Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад №29
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ - д/с № 29
______________Н.Б.Машинец
«_____»_____________2014 г.
«Юный
эколог»
Программа
кружковой работы опытно- исследовательской направленности
для
детей 3-4 лет
автор-составитель:
Герасименко О.Ю.
2014 г.
Пояснительная
записка
Особое значение
для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи
природы и человека.
Огромную роль в
этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников,
которая протекает в форме экспериментальных действий.
Исследовательская
деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать
самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
С помощью
взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем
мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими
впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Основной целью
программы является развитие у детей познавательной активности,
любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности
предполагается решение следующих задач:
- создание условий для формирования основного
целостного мировидения ребёнка младшего дошкольного возраста средством экспериментирования.
- развитие наблюдательности, умения
сравнивать, анализировать, обобщать, развития познавательного интереса детей
в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей,
умение делать вывод.
- развитие внимания, зрительной и слуховой
чувствительности.
- создание предпосылок формирования у детей
практических и умственных действий.
- расширение и уточнение знаний
детей о природе и экологий.
- организация экологических
пространств в детском саду.
Развивающая предметно-пространственная среда,
обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми
воспитанниками группы. Для развития познавательной активности детей
и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных
уголков природы в группе оборудована и постоянно оснащается детская
экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для
исследования:
- приборы-помощники: лупы, песочные часы, компас,
магниты;
- сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло,
металл, керамика);
- природный материал: камешки, ракушки, шишки, мох,
листья;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная,
копировальная;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель);
- медицинские материалы: деревянные палочки, шприцы, мерные
ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, крупы.
Экспериментально-опытная деятельность делится на две
группы: — неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет. —
человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их
свойства. Мотивация деятельности зависит от созданной развивающей среды,
проблемной ситуации и сюрпризного момента.
Можно выделить три уровня овладения детьми навыками
экспериментирования:
- низкий: педагог
ставит проблему и начинает её решение, дети осуществляют решение проблемы
вместе с воспитателем.
- средний:
педагог ставит проблему, дети самостоятельно, но при поддержке взрослого
находят решение и осуществляют эксперимент.
- высокий:
постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения
осуществляются детьми самостоятельно. Навыки экспериментирования определяются
не возрастом, а условиями, в которых ребёнок воспитывается.
Структура детского экспериментирования состоит из следующих
пунктов: — постановка проблемы, которую нужно решать; — целеполагание
(что нужно сделать для решения проблемы); — выдвижение гипотез (поиск
возможных путей решения); — проверка гипотез (сбор данных реализация
в действиях); — анализ полученного результата (подтвердилось или нет); —
формулирование выводов.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю
во второй половине дня. Продолжительность занятия 15 минут.
Месяц
|
Темы и цели игр-экспериментирований
|
Первая неделя
|
Вторая неделя
|
Третья неделя
|
Четвёртая
неделя
|
Сентябрь
|
Солнечный зайчик
Цель:
познакомить с естественным источником света – солнцем.
|
Что-то в коробке
Цель: познакомить со значением света и его
источниками (солнце, фонарик, свеча, показать, что свет не проходит через
прозрачные предметы.
|
Бумага,
ее качества и свойства
Цель опыта: научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги,
выявлять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности,
толщина, впитывающая способность) свойства (мнется, рвется, режется, горит).
|
Древесина,
ее качества и свойства
Цель опыта: научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины
(вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая,
шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит,
не бьется, не тонет в воде).
|
Октябрь
|
Ткань,
ее качества и свойства
Цель опыта: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества
(толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства
(мнется, режется, рвется, намокает, горит).
|
Волшебная
рукавичка
Цель опыта: Выяснить способность магнита притягивать некоторые
предметы.
|
Волшебный
театр
Цель опыта: Понять, что только предметы из металла
взаимодействуют с магнитом.
|
Мы —
фокусники
Цель опыта: Выделить предметы, взаимодействующие
с магнитом.
|
Ноябрь
|
Воздух
в почве
Цель. Показать, что в почве есть воздух.
|
Тропинки
Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы
(например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни
подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям
самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на
отдыхе.
|
Кто живёт в воде
Цель:
развивать познавательный интерес и воображение.
|
Пейте куклы вкусный сок
Цель: выявить
свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её
цвет.
|
Декабрь
|
Сказка о том, как радуга в воде купалась
Цель:
познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и
жёлтой, синей и зелёной.
|
Рисовальнички
Цель: вызвать
желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют
чёткой границы, получаются новые цвета.
|
Времена года
Цель: выявить
свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.
|
Тает льдинка
Цель:
познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.
|
Январь
|
|
|
Считалочка-купалочка
Цель:
познакомить со свойствами воды: льётся, движется.
Вам
понадобятся ванночка с водой, игрушки.
|
Как вода гулять отправилась
Цель: дать
представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой,
пипеткой, грушей, салфеткой.
|
Февраль
|
Пенный замок
Цель:
познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется
пузырь, затем пена.
|
Рыбалка
Цель:
закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.
|
Водопад
Цель: дать
представление о том, что вода может изменять направление движения.
|
Ветка в вазе
Цель:
показать значение воды в жизни растений.
|
Март
|
Окрашивание воды
Цель:Выявить свойства воды: вода может быть
тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого
вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется
вещество.
Вам понадобятся ёмкости с водой (холодной и
тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
|
Как
вытолкнуть воду?
Цель:Формировать представления о том, что уровень воды
повышается, если в воду класть предметы.
|
Помощница вода
Цель:использовать знания о повышении уровня воды для
решения познавательной задачи.
|
Почему кораблики не плывут
Цель:
обнаружить воздух, образовать ветер.
|
Апрель
|
Мыльные пузырьки
Цель: вызвать
желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха
в мыльную воду образуется пузырь
|
Сказка о камешке
Цель: на
примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.
|
Кто разбудил китёнка
Цель:
познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.
Вам
понадобятся ванночка
с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках.
|
Надувание мыльных пузырей
Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить
с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется
пузырь.
|
Май
|
Ветер по морю гуляет
Цель опыта:
Обнаружить воздух.
|
Диагностика
|
|
|
Ожидаемый
результат:
Созданы условия для формирования основного
целостного мировидения ребёнка младшего дошкольного возраста средством
экспериментирования.
Умеют наблюдать, сравнивать,
анализировать, обобщать,
Развит познавательный интерес детей
в процессе экспериментирования,
Умеют устанавливать причинно-следственные
связи, делать вывод.
Созданы предпосылки формирования
у детей практических и умственных действий.
Расширение и уточнение знаний
детей о природе и экологий.
Организация экологических
пространств в детском саду.
Литература:
·
С.Н. Николаева «Юный эколог» — М. Мозайка-синтез, 2010.
·
С.Н. Николаева « Воспитание экологической культуры в
дошкольных учреждениях» — М. Новая школа, 1995.
·
Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» —
Минск, «Асвар», 2001.
·
Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» — Минск,
«Асвар», 2001.
·
Н.А. Рыжова « Не просто сказки» — М. « Линка – пресс», 2002.
·
С.А. Козлова « Мой мир» — М. « Линка – пресс», 2000.
·
Картотека игр экспериментов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.