Выбранный для просмотра документ КТП ПОЛИТ ГЕО оконч.docx
Скачать материал "Программа по элективному курсу "Политическая география" 11 класс"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ что надо планир пг politicheskaja_geografija_11_klass-ehl-kurs (Автосохраненный).doc
Скачать материал "Программа по элективному курсу "Политическая география" 11 класс"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Элективный курс по географии
Политическая география 11 класс
Рабочая программа по элективному курсу «Политическая география» составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии для профильного обучения в 10-11 классах / сост. Н.В. Болотникова. - М.: Глобус,2007г.
Содержание программы:
Пояснительная записка……………………………………………………...2
1. Нормативными документами для составления рабочей программы………......................................................3
2. Цели и задачи………………………………………………………………….3
3. Педагогические технологии……………………………..………….4
4. Контроль уровня обучения…………………………………….………4
5. Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты), освоения учебного предмета……………….5
6. Содержание курса и учебно-тематический план……….8
7. Литература ……………………………………………………………………….8
8. Календарно-тематическое планирование……………………9
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Политическая география» (в дальнейшем ПГ) предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 35 часов. Количество часов в неделю: 1час
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и явлений.
I. Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1.Федеральный уровень
Основополагающими документами, определяющими стратегические направления модернизации географического образования, являются:
2. Региональный уровень
1. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 19 мая 2014г. № 01-14/68 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014-2015 учебный год».
2. Методические рекомендации КРИППО «О преподавании предмета «География» и «Биологии» в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2014 – 2015 учебном году».
3. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 28.08.2014г. № 01-14/991 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014-2015 учебный год».
4. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 21.07. 2014г. № 103 «Об организации работы с учебниками».
5. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09. 2014г. № _647/-08- «Об организации работы с учебниками».
II. Изучение политической географии направлено на достижение следующих целей и задач:
Ø интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
Ø развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
Ø воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
Ø применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
Ø ознакомление учащихся с современной политической картой мира ( в дальнейшем ПКМ) и этапами её формирования, с качественными и количественными сдвигами на ней, с главными объектами политической карты - государствами;
Ø формирование представления о типах стран современного мира и основных международных организациях, формах государственного правления и государственного устройства стран;
Ø ознакомление учащихся с основными этапами формирования современных политических карт Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании (события, повлиявшие на формирование карты, территориальные изменения и изменения границ).
III. Педагогические технологии
Реализация системно - деятельностной модели обучения обусловливает применение при изучении курса «География» совокупности технологий, ориентированных на самостоятельную деятельность учащихся на уроке, их взаимодействии друг с другом, учителем, различными источниками информации, природой, социумом своего края. Главными при использовании разных технологий является свобода школьника, проявляющаяся в выборе им решений, самовыражении, умении видеть географические и жизненные проблемы, осознавать их, предлагать пути их решения.
Среди технологий особенно важно использовать:
• Технологии работы с различными текстами ( выделение тезисов, составление плана, привлечение информации из СМИ, Интернета, написание творческих и исследовательских работ, установление причинно-следственных связей, заполнение таблиц и схем)
• Компьютерные технологии ( презентации)
• Технологии социального взаимодействия (дискуссии, семинары, анализ ситуаций, групповая работа)
• Практико-ориентированные технологии ( проекты, практикумы)
• Технологии проблемного обучения
• Технологии аутентичного оценивания (технологии достижений: тесты, портфолио).
IV. Контроль уровня обучения
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
• Правильность и осознанность изложения содержания, полнота раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
• Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
• Самостоятельность ответа.
• Речевая грамотность и логическая последовательность ответа.
Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:
ü устный опрос;
ü понятийные (терминологические) диктанты;
ü зачёты по карте (географическая номенклатура);
ü тестирование: промежуточное, контрольное, компьютерное .
ü анализ географических источников:
Ø поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,
Ø извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах: текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.,
Ø отделение основной информации от второстепенной,
Ø критическое оценивание достоверности полученной информации,
Ø передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
ü творческие работы, проекты и т.п.
ü рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы (как письменная, так и устная).
Формы контроля:
Øпроверочная работа;
Øустные ответы;
Øтест;
Øфронтальный опрос;
Øиндивидуальные разноуровневые задания;
Øпрактические работы;
Øсообщения;
Øрезультаты проектной и исследовательской деятельности;
Øоценка и самооценка учащимися своих работ;
Øтворческая работа;
Øсамостоятельная работа;
Øтестирование;
Øконтрольная работа.
V. Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты), освоения учебного предмета.
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Важнейшие предметные результаты:
Должны знать:
- формирование и развитие политической карты мира;
- структуру политической карты мира;
- структуру суверенного государства;
- основные политические характеристики государства;
- современную политическую карту мира;
- политическую карту Российской Федерации;
- основные понятия геополитики.
Должны уметь:
- использовать карты, таблицы, атласы, дополнительную литература для изучения мировой географии;
- владеть приёмами статистического анализа и географического исследования;
- работать на контурных картах, наносить данные и давать характеристику по этим данным устно;
- объяснять причину низкого уровня социально- экономического развития страны;
- давать анализ карт, графиков, диаграмм в качестве иллюстраций по вопросам содержания темы.
