Жантлеуова Дина Изимбергеновна - учитель русского
языка и литературы I категории
средней школы имени Мукангазы Сиранова села Елтай Индерского района Атырауской
области.
Программа курса по выбору «Культура речи»
в 10 классе общественно-гуманитарного направления
I. Пояснительная записка
Речевая
культура - один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного
совершенствования. В основе культуры речи лежит существующее в сознании
человека представление о «речевом идеале», образце, в соответствии с которым
должна строиться правильная речь. Правильная речь с точки зрения ее
соответствия современным языковым нормам.
В программе предлагаемого курса реализуется идея обучения языку как речевой
деятельности. В задачи курса входит: совершенствование умения оформления речи в
соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных
грамматических форм и лексического богатства языка.
Программа курса по выбору «Культура речи» для 10 класса
общественно- гуманитарного направления составлена на основе «Государственной
программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы», Проекта
«Государственный общеобязательный стандарт 12- летнего среднего общего
образования Республики Казахстан» и «Государственной программы функционирования
и развития языков на 2011-2020 годы».
Данный курс
является предметно-ориентированным. Программа служит основой для внутрипрофильной
специализации обучающихся школы, обеспечивает допрофессиональную подготовку
учащихся.
Программа
построена на расширении и углублении базового образования.
В развитии
потенциальных возможностей учащегося, на помощь приходят курсы по выбору,
прикладные курсы, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Они способствуют развитию самостоятельности, творческой инициативы, более
прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствуют
навыки лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития учащихся.
В ходе занятий у школьников формируются не только познавательные способности,
но и такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие,
самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное
исследование различных заданий, их условий и использование разных способов
поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения, столкновения и
соотнесения разных точек зрения.
Данная программа содержит как теоретический блок по русскому
языку, так и практический, который включает в себя отработку правил по темам
«Культура речи» и «Стили речи» в системе и помогает для подготовки учащихся к
Единому национальному тестированию по русскому языку. Отрабатывается методика
проведения теста.
Комплекс специальных упражнений и заданий направлен на
развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся.
Каждое занятие включает
обязательные формы работы: практикум (работу с тестами), лабораторную работу
(работу с текстами), задания по развитию речи.
Настоящая программа
составлена с учетом психологических особенностей старшеклассников, имеет не
только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить
знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка,
развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру
речи, пробудить интерес к изучению русского языка.
Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут
повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки
пользования справочной литературы, грамматических форм для повышения качества
допрофессиональной подготовки.
Цель программы:
Обобщение и
углубление теоретических знаний по русскому языку, совершенствование речевых
умений школьников, на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и
писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости
от речевых ситуаций.
Основные задачи программы.
Образовательные:
- закрепить и углубить
знания, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике и
правописанию;
-совершенствовать
орфографическую и пунктуационную грамотность старшеклассников;
- закрепить и расширить
знания обучающихся о тексте;
- способствовать развитию
речи и мышления, а также языковой компетентности учащихся;
- обеспечить практическое
использование лингвистических знаний и умений при работе над текстом.
Развивающие:
- развитие языковых
компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным
языком в разных ситуациях общения;
- повышение уровня
культуры речи;
- развитие мотивации к
речевому самосовершенствованию.
Воспитательные:
- приобщение к культуре
и литературе русского народа;
- овладение культурой межнационального общения;
-формирование социально активной, конкурентоспособной личности.
Учебно-тематический план
10 класс
Всего 34 часа: 1 час в неделю
№
|
Тема
|
Часы
|
Форма занятий
|
Дата
|
1
|
Культур речи как
раздел науки о языке. Культура речи и литературный язык
|
1
|
Лекция с использованием индивидуальных заданий
|
|
2
|
Основные качества
речи (Обзор)
|
1
|
Индивидуальная,
групповая работа.
|
|
3
|
Правильность речи
|
1
|
Коллективная,
групповая, индивидуальная работа
|
|
4
|
Чистота речи
|
1
|
Групповая работа
|
|
5
|
Точность и
логичность речи
|
1
|
Урок-практикум
|
|
6
|
Выразительность
речи
|
1
|
Урок-дискуссия
|
|
7
|
Уместность речи
|
1
|
Групповой практикум
|
|
8
|
Богатство речи
|
1
|
Лабораторная работа
|
|
9
|
Основные цели речи
|
1
|
Семинар-практикум
|
|
10
|
Практическая работа
|
1
|
Индивидуальная, групповая работа.
