Экономика
Пояснительная записка
.
Рабочая
программа по экономике в 3 классе составлена на основе:
- программы
непрерывной социально – экономической подготовки учащихся 1-8 классов (научный
руководитель и редактор программы И.А.Сасова).
- рабочей
тетради: Сасовой И.А.Экономика для младших школьников. 3 класс:
- пособия
для учителя /И.А.Сасова, Е.Н.Землянская; Под ред .И.А .Сасовой. –М.:
Вита –Пресс.2012.
Основной целью социально-экономического
образования и воспитания младших школьников является формирование элементарных
экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал
экономической культуры.
Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих
задач:
- освоение
простейших приемов выбора,
- овладение
элементарными экономическими расчетами,
- воспитание
бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело, умения
доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные
ресурсы, бережно относиться к личному, семейному, школьному и другому
имуществу.
Одной из важнейших потребностей
современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым
экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в
условиях рыночных отношений. Основной целью социально-экономического
образования и воспитания младших школьников является формирование элементарных
экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начала
экономической культуры.
Результаты
изучения учебного предмета
Этот предмет обеспечивает формирование личностных
универсальных действий:
·
социально-личностное развитие обучающегося, т.е.
формирование ценностных установок, качеств, личностных ресурсов, выявление
потребностей и мотивов, которые определяют поведение человека в ситуации выбора
в дальнейшем;
·
поведенческий и ценностно-смысловой аспекты будущей
профессиональной карьеры человека, т.е. детерминирующие способы заработка и
расходования денег;
·
гражданское становление человека – как гражданин
демократической страны может (и должен) высказывать свое мнение и влиять на
решение многих вопросов развития общества, включая экономические.
·
развитие человека как
ЛИЧНОСТИ включает в себя умение брать на себя ответственность, сопоставлять
свои желания и возможности, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, -
достижение собственной цели.
·
осознание важности образования в сегодняшней и
завтрашней жизни;
Регулятивные
универсальные учебные действия.
В процессе экономического воспитания у
младших школьников вырабатываются умения, присущие любому виду деятельности.
Это планирование, организация, контроль, экономия времени, рациональные приемы
учебной и внеклассной деятельности. Сущность этих умений проявляется в
самоорганизации и в саморегуляции деятельности. Единство всех компонентов
(знания, распределение и переключение внимания, навыки восприятия, мышления,
самоконтроля и др.) в структуре умения определяется взаимодействием цели
(представления о возможном конечном результате деятельности) и условий.
Познавательные
универсальные учебные действия.
За период обучения в начальных классах у
учащихся расширяется круг экономических понятий, меняется качество их усвоения
- понятия становятся более полными и точными. В младшем школьном возрасте
учащиеся усваивают экономические знания на общенаучном уровне, т.е. в виде
представлений, которые при определенных условиях переходят в понятия. Понятия
отражают существенные признаки (свойства, стороны) вещей, явлений окружающей
действительности, фиксируют результат обобщения этих признаков. Поэтому понятие
- важнейший элемент системы научных знаний.
Выпускник научится:
·осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета;
·осуществлять
запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в
том числе с помощью инструментов ИКТ;
·использовать
знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и
схемы (включая концептуальные) для решения задач;
·строить
сообщения в устной и письменной форме;
·основам
смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
·осуществлять
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
·осуществлять
синтез как составление целого из частей;
·проводить
сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
·устанавливать
причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·строить
рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях;
·обобщать,
т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
·осуществлять
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков и их синтеза;
·устанавливать
аналогии;
Выпускник получит возможность научиться:
·осуществлять
расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·записывать,
фиксировать экономическую информацию с помощью инструментов ИКТ;
·осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
·осуществлять
сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
·строить
логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
·адекватно
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том
числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
·допускать
возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении
и взаимодействии;
·учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·формулировать
собственное мнение и позицию;
·договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
·строить
понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а
что нет;
·задавать
вопросы;
·контролировать
действия партнёра;
·использовать
речь для регуляции своего действия;
·адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
·учитывать
и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
·учитывать
разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
·понимать
относительность мнений и подходов к решению проблемы;
·аргументировать
свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
·продуктивно
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
·с
учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
·задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
с партнёром;
·осуществлять
взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·адекватно
использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате изучения курса «Экономика» выпускники начальной школы получат
возможность получить базовые знания о личной, семейной экономике; узнать
значение основных экономических понятий, с которыми дети сталкиваются в
повседневной жизни. Младшие школьники ознакомятся с потребностями и
ограниченными возможностями их удовлетворения, необходимостью выбора, обучатся
простейшим навыкам потребителя.
