- 05.10.2020
- 461
- 4
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Программа курса
«Основы исследовательской деятельности»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исследовательская деятельность - это один из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремлённость – вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребёнок, вовлечённый в исследовательскую деятельность.
Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Детям присущи любознательность, желание экспериментировать, жажда новых впечатлений. Ребенок стремится познать окружающий мир. Именно это стремление к познанию создает условия для исследовательского обучения.
Объект курса исследовательская деятельность учащихся 2-4 классов.
Предметом курса является практическая исследовательская деятельность младших школьников.
Цель проведения:
- стимулирование исследовательской активности учащихся;
- активизация умений делать умозаключения, отстаивать свою точку зрения;
- развитие познавательных способностей.
Учебная программа нацелена на формирование у младших школьников целостного восприятия окружающей действительности, активизацию познавательного интереса к изучению информации в различных направлениях, развитие творческих и исследовательских способностей детей.
Программа включает в себя 6 блоков:
1 БЛОК «Сочинялки» - выполнение заданий, направленных на развитие умений создавать метафоры, тексты на заданную тему, эссе, четверостишия, синквейны.
2 БЛОК «Историческое моделирование».При проведении занятий следует использовать интерактивные формы работы, что способствует вовлечению всех учащихся в процесс обучения, развитию самооценки и веры в свои силы.
В процессе занятий учащиеся приобретают навыки и нравственные ценности, которые возможно использовать в реальной жизни в своих действиях и поступках.
Формирование у учащихся представлений о ценности человеческой личности осуществляется через использование права выбора и уважения к личности ребенка.
Дополнительно в данный блок включены упражнения на повышение самооценки.
Результат деятельности - составление единого «игрового поля».
3 БЛОК «Моя родословная» -
Работа направлена на изучение и знание своих родовых корней; совместная поисковая деятельность с родителями; развитие правильного самосознания, понимания своего Я; развитие чувства ответственности за свою родословную. Такие проекты учат детей выступать, согласованно работать с родителями, исследовать.
4 БЛОК «Тайна моего имени»
Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. .
5 БЛОК Групповое и индивидуальное проектирование направлено на решение следующих задач
Образовательные: сформировать у учащихся целостную картину мира; вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс; познакомить детей с этапами проектной деятельности; формировать речевые умения.
Воспитательные: воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей; через содержание учебного проекта подвести учащихся к каким-то выводам.
Развивающие: развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем; развивать умения работать с дополнительной литературой, расширить кругозор; развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.
6 БЛОК Защита мини-проектов. Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть «публичной», с привлечением , как авторов других работ, так и зрителей. В качестве таковых могут быть не только одноклассники, но и учащиеся других классов, а также учителя, гости школы. Защиту детских работ следует проводить как праздничное мероприятие. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. В состав жюри должны входить люди, авторитетные для детей.
Прогнозируемый результат
Работая с детьми над развитием основ исследовательской деятельности необходимо добиться формирования умений у младших школьников:
Цель учителя в этом направлении – привлечение детей к исследовательской деятельности без всякого принуждения и создание условий для формирования и развития исследовательских умений.
Можно выделить следующие умения, необходимые ребенку исследователю:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
- организация рабочего места;
- планирование работы.
УМЕНИЯ И ЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА
- выбор темы исследования;
- целеполагание;
- умение выстроить структуру исследования;
- методы исследования;
- общелогические методы;
- поиск информации.
УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ
- структурирование информации;
- выделение главного;
- упорядоченное хранение информации.
УМЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ
- формы представления результатов (мини-проекты, презентации, рефераты, доклады и т.п.)
- требования к докладу;
- требования к речи докладчика.
Распределение учебной нагрузки и учебного материала носит примерный характер и не ограничивает учителя в творческом решении поставленных задач.
Учебный материал
Связь с учебными предметами
Количество часов по классам
2
3
4
«Сочинялки»
Русский язык, литература
8
8
8
«Историческое моделирование»
Русский язык, математика, ИЗО
10
10
10
«Моя родословная»
Самопознание, познание мира
6
6
6
«Тайна моего имени»
Самопознание
4
4
4
Групповое и индивидуальное проектирование
Информатика, русский язык, ИЗО
8
8
8
Защита мини-проектов
Литература
4
4
4
Всего
40
40
40
6 664 606 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Корунец Наталья Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.