Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы
Рабочая программа
Объединения «АБВГДейка»
(занимательная математика)
Возрастная группа детей 5-ти лет
Подготовила педагог
Дополнительного образования
Сосина Т.С.
р.п. Михайловка
Содержание
Пояснительная записка.
Общие сведения о кружке
Комплектование группы
Цели и задачи кружка
Формы организации детей
Формы работы с детьми
Методы работы
Актуальность кружка
Сведения о руководителе кружка
Время проведения кружка
Перспективно-календарный план работы кружка
Для детей 5 лет
Для детей 6 лет
Программно-методическое обеспечение работы кружка
Ожидаемые результаты
Мониторинг
Пояснительная записка
1.1. Общие сведения о кружке
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Социальными заказчиками деятельности кружка «Занимательная математика» являются родители воспитанников.
Выяснение потребностей родителей осуществляется на основе результатов анкетирования. Данные сведения позволили определить направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей:
• Интеллектуальное развитие детей
• Подготовка к обучению в школе (Развитие произвольной сферы, развитие логического мышления, внимания, памяти)
Комплексно-тематический план рассчитан на 2 года. Первый год - для детей 5лет, второй - для детей 6 лет.
Занятия в каждой группе проводятся 2раза в неделю, 8занятий в месяц, 64 занятия в год. Продолжительность занятий в средней группе 25минут, в старшей группе – 30 минут.
1.2. Комплектование группы.
№
Группа в соответствии с возрастом детей.
Наполняемость
1
Средняя группа
6-8
2
Старшая группа
8-10
1.3. Цели и задачи кружка (Занимательная математика )
Цель.
Развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.
Задачи.
1. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
2. Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.
3. Обогащение опыта самопознания дошкольников.
4. Формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.
1.4. Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
1.5. Формы работы с детьми
Игра
Ситуативный разговор
Беседа
Рассказ
Чтение
Интегративная деятельность
Проблемная ситуация
1.6. Методы работы с детьми
Словесные.
Наглядные.
Практические.
1.7. Актуальность кружка
Характеристика мышления
Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие.
Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.
Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.
В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).
Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.
Возрастные особенности мышления у дошкольников
За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения. Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста. Кроме того ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой. Так рисунок может изображать игрушку, а игрушка – то, что нарисовано. Формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.
По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы – представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное мышление.
Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, так как к умозаключениям еще не готов.
В старшем дошкольном возрасте начинает формировать словесно-логическое мышление.
Мышление – сложный психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребёнка и сопровождается речью – основой абстрактно-понятийного (словесно-логического) мышления.
Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. Именно это и является целью занятий с детьми.
Время проведения кружка
Понедельник\Среда 10-00-10-25
Перспективно-календарный план
4.1. Для детей 5 лет
Месяц
Неделя
Содержание занятий
Материал к занятию
Октябрь
1-я
Упражнение «Колечко»
Игра «Быстро сообрази»
И/у «Соедини линиями одинаковые картинки»
И/у «В каждом ряду обведи одинаковые предметы»
И/у «Найди домик каждого животного и проведи к нему дорожку».
«Развивалки», стр. 173
Альбом для раскрашивания с логическими играми (стр.1,2,3),
простой карандаш
2-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»
Игра «Антонимы»
И/у «Подбери родителей для каждого малыша»
И/у «Подбери для каждого животного его любимое лакомство».
И/у «В каждом ряду обведи общие предметы и дай им общее название»
«Развивалки», стр. 174
Альбом для раскрашивания с логическими играми (стр.4,5,6,7),
простой карандаш
3-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь».
Игра «Палочки»
И/у «Найди лишний предмет».
И/у «Найди подходящие друг другу предметы и обведи их линией».
Д/и «Где моя тень?»
Альбом для раскрашивания с логическими играми (стр.8,9,10,11,12,13),
простой карандаш
«Развивалки» стр. 173
Карточки «Где моя тень?»
4-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон».
Игра «Так бывает или нет»
И/у «Найди предмет, отличающийся от остальных»
И/у «Объедини все музыкальные предметы»
И/у «Найди отличия»
«Развивалки», стр. 175
Альбом для раскрашивания с логическими играми (стр.14,15,16),
простой карандаш
Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 4,5
Ноябрь
1-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту».
Игра «Один - несколько»
И/у «Где моя тень»
Развивающая игра «Подбери по форме»
Д/у в рабочей тетради «Раскрась правильно»
«Развивалки», стр. 182
Развивающая игра Карточки «Где моя тень»,
Д/и «Найди пару»
Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 7
2-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан».
Игра «Что внутри?»
И/у «Что получится»
И/у «Найди предметы, противоположные по вкусу»
И/у «Что за чем?»
«Развивалки», стр. 187
Н.В. Ермолаева «Учимся узнавать, различать, называть», стр. 1
3-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Что вокруг нас?» (по цвету)
И/у. «Найди легкие и тяжелые предметы»
И/у «Чего боится воздушный шарик»
И/у «Что забыл художник?»
«Развивалки», стр. 223
Н.В. Ермолаева «Учимся узнавать, различать, называть», стр. 2
Прописи
4-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Что вокруг нас?» (по форме)
И/у «Объедини по признаку»
И/у «Найди одинаковых клоунов»
Д/у в рабочей тетради «Раскрась одинаковые предметы»
«Развивалки», стр. 223 Н.В. Ермолаева «Учимся узнавать, различать, называть», стр. 3
Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 8,9
Декабрь
1-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Летает – не летает»
И/у «Покажи правильно»
И/у «Найди такую же», «Сравни предметы»
Д/и «Побери узор»
«Развивалки», стр. 223,
Прописи
«Веселые задания. Логика в картинках», стр. 1,2
«Развиваем, играя. Подбери узор»
2-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Части тела»
И/у «Покажи правильно»
И/у «Помоги найти рыбок», «Раскрась звезды»
Д/и «Побери узор»
«Развивалки», стр. 226
Прописи
«Веселые задания. Логика в картинках», стр. 3,4
«Развиваем, играя. Подбери узор»
3-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Запретное движение»
И/у «Покажи правильно»
И/у «Чей головной убор?», «Назови одним словом»
Д/и «Побери узор»
«Развивалки», стр. 227
Прописи
«Веселые задания. Логика в картинках», стр. 5,6
«Развиваем, играя. Подбери узор»
4-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Дед Мороз»
И/у «Покажи правильно»
И/у «Что лишнее?», «Что бывает вместе?»
Д/у в рабочей тетради «Найди ошибку»
«Развивалки», стр. 194
Прописи
«Веселые задания. Логика в картинках», стр. 7,9
Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.36-37
Январь
2-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Запретное движение»
И/у «Покажи правильно»
И/у «Найди рифму»
Д/и «Что лишнее?»
«Развивалки», стр. 227
Прописи
«Веселые задания. Логика в картинках», стр. 10
Карточки «Что лишнее?»
3-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Движения со словами»
Д/и «Что лишнее?»
И/у «Что получиться?»
Д/у в рабочей тетради «Найди ошибку»
«Развивалки», стр. 250
Карточки «Что лишнее?»
Д/и «Что получиться?»
Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр. 38-39
4-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Закончи фразу»
Д/и «Что лишнее?»
Д/у в рабочей тетради «Найди ошибку»
Д/у в рабочей тетради «Умозаключения»
«Развивалки», стр. 259
Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.41-42
Февраль
1-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Скороговорки»
Д/у в рабочей тетради «Умозаключения»
И/у «Соедини стрелками», «Назови одним словом»
Д/и «Найди части»
«Развивалки», стр. 260
Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.44-45
Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что это такое?», стр. 23, 26; разрезное приложение
2-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «А я все помню»
И/у «Найди и раскрась часть, которой не хватает»
И/у «Раскрась правильно»
И/у «что сначала, что потом?»
«Развивалки», стр. 263
Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что это такое?», стр. 45, 58
Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.1-я», стр. 3;
Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.1-я», стр. 14
3-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Детишки»
И/у «Найди и раскрась часть, которой не хватает»
И/у «Что сначала, что потом?»
И/у «Найди место для вещей»
«Развивалки», стр. 139
Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что это такое?», стр. 64, 68;
Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.1-я», стр. 16, 23
4-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Скороговорки»
И/у «Что сначала, что потом?»
И/у «Как нужно раскрасить шарики дальше?»
И/у «Раскрась по образцу»
«Развивалки», стр. 260
Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 15, 16, 24, 50
Март
1-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Подбери слова»
И/у «Продолжи ряд»
И/у «Что сначала, что потом?»
И/у «Раскрась по образцу»
«Развивалки», стр. 169
Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 54, 56
2-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Одно слово»
И/у «Продолжи ряд»
И/у «Соображай-ка»
И/у «Найди два одинаковых предмета»
«Развивалки», стр. 170
Карточки из набора «Соображай-ка» (№ 2, 4,8,14,37)
Карточки с предметами
3-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Назови предметы»
И/у «Продолжи ряд»
И/у «Соображай-ка»
Игры с веревочкой «Объедини по принципу…»
«Развивалки», стр. 171
Карточки из набора «Соображай-ка» (№ 69, 82,83,84)
Веревочки на каждого ребенка, геометрические фигуры, мелкие игрушки
4-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Отгадай загадку»
И/у «Продолжи ряд»
И/у «Соображай-ка»
Карточки из набора «Соображай-ка» (№ 87,89,96,98)
Апрель
1-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Больше - меньше»
И/у «Продолжи ряд»
И/у «Соображай-ка»
И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 52
Карточки из набора «Соображай-ка» (№ 104,106,112,119)
2-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Покажи по-разному»
И/у «Продолжи ряд»
И/у «Соображай-ка»
И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 52
Карточки из набора «Соображай-ка» (№ 115,120)
3-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Слушай и показывай»
И/у «Продолжи ряд»
Д/у «Продолжи ряд»
И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 53
Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.34-35
4-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Кто знает, пусть дальше считает»
И/у «Продолжи ряд»
И/у «Дорисуй недостающую фигуру»
И.В. Стародубцева
«Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 54
Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр20-21
Май
1-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Машины и пешеходы»
И/у «Продолжи ряд»
И/у «Что сначала, что потом?»
И.В. Стародубцева
«Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 55
Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 59
2-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Пятнашки»
И/у «Продолжи ряд»
И/у «Закрась то, что нужно»
И.В. Стародубцева
«Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 56
Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.14-15
3-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Я знаю пять имен мальчиков»
Д/у в рабочей тетради «Умозаключения»
Д/у «Составляем сказку»
Работаем с блоками Дьенеша
Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.46-47
Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 40
Блоки Дьенеша
4-я
Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
Игра «Вообрази и покажи»
И/у «Раскрась узор по образцу»
И/у «Закрась то, что нужно»
Работаем с блоками Дьенеша
Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 29
Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.15-16
Блоки Дьенеша
.
Программно-методическое обеспечение работы кружка «Занимательная математика».
Цель
Развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.
Программно-методическое обеспечение
Перечень программ и технологий
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. - 2008 с.
Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. - 224 с.
Перечень пособий
Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи» – Сфера, 2010. – 48с.
Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж, 2007 г. – 78 с.
Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». - Ярославль: Академия развития, 1999. – 256 с.: ил. – (Серия: Развивающее обучение).
И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». – М: АРКТИ, 2008 г, - 68 с.
В.М. Доскова, А.Г. Прокофьева «Развивающие игры для детей»,
Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе кружка «Занимательная математика» у детей сформировано:
• умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие
• умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание)
• произвольная память
• мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
• творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.
• интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».
Дети умеют:
1. выделять самое существенное в предметах;
2. видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;
3. пользоваться различными схемами и планами;
4. рассуждать,
5. делать умозаключения в соответствии с законами логики.
Мониторинг.
Мониторинг развития у детей форсированности логического мышления проводится 1раз в год ( май ).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Занимательная математика»
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Хочу добавить рабочую программу для кружка "Юный мыслитель." Пригодится тому , кто ведет кружок в начальных классах по логике и математике, а также для школ или объединений раннего развития.Дети с удовольствием занимаются по этой программе , так как она содержит богатый познавательный материал
Особенно дети любят делать свои маленькие открытия ,а поможет им в этом разработанная мною программа этого кружка. Дети как бы становятся маленькими учеными. Особенно интересно заниматься по этой программе с детьми, имеющими способности к логике и неординарному мышлению.Помогает она и в р
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 25.12.2014 |
Раздел | Начальные классы |
Подраздел | |
Просмотров | 3011 |
Номер материала | 12078 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: