Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрограмма кружка "Школьный журнал"

программа кружка "Школьный журнал"

Скачать материал

уМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №14

ст. Владимирской МО Лабинский район

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Проект:  «Школьная газета «Всезнай»

 

 

 

 

 

 

                                                                         Автор:

                                                                         Кнышук Татьяна Владимировна

                                                        учитель русского языка и   

                                                  литературы ООШ№14

                                                     

 

ст.Владимирская, 2013 г.

 

Содержание

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА.. 5

ФРЕЙМ ПРОЕКТА.. 6

РАБОТА НАД ЖУРНАЛОМ... 11

Этапы создания школьной газеты: 11

Схема редакционной коллегии. 13

Макет газеты. 14

Финансирование. 17

ИТОГ РАБОТЫ... 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Русский язык как учебный предмет играет большую роль в разрешении образовательных и воспитательных задач, поставленных перед школой. Десять лет, проведенных в школе, должны быть для ученика не только годами становления личности, но и годами формирования гражданина. Сегодня недостаточно дать учащимся просто сумму знаний. Необходима повседневная, кропотливая воспитательная работа, направленная на формирование у учащихся научного мировоззрения, высоких морально-политических качеств, активной жизненной позиции. Из тысячи слагаемых шаг за шагом формируется нравственный фундамент личности. Большую роль в достижении поставленных целей  выполняет внеклассная работа. Одной из форм этой работы стало создание школьной газеты «Всезнай».

Разработка проекта «Школьная газета «Всезнай» связана с реализацией задач ФГОС 2 поколения. «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):

 - любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

 - осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

 -креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

 - владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

 - мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

 -готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.

             Основой для разработки проекта послужили результаты опроса, проведенного среди учащихся и учителей оош№14, итоги круглых столов, дискуссий на уроках русского языка.

Обсуждались основные вопросы:

Читаете ли Вы газеты и журналы?

Какой тип печатных СМИ предпочитаете?

Необходима ли в образовательном учреждении школьная пресса?

Довольны ли Вы информацией, публикующейся в газетах и журналах?

Какой вид информации хотели бы найти в журнале?

Как часто следует выпускать журнал?

Анализы результатов были использованы в организации работы над журналом.

             Проект направлен на развитие культуры речи, творческих способностей учащихся, занимающихся подготовкой и выпуском школьной газеты. Занятия предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить.

             Такая работа необходима учащимся, так как не только творчески развивает, но и  воспитывает, расширяет кругозор, формирует лидерские качества. Благодаря таким проектам формируется личность с необходимыми способностями для нормальной жизнедеятельности в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА

 

Цель:  Формирование условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования, формирование медиакультуры в профильной ориентации обучающихся .

 

Задачи:

1. Познакомить учащихся с журналистским делом.

2. Повысить информационную культуру  и  культуру речи обучающихся.

3. Разработать и систематически выпускать школьную газету «Всезнай».

 

Актуальность.

             Актуальность данного проекта состоит в том, что в процессе работы над проектом у учащихся  формируется необходимые качества современного человека.

 

Техническая база:

 - бумага;

 - принтер;

 - персональный компьютер с программой Word, Adobe Reader Updater. Pchotoshop и др.

 - сканер;

 - фотоаппарат;

 - диктафон.

 

Возраст: 12-16 лет

 

Форма и режим занятий:

Занятия будут проводиться два раза в неделю продолжительностью в один учебный урок.

 

Проект состоит из двух частей:

1- Теоретическая (обучение учащихся );

2 –Практическая ( подготовка и выпуск газеты).

 

 

 

ФРЕЙМ ПРОЕКТА

 

Этап проекта

Действия учителя

Действия учеников

1.Подготовительный

 - Вступительная лекция учителя об истории журналистики.

 - Озвучивает проблему проекта и цель.

 - Объясняет структуру редколлегии журнала.

 - Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся, формирует творческие группы.

 - Объясняет цель и задачи каждой группы

 - Знакомит с годовым планом выпуска школьной газеты «Всезнай».

 - посещение занятий.

 - введение конспектов

 - помощь учителю в организационной работе по объединению в творческие группы.

2. Выполнение проекта

 - Проводит ряд занятий по формированию у учащихся журналистских навыков.

 - Практические занятия по формированию навыков текстов разных жанров публицистического стиля.

 - Обсуждение и формирование основных рубрик газеты.

 - Распределение обязанностей между творческими  группами учащихся.

 - Формирование макета газеты

 - выполнение творческих заданий учителя

 - формирование основных рубрик журнала.

 - формирование макета газеты

3. «Тихая» презентация

 - помощь в сборе информации и формировании пилотного выпуска газеты «Всезнай»

 - сбор информации

 - оформление пилотного выпуска газеты

4. «Громкая» презентация

Организация первого выпуска газеты «Всезнай»

Распространение первого выпуска газеты «Всезнай»

5. Рефлексия

 -Учитель подводит итоги занятий

 -комментирует и оценивает работу учащихся, стараясь выделить всех, чтобы дети поняли свои удачи /неудачи.

