Инфоурок Музыка Рабочие программыПрограмма курса внеурочной деятельности "Празднично-событийный цикл в жизни народов России" по духовно-нравственному направлению (для учащихся 1 класса)

Программа курса внеурочной деятельности "Празднично-событийный цикл в жизни народов России" по духовно-нравственному направлению (для учащихся 1 класса)

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Магнитогорская средняя общеобразовательная школа №61

                                                                                                        

 Рассмотрена                                                                            « Утверждаю»

 Методическим советом                                                                         Директор школы

 МОУ СОШ №61                                                                       _________________

 Протокол № ______                                                                        Чижков В.А.

от ____________ 2014г.                                                                «___»________2014г.

                             

 

 

 

ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Празднично-событийный цикл

в жизни народов России»

по духовно-нравственному направлению

(для детей 1 класса, рассчитана на 1 год)

 

 

 

Автор-составитель:

Велина Светлана Кавиевна,

 учитель музыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Пояснительная записка………………………………………………………..3

2. Планируемые результаты……………………………………………………..4

3. Содержание программы……………………………………………………....5

4. Учебно-тематический план…………………………………………………...7

5. Список литературы…………………………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций людей, населяющих Россию.

Программа духовно-нравственной деятельности рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных знаний о народных традиций, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение концертных выступлений с собранным фольклорным материалом. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному и музыкальному образованию, а также современных образовательных технологий.

Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.

Только рассматривая различные явления и жизненные реалии в совокупности, современный ребенок сможет понять содержание и воспринять форму народного искусства, впитать в себя моральные принципы, сложившиеся в течение веков.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью формирования гражданско-патриотических взглядов, развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Вся жизнь человека, его трудовая деятельность и хозяйственный быт регулировались реальными условиями - сменой времен года. Со временами года и трудовой деятельностью связывались: календарное исчисление, народные праздники, обычаи, фольклор; приметы, игры, пляски, развлечения также были привязаны к земледельческому календарю.

          Искусство – необходимая часть жизни человека, его душа.  Вокальное пение – одна из самых массовых форм музыкального искусства. Вокальный класс - важнейшая дисциплина музыкально – эстетического образования воспитанников и обучающихся, играющая большую роль в формировании их духовной культуры, развитии творческой активности. Вокальное пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Оно воздействует на умственные силы детей, сознание, память, воображение, волю, эстетическое чувство и физическую сторону человека.

Целая занимательная школа предстаёт в разнообразных игровых занятиях данной программы, школа, которую сохранил и донёс до наших дней простой русский народ, взрослые и дети. В ней многому можно научиться, многое из её арсенала можно использовать, чтобы воспитать в детях необходимые черты характера: добропо­рядочность, любовь к Родине и своей се­мье, любознательность, умение владеть своими чувствами и т.д.

Такие занятия будут включать в себя инсценировки русских народных пе­сен, хороводов и игр, а также сценарии, составленные по мотивам русских народ­ных праздников и обрядов.

Постановка даже коротенькой инсце­нировки даёт возможность развивать в детях творческое отношение к произведе­ниям народного искусства, помогает стать им участниками своего рода ма­ленького детского театра. Они учатся вы­ступать в той или иной роли, которая тре­бует умения выразительно двигаться, го­ворить, петь, танцевать, изображать дей­ствие или героя. Такое многообразие за­дач, поставленных в каждой из этих ма­леньких пьесок, содействует развитию многогранных способностей ребятишек. форма инсцени­ровки позволяет ребятишкам легко вклю­читься в образное пространство произве­дений народного творчества.

 Яркие, поэтичные, пронизанные добро­той и любовью ко всему живому, уваже­нием к труду русские народные песни и игры помогут посеять в детской душе та­кие зёрна, которые в дальнейшем прорас­тут стремлением созидать, а не разру­шать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле. Многовековой опыт рус­ских людей-тружеников, простые, понят­ные детям образы природы и братьев на­ших меньших будут легко и ненавязчиво восприняты учащимися младшей школы, найдут живой отклик.

Пение в сочетании с танцем и игрой — очень увлекательное занятие, позволяю­щее весело и с пользой провести время после учебных занятий.

