РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по
внеурочной работе
Мавлитовой
Фариды Мирзахметовны
«Зеленая планета»
(духовно-нравственное направление)
Пояснительная записка.
Программа кружка «Зелёная
планета» внеурочной деятельности
духовно – нравственной направленности в
начальной школе направлена на формирование экологического образования,
воспитания, культуры, мышления и сознания младших школьников. Она охватывает три основных направления
экологического образования:
-
развитие элементарных естественно – научных представлений;
-
развитие экологической культуры детей;
-
развитие представлений о человеке в истории и культуре.
Программа
учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей младшего
школьного возраста и опирается на наблюдения, эксперименты и собственную
продуктивную деятельность детей в природе.
Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской
деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о многообразии форм
жизни на Земле, их особенностях, развитии, среде жизнедеятельности.
Цель изучения курса «Зелёная планета»
в начальной школе заключается в развитие и воспитание гуманной, социально
активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы
России и РТ, ее истории, и с уважением – к её жителям.
Цели
и задачи:
·
развитие
интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли
человека в природе;
·
формирование
ценностного отношения к природе и всем формам жизни;
·
приобретение
элементарного опыта природоохранительной деятельности;
·
формирование
бережного отношения к растениям и животным;
·
создание
условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого
в семье и в дошкольном учреждении;
·
последовательное
формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
·
создание
содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в
основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;
·
выработка
нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;
·
создание
условий для самопознания и саморазвития младших школьников.
·
освоение
общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов
учебной деятельности;
·
формирование
умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных
формах;
·
воспитание
любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на
Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей,
·
уважения
к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного,
экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
Общая
характеристика курса
В ходе его изучения школьники
овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и
обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в
том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс
обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента
экологической и культурологической грамотности и соответствующих
компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты,
соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа
жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и
культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому
данный курс играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и
воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего
школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и
нравственности.
Знакомство с началами естественных
и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ
(метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира
понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении,
прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами
природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и
социальное благополучие. Курс «Мир, в котором я живу» представляет детям
широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
В рамках его реализации благодаря интеграции естественно-научных и
социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с
возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического
образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных
ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на
этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как
важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный
фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для
дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии
кружка «Мир, в котором я живу» определены в соответствии с тематикой
Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального
общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Место кружка в
учебном плане
Согласно базисному учебному плану
школы на изучение программы кружка выделяется 35 часов из расчёта 1 раз в
неделю.
Ценностные
ориентиры содержания кружка
• Природа
как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Наука
как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Искусство
(живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение
духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя,
природы и общества.
• Патриотизм
как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к
России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья
как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и
творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый
образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,
духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный
выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному
наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
·
осознание себя жителем планеты Земля, чувство
ответственности за сохранение природы;
·
осознание
себя членом общества и государства (самоопределение своей российской
гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в
интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании
участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
•осознание
своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного
Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
•уважительное
отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
•уважение к
истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых
общечеловеческих ценностей;
•расширение
сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение
социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
•способность
к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих
для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
•установка
на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и
окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому
труду.
Метапредметные
результаты:
•способность
регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность,
направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей
мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
•умение
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать
нормы информационной избирательности, этики и этикета;
•освоение
правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в
сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе
(селе) и др.);
• способность
работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные результаты:
·
усвоение
первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
·
сформированность
целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
·
владение
базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником),
необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных
и социально-гуманитарных дисциплин;
·
умение
наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать,
ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в
открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять
характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и
характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых
национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
·
владение
навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
природы и социума;
·
овладение
основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного
поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде;
·
понимание
роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России,
в её современной жизни;
·
понимание
места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре
России;
·
понимание
особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных
свершений, открытий, побед.
Содержание
курса
Я - школьник
Младший
школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный,
школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня. Друзья,
взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила
взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других
общественных местах.
Времена
года
Природа-это
то, что нас окружает, но не создано человеком. Знакомство с растительным и
животным миром леса, луга, поля (заочные экскурсии) и сезонными изменениями в
жизни растений и животных. Примеры явлений природы: смена времен года,
снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер,
дождь, гроза.
Посильное
участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц,
уход за растениями и животными).Забота о своём здоровье в разное время года.
Как
я узнаю мир
Как человек познаёт мир, источники информации о нём. Кто и как изучает природу.
Наблюдение- важнейший способ познания мира. Органы чувств как помощники наблюдателя.
Гигиена
органов чувств.
Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса,
осязания.
Качества необходимые для успешного познания мира.
Что
нас окружает
Сравнение
и классификация предметов. Объекты окружающего мира : природные и созданные
человеком; природа живая и неживая. Природные тела и явления. Гармония и
симметрия. Разнообразие облаков. Солнце- ближайшая к Земле звезда. Форма и
движение Земли.. Луна- естественный спутник Земли. Исследование Луны. Звёзды и
созвездия. Планеты, движущиеся вокруг Солнца. Космические тела. Разнообразие
форм земной поверхности. Вода на Земле. Охрана водоёмов. Водоёмы родного края.