 - Исправляет ошибки.

 - Исправляют ошибки и  выпускают обновленный вариант газеты.

6. Итог

Учитель выступает в  роль тьютора и редактора газеты

Ежемесячный выпуск газеты «Всезнай»

 

 

Учебно-тематический план.

Тема

Общее количество часов

Теория

Практика

Теоретическая часть

1

Краткое введение в историю журналистики.

3

2

1

2

Жанры публицистического стиля

9

9

0

3

Художественное и техническое оформление.

5

5

0

4

Редакционно-издательская деятельность.

7

7

0

Практическая часть

5

Работа над выпуском газеты.

71

0

71

6

Итоговое занятие.

1

1

0

 

ИТОГО

96

24

72

 

Календарно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Форма

Дата

П

ф

Теоретическая часть

Краткое введение в историю журналистики.

1

История возникновения журналистики. Журналист и его профессия. Законы о СМИ

1

Лекция

 

 

2

Газетный мир

1

Лекция

 

 

3

Практическое занятие: «Газеты и журналы, которые вы читаете»

1

Практическое занятие

 

 

Жанры публицистического стиля

1

Публицистический стиль. Его особенности, структура, жанры.

1

Лекция

 

 

2

Жанры журналистики. Общее знакомство.

1

лекция

 

 

3

Заметка. Её виды. Обучение написанию заметки.

1

Лекция с практическими упражнениями

 

 

4

Репортаж. Особенности. Структура. Обучение написанию репортажа

1

Лекция с практическими упражнениями

 

 

5

Интервью. Система вопросов. Обучение написанию интервью

1

Лекция с практическими упражнениями

 

 

6

Очерк. Обучение написанию очерка.

1

Лекция с практическими упражнениями

 

 

7

Рецензия. Структура. Написание рецензии.

1

Лекция с практическими упражнениями

 

 

8

Статья. Структура, языковые особенности.

1

Лекция с практическими упражнениями

 

 

9

Практикум по написанию статьи на разные темы.

1

Лекция с практическими упражнениями

 

 

Художественное и техническое оформление.

1

Верстка

1

Лекция

 

 

2

Фотография. Правила расположения в газете.

1

Лекция

 

 

3

Рисунок в газете. Его особенности. Программы по созданию рисунков.

1

Лекция

 

 

4

Виды оформления заголовок

1

Лекция

 

 

5

Дизайн газеты

1

лекция

 

 

Редакционно-издательская деятельность.

1

Структура редакции

1

лекция

 

 

2

Структура газеты

1

лекция

 

 

3

Типы и виды школьных газет

1

лекция

 

 

4

Макет и макетирование

1

Лекция

 

 

5

Макет первой полосы

1

лекция

 

 

6

Создание пилотного выпуска газеты

1

лекция

 

 

7

Редактирование. Практическое занятие по редактированию материалов.

1

лекция

 

 

Практическая часть

Работа над выпуском газеты.

В течение  года систематический сбор информации и выпуск номеров газеты «Всезнай»

Итоговое занятие.

1

Подведение итогов

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТА НАД ЖУРНАЛОМ

Этапы создания школьной газеты:

1)    Создание команды единомышленников 

                                  

2)    Распределение редакционных обязанностей.

1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты, учитель русского языка и литературы) 2. Главный редактор 3. Дизайнер 4. Журналисты 5. Фотокорреспонденты 6. Корректоры  7. Верстальщики 8. Выпускающий редактор)

 

3)    Определение вида  газеты.  (макет, основные колонки)

 

4)    Разработка плана работы пресс-центра. Пример плана:

·        Провести учредительное собрание для создания журналистского объединения

·        разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;

·        распределить обязанности между учащимися вошедшими в ЖО

·        разработать положение о школьной газете;

·        выбрать название газеты.

·        Провести рекламную акцию по созданию

·        Выпуск первого номера. Презентация первого номера 

·        Запланировать выход газеты 2 раза в месяц

 

Схема организации выпуска школьной газеты.

Прямоугольник: скругленные углы: 1.Подготовительный:
- Обсуждение темы номера, материалов для рубрик.

 

 

 

 

 

 

 


Прямоугольник: скругленные углы: 2. Сбор информации
Распределение тем рубрик, закрепление за каждым членом газеты  материала для статьи.

 

 

 

 

 

 


Прямоугольник: скругленные углы: 3. Макет выпуска
Составление макета газеты, распределение в номере материала, иллюстраций. Оформление «пилотного» выпуска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Прямоугольник: скругленные углы: 4. Редактирование «пилотного» номера«
Редактирование материала статей, дизайна «пилотного номера»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Прямоугольник: скругленные углы: 5. Распространение материала
Выпуск номера газеты, распространение по школе газеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема редакционной коллегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Обязанности членов газеты «Всезнай»

1. Редактор

 - продумывает, какие статьи будут в номере, распределяет их журналистам, следит за выполнением статей и проверяет их;

 - несет ответственность за подбор содержания газеты, содержания сроков выхода в печать и получение каждым классом школы ежемесячного номера газеты;

 -  контролирует работу компьютерной поддержки, контролирует и консультирует специальных корреспондентов.