V. Содержание курса и учебно-тематический план
Программа содержит 8 тем и рассчитана на 35 часов. 1 час в неделю.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: текстовыми (учебник, дополнительная литература); картографическими (физическими, политическими картами); схемами, таблицами, диаграммами, рисунками.
Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) и практическую работу учащихся.
В начале программы дается введение в политическую географию, понятие о науке, ее объекте, предмете, методах исследования, месте в системе географических наук и конструктивном значении. Введение дополнено 1 часом, посвященным истории развития политико-географической мысли.
Далее дается понятие о ПКМ как территориальной модели политической организации международного сообщества.
В третьей главе идет раскрытие структуры ПКМ.
В четвертой и пятой теме дается более подробное понятие о государстве как одном из основных объектов ПКМ и субъекте международного права.
Шестая глава посвящена отдельным регионам мира и дает понятие о становление ПКМ в разрезе регионов, а также о ее современном состоянии. Глава одна из самых больших, т.к. у детей есть определенные пробелы в знаниях современной ПКМ.
Седьмая глава раскрывает политическую географию России, дает понятие об этапах становления политической карты России, а также ее современном состоянии.
Восьмая глава посвящена прикладному направлению политической географии – геополитике и дает понятие об основных законах геополитики, включена тема, раскрывающая понятие о международном статусе государства, факторах на него влияющих, что помогает осо знать многие политические процессы в мире.
На семинарском занятии обсуждаются прогнозы будущих изменений на политической карте мира.
Учебно-тематический план
№ п/п
Содержание темы
Количество часов, отводимых на изучение
Формы контроля
1
Введение в политическую географию
2ч
2
Понятие о политической карте мира
3ч + 1ч обобщение
Тестирование
3
Структура политической карты мира
4ч + 1ч обобщение
Тестирование, геодиктант
4
Структура суверенного государства
5 ч
Участие в уроке-конференции
5
Основные политические характеристики государства.
3ч + 1ч обобщение на 2 темы
тестирование
6
Современная политическая карта мира.
6
Фронтальный опрос, геодиктант
7
Политическая карта Российской Федерации
4
Геодиктант, тестирование
8
Геополитика.
3ч
Участие в семинаре
9
Обобщение
1ч
Брейн-ринг
Итого
35 ч
V. Литература:
4. Географические атласы для средней школы.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Содержание работы на уроке
Формы контроля
Домашнее задание
Дата по плану
Дата по факту
Тема 1. Введение в политическую географию (ПГ). (2)
1/1
Организационная часть. Введение в политическую географию.
Определение ПГ, ее объекта и предмета исследования, места среди наук и практического значения
2/2
История развития ПГ.
Подготовка Докладов о личностях, внесших значительный вклад в развитие ПГ
Фронтальный опрос, подготовка докладов
Тема 2. Понятие о политическая карта мира (ПКМ) (4)
3/1
Объекты ПКМ..
Овладение понятиями государства, суверинитета, границы, госпространства. Работа с картами.
4/2
Этапы формирования и развития политической карты мира
Работа с картами, статистическим материалом
Фронтальный опрос
5/3
Практическая работа №1. Анализ изменений на политической карте мира в XX веке
Анализ статистических и информационных данных по теме. Выведение основных качественных и количественных изменений
Практическая работа
6/4
Обобщение по теме «Введение в ПГ. ПКМ и ее формирование»
Тестирование
Тема 3. Структура политической карты мира 5
7/1
Типологии стран мира. Суверенные государства. Колонии и колониальные империи. Несамоуправляющиеся территории
Рассмотрение ПКМ согласно типологии стран
8/2
Типология стран по уроню экономического развития
и уровню развития капитализма
Изучение критериев деления и типологии стран, знать примеры стран разных групп
9/3
Практическая работа №2 Структура политической карты мира.
Практическая работа №2. На контурную карту нанести колонии и несамоуправляющиеся территории
10/4
Спорные территории. Самопровозглашенные территории
Практическая работа №2 (продолжение) Нанести на карту объекты изучения
11/5
Итоговое занятие по теме. Структура политической карты мира.
Тестирование. Географический диктант.
Тема 4. Структура суверенного государства (5ч)
12/1
Понятие государства как субъекта международного права.
13/2
Структурные элементы государства. Госпространство и граница.
Усвоение понятия граница. Изучение видов границ и способов их проведения.
Фронтальный опрос
14/3
Политико-географическое положение (ПГП).
Усвоение понятия ПГП. Знание плана характеристики ПГП и умение давать анализ ПГП с его помощью
Самостоятельная работа
15/4
Столица государства. Символы государства
Усвоение понятия столица с точки зрения геополитики. Подготовка сообщений и презентаций о гос.символике РФ
Фронтальный опрос и подготовка сообщений
16/5
Понятие и классификация международных организаций (МО). Главные международные организации
Усвоить понятие МО. Подготовка докладов о главных международных организациях. Знать основные МО.
Урок-конференция.
Тема 5. Основные политические характеристики государства.( 4ч)
17/1
Форма правления: монархия и республика.
Знать формы правления их значение, уметь приводить примеры стран по формам правления
18/2
Форма политико-территориального устройства. Унитарное и федеративное государство.
Зна
6 661 563 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Климова Анна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.