Муниципальное
общеобразовательное учреждение
Магнитогорская
средняя общеобразовательная школа №61
Рассмотрена
« Утверждаю»
Методическим советом
Директор школы
МОУ СОШ №61
_________________
Протокол № ______ Чижков
В.А.
от ____________ 2014г.
«___»________2014г.
.
ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Празднично-событийный
цикл
в жизни народов
России»
по духовно-нравственному направлению
(для детей 1 класса, рассчитана на 1 год)
Автор-составитель:
Велина Светлана Кавиевна,
учитель музыки
Магнитогорск, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………..3
2. Планируемые результаты……………………………………………………..4
3. Содержание программы……………………………………………………....5
4. Учебно-тематический
план…………………………………………………...7
5. Список литературы…………………………………………………………...11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях современной социально-экономической
и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования
общества является духовное возрождение национальных традиций людей, населяющих
Россию.
Программа духовно-нравственной деятельности
рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с учётом возрастных
особенностей, предусматривает приобретение основных знаний о народных традиций,
соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация
программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся,
предполагает проведение концертных выступлений с собранным фольклорным
материалом. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности
и творческих способностей учащихся.
Отличительной особенностью данной программы
является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному
театральному и музыкальному образованию, а также современных образовательных
технологий.
Содержание программы носит
личностно-ориентированный и развивающий характер.
Только рассматривая различные явления и
жизненные реалии в совокупности, современный ребенок сможет понять содержание и
воспринять форму народного искусства, впитать в себя моральные принципы,
сложившиеся в течение веков.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью
психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах
психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью
формирования гражданско-патриотических взглядов, развития интеллектуальных,
коммуникативных и творческих способностей.
Вся жизнь человека, его трудовая деятельность
и хозяйственный быт регулировались реальными условиями - сменой времен года. Со
временами года и трудовой деятельностью связывались: календарное исчисление,
народные праздники, обычаи, фольклор; приметы, игры, пляски, развлечения также
были привязаны к земледельческому календарю.
Искусство – необходимая
часть жизни человека, его душа. Вокальное пение – одна из самых массовых форм
музыкального искусства. Вокальный класс - важнейшая дисциплина музыкально –
эстетического образования воспитанников и обучающихся, играющая большую роль в
формировании их духовной культуры, развитии творческой активности. Вокальное
пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Оно
воздействует на умственные силы детей, сознание, память, воображение, волю,
эстетическое чувство и физическую сторону человека.
Целая занимательная школа предстаёт в
разнообразных игровых занятиях данной программы, школа, которую сохранил и
донёс до наших дней простой русский народ, взрослые и дети. В ней многому можно
научиться, многое из её арсенала можно использовать, чтобы воспитать в детях
необходимые черты характера: добропорядочность, любовь к Родине и своей семье,
любознательность, умение владеть своими чувствами и т.д.
Такие занятия будут включать в себя
инсценировки русских народных песен, хороводов и игр, а также сценарии,
составленные по мотивам русских народных праздников и обрядов.
Постановка даже коротенькой инсценировки даёт
возможность развивать в детях творческое отношение к произведениям народного
искусства, помогает стать им участниками своего рода маленького детского
театра. Они учатся выступать в той или иной роли, которая требует умения
выразительно двигаться, говорить, петь, танцевать, изображать действие или
героя. Такое многообразие задач, поставленных в каждой из этих маленьких
пьесок, содействует развитию многогранных способностей ребятишек. форма инсценировки
позволяет ребятишкам легко включиться в образное пространство произведений
народного творчества.
Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и
любовью ко всему живому, уважением к труду русские народные песни и игры
помогут посеять в детской душе такие зёрна, которые в дальнейшем прорастут
стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь
на земле. Многовековой опыт русских людей-тружеников, простые, понятные детям
образы природы и братьев наших меньших будут легко и ненавязчиво восприняты
учащимися младшей школы, найдут живой отклик.
Пение в сочетании с танцем и игрой — очень
увлекательное занятие, позволяющее весело и с пользой провести время после
учебных занятий.
Программа занятий построена таким образом, чтобы
дети постепенно входили в богатый мир народной культуры, осваивали певческое
искусство, учились красиво водить хороводы и разыгрывать содержание песен,
играть по правилам. Праздное, никчёмное проведение времени станет
неинтересным для познавших радость творческого труда, ибо освоение фольклора —
это настоящий творческий труд. Он воспевается в песнях, в обрядах. По мотивам
народных праздников будут проводиться театрализованные представления, в которых
отразятся отдельные, наиболее поэтичные эпизоды обрядов встречи весны, лета,
осени и зимы.
Рабочая программа составлена на основе целей и
задач примерной программы художественно-эстетического направления, которые
подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования
второго поколения.
Данная образовательная программа ставит основную цель:
-развитие музыкальных способностей
воспитанников и обучающихся, овладение вокальными навыками, формирование
музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры.
Достижению данной цели способствует
решение следующих задач:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- формирование представлений о различных сторонах
жизни своего края и его населения;
- ознакомление с историей Урала, как опорного края
России;
- изучение проблем развития края
- овладение
вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции,
артикуляции и дыхания;
- знание основ певческой гигиены и самоконтроля, голосового
аппарата.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной
деятельности;
- стимулирование стремления узнать, как можно больше о
родном крае;
- адаптация к реальной действительности, к местной
социально-экономической и социокультурной ситуации;
- развитие музыкальной памяти, внимания, воображения,
мышления;
- развитие голосового аппарата;
- развитие артистических качеств.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание коллектива единомышленников,
использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения гармоничного
звучания в процессе исполнения;
- воспитание эстетического вкуса, исполнительской и
слушательской культуры.
- развитие
гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование личностно-ценностного
отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту
жительства;
- формирование
толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности,
поликонфессиональности и поликультурности региона;
- укрепление семейных
связей: заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не
только учащихся, но и их родителей;
- наличие богатых
возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через
семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
- изучение фольклора
в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных
писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
Программа составлена с учетом
психологических и физиологических особенностей детей младшего школьного
возраста и основана на применении следующих педагогических методов и приемов:
МЕТОДЫ
|
ПРИЕМЫ
|
Объяснительно-иллюстративные
|
-рассказ, беседа, прослушивание музыкального
материала
|
|
|
Репродуктивные
|
-пение по ладовой столбице;
-пение по слуху (мотив, фраза, песня), ладовые
упражнения;
|
|
|
Эвристические
|
-накопление репертуара;
- накопление вокально-исполнительских навыков;
-творческие задания.
|
В программе используются следующие педагогические методы:
- программированное обучение с минимальным
шагом прохождения материала;
-доступность обучения;
-опора на интерес;
-сочетание репродуктивного и творческого
начала;
-коллективно – индивидуальные формы работы на занятиях, позволяющие
активизировать работу даже самых слабых детей;
-использование игровых форм обучения.
Структура программы предполагает
постепенное расширение ЗУН и их углубление в ходе освоения материала программы
на протяжении всего года обучения.
За период обучения дети получат определенный
объем знаний, качество которых проверяется через промежуточный контроль:
участие в конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях.
В качестве итогового контроля
проведение 4 открытых театрализованных представлений «Осенины», «Святки,
колядки», «Масленица», «Веснянки, Троица».
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
|
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
|
1. Что голос – наше богатство и к нему надо относиться
бережно. Певческий аппарат – это двигательный аппарат со сложной системой
мышц, обладающий высокой чувствительностью. Что для правильного пения надо
правильно брать дыхание.
|
Бережно относится к своему голосу. Правильно
выполнять дыхательные упражнения. Следить за дыханием во время пения, брать
дыхание между короткими музыкальными фразами.
|
2. Музыка выражает и передаёт чувства человека,
картины природы, движение с помощью средств музыкальной выразительности и
развития музыки.
произведения. Нотную грамоту, длительности. Жанры и
лады музыки.
|
2. Эмоционально откликаться о произведении,
и выражать свои эмоции в рисунках и движениях.
Уметь применять словарь эмоциональных состояний в
своих откликах. Выявлять жанровое начало.
|
3. Части музыкального произведения. Нотную грамоту,
длительности. Жанры и лады музыки.
|
3. Различать части музыкального произведения
(вступление, куплет, припев, заключение) Вступать и заканчивать песню
самостоятельно.
|
Знать музыкальные термины: крещендо, диминуэндо, легато,
стаккато. Их применение в музыке.
|
4. Чисто интонировать мелодию, овладеть
выразительным исполнением. Уметь ускорять, замедлять, усиливать и ослаблять
звучание, петь отдельные отрезки мелодии с аккомпанементом.
|
Что такое народное исполнение.
|
5. Петь индивидуально и коллективно с сопровождением
и без него.
|
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НЕОБХОДИМО:
Материально – техническое обеспечение
|
Методическое обеспечение
|
1. Оборудованный кабинет. (Музыкальный инструмент –
фортепиано, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, звукоусилительная
аппаратура, колонки, наличие возможности записи фонограмм, наличие
возможности изготовления концертных костюмов).
|
1. Информационная и справочная литература.
|
2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель.
|
2. Методическая литература:
|
3. Записи фонограмм детских песен, народных
наигрышей на аудиокассетах и компакт-дисках.
|
3. Наглядные пособия (плакаты, портреты с
изображением композиторов)
|
Учебно-тематический
план
Перечень
разделов и тем
|
Общее количество
часов
|
Теория
|
Практика
|
Раздел 1.
Вокально-хоровая работа
|
16
|
2
|
14
|
Раздел 2.
Музыкально-теоретическая подготовка
|
12
|
8
|
4
|
Раздел 3.
Концертно-исполнительская деятельность
|
5
|
–
|
5
|
Итого:
|
33
|
10
|
23
|
Содержание
курса
Введение. Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете,
знакомство с коллективом. Искусство пения – искусство души и для души.
Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства.
Положительные эмоции как результат воздействия пения на чувства слушателей
и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи
человека.
«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными
данными и развивать вокальные способности.
I.
Вокально-хоровая работа
1.Знакомство с голосовым аппаратом.
Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения
звука. Гортань человека. Способность гортани человека издавать
звуки. Здоровье и уход за голосом.
Знакомство с детьми, изучение способности к пению.
Координационно-тренировочные занятия.
2. Певческая установка. Унисон.
3. Дикция (1 час):
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности:
общее и отличное. Важность умения говорить
правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на
сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом,
речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.
Разучивание скороговорок, игровых народных песен.
4. Работа в ансамбле
Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков,
артикуляционные движения, открытость и закрытость.
Управление
артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму. Важность работы
над звуком.
1.
Работа над репертуаром;
2.
Разучивание распеваний;
3.
Работа над чистотой интонации;
4. Определение
примарной зоны звучания;
5. Работа
над мелодическим слухом;
6. Работа
над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;
7. Работа
над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5
октавы;
8. Работа
над расширением певческого дыхания;
9. Совершенствование
дикции;
10. Выявление
тембров;11. Работа над ритмическим слухом;
12. Работа
над расширением диапазона;
13. Работа
над художественным исполнением произведений.
II. Музыкально - теоретическая
подготовка
1.Дирижерский жест
2.Основы
музыкальной грамоты
III.
Концертно-исполнительская деятельность
Это результат, по
которому оценивают всю работу занятий. План концертной деятельности
составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом
традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как
все учащиеся, так и солисты.
1.Подготовка к концертным выступлениям
2.Праздники, выступления, конкурсы
Требования к уровню подготовки обучающихся
Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный
коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:
·
пение в унисон;
·
певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;
·
передача простого ритмического рисунка;
·
четкая дикция;
·
свободное владение дыханием;
·
способность передать характер произведения;
·
владение динамикой p – mf.
·
репертуар 6 — 8 песен смогут определять на слух:
·
музыку разного эмоционального содержания;
·
музыкальные жанры (песня, танец, марш);
·
одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
·
средства музыкальной выразительности: темп, динамика, мелодия, ритм;
·
музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
·
знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
Итоговая
диагностика после обучения.
К концу года дети
должны уметь:
- Петь легко и
свободно.
- Правильно брать
дыхание при исполнении песни.
- Находить
звучание голоса, которое соответствовало бы содержанию произведения.
- Петь
выразительно.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№ п/п
|
Название
раздела, темы
|
Вокально-хоровая
работа
|
Кол-во часов
|
1 ЧЕТВЕРТЬ
|
1
|
Вводное занятие.
Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с
коллективом.
|
Упражнения на
дыхание. Разучивание простейших закличек.
|
1
|
2,3
|
Музыка в нашей
жизни.
Русские народные
инструменты
|
Упражнения на
дыхание. Разучивание простейших закличек. РНП «Во кузнице»
|
2
|
4
|
Знакомство с
голосовым аппаратом
|
РНП «Во кузнице»
|
1
|
5,6
|
Музыкальные и
шумовые звуки
|
РНП «Я на
камушке сижу»
|
2
|
7.
|
Высокие и низкие звуки
|
Речитативная игра
«Уж я улком шла, переулком шла»
|
1
|
8
|
Клавиши и
клавиатура
|
Игра на шумовых
инструментах. РНП «Жнецы»
|
1
|
2 ЧЕТВЕРТЬ
|
9
|
Октава
|
Игра в хороводе
РНП «Плетень»
|
1
|
10,11
|
Ноты и нотоносец
|
Разучивание в
хороводе «Вдоль по улице ребятушки идут
|
2
|
12.
|
Праздник
«Осенины»
|
Подготовка,
выступление.
|
1.
|
13.14
|
Скрипичный ключ.
Ноты
|
Коляда
|
2
|
15
|
Такт и тактовая
черта
|
Колядуем и
играем
|
1
|
3 ЧЕТВЕРТЬ
|
16
|
Рождественский
праздник
|
Подготовка и
выступление
|
1
|
17,18
|
Длительности
нот
|
РНП «Блины»
|
2
|
19
|
Нота с точкой
|
Игра в хороводе
«А мы масленицу повстречали»
|
1
|
20
|
Размер
|
РН частушка
|
1
|
21
|
Паузы
|
Инструментальные
наигрыши
|
1
|
22
|
Тон и полутон
|
Масленичные
заклички
|
1
|
23
|
Масленица-праздник
|
|
1
|
24,25
|
Знаки альтерации
|
РНП «Поехал наш
батюшка на базар»
|
2
|
4 ЧЕТВЕРТЬ
|
26
|
Затакт
|
РНП «Долговязый
журавель»
|
1
|
27
|
Штрихи
|
РНП «Долговязый
журавель»
|
1
|
28
|
Динамические оттенки
|
РНП «Как у наших
у ворот»
|
1
|
29
|
Басовый ключ
|
РНП «Как у наших
у ворот»
|
1
|
30
|
Ноты басового
ключа
|
РНП «Где был
Иванушка?»
|
1
|
31
|
Лады
|
РНП «Где был
Иванушка?»
|
1
|
32
|
Сочиняем сами
|
Подготовка и
выступление
|
1
|
33
|
Ярмарка-праздник
|
Подготовка и
выступление
|
1
|
список
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
·
Примерные программы внеурочной деятельности.
Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнова
др.) ; под редакцией В.А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. 111с- (Стандарты
второго поколения).
·
«У нашего двора нет веселья конца!» Сборник сценариев праздников и музыкальных досугов / Авт.-сост. Д.
А. Рытов. — СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2006. — 60 с: ил
.
·
Королева Е.А. «Музыка в сказках, стихах и
картинках»: Книга для учащихся и учителей.- М,:
Просвещение,
1994.- 79с.; ил.
·
Новикова А., С Русские народные
песни Московской области. Нотное научное издание. Т. I. — 14л Советский композитор, 1986.
·
Пушкина С. Русские народные песни
Московской области. Нотное научное издание. Т. II. — М.:
Советский композитор, 1988.
·
Колпакова Н. На Буяне, славном
острове. — М.: Детская литература
·
Мехнецов А. Народные песни
Вологодской области. Песни Средней Сухоны. — М.: Советский композитор, 1981.
·
Науменко Г. Жаворонушки// Запись,
нотация и составление Г. Науменко. Общая редакция С.Пушкиной. Вып. 1-3. — М.:
Советский композитор, 1977 — 1984.
·
Науменко Г., Новлянская 3. "От
зимы до осени". Фольклорный праздник в школе. — М.:
Детская литература, 1979.
·
Науменко Г. Народный
праздничный календарь. "Лето — осень". Молодежная эстрада. Часть
вторая. — М.: ЗАО РИФМЭ, 1999.
·
Прокошева К. "Пал, пал
перстенёк". Игрища и круга в Прикамье (сборник текстов без нот). — М.:
Родник, 1999.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.