МКОУ
Старогольчихинская основная школа представляет
Программу
комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию
«Времен связующая
нить»
Данная программа
направлена на сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся на основе
развития интереса к изучению истории отечества, изучения и преумножения
культурного наследия родного края через систему социальных проектов.
Духовно-нравственное развитие определяется как педагогически организованный
процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы
личности ученика,
развитие
способности человека выстраивать отношение к себе, своей семье,
другим людям,
обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Структура программы отражает концептуальную,
содержательную и технологическую составляющие. Механизм
реализации программы в учебно-воспитательном процессе школы отражает технологию
проектной деятельности. В основу проектной деятельности положена идея –
понимание смысла жизни человека через связь времен, традиции и культуру родного
края. Проектная
деятельность в образовательном
учреждении есть реализация системно-
деятельностного
подхода в обучении и воспитании, отражающего логику
нового
Федерального государственного образовательного стандарта. Программа
комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и подход к ее
реализации в учебно-воспитательном процессе МКОУ Старогольчихинская основная
школа могут быть использованы в деятельностной практике любого образовательного
учреждения, являясь основой для создания и развития системы духовно- нравственного
воспитания в работе с любым детским коллективом
Паспорт
Программы
комплексных мероприятий
по
духовно-нравственному воспитанию
муниципального
казенного общеобразовательного учреждения «Старогольчихинская основная
общеобразовательная школа»
Название
программы
|
Программа
комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.
|
Время реализации
|
2013- 2015гг.
|
Основание
для разработки Программы
|
1. Конституция
Российской Федерации
2.
Государственная
программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2011-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской
Федерации от 05.10.2010 №795
3. Межведомственная
программа патриотического воспитания и подготовки молодежи Ивановской области
к военной службе на 2014-2018 годы.
|
Участники программы
|
Участники образовательного процесса: обучающиеся в возрасте
от 6 до 16 лет, родители, педагоги, общественное сообщество.
|
|
|
Цели программы
|
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей
|
Задачи
программы
|
1. Воспитывать уважение к нравственным формам
христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить
добро.
2.
Воспитание у детей и молодежи активной
гражданской позиции, уважения к историческому и культурному прошлому и
настоящему России
3.
Формировать чувство любви к Родине на основе
изучения национальных культурных традиций.
4.
Сохранение
исторической преемственности поколений
|
Руководители Программы
|
1.Смирнова Л.Т. – директор школы
2.Беззубов С.С. – учитель истории, обществознания, ОПК
|
Механизм
реализации программы
|
Программа
реализуется через систему проектов
|
Перечень основных разделов Программы
|
I Организационные меры по формированию духовно-нравственного
здоровья детей
II. Характеристика основных социальных проектов
|
Финансовое
обеспечение Программы
|
Финансирование
программных мероприятий осуществляется за счет средств школьного бюджета,
привлечения внебюджетных средств.
|
Контроль за реализацией Программы
|
Контроль за реализацией Программы осуществляют:
1.Управляющий Совет школы
2.Директор школы.
|
Ожидаемые
результаты программы
|
1. Сохранение
духовно-нравственного здоровья детей.
2.
Отсутствие правонарушений и преступлений обучающихся
3.
Издание Книги Памяти
4.
Создание музейного комплекса на базе школы.
5.
Реализация проектов соответственно своим целям.
|
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОБЛЕМЫ.
Обучение
и воспитание подрастающего поколения волновало людей всегда, но эта вечная
проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким
изменением требований общества к человеку. События последнего времени
подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской
культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования
духовно-нравственных качеств. В общественном сознании получили широкое
распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к
государству. Сегодня, как никогда, остро встала проблема духовно-нравственного
воспитания, потому что среди молодежи упал интерес к собственным традициям,
родному языку, патриотическим чувствам. Возвращение утерянных ценностей необходимо
начинать в школе. Об этом же говорит статья 66 Закона « Об образовании в
Российской Федерации, что «основное общее образование направлено на становление
и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений,
эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и
межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком
Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие
склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению). Воспитание духовной личности - это социальная потребность
жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится
потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Воспитание нравственной личности - это формирование долга,
ответственности, гуманности, патриотизма, справедливости, чести, благородства в
отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе. Богатое
историко-культурное наследие Вичугского края Ивановской области является
серьезным образовательным ресурсом в работе с обучающимися и их родителями.
В настоящее время в образовательном учреждении МКОУ
Старогольчихинская основная школа сложилась определенная система работы по
духовно-нравственному воспитанию молодежи. Школа сельская, небольшая, численность
обучающихся – 56 человек, численность педагогов- 10 человек. Воспитание
в школе начинается с широкого, повсеместного употребления понятий
«гражданин России», «россиянин», «российский народ», «Россия» непосредственно в
образовательном процессе и вне его. Система воспитательной работы в данном
направлении основана на реализации подпрограмм:
1. «Мы – россияне» - программа патриотического воспитания
обучающихся. Руководитель Смирнова Л.Т.- директор школы
2. «Мы вместе» - реализация подпрограммы по организации
деятельности детской организации РТР (Республика трудолюбивых ребят»).
Руководитель Твердова С.А. – старшая вожатая
3. «Образование и здоровье» - подпрограмма по сохранению здоровья
обучающихся. Руководитель физического воспитания Модин А.Е.
4. « Одаренные дети» - подпрограмма, направленная на поддержку и
развитие одаренных детей.
5. « Не допустить беды»- подпрограмма, направленная на
профилактику правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Руководитель Твердова С.А.
6. « Мир моих увлечений» - подпрограмма, решающая задачи
культурно-эстетического направления. Руководитель Беззубов С.С.
7. «Семья» - совершенствование форм работы с семьей. Руководитель
Смирнова Л.Т.
8. « Я и окружающий мир» подпрограмма экологического направления,
руководитель Горохова С.В. – учитель биологии.
Воспитательные программы и содержащиеся в них
воспитательные задачи интегрированы в содержание учебных предметов:
истории, литературы, обществознания, иностранного языка, основ православной
культуры, элективного курса « История культуры родного края». В учебном
содержании для нас важны как традиционные дидактические принципы (научности,
системности, последовательности и т.д.), так и не менее важными
являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации
образования, нравственного развития личности. Система базовых национальных
ценностей не только отражается в содержании обучения,
но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.
Учебная деятельность формирует когнитивный компонент российской идентичности.
Результатом учебно-воспитательной работы стали реальные дела:
Создан школьный краеведческий музей, экспозиция «Поклонимся великим тем годам»,
отряд « Поиск», под руководством учителя истории Беззубова С.С.; реализованы
социальные проекты:
1.« Наш парк» (восстановление парка купцов Миндовских);
2. «Дело, которым гордиться школа» (создание современной
экспозиции краеведческого музея)
3. « Мы сохраняем память в камне» (увековечивание имен исчезнувших
деревень Вичугского района в камне)
4. «Чтобы помнили» (восстановление и увековечивание 15 имен
фронтовиков, участников Великой Отечественной войны, жителей деревни Старая
Гольчиха.)
5. «Чудо-городок» (создание детской площадки возле школы)
6 «Школьный двор – моя страна» (благоустройство территории школы).
7. «Зимняя фантазия» (создание снежного городка).
Социальные проекты – это, прежде всего, коллективная работа
учащихся школы, педагогов, родителей, общественных организаций, местного
сообщества. Цели данных проектов различны, но всех их объединяет одна задача -
подготовка жизнеспособной, т.е. компетентной, социально-интегрированной,
мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в
общественной и профессиональной деятельности.
Мы -
активные участник различных мероприятий и конкурсов:
1.Экспозиция « Времен связующая нить»
получила специальный приз Межрегионального фестиваля инновационных проектов «
Открытый диалог: Опыт и перспективы -2013г».
2.2010 год – экспозиция музея участвовала
в Х Всероссийской акции « Я – гражданин России» с проектом кабинета – музея
«Слава России». 2 место в области
3. Ежегодное участие в областном конкурсе
на лучшее летнее путешествие
с (2005-2012): 2007-2008- 2 место ;2012-2013
– 3 место
Победители муниципального конкурса на
лучшее летнее путешествие 2007, 2009, 2010, 2012 годов.
4. Мы - активные участники районных,
областных краеведческих чтений.
С 2000 г. по 2013г. Исследовательские
работы учащихся нашей школы становились 10 раз лауреатами и призерами районных
краеведческих чтений.
В 2001,2003 ,
2005,2006,2009,2010,2011,2012 годах исследования проходили на очный тур
Областных краеведческих чтений.
2007 год – победители 17 областных
краеведческих чтений, доклад «Знаменитые земляки»
5.2013 год – II
место в областной научно- исследовательской конференции
« Герои земли Ивановской»
6.2014 год – участие в работе круглого
стола (АУ ИРО г. Иваново)
«Мотивация исследовательской деятельности
учащихся. Выступление с презентацией « Мотивируя – создавай!»
7. На базе школы создана и активно
действует опорная площадка по духовно-нравственному воспитанию.
Вместе с тем,
проводимая работа по духовно-нравственному воспитанию недостаточно совершенна и
эффективна. Не в полной мере используется государственная символика, часть
школьников слабо демонстрирует знание знаковых исторических событий, в том
числе истории государственных праздников. В школе отсутствует научное
гуманитарное сообщество учащихся.
В условиях
развития информационного общества важным ресурсом организации работы по
духовно-нравственному воспитанию с различными категориями детей становятся
социальные сети. Важно создавать группы пользователей из числа обучающихся,
имеющих устойчивые социальные установки и сложившиеся мировоззренческие позиции
позитивной созидательно-преобразующей направленности.
Для системного
решения вопросов духовно-нравственного развития детей, а также планирования и
организации данной работы необходимо принятие Программы комплексных
мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, предполагающей участие в ее
реализации всех заинтересованных участников образовательного процесса,
ветеранских и общественных объединений, объединяющей деятельность коллектива
школы по реализации всех подпрограмм воспитательного направления.
I Организационные меры по
формированию духовно-нравственного здоровья детей.
№
|
наименование
мероприятий
|
срок
реализации
|
ответственные
лица
|
1.1.
|
Организация изучения
государственной символики и порядка официального использования
государственного герба и гимна РФ
|
постоянно
|
Смирнова Л.Т.
Беззубов С.С.
|
1.2.
|
Оформление
и размещение стенда с символами государственной символики
|
2014г.
|
Смирнова
Л.Т.
|
1.3.
|
Использование государственной символики при проведении в школе
мероприятий, посвященных государственным праздникам:
День знаний 1 сентября,
День народного единства 4 ноября,
День Героев Отечества в России 9 декабря,
День Конституции Российской Федерации 12 декабря,
День защитника Отечества 23 февраля,
Праздник весны и труда 1 мая,
День Победы 9 мая,
День России 12 июня,
День памяти и скорби 22 июня,
День Государственного флага Российской Федерации 22 августа
|
ежегодно
|
Твердова С.А. Смирнова Л.Т.
|
1.4
|
Участие
в областной акции, посвященной Дню Российского флага
|
ежегодно
22
августа
|
Смирнова
Л.Т.
|
1.5
|
Участие в хоровом марафоне, посвященном Дню Победы
|
2 мая 2014 г.
|
Беззубов С.С.
Смирнова Л.Т.
|
1.6.
|
Участие
в районном слете « Юный патриот»
|
ежегодно
май
|
Модин
А.Е.
|
1.7.
|
Участие в акциях « Неделя добра»
«Свет в окне», « Я – гражданин России»
« Мы против наркотиков»
|
ежегодно
|
Твердова С.А.
|
1.8.
|
Организация
сообщества любителей родного края в соц.сетях
|
2014г
|
Смирнова
Л.Т.
|
1.9.
|
Организация научного гуманитарного общества учащихся
|
2014-2015г.
|
Смирнова Л.Т.
Куликова А.М.
|
1.10
|
Реализация
всех существующих в школе подпрограмм
|
постоянно
|
руководители
подпрограмм.
|
II. Характеристика основных
социальных проектов, предполагаемых для реализации в 2013-2015 г.
№
|
название
проекта
|
время
реализации проекта
|
ожидаемый
результат
|
1
|
« Помнить, чтобы жить», посвященный 70-летию Великой Победы.
|
2014-2015г.
|
Создание Книги памяти
|
2.
|
«Времен
связующая нить»
|
2013-2015
|
Создания
музейного комплекса
|
3.
|
« Тропою времени»
|
2014г.
|
Создание туристического маршрута по достопримечательностям
нашего края.
|
Социальный проект « Помнить, чтобы жить»
( примерное содержание проекта)
Цель проекта: создание книги Памяти
Задачи проекта:
1. Приобщение
обучающихся к истории родного края
2. Развитие
у обучающихся исследовательских навыков.
3. Воспитание
у обучающихся патриотического отношения к России и своему отечеству; чувства
гордости, чести и достоинства через связь времен.
Мероприятия
проекта
|
дата
|
ответственные
|
1.
Организационное заседание совета музея
|
сентябрь 2014
|
Смирнова Л.Т.
|
2.
Разработка
краеведческих заданий для каждого класса
|
сентябрь
2014
|
Совет
музея
|
3.
Сбор материалов по рубрикам:
- земляки, герои Советского Союза
- За колючей проволокой
- Судьбы женские.
- Война на трудовом фронте
- учителя Старогольчихинской основной школы – участники войны
- Рассказы о фронтовиках
|
в теч.учебного года
|
Совет учащихся.
Классные руководители.
Общешкольный родительский комитет
|
4.
Научно-исследовательская
экспедиция
|
июнь
2014г
|
Беззубов
С.С.
|
5.
Освещение материалов в СМИ
|
постоянно
|
Совет музея
|
6.
Редактирование
собранных материалов.
|
январь-февраль
2015г.
|
Зимина
Т.А.
Смирнова
Л.Т.
|
7.
Оформление книги и ее издание.
|
март – май 2015г.
|
Смирнова Л.Т.
Беззубов С.С.
|
Социальный проект « Времен, связующая
нить»
( примерное содержание проекта)
Цель проекта: создание музейного комплекса
на базе школы.
Задачи проекта:
- использование
культурных ценностей Ивановского края для развития детей и подростков;
-
содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
-
охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного поселка,
края;
-
активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, тесная связь с
ветеранскими и общественными объединениями;
-
формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.
Мероприятия проекта
|
дата
|
ответственные
|
1. Заседание Совета музея школы и Управляющего совета школы
|
сентябрь 2014
|
Смирнова Л.Т. Новожилова Л.В.
|
2. Оформление материалов, посвященных 70-летию Великой Победы в
новом зале
|
в течение учебного года
|
Махова О.Я.
|
3. Презентация проекта « Времен связующая нить»
|
апрель 2015 г.
|
Смирнова Л.Т.
Беззубов С.С.
|
4. Круглый стол
« Встреча разных поколений»
|
февраль 2015г.
|
Смирнова Л.Т.
Беззубов С.С.
|
5. Организация работы со школьными экскурсоводами
|
в течение учебного года
|
Беззубов С.С.
|
6. Конкурс школьных презентаций
«Эхо войны»
|
февраль 2015 г.
|
Твердова С.А.
|
7. Хоровой марафон, посвященный Дню Победы
|
май 2014 г.
|
Смирнова Л.Т.
Беззубов С.С.
|
Социальный проект « Тропою
времени» (примерное
содержание проекта)
Цель проекта: создание экскурсионного
маршрута по главным достопримечательностям нашего края.
Задачи проекта:
-
использование культурных ценностей Вичугского края для развития детей и
подростков;
-
содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
- привлечение
внимания к охране памятников истории, культуры и природы родного края;
-
экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, связь с ветеранскими
и общественными объединениями;
- создание
мест отдыха на туристическом маршруте;
-
реклама созданного экскурсионного маршрута в местных средствах массовой
информации и сети Интернет
Мероприятия проекта
|
дата
|
ответственные
|
1.Заседание
Совета музея школы и Управляющего совета школы
|
сентябрь 2014
|
Смирнова Л.Т. Новожилова Л.В.
|
2.
Разработка экскурсионного маршрута
|
Лето 2014
|
Беззубов С. С. Отряд истор. Краевед « Поиск»
|
3.Составление
экскурсионной программы и рекламного проспекта. Публикация информации о новом
туристическом маршруте в средствах массовой информации
|
Осень 2015 г.
|
Смирнова Л.Т.
Беззубов С.С.
|
4. Апробация экскурсионного маршрута
|
Декабрь, 2014г., январь 2015г.
|
Беззубов С.С.
|
5. Организация работы со школьными экскурсоводами
|
в течение учебного года
|
Беззубов С.С.
|
6. Работы по благоустройству мест отдыха по маршруту.
|
весна 2015 г.
|
Твердова С.А.
Беззубов С.С.
|
7. Презентация нового экскурсионного маршрута.
|
май 2015 г.
|
Смирнова Л.Т.
Беззубов С.С.
|
РЕСУРСЫ
ПРОГРАММЫ:
Внутренние:
- все участники
образовательного процесса
- учителя истории
и обществознания
- методический
совет
Технические
ресурсы:
- сеть
персональных компьютеров
- видеомагнитофоны
-видеокамера
-фотоаппараты
-принтеры
Информационные
ресурсы:
- учебная,
методическая, научная литература по вопросам духовно-нравственного и гражданско-патриотического
образования и воспитания;
- сеть - интернет.
Критерии оценки успешности реализации Программы:
№
|
Критерий успешности
программы
|
Диагностические средства
|
1
|
Уровень сформированности
личностных качеств ученика
|
Результаты анкетирования
Наблюдения классных
руководителей.
|
2
|
Активность участия
школьников в мероприятиях духовно-нравственной направленности
|
Статический анализ
Результаты участия.
|
3.
|
Уровень осознания
школьниками ценности здоровья
|
Анализ здоровья школьников
по результатам медицинских осмотров.
Анализ участия школьников в
мероприятиях, сохраняющих и укрепляющих здоровье
|
4.
|
Охват учащихся проектной
деятельностью.
|
Статический анализ участия
в работе по реализации проектов.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.