УТВЕРЖДЕНО
решением МС
«____» _____ 2009 г. № ____
ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
ГОРОДСКОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ,
С ПРОФИЛЬНЫМИ ОТРЯДАМИ,
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
«СТРАНА ВООБРАЗИЛИЯ»
Сухой Лог
2009
Пояснительная записка
Лето – пора поистине золотая.
Ведь от того, как человек подпитается активизирующейся в этот период
живительной силой самой природы, какую психологическую разгрузку он получит,
какие положительные эмоции приобретет, чем обогатится, какой настрой получит на
предстоящий год, зависит его дальнейшая успешность, рождение и реализация новых
планов и замыслов. Тем более – если этот человек – ребенок.
Для того, чтобы летние
каникулы наших ребятишек были полезными и продуктивными как для здоровья, так и
для интеллектуально-творческого развития, необходимо создать наиболее
благоприятные условия для оздоровления и отдыха.
Приходя в лагерь, дети
попадают в особую среду. Важно, чтобы ребенок интенсивно развивался в этой
социальной среде, формировался как личность. В период каникул ребенок получает
возможность ощутить свободу и самостоятельность, проявить самоорганизацию и
самодеятельность. И важнейшим условием развития личности становится
благоприятный психологический климат такой среды. Следовательно, концептуальным
подходом становится идея развития максимально благоприятного, психологически
комфортного климата в лагере. Поскольку психологический климат в коллективе
определяется степенью комфортности отношений между его членами.
Ещё одной важнейшей идеей
программы является развитие творческого потенциала, воображения, двигательной
активности детей и подростков. Стремление к творчеству является необходимым условием
и стимулом для развития личности. Творческая личность успешнее адаптируется к
изменяющимся требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль
деятельности.
“Детство является временем
формирования личности ребенка, временем включения в активную деятельность, пора
развития и социализации” – это основная идея данной программы и реализуется
через организацию сюжетно-ролевой игры “Страна Вообразилия”.
В ее основе лежит спортивная,
творческая и игровая деятельность.
Опыт предыдущих лет
показывает, что ребятам нравится проживать 18 дней смены, выполняя определенные
роли, вживаться в образы. Статистические данные по результатам проведения
летней оздоровительной кампании 2007, 2008 года в МОУ «СОШ №2» показали, что
45% обучающихся отдыхали все три смены в лагере, поэтому каждая смена должна
иметь другую тему, мероприятии (конкурсы) не должны повторяться, возможно
использование названий, которые вызывают у детей хорошие ассоциации.
Страна Вообразилия –
название игры, где через выполнение различных заданий – коллективных и
индивидуальных – на “Площади Славы» (экран игры) появляется все больше и
больше имен участников смены с указанием их званий и заслуг.
Детям, отдыхающим в
лагере, предоставляется возможность почувствовать себя инициатором,
организатором проводимых дел и активным участником жизни.
Программа ориентирована на
детей в возрасте от 6,5 до 14 лет.
Разработка программы
продиктована:
·
Повышением
спроса родителей и детей на полноценный, организованный отдых школьников в
условиях городского лагеря с дневным пребыванием детей;
·
Изменение
старых форм работы и введением новых;
·
Использованием
естественных оздоровительных факторов лета.
Цель
программы: эмоциональное и физическое оздоровление детей через организацию
содержательной игровой, спортивной, творческой деятельности для развития обучающихся
в условиях атмосферы творческого самоопределения и самореализации.
Задачи программы:
·
Обучить
детей и подростков умению играть в различные подвижные дворовые игры (игры
детства родителей),
·
способствовать
укреплению навыков здорового образа жизни, развитию двигательной активности;
·
развивать
умение детей и подростков общаться в разновозрастных группах;
·
развивать
творческий и игровой потенциал детей и подростков,
·
Создать
положительный эмоциональный климат в коллективе лагеря;
Принципиальные подходы к
построению смен программы «Страна Вообразилия»
·
обеспечение
многообразия видов деятельности, в которую включается ребенок;
·
создание
самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности,
фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе;
·
организация
воспитания общения посредством коллективных форм деятельности;
·
формирование
познавательного интереса и создание условия для обучения в различных формах,
как основного вида деятельности;
·
формирование
коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой,
обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей
раскрыться;
·
сочетание
в процессе жизнедеятельности массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
·
личностный
пример педагога, способного собственным поведением влиять на динамику
личностных отношений в коллективе.
Планируемые результаты программы
·
Сплочение
временного детского коллектива;
·
Повышение
степени удовлетворенности детей и их семей от детского лагеря;
·
Закрепление
навыков здорового образа жизни;
·
Качественное,
эмоционально – насыщенное оздоровление детей;
·
Приобретение
детьми нового социального опыта;
·
Социальная
адаптация в пространстве временного детского коллектива;
Показатели успешной
реализации программы:
1.
результаты
анкетирования детей, отдыхающих в лагере и их родителей, воспитателей,
работающих в лагере.
2.
результаты
анализа карт настроения,
3.
участие
отдыхающих в проводимых мероприятиях.
Программа «Страна
Вообразилия» основана на принципах:
Гуманизма, предполагающего отношение к
каждому ребенку как к самоценности;
Толерантности, терпимости к мнению других
людей, другому образу жизни;
Индивидуализации, заключающейся в том, что
каждый получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей и
способностей в полной мере;
Вариативности, включающей многообразие
форм работы, отдыха и развлечений, а также различные варианты технологии и
содержания воспитания.
Содержание программы.
Реализация целей и задач
смены состоит в организации сюжетно-ролевой игры «Страна Вообразилия»,
которая расположена на территории летнего оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием детей МОУ «СОШ №2».
Участниками игры становятся
все ребята, отдыхающие в лагере. Каждому ребенку нужно пройти по дороге добрых
дел. На пути к успеху нужно обследовать, “перекопать” и “перелопатить” уголки
своей души, своих знаний и умений, попробовать поставить себя на место другого,
примерить его “одежды” и найти своё место в деле общего Успеха, через
индивидуальную и коллективно – творческую деятельность.
«Страна Вообразилия» имеет свой флаг, девиз,
гимн и клятву.
Девиз: “Больше дела, меньше слов!”
Гимн: “Да здравствует сюрприз…”.
Клятва: “Каждый житель «Страны
Вообразилии» должен стать достойным жителем страны!
Стремиться стать лучше!
Помогать другим жителям!
Уважать труд всего
коллектива!
Творить! Дерзать! Мечтать!
Побеждать!
Клянемся, клянемся,
клянемся!”
В стране Вообразилии живут
фантазеры и фэнтези. Исходя из направлений деятельности, программа делится на
три этапа: 1 смена - “Творчество”, 2 смена - “Спорт и туризм”, 3 смена -
“Игра”.
За смену происходит
изучение, ознакомление, приобретение навыков практической деятельности как
индивидуально, так и в группе и в коллективе.
Каждый новый день проходит
под общим девизом, согласно выбранной тематике дня. В конце дня каждый житель
страны получает индивидуальную визитную карточку.
По мере участия «фантазеров»
в игре на протяжении всей смены заполняется “Моя дорога Успеха” в знак
признания его заслуг. На визитке появятся символы в виде разноцветных
человечков, смайликов сообщающие о том, что наш “фантазер” достиг определенных
успехов и его имя останется в истории “Страны Вообразилии” и будет отмечено на
“Площади Славы”, в книге Почета.
Участие и успех отрядов в
общелагерных делах также отмечается символами на экране игры. Имеет свою
расшифровку:
Символ
Ладошка: самому дружному отряду.
Символ
Звезда: самому активному отряду.
Символ
Алмаз: самому творческому, артистичному отряду.
Символ
Открытая книга: самому любознательному отряду.
Символ Лавровый венок: самому
спортивному отряду.
Символ Солнышко: самому
доброму отряду.
Символ Мяч: самому игровому
отряду.
Символ Ракета: самому
мечтательному отряду.
Символ Компьютер: самому информационному
отряду,
Символ Мойдодыра: самому
чистоплотному отряду.
В течение всей смены жители
страны за выполнение государственных обязанностей получают денежную единицу
“Чудесенка”.
У каждого отряда есть своя
чековая книжка, куда вносятся доходы и расходы:
1. Источник дохода:
·
за
хорошее обучение в мастерских и творческих лабораториях;
·
за
выполнение индивидуальных трудовых заданий;
·
за
активное участие в подготовке и проведении творческих дел;
·
за
содержание в чистоте и порядке кабинетов;
·
за инициативное
дело на пользу страны;
·
за
высокий культурный уровень: поведения, проведения мероприятий, общения.
·
за
взаимопомощь в отрядной жизни;
·
за
артистическое и творческое выполнение поручений,
·
спортивные
достижения, личные и коллективные,
·
за
самостоятельную организацию подвижных игр.
2. Источник расхода:
·
за плохое
поведение в столовой.
·
За плохое
дежурство отряда.
·
За
беспорядок в кабинете.
·
За
беспорядок дежурного отряда на территории страны.
·
За
нарушение законов «Страны Вообразилии».
·
За употребление грубых слов.
По итогам смены каждый
ребенок уносит с собой “Рюкзак Успеха”, где отражены все достижения, успехи за
смену.
Самоуправление в лагере: Правит страной Совет мудрецов, в который входят
Мудрейшие (капитаны отрядов) представители вожатского отряда и Хранители:
·
Хранитель
финансов – банкир отряда.
·
Хранитель
чистоты и здоровья – старший дежурный.
·
Хранитель
информации – журналист отряда.
Совет собирается
1 раз в день до завтрака для предоставления информации об отсутствующих,
взять путевку дня, взять задания на день.
Для подведения
итогов коллективно-творческой деятельности и вывешивания информации на площади
Славы 1 раз в неделю собираются Хранитель финансов – банкиры отрядов.
Для подведения
итогов по чистоте 1 раз в неделю собираются Хранители чистоты и здоровья – старшие
дежурные.
Содержание коллективной творческой деятельности лагеря
Коллективные творческие дела 1 смены.
Тема: творчество.
В течение смены дети примерят на себя роль клоунов, писателей, детективов,
моряков, спасателей, сказочников, экономистов, актеров.
Тематические дни:
· День смеха
– становятся клоунами, фокусниками, пародистами, индейцами… - веселые конкурсы,
смешной концерт, комический футбол.
· День
писателей - бумагомарателей – буриме, сказочный калейдоскоп, заметка в газету.
· День
детектива – зеленая пятка (потерянный полдник), детектив-шоу.
· День
Нептуна – конкурсы с водой, морской бой, игра «Два корабля».
· День
сказок – инсценировки сказок, вручение Оскара.
· День
спасателя – конкурсы по ПДД, ППБ, ОБЖ, спортивные конкурсы.
· День
искусства – танцевальные конкурсы, песенные конкурсы, конкурсы рисунков,
тематическая дискотека.
· День
экономиста – биржа труда, конкурсы по экономике.
Коллективные творческие дела 2 смены.
Тема: спорт –
туризм. В этой смене дети будут в роли
спасателей-туристов и великих спортсменов.
Тематические дни:
·
Спартакиада,
·
Веселые старты,
·
Комическая олимпиада,
·
Сказочные забеги,
·
Зов джунглей,
·
Делай с нами, делай как мы, делай лучше
нас!
·
Спортивная викторина.
· День
здоровья, сказочная инсценировка по здоровому образу жизни.
· Туристический
слет.
Коллективные творческие дела 3 смены.
Тема: забытые
игры детства. В этой смене дети вспомнят забытые игры из детства их родителей,
бабушек, дедушек, русские народные игры.
Тематические дни:
·
День Здоровья.
·
День индейца.
·
День смеха.
·
Аукцион игр.
·
Викторина игр.
·
День искусства.
·
Веселые старты.
·
Игровая олимпиада.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.