|
|
11-12
|
Лексико-
фразеологические средства
языка. Их использование в речи. Использование в речи многозначных слов.
|
2
|
Практикум.
|
|
13
|
Использование в речи
омонимов.
|
1
|
Групповая работа, индивидуальная работа
|
|
14
|
Использование в речи антонимов.
|
1
|
Групповой практикум
|
|
15
|
Использование в речи
синонимов.
|
1
|
Коллективная, групповая, индивидуальная работа
|
|
16
|
Использование в речи слов, имеющих ограниченную сферу
распространения.
|
1
|
Семинар-практикум
|
|
17-18
|
Использование в речи фразеологических средств языка.
|
2
|
Групповой
практикум
|
|
19
|
Использование
в речи тропов
|
1
|
Коллективная, групповая,
индивидуальная
работа
|
|
20
|
Практическая работа
|
1
|
Практикум с
элементами исследования
|
|
21-22
|
Ошибки
словоупотребления. Стилистические нормы
|
2
|
Групповая
работа,
индивидуальная работа
|
|
23-24
|
Стилистические
ошибки
|
2
|
Групповой
практикум
|
|
25-26
|
Нестилистические
ошибки
|
2
|
Семинар-практикум
|
|
27
|
Выбор слова
|
1
|
Групповая
работа,
индивидуальная работа
|
|
28
|
Практическая работа
|
1
|
Групповой
практикум
|
|
29
|
Речевой этикет и речевая культура.
|
1
|
Семинар-практикум
|
|
30
|
Употребление
местоимений ты и вы в русской речевой культуре
|
1
|
Групповая
работа,
индивидуальная работа
|
|
31
|
Речевая культура
человека
|
1
|
Семинар-практикум
|
|
32
|
Этикет и речь
|
1
|
Лабораторная работа
|
|
3433
|
Практическая работа
|
1
|
Семинар-практикум
|
|
34
|
Итоговое занятие.
(тестирование)
|
1
|
Зачет. Индивидуальная работа
|
|
IV. Информационно-методическая часть
Формы занятий:
- групповые;
- индивидуальные;
- практикумы с элементами исследования;
- круглый стол - дебаты.
Виды деятельности:
- теоретические (лекция,
беседа, рассказ);
- практические (выполнение
тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем;
- составление диалогов,
редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр, подготовка
сообщений);
- индивидуальные (работа над
словом, со справочной литературой);
- частично-поисковые;
- эвристические.
Методы:
- словесный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- наглядно-демонстрационный;
- проблемный.
Межпредметные связи:
- русский язык;
- литература;
- история.
Внутрипредметные связи:
фонетика, орфоэпия, орфография;
лексика, орфография этимология;
морфология, орфография, этимология;
морфология, стилистика, культура речи.
Обучающие должны знать:
языковые нормы и их
разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;
признаки и особенности
правильной речи;
виды речевых ошибок и
недочетов;
художественно-выразительные
средства языка.
Обучающиеся должны уметь:
соблюдать языковые нормы
(орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические);
опознавать языковые единицы,
проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
извлекать информацию из
различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
анализировать и
рецензировать текст.
Оборудование и материалы:
- учебники, лингвистические словари, справочники;
- тестовые задания по русскому языку;
- компьютер, презентации с материалами по русскому языку,
- проекты учащихся;
- сборники упражнений;
- Интернет- ресурсы
Ожидаемые результаты:
Учащиеся:
- В совершенстве овладеют различными нормами литературного языка
(лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).
Учащиеся будут уметь:
- Правильно подбирать лексические понятия;
- работать с предложенным текстом, находя в
нем характерные выразительные средства, определяя их роль;
- создавать собственные высказывания;
- сохранять стиль речи до конца высказывания;
- грамматически правильно выстраивать свою
речь;
-усиливать эмоциональность речи за счет
использования средств выразительности.
Учащиеся приобретут навыки:
- работы
над благозвучием собственной речи;
- составления
собственного выступления с учетом предъявляемых требований.
Система форм контроля знаний обучаемых и критерии оценки
Для контроля уровня достижений обучающихся используются:
- наблюдение
за активностью на занятиях;
-результаты выполнения предложенных заданий;
-анализ промежуточных творческих работ;
-создание собственных проектов.
Для проведения итоговой
аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа:
подготовка и публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям.
Результат работы курса – публичные выступления
учащихся, приобретение информационных, познавательных, коммуникативных,
культурологических компетенций.
В целом вся программа направлена на то,
чтобы помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться
более осознанно пользоваться богатством русского языка для выражения своих
мыслей и чувств, определиться с выбором будущей профессии, развивать свои
творческие способности.
Литература для учащихся
1. Лингвистические
словари.
2. Ожегов С.И.,
Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: 2003.
3. Сенина Н.А.
Русский язык. Пособие по развитию речи: Учебно-методическое пособие.
Ростов-на-Дону: Легион, 2008.
4. Учебники русского
языка.
Литература для педагога
1. Радугин А.А.
Русский язык и культура речи. Учебное пособие для высших учебных заведений. -
М.: Библионика, 2004.
2. Шанский Н.М. В
мире слов. - М.: 2003.
3. Различные типы
словарей.
4. Сергеев Ф.П.
Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград: Учитель, 2006.
5. Розенталь Д.Э.
Вопросы русского произношения и правописания. М.: 2006.
6. Т.М.
Воителева.Теория и методика обучения русскому языку. М.: 2006.
7. Голуб И.Б. Русский
язык и культура речи: Учебное пособие. М.: Университетская книга, Логос, 2006.
8. Горбачевич К.С.
Нормы современного русского литературного языка. - М.: 2003.
9. Капинос В.И.,
Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. М.:
2001.
10. Лекант П.А.,
Диброва Е.И. и др. Современный русский язык. М.: Дрофа, 2002.
11. Миловидова И.
Проверяем свою грамотность. М.: Рольф, 2004.
Средняя школа имени Мукангазы Сиранова
Программа курса по выбору «Культура речи»
для 11 классе общественно-гуманитарного направления
Подготовила: Жантлеуова Дина
Изимбергеновна,
учитель русского
языка и литературы
I. Пояснительная записка
Речевая
культура - один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного
совершенствования. В основе культуры речи лежит существующее в сознании
человека представление о «речевом идеале», образце, в соответствии с которым
должна строиться правильная речь. Правильная речь с точки зрения ее соответствия
современным языковым нормам.
В программе предлагаемого курса реализуется идея обучения языку как речевой
деятельности. В задачи курса входит: совершенствование умения оформления речи в
соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных
грамматических форм и лексического богатства языка.
Программа курса по выбору «Культура речи» для 11 класса
общественно- гуманитарного направления составлена на основе «Государственной
программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы», Проекта
«Государственный общеобязательный стандарт 12- летнего среднего общего
образования Республики Казахстан» и «Государственной программы функционирования
и развития языков на 2011-2020 годы».
Данный курс
является предметно-ориентированным. Программа служит основой для
внутрипрофильной специализации обучающихся школы, обеспечивает
допрофессиональную подготовку учащихся.
Программа
построена на расширении и углублении базового образования.
В развитии
потенциальных возможностей учащегося, на помощь приходят курсы по выбору,
прикладные курсы, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Они способствуют развитию самостоятельности, творческой инициативы, более
прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствуют
навыки лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития учащихся.
В ходе занятий у школьников формируются не только познавательные способности, но
и такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие,
самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное
исследование различных заданий, их условий и использование разных способов
поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения, столкновения и
соотнесения разных точек зрения.
Данная программа содержит как теоретический блок по русскому
языку, так и практический, который включает в себя отработку правил по темам
«Культура речи» и «Стили речи» в системе и помогает для подготовки учащихся к
Единому национальному тестированию по русскому языку. Отрабатывается методика
проведения теста.
Комплекс специальных упражнений и заданий направлен на
развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся.
Каждое занятие включает
обязательные формы работы: практикум (работу с тестами), лабораторную работу
(работу с текстами), задания по развитию речи.
Настоящая программа
составлена с учетом психологических особенностей старшеклассников, имеет не
только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить
знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка,
развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру
речи, пробудить интерес к изучению русского языка.
Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся
смогут повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки
пользования справочной литературы, грамматических форм для повышения качества
допрофессиональной подготовки.
Цель программы:
Обобщение и
углубление теоретических знаний по русскому языку, совершенствование речевых
умений школьников, на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и
писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости
от речевых ситуаций.
Основные задачи программы.
Образовательные:
- закрепить и углубить
знания, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике и
правописанию;
-совершенствовать
орфографическую и пунктуационную грамотность старшеклассников;
- закрепить и расширить
знания обучающихся о тексте;
- способствовать развитию
речи и мышления, а также языковой компетентности учащихся;
- обеспечить практическое
использование лингвистических знаний и умений при работе над текстом.
Развивающие:
- развитие языковых
компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным
языком в разных ситуациях общения;
- повышение уровня
культуры речи;
- развитие мотивации к
речевому самосовершенствованию.
Воспитательные:
- приобщение к культуре
и литературе русского народа;
- овладение культурой межнационального общения;
-формирование социально активной, конкурентоспособной личности.
Учебно-тематический план
Всего
34 часа: 1 час в неделю
№
|
Тема
|
Часы
|
Форма занятий
|
Дата
|
1
|
Культура речи как
раздел науки о языке. Культура речи и литературный язык
|
1
|
Лекция с использованием индивидуальных заданий
|
|
2
|
Основные качества
речи (Обзор)
|
1
|
Индивидуальная,
групповая работа.
|
|
3
|
Правильность речи
|
1
|
Коллективная,
групповая, индивидуальная работа
|
|
4
|
Чистота речи
|
1
|
Групповая работа
|
|
5
|
Точность и логичность
речи
|
1
|
Урок-практикум
|
|
6
|
Выразительность
речи
|
1
|
Урок-дискуссия
|
|
7
|
Уместность речи
|
1
|
Групповой практикум
|
|
8
|
Богатство речи
|
1
|
Лабораторная работа
|
|
9
|
Основные цели речи
|
1
|
Семинар-практикум
|
|
10
|
Практическая работа
|
1
|
Индивидуальная, групповая работа.
|
|
11-12
|
Лексико-
фразеологические средства
языка. Их использование в речи. Использование в речи многозначных слов.
|
2
|
Практикум.
|
|
13
|
Использование в речи
омонимов.
|
1
|
Групповая работа, индивидуальная работа
|
|
14
|
Использование в речи антонимов.
|
1
|
Групповой практикум
|
|
15
|
Использование в речи
синонимов.
|
1
|
Коллективная, групповая, индивидуальная работа
|
|
16
|
Использование в речи слов, имеющих ограниченную сферу
распространения.
|
1
|
Семинар-практикум
|
|
17-18
|
Использование в речи фразеологических средств языка.
|
2
|
Групповой
практикум
|
|
19
|
Использование
в речи тропов
|
1
|
Коллективная, групповая,
индивидуальная
работа
|
|
20
|
Практическая работа
|
1
|
Практикум с
элементами исследования
|
|
21-22
|
Ошибки
словоупотребления. Стилистические нормы
|
2
|
Групповая
работа,
индивидуальная работа
|
|
23-24
|
Стилистические
ошибки
|
2
|
Групповой
практикум
|
|
25-26
|
Нестилистические
ошибки
|
2
|
Семинар-практикум
|
|
27
|
Выбор слова
|
1
|
Групповая
работа,
индивидуальная работа
|
|
28
|
Практическая работа
|
1
|
Групповой
практикум
|
|
29
|
Речевой этикет и речевая культура.
|
1
|
Семинар-практикум
|
|
30
|
Употребление
местоимений ты и вы в русской речевой культуре
|
1
|
Групповая
работа,
индивидуальная работа
|
|
31
|
Речевая культура
человека
|
1
|
Семинар-практикум
|
|
32
|
Этикет и речь
|
1
|
Лабораторная работа
|
|
3433
|
Практическая работа
|
1
|
Семинар-практикум
|
|
34
|
Итоговое занятие.
(тестирование)
|
1
|
Зачет. Индивидуальная работа
|
|
IV. Информационно-методическая часть
Формы занятий:
- групповые;
- индивидуальные;
- практикумы с элементами исследования;
- круглый стол - дебаты.
Виды деятельности:
- теоретические (лекция,
беседа, рассказ);
- практические (выполнение
тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем;
- составление диалогов,
редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр, подготовка
сообщений);
- индивидуальные (работа над
словом, со справочной литературой);
- частично-поисковые;
- эвристические.
Методы:
- словесный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- наглядно-демонстрационный;
- проблемный.
Межпредметные связи:
- русский язык;
- литература;
- история.
Внутрипредметные связи:
фонетика, орфоэпия, орфография;
лексика, орфография этимология;
морфология, орфография, этимология;
морфология, стилистика, культура речи.
Обучающие должны знать:
языковые нормы и их разновидности,
нормы речевого поведения в различных сферах общения;
признаки и особенности
правильной речи;
виды речевых ошибок и
недочетов;
художественно-выразительные
средства языка.
Обучающиеся должны уметь:
соблюдать языковые нормы
(орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические);
опознавать языковые единицы,
проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
извлекать информацию из
различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
анализировать и
рецензировать текст.
Оборудование и материалы:
- учебники, лингвистические словари, справочники;
- тестовые задания по русскому языку;
- компьютер, презентации с материалами по русскому языку,
- проекты учащихся;
- сборники упражнений;
- Интернет- ресурсы
Ожидаемые результаты:
Учащиеся:
- В совершенстве овладеют различными нормами литературного языка
(лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).
Учащиеся будут уметь:
- Правильно подбирать лексические понятия;
- работать с предложенным текстом, находя в
нем характерные выразительные средства, определяя их роль;
- создавать собственные высказывания;
- сохранять стиль речи до конца высказывания;
- грамматически правильно выстраивать свою
речь;
-усиливать эмоциональность речи за счет
использования средств выразительности.
Учащиеся приобретут навыки:
- работы
над благозвучием собственной речи;
- составления
собственного выступления с учетом предъявляемых требований.
Система форм контроля знаний обучаемых и критерии оценки
Для контроля уровня достижений обучающихся используются:
- наблюдение
за активностью на занятиях;
-результаты выполнения предложенных заданий;
-анализ промежуточных творческих работ;
-создание собственных проектов.
Для проведения итоговой
аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа:
подготовка и публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям.
Результат работы курса – публичные выступления
учащихся, приобретение информационных, познавательных, коммуникативных,
культурологических компетенций.
В целом вся программа направлена на то,
чтобы помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться
более осознанно пользоваться богатством русского языка для выражения своих
мыслей и чувств, определиться с выбором будущей профессии, развивать свои
творческие способности.
Литература для учащихся
1. Лингвистические
словари.
2. Ожегов С.И.,
Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: 2003.
3. Сенина Н.А.
Русский язык. Пособие по развитию речи: Учебно-методическое пособие.
Ростов-на-Дону: Легион, 2008.
4. Учебники русского
языка.
Литература для педагога
1. Радугин А.А.
Русский язык и культура речи. Учебное пособие для высших учебных заведений. -
М.: Библионика, 2004.
2. Шанский Н.М. В
мире слов. - М.: 2003.
3. Различные типы
словарей.
4. Сергеев Ф.П.
Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград: Учитель, 2006.
5. Розенталь Д.Э.
Вопросы русского произношения и правописания. М.: 2006.
6. Т.М.
Воителева.Теория и методика обучения русскому языку. М.: 2006.
7. Голуб И.Б. Русский
язык и культура речи: Учебное пособие. М.: Университетская книга, Логос, 2006.
8. Горбачевич К.С.
Нормы современного русского литературного языка. - М.: 2003.
9. Капинос В.И.,
Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. М.:
2001.
10. Лекант П.А.,
Диброва Е.И. и др. Современный русский язык. М.: Дрофа, 2002.
11. Миловидова И.
Проверяем свою грамотность. М.: Рольф, 2004.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.