Человек – часть
природы
Человек
– часть живой природы. Зависимость жизни человека от природы. Роль природы в
жизни человека. Правила поведения в природе. Красная книга Краснодарского края.
Человек – общественное существо. Формы общения. Физическая и духовная красота
человека. Значение семьи и друзей в жизни человека. Родословная. Роль человека
на Земле.
Наша
Родина
Родина.
Россия. Родной край. Символы государства и Краснодарского края. Государственные
законы и праздники. Столица России и родного края. Достопримечательности
родного города. Старинные и современные предметы одежды и быта. Города-герои.
Формы
и виды контроля:
-
выставки;
-
конкурсы, фотоконкурсы;
-
доклады, защита проектов;
-
праздники, викторины;
- портфолио.
Таблица
тематического распределения часов
№
п/п
|
Разделы
|
Количество
часов
|
1.
|
Я
– школьник.
|
1
|
2.
|
Времена
года.
|
5
|
3.
|
Как
я узнаю мир.
|
4
|
4.
|
Что
нас окружает.
|
11
|
5.
|
Человек-
часть природы.
|
6
|
6.
|
Наша
Родина.
|
7
|
7.
|
Экскурсия
|
1
|
Календарно-тематическое
планирование
№
|
Содержание
|
К-во часов
|
Дата
|
План
|
Факт
|
|
1 четверть (9 недель. 9 часов)
|
|
|
|
1
|
Времена
года. Природа-это
то, что нас окружает, но не создано человеком. .
|
1
|
|
|
2
|
Младший
школьник. Правила поведения в школе, на уроке.
Обращение к учителю.
|
1
|
|
|
3
|
Классный,
школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
|
1
|
|
|
4
|
Режим дня.
|
1
|
|
|
5
|
Друзья,
взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
|
1
|
|
|
6
|
Правила
взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и
других общественных местах
|
1
|
|
|
7
|
Как
я узнаю мир. Как человек познаёт мир, источники информации о нём. Кто и
как изучает природу. Наблюдение- важнейший способ познания мира. Органы
чувств как помощники наблюдателя.
|
1
|
|
|
8
|
Гигиена органов
чувств.
|
1
|
|
|
9
|
Признаки
и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания.
|
1
|
|
|
|
2
четверть ( 7 недель, 7 часов)
|
|
|
|
1
|
Качества,
необходимые для успешного познания мира.
|
1
|
|
|
2
|
Что
нас окружает. Сравнение и классификация
предметов. Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; природа
живая и неживая.
|
1
|
|
|
3
|
Природные тела и
явления.
|
1
|
|
|
4
|
Разнообразие
облаков. Солнце- ближайшая к Земле звезда. Форма и движение Земли. Луна-
естественный спутник Земли. Исследование Луны.
|
1
|
|
|
5
|
Гармония и
симметрия.
|
1
|
|
|
6
|
Звёзды
и созвездия.
|
1
|
|
|
7
|
Планеты,
движущиеся вокруг Солнца.
|
1
|
|
|
|
3
четверть (10 недель, 10 часов)
|
|
|
|
1
|
Космические
тела.
|
1
|
|
|
2
|
Разнообразие
форм земной поверхности.
|
1
|
|
|
3
|
Вода
и её роль на Земле.
|
1
|
|
|
4
|
Охрана
водоёмов.
|
1
|
|
|
5
|
Водоёмы
родного края.
|
1
|
|
|
6
|
Человек-часть
природы. Человек – часть живой природы.
|
1
|
|
|
7
|
Зависимость
жизни человека от природы. Роль природы в жизни человека. Правила поведения в
природе.
|
1
|
|
|
8
|
Красная
книга своего края.
|
1
|
|
|
9
|
Человек
– общественное существо. Формы общения.
|
1
|
|
|
10
|
Физическая
и духовная красота человека.
|
1
|
|
|
|
4
четверть (9недель, 9 часов)
|
|
|
|
1
|
Значение
семьи и друзей в жизни человека. Родословная. Роль человека на Земле.
|
1
|
|
|
2
|
Практическая
работа « Составление родословной».
|
1
|
|
|
3
|
Наша
Родина. Родина. Россия. Родной край.
|
1
|
|
|
4
|
Символы
государства и РТ. Государственные законы и праздники.
|
1
|
|
|
5
|
Столица
России и родного края. Достопримечательности родного города.
|
1
|
|
|
6
|
Государственные
законы и праздники.
|
1
|
|
|
7
|
Старинные
и современные предметы одежды и быта.
|
1
|
|
|
8
|
Города-герои.
|
1
|
|
|
9
|
Экскурсия
|
1
|
|
|
Литература:
Головкин Б . Н. О
чем говорят названия растений . М.Колос , 1992 .
Дмитриев
Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет .М .Детская литература, 1985 .
Дмитриев
Ю.О. О природе для больших и маленьких .М.Педагогика ,1982 .
Корабельников
В.А.Краски природы .М.Просвещение ,1989 .
Плешаков
А.А.Зеленые страницы .М. Просвещение , 1997.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.