Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыПрограмма патриотического воспитания младшего школьника «Моё Отечество»

Программа патриотического воспитания младшего школьника «Моё Отечество»

Скачать материал

 

Программа

патриотического воспитания младшего школьника

«Моё Отечество»

«А главное все-таки: люби, люби и люби свое отечество.

  Ибо любовь эта даст тебе силу, и все остальное без труда совершишь»                                                                                                                               

 Салтыков-Щедрин М. Е.

Пояснительная записка

            Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

            Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Системный подход воспитания патриотизма должен найти свое отражение в урочной, внеурочной и внеурочной деятельности младшего школьника, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.

Патриотическое воспитание невозможно без участия в этом процессе родителей.  Монтескье: «…лучшее средство привить любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их отцов»

Цель программы - формирование основ патриотизма у младшего школьника.

     Предполагаемый результат воспитания – гражданственность и патриотизм школьников, выражающиеся в их готовности и способности нести личную ответственность за благополучие общества  и за собственное благополучие.

     В основе программы положена концепция воспитания школьника, ключевым моментом которой является « глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живет». «Малая родина – это,  прежде всего люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории».

Программа концентрического типа, разработана на 4 года, имеет 6 ступеней:

 

 

Задачами патриотического воспитания младших школьников являются:

 

Предполагаемый результат:

1.   Формирование у детей системы знаний о своей Родине.

(поэтапное формирование знаний согласно ступеням программы)

Учащиеся будут знать природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города,  страны, о законах, правах и обязанностях учащегося,  государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, знание исторических памятников страны, края, города).

 

2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

 Прогнозируется активизация эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств, как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе.

 

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний.

 

Младшие школьники будут уметь отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности,  принять участие в общественно направленном труде,  бережно относиться к природе, результатам труда других, отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками, укреплять  свое здоровье и беречь здоровье окружающих

 

 

 

Принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Направления  работы:

- краеведческое;

- гражданское;

- культурно-эстетическое;

- спортивное;

- военно-патриотическое.

Мероприятия  в 1-ом классе по программе «Моё Отечество»

Ступень программы

Направление

Мероприятие

Место в УВП

Цель

Формы и методы деятельности

Итоги

Я и моя семья

культурно-эстетическое

«Кто Я?»

«Какой Я?»

«Моя любимая игрушка»

«Мой лучший друг»

«Мои домашние обязанности»

 

Классные часы

Формировать детский коллектив,

ответственность к своим обязанностям

Творческая работа в виде устного сочинения

 

 

культурно-эстетическое

«Моё домашнее животное»

 

Урок окружающего мира

Формировать ответственное отношение к своим обязанностям, чувство любви к домашним питомцам

Творческая работа в виде устного сочинения

 

 

Культурно-эстетическое

Традиции моей семьи  «Радость семейного счастья»

Классный час

Формировать семейные ценности, укреплять семейные традиции

Творческая работа в виде стенгазеты

 

 

Культурно-этетическое

«В здоровом теле – здоровый дух»

Классный час,

уроки окружающего мира

 

Бережно относиться к собственному здоровью, беречь здоровье окружающих

Уроки изучения нового материала, викторина

 

 

КУльтурно-эстетическое

О правилах дорожного движения (по программе школы)

Классные часы, внеурочные мероприятия

Знать и соблюдать ПДД, беречь свою жизнь и здоровье

Уроки изучения нового материала, викторины, творческие работы

 

 

Краеведческое,  культурно-эстетическое

«Осенины»

Внеурочное мероприятие

Формировать представление о сезонных изменениях в природе, познакомиться с сельскохозяйственной продукцией Волгоградской области, формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства

Творческая работа родителей

 

 

культурно-эстетическое

«Мама –первое слово»

Внеурочное мероприятие

Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства

Творческая работа

 

 

культурно-эстетическое

«А ну-ка, девочки»

Внеурочное мероприятие

Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства

Творческая работа родителей

 

 

культурно-эстетическое

«Мой папа самый лучший»

Внеурочное мероприятие

Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства

Творческая работа

 

 

культурно-эстетическое

«А ну-ка, мальчики»

Внеурочное мероприятие

Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства

Творческая работа родителей

 

 

культурно-эстетическое

«Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

Внеурочное мероприятие

Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства

Творческая работа родителей

 

 

культурно-эстетическое

Дни именинников

Внеурочные мероприятия

Формировать детский коллектив, традиции, укреплять родственные чувства

Творческая работа родителей

 

Моя школа

краеведческое

История школы

Классный час

Познакомиться с историей школы

Лекция

 

 

культурно-эстетическое

Моя школа самая лучшая!

Классный час

Воспитывать  любовь к школе

Творческая работа с помощью родителей

 

Мой район -  Советский

краеведческое

История района

Классные часы

 Познакомиться с историей района

Поисковая

 

 

краеведческое

Посещение планетария

Классный час

Коллективная поисковая работа

Экскурсия

Познакомиться с историй и деятельностью Волгоградского планетария

 

 

военно-патриотическое

«Вечная слава героям войны!»

Классный час

Познакомиться с историей ВОВ, формирование чувства гордости за свою семью

Творческая работа в виде сочинения о родственниках, живших в годы Великой Отечественной войны

 

 

краеведческое

Разработка  туристического путеводителя по Волгограду

Внеурочное мероприятие

Познакомиться с достопримечательностями Волгограда

Коллективная поисковая работа

 

 

спортивное

«Мама, папа, я – спортивная семья»

Внеурочное мероприятие

Формировать потребность в здоровом образе жизни

Спортивное соревнование

 

 

культурно-эстетическое

Масленица

Внеурочное мероприятие

Формировать представление о народных традициях

Народное гуляние

 

 

культурно-эстетическое

Посещение кукольного театра

Внеурочное мероприятие

Формировать духовные ценности

Просмотр спектакля

 

 

гражданское

Гражданский час

Классный час, уроки музыки и изо

Формировать уважительное отношение к государственной символике России

Лекция, уроки, творческая работа

 

 

Краеведческое,  культурно-эстетическое

«Друзья птиц»

Классный час, внеучебное мероприятие

Формировать бережное отношение природе, ответственность за «братьев меньших»

Творческая работа, практическая работа по изготовлению скворечников

 

 

 

 

Результаты  первого года обучения.

Учащиеся с интересом  участвуют в мероприятиях, предусмотренных программой «Моё Отечество»,  повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях.

Одним из внешних стимулов является участие в различных соревнованиях, конкурсах, акциях, проводимых в классе,  школе,  городе, крае. Эти же конкурсы показывают степень усвоения знаний, предусмотренных программой, и их применения на практике.  Ученики знают традиции своей семьи, интересы своих родителей, государственную символику, государственные праздники, достопримечательности и историю Волгограда.  Знания могут применять на практике.

Эмоциональная сфера учащихся 1 класса  диагностирована методом наблюдения за поведением учащихся и нашла своё отражение в изобразительном творчестве. Учащиеся стараются добросовестно выполнять свои обязанности дома, в школе, в общественных местах. Дети бережно относятся к животным, продуктам труда других людей.

 Уровень воспитанности, диагностируемый методом тестирования,  – средний по классу.

В основном сформирован детский коллектив. Социометрические исследования показали, что отверженных в классе нет, выявлены лидеры.  Учащиеся в основном научились работать в группах, а также умеют распределить с помощью классного руководителя обязанности во время коллективной работы в классе. С уважением относятся к взрослым.

Родители принимали активное участие в общественной жизни класса: организовывали и проводили  праздничные мероприятия, помогали детям в поисковой и творческой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мероприятия во 2-ом классе по программе «Моё Отечество»

 

Ступень программы

Направление

Мероприятие

Место в УВП

Цель

Форма  деятельности

Итоги

Мой район - Советский

краеведческое

Достопримечательности Волгограда

Классные часы, внеурочные мероприятия

Познакомиться с достопримечательностями Советского района

Поисковая

Оформление «Тетрадей Дружбы»

 

культурно-эстетическое

Акция «Чистая улица»

Внеклассное мероприятие

Очистить ближайшую зону возле гимназии , формировать экологическое мировоззрение

Практическая работа

Чистый берег пруда Мотовилихинский

 

Краеведческое,   культурно-эстетическое

Посещениекраеведческого музея

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с историей 

Экскурсия

Доклады о продукции Мотовилихинских заводов

 

Краеведческое,  культурно-эстетическое

Посещение музея Сарепта

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с историей Сарепты

Экскурсия

Оформление «Тетрадей Дружбы», доклады

Мой город Волгоград

Краеведческое,  культурно-эстетическое

Достопримечательности города Волгограда

Внеклассное мероприятие, классные часы

Познакомиться с достопримечательностями города Волгограда, историей города

Поисковая

1 место в краевом конкурсе «Всем краеведам краевед»,

диплом финалистов муниципального конкурса «Потешные прогулки по Перми», оформление    «Тетрадей Дружбы», видеоролик об истории Пермского кукольного театра

 http://youtu.be/FnncsxE2pW0

 

Краеведческое,  культурно-эстетическое

Посещение Краеведческого музея

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с древней историй Волгоградской области

Экскурсия

Участие в конкурсе юных археологов

 

Краеведческое,  культурно-эстетическое

Автобусная экскурсия по Волгограду

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с достопримечательностями нашего города

Экскурсия

Оформление «Тетрадей Дружбы», доклады

 

культурно-эстетическое

«Рождественские звездочки» в «Новогодних приключениях»

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с историей праздника Рождество, формировать духовные ценности

Творческая работа

1 место в краевом конкурсе «Новогодние приключения»

 

культурно-эстетическое

Светлый праздник Пасха

Урок музыки, технологии, классный час

Познакомиться с историей праздника Пасха, формировать духовные ценности

Творческая работа, урок

Праздничные открытки

 

культурно-эстетическое

«Волк и семеро козлят на новый лад» (к празднику 8 марта)

Внеурочное мероприятие

Формировать семейные ценности

Творческая работа

Праздничный вечер для мам и бабушек

 

культурно-эстетическое

«Богатырские забавы»

Внеклассное мероприятие

Формировать семейные ценности

Конкурс для пап

Грамота за участие

 

культурно-эстетическое

Дни именинников

Внеурочные мероприятия

Формировать детский коллектив, традиции, укреплять родственные чувства

Творческая работа родителей

Конкурсные праздничные программы

 

Культурно-эстетическое

О правилах дорожного движения (по программе школы)

Классные часы, внеклассные мероприятия

Знать и соблюдать ПДД, быть ответственным пешеходом и пассажиром

Уроки, тренинговые занятия, творческая работа

1 место в городском конкурсе по правилам дорожного движения «Дорога и мы»

Мой родимый край – любимый край

краеведческое

Природа Волгоградской области

Классный час, урок окружающего мира, внеклассное мероприятие

Познакомиться с природным богатством Волгоградской области, беречь природные ресурсы

Поисковая, творческая

Оформление «Тетрадей Дружбы», доклады,

1 место в краевом конкурсе «Помоги реке»

 

Краеведческое,  культурно-эстетическое

Экскурсия в краеведческий музей

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с историей и достопримечательностями города

Экскурсия

Рисунок, отзыв об экскурсии

 

спортивное

«Веселые старты»

Внеурочное мероприятие»

Формировать потребность в здоровом образе жизни

Спортивное соревнование

1 место среди учащихся 1-2 классов

 

военно-патриотическое

Встреча с ветеранами вооруженных сил СССР

Внеурочное мероприятие

Формировать чувство гордости  и благодарности за подвиг  советских солдат в годы ВОВ

Диалог

Отзывы о встрече

 

военно-патриотическое

Конкурс чтецов, посвященный Победе в ВОВ

Внеурочное мероприятие

Формировать чувство гордости и благодарности за подвиг советских солдат в годы ВОВ

Творческая работа

2 место в школе

 

гражданское

Права и обязанности ребенка

Классный час

Формировать правовую культуру учащихся

Диалог

Участие в конкурсе рисунков «Нарисуем права»


               В 3-ьем и 4-ом классах будет  продолжена р
абота по изучению Волгоградской области,  будет изучаться  история, культура, природа нашей страны – России, а также будет происходить  «наращивание» первых ступеней программы.  Согласно принципам программы будет увеличена доля гражданского и военно-патриотического воспитания. Конкретные мероприятия будут разработаны на основе анализа воспитательной работы за 2-ой и 3-ий  год обучения.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа патриотического воспитания младшего школьника «Моё Отечество»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

            Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

 

            Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 383 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Проверочная работа по теме Право и правоотношения. 8 класс (с ответами)
  • Учебник: «Обществознание. Право в жизни человека общества и государства (изд. ВЕНТАНА-ГРАФ)», Соболева О.Б., Чайка В.Н./ Под ред. Бордовского Г.А.
  • Тема: § 3. Какие отношения в нашей жизни являются правовыми
  • 01.10.2020
  • 15086
  • 225
«Обществознание. Право в жизни человека общества и государства (изд. ВЕНТАНА-ГРАФ)», Соболева О.Б., Чайка В.Н./ Под ред. Бордовского Г.А.
Методическая разработка по теме «Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации обучающихся к изучению экономических дисциплин» (на примере деловой игры)".
  • Учебник: «Экономика (базовый уровень)», Автономов В.С.
  • Тема: Глава 1. Экономическая наука. Экономические блага Производство
  • 01.10.2020
  • 1353
  • 11
«Экономика (базовый уровень)», Автономов В.С.
Презентация по обществознанию на тему "Человек. Индивид. Личность"
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 2. Общество как сложная система
  • 01.10.2020
  • 737
  • 4
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
План-конспект урока по обществознанию "Человек. Индивид. Личность"
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 1. Что такое общество
  • 01.10.2020
  • 3376
  • 149
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 361
    • DOCX 26.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фадеева Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фадеева Татьяна Викторовна
    Фадеева Татьяна Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 30376
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "История и обществознание")

Учитель истории и обществознания

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 911 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию в разделе «Право»

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Судебные процессы и взыскание убытков: правовые аспекты и процедуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек
Сейчас в эфире

"С понедельника — начну!.." Практическое руководство к модификации образа жизни

Перейти к трансляции