

 

Тема 3.   Структура политической карты мира 5

7/1

Типологии стран мира. Суверенные государства. Колонии и колониальные империи. Несамоуправляющиеся территории

Рассмотрение ПКМ согласно типологии стран

 

 

 

 

8/2

Типология стран по уроню экономического развития

и уровню развития капитализма

Изучение критериев деления и типологии стран, знать примеры стран  разных групп

 

 

 

 

9/3

Практическая работа №2 Структура политической карты мира.

Практическая работа №2. На контурную карту нанести колонии и несамоуправляющиеся территории

 

 

 

 

10/4

Спорные территории. Самопровозглашенные территории

Практическая работа №2 (продолжение) Нанести на карту объекты изучения

 

 

 

 

11/5

Итоговое занятие по теме. Структура политической карты мира.

 

Тестирование. Географический диктант.

 

 

 

Тема 4. Структура суверенного государства (5ч)

12/1

Понятие государства как субъекта международного права. 

 

 

 

 

 

13/2

Структурные элементы государства. Госпространство и граница.

Усвоение понятия граница. Изучение видов границ и способов их проведения.

Фронтальный опрос

 

 

 

14/3

Политико-географическое положение (ПГП).

Усвоение понятия ПГП. Знание плана характеристики ПГП и умение давать анализ ПГП с его помощью

Самостоятельная работа

 

 

 

15/4

Столица государства. Символы государства

Усвоение понятия столица с точки зрения геополитики. Подготовка сообщений и презентаций о гос.символике РФ

Фронтальный опрос и подготовка сообщений

 

 

 

 

 

16/5

Понятие и классификация международных организаций (МО). Главные международные организации

Усвоить понятие МО. Подготовка докладов о главных международных организациях. Знать основные МО. 

Урок-конференция.

 

 

 

Тема 5. Основные политические характеристики государства.( 4ч)

17/1

Форма  правления: монархия и республика.

Знать формы правления их значение, уметь приводить примеры стран по формам правления

 

 

 

 

18/2

Форма политико-территориального устройства. Унитарное и федеративное государство.

 

Знать формы политико-территориального устройства и их  значение, уметь приводить примеры стран по форме ПТУ

 

 

 

 

19/3

Форма   государственного режима (авторитаризм, тоталитаризм, демократия).

Знать формы государственного режимаи их  значение, уметь приводить примеры стран по форме госрежима

 

 

 

 

20/4

Обобщение по теме «Структура суверенного государства. Основные политические характеристики государства»

 

Тестирование

 

 

 

Тема 6. Современная политическая карта мира. (6ч)

21/1

Практическая работа № 3 «Политическая карта СНГ и стран Балтии»

Знать историю  становления и структуру политической карты СНГ и стран Балтии.

На контурную карту нанести государства

 

 

 

 

22/2

Политическая карта Западной Европы Практическая работа № 4 Политическая карта Европы

Знать историю  становления и структуру политической карты Западной Европы. На контурную карту нанести государства

Фронтальный опрос, дискуссия, геодиктант

 

 

 

23/3

Политическая карта Северной и Южной Европы Практическая работа № 4 Политическая карта Европы (продолжение).

Знать историю  становления и структуру политической карты Северной и Южной  Европы. На контурную карту нанести государства

Фронтальный опрос, дискуссия, геодиктант

 

 

 

24/4

Практическая работа № 5 Политическая карта Северной и Южной Америки.

Знать историю становления и структуру Политической карты Северной и Южной Америки.На контурную карту нанести государства

Фронтальный опрос, дискуссия, геодиктант

 

 

 

25/5

Политическая карта Азии.  Практическая работа № 6. Политическая карта Азии.

 

Знать историю становления и структуру Политической карты Азии. На контурную карту нанести государства

Фронтальный опрос, дискуссия, геодиктант

 

 

 

26/6

Политическая карта Африки, Австралии, Антарктиды. Практическая работа № 7 Политическая карта Африки, Австралии, Антарктиды

Знать историю становления и структуру Политической карты Африки, Австралии, Антарктиды. На контурную карту нанести государства

Фронтальный опрос, дискуссия, геодиктант

 

 

 

Тема 7. Политическая карта Российской Федерации (4 ч.)

27/1

Формирование политической карты России. Практическая работа 8. Административно-территориальное деление Российской Федерации

Знать основные этапы становление политической карты РФ и ее современную структуру.

 

 

 

 

 

28/2

Столицы России.

Знать старые и современную столицы РФ. Понимать значение столицы. Сдача номенклатуры по АТД РФ.

Геодиктант, номенклатура

 

 

 

29/3

Особенности российского федерализма.

Уметь обосновать правильность / неправильность выбора формы госустройства, правления и госрежима РФ

 

 

 

 

30/4

Современные геополитические доктрины РФ.Место России в глобальной геополитике.

Подготовка докладов и презентаций по теме.

 

 

 

 

 

 

 

31/5

Итоговый урок по теме «Политическая карта Российской Федерации».

 

Тестирование

 

 

 

Тема 8. Геополитика.(4ч)

32/1

Предмет исследования  геополитики. Главные геополитические законы.

Определение геополитики как науки  и главные ее законы.

 

 

 

 

33/2

Международный статус гос-ва, факторы на него влияющие.

Понимание факторов, влияющих на международный статус государства и анализ их для РФ, тем самым  обоснование ее международный статус

 

 

 

 

34/3

Прогнозы будущих изменений на политической карте мира. Семинар

Подготовка докладов по теме и их обсуждение

Семинар

 

 

 

9. Обобщение (1ч)

35/1

Итоговое занятие.

Обобщение и срез знаний по курсу

Брейн-ринг

 

 

 

               

 

 

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Климова Анна Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1786
Номер материала 46699
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