Программа кружка
«Основы
журналистики»
68 ч. (2 ч. в
неделю)
Составитель: О. Г.
Алатырева,
учитель русского
языка и литературы
МБОУ Светлянской СОШ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Изменение
информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с
детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные
сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые
информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и
осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от
компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо
одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова,
содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях,
высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта
теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Основы
журналистики». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов
речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и
практическую подготовку.
Настоящая программа
социально-педагогического направления и рассчитана на 1 год обучения. Она
предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей,
воспитание интересов к журналистике, выявление индивидуальных особенностей
учащихся, развитие творческих способностей.
Предлагаемый
курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12-16 лет.
Количество
учащихся в учебной группе 10 человек
Программа
предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний
по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной
программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки,
полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в
систему средств массовой коммуникации общества.
Благодаря занятиям
в объединении «Основы журналистики» учащиеся учатся работать коллективно,
решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с
разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных
позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более
эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры
учащихся; учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей
среды.
Цель
программы: познакомить
учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Задачи
программы:
Развивающие:
- развитие образного и логического
мышления;
- развитие творческих способностей
подростков;
- развитие умения устного и
письменного выступления.
Обучающие:
- формирование умения работать в
различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками
журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса
как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ
личности будущего журналиста.
Основными требованиями к учащимся
при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть
навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий;
выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах,
пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Формы и
режим занятий:
Традиционными
видами занятий являются:
- беседа;
- игра,
- чтение и обсуждение статей из газет;
- экскурсии;
- обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и
статей;
- выпуск стенных школьных газет;
- подготовка статей для публикации в газетах.
Формы работы:
коллективная, групповая, индивидуальная.
Продолжительность
занятий – 2 часа. Занятия проводятся по расписанию.
Предполагаемый
результат:
- умение
построить устное и письменное сообщение;
- умение
работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение
общаться с отдельным человеком и аудиторией;
-
самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.
Учебный
план
№
|
Тема
|
Всего часов
|
Форма организации
|
теория
|
практика
|
I.
|
Введение
|
2
|
2
|
|
II.
|
Понятие журналистики. Жанры журналистики
|
2
|
2
|
|
III.
|
Виды газет, правила оформления газеты. Заголовки.
|
10
|
2
|
8
|
IV.
|
Работа в редакторе Publisher
|
14
|
2
|
12
|
V.
|
Интервью. Способы получения и
подачи
|
8
|
4
|
4
|
VI.
|
Подготовка и выпуск газеты
|
32
|
16
|
16
|
|
Итого:
|
68
|
25
|
39
|
Содержание программы
I. Вводное занятие
Знакомство
с разделами программы, с необходимыми принадлежностями на занятиях. Об
организации рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.
II. Понятие журналистики. Жанры журналистики
Что такое журналистика? Кто такой журналист? История журналистики в
России. Появление в Европе и России первых печатных газет. Роль журналистики в
обществе и роль ученического издания в жизни школы. Знакомство с самыми распространёнными жанрами.
Интервью, заметка, фельетон. Определение
функций жанров. Их роль и место на газетной полосе.
III. Виды газет, правила оформления газеты.
Заголовки
Виды газетной бумаги. Требования к ней. Порядок расположения материала. Работа корреспондента,
художника, корректора. Виды,
особенности, оформление заголовков
IV. Работа в
редакторе Publisher
Знакомство с программой Publisher,
ее назначение и краткая характеристика. Верстка статьи. Форма текста, размер
материала. Композиция полосы.
V. Интервью.
Способы получения и подачи
Признаки, типы и виды интервью. Особенности проведения
интервью. Классификация вопросов.
Практическое задание: проведение
учебных интервью.
VI. Подготовка и выпуск газеты
Подбор
материала, верстка и выпуск школьной газеты
Учебно-тематический план занятий
кружка
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Дата
|
|
Вводное занятие
|
2
|
|
1-2
|
Знакомство с разделами программы, с
необходимыми принадлежностями на занятиях. Об организации рабочего места.
Инструктаж по технике безопасности.
|
|
|
|
Понятие журналистики. Жанры журналистики
|
2
|
|
3
|
Что такое журналистика? История журналистики. Роль журналистики в
обществе и роль ученического издания в жизни школы.
|
1
|
|
4
|
Знакомство с самыми распространёнными жанрами. Классификация жанров. Их роль и место на газетной полосе.
|
1
|
|
|
Виды газет, правила оформления газеты. Заголовки
|
8
|
|
5
|
История появления газет. Виды газет
|
1
|
|
6
|
Место современной газеты в обществе. Виды газетной бумаги. Требования
к ней.
|
1
|
|
7-
8
|
Структура номера газеты
|
2
|
|
9-
10
|
Иллюстрация как необходимый элемент при выпуске газеты.
Расположение иллюстрации на газетной полосе
|
2
|
|
11
12
|
Работа корреспондента, художника, корректора.
|
2
|
|
13-16
|
Подготовка материала. Выпуск газеты
|
4
|
|
|
Виды газет, правила оформления газеты. Заголовки
|
2
|
|
17
18
|
Заголовки.
Виды, особенности, оформление.
|
2
|
|
19-22
|
Подготовка материала. Выпуск газеты
|
4
|
|
|
Работа в редакторе Publisher
|
14
|
|
23-
24
|
Знакомство с программой Publisher
ее назначение и краткая характеристика.
|
2
|
|
25
|
Выбор шаблона
|
1
|
|
26
|
Изменение параметра страницы, цветовой схемы
|
1
|
|
27-30
|
Подготовка материала. Выпуск газеты
|
4
|
|
|
Работа в редакторе Publisher
|
|
|
31
|
Изменение шрифтовой схемы
|
1
|
|
32
|
Изменение настроек публикации
|
1
|
|
33-36
|
Подготовка материала. Выпуск газеты
|
4
|
|
|
Работа в редакторе Publisher
|
|
|
37-
40
|
Создание публикации:
Ø
поиск вариантов текста и рисунка;
Ø
добавление текста и рисунка;
Ø
изменение макета.
|
4
|
|
41-44
|
Подготовка материала. Выпуск газеты
|
4
|
|
|
Работа в редакторе Publisher
|
|
|
45-
48
|
Распространение публикации:
Ø
подготовка к рассылке
Ø
печать
Ø
отправка по электронной почте
|
4
|
|
49-52
|
Подготовка материала. Выпуск газеты
|
4
|
|
|
Интервью. Способы
получения и подачи
|
8
|
|
53-
54
|
Признаки, типы и виды интервью. Особенности проведения
интервью
|
2
|
|
55-
56
|
Классификация вопросов. Социологический опрос и
анкетирование как виды интервью. Методы обработки и способы их подачи.
|
2
|
|
57-60
|
Подготовка материала. Выпуск газеты
|
4
|
|
|
Интервью. Способы получения и подачи
|
|
|
61-
64
|
Проведение учебных интервью
|
4
|
|
65-68
|
Подготовка материала. Выпуск итоговой газеты
|
4
|
|
Методическая литература для педагога.
- Система средств массовой информации России. МГУ им.
М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н.
Засурского.
- Работа современного репортера. МГУ им. М.В.
Ломоносова, 1996.
- Джон Кин. Средства массовой информации и демократия.
М., 1994.
- Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать
интервью.М.,1990.
- Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
- Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
- Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского
языка. М., 1974.
- В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
- Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В.
Петрусинского. М., 1991.
Методическая литература для детей.
1.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2.
Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.-
М., 2001
3.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5.
Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Информационные ресурсы.
http://ru.wikipedia.org/
Методическое обеспечение
Средства, необходимые
для реализации данной программы:
- разработки по
темам;
- тематический
материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- различные
периодические печатные издания;
- тексты для
редактирования
Для работы требуется
кабинет, имеющий мебель: столы, стулья.
Технические средства:
компьютеры, принтер, фотоаппарат.
У каждого ребенка – блокнот, ручка.
Инструкция по технике безопасности при работе
на компьютере
1.1. В кабинете вычислительной техники
установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного и аккуратного
обращения аппаратура — компьютеры, принтер, другие технические средства.
Поэтому:
бережно обращайтесь с этой техникой
1.2. Во время работы лучевая трубка монитора
(дисплея) работает под высоким напряжением. Неправильное обращение с
аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям
электрическим током, вызвать загорание аппаратуры.
Поэтому строго
запрещается:
- трогать разъемы
соединительных кабелей;
- прикасаться к
питающим проводам и устройствам заземления;
- прикасаться к
экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;
- включать и
отключать аппаратуру без указания преподавателя;
- класть диск,
книги, тетради на монитор и клавиатуру;
- работать во
влажной одежде и влажными руками
1.3. При появлении запаха гари немедленно
прекратите работу, выключите аппаратуру и сообщите об этом преподавателю.
1.4. Перед началом работы:
- убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места;
- сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы,
не наклоняясь, пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на
экран монитора информацию;
- разместите на столе тетрадь, учебное пособие, так, чтобы они не
мешали работе на компьютере;
- внимательно слушайте объяснение учителя и старайтесь понять цель и
последовательность действий;
1.5. Во время работы: строго выполняйте все
указанные выше правила, а также текущие указания учителя;
- следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте
работу при появлении необычного звука или самопроизвольного
отключения аппаратуры. Немедленно докладывайте об этом
преподавателю;
- плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;
- не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение;
- работайте на клавиатуре чистыми руками;
- никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность в
работе аппаратуры;
- не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
1.6.
По окончании работы: закройте все приложения.
1.7.
Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать
указаниям преподавателя, чтобы: избежать несчастных случаев; успешно овладевать
знаниями, умениями, навыками; сберечь государственное имущество —
вычислительную технику и оборудование.
Вы
отвечаете за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем
оборудования.
Невыполнение
правил — грубейшее нарушение порядка и дисциплины.
Ваше рабочее место
– Следует сидеть
прямо (не сутулясь).
– Недопустимо работать, развалившись в кресле.
– Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти.
– Колени – на уровне бедер или немного ниже.
– Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу.
– Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и
голеностопных суставов.
– Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на
15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 150.
– Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном
расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см.
– Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.
– Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ при работе
на компьютере
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от
экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
Вариант 1
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет
1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -
6. Повторить 4 - 5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 -
4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на
счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать
взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6.
Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией
взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх -
налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и
посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 -5 раз.
Вариант 2
1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 -
4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 - 4, а потом
перевестивзгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно
круговые движения глазами вверх - вправо - вниз - влево и в обратную сторону:
вверх - влево - вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить
4 - 5 раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его
на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 - 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз -
прямо, вправо - прямо, влево - прямо. Проделать движение по диагонали в одну и
другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 - 6. Повторить 3 - 4 раза.
Вариант 3
1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные
мышцы, на счет 10 - 15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми
глазами, посмотреть направо на счет 1 - 4, затем налево на счет 1 - 4 и прямо
на счет 1 - 6. Поднять глаза вверх на счет 1 - 4, опустить вниз на счет 1 - 4 и
перевести взгляд прямо на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на
расстояние 25 - 30 см, на счет 1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 - 6.
Повторить 4 - 5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения в
правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы,
посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.