Инфоурок Другое Другие методич. материалыПрограмма кружка внеурочной деятельности "Этика"

Программа кружка внеурочной деятельности "Этика"

Скачать материал

Программа кружка «Этика»

 

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Этика» ориентирована на реализацию социального и духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.

Сегодня, когда культура способна разрушить духовно-нравственное начало личности этика как теоретическая основа нравственной культуры человека должна быть в школе одним из основных предметов. Ребенку, вступающему в жизнь, нелегко разобраться в причинах того или иного действия взрослых. В современном мире через СМИ пропагандируются примеры человеческих взаимоотношений, в которых человеческие ценности отодвигаются на второй план. В качестве приемлемых правил проживания в обществе там провозглашаются неуважение друг к другу, применение силы, денежный диктат и другие негативные качества.

 Реально, кто сегодня может противостоять этому потоку негатива является семья и школа, которые могут воспитывать у детей нравственные правила жизнедеятельности.

Подростки 9-11 лет отличаются особой чувствительностью к окружающей жизни, восприимчивостью, способные впитывать, запоминать поведенческие модели. Поэтому данный курс поможет обучающимся  сформировать в себе уважение к личности окружающих и самому себе.

Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 6 классов на 34 часа. В ней уделяется  внимание этикету и правилам нравственного общения между людьми.

Главная цель данного курса: создание условий для формирования нравственных ценностей через познание сути морального выбора человека.

Задачи:

·        Способствовать нравственно-этической  ориентации обучающихся;

·        Воспитывать ценностное отношение к стране, Родине, родному языку;

·        Развивать коммуникативные способности школьников;

·        Способствовать формированию позитивной позиции подростков по отношению к окружающему миру, людям, самим себе;

·        Закреплять навыки бесконфликтного общения;

·        Поддерживать интерактивную деятельность: обращение за информацией к различным источникам.

 

Формы проведения занятий: каждое занятие  содержит в себе  интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, ролевая игра, викторина, составление словаря этики, занятия-утренники, проекты, тренинги межличностной коммуникации, проблемное обсуждение.

В основе программы лежат принципы:

·        Этическое отношение к личности;

·        Конструктивное общение;

·        Эмпатическое понимание мира подростка;

·        Интерес к личному миру подростка и его актуализация;

·        Диалогичность;

·        Добровольность

Формы организации обучения: групповые, индивидуальные

Виды деятельности, которые организуются в ходе занятий:

1. Познавательная деятельность

2. Проблемно-ценностное общение

3. Игровая деятельность                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Мониторинг развития нравственно-этических качеств обучающихся проводится по результатам диагностирования в начале и конце года.

 

Планируемые результаты реализации программы кружка «Этика» ориентированы на достижение трех уровней воспитательных результатов.

Воспитательные результаты первого уровня:

Ученик научиться: (приобретение  обучающимися социально-нравственных знаний)

·        освоит такие понятия как: «норма», «нравственная норма», «культура поведения», «забота», «уважение», «взаимовыручка», «грубость», «хамство», «бестактность», «страх», «приветствие», «представление», «гражданин»;

·        Включаться в исследовательскую, проектную деятельность;

·        Правилам поведения и безопасного межличностного общения;

Ученик получит возможность:

·        Осознания своего «я» как гражданина

·        Формирования своей внутренней позиции,  положительного отношения к окружающим

 

 

Воспитательные результаты второго уровня:

Ученик научиться: (формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям нашего общества, социальной реальности)

·        Позитивно относиться  к базовым ценностям общества;

·        Помогать товарищу в учебе, труде,

·        Видеть прекрасное в жизни, в человеческих отношениях;

·        Пользоваться простыми нормами нравственности.

 

Ученик получит возможность научиться:

·        Навыкам сотрудничества в разных ситуациях,

·        вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми

 

Воспитательные результаты третьего уровня: (приобретение опыта самостоятельного социально-нравственного действия)

 

Ученик научиться:

·        Самостоятельно действовать в общественной жизни.

·        Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

·        Умению сотрудничать, проявлять уверенность в своих силах, доброжелательности, терпимости.

Ученик получит возможность:

·        Формирования активной жизненной позиции

·        Формирования ответственности за свои поступки

 

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные УУД

Ученик научится

·        Ориентироваться в нравственном содержании смысле поступков как собственных, так и окружающих,

·        Формированию внутренней позиции ребенка согласно нравственных норм, принятых в обществе,

·        Сопереживанию к чувствам других людей,

·        Способности ценить дружбу, доброту,

·        Формированию мотива потребности в социально значимой деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;

- внимательно относится к собственным переживаниям и переживаниям других людей, нравственному содержанию поступков;

- внимательно относится к красоте окружающего мира.

 

Регулятивные УУД

Ученик научится:

·        Принимать и сохранять учебную задачу;

·        Моделировать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах;

·        Знать  и применять допустимые и недопустимые формы поведения;

·        Научиться волевой саморегуляции как способности к волевому усилию

Ученик получит возможность научиться:

- умению управлять своими эмоциями;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей и групповой деятельности на занятиях;

- бороться с вредными качествами и привычками личности: ленью, жадностью, безразличием, завистью, злобой курением, сквернословием и др.

- не допускать дурных поступков и удерживать от них других;

 

 

Познавательные УУД

Ученик научится:

·        Устанавливать причинно-следственные связи.

·        Строить логическое рассуждение.

·        Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

Ученик получит возможность научиться:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя художественную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

 

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

·        Формулировать собственное мнение, задавать вопросы, слушать собеседника;

·        Осваивать коммуникативные формы устной речи, помогающие общению детей и взрослых;

·        Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

Ученик получит возможность научиться:

·        сотрудничать в паре, в группе со сверстниками для реализации творческих работ;

·        оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

·        уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

 

 

 

Тематический план

 

тема

Кол-во

часов

теория

практика

1.

Введение

2

1

1

2.

Знакомство со сверстниками

5

1

4

3.

Простые нормы нравственности

6

2

4

4.

Ты – будущий гражданин

6

3

3

5.

Этикет в жизни человека

28

6

21

6.

Я и другие люди

12

6

6

7.

Проект «Как стать интересным человеком?»

6

 

6

8.

Обобщение

 

 

Всего

68ч

19

49

Содержание

 

Тема занятия

Краткое описание деятельности обучающихся

Форма занятия

Кол-во часов

Введение

1

Вводное занятие.

 

Что такое этика? Что такое этикет?

Знакомство с основными понятиями, целями и задачами кружка.

Беседа

диалог

1

2

Что значит быть воспитанным человеком?

Создание первого проекта. Правила работы над проектом. Правила работы в группе.

Мини-проект

1

Знакомство со сверстниками

3

Слово доброе, слово вечное.

Приветствие и его значение для человека

Правила представления и знакомства со сверстниками, со старшими, младшими. Обращение на «ты», на «вы». Приветствие незнакомых людей. Мимика и ее роль в приветствии. Роль улыбки. Общепринятые формы обращения при приветствии. Недопустимость вульгарных и жаргонных приветствий.

Час-общения

Ролевая игра

2

4

Человек и его имя

Понятия «отчество» и «фамилия». Значение имени для человека. Что означают ваши имена? Мини проект «Я и мое имя»

Мини-проект

2

5

Прозвища – чудовища

Почему дают прозвища? Как к этому отнестись? Что делать, если у тебя есть прозвище?

Проблемное обсуждение

1

Простые нормы нравственности

6

Моя семья

Понятия «семья», «взаимовыручка», «традиция», «жестокость», «доброта», «грубость».Понятие- нравственные нормы жизни в семье. Обязанности членов семьи. Ответственность человека. Мини-проект «Краски моей семьи»

Беседа

Мини-проект

2

7

Семейные праздники

Праздники семьи как традиция. Развлечения на семейных праздниках

Занятие - праздник

1

8

День рожденья – лучший праздник

Как отметить день рождение? Приглашения гостей. Прием гостей. Угощение и развлечение гостей.

Ролевая игра

1

9

Поощрения и наказания

Поощрения и наказания в семье, в школе.

Час общения

1

 

10

Подарки

Какие подарки самые ценные. Что можно подарить другу, однокласснику, учителю. Как дарить подарки? Как принимать подарки?

Беседа

Ролевая игра

1

Ты – будущий гражданин

11

Ты - гражданин

Понятие «Родина». Понятия «гражданин», «закон», «страна». Твои первые документы. Юридическая и моральная ответственность за совершенные проступки.

беседа

2

12

Одна у человека мать, одна у него Родина

Понятие «патриотизм». Символика России. История российского герба, флага. Гимн России.

Беседа

диалог

2

13

Наш родной язык - русский

Понятие «родной язык». Знание родного языка.

Русский язык как средство общения.

Игра-викторина

Беседа

1

14

Мама – слово дорогое

Мама в жизни человека. Мини-сочинение «Портрет моей мамы»

Час общения

1

Этикет в жизни человека

15

Что значит уважать себя?

Нормы нравственности. Забота о детях как о будущем страны. Забота о людях старшего поколения. Понятия «уважение к себе», «терпимость», «нетерпимость», «равнодушие».

Час общения

5

16

Этикет в жизни человека.

Внешний вид.

Что говорит о человеке его внешний вид?

Что влияет на внешний вид человека?

Что значит хорошо выглядеть?

Проблемное обсуждение

Тренинг

4

 

Этикет и мода

Дискуссия по теме

дискуссия

17

Здоровый образ жизни

Что значит вести здоровый образ жизни?

 

Проблемное обсуждение

викторина

3

18

Вредные привычки

Вредные привычки. Можно ли от них отказаться?

Проблемное обсуждение

Тренинг

2

 

Мини- проект

Создание плаката Отказ от курения»

проект

 

Этикет телефонных разговоров

Как правильно общаться по телефону. Нужно ли соблюдать определенные правила

Беседа

Ролевая игра

19

Этикет на улице и в общественном транспорте

Необходимость соблюдения правил поведения в общественных местах. Пользование общественным транспортом и правила поведения в нем. Отношения к старшим и младшим при пользовании общественным транспортом.

Беседа

викторина

20

Этикет за столом

Уважение себя и других за столом. Что, где и как едят? Беседа за столом. Правила использования сервировочных предметов. Поведение в школьной соловой. Защита плаката для школьной столовой.

Викторина

Защита плаката

Ролевая игра

4

21

Этикет покупателя и продавца

Основные правила поведения и общения в магазине. Нравственные нормы отношений в процессе торговли как выражение нравственной культуры.

Ролевая игра

Я и другие люди

 

Я в школе

Основные правила поведения школьника. Бережное отношение к школьному имуществу.

Внешний вид школьника. Изготовление эскиза школьной формы.

Беседа

Минипроект

 

Школа будущего

Какой вы представляете школу в плане отношений между участниками образовательного процесса.

минипроект

 

Я и мои одноклассники

Мои товарищи. Совместная учеба, игры, отдых. Дружба между мальчиками и девочками. Общение с учителями. Проявление внимания друг к другу

Проблемный диалог

 

Дом, где я живу

Правила общежития. Культура поведения в семье, быту. Культура поведения во дворе. Соблюдение звукового режима. Причины разногласия между соседями

беседа

 

Викторина

«Умеете вы общаться с людьми»

викторина

 

В школьной столовой

Проявление уважения к труду работников столовой. Культура поведения за столом. Минипроект «Правила хорошего тона в столовой»

Беседа

минипроект

22

Проект «Как стать интересным человеком?»

Обобщение полученных знаний. Работа в группах над проектом. Защита проекта.

Проект

 

Турнир «Знатоки этикета»

Обобщение полученных знаний. Викторина. Конкурсы

викторина

23

Итоговое занятие

Подведение итогов

 

викторина

2

 

 

Список литературы для учителя

 

 

1. Агапова И Давыдова М. Игры и задания для чудо-воспитания. Этикет для детей – Москва «Лада»2004г

С.И.Семенкова «Уроки добра», Москва, 2004.

2 . Богданова О.С.Калинина О.Д.Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. – Москва. !987г

3.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.

4. Ерина Е.Г. «Этика». Программа классных часов для учащихся 5-11 классов. Ж-л «Классный руководитель» Москва №3 2007г

5.Смирнов Н.А.«Этика и этикет младших школьников». – Москва, 2002.

 6. Лихачева Л.Школа этикета. – Екатеринбург, 1997г

7. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников.  Ж-л «Классный руководитель» Москва №3 2007г

 

 

Список литературы для ученика

 

 

1. Балабанова И.П. Счастливая этика. 1997г

2. Доренко Е.Н. Азбука этикета. – Москва, 1996г

3. Лихачева Л.Уроки этикета. – Екатеринбург, 1996г

4. Насонкина С.А. Уроки этикета Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003.

5.Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа кружка внеурочной деятельности "Этика""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-консультант

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Этика» ориентирована на реализацию социального и духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.

Сегодня, когда культура способна разрушить духовно-нравственное начало личности этика как теоретическая основа нравственной культуры человека должна быть в школе одним из основных предметов. Ребенку, вступающему в жизнь, нелегко разобраться в причинах того или иного действия взрослых. В современном мире через СМИ пропагандируются примеры человеческих взаимоотношений, в которых человеческие ценности отодвигаются на второй план. В качестве приемлемых правил проживания в обществе там провозглашаются неуважение друг к другу, применение силы, денежный диктат и другие негативные качества.

 Реально, кто сегодня может противостоять этому потоку негатива является семья и школа, которые могут воспитывать у детей нравственные правила жизнедеятельности.

Подростки 9-11 лет отличаются особой чувствительностью к окружающей жизни, восприимчивостью, способные впитывать, запоминать поведенческие модели. Поэтому данный курс поможет обучающимся  сформировать в себе уважение к личности окружающих и самому себе.

Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 6 классов на 34 часа. В ней уделяется  внимание этикету и правилам нравственного общения между людьми.

Главная цель данного курса: создание условий для формирования нравственных ценностей через познание сути морального выбора человека.

Задачи:

·        Способствовать нравственно-этической  ориентации обучающихся;

·        Воспитывать ценностное отношение к стране, Родине, родному языку;

·        Развивать коммуникативные способности школьников;

·        Способствовать формированию позитивной позиции подростков по отношению к окружающему миру, людям, самим себе;

·        Закреплять навыки бесконфликтного общения;

·        Поддерживать интерактивную деятельность: обращение за информацией к различным источникам.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 915 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 387
    • DOCX 106.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тизина Антонина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тизина Антонина Сергеевна
    Тизина Антонина Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 7669
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Эффективная корпоративная коммуникация

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление фобий: шаг за шагом к свободе от социальных источников страха

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек