муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Частинская
средняя общеобразовательная школа»
|
УТВЕРЖДЕНА приказом директора
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Частинская средняя общеобразовательная
школа»
от 29 сентября 2014 г. №187
|
Программа
лагеря с дневным пребыванием детей
«Город
безопасности»
Срок реализации программы: 31
октября – 8 ноября 2014г.
Автор программы:
К.
О. Бушуева – старшая вожата
с. Частые, 2014
Цели и задачи программы
Цель программы:
создать необходимые условия для обеспечения непрерывного воспитательного
процесса в области безопасной жизнедеятельности и воспитать здоровое,
творческое, грамотное и профессионально подготовленное молодое поколение.
Задачи
программы:
ü
приобщать детей к здоровому образу жизни;
ü
организовывать содержательный досуг детей и
подростков;
ü
формировать и совершенствовать знания, умения и
навыки безопасной жизнедеятельности;
ü
формировать важнейшие социальные навыки, в том
числе – адекватных действий в экстремальных ситуациях.
Приоритетное направление деятельности
Каникулы могут стать незабываемым
временем для ребенка, если взрослые- родители, педагоги, грамотно подойдут к
решению серьезной задачи: организации отдыха и оздоровления детей в этот
период образовательного процесса, ведь каникулы включены в непрерывный
образовательный процесс школьника. Чтобы по настоящему отдохнуть от школы,
вернуть интерес к ней, каникулы должны быть заполнены занятиями, на которые не
хватило времени в школьные дни. Основным заказчиком на эффективные формы
организации свободного времени ребенка в период каникул является семья, которая
в первую очередь заинтересована в здоровом, духовно-нравственном и творческом
развитии ребенка, получении знаний и умений.
Очень важно, чтобы вся деятельность
педагога была направлена не только на организацию досуговых и развлекательных
мероприятий, но и на решение конкретных проблем, приобретением определенных
теоретических, практических знаний и умений.
Лагерь с дневным пребыванием
организован на базе Частинской средней общеобразовательной школы.
Программа
оздоровительного лагеря «Город БЕЗОПАСНОСТИ» рассчитана на детей в возрасте от
13 до 16 лет (учащиеся 7-9 классов) и смену продолжительностью в 5 дней.
После
трагических событий в России, выявили, что родители не только не знают правил
безопасного поведения, но и не представляют, где их найти, лишь переживая
страх, тревогу и беспомощность. На этом фоне дети в гораздо большей степени
осведомлены о правилах безопасного поведения, и источником познаний является,
безусловно, курс ОБЖ. Однако данный курс, ведущийся во всех школах России, не
всегда справляется с задачей, так как количество часов недостаточно для
изучения таких проблем; некоторые аспекты детской безопасности вообще не
включены в программу. Кроме того, теоретического знания правил недостаточно,
необходима отработка практических навыков. С этой задачей, лучше всего могут
справиться детские объединения специальной направленности, а в осенний период –
детские пришкольные лагеря.
В
рамках нашей программы мы уделяем внимание мероприятиям по оздоровлению
детей и подростков. Они проводятся ежедневно. К ним относятся:
ü
зарядка, занятия ЛФК для детей с выявленным
нарушением осанки, игры на воздухе;
ü
активная физическая деятельность: спортивные и
подвижные игры, эстафеты, спортивные состязания и т.д.;
ü
развитие физических качеств – силы, ловкости,
быстроты, выносливости и т.д.
Другое
направление работы – профилактика детского травматизма.
Здесь основная
задача – формировать и совершенствовать навыки безопасной
жизнедеятельности детей и подростков. Она включает пропагандистскую и
образовательную деятельность в области безопасности дорожного движения,
пожаробезопасности, в ситуациях вынужденного взаимодействия с асоциальными
личностями, общения с животными, а также формирование навыков оказания
доврачебной помощи.
Программа
по продолжительности – краткосрочная.
Работа
детского осеннего лагеря составляет 5 дней.
Программа
предусматривает формирование двух отрядов в количестве 25 человек.
Описание
программы лагеря
Программа представляет собой
целостный комплекс воспитательных, профилактических, творческих, общественно-трудовых,
интеллектуально-развивающих мероприятий с элементами практической отработки
полученных знаний в области безопасной жизнедеятельности.
Программа
предполагает следующие направления деятельности:
Название направления
|
Краткое описание
|
Спортивно-оздоровительный
|
- пребывание на свежем воздухе;
- Организация здорового питания детей с
использованием овощей и фруктов;
- Утренняя зарядка;
- Пешие экскурсии;
- Подвижные и спортивные игры.
|
Интеллектуально-развивающий
|
а) занятия по живописи, рисованию и моделированию;
б) разучивание песен, стихов;
в) создание видеоролика и фото-слайд шоу
г) Проведение викторин, маршрутных игр («Азбука
дорожных знаков» ; «Улица Контрольная» и др.)
|
Общественно-полезный труд
|
- Работы по обустройству лагеря;
- Оформление отрядного уголка, связанного с
тематикой лагеря;
- оформление практического стенда по безопасности
жизнидеятельности.
|
Досуговые мероприятия.
|
- Просмотры мультфильмов, художественных фильмов,
обучающих роликов по безопасности жизнидеятельности;
- Организация мероприятий и праздников;
- Организация экскурсий.
|
Программа «Город Безопасности»
предполагает внешний механизм реализации, т.к. для ее осуществления необходимо
участие "внешних сил".
Каждый
день лагерной смены объявляется тематическим. В течение дня дети знакомятся с
ситуациями, которые могут стать причиной несчастного случая. Знакомство
происходит в виде встреч с сотрудниками специальных служб, экскурсий,
организации и просмотра мини-спектаклей, подготовленных силами детей и вожатых.
Далее отрабатываются и закрепляются специальные навыки. Все занятия проводятся
до обеда, не более одного часа – по темам, которые представлены ниже.
В
программе предусмотрено также время и возможности для проведения
познавательно-развивающих игр профильной тематики. В конце смены ребята по
желанию сдают «экзамены» «Юного спасателя» (тестирование и соревнования по
владению специальными навыками). Все участники «экзамена» награждаются
дипломами, а особо отличившиеся воспитанники – призами.
Организация
содержательного досуга детей и подростков – также одна из важнейших задач
программы. Она включает работу кружков, проведение музыкальных праздников,
дискотек, экскурсий, спортивных мероприятий, посещение театральных и цирковых
представлений, аттракционов, спортивных соревнований, в том числе районного
значения.
Полученные за время профильной летней смены знания и
навыки позволят детям ориентироваться в различных экстремальных ситуациях, быть
самостоятельней без риска для здоровья и жизни.
Темы занятий
Блок
1. Изучение ПДД
ü Обязанности
пешеходов. Регулирование дорожного движения светофорами
ü Скорость
движения автомобилей. Определение тормозного пути «на глаз»
ü Конкурс
рисунков на асфальте «Я рисую перекресток»
ü Конкурс
плакатов «Пусть дорога будет безопасной!»
Блок
2. Изучение приемов оказания первой доврачебной помощи
ü Вводное
занятие. Самые распространенные «детские» травмы в летний период. Способы
подачи сигнала о помощи
ü Ожоги.
Тепловой удар
ü Использование
лекарственных средств. Аптечка первой помощи
ü Специальные
службы оказания помощи. Экскурсия
ü Мини-экзамен
по оказанию первой помощи
Блок
3. Изучение правил пожарной безопасности
ü Экскурсия
в пожарную часть. Демонстрация специальной техники
ü Способы
оповещения, эвакуация
ü Действия
при блокировании пострадавших в зоне пожара, поведение при спасательных
операциях пожарных
Блок
4. Изучение правил безопасного взаимодействия с животными
ü Поведение
человека при контакте с незнакомой собакой, приемы обороны при нападении собаки
ü Демонстрация
выполнения команд служебной собакой
ü Возможные
риски передачи инфекций от больных животных человеку
Блок
5. Изучение правил общественной безопасности
ü Действия
ребенка при нападении на него в подъезде дома, на улице
ü Права
ребенка. Законы, защищающие ребенка от насилия, в том числе от насилия в семье
ü Способы
подачи сигнала о помощи
ü Правила
поведения при угрозе захвата в заложники и попадании в экстремальную ситуацию
Блок 6. Занятия по безопасности в доме
ü Правила
обращения с горячими предметами, кипятком
ü Правила
обращения с колющим и режущим кухонным инвентарем
ü «Мокрые
полы», «высокие шкафы» и т.д.
Диагностика
и мониторинг
Вводная
диагностика
|
Начало
смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение
психологического климата в коллективе: анкетирование, беседы, планерки
администрации лагеря, старшей вожатой и воспитателей.
|
Пошаговая
диагностика
|
Цветопись
по результатам мероприятий и дел лагеря, беседы
|
Итоговая
диагностика
|
Анкетирование,
творческий отзыв, беседы, цветопись
|
Мониторинговые
исследования
№
|
Мероприятие
|
Ответственный
|
Дата
|
1
|
Входное
анкетирование
|
Воспитатели,
старшая вожатая
|
Начало
смены
|
2
|
Рефлексия
мероприятий.
|
Воспитатели,
старшая вожатая
|
В
течение смены
|
3
|
Мониторинговые
исследования
|
Воспитатели,
старшая вожатая
|
В
течение смены
|
5
|
Итоговое
анкетирование
|
Воспитатели,
старшая вожатая
|
В
конце смены
|
Список
используемой литературы
- «Безопасность
на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
- «Безопасность
на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина,
М.Д.Маханева.
- Болл
А. и Б. Основы лагерного менеджмента / пер с англ. - СПб. 1994,-С. 31.
- Дети
и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.:
Просвещение, 1978г.
- Летний
оздоровительный лагерь, Издание 2-е, исправленное. Составитель Е.А. Губин
- Методическое
пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители:
О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.
- Из
истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.
- Материалы
газеты «Добрая дорога детства».
- Правила
дорожного движения. – М., НИП 1993.
- Почемучка.-
М.: Педагогика, 2007 г.
- «Программа
деятельности оздоровительно лагеря (вопросы теории и практики)»
Ю.Н.ТАРАН, Самара, 2004 г.
- Региональный
стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на
дорогах./Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. –Казань, 1995.
- Титова
Е.В. Если знать как действовать. - М.: Просвещение, 1993, - С. 68
- «Статистические
данные». (Сайт ГИБДД по Костромской обл.: www:
gibdd44.ru)
Список
литературы для воспитателя лагеря
- .
Энциклопедия «Все обо всем».
- «Советы
дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина.
- Дорожная
азбука.- М., 2003 г.
- «Безопасно
- это классно».,Ковалева С.Н., Москва, 2008
г.
- «Юмористические
игры для детей» . Образцова Т.Н. – Самара, 2005
г.
- «Начинаем
КВН», А. Кугач, С. Турыгина.,- Ярославль., 2007
г.
- «Праздник
от А до Я», А. Кугач, С. Турыгина.,- Ярославль., 2006
г.
- «Что
делать с детьми в загородном лагере»- ИМЦ «Вариант»,- г. Кострома 1993
год
Примерный план мероприятий школьного
лагеря с дневным пребыванием детей «Город безопасности»
31 октября
пятница
«Открытие лагеря»
День
знакомств
1. Организационный
сбор.
2. Формирование
отрядов.
3. «Знакомство»
4. Проведение
инструктажа, правил поведения в лагере.
5. «Оформление
отрядных уголков»
6. Медицинский
осмотр
|
5 ноября
среда
1. Минутки
здоровья «Твой режим дня на каникулах»
2. Экскурсия
в ЦРБ
Беседа с педиатром «Здоровый
образ жизни»
3. Викторина
по пожарной безопасности
4. Спортивно-оздоровительное
мероприятие «Пионербол»
|
6
ноября
Четверг
1. Минутка
здоровья
«Что я ем на
завтрак»
2. Поход
в полицию. Беседа «с инспектором по пропаганде ДДТТ»
3. Просмотр
видеороликов по безопасности
4. Спортивно-оздоровительное
мероприятие «Веселые старты»
|
7
ноября
Пятница
1. Минутка здоровья «Витамины»
2. Экскурсия
в пожарную часть
3. Игра
по ПДД «Своя игра»
|
8
ноября
Суббота
Закрытие
лагеря
1.
Минутка здоровья «Сухие завтраки»
2.
Конкурс коллажей по безопасности
3.
Спортивно-оздоровительное мероприятие «Зарница»
3.Подведение
итогов лагеря, награждение.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.