Программа занятий построена таким образом, что­бы дети постепенно входили в богатый мир народной культуры, осваивали пев­ческое искусство, учились красиво во­дить хороводы и разыгрывать содержа­ние песен, играть по правилам. Празд­ное, никчёмное проведение времени ста­нет неинтересным для познавших ра­дость творческого труда, ибо освоение фольклора — это настоящий творческий труд. Он воспевается в песнях, в обря­дах. По мотивам народных праздников будут проводиться театрализованные представления, в которых отразятся отдельные, наиболее поэтичные эпизоды обрядов встречи весны, лета, осени и зимы.

Рабочая программа составлена на основе целей и задач примерной программы художественно-эстетического направления, которые подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения.

 

Данная образовательная программа ставит основную цель:

-развитие музыкальных способностей воспитанников и обучающихся, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры.

      Достижению   данной цели способствует решение следующих задач:

    

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и его населения;

- ознакомление с историей Урала, как опорного края России;

- изучение проблем развития края

- овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

  - знание основ певческой гигиены и самоконтроля, голосового аппарата.

 

 

 

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познава­тельной деятельности;

- стимулирование стремления узнать, как можно больше о родном крае;

- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

  - развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;

  - развитие голосового аппарата;

  - развитие артистических качеств.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

 - воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения гармоничного звучания   в процессе исполнения;

- воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- формирование личностно-ценностного отно­шения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формирование толерантности и толерантного поведения в ус­ловиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурно­сти региона;

 - укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;

-  наличие богатых возможностей для большого количества уча­щихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы роди­телей, бабушек и дедушек, других родственников;

-  изучение фольклора в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писате­лей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

Программа составлена с учетом психологических и физиологических особенностей детей младшего школьного возраста и основана на применении следующих педагогических методов и приемов:

 

                                                   

МЕТОДЫ

ПРИЕМЫ

Объяснительно-иллюстративные

-рассказ, беседа, прослушивание музыкального материала

 

 

Репродуктивные

-пение по ладовой столбице;

-пение по слуху (мотив, фраза, песня), ладовые упражнения;

 

 

Эвристические

-накопление репертуара;

- накопление вокально-исполнительских     навыков;

-творческие задания.

    В программе используются следующие педагогические методы:

- программированное обучение с минимальным шагом прохождения материала;

-доступность обучения;

-опора на интерес;

-сочетание репродуктивного и творческого начала;

-коллективно – индивидуальные формы работы на занятиях, позволяющие активизировать работу даже самых слабых детей;

-использование игровых форм обучения.

         Структура программы предполагает постепенное расширение ЗУН и их углубление в ходе освоения материала программы на протяжении всего года обучения.

         За период обучения дети получат определенный объем знаний, качество которых проверяется через промежуточный контроль: участие в конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях.

          В качестве итогового контроля проведение 4 открытых театрализованных представлений «Осенины», «Святки, колядки», «Масленица», «Веснянки, Троица».

 

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

1. Что голос – наше богатство и к нему надо относиться бережно.  Певческий аппарат – это двигательный аппарат со сложной системой мышц, обладающий высокой чувствительностью. Что для правильного пения надо правильно брать дыхание.

Бережно относится к своему голосу.  Правильно выполнять дыхательные упражнения. Следить за дыханием во время пения, брать дыхание между короткими музыкальными фразами.

2.  Музыка выражает и передаёт чувства человека, картины природы, движение с помощью средств музыкальной выразительности и развития музыки.

 произведения. Нотную грамоту, длительности. Жанры и лады музыки.

2. Эмоционально откликаться о произведении, и выражать свои эмоции в рисунках и движениях.

Уметь применять словарь эмоциональных состояний в своих откликах. Выявлять жанровое начало.

3. Части музыкального произведения. Нотную грамоту, длительности. Жанры и лады музыки.

 

3. Различать части музыкального произведения (вступление, куплет, припев, заключение) Вступать и заканчивать песню самостоятельно.

Знать музыкальные термины: крещендо, диминуэндо, легато, стаккато. Их применение в музыке.

4. Чисто интонировать мелодию, овладеть выразительным исполнением. Уметь ускорять, замедлять, усиливать и ослаблять звучание, петь отдельные отрезки мелодии с аккомпанементом.

Что такое народное исполнение.

5. Петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него.

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НЕОБХОДИМО:

Материально – техническое обеспечение

Методическое обеспечение

1. Оборудованный кабинет. (Музыкальный инструмент – фортепиано, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, звукоусилительная аппаратура, колонки, наличие возможности записи фонограмм, наличие возможности изготовления концертных костюмов).

1. Информационная и справочная литература.

2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель.

2. Методическая литература:

3. Записи фонограмм детских песен, народных наигрышей на аудиокассетах и компакт-дисках.

3. Наглядные пособия (плакаты, портреты с изображением композиторов)

 

Учебно-тематический план

 

Перечень разделов и тем

Общее количество часов

Теория

Практика

Раздел 1. Вокально-хоровая работа

16

2

14

Раздел 2. Музыкально-теоретическая подготовка

12

8

 4

Раздел 3. Концертно-исполнительская деятельность

5

5

Итого:

33

10

23

Содержание курса

        Введение. Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Искусство пения – искусство души и для души.

        Музыка в нашей жизни.  Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия пения на чувства слушателей и исполнителя.  Влияние пения на развитие личности, речи человека.  

       «Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности.

I.     Вокально-хоровая работа

       1.Знакомство с голосовым аппаратом

       Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.  Гортань человека.  Способность гортани человека издавать звуки. Здоровье и уход за голосом.

      Знакомство с детьми, изучение способности к пению.

      Координационно-тренировочные занятия.

      2. Певческая установка. Унисон.        

      3. Дикция (1 час):      

     Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее   и отличное.     Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

       Разучивание скороговорок, игровых народных песен.

       4. Работа в ансамбле

       Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму. Важность работы над звуком.

1.   Работа над репертуаром;

2.   Разучивание распеваний;

3.   Работа над чистотой интонации;

4.   Определение примарной зоны звучания;

5.   Работа над мелодическим слухом;

6.   Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;

7.   Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы;

8.   Работа над расширением певческого дыхания;

9.   Совершенствование дикции;

10. Выявление тембров;11.  Работа над ритмическим слухом;

12. Работа над расширением диапазона;

13. Работа над художественным исполнением произведений.

II. Музыкально - теоретическая подготовка

1.Дирижерский жест

2.Основы музыкальной грамоты 

   III. Концертно-исполнительская деятельность

Это результат, по которому оценивают всю работу занятий. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты.

        1.Подготовка к концертным выступлениям

        2.Праздники, выступления, конкурсы

     Требования к уровню подготовки обучающихся

          Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:

·         пение в унисон;

·         певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;

·         передача простого ритмического рисунка;

·         четкая дикция;

·         свободное владение дыханием;

·         способность передать характер произведения;

·         владение динамикой p – mf.

·         репертуар 6 — 8 песен смогут определять на слух:

·         музыку разного эмоционального содержания;

·         музыкальные жанры (песня, танец, марш);

·         одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

·         средства музыкальной выразительности: темп, динамика, мелодия, ритм;

·         музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

·         знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.

 

Итоговая диагностика после обучения.

К концу года дети должны уметь:

- Петь легко и свободно.

- Правильно брать дыхание при исполнении песни.

- Находить звучание голоса, которое соответствовало бы содержанию произведения.

- Петь выразительно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Название раздела, темы

Вокально-хоровая работа

Кол-во часов

1 ЧЕТВЕРТЬ

1

Вводное занятие. Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом.

Упражнения на дыхание. Разучивание простейших закличек.

1

2,3

Музыка в нашей жизни. 

Русские народные инструменты

Упражнения на дыхание. Разучивание простейших закличек. РНП «Во кузнице»

2

4

Знакомство с голосовым аппаратом

РНП «Во кузнице»

1

5,6

Музыкальные и шумовые звуки

РНП «Я на камушке сижу»

2

7.

Высокие и низкие звуки

Речитативная игра «Уж я улком шла, переулком шла»

1

8

Клавиши и клавиатура

 Игра на шумовых инструментах. РНП «Жнецы»

1

2 ЧЕТВЕРТЬ

9

Октава 

Игра в хороводе РНП «Плетень»

1

10,11

Ноты и нотоносец

Разучивание в хороводе «Вдоль по улице ребятушки идут

2

12.

Праздник «Осенины»

Подготовка, выступление.

1.

13.14

Скрипичный ключ. Ноты

Коляда

2

15

Такт и тактовая черта

Колядуем и играем

1

3 ЧЕТВЕРТЬ

16

Рождественский праздник

Подготовка и выступление

1

17,18

Длительности    нот

РНП «Блины»

2

19

Нота с точкой

Игра в хороводе «А мы масленицу повстречали»

1

20

Размер

РН частушка

1

21

Паузы

Инструментальные наигрыши

1

22

Тон и полутон

Масленичные заклички

1

23

Масленица-праздник

 

1

24,25

Знаки альтерации

РНП «Поехал наш батюшка на базар»

2

4 ЧЕТВЕРТЬ

26

Затакт

РНП «Долговязый журавель»

1

27

Штрихи

РНП «Долговязый журавель»

1

28

Динамические оттенки

РНП «Как у наших у ворот»

1

29

Басовый  ключ

РНП «Как у наших у ворот»

1

30

Ноты  басового   ключа

РНП «Где был Иванушка?»

1

31

Лады

РНП «Где был Иванушка?»

1

32

Сочиняем сами

Подготовка и выступление

1

33

Ярмарка-праздник

Подготовка и выступление

1

 

                                                           список

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

·        Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский,  А.А.Тимофеев,  Д.В. Смирнова др.) ; под редакцией В.А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. 111с- (Стандарты второго поколения).

 

·        «У нашего двора нет веселья конца!» Сборник сценариев праздников и       музыкальных досугов / Авт.-сост. Д. А. Рытов. — СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2006. — 60 с: ил

.

·        Королева Е.А. «Музыка в сказках, стихах и картинках»: Книга для учащихся и учителей.- М,:

Просвещение, 1994.- 79с.; ил.

 

·        Новикова А., С Русские народ­ные песни Московской области. Нотное науч­ное издание. Т. I. — 14л Советский компози­тор, 1986.

 

·        Пушкина С. Русские народные песни Мос­ковской области. Нотное научное издание. Т. II. — М.: Советский композитор, 1988.

·        Колпакова Н. На Буяне, славном остро­ве. — М.: Детская литература

 

·        Мехнецов А. Народные песни Вологодской области. Песни Средней Сухоны. — М.: Со­ветский композитор, 1981.

 

·        Науменко Г. Жаворонушки// Запись, нота­ция и составление Г. Науменко. Общая редак­ция С.Пушкиной. Вып. 1-3. — М.: Советский композитор, 1977 — 1984.

 

·        Науменко Г., Новлянская 3. "От зимы до осени". Фольклорный праздник в школе. — М.: Детская литература, 1979.

 

·        Науменко Г. Народный праздничный ка­лендарь. "Лето — осень". Молодежная эст­рада. Часть вторая. — М.: ЗАО РИФМЭ, 1999.

 

·        Прокошева К. "Пал, пал перстенёк". Игри­ща и круга в Прикамье (сборник текстов без нот). — М.: Родник, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа курса внеурочной деятельности "Празднично-событийный цикл в жизни народов России" по духовно-нравственному направлению (для учащихся 1 класса)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа духовно-нравственной деятельности рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных знаний о народных традиций, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение концертных выступлений с собранным фольклорным материалом. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. 

Только рассматривая различные явления и жизненные реалии в совокупности, современный ребенок сможет понять содержание и воспринять форму народного искусства, впитать в себя моральные принципы, сложившиеся в течение веков.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 155 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.12.2014 503
    • DOCX 120 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Велина Светлана Кавиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Велина Светлана Кавиевна
    Велина Светлана Кавиевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 880
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания вокала в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека

Курс повышения квалификации

Деревянные духовые инструменты: актуальные вопросы методики преподавания в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на фортепиано

Преподаватель игры на фортепиано

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 296 человек

Мини-курс

Волонтерство: история, типы и роль в образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология детей и подростков с дромоманией

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек