МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ
№2
ПРОГРАММА КУРСА
«ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Составитель: учитель изобразительного искусства
Петрова Ирина Васильевна
г. Сургут
2012
Пояснительная записка
Курс: «Волшебная палитра»
Направление: художественно-эстетическое
Класс: 1-2
В год: 1 класс -
33 ч., 2 класс – 34 ч.
Руководитель: Петрова Ирина Васильевна
Программа курса по внеурочной
деятельности «Волшебная палитра» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования с учетом задач формирования у младшего школьника
эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и
коммуникативных способностей. Программа имеет предметную направленность и
разработана в соответствии с программой курса Б. М. Неменского «Изобразительное
искусство и художественный труд 1-9 классы» (М.: Просвещение, 2011 г.).
Содержание программы направлено на формирование общей культуры младших школьников, на их
духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, на создание основы для
самостоятельной реализации внеурочной деятельности, обеспечивающей социальную
успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и
самосовершенствование.
Содержание курса построено так, чтобы дать учащимся ясные представления о
системе взаимодействия искусства с жизнью,
с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей
действительности, расширяет представления учащихся о видах изобразительного
искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Актуальность данной программы обусловлена с ее практической значимостью. Дети
могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих
и коллективных работ.
Программа курса предназначена для детей в
возрасте от 7до10 лет с разной степенью одаренности, имеющих
интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение
дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному
искусству. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю на протяжении
всего учебного года. Тематическая цельность и последовательность развития
программы помогает обеспечить прочные контакты с искусством на каждом этапе
обучения, не допуская повторов, поднимаясь год за годом по ступенькам познания
ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной
культуры.
Цели курса: развитие художественно-творческих
способностей и коммуникативных компетенций младших школьников в художественном
воспитании посредством изобразительной деятельности.
Программа предусматривает реализацию
педагогических, познавательных и творческих задач изучения курса, а
именно:
ü
формирование устойчивого интереса к художественной деятельности
и к изобразительному искусству, обогащение нравственного
опыта;
ü
развитие воображения,
творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей
деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к
искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в совместной деятельности;
ü
освоение
первоначальных знаний о различных видах
изобразительного искусства, многообразием художественных материалов и приемов
работы с ними в художественно-творческой
деятельности;
ü
ознакомление
детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными
возможностями в детском творчестве;
ü
овладение элементарной художественной
грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в
различных видах художественно-творческой деятельности; совершенствование
эстетического вкуса, умения работать разными художественными материаламиовладение их выразительными возможностями.
ü воспитание доброжелательного
отношения друг к другу в совместно-коллективной работе, в желании сделать
свои работы общественно значимыми.
Принципы, лежащие
в основе построения рабочей программы:
ü
Принцип деятельности – заключается в том,
что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при
этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает
систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует
успешному формированию его общекультурных, деятельностных способностей и
общеучебных умений;
ü
Принцип непрерывности – означает
преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и
методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;
ü
Принцип психологической комфортности –
предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики
сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
ü
Принцип вариативности – предполагает
формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и
адекватному принятию решений в ситуациях выбора;
ü
принцип сравнений (разнообразие
вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие
материала);
ü
Принцип творчества – означает максимальную
ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение
учащимся собственного опыта творческой деятельности;
ü
принцип сотрудничества (совместная
работа со сверстниками, учителем и родителями).
Курс «Волшебная палитра» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость
поставленных задач и вариативность их решения; освоение
традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Содержание
курса «Волшебная палитра» представлено в программе по следующими содержательным
линиям:
-
живопись;
- графика;
-
скульптура;
- декоративно-прикладное
искусство.
Занятия
по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса. Наряду с групповыми, коллективными формами работы, во время
занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Реализация
программы рассчитана на 4 года начального образования объёмом 136 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Вид детской
группы: однопрофильная группа, в которой учащиеся
обучаются одному виду деятельности на занятии проводимым педагогом. Численность
группы — 10-15 человек.
Содержание
курса «Волшебная палитра»
№
п/п
|
Темы
|
1
год
обучения
|
2
год
обучения
|
3 год
обучения
|
4 год
обучения
|
1
|
Живопись «Радужный мир».
|
14
|
21
|
13
|
14
|
2
|
Графика «Что умеет карандаш».
|
7
|
6
|
8
|
6
|
3
|
Скульптура «Мастерская скульптора».
|
2
|
3
|
4
|
2
|
4
|
Декоративно-прикладное искусство.
|
9
|
2
|
5
|
8
|
5
|
Выставка творческих работ «Радуга
детства» (промежуточные и итоговые).
|
1
|
1
|
4
|
4
|
Итого:
|
33
|
34
|
34
|
34
|
Всего:
|
136
ч.
|
Содержание тем занятий и основных видов деятельности учащихся
предусматривает
чередование занятий индивидуального
практического творчества учащихся и коллективной творческой деятельности, последовательное изучение методически выстроенного
материала. Происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями, вводится игровая
драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой,
историей, трудом.
Много внимания уделяется
организации рабочего места, приемам работы с красками при использовании
палитры, технике безопасности работы с различными художественными материалами,
дети приучаются к аккуратности, самостоятельной уборке рабочего места и т.д.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учащимися стимулирует их
интерес к изучению изобразительного искусства и является необходимым условием
для формирования личности ребенка. В процессе занятий
по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в
доступной форме. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на
достигнутом результате, проходит обсуждение и закрепление теоретического
материала по теме. Периодически творческая деятельность детей ярко и красочно
оформляется на общешкольных выставках детского рисунка, а также работы отдельных
учащихся принимают участие на городских, региональных и всероссийских
фестивалях детского творчества.
Система
отслеживания и оценивания результатов обучения детей по программе.
В
процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и
достижений детей, используются классические методы и приемы, авторские
методики. При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика
сформированности навыков рисования Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой, в
конце 1-го полугодия - промежуточная диагностика, в конце учебного года –
итоговая диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об
изобразительных возможностях ребенка, о его способностях к творчеству, но и
развитием коммуникативных компетенций на всех этапах обучения.
Виды контроля:
-
входной -
диагностика сформированности навыков рисования у учащихся;
-
текущий –
наблюдение за успешностью освоения обучающимися знаниями, умениями и
навыками изобразительной деятельности, выполнение итоговых работ по результатам
усвоения каждого блока, подведение итогов по результатам каждого полугодия;
-
итоговый -
анализ итоговых работ, выполнение конкурсных и выставочных работ участие на
фестивалях детского творчества по изобразительному искусству.
В конце учебного года проводится итоговая выставка детских работ, кроме
этого, работы учащихся принимают участие в конкурсах различного уровня. Дети
и их родители анализируют работы, выполненные в начале учебного года, с теми,
которые дети предоставили на итоговую выставку в конце учебного года. Подробно
анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве
и приглашением посещать занятия на следующий учебный год.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников:
- Первый уровень результатов – учащиеся
1 класса особенно восприимчивы к новому социальному знанию, они стремятся понять новую для них
школьную реальность, приобретают социальные знания (об общественных
нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе). Увидев в окружающей жизни работу художников, для
них это интересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с
жизнью. Ребёнок научится воспринимать информацию от педагога, правильно
организовывать свое рабочее место, рационально использовать художественные
материалы, опираясь на показ учителем приемов и способов выполнения
заданий во время художественно-творческой деятельности на занятиях,
представлять себя в роли художника, творца. Доброжелательно относится
друг к другу в совместно-коллективной работе, в желании сделать свои
работы общественно значимыми.
- Второй уровень результатов – учащиеся
2-3 классов получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Дети
научатся взаимодействовать в ходе художественно-творческой деятельности и
обсуждения работ между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной,
дружественной среде. Получат не только практическое подтверждение
приобретённых социальных знаний, но и начнут их ценить, воспринимать и
вести диалог о духовно–нравственных ценностях, интересах к художественной
деятельности и к изобразительному искусству, тем
самым, обогащая свой нравственный опыт.
- Третий уровень результатов – учащиеся 4 класса получат опыт
самостоятельного общественного действия, а именно в самостоятельном
общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами
дружественной среды школы, участии в городских, региональных и
всероссийских фестивалях и конкурсах детского творчества, в проектной
деятельности по изобразительному искусству. Приобретут знания и умения
представлять свою работу, анализировать и оценивать творчество художников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они приобретут в процессе освоения курса по
программе «Волшебная палитра»:
· чувство гордости за культуру и искусство
Родины, своего народа, уважительное отношение к культуре и искусству других народов;
· понимание особой роли культуры и искусства в
жизни общества и каждого отдельного человека;
· сформированность эстетических чувств,
художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
· развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
· овладение навыками коллективной деятельности в
процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством
учителя;
· умение сотрудничать с товарищами в процессе
совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
· умение обсуждать и анализировать собственную
художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
· освоение способов решения проблем творческого и
поискового характера;
· овладение умением творческого видения с позиций
художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное,
обобщать;
· формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
· освоение начальных форм познавательной и
личностной рефлексии;
· овладение умением вести диалог, распределять
функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
· использование средств информационных технологий
для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска
дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов,
отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
· умение планировать и грамотно осуществлять
учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты
решения различных художественно-творческих задач;
· умение рационально строить самостоятельную
творческую деятельность, умение организовать место занятий;
· осознанное стремление к освоению новых знаний и
умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в
художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в
процессе освоения учебного предмета:
· сформированность первоначальных представлений о
роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном
развитии человека;
· сформированность основ художественной культуры,
в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического
отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном
творчестве и в общении с искусством;
· овладение практическими умениями и навыками в
восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
· овладение элементарными практическими умениями
и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании);
· знание видов художественной деятельности:
изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и
архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
·
понимание образной
природы искусства;
· применение художественных умений, знаний и
представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
· умение обсуждать и анализировать произведения
искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
· умение видеть проявления
визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в
театре, на празднике;
· способность использовать в
художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и
художественные техники;
· способность передавать в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое
отношение к природе, человеку, обществу;
· умение компоновать на плоскости листа и в
объеме задуманный художественный образ;
· освоение умений применять в
художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической
грамоты;
· овладение навыками моделирования из бумаги,
лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
· изображение в творческих работах особенностей
художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача
особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
· способность эстетически, эмоционально
воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей
нашей истории;
· умение приводить примеры произведений
искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту
внутреннего мира человека.
Планируемые результаты
В результате изучения искусства у
обучающихся:
· будут сформированы основы художественной
культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном
творчестве и в общении с искусством;
· начнут развиваться образное мышление,
наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства,
формироваться основы анализа произведения искусства;
· сформируются основы духовно-нравственных
ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к
миру, художественный вкус;
· появится способность к реализации творческого
потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется
трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
· установится осознанное уважение и принятие
традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного
края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля»,
«моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций
многонационального народа Российской Федерации, зародится социально
ориентированный взгляд на мир;
Обучающиеся:
· овладеют умениями и навыками восприятия
произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать
эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
· получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и
искусства;
· научатся различать виды и жанры искусства,
смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
· будут использовать выразительные средства для
воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять
простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной
графики в программе Paint.
Для оценки
эффективности занятий используются следующие показатели:
- степень помощи,
которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей
на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
- косвенным
показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и
др.
Методическое обеспечение программы:
1.
Разработки
и презентации занятий по темам.
2.
Дидактический
и раздаточный материал для детей.
3.
Учебные
таблицы, предметы народного творчества, макеты русских соборов и др.
4.
Художественные
материалы и принадлежности.
-
Материально-техническое оснащение: проектор,
интерактивный комплекс, лазерные CD, DVD – диски с мультимедийными презентациями к занятиям, электронная версия музеев мира.
Список литературы
Список литературы, используемый составителем программы:
1.Выготский
Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
2.
Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996.
3.
Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987.
4.
Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального
опыта. М., 1981.
5.
Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение №1,2 /Курс художественного
воспитания. - М.: Советский художник. 1998.
6.
Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. /Сост. Н.Н. Ростовцев и др. - М.:
Просвещение, 1989.
7.
Костерин Н.П.Учебное рисование. - М.: Просвещение, 1980.
8.
Этюды об изобразительном искусстве: 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994.
9.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: - М.: Просвещение, 1991.
10.
И. Михайлов А.М. Искусство акварели. - М.: Изобразительное искусство, 1995.
14.
Ростовцев И.Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1984.
12.
Гутнов А., Глазылев В. Мир архитектуры. - М.: Молодая гвардия, 1990.
13.
Алпатов М.В., Ростовцев Н.И. Искусство. - М.: Просвещение, 1987.
14.
26. Шорохов Е.В. Основы композиции.- М.: Просвещение, 1979.
15.
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись.- М.: Академия, 2000.
16. Программа педагога дополнительного образования МОУ Центр «Истоки» Кульковой Г.Н. «Изобразительное искусство: познание
себя и мира».
Список литературы, рекомендуемый для детей реализующих программу:
1.
Алексахин Н. Н. Волшебная глина. Москва 1999 г.
2.
Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Москва.
1984 г.
3.
Выготский Л. С. Воображение и творчество. Москва.
1991 г.
4.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в
изобразительной деятельности. Москва. 2000 г.
5.
Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем. Книга для
учителей. Москва 1996 г.
6.
Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании
ребенка. Москва. 1985 г.
7.
Комарова Т. С., Зарянова О. Ю. Иванова Л. И.
Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Москва 2000 г.
8.
«Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» -
2007г. В.Л. Стрелкина
9.
Перепелкина Г. П. Искусство смотреть и видеть.
Москва. 1982 г.
10. Пластилиновые картины - 2006г.
11. Щуркова Н. Е. Собранье пестрых дел. Методический материал для работы с
детьми. Москва 1994
12. Учебник «Учись рисовать и лепить», М.: Просвещение, 1998г.
13. «Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева
- 2000г.
Календарно-тематическое планирование
первого года обучения
Общая тема года «ТЫ И МИР ВОКРУГ ТЕБЯ».
№
п/п
|
Разделы, название темы
|
Дата или неделя
|
Содержание и основные виды
деятельности
|
план
|
факт
|
|
Радел
1. ЧЕМ И КАК РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК?
|
1
|
Введение.
Знакомство
с королевой Кисточкой и веселой Палитрой.
|
1
|
|
Введение в образовательную программу.
рассказ об истории изобразительного искусства «Кто
придумал рисовать красками?». Знакомство с материалами и принадлежностями для
рисования. Инструктаж по технике безопасности. Определение начального уровня
знаний, умений и навыков детей. Свободное творчество.
Дидактическая игра «Веселая палитра».
|
2
|
«Цветы волшебного сада».
|
2
|
|
Знакомство с
приемами работы кистью: проведение непрерывных красочных линий, рисование
кругов в разных направлениях.
Методический прием
«Сказка про кляксу», игра-упражнение «Живая клякса».
|
3-4
|
Цветовой
спектр.
«Осенний листопад»
«Грустный дождик».
|
3-4
|
|
Беседа на тему «Осень», рассматривание картин отечественных
художников, чтение стихов об осени. Высказывание своих наблюдений о состоянии
природы осенью. Использование в работе ограниченной палитры, смешивание
теплых и холодных цветов в изображении осеннего листопада, образа дождя.
Отработка приема: примакивание кисти боком, от светлого к темному.
|
5
|
Графические
материалы.
«Что умеет карандаш».
|
5
|
|
Знакомство с основами рисунка (линия и штрих). Выполнение упражнений
карандашом, построение геометрического орнамент ас использованием прямых и
кривых линий с делением отрезка на равные части.
|
6
|
Графические
материалы.
«Как растут
деревья».
|
6
|
|
Выполнение упражнений на освоение линий (белая линия на
черном фоне). Создание тематической композиции изображения сказочного леса
«Лес — кружево» с использованием черной туши на тонированной бумаге.
|
7
|
Фабрика пятен.
«Цветы и травы».
|
7
|
|
Знакомство с изобразительными свойствами живописных
материалов. Передача ритма пятен и линий, использование техники «монотипия».
|
8
|
Лепим из пластилина
«Корзина с фруктами».
|
8
|
|
Знакомство с материалами и инструментами
скульптура. Понятие объема как основы языка скульптуры. Использование
пластилина для лепки фруктов. Прием формообразования (шар, овал, колбаска и
т.д.). Создание творческой работы на основе собственного замысла.
Игра «Как наполнить корзины с фруктами».
|
9
|
Аппликация и
коллаж.
«Перышки для сказочной
птицы».
|
9
|
|
Наблюдения за разнообразными украшениями и формами в природе, использование
в работе различных вариантов декоративного изображения нарядной птицы в
технике объемной аппликации с передачей ритма.
Коллективная работа «Сказочная Жар-птица».
|
Радел 2. ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ,
СТРОИШЬ.
|
10
|
Узоры и
украшения в природе.
|
10
|
|
Беседа об узорах и украшениях в природе. Знакомство с мастером Украшения и с новым видом
художественной деятельности - изображение сказочного цветка (по воображению).
Игра-ассоциация «Какого
цвета слово?»
|
11
|
«Узоры на крыльях».
|
11
|
|
Наблюдения за бабочками в природе, их разнообразием. Знакомство с
понятием симметрия, использование в работе техники «монотипия».
Игра-упражнение «Живая клякса».
|
12-13
|
«Мир нашего аквариума».
|
12-13
|
|
Наблюдения
за аквариумными рыбками, беседа с показом иллюстративного материала.
Закрепление понятий: теплые и холодные цвета. Закрепление навыка -
примакивание кистью, техника работы с гуашью. Этапы работы над построением
коллективной композиции.
Коллективная работа «Мир
нашего аквариума».
|
14
|
«Зимний
лес».
|
14
|
|
Беседа с показом
иллюстративного материала по теме «Зимний лес», наблюдения в природе.
Отработка приема: смешение цвета с белилами. Передача характера деревьев с
использованием ограниченной палитры и изобразительными свойствами гуаши на
тонированной бумаге.
|
15-16
|
«Новогодняя
елочка-красавица»
|
15-16
|
|
Мастер украшения помогает
сделать праздник,
украшения для новогодней елки.
Коллективная работа
«Новогодняя елочка-красавица».
|
Радел 3. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
|
17
|
Природа и её
творец.
«Узоры
снежинок».
|
17
|
|
Беседа с
показом иллюстративного материала по теме «Узоры снежинок», наблюдения в
природе.
Использование в работе различных вариантов складывания бумаги,
симметричного вырезания в технике аппликации с передачей ритма.
|
18
|
Постройки
в нашей жизни
|
18
|
|
Беседа о многообразии архитектурных
построек, типы построек. Понятия: архитектура и дизайн. Изображение сказочных
домов.
Игра-ассоциация «Кто в
теремочке живет?»
|
19-20
|
«Сказочные домики».
|
19-20
|
|
Представление о разнообразии
материалов для художественного конструирования сказочных зданий. Элементарные
приемы работы с различными материалами. Конструирование домиков из бумаги
путем складывания бумажного цилиндра, конуса и дополнительных элементов для
украшения домов.
Коллективная работа «Сказочные домики».
|
21-22
|
Иллюстрация к сказке «Королева Кисточка и принц
Карандаш».
|
21-22
|
|
Сочинение
сказки «Королева Кисточка и принц Карандаш». Работа с текстом, активное
участие в диалоге.
Изображение в иллюстрации к сказке наиболее
понравившийся сюжет по впечатлению с помощью графических материалов.
Создание иллюстрированной книжки к сказке «Королева
Кисточка и принц Карандаш».
|
23-24
|
«Мамина улыбка».
|
23-24
|
|
Беседа о б изображении материнства в творчестве
художников, анализирование иллюстративного, литературного и музыкального
материала по теме занятия. Изображение портрета человека, с соблюдением
пропорций лица. Изображение портрета своей мамы.
|
25
|
Рельеф «Парусник».
|
25
|
|
Знакомство с
понятием рельеф при рассматривании зрительного материала, образцов детских
работ. Наблюдает трансформацию форм. Влияние формы предмета на представление
о характере изображаемого. Использование растительных материалов: семена,
ветки и т.д. Прием рисования иглой на основе из пластилина на картоне.
|
26-27
|
«Наши друзья – птицы».
|
26-27
|
|
Беседа
с показом иллюстративного материала о птицах, живущих в нашем суровом крае.
Активное участие в диалоге, впечатления о наблюдениях за окружающей природой.
Знакомство с конструктивно-анатомическим строением птиц, выполнение
графических набросков.
|
28
|
«Праздник весны».
|
28
|
|
Оформление общего фона, изображение
весеннего пейзажа, конструирование из бумаги птиц в технике оригами. Работа в
группах, создание коллективного панно «Праздник весны».
|
Радел 4. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
|
29-30
|
«Разноцветные жуки и бабочки».
|
29-30
|
|
Наблюдения за жуками и бабочками в природе, их разнообразием.
Повторение понятия о симметрии, использование в работе техники «монотипия».
Игра-упражнение
«Чудесные превращения».
|
31
|
«Цветы на красивом лугу».
|
31
|
|
Повторение приема работы кистью: проведение
непрерывных красочных линий, рисование кругов в разных направлениях. Использование
нетрадиционных техник в рисовании: набрызг, рисование штампиком и др.
Методический прием
«Сказка про кляксу», игра-упражнение «Живая клякса».
|
32
|
«В стране луговой феи».
|
32
|
|
Оформление общего фона, расположение индивидуальных
работ на плоскости, создание коллективного панно «В стране луговой
феи».
|
33
|
Итоговое занятие. Выставка «Радуга
детства».
|
33
|
|
Выставка
детского творчества о проделанной работе за весь учебный год.
|
Календарно-тематическое планирование
второго года обучения
Общая тема года «ТЫ И ИСКУССТВО».
№
п/п
|
Разделы, название темы
|
Дата или неделя
|
Содержание и основные виды деятельности
|
план
|
факт
|
|
Раздел 1. ТЫ И ИСКУССТВО.
|
1
|
Введение.
Встреча
с королевой Кисточкой и веселой Палитрой.
|
1
|
|
Введение в образовательную программу.
Какие материалы и принадлежности для рисования использует
художник. Инструктаж по технике безопасности. Определение знаний, умений и
навыков детей. Свободное творчество.
Дидактическая игра «Этюдник художника Тюбика».
|
2
|
Многоцветие
мира в трех красках.
|
2
|
|
Беседа по
таблице «Цветоведение», стихотворения и загадки о цветах . Участие в диалоге
по репродукции картины «Цветы и плоды».
Игра-упражнение «Два в одном».
|
3
|
Пять красок –
все богатство цвета и тона.
|
3
|
|
Беседа о богатстве красочных сочетаний, живописные возможности гуаши,
способность красок смешиваться, перекрывая друг друга. Образование цветового
круга.
Игра-упражнение «Осенняя палитра».
|
4
|
«Осенний лес»
|
4
|
|
Наблюдения в природе. Знакомство с конструкцией дерева, кустарника.
Бережное отношение к природе и экологическое мышление, укрепление
межпредметных связей.
Многообразие графических материалов и их выразительные возможности:
пастель и цветные мелки. Изображение осеннего леса (по
памяти и впечатлению) с использованием воска и засушенных листьев.
|
5
|
«Осенний
листопад».
|
5
|
|
Наблюдения
в природе. Понятие: аппликация, ритм, равновесие, цветовой колорит, сюжет в
композиции
Выразительные
возможности аппликации.
Работа в группах: коврик аппликаций.
|
6
|
«Графика
зимнего леса».
|
6
|
|
Наблюдения в природе. Знакомство с
изобразительными свойствами графических материалов на примере зарисовок.
Передача ритма линий с использованием туши, пера и гелевой черной ручки на
тонированной бумаге.
|
7-8
|
«Звери
в лесу».
|
7-8
|
|
Знакомство с
материалами и инструментами скульптура. Понятие объема как основы языка
скульптуры. Использование пластилина для лепки животных. Приемы
формообразования (шар, овал, вытягивание из цельного куска и т.д.). Выражение
характера изображаемых животных.
Коллективная
работа «Звери в лесу».
|
9
|
«Корзина с грибами, овощами».
|
9
|
|
Отработка
навыков лепки в изображении предметов сложной формы. Лепка корзины с грибами
и овощами по памяти или по представлению, с натуры.
|
Радел 2. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ.
|
10-11
|
Изображение
и
реальность. «Наши друзья: птицы».
|
10-11
|
|
Беседа о зимующих птицах нашего края. Понятия: анималистический жанр,
пластическая анатомия.
Сравнение анатомии разных птиц. Передача в рисунках красоты линий,
формы, окраски птиц. Произведения изобразительного
искусства в жанре анималистики. Рассказы о животных, загадки.
Рисунок птицы с натуры, чучела или
таблицы с использованием графических материалов (сангина, уголь).
|
12
|
Изображение и фантазия. «Сказочная птица».
|
12
|
|
Образы сказочных птиц в русском фольклоре и других народов мира.
Изображения сказочных, несуществующих животных.
|
13
|
Украшение
и реальность.
«Узоры паутины».
|
13
|
|
Беседа об украшениях в природе. Деятельность художников
по украшению, преобразованию окружающего мира на основе прообразов в природе.
Понятия: орнамент, симметрия, ритм, гармония.
Изображение паутинок с росой и веточками деревьев (этапы
рисования узора паутинок) на тонированной бумаге углем, пастелью, мелом и
др.
|
14-15
|
Украшение
и реальность.
«Обитатели подводного мира».
|
14-15
|
|
Беседа по теме «Обитатели подводного мира» с использованием
слайдов и фотографий рыб, обитателей подводного мира, водорослей.
Коллективное творчество, создание заготовки
«морского дна», композиции «Обитатели подводного мира».
|
16
|
Украшение
и реальность.
«Танец снежинок».
|
16
|
|
Наблюдения в природе. Беседа по теме «Как появляются
снежинки» с использованием слайдов и фотографий. Прослушивание музыкальных
композиций, передающих «танец снежинок». Изображение снежинок белой гуашью на
тонированной бумаге (рисование солью).
|
РАЗДЕЛ 3. О чем говорит искусство.
|
17-18
|
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
|
17-18
|
|
Беседа о домашних животных, их повадках. Рассказы детей об их
любимцах. Понятие: анималистический жанр. Передача характера зверя через
форму тела, движения. Выражение характера изображаемых животных. Рассматривание фотографий животных, репродукций картин
художников-анималистов. Изображение животных в технике «монотипия».
Игровой прием «Превращения чудесной кляксы».
|
19-20
|
Сказочный мужской образ. «Русские богатыри».
|
19-20
|
|
Выражение характера человека в изображении мужского образа. Отражение
контрастных по характеру образов сказочных персонажей: добрый и злой, сильный
и слабый и т.п. Беседа о жанре портрета, его разновидностях, пропорциях,
мимике лица. Рассматривание репродукций художников,
прослушивание отрывков из былин, А.С. «Сказка о царе Салтане», «Руслан и
Людмила», музыка Н. Римского-Крсакова к опере «Сказка о царе Салтане».
Изображение доброго и злого воина.
|
21
|
«Морской бой Салтана и пиратов».
|
21
|
|
Понятие о символике изображений, знакомство с произведениями
изобразительного искусства в прикладных видах творчества. Выражение намерений
через украшение. Украшение двух противоположных по
намерениям сказочных флотов
Коллективное панно «Морской бой Салтана и пиратов».
|
22-23
|
Женский образ русских сказок.
|
22-23
|
|
Беседа о женских образов в русских сказках. Жанр портрета, его
разновидности, пропорции, мимика лица. Выражение характера человека в
изображении женских образов, контрастных по характеру. Изображение добрых и
злых персонажей сказок: А. С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях, «Сказка «Морозко».
|
24-25
|
Макет
сказочного города. «Град на острове стоит…».
|
24-25
|
|
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение. Конструирование зданий с
определенным образом.
Коллективная работа «Град на острове стоит…».
|
26
|
«С чего начинается Родина?».
|
26
|
|
Беседа о жанре пейзажа на примере картин русских художников
(И.Левитан, И.Шишкин и др.). А. С. Пушкин «Сказка о
рыбаке и рыбке»; отрывки из произведения с описанием природы. Построение
пейзажного пространства с элементами перспективы. Рисование природы по памяти.
|
Раздел
4. Как говорит искусство.
|
27
|
Цвет
как средство
выражения.
«Огонь в ночи».
|
27
|
|
Беседа о цвете как средства выражения: «теплые» и
«холодные» цвета. «Борьба» теплого и холодного. Рассматривание слайдов угасающего костра, прослушивание фрагмента из сюиты «Пер
Гюнт», Э. Григ «Утро». Изображение угасающего костра, рисование по памяти,
представлению.
|
28
|
Линия как средство
выражения. «Весенние ручьи».
|
28
|
|
Беседа по теме с использованием загадок, стихов о
ручьях (М.Пришвин «Лесной ручей»). Прослушивание музыкальных произведений
(А.Аренский «Лесной ручей», «Прелюдия», Э.Григ «Весной»). Линия как средство
выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев по
памяти и представлению.
|
29-30
|
Ритм
пятен как средство выражения.
«Птицы прилетели»».
|
29-30
|
|
Беседа о птицах, прилетающих весной в наши края. Презентация
«Исчезающие птицы нашего края». Понятия: ритм, ритмичность. Фрагменты произведений с ярко выраженной ритмической организацией. Элементарные знания о композиции. Ритмическое
расположение летящих птиц. Оформление общего фона, изображение весеннего
пейзажа с использованием обрывной или отрезной аппликации.
Работа в группах, создание коллективного панно «Стая птиц».
|
31
|
«Весенние
цветы».
|
31
|
|
Беседа о жанре натюрморта. Рассматривание картин художников с
изображением «цветочных» натюрмортов. Презентация «Весенние цветы» с
использованием стихов, загадок о весенних цветах.
Изображение вазы с цветами, использование знакомых
нетрадиционных способов рисования.
|
32
|
«Зоопарк».
|
32
|
|
Презентация по теме «Кто живет в зоопарке». Беседа о животных,
обитающих в разных уголках нашей планеты. Изображение животных с
использованием техники «рисование руками».
Дидактическая игра «В зоопарке».
|
33
|
«Праздничный
салют»
|
33
|
|
Контрасты ярких
пятен на темном фоне. Рассказы детей каким бывает салют. Изображение салюта с
использованием техники «рисование мыльной пеной».
|
34
|
Итоговое занятие. Выставка «Радуга
детства».
|
34
|
|
Выставка
детского творчества о проделанной работе за весь учебный год.
|
Примерное календарно-тематическое планирование
третьего года обучения
Общая тема года «ТЫ И МИР ВОКРУГ ТЕБЯ».
№
п/п
|
Разделы, название темы
|
Дата или неделя
|
Содержание и основные виды деятельности
|
план
|
факт
|
|
Раздел 1. искусство вокруг нас. искусство в твоем доме.
|
1
|
Введение.
«Прощаемся с летом».
|
1
|
|
Введение в образовательную программу.
Впечатления детей о летних каникулах, рисование по
памяти.
|
2
|
Узоры, которые
создали люди. Дымковская игрушка.
|
2
|
|
Беседа о культуре своего народа «От родного порога – в мир культуры
Земли». Предметы – носители духовной культуры, от древности и до наших дней.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России.
Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование
узоров и декоративных элементов по образцам дымковских игрушек.
|
3-4
|
Дымковская «Барыня».
|
3-4
|
|
Лепка дымковской барыни по памяти и по представлению. Передача
настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма,
материала. Использование различных материалов: пластилин, глина.
|
5
|
Посуда у тебя дома.
«Голубое чудо на фарфоре».
|
5
|
|
Беседа о народных
промыслах России: Гжель, Городец, Хохлома, Жостово. Повседневная и
праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись в украшении
посуды.
Коллективная
работа «Голубое чудо на фарфоре».
|
6
|
Платок для мамы.
|
6
|
|
Презентация «Узоры на плечах».
Художественная роспись платков и их
разнообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения:
праздничный, повседневный. Расположение росписи на поле платка, ритмика
росписи. Колорит как средство выражения. Платки, разные
по содержанию, ритмике рисунка. Понятие: орнамент, узор в квадрате. Эскизы
платков. Использование техники «штампиком».
|
7-8
|
Создание книжки «Наши любимые игрушки
детства».
|
7-8
|
|
Беседа о роли художника в создании книги. Книжная
иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги.
Многообразие форм и видов книг, игровые формы детской книги. Роль обложки,
шрифт, буквица.
Коллективная работа. Создание книжки с
иллюстрациями, стихами, рссказами детских работ «Наши любимые игрушки
детства».
|
9
|
Поздравительная открытка.
|
9
|
|
Беседа об истории возникновения первых открыток.
Создание художником поздравительной открытки.
Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания.
Многообразие открыток.
Эскиз открытки,
исполнение в технике граттажа или графической монотипии.
|
Раздел 2. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ
ТВОЕГО ГОРОДА.
|
10
|
«Мой любимый город».
|
10
|
|
Видеоэкскурсия
«Мой город». Знакомство с архитектурой родного города, с трудом художников,
архитекторов, строителей.
Изображение городского пейзажа по памяти.
|
11-12
|
«Необычная архитектура».
|
11-12
|
|
Презентация «Архитектурные фантазии». Необычные здания современных
архитекторов. Выполнение эскизов необычных и фантастических архитектурных
сооружений.
|
13
|
«В магазине игрушек».
|
13
|
|
Презентация «Витрины магазинов».
Роль художника в создании витрин. Назначение витрин, как способе
украшения улицы. Соответствие художественного вкуса и стиля в оформлении
витрин профилю магазина, облику здания, улицы.
Работа в группах. Проект оформления витрины «В магазине игрушек».
|
14
|
«Парк аттракционов».
|
14
|
|
Презентация «Парки аттракционов».
Выполнение коллективной композиции на тему
«Выходной день в парке аттракционов».
|
15
|
«Удивительный транспорт».
|
15
|
|
Презентация «Транспорт в городе».
В создании формы машин тоже участвует художник. Машины
разных времен. Выразительность форм транспорта – воздушного, наземного, его
история и эволюция.
Изображение фантастических видов транспорта.
|
16
|
«Город будущего».
|
16
|
|
Реальность и фантазия. Выставка детского
творчества «Наш город спустя много-много лет».
|
Раздел 3. ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ.
|
17
|
«В театре».
|
17
|
|
Беседа об истоках театрального
искусства, каким был древний античный театр. Деятельность художника в
театре. Виды театров. Композиция на тему «В театре».
|
18
|
«Танец маленьких лебедей».
|
18
|
|
Презентация «Балетная школа».
Групповая работа. Коллаж «Танец
маленьких лебедей»
|
19
|
«Веселый клоун».
|
19
|
|
Роль художника в цирке. Цирк - образ
радостного, искрометного и волшебного зрелища. Искусство цирка – искусство
преувеличения и праздничной красочности. Портрет клоуна.
|
20
|
Афиша «Цирк! Цирк! Цирк!»
|
20
|
|
Беседа о значении афиши и
плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и
текста в афише. Выполнение эскиза афиши к цирковому представлению
«Парад-алле».
|
21-22
|
Цирковое представление «Парад-алле».
|
21-22
|
|
Создание атмосферы праздника в композиции циркового представления.
Использование основных приемы в композиции. Работа
в группах.
|
23
|
«Карнавальные маски».
|
23
|
|
Беседа «Маски разных времен и народов». Маска как
образ персонажа, способ перевоплощения. Искусство маски в театре и на
празднике.
Изготовление карнавальных масок из бумаги.
|
24-25
|
«Венецианский карнавал».
|
24-25
|
|
Роль художника в создании праздничного облика
города. Создание композиции на тему «Ах, карнавал, удивительный мир!».
|
26
|
Выставка детского творчества «Художник и
зрелище».
|
26
|
|
Организация и оформление выставки «Художник и
зрелище».
|
Раздел 4. ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ.
|
27-28
|
«Пробуждение природы».
|
27-28
|
|
Презентация «Музеи изобразительного искусства». Музеи в жизни города
и всей страны. Разнообразие музеев. Что такое
картина-пейзаж. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета в
пейзаже. Изображение весеннего пейзажа на тему «Пробуждение природы» с
передачей особого настроения. Использование знакомых техник рисования.
|
29-30
|
«Портрет – зеркало души».
|
29-30
|
|
Беседа о жанре портрета, его видах. Портрет
человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний
мир.
Изображение портрета своей мамы, бабушки.
|
31
|
Натюрморт «Тихая жизнь вещей».
|
31
|
|
Беседа о жанре
натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ
о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение
предметов в пространстве картины.
Выполнение натюрморта на заданную тему в технике
аппликация.
|
32-33
|
«Моя семья».
|
32-33
|
|
Презентация «Красота повседневной жизни в
картинах бытового жанра».
Выполнение композиции на тему «Моя семья».
|
34
|
Итоговое занятие. Выставка «Радуга
детства».
|
34
|
|
Выставка
детского творчества о проделанной работе за весь учебный год.
|
Примерное календарно-тематическое планирование
четвертого года обучения
Общая тема года «Каждый народ – художник».
№
п/п
|
Разделы, название темы
|
Дата или неделя
|
Содержание и основные виды
деятельности
|
план
|
факт
|
|
Раздел 1. истоки родного искусства.
|
1
|
Введение.
«Прощаемся с летом».
|
1
|
|
Введение в образовательную программу.
Впечатления детей о летних каникулах, рисование по
памяти.
|
2-3
|
«Золотая
осень».
|
2-3
|
|
Беседа по картинам художников-пейзажистов. Знакомство с истоками
родного искусства – это знакомство со своей Родиной. Красота природы в
произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды и особенности
среднерусской природы. Характерные черты красоты родного пейзажа.
Изменчивость природы по временам года и в течение дня. Изображение природы в
разных состояниях с использованием знакомых техник рисования.
|
4-5
|
Натюрморт
«Дары осени».
|
4-5
|
|
|
5-6
|
Композиция «Уборка
урожая».
|
5-6
|
|
|
7-8
|
Народные
праздники.
|
7-8
|
|
Роль праздников в
жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка;
народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды. Праздник –
это народный образ радости и счастливой жизни.
Коллективная
(групповая) работа. Панно «Масленица»,
«Рождественские народные гулянья», «Красна Пасха» и др.
|
9
|
Выставка работ «Праздничные
народные гулянья».
|
|
|
Презентации творческих групп.
Выставка работ.
|
Раздел
2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА РОССИИ.
|
10-12
|
Макет
древнерусского города-крепости.
|
10-12
|
|
Древнерусский город – неотъемлемая
составляющая образа народной художественной культуры. Общий характер и
архитектурное своеобразие разных древнерусских городов. Образ древнего
русского города.
Коллективная работа.
|
13
|
Растительный орнамент в узорочье теремов.
|
|
|
|
14-15
|
Праздничный пир в теремных палатах.
|
14-15
|
|
Иллюстрация к сказке А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
|
16
|
Выставка работ.
|
16
|
|
Игра-викторина «Древние города нашей земли».
|
Раздел
3. КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК.
|
17-18
|
«Страна
восходящего солнца» (Япония).
|
17-18
|
|
Коллективная
работа.
|
19-20
|
«Караван в пустыне».
|
19-20
|
|
|
21
|
Горный пейзаж.
|
21
|
|
|
22-23
|
Архитектура Средней Азии.
|
22-23
|
|
|
24-25
|
Искусство Индии.
Национальная одежда.
|
24-25
|
|
Коллективная
работа «Индийский праздник».
|
26
|
Выставка работ.
|
26
|
|
Игра – викторина «Каждый народ
художник».
|
Раздел
4. искусство объединяет народы.
|
27-28
|
«Колыбельная мамы».
|
27-28
|
|
Единый образ
матери в искусстве разных народов. Тема воспевания материнства, матери,
дающей жизнь.
|
29-30
|
Сопереживание – великая тема искусства.
|
29-30
|
|
Как художник через искусство выражает свое сочувствие, учит
сопереживать чужому горю. Знакомство с работами В.Перова Рембрандта. Рисунок
с драматическим сюжетом (больное животное, погибшее дерево и т.д.).
Анималистический жанр в изобразительном искусстве.
|
31
|
Портрет в скульптуре.
|
31
|
|
|
32
|
Портрет в скульптуре.
|
32
|
|
|
33
|
Оформление итоговой выставки.
|
33
|
|
|
34
|
Праздник
искусства «Здравствуй, лето!».
|
34
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.