Выпускники получат возможность осознать зависимость благосостояния общества и
человека, удовлетворения его потребностей от качества труда. Ребята познают
значение природных богатств для человека, проникнутся бережным отношением людей
к природе и всем видам ресурсов.
Младшие школьники получат элементарные представления о потребностях, о видах
собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах
и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества, учебников,
расходов на ремонт здания школы, её оборудования и т.д.
Выпускник научится:
•
анализировать свои потребности, выделять жизненно
важные потребности;
•
определять источники удовлетворения жизненно важных
потребностей;
•
пользоваться деньгами;
•
определять источники доходов и расходов;
•
объяснять значение труда в удовлетворении
потребностей;
•
совершать элементарные покупки в магазине;
•
анализировать возможности домашнего, местного
хозяйства в удовлетворении потребностей людей.
•
решать простейшие экономические задачи;
•
экономно и бережно относиться к школьному
имуществу, ресурсам, в частности времени;
•
систематизировать ранее полученную экономическую
информацию;
•
использовать различные справочные издания (словари,
энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации,
ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных
высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
•
осознавать себя гражданином, будущим работником,
участником социально-экономических проблем региона, школы, семьи;
•
работать в коллективе, проявлять взаимопомощь,
осуществлять обоснованный выбор и отвечать за последствия этого выбора;
•
проявлять уважение и готовность выполнять совместно
установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со
взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
•
определять общую цель в совместной деятельности
и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
•
Проектировать и выполнять проект,
предусматриваемый удовлетворение определённой потребности, рациональное
использование ресурсов, необходимость выбора.
Таблица тематического
распределения часов
Классы
|
№
п/п
|
Разделы
|
Количество часов
|
Примерная программа
|
Рабочая программа
|
3 – й класс
|
1.
|
Труд
|
8
|
8
|
|
2.
|
Собственность
|
7
|
7
|
|
3.
|
Домашнее хозяйство
|
8
|
8
|
|
4.
|
Школьное хозяйство
|
11
|
11
|
|
|
Итого
|
34 часа
|
34 часа
|
Содержание программы 3 класса
Труд (8 ч.)
Основные понятия: труд, продукция, товары, услуги.
Почему
все должны трудиться. Труд в семье. Труд на производстве. Почему труд
по-разному ценится. Продукция. Товар. Услуга. Где производят товары. Где
производят услуги.
Собственность(7 ч.)
Основные понятия: собственность, имущество, богатство, культура.
Что такое собственность. Личная собственность. Семейная собственность.
Общественная собственность. Государственная собственность. Школьное имущество.
Богатство. Источники богатства человека: природные богатства, результаты
трудовой деятельности (знания, умения, товары, услуги, предприимчивость и др.),
богатство, культура.
Домашнее хозяйство (8 ч.)
Основные понятия: домашнее хозяйство, управление, потребности семьи,
выбор приоритетов в удовлетворении потребностей, благосостояние.
Что такое домашнее хозяйство. Обязанности членов семьи. Управление домашним
хозяйством. Твой вклад в домашнее хозяйство. Потребности членов семьи и
возможности их удовлетворения с учётом бюджета семьи. Благосостояние семьи.
Школьное хозяйство (11 ч.)
Основные понятия: экономика, хозяйство, имущество, оборудование,
коммунальные услуги, бережливость, экономность.
Что такое
школьное хозяйство. Здание, оборудование. Расходы школы на приобретение
оборудования и инвентаря, литературы и др. Экономика школьной библиотеки.
Экономика школьных мастерских. Школьная столовая: доходы, расходы. Стоимость
коммунальных услуг. Твой вклад в школьную экономику. Бережливость и
экономность.
Учащиеся должны
знать: иметь представление о понятиях: труд,
продукция, товары, услуги, собственность, имущество, богатство, хозяйство.
Учащиеся должны
уметь: привести примеры: необходимости труда для
удовлетворения человеческих потребностей, провести выбор товаров и услуг из
предложенного списка, анализировать экономические ситуации.
Литература:
- Программа: непрерывного
социально-экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов под
редакцией И.А.Сасовой издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2011, рекомендованной
Министерством образования Российской Федерации.
2.
Методические
пособия для учащихся:
Экономика 3 класс: Тетрадь творческих заданий. Авторы:
И.А.Сасова, М.М. Фирсова – Москва: Вита- Пресс, 2010.
3. Учебно-методические пособия для учителя:
Экономика для младших
школьников 3 класс: Пособие для учителя.
Авторы: И.А.Сасова,
М.М. Фирсова – Москва: Вита- Пресс, 2010.
Календарно - тематическое планирование по экономике
в 3 классе (1ч. в неделю, в год 34 ч.)
№ п/п
|
|
Содержание
(разделы, темы)
|
Кол-во
часов
|
Даты проведения
|
Оборудование
урока
|
Примечание
|
план
|
факт
|
|
|
І. Труд
|
9
|
|
|
|
|
|
|
І - четверть
|
9
|
|
|
|
|
1.
|
1
|
Почему все должны трудиться?
|
1
|
|
|
|
|
2.
|
2
|
Труд в семье
|
1
|
|
|
|
|
3.
|
3
|
Труд на производстве
|
1
|
|
|
|
|
4.
|
4
|
Почему труд по-разному ценится?
|
1
|
|
|
|
|
5.
|
5
|
Продукция. Товар .Услуга.
|
1
|
|
|
|
|
6.
|
6
|
Где производят товары?
|
1
|
|
|
|
|
7.
|
7
|
Где производят услуги?
|
1
|
|
|
|
|
8.
|
8
|
Проверочная работа № 1
|
1
|
|
|
ЦОР
|
|
9.
|
9
|
Защита проектов «Где производят товары и
услуги?»
|
1
|
|
|
|
|
|
|
II- Собственность
|
7
|
|
|
|
|
|
|
ІІ - четверть
|
7
|
|
|
|
|
10.
|
1
|
Что такое собственность?
|
1
|
|
|
|
|
11.
|
2
|
Личная собственность.
Семейная собственность
|
1
|
|
|
|
|
12.
|
3
|
Государственная собственность. Общественная
собственность
|
1
|
|
|
|
|
13.
|
4
|
Школьное имущество
|
1
|
|
|
|
|
14.
|
5
|
Богатство. Источники богатства: природные
богатства, результаты трудовой деятельности
|
1
|
|
|
|
|
15.
|
6
|
Богатство и культура
|
1
|
|
|
|
|
16.
|
7
|
Проверочная работа № 2
|
1
|
|
|
Цор
|
|
|
|
ІІІ –Домашнее
хозяйство
|
9
|
|
|
|
|
|
|
ІІІ - четверть
|
10
|
|
|
|
|
17
|
1
|
Что такое домашнее хозяйство?
|
1
|
|
|
|
|
18
|
2
|
Обязанности членов семьи
по ведению домашнего хозяйства
|
1
|
|
|
|
|
19.
|
3
|
Твой вклад в домашнее хозяйство
|
1
|
|
|
|
|
20.
|
4
|
Управление домашним хозяйством
|
1
|
|
|
|
|
21.
|
5
|
Бюджет семьи
|
1
|
|
|
|
|
22.
|
6
|
Практическая работа «Составление бюджета
своей семьи»
|
1
|
|
|
|
|
23.
|
7
|
Потребности членов семьи и возможности их
удовлетворения исходя из бюджета семьи
|
1
|
|
|
|
|
24.
|
8
|
Благосостояние семьи
|
1
|
|
|
|
|
25.
|
9
|
Проверочная работа № 3
|
1
|
|
|
Цор
|
|
|
|
IV Школьное хозяйство
|
9
|
|
|
|
|
26.
|
10
|
Что такое школьное хозяйство?
|
1
|
|
|
|
|
|
|
ІΥ - четверть
|
8
|
|
|
|
|
27.
|
1
|
Школьное здание, оборудование
|
1
|
|
|
|
|
28.
|
2
|
Расходы школы на приобретение оборудования,
инвентаря, литературы и другого имущества
|
1
|
|
|
|
|
29.
|
3
|
Экономика школьной библиотеки
|
1
|
|
|
|
|
30.
|
4
|
Школьная столовая: доходы и расходы
|
1
|
|
|
|
|
31.
|
5
|
Стоимость коммунальных услуг
|
1
|
|
|
|
|
32.
|
6
|
Твой вклад в школьную экономику
|
1
|
|
|
|
|
33.
|
7
|
Бережливость и
экономность
|
1
|
|
|
|
|
34.
|
8
|
Проверочная работа № 4. Игра
–путешествие в страну «Школярия»
|
1
|
|
|
Цор
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.