 - Рассчитывает, сколько потратить денег, чтобы выпустить газетный номер.

2. Корреспондент

 - собирает информацию, обрабатывает ее и пишет статьи;

 -  создает рекламу, листовку, проводит анкетирования.
3. Фотограф

 - собирает иллюстрации к материалу статьи, фотографии;

 - оснащает журнал рисунками и изображениями.

4. Дизайнер

 -разрабатывает дизайн выпуска  и  обложку;

 - осуществляет набор и макетирование материалов школьной газеты.

5. Программист

.  - отвечает за выпуск газеты;

 - входит печать газеты, составление архива..

Макет газеты.

Страница №1

Надпись: Беседа за чашкой чая
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Надпись: Поздравляем 
________________
____________
Всезнай
Надпись: Анонс
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Страница №2

Свиток: вертикальный: Страничка литературы
Надпись: Редколлегия

 


 Примерный перечень тем выпусков газет:

 

1. Знакомство (с начальными классами, с классами среднего звена, со старшими классами, с различными службами в школе, направлениями работы: спортивной деятельностью, экологическим движением, правовой школой и т.д.; с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).

2. День учителя

3. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.).

4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).

5. Новый год

6. Рождество

7. День святого Валентина

8. Тематические недели по предметам

9. День защитника отечества

10. Международный женский день

11. Еще раз о космосе

12. День смеха.

13. Мир, труд, май

14. Победа деда – моя победа

15. Итоги года

 

 

 

 

Финансирование

 

Примерный расчет материалов на 1 год

Материал

 

Расход

1

Бумага

3 пачки

2

Краска черная

1 катридж

3

Краска цветная

1 катридж

4

Фотоаппарат

1шт

5

Диктафон

1 шт.

6

Компьютер

1 шт.

Итого

~ 1000 р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГ РАБОТЫ

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки: Планируемым результатом обучения по программе будет являться создание коллектива учащихся, который будет самостоятельно заниматься выпуском школьного периодического издания.

Учащиеся, прошедшие обучение по данной программе в конце курса обучения приобретут следующие теоретические и практические знания, умения и навыки:

Предметные знания в следующих областях: журналистика как форма информационной деятельности; журналистика как профессия; создание журналистского текста; основные газетные жанры; редактирование; редакционный коллектив; структура газетного номера; иллюстрация в газете; макетирование и верстка газеты.

Предметные умения и навыки – навыки анализа текста как конечного результата журналисткой деятельности, создание текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки работы с научной, справочной литературой.

Интеллектуальные умения и навыки – умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.

Мыслительные навыки – навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.

Обучающиеся должны знать основные понятия журналистики, этапы ее развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

1.     Богданов Н.Г. Справочник журналиста Л. Лениздат, 1971.

2.     Васильева Л.А. Делаем новости! (учебное пособие). М. Аспект-Пресс, 2002.

3.     Ворошилов В.В. Журналистика. СПб, 2000.

4.     Ворошилов В.В. История журналистики России. СПб, 2000.

5.     Кашлева Н.В. Пресс-клуб и школьная газета. Занятия, тренинги, портфолио. Волгоград, «Учитель», 2009.

6.     О печати: закон РФ.

7.     Оформление периодических изданий. / под ред. Киселева А.П. М., 1988.

8.     Попов А.А. Производство и оформление газеты. М., 1986.

9.     Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1995.

10. Спирина Н.А. Журналистика в школе. Программа, материалы к занятиям. Волгоград, «Учитель», 2010.

11. Шостак М.И. Интервью. Метод и жанр. М., 1997.

Список литературы, рекомендованный учащимся:

1.     Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. М., 1969.

2.     Зивильчинская Л. Заметка о литературном мастерстве. М., 1962.

3.     Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1995.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа кружка "Школьный журнал""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по автоматизации производства

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка проекта «Школьная газета «Всезнай» связана с реализацией задач ФГОС 2 поколения. «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника школы»):

 - любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

 - осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

 -креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

 - владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

 - мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

 -готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.

         Проект направлен на развитие культуры речи, творческих способностей учащихся, занимающихся подготовкой и выпуском школьной газеты.Занятия предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить.

         Такая работа необходима учащимся, так как не только творчески развивает, но и  воспитывает, расширяет кругозор, формирует лидерские качества. Благодаря таким проектам формируется личность с необходимыми способностями для нормальной жизнедеятельности в современном обществе.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 852 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 460
    • DOCX 68.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Перцева Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Перцева Татьяна Владимировна
    Перцева Татьяна Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 16
    • Всего просмотров: 71254
    • Всего материалов: 39

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 144 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Путь к внутреннему спокойствию: освобождение от тревоги, злости и стыда

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 628 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов