Программа
патриотического
воспитания младшего школьника
«Моё
Отечество»
«А
главное все-таки: люби, люби и люби свое отечество.
Ибо любовь эта даст тебе силу, и все остальное без труда
совершишь»
Салтыков-Щедрин
М. Е.
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание
подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной
школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное
формирование у учащихся любви к своей Родине.
Патриотизм предполагает гордость достижениями
и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные
особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить
свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего
народа.
Патриотизм – одна из важнейших
черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться
чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям
и достойным страницам прошлого. На личностном уровне патриотизм выступает как
важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его
мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотизм всегда конкретен, направлен на
реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она
способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и
государства дела и поступки. Характерной чертой воспитания у детей патриотизма
является слитность нравственных чувств и знаний. Знания только тогда оказывают
влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и
переживаниями.
Патриотическое воспитание детей младшего
школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия
на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических
чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие
потребности в деятельности на общую пользу.
Системный подход воспитания патриотизма
должен найти свое отражение в урочной, внеурочной и внеурочной деятельности
младшего школьника, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.
Патриотическое воспитание невозможно без
участия в этом процессе родителей. Монтескье: «…лучшее средство привить любовь
к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их отцов»
Цель программы - формирование основ
патриотизма у младшего школьника.
Предполагаемый результат воспитания
– гражданственность и патриотизм школьников, выражающиеся в их готовности и
способности нести личную ответственность за благополучие общества и за собственное
благополучие.
В основе программы положена концепция
воспитания школьника, ключевым моментом которой является « глубокая взаимосвязь
и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живет». «Малая родина –
это, прежде всего люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив,
педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное
своеобразие региона, социальные отношения; культурно и экономически
обусловленные способы жизни людей на данной территории».
Программа концентрического типа,
разработана на 4 года, имеет 6 ступеней:
Задачами патриотического воспитания
младших школьников являются:
|
Предполагаемый результат:
|
1. Формирование
у детей системы знаний о своей Родине.
(поэтапное формирование знаний согласно ступеням
программы)
|
Учащиеся будут знать природоведческие и
географические сведения (географические особенности родного края, климата,
природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда,
культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях
родного города, страны, о законах, правах и обязанностях учащегося,
государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в
разные исторические периоды, знание исторических памятников страны, края,
города).
|
2. Воспитание у младших школьников
интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события
общественной жизни.
|
Прогнозируется активизация
эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств, как любовь к родным и
близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение
произведениями народного творчества, любви к природе.
|
3. Включение детей в практическую
деятельность по применению полученных знаний.
|
Младшие школьники будут уметь отразить
накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, принять
участие в общественно направленном труде, бережно относиться к природе,
результатам труда других, отразить знания в речи, общении со взрослыми и
сверстниками, укреплять свое здоровье и беречь здоровье окружающих
|
Принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний,
наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность
педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому
ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и
интересов;
- рациональное сочетание разных видов
деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и
двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный
на детской активности.
Направления работы:
- краеведческое;
- гражданское;
- культурно-эстетическое;
- спортивное;
- военно-патриотическое.
Мероприятия в 1-ом классе по программе
«Моё Отечество»
Ступень программы
|
Направление
|
Мероприятие
|
Место в УВП
|
Цель
|
Формы и методы деятельности
|
Итоги
|
Я и моя семья
|
культурно-эстетическое
|
«Кто Я?»
«Какой Я?»
«Моя любимая игрушка»
«Мой лучший друг»
«Мои домашние обязанности»
|
Классные часы
|
Формировать детский коллектив,
ответственность к своим обязанностям
|
Творческая работа в виде устного
сочинения
|
|
|
культурно-эстетическое
|
«Моё домашнее животное»
|
Урок окружающего мира
|
Формировать ответственное отношение к
своим обязанностям, чувство любви к домашним питомцам
|
Творческая работа в виде устного
сочинения
|
|
|
Культурно-эстетическое
|
Традиции моей семьи «Радость семейного
счастья»
|
Классный час
|
Формировать семейные ценности, укреплять
семейные традиции
|
Творческая работа в виде стенгазеты
|
|
|
Культурно-этетическое
|
«В здоровом теле – здоровый дух»
|
Классный час,
уроки окружающего мира
|
Бережно относиться к собственному
здоровью, беречь здоровье окружающих
|
Уроки изучения нового материала,
викторина
|
|
|
КУльтурно-эстетическое
|
О правилах дорожного движения (по
программе школы)
|
Классные часы, внеурочные мероприятия
|
Знать и соблюдать ПДД, беречь свою жизнь
и здоровье
|
Уроки изучения нового материала,
викторины, творческие работы
|
|
|
Краеведческое, культурно-эстетическое
|
«Осенины»
|
Внеурочное мероприятие
|
Формировать представление о сезонных
изменениях в природе, познакомиться с сельскохозяйственной продукцией
Волгоградской области, формировать детский коллектив, укреплять родственные
чувства
|
Творческая работа родителей
|
|
|
культурно-эстетическое
|
«Мама –первое слово»
|
Внеурочное мероприятие
|
Формировать детский коллектив, укреплять
родственные чувства
|
Творческая работа
|
|
|
культурно-эстетическое
|
«А ну-ка, девочки»
|
Внеурочное мероприятие
|
Формировать детский коллектив, укреплять
родственные чувства
|
Творческая работа родителей
|
|
|
культурно-эстетическое
|
«Мой папа самый лучший»
|
Внеурочное мероприятие
|
Формировать детский коллектив, укреплять
родственные чувства
|
Творческая работа
|
|
|
культурно-эстетическое
|
«А ну-ка, мальчики»
|
Внеурочное мероприятие
|
Формировать детский коллектив, укреплять
родственные чувства
|
Творческая работа родителей
|
|
|
культурно-эстетическое
|
«Здравствуй, здравствуй, Новый год!»
|
Внеурочное мероприятие
|
Формировать детский коллектив, укреплять
родственные чувства
|
Творческая работа родителей
|
|
|
культурно-эстетическое
|
Дни именинников
|
Внеурочные мероприятия
|
Формировать детский коллектив, традиции,
укреплять родственные чувства
|
Творческая работа родителей
|
|
Моя школа
|
краеведческое
|
История школы
|
Классный час
|
Познакомиться с историей школы
|
Лекция
|
|
|
культурно-эстетическое
|
Моя школа самая лучшая!
|
Классный час
|
Воспитывать любовь к школе
|
Творческая работа с помощью родителей
|
|
Мой район - Советский
|
краеведческое
|
История района
|
Классные часы
|
Познакомиться с историей района
|
Поисковая
|
|
|
краеведческое
|
Посещение планетария
|
Классный час
|
Коллективная поисковая работа
Экскурсия
|
Познакомиться с историй и деятельностью
Волгоградского планетария
|
|
|
военно-патриотическое
|
«Вечная слава героям войны!»
|
Классный час
|
Познакомиться с историей ВОВ,
формирование чувства гордости за свою семью
|
Творческая работа в виде сочинения о
родственниках, живших в годы Великой Отечественной войны
|
|
|
краеведческое
|
Разработка туристического путеводителя
по Волгограду
|
Внеурочное мероприятие
|
Познакомиться с достопримечательностями
Волгограда
|
Коллективная поисковая работа
|
|
|
спортивное
|
«Мама, папа, я – спортивная семья»
|
Внеурочное мероприятие
|
Формировать потребность в здоровом
образе жизни
|
Спортивное соревнование
|
|
|
культурно-эстетическое
|
Масленица
|
Внеурочное мероприятие
|
Формировать представление о народных
традициях
|
Народное гуляние
|
|
|
культурно-эстетическое
|
Посещение кукольного театра
|
Внеурочное мероприятие
|
Формировать духовные ценности
|
Просмотр спектакля
|
|
|
гражданское
|
Гражданский час
|
Классный час, уроки музыки и изо
|
Формировать уважительное отношение к
государственной символике России
|
Лекция, уроки, творческая работа
|
|
|
Краеведческое, культурно-эстетическое
|
«Друзья птиц»
|
Классный час, внеучебное мероприятие
|
Формировать бережное отношение природе,
ответственность за «братьев меньших»
|
Творческая работа, практическая работа
по изготовлению скворечников
|
|
Результаты первого года обучения.
Учащиеся с интересом участвуют в
мероприятиях, предусмотренных программой «Моё Отечество», повышается их
культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о
народных традициях.
Одним из внешних стимулов является участие
в различных соревнованиях, конкурсах, акциях, проводимых в классе, школе,
городе, крае. Эти же конкурсы показывают степень усвоения знаний,
предусмотренных программой, и их применения на практике. Ученики знают
традиции своей семьи, интересы своих родителей, государственную символику,
государственные праздники, достопримечательности и историю Волгограда. Знания
могут применять на практике.
Эмоциональная сфера учащихся 1 класса
диагностирована методом наблюдения за поведением учащихся и нашла своё
отражение в изобразительном творчестве. Учащиеся стараются добросовестно
выполнять свои обязанности дома, в школе, в общественных местах. Дети бережно
относятся к животным, продуктам труда других людей.
Уровень воспитанности, диагностируемый
методом тестирования, – средний по классу.
В основном сформирован детский коллектив.
Социометрические исследования показали, что отверженных в классе нет, выявлены
лидеры. Учащиеся в основном научились работать в группах, а также умеют распределить
с помощью классного руководителя обязанности во время коллективной работы в
классе. С уважением относятся к взрослым.
Родители принимали активное участие в
общественной жизни класса: организовывали и проводили праздничные мероприятия,
помогали детям в поисковой и творческой работе.
Мероприятия во 2-ом классе по программе
«Моё Отечество»
Ступень программы
|
Направление
|
Мероприятие
|
Место в УВП
|
Цель
|
Форма деятельности
|
Итоги
|
Мой район - Советский
|
краеведческое
|
Достопримечательности Волгограда
|
Классные часы, внеурочные мероприятия
|
Познакомиться с достопримечательностями
Советского района
|
Поисковая
|
Оформление «Тетрадей Дружбы»
|
|
культурно-эстетическое
|
Акция «Чистая улица»
|
Внеклассное мероприятие
|
Очистить ближайшую зону возле гимназии ,
формировать экологическое мировоззрение
|
Практическая работа
|
Чистый берег пруда Мотовилихинский
|
|
Краеведческое, культурно-эстетическое
|
Посещениекраеведческого музея
|
Внеклассное мероприятие
|
Познакомиться с историей
|
Экскурсия
|
Доклады о продукции Мотовилихинских заводов
|
|
Краеведческое, культурно-эстетическое
|
Посещение музея Сарепта
|
Внеклассное мероприятие
|
Познакомиться с историей Сарепты
|
Экскурсия
|
Оформление «Тетрадей Дружбы», доклады
|
Мой город Волгоград
|
Краеведческое, культурно-эстетическое
|
Достопримечательности города Волгограда
|
Внеклассное мероприятие, классные часы
|
Познакомиться с достопримечательностями
города Волгограда, историей города
|
Поисковая
|
1 место в краевом конкурсе «Всем краеведам
краевед»,
диплом финалистов муниципального конкурса
«Потешные прогулки по Перми», оформление «Тетрадей Дружбы», видеоролик об
истории Пермского кукольного театра
http://youtu.be/FnncsxE2pW0
|
|
Краеведческое, культурно-эстетическое
|
Посещение Краеведческого музея
|
Внеклассное мероприятие
|
Познакомиться с древней историй
Волгоградской области
|
Экскурсия
|
Участие в конкурсе юных археологов
|
|
Краеведческое, культурно-эстетическое
|
Автобусная экскурсия по Волгограду
|
Внеклассное мероприятие
|
Познакомиться с достопримечательностями
нашего города
|
Экскурсия
|
Оформление «Тетрадей Дружбы», доклады
|
|
культурно-эстетическое
|
«Рождественские звездочки» в «Новогодних
приключениях»
|
Внеклассное мероприятие
|
Познакомиться с историей праздника
Рождество, формировать духовные ценности
|
Творческая работа
|
1 место в краевом конкурсе «Новогодние
приключения»
|
|
культурно-эстетическое
|
Светлый праздник Пасха
|
Урок музыки, технологии, классный час
|
Познакомиться с историей праздника Пасха,
формировать духовные ценности
|
Творческая работа, урок
|
Праздничные открытки
|
|
культурно-эстетическое
|
«Волк и семеро козлят на новый лад» (к
празднику 8 марта)
|
Внеурочное мероприятие
|
Формировать семейные ценности
|
Творческая работа
|
Праздничный вечер для мам и бабушек
|
|
культурно-эстетическое
|
«Богатырские забавы»
|
Внеклассное мероприятие
|
Формировать семейные ценности
|
Конкурс для пап
|
Грамота за участие
|
|
культурно-эстетическое
|
Дни именинников
|
Внеурочные мероприятия
|
Формировать детский коллектив, традиции,
укреплять родственные чувства
|
Творческая работа родителей
|
Конкурсные праздничные программы
|
|
Культурно-эстетическое
|
О правилах дорожного движения (по программе
школы)
|
Классные часы, внеклассные мероприятия
|
Знать и соблюдать ПДД, быть ответственным
пешеходом и пассажиром
|
Уроки, тренинговые занятия, творческая
работа
|
1 место в городском конкурсе по правилам
дорожного движения «Дорога и мы»
|
Мой родимый край – любимый край
|
краеведческое
|
Природа Волгоградской области
|
Классный час, урок окружающего мира,
внеклассное мероприятие
|
Познакомиться с природным богатством
Волгоградской области, беречь природные ресурсы
|
Поисковая, творческая
|
Оформление «Тетрадей Дружбы», доклады,
1 место в краевом конкурсе «Помоги реке»
|
|
Краеведческое, культурно-эстетическое
|
Экскурсия в краеведческий музей
|
Внеклассное мероприятие
|
Познакомиться с историей и
достопримечательностями города
|
Экскурсия
|
Рисунок, отзыв об экскурсии
|
|
спортивное
|
«Веселые старты»
|
Внеурочное мероприятие»
|
Формировать потребность в здоровом образе
жизни
|
Спортивное соревнование
|
1 место среди учащихся 1-2 классов
|
|
военно-патриотическое
|
Встреча с ветеранами вооруженных сил СССР
|
Внеурочное мероприятие
|
Формировать чувство гордости и
благодарности за подвиг советских солдат в годы ВОВ
|
Диалог
|
Отзывы о встрече
|
|
военно-патриотическое
|
Конкурс чтецов, посвященный Победе в ВОВ
|
Внеурочное мероприятие
|
Формировать чувство гордости и благодарности
за подвиг советских солдат в годы ВОВ
|
Творческая работа
|
2 место в школе
|
|
гражданское
|
Права и обязанности ребенка
|
Классный час
|
Формировать правовую культуру учащихся
|
Диалог
|
Участие в конкурсе рисунков «Нарисуем права»
|
В 3-ьем и 4-ом классах будет продолжена работа
по изучению Волгоградской области, будет изучаться история, культура, природа
нашей страны – России, а также будет происходить «наращивание» первых ступеней
программы. Согласно принципам программы будет увеличена доля гражданского и
военно-патриотического воспитания. Конкретные мероприятия будут разработаны на
основе анализа воспитательной работы за 2-ой и 3-ий год обучения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.